Максим Шевченко: — Интернета не было, согласитесь тогда еще в той степени, как сейчас. В частности, не было тогда еще такой коммуникации, не было такой среды, в которой можно обсуждать… Протодиакон Андрей Кураев: — Хорошо, а убийство Сысоева недавно? Максим Шевченко: — Вызвало огромное, по-моему, обсуждение… Протодиакон Андрей Кураев: — Но не так, чтобы спустя год об этом говорили все. Максим Шевченко: — Даже сейчас, когда мы про это говорим, Протодиакон Андрей Кураев: Два-три абзацами, в лучшем случае. Максим Шевченко: — Почему на Ваш взгляд тогда события, казалось бы, полные трагизма или знаковости не сопоставить с убийством священника в храме, как убили отца Даниила. Вызывает такое бурное обсуждение. Протодиакон Андрей Кураев: — Мне кажется потому, что здесь подключились политтехнологи. В самых разных вариантах. Максим Шевченко: — В чем тут подключение? Протодиакон Андрей Кураев: — Вот именно в том. В разогреве, раскрутке. Максим Шевченко: — В чем, давайте вот назовем, давайте сейчас мы такой консилиум, мы условно говоря с Вами там врачи разного направления, попытаемся понять, потому что у меня тоже есть ощущение, что здесь некий политтехнологический такой клубок напутан, давайте попытаемся понять, кому это выгодно. Вот нам предложили версию, выгодно Березовскому. Вот на вашем месте сидел Аркадий Мамонтов здесь. Протодиакон Андрей Кураев: — Это мелочь, мелочь…Березовский – это мелочь. Максим Шевченко: — Мелочь? Протодиакон Андрей Кураев: — Конечно! Банкрот, такой злобный карлик из Лондона. Нет, если уж об этом лагере говорить, то здесь гораздо более серьезные вещи. Максим Шевченко: — Кому выгодно? Протодиакон Андрей Кураев: — Мощнейшее либеральное лобби. Глобальное. Это не только российское. Во всем мире западном есть… Я сошлюсь просто на книжку Дэна Брауна «Код Да Винчи». При всей фантастичности подробностей, которые на каждой страничке, в целом его картина мира такова. Мы делаем вывод из его книги, что, оказывается, очень многие культурно-политические события в современной западной жизни, определяются иногда явным, иногда скрытым противостоянием двух центров влияния. Один из которых – это Церковь. В его варианте, католическая. А другой – некий Приорат Сиона. Так он называется формально у Дэна Брауна.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-vs-o...

... тех, кои добре совершили весь путь добродетелей, в непорочном течении деятельной жизни своей, вводит в область ведения и как Свет показывает им пресветлые сокровища премудрости. Один и тот же Он есть и Путь, и Дверь, и Ключ, и Царствие... (прп. Максим Исповедник , 91, 243). Для добродетели благотворно подвизаться среди болезненных трудов, ибо в таком случае она благодушно все претерпевающим в награду приносит бесстрастие души, по коему душа, любовью соединяясь с Богом, отторгается расположением от плоти и мира. Измождение тела есть укрепление души (прп. Максим Исповедник , 91, 250). Пока не исторглись мы умом до чистоты из природы своей и всего, что есть после Бога, дотоле не можем считать себя стяжавшими неизменный навык к добродетели (прп. Максим Исповедник , 91, 253). ...Воспоминая о безмерной глубине нашего чрез грехи падения, да не неверуем в возможность восстания умерщвленной в нас добродетели (прп. Максим Исповедник , 91, 258). Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он ... (прп. Максим Исповедник , 91, 260). ...Всякий прославляющий Бога в себе страданиями из-за добродетели в деятельной своей жизни, и сам в Боге прославляется чрез бесстрастное озарение Божественными лучами в состоянии созерцания (прп. Максим Исповедник . 91, 261). Кто... сохранит путь добродетели непокривленным... тот будет уразумевать бывающее ему ради бесстрастия помещение Божие... (прп. Максим Исповедник , 91, 266). Бог, создавший человеческое естество, вместе с дарованием ему, по воле Своей, бытия, сочетал с ним и силу исполнять достодолжное... (прп. Максим Исповедник , 91, 283). Бог именуется и бывает Отцом по благодати только тех, которые о своем благодатном от Бога в духе рождении свидетельствуют добродетельными нравами. В сих нравах видится как бы лицо души, отображающее в добродетелях явные черты родившего ее Бога; и имеющие их располагают взирающих на них прославлять Бога, представляя свою жизнь для подражания как изряднейший образец добродетели. Ибо не голыми словами прославляется обыкновенно