376. Киреева М. В. Восточная святоотеческая литература в средневековой Западной Европе//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 109–112. 377. Киреева М. В. Восточные отцы Церкви в комментариях Мейстера Экхарта на Священное Писание//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 125–138. 378. Киреева М. В. Экзегетическая терминология александрийских богословов в комментариях на Евангелие от Иоанна//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 26–31. 379. Лосский В. Н. «Видение Бога» в византийском богословии/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1972. Сб. 8. С. 187–194. Пер. с фр. 8-й гл. из кн.: Боговидение (1962). Ср. 137. 380. Лосский В. Н. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1978. Сб. 18. С. 125–135 Пер. с фр. 2-й гл. из кн.: Боговидение (1962). Др. пер.: 137. 381. Лосский В. Н. Александрия/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1983. Сб. 24. С. 214–229. Пер. с фр. 3-й гл. из кн.: Боговидение (1962). Ср. 137. 382. Лосский В. Н. Каппадокийцы/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1984. Сб. 25. С. 161–168. Пер. с фр. 4-й гл. из кн.: Боговидение (1962). Ср. 137. 383. Малков П. Ю. О воззрениях св. отцов и учителей Церкви на языческую культуру//АиО. 1995. 2(5). С. 157–164. 384. Мейендорф И. , протопр. Апостол Петр в византийском богословии/Пер.: Н. А. Ерофеева; Ред.: Я. Г. Тестелец//АиО. 1997. 3(14). С. 151–172. 385. Павел (Черемухин), иером. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии: Еп. Николай Мефонский , митр. Николай Кавасила и Никита Акоминат/П. А. Черемухин//БТ. 1964. Сб. 3. С. 145–185. 386. Сарычев В. Д. Святоотеческое учение о богопознании//БТ. 1964. Сб. 3. С. 34–63. 387. Сидоров А. И. Предисловие [к сб. «Ученых записок " ]//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 4–5. 388. Старокадомский М. А. Неоплатонизм и христианство //БТ. 1974. Сб. 12. С. 209–216. По творениям святых отцов III–VI вв. 389. Шалимов О. А. Отношение ранних отцов Церкви к проблеме насилия//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 235–252. 390. Шёнборн Х., кардинал. «Для меня большая радость – входить в мир отцов Церкви»: Беседа с кардиналом Христофором Шёнборном, архиеп. Венским и Австрийским/Беседу вел, записал и перевел Е. М. Верещагин//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 301–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Родители Е. В. погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впосл. вблизи от ее гробницы был построен храм, где позднее проходили заседания IV Вселенского Собора (см. ниже). В храме находилась чтимая икона великомученицы, описание которой в «Слове на страдание вмц. Евфимии» принадлежит свт. Астерию (BHG, 623-623a). Известно, что он, скончавшийся в глубокой старости до 431 г., составил это описание в юности, во 2-й пол. IV в., т. е. во время, близкое к жизни Е. В. Согласно Астерию, перед иконой, на которой были подробно изображены страдания святой, стояла рака с ее мощами, однако там же говорится, что гробница святой находилась близ храма (PG. 40. Col. 338). Это описание было дважды прочитано на VII Вселенском Соборе в защиту иконопочитания. Подробное описание храма и раки с мощами Е. В. оставил церковный историк Евагрий Схоластик, по свидетельству к-рого святая время от времени являлась во сне благочестивым людям города с призывом «собирать плоды» в ее храме. Тогда открывалось небольшое отверстие в серебряной раке, и туда просовывался прут с привязанной губкой, к-рая касалась останков. Губка пропитывалась кровью в таком изобилии, что ее собирали в пузырьки и раздавали всем присутствовавшим ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 3). Об этом же чуде сообщает историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, в 594 г. имп. Маврикий усомнился в чуде и пытался исследовать кровь, но, когда крови истекло необычайно много и храм наполнился невероятным благоуханием, император раскаялся в своем неверии ( Theophyl. Sim. Hist. III 14). О вероятном расположении ц. Е. В. в Халкидоне см.: Janin R. La banlieue asiatique de Constantinople//EO. 1923. Т. 22. P. 380-381. Чудо на IV Вселенском Соборе (Халкидон, 8 - 31 окт. 451), созванном имп. Маркианом по поводу монофизитской ереси к-польского архим. Евтихия,- одно из самых известных посмертных чудес Е. В. Заседания проходили в базилике Е. В.- кафедральном соборе митрополии Халкидона. Из-за большого стечения приверженцев противоборствующих сторон на заседаниях шли бесконечные прения, к-рые ни к чему не приводили,- противники все больше убеждались в своей правоте. Тогда архиеп. К-польский св. Анатолий предложил написать оба учения - монофизитское и православное - на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Е. В., что и было сделано. В течение 3 дней рака с мощами оставалась запечатанной. На 4-й день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а правосл. свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиеп. Анатолий, Е. В. на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с правосл. вероисповеданием. Так была утверждена истинность правосл. учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана.

