О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

По окончании в 1902 г. Полтавской духовной семинарии отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон. Симеон Самойлович 1 августа 1902 года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы. 1 июля 1905 г. он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в г. Ситку.В день памяти преп. Сергия Радонежского 25 сентября 1905 г. епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Симеона Самойловича в монашество с именем Серафим.2 октября 1905 года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1906 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году (1 августа) назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 г. Указом Св. Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии.1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии (в городе Ардон в Осетии) с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора Семинарии (с 16 октября по 5 декабря 1909 г.). РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)]13 апреля 1910 г. отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря.23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом владыки Тихона. 11 мая 1912 г. отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей) был расширен монастырский странноприимный дом.

http://pravicon.com/info-3348

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.7 из  5) Последний роман Ивана Шмелева Переписка Ивана Сергеевича Шмелева с Ольгой Александровной Бредиус-Субботиной началась в 1939 г. К этому времени И. С. Шмелев не только признанный писатель, но один из наиболее русских писателей эмиграции: один из тех, чье творчество воспринимается как связь с утраченной родиной, как глубочайшая нравственная ценность. Позади огромный жизненный и творческий опыт. Уже написаны романы “Солнце мертвых”, “История любовная”, “Няня из Москвы”, “Богомолье”, первые книги “Лета Господня” и “Путей небесных” — те произведения, по которым и сейчас мы представляем себе творческий облик И. С. Шмелева. Известность пришла к И. С. Шмелеву уже в 1911 г. после публикации повести “Человек из ресторана”. Судьба “маленького человека” становится в творчестве Шмелева зеркалом, в котором отражается и оценивается все “содержание” жизни, “правда”, которую ищут и писатель, и герой повести. Уже в рассказах 1914—1915 гг. (сборник “Суровые дни”) слышна нарастающая тревога: война не только разрушила размеренный уклад, но и лишила человека нравственной опоры: выбросила из привычной, хотя и трудной колеи в бездорожье. Февральскую революцию Шмелев, тем не менее, принял восторженно. Для него революция это не только социально-экономические преобразования, а в первую очередь возможность иной, более справедливой жизни. Октябрьский переворот и Гражданская война навсегда разделили жизнь писателя на “до” и “после”. В январе 1921 г. был расстрелян единственный горячо любимый сын Шмелева. “С ним все ушло, с ним взяли у меня все, всю мою силу и волю, — жизнь, осталась одна шелуха. И вот живу я с грамотой охранной, с телеграммой тов. Калинина о покровительстве. Горько, больно. Вот она, скверная усмешка жизни. Вся моя “охранная-то грамота” в сыне была” Ф. 1398. Оп. 2. Ед. хр. 645. Л. 1—2 — писал И. С. Шмелев В. В. Вересаеву в декабре 1921 г. От этой трагедии Шмелев не оправится никогда. Во всем его дальнейшем творчестве можно найти ее отзвуки, как бы ни укрыта, затаена была личная боль автора.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