Бог, но делами правды, много паче слов провозглашающими о Божеском велелепии (прп. Максим Исповедник , 91, 286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Статистика Максим Исповедник, прп. Преподобный Максим Исповедник (580 Константинополь — 13 августа 662 Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Развил халкидонское богословие для борьбы с ересью монофелитства. Противодействуя императорскому монофелитскому «Типосу веры», отправился в Рим, где способствовал созванию т. н. Латеранского собора 649 г. За свое исповедание был дважды осужден в Константинополе, на второй раз подвергнут пыткам и сослан в Колхиду, где вскоре умер. Спустя 18 лет на Шестом Вселенском Соборе богословие Максима было признано как согласное учению Церкви, а монофелитизм осужден как ересь. Его память Церковь совершает 13 августа (в греческих прологах на сей день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. Биография Ранняя жизнь О жизни Максима до начала борьбы с монофелитством известно немного. Наиболее вероятно, что Максим родился в Константинополе, несмотря даже на то, что противники Максима указывали, что он родом из Палестины. Происхождение Максима из византийской благородной семьи определило в дальнейшем его положение как секретаря императора Ираклия (611—641), с которым он, вероятно, был в родстве. В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хризополиса, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (также известного как Скутари, современный турецкий город — Юскюдар). В Хризополисе, Максим был возведен в сан игумена монастыря. Когда Персидская империя захватила Анатолию многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 г. Максим по поручению св.Софрония перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослова и аскетического писателя. Максим был высоко оценен местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовной главой и неофициальным влиятельным политическим советником.

http://lib.cerkov.ru/authors/751

Более того, решения Латерана в глазах Максима имели такой авторитет, что и сама Римская Церковь не могла их отменить; т. е. нарушение ею, в лице ее предстоятеля, постановлений Латеранского собора – возможность чего Максим, очевидно, не веря в непогрешимость Рима, допускал – означало бы не отмену провозглашенных им анафем, а подпадение под них самого Рима (на том же основании, на каком могла бы подпасть под них любая другая поместная Церковь ) 194 . Если осуждение Экфесиса на Латеранском соборе не было чем-то новым для Запада (ведь он был осужден уже при папе Иоанне IV, а потом при папе Феодоре), то отношение к Типосу, который не запрещал верить в две воли и два действия во Христе, а запрещал лишь споры о том, какое исповедание правильное, было сформировано впервые именно на Латеранском соборе. Собственно, именно осуждение Собором Типоса, принятого Константинопольской Церковью , стало для Максима одним из главных (хотя, как мы увидим, не единственным) оснований для отказа от литургического общения с Константинополем, а для властей Константинополя (светских и церковных) – главным пунктом обвинения против него. Поэтому, говоря о Латеранском соборе как позиции Максима, мы должны попытаться объяснить, на каком основании Максим отвергал Типос. Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться, поскольку, как мы отмечали, в свое время Софроний и Максим приняли Псифос (а Максим в Ер 19 даже восхвалял его как «богоначертанные скрижали»), в котором «не позволялось никому проповедовать об одном или двух действиях во Христе». Максим соблюдал запрет на выражение «два действия» чуть ли не до 640 г. Поэтому естественно задать вопрос: почему Максим, приветствовавший Псифос, категорически (вплоть до смерти за это) противился Типосу? