Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) († 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды , В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита , еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176). Ист.: BHG, N 2000e, 2061m; BHO, N 7; ActaSS. Mart. T. 3. P. 901-902; PG. 117. Col. 380-381 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 17-18, 137, 574-576; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Феодорит. Церк. ист. V 39; ЖСв. Окт. С. 329-330; Март. С. 617; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 19632. T. 2. P. 17-18. Лит.: Peeters P. Une Passion arménienne des SS. Abdas, Hormisdas, Sahin et Benjamin//AnBoll. 1909. T. 28. P. 399-415; Janin R. Benjamin (1)//DHGE. T. 7. Col. 1340; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 799; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79-80.

http://pravenc.ru/text/150273.html

Скачать epub pdf Память святого пророка Самея Память 9 января Святой пророк Божий Самей родился в Силоме 380 в царствование Соломона 381 . При сыне и преемнике последнего, Ровоаме 382 , царство еврейское разделилось, причем колена Иудино и Вениаминово остались верными Ровоаму, а прочие десять колен признали царем Иеровоама, сына Наватова. Тогда Ровоам собрал многочисленное войско, намереваясь силой возвратить под свою власть отторгнутые Иеровоамом колена Израилевы. И было откровение от Господа Самею, человеку Божьему: – Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу. Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. Царь и народ повиновались повелению Господню и братоубийственная война была предотвращена ( 3Цар. 12:21–24 ; 2Пар.11:1–4 ). На пятом году царствования Ровоама за то, что он отступил от Господа, царство иудейское подверглось нашествию Сусакима 383 , царя египетского; многочисленное войско фараона взяло все иудейские крепости и подступило к Иерусалиму. Тогда пророк Самей пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, спасавшимся от неприятеля в стенах столицы, и объявил им: – Так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакима. Услышав это, царь и вожди Иудейского народа смирились и сказали: – Праведен Господь! После того Самею, человеку Божьему, было новое откровение, ибо Господь сказал ему: – Они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако, же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным. Пророческое слово исполнилось. Сусаким разорил Иерусалим и ушел в Египет, а Ровоам царствовал еще двенадцать лет и отвратился от него гнев Господний ( 2Пар. 12 ). Святым пророком Самеем ведены были и записи о царствовании Ровоама. 380 Силом – город в земле колена Ефремова, в Палестине; здесь стояла скиния свидения, устроенная Моисеем. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

САМОУКОРЕНИЕ Самоукорение есть признак смирения (2:265, см. СМИРЕНИЕ , 944). С великим самоукорением должно приступать к Богу (2:39, см. МОЛИТВА , 548). Бог тех оправдывает, кто себя грешником признает Лучше бо всегда себе признавать виновным, нежели себе оправдать. Бог только тех оправдает, которые себе за грешников признают, а тех с правдою своею оставляет, которые сами себе оправдают. Убо, ежели будем себе признавать виновными и грешными, тогда Бог благодатию Своею оправдает нас о Христе Иисусе. Хотя бо бывает, что пред людьми мы невиноваты, но пред Богом всегда виновными находимся. Лучше убо себе всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание делает человека Богу и человекам любезным (1:231). Самоукорение тогда истинно, когда нет возмущения от укорений посторонних Многие называют себе «грешными и многогрешными» (без сомнения всяк человек грешник по Писанию) ( 1Ин. 1, 8 ), но от людей того не терпят. Кто истинно и нелицемерно и в сердце своем называет себе грешником, тот всякое поносное слово удобно претерпит и знака гнева не покажет: яко смирен (4:135). Примеры самоукорения Христианская душа, много Господу согрешившая, но потом в чувство пришедшая и кающаяся, прилично Богу, Создателю своему, с желанием говорит: «стыдно мне очи свои к Тебе возвести». Ты мой Создатель: я Твое создание и дело рук Твоих, «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя» ( Пс. 118, 73 ). Но я сего не разумел, согрешая и беззаконнуя пред Тобою. Создал Ты мене не безчувственною и безсловесною тварию, но человеком, чувствами и разумом и, что более всего того, образом Своим мене почтил. «Образ есмь неизреченныя Твоея славы». Но я того великаго Твоего дарования не разумел, не слушал Тебе, грешил и беззаконновал пред Тобою, и тако оскорблял Тебе, Создателя и Благодетеля моего толикаго. Сего ради стыд лице мое покрывает (4:380–381)... (Смотри такие примеры самоукорения до конца в этом слове.). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 88. О том, что у Бога есть свобода решения 379 Из вышеизложенного можно доказать, что у Бога имеется свобода решения. О свободе решения мы говорим применительно к тем [вещам], которых мы хотим не по необходимости, а по собственному произволу. 380 Так, мы свободны решать, хотим ли мы бежать или идти шагом. Но Бог хочет всех [вещей], кроме себя самого, не по необходимости, как показано выше (1,81). Следовательно, Богу подобает иметь свободу решения. К тому же. Воля Бога, там, где она не определена его природой, склоняется [к тому или иному решению] разумом, как показано выше (1,82). И о человеке говорят, что он, в отличие от прочих животных, обладает свободой решения, именно потому, что хотеть чего-то склоняет его разум, а не заставляет природа, как у зверей. 381 Следовательно, у Бога есть свобода решения. И еще. Согласно Философу, «воля есть цель, а выбор относится [не к самой цели, а] к [средствам], которые [служат] для [достижения] цели». 382 Следовательно, раз Бог хочет самого себя как цели, а прочих [вещей] – как [средств] к цели, значит, в отношении себя у него есть только воля, а в отношении прочих – выбор. Выбор же совершается всегда путем свободного решения. Следовательно, у Бога есть свобода решения. Кроме того. Человека называют господином своих поступков потому, что у него есть свобода решения. Но в наибольшей степени это [свойство] подобает первому деятелю, чьё действие не зависит от другого. Значит, Бог обладает свободой решения. Впрочем, это же можно заключить из смысла самого слова. Ибо «свободным называется то, что само себе причина», как говорит Философ в начале Метафизики. 383 Так кому же больше подобает свобода, как не первой причине, которая есть Бог. 379 Liberum arbitrium – «свободное суждение, или решение», «свобода выбора». Это словосочетание еще с прошлого века было принято переводить по-русски как «свобода воли». Не видя принципиальной разницы между свободой воли и свободой решения, мы все же решили изменить традиции ради большей точности перевода. 382 Аристотель, Никомахова этика, 1111 b 26: «Если желание [направлено], скорее, на цель, то сознательный выбор имеет дело со средствами к цели, например мы желаем быть здоровыми и мы желаем быть счастливыми и так и говорим: [«желаю быть здоровым или счастливым»], но выражение «мы избираем быть здоровыми или счастливыми» нескладно. В целом, выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас». 1113 b 3: «Если цель – это предмет желания, а средства к цели – предмет принимания решений и сознательного выбора, то поступки, связанные со средствами, будут сознательно избранными и произвольными». Читать далее Источник: Сумма против язычников/Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004./Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1 Clemens Alexandrinus. Stromata, 1. V, с. XI. Auftrage der Kirchenväter Kommisson der Königl. Preuss. Akad. der Wissensch. Leipzig, 1906, II Bd., S. 374. 2 Ibid., с XI, p. 380 s. 3 Ibid.. с. XIII, p. 381. 4 Ibid.. с. XII, p. 377—381. 5 Migne. Patrologia graeca, t. XI.- " О началах», I, 1, § 5, p. 124. Ibid, § 6, p. 124 —125. 6 Plotinus. Enneas VI, I, IX, конец § 9 и §§ 10 и N.-Ed. Teubner, p. 522 s. 7 Подсобный разбор спора с Евномнем см. у В. Несмелова: Догматическая система Григория Нисского, Казань, 1887. 8 Epistola CCXXXIV, ad Amphilochium.— Migne. Patrologia, t. 32, col. 869.-См. также Ер. CCXXXIII и CCXXXV, связанные с Евномианскими спорами. 9 Oratio theologica secunda.— Migne. Patrologia, t. XXXVI, col. 28—29. 10 О системе Григория Нисского см.: В. Несмелое. Указ. соч. Для апофатического богословия особенный интерес представляют: Dt vita Moysis.-Migne. Patrologia, t. XLIV, col. 298—430, VI oratio. De beatitudinibus.-Ibid., col. 1264—1277. 11 De Divinis nominibus, II, 4.