Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В 3-я буква всех алфавитов, основанных на кириллице. Рус. совр. название буквы - «вэ», церковнослав.- «  », к-рое представляет собой контаминацию близких форм аористов 3 л. ед. ч. глаголов   -   и   -  , имеющих одинаковое значение - «знать». Первоначальное название буквы восстанавливается как «  », к-рое можно рассматривать не только как форму аориста 3 л. ед. ч. глагола  , но и как форму наст. времени 1 л. ед. ч., вариант к  . Церковнослав. название буквы имеет глубокие ассоциативные связи. Согласно последним исследованиям, реконструируется индо-евр. слово   [h] со значением «состояние возбуждения, вдохновения, связанное с процессом поэтического творчества». К этому корню восходят древнеинд.  -  (вдохновитель), лат.  (прорицатель, пророк, поэт), гот.   (одержимый), древнеисл. d (одержимый, поэзия) и Odinn (бог Один), древнеангл. Wôden и древневосточнонем. Wuotan (Вотан - древнегерм. бог поэтического вдохновения) и др. Сюда же относятся праслав.    , древнерус.   (вития, оратор),  ,   (совет) и глагол  . Названия 3 первых букв кириллицы образуют синтагму «      ()», к-рая в зависимости от интерпретации формы  () может быть переведена: «[Некий] Азъ буквы познал» или: «Я буквы знаю». В древнейших слав. азбучных акростихах «» начинает слова: «видимым» (Азбучная молитва свт. Константина, еп. Преславского), «виж(д)у» («Аз есмь всему миру свет»), «вертеп» (рождественские азбучные стихиры), «Вифлеем» (Богоявленские азбучные стихиры), «вы» («вас, братие» - заупокойные азбучные стихиры). В рус. и церковнослав. языках «В» обозначает звуки [в] и [в " ]: воля,  ; вечер,   После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, «В» обозначает твердость этих звуков: звук,   В рус. языке в позиции перед буквами, обозначающими глухие согласные звуки, и на конце слова «В» обозначает звуки [ф] и [ф " ]: завтра, любовь. Начертание в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы β (бета), к-рая по рисунку и названию представляет собой видоизменение финик. знака «бет» («дом») . В классическом греч. письме «бета» обозначала звук [б], к-рый к V в. изменился в звук [в], вслед. чего буква получила название «вита». Форма буквы в церковнослав. письменности претерпевала изменения: в почерках XIII в. возникают новые типы - с узкой или сокращенной впадиной между петлями ; в древнейшем рус. полууставе кон. XIV в. приобретает форму ступенчатую, а также с заходящими друг за друга петлями ; со 2-й четв. XV в. наряду со старыми начертаниями появляются четырехугольное - и округлое - . Начертание печатной кириллической буквы до XVIII в. воспроизводило рукописный полуустав. Совр. вариант начертания оформился на основе нового московского письма (канцелярского курсива) кон. XVII - нач. XVIII в. и ренессансного шрифта «антиква» и вошел в широкий обиход в нач. XVIII в. после петровской реформы алфавита.

