69 Там же, с. 303. 70 Старец Иосиф в своем Слове о Божественных Страданиях подробно описывает Сошествие Спасителя во ад, согласно со святоотеческим преданием. Наст. изд., с. 309—311. 71 Там же, с. 311. 72 Подробнее об этом см.: «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 270—271. Ср.: «Рассмотри свое достоинство, насколько ты драгоценен, ведь высшим ангелов сделал тебя Бог, когда и Сам Он в Своем Лице ради твоего достоинства и искупления явился на земле» (прп. Макарий Египетский, Духовные Беседы, 15, 43. PG 34, 605). 73 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 254. 74 «Таинство священства», наст. изд., с. 428. 75 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 396. 76 См.: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 399—400. 77 Св. Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 7 (Рассмотрение, 8) Сочинения, с. 728 (греч.), 729 (рус.). 78 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 400. 79 Там же, с. 401. 80 По необходимости, мы вынуждены ограничиваться краткими указаниями на те истины веры, о которых специально не говорит старец Иосиф, но которые нам нужны для общей картины. Более подробный богословский анализ темы любви как способа бытия Бога и человека см.: John D. Zizioulas, Being as Communion, особенно с. 42—49; 101—109. 81 «Познай себя», наст., с. 201. 82 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 405. 83 Там же, с. 406. 84 Первое слово против иконоборцев. PG 99, 340. 85 Св. Николай Кавасила, Изъяснение Божественной Литургии, 38 Христос. Церковь. Богородица. Москва, 2002, с. 170. 86 Ιερομναχος Γρηγριος . θεα Λειτουργα . Σχλια . κδ . Δμος , Αθνα , 1985, σ . 32. 87 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 406. 88 Там же, с. 407. 89 «Таинство священства», наст. изд., с. 436. 90 См.: «Таинство покаяния», наст. изд., с. 415 и далее. 91 Св. Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 7 Сочинения, с. 312 (греч.), 313(рус.). 92 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 257. 93 Рус. пер. стихиры на Славу на Хвалитех праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. — Все ссылки и примечания в книге, за исключением особо оговоренных случаев, даны переводчиком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Вторая книга (IIA2a) состоит из 225 листов бело-серой и серой бумаги так-называемого альбомного формата: сначала помещено 22 листа бело-серой бумаги, за которыми следуют 80 листов серой, из которых 57 заняты текстом, и наконец опять 22 бело-серой. Листы серой бумаги – обрезки от больших листов, на которых был текст, как это видно по некоторым оставшимся словам на этих обрезках в перпендикулярном направлении. По содержанию, она составляет дополнение к предыдущей книги; заглавие ее следующее: «Реки, потоки, озера, источники, минеральные ключи в Обетованной земле (1843). С.-Петербург». Описания вообще довольно кратки, но встречаются между ними и более или менее подробные; они составлены по русским и иностранным пособиям. Кроме того здесь начата статья: «Первобытные жители Обетованной земли» (с л. 77), но на 4-м листе (т.е. 80) она прерывается. В предыдущей книге этих глав именно и не достает. " Первое Путешествие Архимандрита Порфирия в Синайский монастырь в 1845 году». Один том (IIA3) в лист, заключающий в себе 279 листов, из которых нумерованы по страницам 204 (=2+406 стр.) до главы седьмой; остальные до конца нумерованы только по тетрадям, начиная с 18-й (в которой только 10 листов) и кончая 23-й (по 12 листов в каждой). Не все листы исписаны, а именно страницы 396–406 и 3½ листа в 23-й тетради остались белыми. Вся рукопись написана рукой о. Порфирия ; в ней довольно много поправок и немало мест зачеркнуто. Этот список описания путешествия есть оригинал печатного издания, вышедшего в С.