Ездр. 4:12–13, 4:15–16 ; ср. Неем, 4:32). Конечно, трудно было и думать, чтобы Артаксеркс, выразивший такое доверие Ездре в своем указе ( Ездр. 7:13–26 ), вдруг поверил изветам на него. Но, с другой стороны, имея в виду, что при дворах вообще, (а при персидском в свое время в особенности), происходят всевозможные интриги и борьба партий, нет ничего удивительного, если с отходом Ездры в Иерусалим иудейская партия при дворе скоро утратила свое прежнее значение, а, напротив, выиграла другая партия, при помощи которой враги иудеев достигли своих целей. Словом, как бы то ни было, Артаксеркс издал указ: „...Дайте приказание, чтобы люди сии (т.е. иудеи) перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление и будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?“ ( 1Ездр. 4:21–22 ). Предполагаемая катастрофа, разыгравшаяся над Иерусалимом, имела и благодетельные последствия для иудеев: Ездра принужден был оставить свою первую весьма неблагодарную задачу (отделение иудеев от народов земли) и сосредоточить свое главное внимание на второй – проведении закона в жизнь народа. Эта задача была весьма сродни духу Ездры, и к ней он был наиболее подготовлен. И здесь Ездра не удовлетворился полумерами; но взял задачу во всей ее широте. Он заботился не о том, чтобы придать внешнее благообразие общественной жизни, устранив грубые нарушения закона, но взялся за дело с самого его корня, желал насадить закон в сердцах народа и воспитать его в законе. Для этой цели Ездра, прежде чем выступить с проповедью в народ, постарался объединить вокруг себя лиц наиболее сочувствовавших его стремлениям. Из священников, левитов, вероятно, и благочестивых светских лиц был собран кружок лиц, называемых или (ср. Неем. 8:2 , и др. 70 ), – и первоначально наставлен в законе, и только потом уже Ездра выступил с своею просветительною деятельностью в народ. Но об этом речь впереди. – Трудясь над улучшением внутренней жизни народа, точнее, приготовляясь к этому великому делу, Ездра не опускал из внимания и тяжелого внешнего его положения, полной беззащитности от врагов, вследствие разрушения стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Но, с другой стороны, как показала последующая история, ни одна еще колония не была так благодарна своей митрополии и не поддерживала с ней таких крепких дружественных связей, как иерусалимские иудеи с вавилонскими. Итак, значительная часть иудеев 19 , снабженная, по приказанию Кира, сосудами, взятыми некогда Навуходоносором из храма Иерусалимского, наделенная „доброхотными даяниями», напутствуемая благословениями, благожеланиями и слезами своих братьев, сопровождаемая Шешбацаром, князем Иуды ( Ездр.1:8 ), имея во главе 12 старейшин ( Ездр.2:2 ; Неем.7:7 ), конвоируемая, вероятно, отрядом персидских воинов для безопасного путешествия и беспрепятственного водворения в Палестине, – оставила Вавилон в начале 537 года 20 , быть может, в тот самый месяц, когда их предки столетий 9 или 8 тому назад, покинули Египет 21 . Историк Гретц изображает возвращение иудеев из плена, как триумфальное шествие 22 , имея очевидно в виду пророчество Исаии ( Ис.40 ...). Но здесь, как и во многих других случаях, историк иудейского народа впадает в панегирический тон. На самом же деле, еврейский караван, с женами и детьми, с мелкими домашними животными, испытал во всей остроте все тягости 4– 5 месячного пути. – По прибытии на родину, в седьмом месяце, вероятно, 537 года был поставлен жертвенник Иегове, а во 2-й месяц 2-года был заложен храм ( 1Ездр.3:1–13 ). Здесь, по-видимому, вскоре произошло одно обстоятельство, столь важное и во многих отношениях, – по своим в высшей степени печальным последствиям, что участники событий и предвидеть их не могли. „Услышав о построении храма, пришли они (самаряне) к Заровавелю и к главам поколений и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Заровавель и Иисус и прочие главы поколений израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь персидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Однако в период вавилонского плена самаряне, как отмечено выше, не были еще чистыми монотеистами. Процесс объединения самарян в одну религиозную общину и окончательного утверждения у них иудейской религии закончился только три столетия спустя после поселения самарян на израильской территории. Решительное влияние в этом случае имели события, происшедшая после возвращения из вавилонского плена иудеев. Писатель 1 Ездр. сообщает, что с самого начала новой жизни иудейской общины она должна была считаться с нерасположением самарян. Уже в год возвращения, (537), когда пленники строили жертвенник, они „были в страхе, от иноземных народов 387 (3:3), под которыми, без сомнения, прежде всего должно разуметь ближайших соседей иудеев – самарян. Писатель не объясняет, чем собственно вызывался этот страх. Но, по связи с последующим (4:5–6), замечание его, по-видимому, должно быть понято в том смысле, что