http://pravenc.ru/text/153775.html

532 Греч. πρ τν λλοιωθησομνων – по слав. пер. различно: о изменяемых (здесь), изменитися хотящих (59:1), о изменшихся (в 68:1, [прим. 888 ]; 79:1); о имущих изменитися (68:1, под строкою). Принимая во внимание греч. т. (причастие буд. вр.) и отеческие по нему толкования, мы всюду ставим один перевод – будущим временем. По согласному изъяснению свтт. Афанасия, Василия Великого , бл. Феодорита, свт. Григория Нисского и Зигабена, здесь подразумеваются существующие люди, подлежащие изменению с пришествием Христа, т. е. о членах новозаветной Церкви Христовой, имеющих отстать от греха и сделаться добродетельными. 533 Здесь слав. переводчики не уклонились от обычного греч. чт. τος υος Κορ, признавая сынов Кореевых лишь песнопевцами, а не составителями псалма, а потому и наш перевод согласен со слав. т. 535 Греч. ργα – слав. дела, т. е. составленное в честь Царя песнопение. В рус. литературной речи слово «труд», особенно «ученый» и его «посвящение» кому-либо, близко подходит к настоящему месту: я посвящаю песнопение мое Царю. 536 «Благодать Святого Духа, подобно скорописцу, пишет моею рукою и движет моим языком» (Феодорит). 543 Слав. от тяжестей слоновых, а внизу: храмов. [Славянские, как и некоторые древние переводчики, сочли, что] греч. βρεων произведено от βαρς – тяжелый, а следует – от [βρις, мн. ч.] βρεις, – крепость, замок, дворец. [См. выше в предисл., прим. 12, и в гёттинг., с. 42.]. Внизу в слав. пер., очевидно, и взято это последнее значение, принимаемое свтт. Василием Великим , Афанасием, бл. Иеронимом. 544 Т. е. хвалебные Богу песнопения будут раздаваться на всей земле и из всех чертогов (Феодорит). 546 Слав. 2 л. ед. ч. поклонишися соответствует προσκυvσεις – син. [после испр.], 13, 66, 67 и др. (всего 93), Иустин, Кир. Алекс., Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а в ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – 3 л. мн. ч. προσκυvσουσυν. 548 Слав. ед. ч. дщи соответствует θυγατρ – син., минуск., Иустин, Вас. Вел., Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и евр. л.; а в алекс., ват., text. recept. – мн. ч. θυγατρες.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Большое Болдино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В Большом Болдине, кроме церкви, построенной в 1791 году дедом Александра Сергеевича Пушкина Львом Александровичем Пушкиным, были еще две церкви. В списке с писцовой книги Арзамасского уезда за 1621 год, хранящемся в архиве Нижегородской области, есть запись, гласящая: Село Болдино на речке Азанке что была деревня Забортники, а в сем церковь Архангела Михаила деревена клатки, а в церкви образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строе­ние мирское приходных людей, да церковных дворов (д) поп Федор (д)дьячка (д) пономарь. Пашни церковные с примерные земли десят чети в поле и в дву потомуж сена двадцати копен. (НГОА, ф. 1411, оп. 822, ед.хр. 282, л. 22). В «Экономических примечаниях» 1798 года при составле­нии новых описей помещичьих владений по уездам в Болдине упомина­ется другая церковь: Расположено Болдино при речке Азанке, по течению на правой сто­роне. Церковь деревянная во имя Успения Божией Матери (С.А. Орлов. Болдинская осень. Горький, 1962, с. 6). Одна из этих двух деревянных церквей в Болдине в конце восемнадца­того столетия сгорела, что подтверждается письменными источниками. В областном архиве хранится «Дело об освящении церкви в селе Болдине Лукояновской округи, вотчины Пушкиных». В том деле находится «Про­шение служителя Болдинской вотчины Ивана Александрова», под датой июля 3 дня 1791 года. Вот его содержание: Епископу Нижегородскому и Алатырскому Дамаскину Лукояновской округи села Болдина вотчины покойного артиллерии подполковника Льва Александровича Пушкина супруги Ольги Васильевны Пушкиной служителя Ивана Александровича. В прошлом 1782 году поданной от покойного владимирского преосвя­щенного иеронима благославленной храмозданной грамот в помянутом селе Болдине построить вместо ветхой деревянной вновь каменную во имя Ус­пения Пресвятые Богородицы, с престолами Архангела Михаила и святите­ля Николая, но в 1787 году означенная деревянная церковь со всем имуще­ством сгорела... а как оная церковь постройкою уже окончена... почему иследует теперь к освящению. (НГОА, ф. 570, оп. 555, ед. хр. 51, л. 1).