свящ. Николай Воинов Каталог книгам, изданным Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. Евангельская история о Боге Сыне, – воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов. Ед. Феофана. Москва. 1885 г. Ц. 1 р. 50 к., с перес. 2 р. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с изложением учения Церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ее, на основании Священного Писания , свидетельств св. отцов и церковных преданий. С 46 рисунками, представляющими святые места, события из жизни Божией Матери и прообразования о Ней. В книге этой из разных достоверных источников собрано многое, касающееся земной жизни Пресвятой Богородицы, в такой полноте, в которой доселе не было подобного сочинения. В ней, между прочим в первый раз появляется «Церковно-славянская и русская литература о Божией Матери». Издание шестое, исправленное и дополненное. В книге более 350 страниц, большего формата. Москва. 1891 г. Цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 рубля. Беседы и нравоучения во славу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Заимствованы из книги «Руно орошенное», составленной св. Димитрием Ростовским . С литограф. изображением сего святителя. Изд. 2-е. Москва. 1884 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 коп. Избранные слова св. отцов, в честь и славу Пресвятой Богородицы, с изображением подобия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Одигитрии (Путеводительницы). Изд. 3-е. Москва. 1835 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 к. Слава Богоматери. 1. Учение о благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери. П. О подражании добродетелям Богоматери, о благоговейном почитании и прославлении Ее. По изъяснению Филарета, митрополита Московского, в проповедях его. Собрал Порфирий Кременецкий. Москва. 1888 г. Цена 40 коп., с пересылкой 50 к. (Учебным Комитетом при Св. Синоде допущено в употреблению в духовно-учебных заведениях. См. Церковный Вестник. 1886 г. 8-й). Вышний покров над Афоном, или сказания о чудотворных, на Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и святых угодников Божиих. С 41 литографированными изображениями чудотворных икон. Описание икон этих и бывших от них благодатных знамений являет великое милосердие Пресвятой Богородицы к земному Ее уделу, св. Афонской Горе и вместе с тем знакомит читателя с замечательными событиями, совершившимися на св. Афоне от прославленных чудотворениями икон. Издание 8-е, дополненное. Москва. 1892 г.; цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Архимандрит Антонин и его дневник Русский XIX век, от «золотого» его начала до «серебряного» конца, стал временем расцвета таких «личных» письменных жанров, как дневник и переписка. Культура дневника пронизывала все слои образованного общества, от государя и вельможи до гимназиста и курсистки, не говоря о профессиональных деятелях литературы и искусства, для которых дневники стали особой формой духовной самореализации, определив в известной степени «стиль и веяния» интеллектуальной элиты России. Трудно переоценить значение, которое имеют дневники выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, лишь в последние годы становящиеся достоянием читателя. Изданы дневники митрополитов Арсения (Стадницкого) , Вениамина (Федченкова) , Анастасия (Грибановского) . В России и в Японии опубликованы дневники основателя Японской Православной Церкви равноапостольного Николая (Касаткина) . Одним из интереснейших памятников, одинаково важных для истории Церкви и культуры, российской дипломатии на Востоке и отечественной византинистики и археологии, является дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) . Упоминаемый почти всеми авторами, писавшими об архимандрите и о русском присутствии в Палестине, этот источник доныне практически не исследован и не введен в полной мере в научный оборот. Лучший биограф Антонина архимандрит Киприан (Керн) высказывал даже в свое время опасение, будто дневник не сохранился 1355 . Но он сохранился. Основной массив дневника находится в РГИА (Собрание Св. Синода. Ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118–1132; 14 томов, от 204 до 456 л. каждый). Описание томов и их содержания, хотя не всегда точное, было сделано в свое время М.А. Салминой 1356 . Мы напомним здесь лишь краткие данные архивной описи, необходимые для ясности дальнейшего изложения. Том 1-й (135 л., 1817–1835 гг.) обнимает начальный период жизни Андрюши Капустина и его учебу в Пермской духовной семинарии. Каждый из последующих томов содержит дневники за несколько лет: том 2-й (304 л., 1836–1839) – время обучения в Екатеринославской семинарии и поступление в Киевскую духовную академию; 3-й (204 л., 1840–1843) – годы учения в КДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Соболи. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1909 и 1914. Год утраты:1975 (сгорела от удара молнии) Архитектор: И.А. Чарушин Адрес: Россия, Кировская область, Тужинский район, деревня Соболи Координаты: 57.64, 47.7855 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Строительство Серафимовской церкви в Соболях началось в 1909 году и завершено в 1914. Первая служба состоялась 16 декабря 1914г. Храм входил в 3-й благочиннический округ Яранского уезда Вятской епархии. Храм имел очень богатое и изящное внутренне убранство. Был одним из уникальных объектов деревянной церковной архитектуры конца XIX – начала ХХ веков. На данный момент известны, по крайней мере, имена четырёх служивших в Соболях священников: Мокеров Александр Федорович (годы его служения в Соболях 1915-1919, был первым настоятелем церкви). Мельников Петр Иванович (1929-1938гг.). Овчинников Василий Александрович (1934-1938гг.). Любимов Дмитрий Иванович (1954-1955гг.). После Великой Отечественной войны Соболинская церковь была вновь открыта после некоторого периода, когда службы в ней было запрещено проводить, и она стала одной из действующей на всей территории Тужинского района. Однако в 1976 г. во время грозы церковь в Соболях сгорела, остались лишь её фундамент и печные трубы. Восстановлена она уже не была, сейчас на её месте не осталось и следа. История церкви мало изучена, поскольку большая часть её существования пришлась на годы советской власти, когда была нарушена система ведения Клировых ведомостей, метрических книг. Тем не менее в Кировском областном архиве представлен целый фонд конкретно по Серафимовской церкви с.Соболи - Ф. 476 5 ед. хр., 1915–1927 гг., оп. 1. В него входят ведомости о церкви, а также книги прихода и расхода церковных денежных сумм.