http://pravenc.ru/text/187812.html

На полях рукописи, рукою Евфимия, кроме цитаций Греч. слов, вариантов перевода и страниц печ. Греч. подлинника, писаны ещё разные замечания. Напр. л. 3 об. против места о тетрадях, появившихся в Константинополе и отвергаемых в грамоте восточных патриархов, замечено: подобна си тетрадей и тетрадь названа выкладъ солгавша на сты чтли... времени – л. 328. зрите анаем положены глющы прелагатис хлб и въ н и дха стаг но словесы, дите, и пр. – На об. 246 выставлено: щи т , 7.; л. 260 – щи т , 27.; л. 370 об. щи т спк ; л. 378 об. щи т , сна . Это указывается на список Щита веры, где от слова до слова приводятся места из Мелетия Сирига и Енхиридиона, и только первая цитация, т.е. на л. 7., сходится с находящимся ныне Синод. списком Щита веры 310; вторая читается на об. 20, прочие в других местах. На л. 253 и 381. место из Иоанна Дамаскина предписывается с книги дама, пе: списати; тоже, л. 380, сказано относительно слов Григория Богослова , и разумеется перевод Епифания Славинецкого, изданный 1665 г.; а на об. 344 по переводу Епифания приводится текст, Рим. 5:19 ., с заметкой на поле: Нал. 260 заметка: марк ефеско чт т . 169: 7. На об. 2 и 312: православное книга (Петра Могилы) преведена съ греческа на в цртвюще град москв в лто зрчг... и напечатана в лто. зсд. 309 (по преж. кат. 528). Нектария, патриарха Иерусалимского, о власти папской, в 4 д., 49 л., XVII в. Настоящая рукопись самой книги патриарха Нектария не содержит, но только статьи предшествующие ей в издании Греческом, и указатель на неё. На л. 1. сказано: Блженнйшаг и мдрйшаг великаг и стаг града кръ ко принесенымъ сщихъ во фратрвъ. чре з петрл тхъ (и чител) началств папы, напечатас нн первое (греческимъ тпо) в честной, и господарской обителн стыхъ славныхъ и первоверховныхъ аплъ, зовомй в лто спсителное ахпв. в мц в молдавстй. на же преведес в цртвющемъ велицмъ град москв. За сим в конце, к самому обрезу листа, рукою Евфимия монаха написано: чилищъ грекославенскихъ чителемъ еодромъ полкарповымъ, в лто 7201: агста въ, 1 де . Так как перевод книги Нектария Евфимием включается в число таких, о напечатании которых просил он патриарха на ряду с другими книгами, им переведёнными (см. опис. ркп. 310 Щит веры, л. 5 и 875–1152); да и язык перевода книги Нектариевой свидетельствует о влиянии на него Евфимия: то надлежит допустить, что перевод сей книги, составленный Фёдором Поликарповым, был пересмотрен и исправлен Евфимием, как это было с книгою Мелетия Сирига (См. выше 308, слич. и подпись Евфимия на филологическом лексиконе Епифания Слав., в списке Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс. отд. 1. 238).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

Этот тезис находит косвенное подтверждение и в «Слове 36. О себе самом и к говорившим, что св. Григорий желает Константинопольского престола», где Богослов защищается от обвинений в корыстном намерении занять чужую для него епископскую кафедру . Такую апологетическую речь уместнее было бы произнести до вступления на кафедру, нежели после совершения чина интронизации . Архиеп. Петр (Л’Юилье) считает, что избрание Константинопольских предстоятелей во второй половине IV века происходило собором епископов, бывших в столице по тому или иному случаю (т. е. теоретически интронизация могла состояться и до начала Вселенского Собора 381 г.), но он же подчеркивает, что назначение свт. Григория Богослова на столичную кафедру было торжественно