http://sobory.ru/article/?object=00890

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ [серб. Akcehmuje, болг. Авксенти] (1798, Самоков, Болгария - 1.02.1865, К-поль), митр. Велесский К-польского Патриархата, видный деятель болг. церковного движения за автокефалию Болгарской Церкви 1-й пол. 60-х гг. XIX в. Род. в зажиточной семье торговца. Получил образование и принял постриг в Рильском монастыре свт. Николая Чудотворца. В 1831-1837 гг. епископ Диопольский, викарий Кюстендилской митрополии, в 1837-1848 гг. митрополит Мостарский в Герцеговине (известен в Сербской Церкви как А. III Герцеговинский), где ввел большие сборы за совершение треб и новые налоги, что сделало его непопулярным в народе. После вмешательства властей был смещен с кафедры и временно нашел пристанище в Житомисличском монастыре Житомисличском монастыре . В 1848-1858 гг. митрополит Велесский в Македонии. Пользовался огромным авторитетом у слав. населения. В 1858 г. отказался выполнять распоряжение К-польского Патриархата об окормлении митрополии Диррахия со смешанным греко-албан. населением, объяснив свой отказ желанием окормлять болг. паству Велесской епархии. В 1860 г. поддержал действия еп. Макариопольского Илариона (Михайловского), к-рый, совершая 3 апр. 1860 г. пасхальное богослужение в болг. храме св. Стефана в К-поле, опустил поминовение имени К-польского Патриарха и возгласил хвалу султану, за что в февр. 1861 г. еп. Иларион вместе с А. были лишены сана на Соборе, созванном Патриархом К-польским Иоакимом II . Однако А. продолжал служить вплоть до ссылки в М. Азию (1861-1864). по возвращении в К-поль тяжело заболел и скончался, отвергнув предложение К-польского Патриарха о примирении в обмен на возвращение сана, считая его принятие предательством дела борьбы за самостоятельную Болгарскую Церковь. Деятельность А. сыграла значительную роль в образовании самостоятельного Болгарского Экзархата (1870). Арх.: Централен Държавен Исторически Архив. Ф. 700. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 7; Научен Архив при Българска Академия на Науките. Ф. 12к. Ед. хр. 34.

http://pravenc.ru/text/71785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ († февр. 1857 г., Глинская пуст.), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пуст. Был казначеем пустыни при игум. Евстратии (Яковлеве) в 1854-1855 гг., затем был избран и назначен настоятелем (9 окт. 1855). В сане игумена упоминается с апр. 1856 г. При А. в Глинской пуст. продолжалась перестройка собора Рождества Пресв. Богородицы, где проводились работы по внутренней отделке храма. А. построил двухэтажный деревянный корпус на 8 келий, настоятельский корпус перекрыл железом, на экономическом дворе устроил новый флигель с кладовой. Особое внимание уделял А. устроению духовной жизни братии, отличаясь при этом и необыкновенным милосердием. Он говорил, что если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имели одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово. Он так организовал благотворительную деятельность обители, оказывал столь щедрую помощь нуждающимся, что архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) в епархиальном отчете за 1856 г. писал: «Христианский долг призрения бедных среди всех обителей Курской епархии особенно исполняется в Глинской пустыни». Многогранной была и патриотическая деятельность насельников Глинской пуст. при А. Во время Крымской войны многие из них, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт, остальные усиливали свои горячие молитвы к Богу, оказывали материальную поддержку воинам, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями. В период настоятельства А. в 1856 г. по прошению граждан г. Глухова имп. Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Глинской Чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы из Глинской пуст. в Глухов на время с 19 по 2 авг. Погребен А. под Успенским храмом Глинской пуст. Арх.: Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727; Отчет о состоянии Курской епархии за 1856 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 442. Д. 3. Л. 8-9; Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР РГБ. Ф. 213. К. 109. Ед. хр. 93. Л. 26об.; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 89. Л. 4об.; Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской Богородицкой пустыни и Путивльской Молченской Софрониевой пустыни за 1892 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 109. Л. 12об., 24.

http://pravenc.ru/text/62808.html

Дуняни. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурные стили: Нарышкинский , Узорочье Год постройки:1712. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, Локнянский район, поселок Дуняни Координаты: 56.701453, 30.120234 Проезд: Удобнее в Башово повернуть налево на Загорье и км через 2-3 повернуть по грунтовой дороге вправо. Ещё несколько км до Дуняней. Дорога летом вполне приличная, т.к. возле церкви действующее старинное кладбище. или после Башова поворот вправо через км (до него 2 дер.- Бурнусово и Говорово, потом чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Удобнее в Башово повернуть налево на Загорье и км через 2-3 повернуть по грунтовой дороге вправо. Ещё несколько км до Дуняней. Дорога летом вполне приличная, т.к. возле церкви действующее старинное кладбище. или после Башова поворот вправо через км (до него 2 дер.- Бурнусово и Говорово, потом через 2.5 км мост через р. Вихринку (за рекой дер. Тряпичино- объезд направо), еще через 2.5 км- урочище Лахны (3 дома и развалины барской усадьбы), и ещё 0.5 км- церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельская (Архистратига Михаила) церковь погоста Дуняни Псковской Епархии Построена в 1712 г. на средства великолукского помещика М. Креницына, колокольня - в 1872 г. на средства прихожан и частных благотворителей. Здания церкви и колокольни каменные, два престола: главный - Архистратига Михаила, придельный - Преподобного Александра Свирского Чудотворца. По штату 1876 г.: настоятель и псаломщик, с 1886 г. открыта вакансия дьякона. При церкви имелась часовня на приходском кладбище при с. Прискуха. На 1915 г. в приходе имелись три школы: две церковно-приходские в погосте Дуняни и д. Коленидово и одна земская в д. Валуевское, открытая в 1902 г. Ближайшие церкви: Николаевская в с. Никольское и Спасская погоста Дроздово. Здание церкви сохранилось до настоящего времени. Клировые ведомости церкви. Ф. 677  8 ед. хр., 1880-1908, 1911-1915 гг., оп. 1. 