-Петербурге в 1856 г., в 8-ку. Печатное издание описания этого путешествия, однако, сделано с другого его списка в одной книге (II.A4) в большой лист, писанной частью рукой о. Порфирия, частью другой рукой каллиграфически . Этот список заключает в себе 273 листа (или стр. 2+544); во многих местах листы книги вырезаны. На этой книге видны пометка цензора и сургучная печать; во 2-й половине книги листы запачканы от рук наборщика. В некоторых местах текст поправлен и иногда рукой цензора, а некоторый места совсем зачеркнуты и в печати опущены; на многих листах отмечено карандашом о. Порфирием «опущено», а на поле страницы 21 записано: «От 211 стран, до 222 опущено все» и т.п. в этом роде. И действительно зачеркнутых в рукописи мест нет в печатном издании.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На следующем (пятом) месте стоит защита Кириллом и Мефодием учения о Пресвятой Троице. они — «Троицы Единосущной велегласные проповедники» (Минея 1987: 406). «Имиже» мы познали «Присносущную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа» (Минея 1987: 406–407). Кирилл — «Богословия труба златокованная, таинство Святыя Троицы подобием солнечным уяснивый и тем злохульные уста агарянские заградивый» (Минея 1987: 407). Седален после третьей песни канона развивает эту тему. В нем говорится о том, что Кирилл уподобил Троицу солнцу: Отец — солнечный круг, Сын — свет, Святой Дух — тепло (Минея 1987: 413). Солнце в качестве подобия Пресвятой Троицы использовали до Кирилла: Солнце, Свет, тепло суть одно, и разделить их невозможно. Это сравнение встречается в христианском богословии уже в IV веке у любимого Кириллом святителя Григория Богослова. (см.: Григорий 1993: 460, 462). При этом надо отметить, что святые братья не только защищают Троицу, но, как говорится об этом в службе, они сами просвещаются светом Пресвятой Троицы, наставляются ей, как надо защищать православное учение. 2-й кондак после шестой песни канона обращен к Мефодию, в нем подчеркивается, что Мефодий «зарями трисолнечными Божества освещаемь». Здесь встречаем еще одно уподобление Троицы солнцу: Троица — это три солнца в одном. Поэтому Кирилл и Мефодий смогли как «пастыри» Христовой Церкви научить «словесныя овцы веровати в Троицу Единосущную во Едином Божестве» (Минея 1987: 410) Особый интерес представляет 4-й тропарь шестой песни первого канона: «Ересем всем противен явился благодатию, Мефодие, достойными ответы, от Отца убо Параклита исходяща, а не от Сына, глаголя, но равенством Троицу чисте исповедая» (Минея 1987: 422). Важно отметить, что в этом тропаре указывается на православное отношение святого Мефодия к возникшему тогда богословскому спору об исхождении Святого Духа: «Благодатию Божиею ты против всех ересей дал достойный ответ, и Параклита (Духа Святаго) именовал исходящим от Отца, а не от Сына, научая воздавать Троице равную честь» (перевод А.В. Горского). Отметим, что такого эпизода нет в житиях Кирилла и Мефодия. О защите братьями православного учения о Пресвятой Троице в службе говорится в общей сложности 10 раз.

http://pravoslavie.ru/46730.html

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). 259. С.463-467. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64//Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. - Изд. 3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: " si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes... " [ " если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы... " ]. (In definit. Fidei [В " Определении веры " ]). 4. См. нашего Православно-догматического богословия 226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание... Ответ 66//Догматические послания... С.50. - Изд. 6. Православное исповедание... Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18//Догматические послания... С.48-49,182-183. - Изд. 7. Cursus Theologiae completus. T.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/319/...