самаряне отнеслись к иудеям, во всяком случае, с недоброжелательством, а может быть, прямо угрожали даже насилием. В 536 г. иудеи приступили к постройке храма, и это послужило уже поводом к открытому выступлению самарян, в качестве врагов Иуды и Вениамина. Сведения об этом важном факте в истории самарян сообщает писатель 1 Ездр. в 4:1–5: „И пришли они», рассказывает он, „к Зоровавелю и к главам поколений 388 и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему и Ему приносим 389 жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который привел нас сюда» ( 1Ездр. 4:2 ). Руководители иудейской общины отвергли это предложение. „И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский”. Такой отказ раздражил самарян, и они стали врагами иудейской общины. „И стал народ земли той», замечает писатель 1 Ездры, „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского“ (4:4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Тотчас же „стеклось к нему (т.е. к Ездре) весьма большое собрание Израильтян – мужчин, женщин и детей... и народ много плакал“ ( Ездр. 10:1 ). Представители народа сознают грех его, исповедуют его и даже, – как бы желая совершенно утешить Ездру, – дают ему обещание расторгнуть браки с иноплеменницами, отпустивши их от себя вместе с прижитыми детьми ( Ездр. 10:2–3 ). „Встань и мы с тобою... ободрись и действуй!“ так, обращаясь к Ездре, заканчивают свою речь начальствующие. Этого то и желал Ездра. Это-то и было для него важнее всего. И он поспешил тотчас же воспользоваться благоприятным для него моментом и стал „действовать“. Прежде всего, Ездра потребовал от начальствующих клятву в их обещании – быть совершенно солидарными с ним в его деятельности; и они дали клятву (ст. 5). Затем, Ездра отдал приказание, чтобы чрез три дня весь народ собрался в Иерусалим, под угрозою сильного наказания непослушным (ст. 7–8). Приказание было исполнено в точности: весь народ чрез три дня собрался в Иерусалиме, и „сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей“ (9 ст). Ездра и к собранно народному обратился с краткою речью, увещевая народ покаяться в своем преступлении и расторгнуть браки с иноплеменницами. Голодный народ, притом находившийся на открытой площади под дождем, на все выразил свое полное согласие („как ты скажешь, так и сделаем“ 12 ст.), лишь просил избавить его от дальнейшего присутствия па площади, при таких в высшей степени тяжелых условиях (13 ст.). Право голоса вместо себя народ передавал старейшинам. Ездра на это дал свое согласие. Тогда начальствующие и представители народа, во главе с Ездрою, составили комиссию по делу о браках с иноплеменницами. Между иудеями, женатыми на иноплеменницах, оказались некоторые и из сыновей священнических (ст. 19). Все, женатые на чужеземных женщинах (ст. 20–44) и даже прижившие с ними детей (ст. 44), должны были расторгнуть браки и отпустить, точнее, выгнать, своих жен и детей, Бог весть куда (ср. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Это беда, если муж не созидает себя по образу Божию, а жена себя – по образу предстоятеля малой Церкви – мужа. «Потому что [муж] есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11, 7). Не про нас ли эти страшные слова? Что такое созидать себя по образу Божию? Вернемся к словам апостола Павла: «Тайна сия велика»… В чем здесь тайна? Цель для тебя – дом построить, ребенка родить, дерево посадить? – ну что ж, я не буду тебя огорчать, пожалуйста, живи так, как ты считаешь нужным. Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна. Про таких в ветхозаветной традиции, внутри которой еще говорил апостол Павел, бытовало жесткое определение: «Пусть погибнет множество напрасно рожденных» (ср. 3 Ездр. 9, 22). У этого же пророка есть еще более ужасающие слова: «Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния... те познают Меня по смерти в мучении» (ср. 3 Ездр. 9, 10; 12). Эти муки – отвержение от Бога. Когда Бог прикасается к сердцу Так что же это за тайна такая? Тайна эта не раскроется внутри семьи, пока между мужем и женой не будет отношений таких, какие имеет Христос с Церковью. Точно так же, как это будет оставаться для тебя тайной, покуда не будут явлены твои личные отношения с Господом. Что это за личные отношения? Отец Павел Флоренский напоминает нам о нашей ответственности перед Создателем: когда происходит Его прикосновение к нашему сердцу, которое есть духовный лик человека, тогда наступает ноуменальный страх. С Богом-то я общаться не умею, если я не научился главному – любить. Власть имеющий Архиепископ Алексий (Фролов) А как научиться любить? О, если бы у нас была культура иерархических взаимоотношений. Она у нас отсутствует. Если бы ты, мужчина, был господином и хозяином, абсолютным домостроителем, как бы ты по-другому всё в своей жизни чувствовал и понимал. А у нас этого нет. Народ развращали в течение нескольких столетий. Первый удар мы и получили по семье – по иерархическим отношениям.