http://sobory.ru/article/?object=32824

Падеж и его категории Вопрос Перевод Именительный падеж а. Подлежащее кто? что? именительный падеж б. Именная часть сказуемого кто? что? кем? чем? именительный падеж (в настоящем врем.) творительный падеж (в других временах) Звательный падеж Прямое обращеиие Именительный падеж Родительный падеж а) Принадлежность чей? чей? родительный падеж притяжательное местоим. (личное местоим.) б) Определение какой? род.п. или прилагательное в) Объект предлога (определяется предлогом) г) Дополнение некоторых глаголов род.п. или вин.п. д) Отделение «от», «из» Дательный падеж а) Косвенное дополнение кому? чему? дательный падеж б) Объект предлога (определяется предлогом) в) Дополнение некотрых глаголов дат.п. или вин.п. г) Инструментальный кем? чем? творительный падеж д) Местный где? когда? Винительный падеж а) Прямое дополнение кого? что? винительный падеж б) Объект предлога (определяется предлогом) Система именных частей речи Основная таблица падежных окончаний и восемь правил для существительных Прочерк означает отсутствие падежного окончания. Подчеркивание означает, что последняя гласная основы изменяется на гласную, указанную в таблице (правило 5). Падежные окончания для муж./жен.р. в третьем склонении повторены для ясности, хотя в некотрых случаях они такие же, как и окончания первого и воторого склонений. первое/второе склонение третье склонение муж.р. жен.р. сред.р. м./ж.р. сред.р. им.п. ед.ч. род.п. ед.ч. дат.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. род.п. мн.ч. дат.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Ниже показано, как выглядят окончания, соединенные с последней гласной основы. муж.р. жен.р. сред.р. м./ж.р. сред.р. им.п. ед.ч. род.п. ед.ч. дат.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. род.п. мн.ч. дат.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Восемь правил для существительных 1 . Основы, оканчивающиеся на альфу или эту, принадлежат к первому склонению, на омикрон –ко второму, на согласную – к третьему. 2 . У всех слов среднего рода формы им.п. и вин.п. совпадают. 3 . Почти все слова среднего рода оканчиваются на альфу в им.п. и вин.п. множественного числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Урок 11 I. Четвёртое склонение существительных К четвёртому склонению относятся существительные мужского, женского и среднего родов с наращением основы в косвенных падежах: им- – им-ен-е, свекр-ы – свекр-ов-е, дщ- – дщ-ер-е. характерной особенностью этого склонения является также окончание р. ед. – е. В четвёртом склонении можно выделить подгруппы: 1) Имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – м, а в остальных формах принимающие приращение – ен-: им – имене, – времене, см – смене и др. как вы знаете, эти существительные в русском языке также образуют особый тип склонения. Таблица 26 Единственное число Двойственное число Множественное число И. В. Зв. имен-а имен-е имен- имен-ъ имен-и имен-ема (-ама) (-мъ) имен-а имен-емъ имен-ы имен-и имен-хъ (-ахъ) 2) Имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – (- а). к этой подгруппе относятся существительные, обозначающие детёнышей животных, молодых животных, детей. Существительные этой подгруппы характеризуются приращением – т– (- ат-): дит- – дит-т-е, троч-а – троч-ат-е, козл- – козл-т-е, рл- – рл-т-е. Таблица 27 Единственное число Двойственное число Множественное число троча И. В. Зв. трчат-и трочат-а трочат-е трочат- трочат-ъ трочат-и трочат-ема (ама) (-мъ) троча трочат-а трочат-емъ трочат-ы трочат-и трочат-хъ 3) имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – о и во всех других формах принимающие приращение – ес-: кол-о – кол-ес-, чд-о – чд-ес-, неб-о – неб-ес-. Таблица 28 Единственное число Двойственное число Множественное число И. В. Зв. небес-а небес- небес- небес-ъ небес- небес-ема небес-а небес-емъ небес-ы небес- небес-хъ Существительное слово в единственном числе образует формы как с приращением, так и без него. Приращение отсутствует в том случае, когда слово означает Христа 18 : без бга слова рождш ю, сщю бц, т весличаемъ (Девственно родившую бога слово (т. е. Христа), истинную Богородицу, тебя величаем). При этом используется форма звательного падежа: слове. Напомним, что существительные среднего рода не имеют специальной звательной формы, звательный падеж у них совпадает с именительным. форма слове в значении «Бог Слово, Христос» (при обращении) – исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

