Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». «... Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, - селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, - потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, - дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах - Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом. ... По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690-1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов».

http://sobory.ru/article/?object=00379

Вместе с церковью или рядом с ней строится колокольня. На ней вешаются колокола. Посредством звона верующие созываются в храм на молитву и дается знать, что совершается в храме. В великие праздники (в Пасху) и в царские дни, в знак духовной радости, звон бывает в течение целого дня. Примечание. Дети должны знать о своем приходском храме. Внутреннее расположение храма Внутри храм, как и скиния Моисеева, разделяется на три части: Храм 1) притвор Скиния 1) двор 2) средняя часть 2) святилище 3) алтарь 3) святое святых Притвор Притвор – первая часть храма. В древнее время в притворе стояли оглашенные. Это те люди, которые не приняли еще св. крещения, a только готовились к этому таинству, учились вере Христовой не по книге, а с голоса (по-славянски с гласа), почему и называются оглашенными. В притворе же стояли тяжкие грешники, которым на некоторое время запрещалось входит в самый храм. Средняя часть храма Средняя часть храма – для молящихся – устраивается просторнее притвора и алтаря. От алтаря она отдляется иконостасом. В. Что называется иконостасом? О. Каменная или деревянная стена, в которой помещаются святые иконы. В иконостасе трое дверей: по средине – царские врата, с правой стороны – южные, а с левой – северные. Царские врата называются так потому, что чрез них таинственно во Святых Дарах проходит Сам Царь славы Господь. На царских вратах изображаются – Благовщение Божией Матери и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В иконостасе с правой стороны царских вратъ ставится икона Спасителя, a по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя помещается икона святого, в честь которого сооружен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери. Входит чрез царские двери могут только лица получившие благодать священства, – епископы, священники и диаконы. На сверных и южных дверях по большей части изображаются св. диаконы, напр., архидиакон Стефан, Лаврентий, или архангелы Гавриил, Михаил и др. Иконостасы устраиваются в нсколько ярусов или рядов, в которых поставляются иконы Спасителя, Божией Матери, двунадесятых праздников, пророков, апостолов и различных святых. По средине на самом верху иконостаса, по большей части поставляется Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В XX веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В настоящее время храм является действующим. СТРУКТУРА ХРАМА Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень. Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые. Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

И тем не менее в росписях храмов и по сей день стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов. Поэтому представляется целесообразным привести здесь в качестве примера один из возможных вариантов композиционного расположения росписей и икон в храме, начиная с алтаря, составленный на основании древних канонических представлений Церкви, нашедших свое отражение во многих дошедших до нас росписях древних храмов. При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII веков алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отделенности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами, к средней части храма, носящей у нас название церковь , собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь , таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По прибытии в город Псков на железнодорожном вокзале или в аэропорту вас встретит монастырский автобус. Яндекс.Карты Яндекс.Карты Заселение в гостиницу производится в любое приемлемое для вас время. Паломники размещаются в современных, удобных номерах паломнического центра, находящегося в 20 минутах ходьбы от монастыря, либо в номерах монастырской гостиницы, расположенной совсем недалеко от обители. Монастырская гостиница на Октябрьской площади Монастырская гостиница (интерьер) Монастырская гостиница. Вид номера Питание предлагается в уютных монастырских трапезных, открытых ежедневно с 9:00 до 21:00. В них паломник найдет для себя подходящее меню. Это может быть трапезная паломнического центра (средняя стоимость обеда – 300 рублей), «Монастырский буфет» (средняя стоимость – 500 рублей), кафе «Несвятые святые» (средняя стоимость – 900 рублей). Кафе «Несвятые святые» Блюдо из кафе «Несвятые святые» Трапезная паломнического центра ПОЕЗДКИ ПО ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ У паломников, остающихся в обители на несколько дней, есть возможность поклониться святыням Псковской земли. Наши гости могут посетить Псковский Кремль, древний Троицкий собор, прогуляться по живописной набережной реки Великой, посетить старинные неповторимые и такие красивые псковские храмы Василия на Горке, Анастасии Узорешительницы, святого Александра Невского, Мирожский монастырь и другие. Псковский Кремль Кафедральный Троицкий собор Пскова (подсвечен) Храм свт. Василия великого на Горке, Псков (объект культурного наследия Юнеско) Мирожский монастырь Хождение по водам. Фреска псковского Мирожского монастыря Изборск, известный в истории с VIII века – город-крепость исторической Руси, сохранившаяся до наших дней. Здесь можно увидеть Никольскую церковь XIV века, грозные крепостные стены и башни, пройти к Словенским ключам, впадающим в незамерзающее Городищенское озеро, по которому и зимой, и летом плавают белые лебеди, подняться к старейшему в России Труворовому городищу и побывать на живописном месте съемок фильма А. Тарковского «Андрей Рублев».