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно вспомнить, что позиция униатов, которым противостоял Максим, постоянно менялась. Во время прений Максима с его обвинителями в ходе процесса над ним эту переменчивость он охарактеризовал так: «Что определили в Главах [т. е. «одно Богомужнее действие " ], то осудили в Экфесисе [т. е. запретили говорить как об одном, так и о двух действиях], а что определили в Экфесисе [одну волю], то упразднили в Типосе [когда запретили спорить о двух и одной воле и действии]» (RM 6). Эти изменения находили отражение в позиции, которую занимал Максим, привнося «реактивную составляющую» в его богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Не прошли бесследно эти бурные события и для прп. Максима. То, что Пирр, обманувший доверие папы, стараниями прп. Максима приехал в Рим и что прп. Максим в Риме общался с Пирром, для некоторых на Западе бросило тень на его репутацию. Вспомнили, в частности, что он когда-то написал письмо, превозносившее Сергия и Пирра (ep. 19). Как бы то ни было, уже после отречения Пирра 665 прп. Максиму пришлось давать объяснения относительно этого письма Пирру и ряда мест в своих посланиях Марину (видимо, речь идет об opusc. 7 и/или 20), где прп. Максим, как казалось его обвинителям, высказал неправославное учение, признавая одну и две, то есть три воли во Христе. Ответом на это обвинение послужило послание прп. Максима игуменам, монахам и православному народу Сицилии (opusc. 9) 666 , в котором прп. Максим ответил на все пункты обвинения, призвав к миру и единству в борьбе с ересью. Что касается обвинений по поводу письма Пирру (ep. 19), то чрезмерно вежливый тон этого письма прп. Максим отнес за счет желания склонить Пирра к правильной вере. Что касается догматического содержания этого письма Пирру, прп. Максим в opusc. 9 твердо заявил, что в нем нет высказываний, которые были бы неверными, и что он не разделял обнаружившихся впоследствии заблуждений Пирра. Отвечая относительно посланий к Марину, прп. Максим отверг обвинение в том, что он якобы учил об одной и еще о двух, то есть в сумме – о трех волях и энергиях во Христе. В opusc. 7 и 20 прп. Максим действительно писал о двух энергиях и волях, и помимо этого утверждал необходимость приложения к энергиям унитарных выражений (таких как «одна энергия» свт. Анастасия Антиохийского ) и оправдывал выражение «одна воля» папы Гонория, видимо, толкуя его в духе amb. 7: PG 91, 1076C. Однако о трех энергиях и волях прп. Максим никогда не говорил и уверенно рассеял подозрение сицилийцев на этот счет. Тем не менее это подозрение со стороны жестких диофелитов, равно как и стремление прп. Максима к единству с христианами на Западе в ситуации развернувшейся борьбы с ересью, могло только подкрепить его решение держаться жесткого диофелитства и диоэнергизма и не возвращаться к оправданию унитарных формул 667 , хотя это решение, как мы говорили, было принято прп. Максимом, вероятно, еще в 643 г., то есть до всех обвинений в его адрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

VI. Преподобный Максим Грек родился в конце XV века в Арте, главном городе Албании. После первоначального образования на родине он отправился в Италию, где получил лучшее по тому времени образование. После этого возвратился на родину и посвятил себя монашеской жизни, для чего около 1507 года поступил на Афон в Ватопедский монастырь, известный богатой библиотекой. Из этого уединения вызвал его в Москву великий князь Василий Иоаннович, поручив ему разобрать свою библиотеку и перевести Толковую Псалтирь, содержащую в себе толкования многих святых отцов и учителей Церкви. Так как Максим не знал еще славянского языка, то в помощники ему дали двоих переводчиков, знавших латинский язык. Максим переводил с греческого на латинский, и уже с этого помощники его переводили на славянский. Через год и пять месяцев Максим окончил перевод и просил государя отпустить его на Афон. Но государь по совету митрополита Варлаама оставил Максима в Москве и поручил заняться пересмотром и исправлением церковных книг. Максим нашел в них много грубых ошибок, внесенных невежественными переписчиками, чисто еретических. Так, например, в Часословах Христос назывался «единым точию человеком», в Толковых Евангелиях — «Безконечной смертью умершим», в Триоди — «Созданным и Сотворенным»; Бог Отец в Часословах назван «Собезматерним Сыну», и много было в этих книгах других нелепостей и грубых ошибок. «Разжигаемый божественной ревностью, Максим, — как сам свидетельствовал, — очищал плевелы обеими руками». Неразумные ревнители старины подняли ропот, говорили, что Максим прилагает досаду воссиявшим на нашей земле чудотворцам, которые «сицевыми священными книгами Богу благоугодиша». Забыли простецы, что святые не считали грехом исправлять ошибки в церковных книгах, сделанные неопытными переписчиками, что, например, святитель Алексий, митрополит Московский, сам исправил Евангелие по греческому тексту и