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). §259. С.463-467. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64//Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. - Изд. 3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: " si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes... " [ " если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы... " ]. (In definit. Fidei [В " Определении веры " ]). 4. См. нашего Православно-догматического богословия §226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание... Ответ 66//Догматические послания... С.50. - Изд. 6. Православное исповедание... Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18//Догматические послания... С.48-49,182-183. - Изд. 7. Cursus Theologiae completus. T.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Coislin. 269. F. 97-296; Vat. gr. 2079; Patm. 742; Paris. gr. 494; ГИМ. Син. гр. 93. В Др. Руси, помимо Жития, о Н. С. знали из памяти, включенной в Пролог. В Минологии Василия II память Николая Студита под 4 февр. отсутствовала (однако под 4 февр. помещена миниатюра с изображением неизвестного коленопреклоненного святого, к-рый был отождествлен с Н. С.). В славянском переводе Минология «память отца нашего Николи монестыра Студийскаго и исповедника суща от Критьскаго острова» не сопровождается специальным сказанием (Пролог по ркп. Публичной б-ки Погодинского Древлехранилища 58. СПб., 1917. Вып. 2: Янв.-Апр. Стб. 366), к-рое появляется лишь во 2-й редакции Пролога (см. Прилуцкий Пролог: РНБ. Погод. А. 1/2641. Л. 255-255 об., греческий оригинал неизвестен). В Стишном Прологе под 4 февр. читается другой, отличный от 2-й редакции Пролога, текст памяти (см.: РНБ. Кир.-Бел. 1/1240. Л. 258 об.- 259 об.; греч. оригинал в SynCP. Col. 443-444). В XVI в. все 3 текста (Житие, памяти из 2-й редакции Пролога и из Стишного Пролога) вошли в состав Великих Миней-Четьих под 4 февр. В XVII в. память из Стишного Пролога попала в печатный Пролог, а Житие - в еще более урезанном (сравнительно с первоначальным переводом) виде (см. запись «От Великих Четей въкратце» в кн.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Дек.-февр. К., 1695. Л. 617) - в Минеи-Четьи Димитрия Ростовского. Ист.: Theod. Stud. Ep. 10, 40, 51-55, 57-58, 78-80, 173, 202, 204, 245, 250, 268, 381-382, 384, 388, 392, 402, 405-406, 410, 417, 421, 436, 475; ЖСв. Февр. С. 48-59; Mateos. Typicon, T. 1. P. 227; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 217-219. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997r. Т. 3. С. 54-55; ODB. 1991. T. 2. Col. 1471; Beck. Kirche und Theol. Literatur. 1959. S. 565; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 357-358; PMBZ, N 5576; Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-337; idem. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004. P. 313-322; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 535-539.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

Вечером 28 марта 1933 г. К. стал жертвой разбойного нападения уголовника-рецидивиста. Когда тот явился в дом епископа с просьбой о материальной помощи, К., отойдя от двери, наклонился, чтобы набрать для него картошки. В этот момент преступник нанес ему неск. ножевых ударов в голову и лицо и, считая епископа мертвым, забрал найденные им в доме вещи и скрылся. Придя в сознание, архиерей отказывался выдавать виновника своих ранений, говоря соседям, что упал сам, споткнувшись. Когда преступник был схвачен, К. отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следствие велось лишь потому, что были обнаружены похищенные вещи. Ранения К. оказались тяжелыми, его состояние стало ухудшаться. Он терпеливо переносил сильные боли, несколько раз исповедовался. В Вербное воскресенье и в Страстную седмицу до Великого четверга К. совершал богослужения у себя на дому. Затем наступило резкое ухудшение состояния, и в светлый праздник Пасхи К. скончался. Отпевание было совершено по пасхальному чину еп. Иоанном в сослужении 6 протоиереев и иереев. К. был погребен на местном кладбище, в ряду прежде почивших ссыльных священнослужителей. Арх.: Архив МП. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2041; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 874; Ф. 277. Оп. 1. Д. 3377, 3388, 3415, 3439, 3480; Ф. 470. Оп. 1. Д. 60, 62, 63а, 71, 72; ГА Свердловской обл. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 794; ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 47561; Ленинградский обл. ГА в г. Выборге. Ф. Р-314. Оп. 1. Д. 9; Ф. Р-387. Оп. 1. Д. 64; Оп. 2. Д. 36; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639; Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-4601, 6391. Лит.: Изв. по С.-Петербургской епархии. 1910. 3. С. 6-7, 9, 22, 23; Тульские ЕВ. 1911. 45. С. 47-48; 1912. 1/2. С. 10, 41; 1914. 7. С. 15-16; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 149; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 145-146; Акты свт. Тихона. С. 406, 489, 490, 616, 777, 819, 870; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 156; Стефан (Садо), игум. Российская православная миссия в Урмии (1898-1918)//ХЧ. 1996. 13. С. 73-112; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 619-620; Цыпин. История РЦ. С. 53, 154, 155; Васищев Ю. С. Страницы горького века: Архиеп. Вязниковский Корнилий//Маяк: Газ. Вязники, 1999. 85; Захарова Л. Расстрел Крестного хода в Туле: Год 1918-й//Тульские ЕВ. 2000. 1(29). С. 21-24; Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917-1923 гг.)//БСб. 2000. Вып. 6. С. 26-75; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001. С. 146; Агапов И., прот. Тульская духовная семинария: страницы истории//УЗ Тульской ДС. 2005. Вып. 1. С. 4-9; Брылёв П., свящ. Новейшая история Тульской епархии//Вестн. Тульской ДС. 2011. 4. С. 12-15; 5. С. 10-11.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Наиболее интересны археографические статьи «Каргопольская старина» Д. Берёзкина (1899. 1. С. 15-19) и анонимный труд «Рукописи Александро-Свирского монастыря» (1901. 9-13, 15). Среди многочисленных материалов по этнографии и фольклору особо выделяются статьи «Народные воззрения и черты народного быта по «Причитаниям северного края»» В. Ф. Снитко (1898. 11. С. 17-21), «Олонецкие приметы, поверья и суеверия» Ягодкина (1899. 20, 22, 23; 1900. 1, 3, 4, 15), «Погребальные и поминальные обряды в Ежезерском приходе Олонецкой епархии» (1901. 18. С. 546-549) и «Из материалов по этнографии Олонецкого края. Заплачки по умершим» (1902. 4. С. 165-169) К. Ф. Филимонова, «Из наблюдений сельского священника над деревней» (1908. 13. С. 311-313; 14. С. 334-335; 15. С. 351-353; 18. С. 410-411) свящ. Александра Преображенского. В качестве приложений к «О. е. в.» издавались отчеты Олонецкого епархиального наблюдателя (свящ. Н. Чукова) о состоянии церковных школ Олонецкой епархии (1899, 1903, 1907, 1908, 1910), «Сведения о составе лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Олонецкой епархии» (1899, 1903, 1904, 1908, 1909), «Отчет о состоянии раскола и действиях миссии в Олонецкой епархии за 1900 г.» (1901), Устав Олонецкого епархиального братства во имя прп. Александра Свирского (1903) и отчет о его деятельности (1908), конспекты образцовых уроков по Закону Божию, Свящ. истории и богослужению архим. Фаддея (Успенского) (1903, 1906, 1908), отчет о деятельности Воскресенского братства трезвости (1917), журналы съездов духовенства и собраний правления ДС, отчеты учебных заведений и епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва и др. С 1 мая 1917 г. неофиц. часть помещалась в начале номера, в ней появились революционные материалы, напр. воззвание Союза белого духовенства «Христиане!» (1917. 12. С. 255-257), статьи на актуальные церковно-общественные темы: «Соборы древней Церкви» Елпидинского (1917. 13. С. 275-280; 14. С. 299-304; 15. С. 322-329), «К переживаемому моменту» (1917. 12. С. 257-260), «Впечатления с епархиального съезда» (1917. 15. С. 329-332), «Политические партии и христианская Церковь» (1917. 20. С. 401-406), «Политические партии и школа» (1917. 21. С. 417-421) и «Новые пути пастырства» (1918. 3/4. С. 20-21; 5/6. С. 33-36; 7. С. 55-59; 9/10. С. 91-97) прот. Н. Чукова. Вскоре появились сообщения, не оставлявшие сомнений в характере отношения новой власти к Церкви: «Высылка прот. П. В. Дмитриева» (1918. 7. С. 60-61), «Арест прот. Н. К. Чукова» (1918. 9/10. С. 99-100), ««Ликвидация» Петрозаводского духовного училища» (1918. 11. С. 110-111). После закрытия большевиками Олонецкой ДС издание «О. е. в.» прекратилось.