-Migne, t. 3, col. 640. 12 Ibid 13 Ibid., § 5, col. 641. 14 Ibid., § 4, col. 641. 15 Ibid., § 7, col. 645. 16 Ibid., § 5, col. 644. 17 Ibid. 18 Ibid., § 7, col. 645. 19 Ibid., II, 1, col. 636; IV, 1—4, col. 693—700. 20 Ibid., V, 2, col. 817. 21 De coelesti hiérarchie.— Ibid., IV, 1, col. 177. 22 De Div. nom.— Ibid., V, 8, col. 824. 23 Ibid., V, 6, col 820 s. 24 Ibid., II, 5, cof. 644. 25 Ibid., I, 4, col. 592. 26 De mystica theologia.-Ibid., 1, 1, col. 1000. 27 De Div. nom.— Ibid., II, 5, col. 643. 28 Epistola.— Ibid., V, col. 1073 29 Ep.-Ibid., I, col. 1065; Ep.-Ibid., V, col. 1073 s. 30 De Div. nom.-Ibid., II, 11, col. 649. 31 Ibid., col. 652. 32 Stiglmayr, S. I. Das Aufkommen der areopagitischen Schriften, 1895 (Сводку и критику различных мнений о времени появления «Ареопагитик» и об их авторе см. во введении к труду Durental " a «S. Thomas et le pseudo-Denys», Paris, 1919). 33 О связи терминологии Дионисия с неоплатоновской философией и языческим ииром см.: Н. Koch. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neopla-tonismus und Mysterienwesen (Forschungen zur christlichen Litteratur und Dogmengeschichte. T. 86, Bd. 1, Hefte 1 u. 2), Майнц, 1900; H. F. Muller. Dionysios, Proclos, Plotinos (Beiträge z. Gesch. der Philosophie d. Mittelalters, Bd. XX, Hf. 3—4). Münster, 1918. Оба автора переоценивают неоплатоновские влияния, совершенно игнорируя самоё основу богословия Ареопагита. Для них он лишь неудачный подражатель Прокла и Плотина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4109...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

«Дело Максима» на Втором Вселенском Соборе 24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в Константинополь. Он предложил еп. Демофилу подписать православное исповедание веры. Когда Демофил отказался это сделать, он был изгнан из города вместе со своими сторонниками. После этого император передал кафедральный собор святых апостолов свт. Григорию, признав его законным епископом Константинополя. Однако Максима продолжали поддерживать в Александрии. К тому же и статус свт. Григория оставался не вполне ясным. Сомнения в законности его перемещения с одной кафедры на другую рассеяны не были . Всё это привело к тому, что в 381 г. вопрос о Константинопольской кафедре обсуждался на II Bceлehckoм Соборе. Решение по поводу Максима Киника было оформлено на Соборе в виде особого правила — 4-го. В этом каноне попытка Максима занять Константинопольскую кафедру названа «бесчинием». Его рукоположение, а также все совершенные им хиротонии объявлены «не бывшими». Таким образом, Собор однозначно осудил Максима. Это решение было принято на Соборе до того, как в Константинополь прибыл Александрийский архиепископ Тимофей, сменивший Петра в начале 381 г. Хотя ранее Тимофей поддерживал Максима, но, очевидно, увидев единодушие отцов Собора в вопросе осуждения Максима, он согласился с уже принятым решением. Тем не менее Тимофей инициировал рассмотрение на Соборе вопроса о легитимности пребывания на Константинопольской кафедре свт. Григория. Александрийский архиепископ настаивал на незаконности перехода Григория с Сасимской кафедры в Константинополь . В результате свт. Григорию принял решение отказаться от столичной кафедры ради воцарения мира. Вместо него новым Константинопольским епископом был избран свт. Нектарий . Во время работы Собора сам Максим находился на Западе, пытаясь найти там поддержку. Отчасти это ему удалось. Например, его поддержал свт. Амвросий Медиоланский. В сентябре 381 г. в Аквилее по инициативе свт. Амвросия состоялся Собор, который признал Максима законным Константинопольским епископом и негативно оценил избрание свт. Нектария (преемника свт. Григория Богослова на Константинопольской кафедре). После Собора свт. Амвросий направил письмо императору Феодосию, в котором говорил, что правомерность рукоположения Нектария остаётся неочевидной. По словам свт. Амвросия, Максим привёз на Запад рекомендательное письмо от Александрийского архиепископа и подтвердил этим, что остаётся в общении с Александрийской Церковью. Свт. Амвросий писал, что не имеет оснований подвергать сомнению епископский сан Максима. Потому он предлагал созвать в Риме Собор западных и восточных епископов для более детального обсуждения дела Максима .