переписал собственной рукой. Но ропот этот был еще тайный, пока митрополитом был Варлаам: он сочувствовал Максиму и поддерживал его в трудном положении. Но в конце 1521 года Варлаам удалился от дел церковных, и Максим остался один без защитников. К этому присоединилось еще то, что преподобный Максим не знал в совершенстве русского языка, и сам допускал невольные ошибки, и его осудили на тяжкое заключение в Иосифовом монастыре. IIIecmь лет провел он в оковах в дымной келлии, претерпевая голод и холод, отлученный даже от Святого Причащения. В это время он написал углем на стене канон Святому Духу и удостоился явления Ангела и утешительных слов: «Терпи старец! Этими муками избавишься вечных мук».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

Пс.67:15.   Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Здесь Давид предсказывает сошествие Святаго Духа в день Пятидесятницы. Указывает и место, где это будет: «в Селмоне» , т.е. в Иерусалиме. После этого Всемогущий «разнствит» (разошлет) апостолов с евангельской проповедью по всей земле (Феодорит). Пс.67:16.   Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. «Гора» — Церковь святая, «утучненная» и «усыренная» благодатью Святаго Духа. «Гора» и Пресвятая Богородица разумеется, ибо «благоволи Бог вселитися и жити в Ней» (Афанасий, Феодорит). Пс.67:17.   Вскую непщуете горы усыренныя; гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца. Это обращение к иудеям и еретическим церквам: для чего кичитесь, состязаясь и равняя себя с «Горою» , которую Бог соделал Своею обителью? (Феодорит). Пс.67:18.   Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем. «Колесницами» Божьими называет души святых. Колесниц Божиих «тьмы» , тысячи «тысящ» . Ими правит Тот Самый «Господь Бог» , Который являлся и на «Синае» (Феодорит). Пс.67:19.   Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Что значит: «пленил еси плен» ? — То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос «восшел на высоту» святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, т.е. обратно «пленил» нас, победив и низложив пленившего нас врага — диавола. «Приял еси даяния в человецех» — дал дары человекам (см. Еф. 4:8), так что и «непокаряющиеся» могут обитать у Господа; «единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова» (Еф. 4:7) (Дорофей). Пс.67:20.   Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Показав такое человеколюбие, Ты, Господи, достоин всегда быть воспеваемым (Феодорит). Пс.67:21.   Бог наш, Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ограда кругом монастыря каменная, устроенная вместо прежней деревянной в 1694 году. Вид ее представляет неправильных шестиугольник, наружная вышина 4 сажени 7 вершков, окружность 432 сажени с небольшим; на ней по углам и в середине 8 башен, которым приданы имена врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная называется Гефсиманской, 2) средняя в южной стене – Сионской, 3) угловая юго-западная – Давидовой, против которой за рекой Истрой, неподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, называемая Урин сад, 4) средняя на западной стороне над вратами носит название Елизаветинской в честь императрицы Елизаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих ей врат), 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей, 6) средняя в северной стене – Варуховой, 7) в той же стене круглая башня – Ефремовой и 8) угловая северо-восточная – Дамасской. Все эти башни конические, трехэтажные, с удобными помещениями в двух верхних этажах, а особенно в нижних для кладовых. По ограде вокруг всего монастыря широкая галерея для крестных ходов, с каменными балясами на монастырь и глухой стеной с амбразурами за монастырь. К Воскресенскому же монастырю относится находящийся вне монастыря скит или пустыня святейшего патриарха Никона , внизу на северо-западе от обители и в 150 саж. от нее на берегу реки Истры. Сюда некогда любил уединяться с немногими избранными учениками патриарх Никон для молитвенных, аскетических подвигов. Скит Никона представляет собой каменное четырехъярусное здание, в котором находятся две церкви и несколько комнат, в том числе – хлебная, просфорная и собственная келья патриарха, где доселе сохраняется его круглый липовый стол. Под портретом патриарха на стене и теперь видна собственноручная подпись государя императора Александра II: «Александр, 30 июля 1873 года». Другая келья патриарха находится в этом же здании выше, в 4 ярусе, на верхней, по-восточному, почти плоской крыше, обведенной вокруг каменным ложем с тростниковой настилкой, на котором святейший патриарх забывался недолгим сном после своих молитвенных подвигов. Одна из церквей в скиту Никона построена во имя Богоявления Господня, другая – свв. апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