http://pravenc.ru/text/2578347.html

Было распространено мнение, что миниатюры всех 4 рукописей восходят к некоему общему прототипу. Минологий из Художественного музея Уолтерса большинство исследователей датировали годами правления имп. Михаила IV Пафлагона. Относительно времени создания рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки высказывались разные мнения. Сопоставив оформление минологиев из Балтимора и Москвы, С. Дер-Нерсесян сделала вывод об их принадлежности к разным комплектам иллюстрированных И. м. и датировала рукописи 1034-1041 гг. и кон. XI в. соответственно. Листы Минология из Афин исследовательница считала остатками 3-го иллюстрированного издания, также созданного в XI в. Миниатюры рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки, по мнению Дер-Нерсесян, были скопированы с несохранившегося образца Минология Василия II, поскольку в них существуют расхождения в иконографии с последним. Так, различаются миниатюры, иллюстрирующие Жития прп. Маруфа, еп. Месопотамского (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 132, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 406, под 16 февр.), апостолов Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 101, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 200, под 23 нояб.), мч. Дометия и иже с ним (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 237, под 24 марта; Vat. gr. 1613. P. 89, под 4 окт.), мч. Хрисанфа и мц. Дарии Римских (Син. греч. 183. Л. 220, под 19 марта; Vat. gr. 1613. P. 118, под 17 окт.). Однако выявленные расхождения не настолько значительны, чтобы исключить возможность прямой зависимости миниатюр московской рукописи от ватиканской. Дни празднований в указанных случаях расходятся вплоть до нескольких месяцев. Вполне вероятно, что мастер московской рукописи все же использовал Минологий Василия II в качестве образца, но в некоторых случаях не нашел житий соответствующих святых (всего в Минологии Василия II 430 миниатюр) и проиллюстрировал жития И. м. на основании содержащихся в них сведений. Не исключено также, что существовал 2-й т. Минология Василия II с житиями на др. половину года, содержавший тексты и миниатюры, соответствовавшие иллюстрациям житий на март московского Минология. Среди известных иллюстрированных агиографических рукописей только в московском Минологии есть изображения святых на март (28 миниатюр; миниатюра с изображением мч. Кодрата утрачена, еще на 2 миниатюрах представлено перенесение мощей патриарха Никифора и Благовещение). Из миниатюр афинских фрагментов и Минология Василия II существенно отличается лишь миниатюра к Житию мч. Фемистоклея: в афинском фрагменте (Fol. 1) показано, как палач ведет святого на казнь, в Минологии Василия II (P. 262 - под 21 дек.) изображена сама казнь. Т. о., сопоставление сохранившихся миниатюр не позволяет окончательно подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер-Нерсесян.

http://pravenc.ru/text/389515.html

В 33 Гимне он говорит: «Человека, которого сам Он (Бог) сотворил по образу Своему и по подобию, мы называем миром (κσμον), потому что он украшается (κοσμεται) добродетелями, господствует над земными, подобно тому, как Он (Бог) имеет власть над вселенной» (Hymn.33, 18–21). Этот фрагмент навеян Григорием Нисским , который говорит, что человек, созданный по образу Божию, «украшен (κατεκοσμθη) жизнью, словом, мудростью и всеми подобающими богу благами» (Εργα, τ.А», 406). Преподобный Симеон развивает тему Григория Богослова о человеке, рождающемся «сыном срама», от истекшего семени, которое «сотлело, потом стало человеком, а вскоре будет не человеком, но прахом» (Твор., т. 2, с. 43). В приписываемых преподобному Симеону Алфавитных словах есть такие строки: «Нужно всякого человека с детства... научать познанию себя самого – из чего он состоит, что он есть, и куда должен идти; то есть что он засеменяется чем-то тленным и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно полевой траве.., а во внутренностях своих еще прежде смерти носит то, что является срамом, и зловонием... Всякому человеку нужно знать себя самого, что он – ничто» (ΔΖ, λογ.31, σελ.155). Однако это ничтожное создание одарено умом, благодаря которому оно становится царем, владыкой и богом во вселенной. Противоречие между ничтожностью видимого состава человека и величием его разума подчеркивается в следующем определении: «Человек... есть разумное живое существо, зачинающееся так невзрачно, но потом становящееся таким дивным существом, которое считается богом всего видимого благодаря разумности, отличающей его» (Ibid., λογ.39, σελ.183). Вслед за Макарием Великим , преподобный Симеон говорит о человеке как о храме или доме Божием. Каждое лицо Святой Троицы, – утверждает он, – «богословски» может быть названо домом. Бог Отец живет в Сыне, как в доме, а Сын – в Отце: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин.17:21 ). Отец и Сын вселяются в человека, как в дом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Сказанное об Отце можно распространить на Духа Святого: «Если Дух есть Господь, и Отец в Нем (Духе), и Он в нас, то, опять же, и мы в Нем, и Он с Богом Отцом, и Отец в Нем» (Cat.33, 166–176). Кратко эму мысль можно выразить так: человек есть дом Святой Троицы. Преподобный Симеон часто говорит об обитании Бога в верующих (Eth.4, 848), о «хождении» Духа Святого в наших душах (Eth.6, 151). Если же «дом души» оказывается «пустым от Обитающего в верных» (Eth.4, 847), то это – погибель для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010