http://bogoslov.ru/article/6174233

Скорбя, что цель их не была достигнута, Но, чтоб бесплодным не оставить зло свое, Они-то действо все-таки закончили, И в жалком обиталище хормейстера, В присутствии каких-то темных личностей, Почтенными наперсниками Господа Был пес рукоположен в патриаршество. Таким образом, хиротония Максима все же была совершена. С этого момента Максим заявил, что является законным Константинопольским епископом. На его сторону стали некоторые клирики. Максим рассчитывал получить поддержку императора Феодосия, который в то время находился в Фессалониках. Однако при дворе императора он поддержки не нашел, поскольку ранее Феодосий уже одобрил переезд в Константинополь святителя Григория. Император передал дело Максима на рассмотрение епископа Асхолия Фессалоникийского, а тот, в свою очередь, начал по этому вопросу консультации с Римом. Не достигнув желаемого, Максим отправился сначала в Александрию, а оттуда — на Запад, стремясь заручиться поддержкой западных епископов. «Дело Максима» на II Вселенском Соборе 24 ноября 380 года император Феодосий вступил в Константинополь. Он предложил епископу Демофилу подписать православное исповедание веры. Когда Демофил отказался это сделать, он был изгнан из города вместе со своими сторонниками. После этого император передал кафедральный собор святых апостолов святителю Григорию, признав его законным епископом Константинополя. Однако Максима продолжали поддерживать в Александрии. К тому же и статус святителя Григория оставался не вполне ясным. Сомнения в законности его перемещения с одной кафедры на другую рассеяны не Все это привело к тому, что в 381 году вопрос о Константинопольской кафедре обсуждался на II Вселенском Соборе. Решение по поводу Максима Киника было оформлено на Соборе в виде особого правила — 4-го. В этом каноне попытка Максима занять Константинопольскую кафедру названа «бесчинием». Его рукоположение, а также все совершенные им хиротонии объявлены «не бывшими». Таким образом, Собор однозначно осудил Максима. Это решение было принято на Соборе до того, как в Константинополь прибыл Александрийский архиепископ Тимофей, сменивший Петра в начале 381 года. Хоть ранее Тимофей поддерживал Максима, но, очевидно, увидев единодушие отцов Собора в вопросе осуждения Максима, он согласился с уже принятым решением. Тем не менее, Тимофей инициировал рассмотрение на Соборе вопроса о легитимности пребывания на Константинопольской кафедре святителя Григория. Александрийский архиепископ настаивал на незаконности перехода Григория с Сасимской кафедры в В результате святитель Григорий принял решение отказаться от столичной кафедры ради воцарения мира. Вместо него новым Константинопольским епископом был избран святитель

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5929789...