http://pravoslavie.ru/144697.html

Сергей 22 февраля 2011, 11:01 Сергею Прежде чем обвинять других во лжи попробуйте напрячь мозг и уяснить что означает понятие " средняя продолжительность жизни " . На то она и средняя, что один прожил 10 лет, другой - 50 а в среднем оба прожили 30. В 8 годам умирало 90% детей. Сергей 22 февраля 2011, 10:59 Афанасию Что давали то и ели. Еще и за работу, хоть и небольшие деньги, но платили. Тем не менее в современной 140-миллионной России в лагерях сидит больше народу чем в Сталинском 160-миллионном СССР. Сергей 20 февраля 2011, 16:16 Спасибо за статью. Я читал, что вел. кн. был массоном. Теперь понятно откуда " ноги " растут у этой лжи. Мария 19 февраля 2011, 19:29 Спаси Господи за статью! Для меня Великий Князь Сергей Александрович - это великий пример мужества, долга и чести как истинного православного христианина. Я прошу у Бога прощения за дерзость, но в свой синодик я вписала имя Сергея Александровича, моя душа просит этих молитв за него перед Господом и я поминаю его. Фотиния 19 февраля 2011, 00:03 Спасибо редакции за статью. Недавно читала книгу " Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия " (под редакцией протоиерея Александра Шаргунова).Про брак великого князя Сергея Александровича и принцессы Гессенской Елизаветы в этой книге написано, что супруги обещали Богу хранить жизнь девственную.Когда принцессе Елизавете было 11 лет, на ее глазах умер ее младший трех-летний брат (заигравшись упал с балкона), и она первая его взяла на руки.В этот день Елизавета дала обет Богу не выходить замуж.Когда князь Сергей Александрович сделал ей предложение, она рассказала ему о своем обете. На что он ответил " Вот и хорошо. Я и сам решил уже не жениться " . Сергей 18 февраля 2011, 23:38 Сергею: " Какой России? Россия была разная - одна кушала французские булки и купалась в роскоши, а другая вкалывала по 10-13 часов в сутки и все равно вела полуголодный образ жизни в состоянии жуткой антисанитарии. По сведениям царских статистических органов средняя продолжительность жизни в " изобильном " 1913г. составляла 30 лет. Для сравнения в Европах, США и Японии - 50 лет. "