утверждено непосредственно Вселенским Собором . Французский исследователь жизни и творчества свт. Григория Богослова, Ж. Бернарди, описывая трогательные подробности событий 27 ноября, замечает, что святитель сначала отказывался занять кафедру, предназначавшуюся только для законного епископа, но немного времени спустя все-таки поступил так, как от него ожидали . Тем не менее этот французский специалист подчеркивает, что именно на Константинопольском Соборе 381 г. святитель «получил самое официальное из возможных назначений в мире» . К. Уайт убеждена, что 27 ноября 380 г. Богослов «уклонился от возможности стать епископом Константинополя, настойчиво утверждая, что в этом случае необходимо обсуждение участников собора, который должен был быть в следующем году» . Такого же мнения придерживается и современный агиограф, иером. Макарий Симонопетрский . К.Й. Гефеле и М.Ф. Мартруа отмечают, что Богослов занял епископскую кафедру столицы лишь после аннуляции хиротонии Максима Киника, зафиксированной в 4-м правиле собора , т. е. вскоре после начала его работы . Наиболее же ясное и точное указание мы находим у первого агиографа свт. Григория. Описывая перипетии того волнительного дня, пресвитер Григорий говорит, что епископы и народ Константинополя не уступили желанию святителя уклониться от утверждения на столичной кафедре (μ νιδρυνθναι τ θρν), и хотя он не хотел и решительно выступал против этого, «толпа архиереев тем не менее возвела его на архиерейский престол (νδρυσε τς ρχιερωσνης τος θκοις ρχιερων πληθς)» .

http://bogoslov.ru/article/6170984

(CPL, N 1635; PL. 13. Col. 375-418; Epigrammata Damasiana). Наибольшую лит. известность Д. принесли т. н. эпиграммы (epigrammata), или элогии (elogia) - надгробные надписи в честь мучеников или почивших родственников и друзей Д., а также в память о различных важных событиях. Большинство из них было выгравировано на мраморных стелах другом Д., рим. каллиграфом Фурием Дионисием Филокалом. Часть этих надписей сохранилась до наст. времени, но в основном эпиграммы известны по спискам, сделанным в средние века. В наст. время доказана подлинность 59 эпиграмм и 13 фрагментов, принадлежащих Д. (см.: Epigrammata Damasiana. P. 50-53; Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 275). Мн. эпиграммы представляют собой важное свидетельство о почитании мучеников, погребенных в Риме, но в целом их содержание недостаточно определенное. Хотя Д. был знаком с сочинениями рим. классиков, в частности Вергилия и Лукреция, в эпиграммах он, как правило, с небольшими вариациями повторяет обычные агиографические мотивы: описание мучений, страданий, смерти, небесных наград и т. п. Поэтому, несмотря на высокую оценку, к-рую дал поэтическим дарованиям папы блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 103), эпиграммы Д. имеют больше историческую и археологическую, чем лит., ценность. Послания (CPL, N 1633; PL. 13. Col. 347-373). Из посланий Д. сохранилось лишь 10. Большая часть их адресована вост. епископам и связана с арианскими спорами, антиохийским расколом, проблемами Фессалоникийского вик-ства и событиями на К-польской кафедре в 380-381 гг. (Ep. 1-7), др. часть - обращения к блж. Иерониму по различным экзегетическим вопросам (Ep. 8-9). 2-е послание сохранилось во фрагментах и представляет собой изложение веры (Explanatio fidei//PL. 13. Col. 350-353), направленное Д. в 376 г. в ответ на послания свт. Василия Великого и свт. Мелетия Антиохийского (см.: Grillmeier. 