http://pravoslavie.ru/129700.html

Это и дало повод пророку от имени Божия сказать: «Я ненавижу развод» (2:16). Далее, с каким настроением общества в вопросе собственно о смешанных браках приходилось считаться Малахии? – он для своих обличений не только не имел удобной психологической почвы в настроении слушателей, которые отнюдь даже внутренне не сознавали незаконности своего поведения, а напротив, должен был еще бороться с их софизмами, пытавшимися представить это поведение совершенно безупречным: «не один ли у всех нас отец? не один ли Бог сотворил нас?» – спрашивали иудеи в ответ на обличение пророка (2:10). Наконец, чем подкреплял пророк свои обличения? – с одной стороны, обращением к совести и гуманным чувствам своих слушателей («вы заставляете обливать слезами жертвенник Иеговы с рыданием и воплем», «будьте осторожны в чувствах ваших, чтобы никто не поступал вероломно против жены юности своей,» – 2:13, 15), а с другой, – угрозой наказания Божия (2:12). Совсем иной вид имеет борьба со смешанными браками у Ездры. Прежде всего, предметом борьбы для Ездры являются уже не столь грубые, и вероломные проявления привязанности к чужеземному: мы не видим, чтобы Ездра обличал в своих современниках развод с иудейскими женами ради женитьбы на иноплеменницах. Депутация доносила только Ездре, что иудеи «взяли дочерей их (т. е. народов иных земель) за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иных земель» ( Ездр.9:2 ). Мало этого, не только Ездре не приходилось протестовать против развода с иудейскими женщинами, а даже явилась возможность требовать противоположного, – «отпустить всех жен (иноплеменниц) и детей, рожденных ими» ( Ездр.10:3 ср. ст. 19). Малахия протестовал против, заключения браков с иноплеменницами, сопровождаемого разводом с иудеянками. Ездра уже требует развода с иноплеменницами. Малахиино «я ненавижу развод» теперь уже оставлено, теперь требуется развод, но цель, остается одна и та же – сохранение национальной чистоты; только очевидно, что ревнители этой чистоты теперь усилили свои требования, – несомненно, под влиянием некоторого успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

11:16, 17). Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о праздновании субботы в Новом Завете. Исследуя Св. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом, что нигде нет ни одного слова и намека на то, чтобы Христос и св. апостолы требовали соблюдения субботы. Ссылка сектантов на слова Христа: «Не думайте что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить – пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна Иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17, 18 ), нисколько не подтверждает их мнения о том, что Христос не отменил субботы. Если стать на точку зрения адвентистов, тогда придется на основании этих слов Христа признавать и обрезание и вообще весь закон Моисеев. Правда, сектанты делят закон на двое – на закон Моисея и закон Божий, но ведь Христос ясно сказал, что Он не пришел нарушать ни закон ни пророков. Следовательно, с точки зрения сектантов, как они понимают эти слова Христа, они должны обрезываться и вообще соблюдать закон Моисеев. Значит, сектанты, ссылаясь на это место, противоречат сами себе. Как же нужно понимать этот текст? На это мы отвечаем: Христос не нарушал закон и пророков, а обновил их и исправил. Так например, обрезание заменил крещением, празднование субботы заменил празднованием воскресного дня, ветхозаветные обряды заменены новозаветными. Не имеет также никакого основания и деление ветхозаветного закона на закон Моисеев и закон Божий. У евреев был только один закон; это – закон Божий. Закон дан был Богом через посредника Моисея. Так напр., в Св. Писании говорится: «Моисей дал вам обрезание и в субботу принимает человек обрезание,чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Иоан. 7:22, 23 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и, следовательно, нарушался закон не Моисеев. Это мы приводим для того, чтобы показать, что Св. Писание – и закон Моисеев и закон Божий считается за один