Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

Becker). Между двумя покаянными молитвами в Ездр.9 и Неем.9 существуют противоречия, касающиеся ситуации в Иудее; так, в Неем.9:36 слл. содержится более пессимистическая оценка политического положения, чем в молитве Ездры. Особенно хорошо виден «шов» в Неем.7:1–5 : к вопросу о заселении Иерусалима повествование возвращается лишь в Неем.11:1 ; фрагмент Неем.7:5–10:40 с этой темой не связан. Можно было бы ожидать рассказа о строительстве стен после Неем.7:1–3 , но об этом сообщается лишь в конце 12–ой главы. Не вполне ясно, как относится к остальному тексту Неем.13 . С одной стороны, Неем.13 можно понимать, основываясь на Неем.10 , как торжество обязательств завета. С другой стороны, к действиям побуждает, по–видимому, чтение Торы ( Неем.13:1 слл.). Общая композиция ставит вопрос, как родилась идея связать деятельность Ездры с деятельностью Неемии, так как, несмотря на то, что два главных персонажа выступают в Неем.8 и 12 вместе, их деятельность изображена без всякой взаимосвязи, параллельно. В науке предлагались различные модели возникновения. Они принципиально отличаются друг от друга определением объема и характера (происхождение, датировка, аутентичность) источников, а также обработок (напр., хронистом), в результате которых из материала источников были созданы дошедшие до нас книги (относительно последующего см. также D.VIII): (1) Согласно радикальной концепции (J. Becker), сами введенные в текст источники, (и прежде всего рассказы о Ездре и Неемии), представляют собой литературную фикцию, вышедшую из-под пера хрониста. При этом, однако, слишком мало внимания обращается на внутренние противоречия; кроме того, хронист не может считаться автором Ездр./Неем. (ср. D.VIII.2.1). По мнению большинства исследователей, в Ездр./Неем. все же использовался уже имеющийся материал, в том числе некий «источник Неемии». (2) Модель блоков: Ездр./Неем, согласно Ф. Кроссу (Cross), росли, подобно 1/2Пар., блоками, в три этапа; согласно Х. Уильямсону (Williamson) весь рассказ о строительстве Храма Ездр.1–6 был помещен впереди более раннего (возникшего независимо от 1/2Пар.) рассказа о Ездре и Неемии ( Ездр.7 – Неем.13 ) тем же редактором, которым созданы и «просвященнические» дополнения к 1/2Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