http://sobory.ru/article/?object=15189

Анастасово. Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ с. АНАСТАСОВО Ф. 2106, III кат., 1 ед. хр., 1844-1850 гг., 1 оп. (рукопись). В приходе: с. Анастасово, д. Красенки, д. Татево, д. Филимоново. Приход образован в 1784 г. с ликвидацией Одоевского Анастасова Рождества Богородицы мужского монастыря Каменная церковь построена вместо деревянной в 1673 г. Четыре престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах - во имя вмч. Екатерины, во имя прп. Варлаама Хутынского, во имя равноап. Ольги, вел. кн. Российской . Источник Анастасово расположено на правом гористом берегу реки Упы в 1,5 верстах от г. Одоевска к северо-востоку и в 80 верстах от г. Тулы. Село Анастасово принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сел Тульской епархии. Оно образовалось на месте упраздненного Богородицерождественского Анастасова монастыря, от которого и получило свое название. Каменный храм села Анастасова во имя Рождества Пресвятой Богородицы уцелел еще со времен существования монастыря. По преданию, в монастыре сначала был деревянный храм, когда же он обветшал, то, как видно из монастырского синодика, в 1669 г., в царствование Алексея Михайловича, по указу преосвященного Павла, митрополита Сарского и Подонского, в Ливинском уезде Настасовом монастыре начата была постройка каменной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с трапезою и приделы: св. муч. Екатерины и преподобного Варлаама Хутынского, а закончена она была в 1673 г. В том же году ноября 3-го был освящен придел св. муч. Екатерины; в следующем году построена каменная колокольня. В 1675 г. мая 18 был освящен придел преподобного Варлаама Хутынского, а в следующем сентября 3-го – главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Строителем храма был игумен Иона. Храм монастырской архитектуры, до нового расположения, имел форму правильного прямоугольника, с возвышающимся над главным алтарем квадратом о пяти главах. Приделы также увеличиваются особыми главами. Он двухэтажный: нижний этаж построен из дикого плитняка и предназначался для монастырских кладовых, а может быть и для келий иноков; в двух помещениях этого этажа сохранились следы обитаемости, в одном из них была кухня. Стены храма отличаются своею необыкновенной толщиною, так что в одной из них проделан ход, соединяющий бывшую кухню с приделом св. муч. Екатерины, служившим, очевидно, для монахов трапезною, другой подобный ход устроен со сводом настоящей церкви к тому месту, где возвышаются главы храма. Колокольня устроена с северной стороны храма и соединена с ним галереей. Во втором ее ярусе есть комната с печью, носящая в настоящее время довольно странное название «казенки». Трудно определить, какое она имела значение, быть может, она представляла в свое время что-либо в роде сторожевой башни. Возможно, что она служила монастырским казнохранилищем, на что намекает ее настоящее название.