1975. P. 350) или составленное Д. на Римском Соборе 377 г. (см.: Mansi. T. 3. Col. 466). 4-е послание включает исповедание веры (Confessio fidei), было написано Д. на Римском Соборе 377 г. (см.: Piétri. 1976. P. 839) или на Римском Соборе 382 г. (см.: Clerval. 1911. Col. 34) и направлено Павлину Антиохийскому (т. н. Догматическое послание Дамаса (Tomus Damasi) - Confessio fidei catholicae//PL. 13. Col. 358-364). Исповедание состоит из 24 анафематизмов против различных тринитарных и христологических ересей, в особенности против пневматомахов, считавших Св. Дух творением Сына. Послание заканчивается утверждением, что вера во Св. Троицу необходима для спасения. Богословские формулы исповедания близки по букве и духу к Символу веры, принятому на Никейском Соборе, к-рый здесь раскрывается и дополняется.

http://pravenc.ru/text/168690.html

Богородичны и Крестобогородичны Службу в честь Богородицы Церковь называет Богородичной; некоторые же из песней в честь ее – Богородичными. В них Церковь воспевает непостижимое рождение от нее Сына Божия. Но те песнопения, в коих Божия Матерь представляется состраждующей Сыну своему Распятому, – как предсказал ей Симеон Богоприимец ( Лк.2:35 ), – называются крестобогородичными. Молитвы Святым Лик Святых Кроме Божией Матери, честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов, Православная Церковь прославляет Святых: 1) Ангелов, 2) Пророков, 3) Апостолов, 4) Святителей, 5) Мучеников, 6) Преподобных и 7) Праведных. Ангелы B Ветхом и Новом Завете многократно упоминается о св. Ангелах, в бытии коих и здравый разум усматривает продолжение непрерывной цепи творения, премудрость и благость Зиждителя вселенной. Некоторые из Ангелов, по гордости своей нераскаянно пали с денницей ( Ис.14 ; Лк.10:13 ) 380 во грех и стали непримиримыми врагами добра, но повинуются верующим о имени Господнем. Прочие же, приближением к Богу, утвердились в добре и соделались непреклонны ко злу, – нетленны по благодати. Имена и действия св. Ангелов Писание указывает различные. На этом основании Дионисий Ареопагит , ученик Апостола Павла и первый Епископ Афинский, изобразил св. Ангелов в девяти ликах, разделив каждый лик на три чина или степени приближения к Богу. На первой – ближайшей к престолу Вседержителя – изображает Серафимов ( Ис.6:2 ), Херувимов ( Быт.3:24 ), и Престолы ( Кол.1:16 ); на второй: Господства ( Кол.1:16 ), Силы и Власти ( 1Пет.3:22 ); на третьей: Начала ( Кол.1:16 ), Архангелов ( 1Сол.4:16 ) и Ангелов ( 1Пет.3:22 ). Почитание св. Ангелов, под именем коих Сам Бог многократно являлся людям ( Быт.16:7–14 ; Мал.3:1 ; Деян.7:38 ), – в Церкви Божией было всегда, от первых времен мира. В Ветхозаветном храме, во Святом Святых, по повелению Божию, поставлены были золотые изображения Херувимов. Явления св. Ангелов возбуждали в людях благоговейный трепет и места их явлений были священны ( Суд.6 ). В Апостольской Христианской Церкви, от начала ее доселе, непрерывно возносится призывание св. Ангелов 381 и воздается почтение им. В объяснение почитания их Лаодикийский Собор, бывший в 364-м году, 35-м правилом внушает воздавать почтение им, как служителям Божиим. В IV и V веках в честь св. Ангелов были созидаемы храмы 382 , совершаемы празднования 383 и св. Отцами произносимы Слова 384 . Отцами Церкви: V века – Анастасием, Патриархом Константинопольским, VII – Иоанном Дамаскиным , IX – Иосифом Студитом и Георгием Никомидийским , XIII – Арсением, Константинопольским Патриархом, написаны хвалебные песни св. Ангелам, ныне поемые Церковью в честь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Богосл. Вестн.» 