закон, идущий от Бога. В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках не называется законом Моисея, а называется «законам Господним» или «заповедью Божией» ( Лук. 2:22, 24 ; Ездр. 9:10, 14 ; Неем. 10:28, 30 ). Итак, можно говорить только об одном Ветхозаветном законе–Божием. Сектанты нам указывают, что каменные скрижали были положены в Ковчеге Завета, а книга закона только с правой стороны Ковчега. Но разве можно на основании сего доказывать преимущество скрижалей перед книгами Завета? Нисколько. В Ковчеге Завета, кроме скрижалей, находились: сосуд с манной, жезл Аарона расцветший ( Исх. 16:32,34 ; Числ. 17:8,10 ). Если бы скрижали были важнее книг Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас то, что было важнее. Однако Бог сохранил книги Моисеевы а скрижали погибли. Итак, для всякого беспристрастного искателя истины ясно, что деление сектантами Закона на закон Божий и закон Моисеев – есть произвольная выдумка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

143 Иосиф Флавий в своей передаче данного события как бы оттеняет эту сторону дела, говоря, что Иоав «прибежал к жертвеннику и надеялся найти для себя безопасное убежище, рассчитывая на благочестие царя в отношении к Богу» (Древн. VIII. 1:4) Thenius и Keil (в Коммент. на 3Цар.2:30 ) также склонны объяснять желание Иоава остаться у жертвенника надеждой, что Соломон побоится умертвить его при жертвеннике 144 Stächelin, 101. Weber находит возможным утверждать, что «со времени смерти Авессалома Адония сделался старшим царским сыном, и считал себя теперь законным наследником престола (Weber, Geschichte des VoIkes Israel. Leipzig. 1867. S. 185 To же самое мы встречаем и у Güthe, (Geschichte des Volkes Israel Freilburg.1899. S.104) 145 Thenius склонен понимать это в том смысле, что Иоав довольно продолжительное время держался стороны Адонии 149 В течение 27 лет исторического существования Израильского царства на престоле его сменилось восемь династий (если не считать Замерия, царствовавшего 7 дней). 2 В таком именно смысле, очевидно, понимает греч. текст и редактор Арабск. 3 перев. текста LXX, который (редактор) в своем переводе даже опустил конец греч. текста 24 стиха, со слов: κα ξω πρς σ… 150 Keil говорит, что «эти поселенцы – священники, левиты и благочестивые почитатели Иеговы, сделали царство Иуды сильным через укрепление религиозной основы, на которой утверждалось царство». (Комментар. на 2Пар.11:17 ) 152 По Keil – не жители северного царства, а Израильтяне, переселившиеся из этого царства в Иудейское. Commet.-üb. Chronik, 352 154 «Муж» – путеводитель прор. Иезекииля в этом видении говорит ему: «сын человеческий! смотри глазами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе;... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4 ) 157 Позволение возвратиться и построить храм являлось для иудеев знаком величайшей милости Бога к ним; «теперь сколь великая, -говорить автор II кн, Ездр., – оказана нам милость от Тебя, Господи Боже, что Ты оставил нам корень и имя на месте святыни Твоей, что открыл нам светильник в дом Господа Бога нашего,… поставил нас в благоволение у царей Персидских, чтобы они дали нам пропитание и прославили храм Господа нашего, и чтобы воздвигнуть был опустошенный Сион» ( 2Ездр.8:75–78 )

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

170 Во 2 кн. Ездры 7:5 указывается не третий, а «двадцать третий» день. Штаде эту дату считает более вероятной, потому что пропуск числа 20 (в вышеприведенном месте Ездр.6:15 ) скорее мог случиться при переписке, чем вставка этого числа (Stade, S. 128). 171 Штаде находит, что нельзя с уверенностью освящение храма, со всеми сопровождающими его подробностями, а равно и празднование пасхи относить к тому же времени окончания храмостроения, потому что в сообщении Ездры не указано точной даты для этого (Stade, а. а. О.); но мы, с другой стороны, не видим основания и отрицать это, раз повествователь ставит эти события рядом. 172 Некоторые думают, что немногие и из 10 колен тоже вернулись. Вегтеап. zu 1Chr.9:3. S. 102–103. 