– Писатель книги Ездры особенно любит некоторые выражения и обороты, какие часто употребляются и в книгах Паралипоменон ( Ездр.3:2,6 ; 1Пар.16:40 ; 2Пар.29:27 и пр.); с такою же любовью, как писатель книги Паралипоменон, и с тою же целью и намерением останавливается он на всем, что касается храма, богослужения, принесения жертв, церковной музыки, священников и левитов и вообще культа. – Писатель книг Паралипоменон подробно описывает устройство храма Соломоном и торжественное, великолепное освящение его; а равно преобразования, введенные Давидом, Соломоном, Езекиею и Иосиею; книга Ездры показывает, что по возможности тоже было и при освящении второго храма, и что по возможности все, что введено было прежними царями, удержано и при втором храме. – Писатель книг Паралипоменон, в своих родословных таблицах, останавливается часто и излагает подробно родословные таблицы священнического я левитского родов; точно также – и писатель книги Ездры ( Ездр.2:7,1–15;10:1 сл. Ездр.2:36 сл.). – Наконец, во всем языке видно то же влияние арамейского языка на чисто Еврейский, какой замечали мы и в книгах Паралипоменон, то же упоминание о персидских монетах и вообще, старой речи, по исследованию учёных ясно указывает не только на одно время написания книги Ездры с книгами Паралипоменон, но даже на единство их писателя. Если от этих доказательств происхождения книги Ездры от одного писателя с книгами Паралипоменон, т. е., от Ездры, доказательству заимствованных из сравнения общего характера книги Ездры с книгами Паралипоменон, обратимся к частным указаниям книги Ездры на своего писателя: то найдем несомненное подтверждение высказанного мнения. – В целом отделении от 27-го ст. 7-й главы до 15 ст. 9 гл. писатель повествует об Ездре в первом лице; значит, несомненно он писатель всего этого отделения. – Первые стихи этого отделения очевидно указывают на царский указ изложенный в этой же главе ( 1Езд.7:12–26 ); к изложению этого указа первые 11 стихов той же главы составляют вступление, а 10-я глава составляет заключение описания всего происшествия, так что гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Упадок и конец царствования Саула (31:6) Причины Следствия Самонадеянность при жертвоприношении (13:7–14) Предсказана потеря царства (13:14) Неправильные решения (14:24–28) Незаслуженное проклятие Ионафана (14:43–45) Поступок с Агагом и ценной добычей (15:7–9) Потеря царства (15:27:28) Утрата общения с Богом (28:16:17) Безответная молитва (28:6) Обращение к волшебнице (28:7:8) Неотвратимое предсказание (28:19) Лишение себя жизни (31:4) Конец династии (31:4–6) Вторая книга царств Триумф Давида ( 2Цар.2:4 ) Причины Следствия Прелюбодеяние (11:4) Вирсавия родила сына (11:5) Убийство Урии (11:17) Обличение и раскаяние. Смерть ребенка (12,10.13.19) Насилие, совершенное Амноном (13:14) Убийство Амнона (13,28.29) Узурпация престола Авессаломом (16,15.16) Гибель Авессалома (18,14.15) Перепись (24:2) Язва (24:15) Приведенные факты из жизни «дома Давидова» иллюстрируют аксиому: не подчиняться Господу – накликать беду. Третья книга царств Цари Иудеи и Израиля ( 3Цар.2:12 ) Давид решает построить дом Божий 2 Царств 7:5 Давиду не позволено строить дом Божий 1 Паралипоменон 28:3 Сын Давида избран строителем дома Божиего 1 Паралипоменон 17:12 Дом, который должен стоять вечно 1 Паралипоменон 17:14 Дом нерукотворный Воскресший Христос – вечный дом Божий Иоанн 2:19 Народ Божий как святой Божий храм Ефесянам 2:19–2 Вторая книга Паралипоменон План храма Соломона ( 2Пар.3:1 ) Соломон воздвиг храм на горе Мориа, к северу от «города Давидова». Храм был построен в соответствии с планом, полученным некогда Давидом от Господа и переданным им Соломону ( 1Пар.28:11–13:19 ). Разделение на святилище и Святое в святилище отражает разделение скинии на святилище и Святое святых. Книга Ездры Времена Ездры, Неемии и Есфири ( Ездр.8:36 ) Книга Неемии Персидские цари эпохи восстановления, 559–404 гг. до Р.Х. ( Неем.2:1 ) Перед суровым обличением Господа Иов мог только признать свою ничтожность Слова Господа Ответ Иова Во-первых, Иов несведущ во многом (38:1–40:2): · он не присутствовал при творении · он не может объяснить законы природы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кроме «Жизнеописания пророков» и «Мученичества Исаии» о личности пророка в апокрифах почти ничего не сообщается. Много аллюзий на И. п. к. есть в неск. апокрифических писаниях, начиная с древних «Псалмов Соломона» и «Книги Юбилеев». Иногда встречаются явные цитаты. В 4 Макк 18. 14 мать словами Ис 43. 2б напоминает сыновьям то, что им сказал отец: «...пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Сир. «Апокалипсис Варуха» (4. 2), как и сам Исаия, относит стих «Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]…» (Ис 49. 16a) к Иерусалиму и вкладывает его в уста Бога. Мученичество прор. Исаии. Инициал из Библии. Ок. 1275–1300 гг. (Музей Меерманов в Гааге. 10 E 36. Fol. 342v) Мученичество прор. Исаии. Инициал из Библии. Ок. 1275–1300 гг. (Музей Меерманов в Гааге. 10 E 36. Fol. 342v) Встречаются и др. явные аллюзии. Так, напр., слова Ис 58. 8 («…правда твоя пойдет пред тобою») приводятся в Одах Соломона (Odae Solomon. 8. 19), о храме Господа в Египте (Ис 19. 19) говорится и в «Сивиллиных пророчествах» (Sib. 5. 501), пророчество об обращении вспять хода солнца (Ис 38. 8) встречается также в «Псалмах Соломона» (Ps. Solom. 18. 12; ср. также: Ps. Solom. 8. 17; 11. 4 и Ис 40. 3-4; 4 Ездр 2. 35 и Ис 60. 20; Юб 1. 29 и Ис 65. 17; Ps. Solom. 11. 1 и Ис 52. 7). В Юб 20. 6 используется формула из Ис 65. 15. Иногда близость ограничивается употреблением характерного имени или выражения, напр. Еммануил (Ис 7. 14 и Test. Solom. 6. 8; 11. 6 и др.) или «грех ко греху» (Ps. Solom. 3. 10 и Ис 30. 1). Молитва о мессианском времени в Sib. 788 напоминает пророчество Ис 11. 7-8. Близки тексты Ис 2. 2-4 и Sib. 3. 772-773 о паломничестве народов к Сиону. В «Апокалипсисе Софонии» (2. 5) используются образы Ис 40. 15 («Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он»). Писания эллинистического периода Филон Александрийский и Иосиф Флавий редко обращаются к И. п. к. Филон, не называя имени автора, приводит только 3 явные цитаты из И. п. к.: словами из Ис 5. 7 (виноградник как символ радости) завершается трактат «О сновидениях» ( Philo. Somn. 2. 172); стих Ис 48. 22 LXX обосновывает высказывание Филона о том, что неправедные не могут радоваться ( Philo. De mut. nom. 169); Ис 54. 1 («у оставленной (будет.- Авт.) гораздо более детей»), согласно Philo. De praem. 158, аллегорически говорит о душе. Словами Ис 50. 4 и парафразой Ис 1. 11 Филон описывает богослужение, подобающее Богу ( Idem. Quis rer. div. 25; Idem. De spec. leg. 1. 271).