http://pravoslavie.ru/44778.html

    666. Преподаются ли в Православной Церкви Св. Таины также младенцам и малым невинным детям?    В Православной Церкви Св. Таины преподаются и младенцам, и малым невинным детям, если над ними были совершены Таинства Крещения и Миропомазания.     667. Как хранятся Святые Дары, предназначенные для больных?    Святые Дары, предназначенные для больных, хранятся в малом металлическом, обыкновенно серебряном, ковчежце, который помещается в дарохранительнице на св. престоле, в храме.     668. Кто и как носит Св. Дары больным?    Святые Дары носит больным священник, а именно в особой дароносице, которую он несет на груди.     669. Как называется хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово?    Хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово, называется «просфора», что значит по-гречески приношение или жертвенный дар.     670. Освящается ли и пресуществляется в Тело Христово целая просфора?    Целая просфора не освящается и не пресуществляется в Тело Христово, а только ее средняя четырехгранная часть, которая для этой цели вынимается из просфоры.     671. Чем бывает снабжена эта средняя часть, вынимаемая из просфоры?    Эта средняя часть, вынимаемая из просфоры, бывает снабжена печатью.     672. Как называется эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы?    Эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы, называется «Агнцем».     673. Почему эта часть просфоры называется «Агнцем»?    Эта часть просфоры называется «Агнцем» потому, что освящается и пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, Который, как Агнец Божий, снимающий грехи мира, принес Себя в жертву для нашего спасения.     674. Какою печатью снабжен Агнец просфоры?    Агнец просфоры снабжен печатью с изображением креста и греческой надписью «ИИСУС ХРИСТОС НИКА» т. е. «Иисус Христос побеждает».     675. Когда делается оттиск этой печати на просфоре?    Оттиск этой печати делается на просфоре еще перед печением просфоры.     676. Почему в вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    2 поколение: 1. Святой Григорий Палама, Преподобный Сергий Радонежский, Святые Филофей и Каллист, Патриархи Константинопольские. Святой Алексий, Митрополит Московский, Преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения. Творения Каллиста Патриарха и Святого Алексия, Жития указанных Святых, Творения Нила Кавасилы.     3 поколение: 1. Преподобный Сергий Радонежский, Патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулос. Святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, Средняя Россия. 3. Житие Преподобного Сергия и летописные сведения о нем; Творения Патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, Святителя Стефана Пермского и учеников Преподобного Сергия. XV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, Блаженный Симеон Солунский, Преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья Преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3. Житие Преподобного Кирилла Белоезерского. Летопись и другие сведения о Преподобном Никоне и Афанасии Высоцком, Творения Блаженного Симеона Солунского.     2 поколение: 1. Преподобный Пафнутий Боровский, Блаженный Марк Ефесский, Патриарх Геннадий Схоларий, Святитель Иона Московский, Преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь, (Афон). 3. Житие Преподобного Пафнутия Боровского, Творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, Житие Макария Калязинского.     3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, Преподобный Нил Сорский, Святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон. 3. Житие Преподобного Иосифа Волоколамского и его творения. Творения Преподобного Нила Сорского, Житие Святого Нифонта Цареградского. XVI ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Корнилий Комельский, Преподобный Александр Свирский, Преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край. Северная Россия, Афон. 3. Жития: Преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав Преподобного Корнилия Комельского).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Начать, я думаю, правильнее всего будет со статистики. Бакалавриат академии окончили 37 человек, магистратуру — 26 человек. Это хороший показатель. Абсолютное большинство тех, кто дошел до последнего курса, вышли на итоговый экзамен и на защиту квалификационной работы бакалавра или магистерской работы. Это радует. Высокий процент отличных оценок, суммарное количество отличных и хороших оценок значительно больше половины, хотя и тройки тоже есть — все это объективная картина, которая для нас очень важна. Мы знаем, что значительная часть наших выпускников хочет продолжить свое образование, особенно бакалавры, которые будут стремиться продолжить свое обучение в магистратуре. Немалая часть выпускников магистратуры стремится в аспирантуру, и это тоже радует, потому что тенденция к переходу на более высокий уровень образования должна естественно возникать у человека, получающего высшее образование, в том числе и высшее духовное образование. К тому же это дает дополнительный хронологический промежуток на становление как человека, так и церковнослужителя, что позволит подойти к принятию сана более зрелым по возрасту, с накопленным жизненным опытом. Ждем наших выпускников поступающими на следующие этапы высшего образования. Ждем выпускников других высших учебных заведений. Рады будем видеть и выпускников светских вузов, которые захотят получить образование в нашей магистратуре как церковные историки, как филологи. Будем рады магистрам, которые займутся темами по истории и филологии в аспирантуре. Врата открыты для всех, критерии поступления будут едиными: подтвердить свою научную квалификацию и свое церковное мировоззрение. От всей души желаю успехов всем, кто сейчас закончил учебный год и будет стремиться дальше продолжать учиться. А тем, кто выходит на приходское служение, особенно хочу пожелать помощи Божией, милости Божией, внутреннего горения к тому, чтобы начать самый важный и самый ответственный период в жизни. Вслед за учебой начинается этап, когда мы не столько получаем, а сколько уже начинаем отдавать — Богу, Церкви и людям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5817451...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010