174 Отведение в плен Ассирийский населения 10-коленного Израильского царства не было полным очищением покоренной страны от еврейского населения. Главным образом очищены были от этого населения т. н. «города самарийские», куда потом и были поселены жителями люди «из Вавилона, и из Куты, и из. Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима» ( 4Цар.17:24 ), от смешения которого с остатками еврейского население и произошли Самаряне. Среди них утвердился своеобразный культ, представляющий собою смешение язычества с почитанием Иеговы (ст. 33, 41). Впоследствии борьбу с этим культом вел Иосия, разрушивший Вефильский жертвенник и высоту ( 4Цар.23:15 ). Но несомненно, не все из уцелевших в Палестине Израильтян позабыли чистое служение Иегове. Этим объясняется тяготение некоторых из них в религиозном отношении к Иерусалиму, чем и старались пользоваться цари иудейские, напр., Езекия и Иосия (2Пар. гл. 30). При Иосии сыны Ефрема и Манассии делали приношения в храм Иерусалимский ( 2Пар.34:9 ). Иосия достиг даже того, что изверг все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни его они не отступали от Господа Бога отцов своих» (ст. 33). При Иосии точно также совершалась всенародная пасха в Иерусалиме ( 2Пар.35:17 и сл.). После Вавилонского плена, как сообщает 1Пар.9:3 , «в Иерусалиме жили некоторые... из сынов Ефремовых и Манассииных». Были ли это палестинские остатки 10-коленного царства, или потомки переселенных в Ассирию Израильтян, воспользовавшиеся разрешением Кира вернуться на родину, с точностью неизвестно. То обстоятельство, что они жили в Иерусалиме, дает повод думать, что после плена распределение Палестинской территории по коленам едва ли было удержано. Некоторые на основании Мф.4:13 думают, что это деление существовало даже до времени Иисуса Христа; но это маловероятно. – Riehm, Hwb., Art. «Israel». Stade, S. 5. – Reinke, S. 167 ff. – Bertheau, SS. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

19. Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей! 20. В то время даже на конских уборах будет (начертано): Святыня Господу, и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши пред алтарем. 21. И все котлы в Иерусалиме и Иудеи будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Захария Захария происходил из священнического рода, подобно Иеремии и Иезекиилю. Его дед Иддо был облечен важным достоинством между Иудеями, которые возвратились в свое отечество под начальством Иисуса 94 и Зоровавеля. Иддо был главою одного из классов священников. Сын его Варахия вероятно умер в возрасте не совсем преклонном; потому что не он, а его сын Захария наследовал Иддо при царе Иоакиме в его должности, и был верховным первосвященником после Иисуса ( Неем.12:16 ). Таким образом Захария, в последнюю половину своей жизни, соединял священнические обязанности с пророчески служением. Краткостью жизни его отца объясняется, почему рождение Варахии опущено к Ездр.5:1 . Захария был очень юн во время возвращения Иудеев при Зоровавеле, и провел только немного лет в стране своего рождения, Вавилонии. Его первые пророчества относятся ко второму году Дария Гистаспа, бывшему 18-м годом по возвращении Иудеев, и он прямо обозначен здесь именем юноши (II, 4). Захария – современник Аггея; он действует с такой же целью и посреди таких же обстоятельств. Он возбуждает мужество верных и противопоставляет мрачной действительности современной эпохи блистательные образы будущего. Но он нападает также на тайное лицемерие и фарисейство Иудеев и возвещает им страшные суды Божии. Впрочем, Захария, подобно Даниилу, обращает свои взоры более на будущие века, чем на нравственное состояние поколения к которому принадлежит. Голос пророков должен вскоре умолкнуть; втечение долгих веков этого молчания, избранный народ должен будет находить в прежних предречениях всегда новое доказательство того, что его Бог не оставил его, и что он наперед распределил все благополучные и бедственные события, которые будут совершаться с ним от одного поколения до другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010