1916, январь, стр. 48 В. А. «Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков» «Богосл. Вестн.» 1912, май, стр. 1., июнь, стр. 241 «Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом оптат Милевийский» «Богосл. Вестн.» 1912, сентябрь, стр. 247 «Вопрос о Церкви в полемике блаж. Августина против донатистов» «Богосл. Вестн.» 1912, октябрь, стр. 297 «Воплощение и смирение» «Моск. Церк. Вед.» 1913, 51–52 «Моск. Церк. Вед.» 1914, 51–52 «Пасха Нетления» «Моск. Церк. Вед.» 1915, 12–13 «Вифлеем и Голгофа» «Отдых Христ.» 1916, 12 «Грех против Церкви». (Думы об интеллигенции) Петроград, 1916 «Постное и пост» «Чтен. в общ-ве любит. дух. просвещен.» 1914 год Литература «Церк. Вед.» 1913, 50, стр. 561 1935, 23–24, стр. 4 «Прав. Собес.» 1915, сентябрь, стр. 105 «Изв. Каз. Еп.» 1913, 27–28; стр. 839. 1913, 30, стр. 919 1963, 3, стр. 50 «Вестн. Св. Син.» 1923, 4, стр. 23–24 «Вестн. русс. студ. христ. движен.» Париж, 1930, 11 «Именн. список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семинар. на 1917 год» стр. 20 Елевферий митр. «Неделя в Патриархии» Париж, 1933, стр. 123–124 Тодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства» т. 1, стр. 367–368 Архимандрит Иоанн (Снычев). «Церковные расколы» стр. 96–97; 193–194; 315–316; 380–381 Заметки и дополнения Е.М. ФПС III 107, стр. 9 т. XIX, стб. 184 Nach M. Pol’skij, Novye mueniki I, 125–134, war er seit seiner Bischofsweihe (1920) kaum zwei Jahre in Freiheit. Bevor er am 07/20.12.1923 auf die Solovki-Inseln (Kemskij Lager) verurteilt wurde, war er schon ein Jahr in Verbannung in Archangelsk. Mit dem Patriarchen in Moskau hat er nicht länger als ein halbes Jahr Zusammenarbeiten können. 1929 sollte er nach Alma-Ata verbannt werden. Er starb aber in einem Durchgangslager in Petersburg an Flecktyphus. Literatur M. Pol’skij Novye mueniki I, 125–134, 167, 179; II, 28 Prav. Rus’ 1980, 110–120 Regel’son 339, 344, 345, 347, 394, 397, 452, 460, 531 Vest. russ. chr. dv. 134 (1981) 227–234 Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, passim; II, 25, 27, 146

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3. Среди полемических произведений св. Григория прежде всего нужно назвать его книги Против Евномия, числом 12 (по другому счету 13), — это подробный разбор возражений Евномия на книги св. Василия, — сюда включен разбор позднейшего исповедания, представленнаго Евномием императору Феодосию в 383 г. Написаны эти " возражающия слова " в 380 и 381  г. гг. Разбирая аномейскую доктрину, Григорий вместе с тем раскрывает учение св. Василия о Троице. На ту же тему написано объяснительное послание " К Авлавию о том, что не три Бога " — " Против Аполлинария " в последние годы своей жизни св. Григорий написал две книги, — в них он разбирает учение о небесной плоти Христа и учение об отсутствии во Христе человеческого ума. Это — наиболее подробный разбор аполлинаризма. Св. Григорий имеет в виду не только учение самого Аполлинария, но и вульгарный аполлинаризм, с ним уже не вполне совпадавший. Кратко о том же он говорит в послании Феофилу Александрийскому, — Против Аполлинария. — Нужно еще отметить " Слово о Духе Святом, против Македониан Духоборов " Приписываемое св. Григорию " Слово против Ария и Савелия " ему не принадлежит. М. б., — Василию Великому. 