http://sobory.ru/article/?object=05521

Волковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь с. Волковичи. В приходе: с. Волковичи, д. Искани с-цо Ланшино, с-цо Пашково, д. Тютерево, с-цо Шевернево. Время образования прихода не установлено. В 1902 г. на средства прихожан и благотворителей вместо старого деревянного построен каменный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы в трапезной: в честь иконы Божьей Матери " Всех скорбящих Радость " и во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского  Ф. 1385, III кат., 1 ед. хр., 1847-1875 гг., 1 оп. (рукопись). Существующий ныне каменный храм (четвертый со времен образования прихода) был построен в 1902 году на средства прихожан и благотворителей. Главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и два в трапезной: во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Церкви принадлежали: построенная в 1902г. из камня сторожка и в 1888г. – церковно-приходская школа, где в 1916 году обучалось 60 мальчиков и 31 девочка. В с. Волковичи на этот период времени находилось 63 хозяйства и проживало 211 мужчин и 238 женщин. Общая численность прихожан, включая близлежащие населенные пункты, составляла 1983 человека (Клировые ведомости за 1916 г.). После закрытия храма в 1930-е годы в нем было устроено зернохранилище. После ликвидации и разрушения в 50-е годы XX века величественной колокольни здание храма стало еще более разрушаться. Богослужения в поруганной святыне возобновились в конце 90-х годов прошлого века. В настоящее время, при помощи благотворителей, храм постепенно начинает возрождаться. Налаживается приходская жизнь. С. Волковичи расположено в местности, богатой лесом и ключевою водою, на берегах небольшой речки Яменины, в 3-х в. от Оки, в расстоянии от гг. Тулы 80 в., от уездного – Алексина 40 в. и от ст. Иваново Моск.-Курск. ж. д. 3 верст. В состав прихода, кроме села Волковичей, входят деревни: Шевернево, Пашково, Тетюрево и Лапшино, населенныя крестьянами-земледельцами, в количестве 726 душ м. п. и 832 ж. пола. Когда и как образовался приход с. Волковичей, указаний на это нет: название же свое Волковичи он получил, как полагают, от густых и глухих лесов, покрывавших, лет сто тому назад, эту местность, следы которых и до настоящего времени сохранились в сплошной, молодой поросли. В этих местах, по народному преданию, в громадном количестве обитали или витали волки. Отсюда, чрез сочетание двух понятий (волк и витать), образовалось название „Волковичи”. (Может быть это название образовалось из прозвища „волковичи”, данного в насмешку обитателям этой местности, жившим среди волков. Выражать свою иронию в прозвищах – характерная особенность русского человека. Чрез перенесение же ударения на предпоследний слог поручилось настоящее название села Волковичи).

http://sobory.ru/article/?object=02770

Любезнейший Александр Павлович! Очень Вам благодарен за присланное Вами описание Сергиевой Пустыни, буду ожидать описания Зеленецкого монастыря. Что касается до Валаамского, то я насчет описания его имею ту же самую мысль, которую развиваете Вы в письме Вашем, для чего мною и сделано уже распоряжение. С наступлением весны оживают пресмыкающиеся и выползают из нор своих, в которых зимою они пребывали в состоянии оцепенения; то же самое совершается и со мною. Каждое утро, при хорошей погоде, выезжаю на хутор, наиболее для моциона и для того, чтоб дохнуть свежим воздухом. Насажденные Вами деревца по большей части принялись и начинают распускаться, а нарезанные Вами параллелограммы газона начинают зеленеть. Каждый раз, выходя на монастырь, вижу труд Ваш и воспоминаю о Вас. Также и все братия часто воспоминают о Вас, в особенности Платон. Проект перестройки северного фаса нашей обители, особливо проект Сергиевой Церкви, сделан Горностаевым очень удачно; впрочем, будет ли он выполнен, остается неизвестным 1 . Храм, исполненный по такому проекту, будучи сам подражанием базилик, построенных Константином Великим , мог бы быть образцовым, по внутреннему расположению, для монастырских церквей, предназначенных для продолжительных богослужений. Потрудитесь передать мое о Господе приветствие Марии Андреевне 2 . Призывая на Вас и на сию сестру Вашу благословение Божие имею честь быть Вашим покорнейшим слугой Архимандрит Игнатий 13 мая . Печатается по автографу, хранящемуся в РО ИРЛИ (Ф. 34 (С. О. Бурачок). Оп. 2. Ед. хр. 258. Л. 12). Публикуется впервые. Датируется по содержанию. Исполняя предписание духовной Консистории от 12 февраля 1852 г., свт. Игнатий приступил к созданию труда, озаглавленного впоследствии как – «Археологическое описание древностей, найденных в 1853 г. в монастырях Санкт-Петербургской епархии» (опубликовано в настоящем собрании творении, т. 3). Разбор архивов Сергиевой пустыни, а также посещение летом 1852 г. других монастырей для сбора материалов свт. Игнатий возложил на известного литератора, ставшего послушником Сергиевой пустыни, А. П. Башуцкого. Из письма видно, что Башуцкии успешно выполнял это поручение; результатом его работы стала и его собственная книга «Тихвинские монастыри», вышедшая в Петербурге в 1854 г. О неудачной командировке Башуцкого в Валаамский монастырь см. Настоящее издание, т. 3. с. 450–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010