В так называемом «славнике» блаженный отец Феодор уподобляется доброй земле, о которой говорится в евангельской притче о сеятеле (сравн. Мф. 13, 3–4, 8 и 23 380 ; Мк. 4, 2–3, 8, 14 и 20 381 ; Лк. 8, 5, 8, 11 и 15 382 ), так как он, услышав слово Божие, сохранил его в своем благом сердце, в терпении принес стократный плод и получил от Христа Господа дар разумения тайн Царства Божия. В богородичной стихире продолжается тема Божественной Лозы. Используется перефраз известного тропаря 3–го часа: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...». Мы молимся Владычице, возрастившей нам Плод Жизни – Христа Спасителя, чтобы Она умолила Господа уподобить нас верным Его рабам, даровать прощение согрешений, освободить телесного озлобления, помиловать и спасти наши души. В первой стиховной стихире, написанной на подобен «Доме Ефрафов», восхваляется богомудрость святого Феодора, который ради спасения души бежал от прелестного, преходящего и причастного тлению мира. Во второй стихире в развитие стиха «Честна пред Господем смерть преподобных Его» вспоминаются злострадания, поругание и изгнание, которые перенес преподобный Феодор за свое старческое служение, а также указывается то, что он, по милости Божией, возвратился из девятилетнего Соловецкого тюремного заключения в свою Санаксарскую обитель и в ней упокоился. В третьей стиховной стихире после стиха «Блажен муж, боящийся Господа...» блаженный Феодор ублажается за то, что он положил началом своей премудрости память смертную, из которой рождается святой и благодатный страх Божий (сравн. Сир. 1, 15 383 ). В стихире на «Слава, и ныне» мы приветствуем Пречистую Деву словами обрадования по поводу того, что в Богородицкой Санаксарской обители преподобного аввы Феодора, непрестанно славится Ее чудесное Рождество. В тропаре четвертого гласа Феодор Санаксарский призывается, как богомудрый старец, который еще в своей юности сыновне возлюбил Христа, и, предпочтя всякой иной службе службу Господу, избрал благую часть (сравн. Лк. 10, 38–42 384 ), которая даже смертью не похищается, взыскал у Подателя Жизни единое на потребу и сподобился от Него бесценных даров Божественного учительства и духовного рассуждения, окормляя посредством их всех прибегающих к нему и ищущих спасения души, с усиленной просьбой молиться за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В февр. 1555 г. Никифор, архимандрит Н. П. м., участвовал в поставлении архим. свт. Гурия (Руготина) на вновь открытую Казанскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 250); он же упоминается и в данной грамоте от 8 сент. 1558 г. (АРГ: АММС. 109. С. 246). В июле 1561 г. архим. Галактион подписал крестоцеловальную запись кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- кн. И. Д. Бельского (СГГД. Ч. 1. 172. С. 470-473; 177. С. 484-487). Предусматривалось его участие в поставлении митр. Московского и всея Руси Афанасия (состоялось 5 марта 1564; ААЭ. Т. 1. 264. С. 298). 3 янв. 1565 г. архим. Галактион ездил вместе с др. представителями духовенства к царю в Александровскую слободу. 8 апр. того же года он был поставлен «на Крутицу в епископы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 380, 381, 393, 396). Незадолго до поставления Галактиона во епископа Сарского и Подонского новым настоятелем Н. П. м. стал архим. Антоний, к-рый уже в этом качестве подписал 28 марта 1565 г. крестоцеловальную запись боярина И. П. Захарьина-Яковли Хирона (СГГД. Ч. 1. 182. С. 503-506), в апр. 1566 г.- кн. М. И. Воротынского (Там же. 189. С. 533-537), 2 июля того же года - Приговорную грамоту Земского собора ( Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 172-181). В 1570/71 г. архим. Н. П. м. Вассиан подписал крестоцеловальную запись кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 561-565). 29 апр. 1572 г. Вассиан участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о 4-м браке царя Иоанна IV Васильевича (ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332). В 1573/74 г. архим. Вассиан сделал щедрый земельный вклад в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (АРГ: АММС. 123. С. 263-264). В. Д. Назаров отметил, что, во-первых, вкладчик одаривал тот мон-рь, к-рый ранее возглавлял и из игуменов к-рого был поставлен архимандритом Н. П. м.; во-вторых, что крупная земельная собственность архимандрита и возможность свободно ею распоряжаться «лишний раз подтверждает, что древняя обитель жила не по общежительному уставу» (Там же. С. 483). Прямых указаний на дисциплинарный устав обители в XIV-XVI вв. в известных источниках нет, содержащаяся в монастырских актах XVI в. формула «архимандрит... з братьею», приход на настоятельство в Н. П. м. в 40-х гг. XVI в. Нифонта (Кормилицына), ранее тесно связанного с общежительным Иосифовом Волоцким мон-рем, а также устройство в Н. П. м. в XVII в. каменных трапезных как при Покровском, так и при больничном Никольском храмах позволяют предположить, что по крайней мере в XVII в. обитель формально была киновией. В пользу этого может свидетельствовать и посвящение описанного Павлом Алеппским храма обители во имя прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010