http://pravenc.ru/text/674802.html

2) Исчисление спутников его и исполнение царского повеления. 1Ездр.8 . 3) Ездрин плачь о смешении Иудеев с женами иноплеменническими. 1Ездр.9 . 4) Покаяние народа. 1Ездр.10 . § 18. О Книге Неемии I. Надписание По писателю и по главному предмету у евреев называется Нехемъя, у греков Νεεμας, и у латин Heema, а в Вулгате Вторая книга Ездры, по продолжению истории, начатой от Ездры, и потому, что не мало находится в ней такого, что купно Ездрою и Неемием учинено, или потому, что у древних Евреев обе сии книги совокуплены в одну. II. Писатель Оный есть Неемия. Неем.1:1 . – Имя его, от слова Нехем произведенное, утешителя или утешение Господне означает, и должности сего мужа весьма было прилично. Сир.49:15 . – Отца имел он Ахалию Неем.1:1 , и потому различествует от Неемии, сына Завухова Неем.3:16 . – Был Винарск или виночерпец царя Персидского Неем.1:11 , и на время полководцем царским во Иудеи сделан был Неем.5:14 , по которой должности назван по-халдейски Гаттиршата или Тиршата; ибо сие имя значит начальника, вождя, посла, судию царского. Ездр.2:63 . – Он был муж истинно благочестивый, весьма и чрезвычайно ревностный по славе Божией. В 13 лето после Ездры пришел в Иудею Ездр.7:8 . Неем.2:1 . – От того, которой с Зоровавелем и Иисусом Ездр.2:2 . Неем.7:7 вместе упоминается, должно, по-видимому, его различить. III. Содержание Описывает восстановление города Иерусалима, исправление возвращенного народа, поправление упадшего Богослужения, возобновление завета между Богом и народом, или дела, во время правления Неемии учиненные. IV. Конец 1) Чтоб окончить начатую от Ездры историю о возобновлении состояния церковного и гражданского; или чтоб обстоятельнейшее преподать известие как о восстановлении града и учреждении в нем правительства, так и о возобновлении завета между Богом и народом. 2) Чтоб описать Церкви, едва от толикого наказания свободившиеся, как внешние утеснения, так внутреннее развраты, и купно двоякое сих последних чрез Неемию исправление, из которых одно чем было строже, тем нужнее. 3) Чтоб доказать новым примером, что Бог молитвы праведных приемлет и им помогает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Им было возвращено золотых блюд – 30, серебряных – 100, ножей – 29, золотых чаш – 30, серебряных – 410, других сосудов – 1000 и вообще всего 5,400 сосудов ( Ездр. 1:9–11 ). Конечно, это – очень небольшое количество сравнительно с указаниями Иосифа Флавия на богатства Соломонова храма. Но одновременно с этим сокровищница второго храма была пополняема ценными приношениями, как самих израильтян, так и иноплеменников ( Ездр. 1:4–6 ). Во время Артаксеркса сокровищница ветхозаветного храма была еще пополнена ( Ездр. 8:26–28 ), так что позднее Антиох Епифан произвел, по примеру Навуходоносора, новое хищение в Иерусалимском храме (1 Макк. 1:21–23). В 63 году до Рождества Христова победитель иудеев Помпей–«первый римлянин», вступивший во святилище Иерусалимского храма, увидал здесь снова богатые сокровища. Он нашел здесь золотую трапезу с светильниками, жертвенные чаши и около двух тысяч талантов священных денег 12 . Ho, по уважению к святыням Израиля, он не коснулся этих сокровищ. Проходивший через Иерусалим почти вслед за Помпеем римский полководец Красс не обладал великодушием и бескорыстием Помпея. Он взял себе из иерусалимского храма золотую жердь, которую предложил Крассу священнослужитель Елеазар в надежде, что насытит этим жадность сирийского губернатора. Но Красс не удовольствовался этим. Он похитил из храма золотую утварь и храмовые деньги (всего на сумму 10,000 талантов) 13 . При этом Иосиф Флавий оговаривается, что его упоминание о богатых сокровищах храма не преувеличены. «Никого не должно удивлять, что в нашем храме была такая масса золота, говорит он, потому что иудеи всего мира, равно как и другие почитатели Предвечного, в Азии и Европе, с давних времен доставляли туда свои приношения... Масса упомянутых нами сокровища вовсе не преувеличена нами из тщеславия или хвастовства». Косвенное обоснование своих сведений о богатстве сокровищницы иерусалимского храма Иосиф Флавий видит в указаниях Страбона на перевозку иудеями сокровищ на остров Коси и на заполнении ими „всего мира“ 14 Следовательно, приток богатств в иерусалимском храме, от богатых иудеев рассеяния всегда был очень велик.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Архангел Уриил (огнь Божий) . Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 4:1; 5:20. Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий . По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.» (Фартусов, стр. 226). «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,» поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10). Архангел Иеремиил Архангел Иеремиил (высота Божия) . Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 4:36. «В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», — пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии » (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников. Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы. Вы прочитали статью Собор Архистратига Михаила Архангела. Возможно, Вам покажется интересным: Что такое молитва? Молитвы от пьянства и наркомании Молитвы от сглаза и порчи: существуют ли они? Молитвы к Богородице