«Господь» отверз нам неисходную темницу смерти — «исходища смертная» (см. Ис. 45:2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин). Пс.67:22.   Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. «Бог сокрушит» демонов, которые замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека (Феодорит). Пс.67:23.   Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. «Васан» — есть срамота, которая является следствием греха. Поэтому от греха и из «глубин морских» , т.е. от множества зол извлек человека Христос силою Креста Своего (Василий В., Феодорит). Пс.67:24.   Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих от враг от него. Псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, трупы которых остались брошенными в снедь псам (см. Ис. 63:3). Повествование показывает совершенное поражение врагов Церкви Христовой (Феодорит). Пс.67:25.   Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Пс.67:26.   Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. Пс.67:27.   В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. В буквальном смысле говорится здесь о торжественном «шествии» кивота Божия по пустыне Синайской. Мария, сестра Моисея, с хором святых жен пели победные песни Богу и говорили: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Об этом вспоминает Давид, говоря: «посреде дев тимпанниц» . «В церквах благословите Бога» . Праздник не там, где шутки, пьянство, блудные песни и пляски; но праздник Святой, приличный христианам, там, где молитвы, песнопения, умилостивления, где божественные песни, укрепляющие души. «Церковь» есть жилище только для Бога, в которой прославляется Бог «от источник Израилевых» — пророческих и апостольских книг. Может называться церковью и очищенная душа каждого верующего человека (Златоуст). Пс.67:28.   Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.67:8.   Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни: Пс.67:9.   Земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Кто являлся предкам на Синае, Тот и «землю потряс» во время страдания, обличая человеческое безумие. Он даровал и благодать Духа (Феодорит). Пс.67:10.   Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему: и изнеможе, Ты же совершил еси е. «Дождем» именует евангельское слово, умягчающее и напояющее человеческие души. «Волен» — показывает, что не по принуждению напояется человек. «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, ты подкреплял его» (Афанасий). Пс.67:11.   Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. «Животная» — словесные овцы Христовы в Церкви Божией, где «едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10:16). Что же Ты, Боже, «уготовал нищему духом» ? — То, что «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце не взыдоша» (1 Кор. 2:9) (Афанасий, Евсевий). Пс.67:12.   Господь даст глагол благовествующым силою многою. Тех, которых выше назвал «животными» , здесь называет «благовестниками» . Преподобные отцы, шествуя путем смирения и отвергаясь себя, востекают на высоту ведения, и дается им свыше силою Божиею «слово» премудрости, подобно апостолам, как «благовествующим» спасение Церкви Его (Феодорит, Никита). Пс.67:13.   Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. «Возлюбленным Царя Сил» — Бога Отца Давид называет Единородного Сына Божьего, Который благодатью Святаго Духа — «красотою» (в) «дому» Церкви Своей расхитит «корысти» (язычников) у сатаны (Евсевий, Афанасий). Пс.67:14.   Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Речь обращена к благовестникам. Если вас примут «пределы» , т.е. уверовавшие из двух народов, то уподобятся они голубице, у которой крылья покрыты серебром, а перья — чистым золотом. Никто, конечно, не видел такого голубя: здесь говорится о милостыне. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким глазом. Нет ничего прекраснее этого глаза! (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010