4. В положительной форме, хотя с учетом еретических соблазнов, св. Григорий изложил основные догматы в своем " Большом Катехизисе " составленном не позже 385 года. Он предназначен в руководство для огласителей. На основании Писания и доводов разума св. Григорий объясняет здесь учение о вере, о святой Троице, о воплощении, искуплении, о таинствах, — крещении, и Евхаристии, о последней судьбе. Положительный догматический характер имеет ряд небольших трактатов — О св. Троице, к Евстафию Севастийскому, — послание к Симпликию, " О вере " где изложено учение о Божестве Слова и Духа, — " К эллинам, — на основании общих понятий " ... — Особого внимания заслуживает " Диалог о душе и воскресении " написанный под несомненным влиянием Платоновскаго " Федона " Беседа ведется от лица сестры Григория Макрины. Это одно из самых интимных произведений Григория. Одного частнаго вопроса на ту же тему Григорий касается в трактате " О младенцах преждевременно похищенных смертью " — Нужно назвать еще диалог " О роке " происходящий между епископом и язычником-философом, — защита свободы против теории астрологическаго фатализма.

http://sedmitza.ru/lib/text/538110/

2.3.1. Григорий Богослов. Слова 38 к 39 Первый и очевидный контекст обнаруживается из титула главы. Как уже говорилось (раздел 2.1), она представляет собой комментарий на фразу Григория Богослова «Новоустраиваются естества, и Бог делается человеком». Для рассуждения Максима важны даа Слова Григория Богослова : Слово 38 (на Рождество) и Слово 39 (на Крещение), датируемые 25 декабря 380 г. и 6 января 381 г. Фраза «новоустраиваются естества, и Бог делается человеком» принадлежит Слову 39, однако, раздел 13, в котором она находится 204 , повествует о Рождестве Бога Слова во плоти. В этом же Слове 39 имеются отсылки к предыдущему Слову 3 8 205 . Можно показать, что отправными текстами для Трудности XLI Максима являются Слово 39, раздел 13 и Слово 38, разделы 3–4, 9–12. В самом деле, в указанных текстах Григория имеется ряд параллелей к Трудности XLI. Например, в Слове 38: 1) упоминание о бытии и благобытии 206 ; 2) фраза о светлой Благости измышляющей светлый умный мир, а затем мир чувственный 207 ; 3) человек представлен соединителем чувственного и умопостигаемого. Он есть единое из двух (из невидимой и видимой природы); он – некий второй мир – великий в малом; он – поклонник обоих миров, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умопостигаемого; он есть среднее ( μσον) между величием и низостию; он обожествляется через тяготение к Богу ( τ πρς Θεν νεσει) " 208 ; 4)  Григорий замечает, что земная плоть дана человеку после грехопадения: когда завистью дьявола человек согрешил и был изгнан из рая и от Бога, он облекся в кожаные ризы ( δερματνους χιτνας), т.е. в земную плоть… 209 (ср. концепцию привнесённости разделения на мужское и женское у Максима).. В следующем Слове (39, 13) Григорий повторяет сказанное в предыдущей проповеди , говоря: «поскольку надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними вышними, но были и долу некоторые поклонники... для сего создается человек...» Когда завистью дьявола он согрешил, Бог не презрел его. «Что же совершается? Какое великое о нас таинство? – Новоустраиваются естества, и Бог делается человеком... Для сего смешивается несмешиваемое; не только Бог со становлением ( γενσει), ум с плотью... но и рождение с девством ( παρθεν γννησις)... бессмертное с тленным» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010