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-mix...

предания о пророках) имеются сообщения (их источник неизв.) об И.: после разрушения Иерусалима «никого не осталось в городе, кроме пророка Иеремии, который жил в нем и 20 лет оплакивал его. Пророк Иеремия умер в Самарии; его похоронил священник Ор в Иерусалиме, как его о том просил Иеремия» (La caverne des trésors. Lovanii, 1987. Vol. 2. P. 124-125). Евсевий Кесарийский приводит фрагмент сочинения иудейского историка Евполема (сер. II в. до Р. Х.) об И. ( Euseb. Praep. evang. IX 39. 1-5), в к-ром сообщается, что ко времени царя «Ионакима» (т. е. Иоакима, 608-597 гг. до Р. Х.) И. обличал служение Ваалу и возвещал о предстоящей катастрофе, имеются текстовые совпадения с Иер 1. 3; 4. 16; 36, с апокрифическими сочинениями, к-рые встречаются в др. источниках. Так, Навуходоносор принял решение о войне с иудеями, только когда узнал о проповеди И. о грядущей каре Божией и о том, что пророк смог спасти ковчег завета со скрижалями закона (ср.: 2 Макк 2. 4-8). Сообщается также о сожжении 1-го свитка пророчеств И. (ср.: Иер 36. 21-26), но с уточнением, что по приказу царя сжечь свиток должен был сам пророк, но ему удалось избежать этого ( Wolff. 1976. S. 16-17). Достаточно подробно рассказывает о личности и служении И. Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. X 78 - XI 1), точно следуя тексту Книги прор. Иеремии. В 5 Ездр 2. 18 И. упоминается среди помощников, к-рые, согласно обетованию, должны прийти к христианам. В предсказании суда в 6 Ездр 15. 57 содержится аллюзия на Иер 18. 21. В Книге Сивилл И.- один из тех, кто предстоит у трона Христа во время последнего Суда (Sib. 2. 249). О жизни И. упоминается в экзегетических произведениях раннехрист. авторов. Феофил Антиохийский (180) без указаний на конкретные места в Книге прор. Иеремии описывает события истории Израиля - от гибели царя Седекии и завоевания Иерусалима до окончания 70-летнего вавилонского плена ( Theoph. Antioch. Ad Autol. 3. 25). Сщмч. Ипполит Римский - 1-й раннехрист. автор, интересовавшийся личностью пророка и историческими обстоятельствами его служения.

http://pravenc.ru/text/293630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010