число писем Письма свидетельствуют о дружеских отношениях между автором и его корреспондентом: здесь расспросы и рассказы о здоровье собственном и родных (мамы у Михаила Новоселова и старшей дочери у Самарина), рассказы о летних путешествиях, встречах с общими знакомыми и др. Много упоминаний о заботах и хлопотах, связанных с помощью Новоселова различным больным, о чем сообщается между делом, но что ярко характеризует его постоянное стремление оказывать конкретную помощь ближнему. Но главное содержание писем – вопросы, связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения» и его молодежных «филиалов»: обсуждаются темы предстоящих заседаний, кого можно пригласить в качестве докладчиков и т. д. Помимо этого, Новоселов делится с Самариным издательскими планами, сообщает о вышедших выпусках «Религиозно-философской библиотеки», интересуется богословскими занятиями Федора Дмитриевича, рассказывает об аналогичных занятиях других членов Кружка, в том числе Флоренского и Кожевникова. Поскольку и Михаил Новоселов , и Ф. Д. Самарин живо интересовались вопросами духовного образования молодого поколения (Новоселов был даже членом Отделения Училищного совета Святейшего Синода), то в ряде писем обсуждается работа проходившего в 1909 году Всероссийского съезда законоучителей, на который от имени «Кружка ищущих христианского просвещения» был направлен проект положения о новой постановке преподавания Ветхого Завета. Видно также стремление к обсуждению среди кружковцев имеющих важное значение публикаций Священноначалия, например, статей архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) . В качестве дополнения к публикуемым письмам прилагаются три текста, также извлеченные из архива Самарина и связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения»: 1 . О задачах и характере устраиваемых «Кружком» бесед (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 23). 2 . Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения» (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 24). 3 . Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения» за 1908 г. (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Урок 6 I. Имперфект Имперфект – одно из прошедших времён церковнославянского языка. В грамматиках церковнославянского языка оно называется ещё прошедшим продолженным временем. На русский язык имперфект переводится глаголом прошедшего времени несовершенного вида. Имперфект выражает действие, соотносительное с другим действием, основным. Основное действие выражается, как правило, аористом: Такожде и коже бысть во дни лтвы: дх, кповах, продах, саждах, здах [ Лк.17:28 ]. (Так же как и было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили.) Формы имперфекта образуются с помощью суффиксов – а-, – – и следующих окончаний: Таблица 13 Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число ж. р., ср. р. Обратите внимание на то, что от окончаний аориста отличаются лишь окончания имперфекта 3-го л. ед. и 3-го л. мн. Формы имперфекта одних глаголов образуются от основы инфинитива, а других – от основы настоящего времени. Формы имперфекта образуются от основы инфинитива в следующих случаях: – Если основа инфинитива оканчивается на суффиксальный (т. е. являющийся суффиксом или относящийся к суффиксу) гласный – а– или – -, то в этом случае суффикс имперфекта как бы сливается с суффиксом основы инфинитива, и окончания имперфекта присоединяются прямо к основе инфинитива: писа-ти – писа-хъ, велича-ти – велича-хъ, умерщвл-ти – умерщвл-хъ, с-ти – с-хъ. Формы имперфекта, образованные от глаголов с основой инфинитива на – а-, – -, совпадают с формами аориста (кроме 3-го л. ед. и 3-го л. мн.) 13 . В этом случае отличить аорист от имперфекта можно на основе синтаксического строя предложения (имперфект выражает действие, соотнесённое с основным действием). Также следует помнить о том, что при переводе на русский язык аорист чаще соответствует глаголу совершенного вида, а имперфект всегда соответствует глаголу несовершенного вида: Мара убо услыша (аорист, совершенный вид), к грдетъ, срте (аорист, совершенный вид) же дома седше (имперфект, несовершенный вид) [ Ин.11:20 ]. (Марфа, когда услышала, что Иисус идёт, встретила Его, Мария же сидела дома.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010