Огнем бо Господним… и мечем… судитися будет… всяка плоть (Ис. 66:16), то есть рукой врагов накажет Бог всех жителей Иерусалима. Мнози язвени будут от Господа. Очищающиися и освящающиися во вертоградех , во след единаго посреди (Ис. 66:16–17), то есть перед всеми и без стыда. Во след единаго посреди, то есть или по примеру одного, или один за другим, но все стремятся на дела лукавые. Ядущии мясо свиное и мерзости и мышы . Поскольку все вместе презирали воспрещавший это закон, то вкупе погибнут… когда прииду собрати вся народы и языки (Ис. 66:16–18). Может быть пророк говорит о народах, которые Иезекииль называет Гог и Магог, и о которых говорит, что придут они на горы Израилевы , и будут там поражены (Иез. 39:2, 4), повторяя то же, что изречено на них Исаией. Или пророк подразумевает те народы, о которых упоминает Ездра, когда говорит, что восстали они на Иудеев по возвращении их, и посрамлены Зоровавелем и князьями Иудейскими. Или — это народы, которые по повелению царей Персидских, Антиоха и царей Греческих, восставших на Иудеев, вошли в Иудею и были низложены Иудеями, Иудой Маккавеем и братьями его, и, наконец, совершенно истреблены Римлянами. Пророк говорит, что рукой этих народов Бог накажет Иудеев, согрешивших по возвращении из Вавилона, и при этом ясно показывает, что гибель этих народов будет после плена, но прежде избавления и обращения Иудеев и язычников, которое соделал Господь наш и совершил проповедью апостолов. И на рамена взяты будете и на колену утешитеся. Якоже аще кого мати утешит, тако и Аз утешу вы (Ис. 66:12–13). Господь обещает Иудеям, что когда будут творить волю Его, тогда и Он будет с ними. И как царских детей носят на раменах и покоят на коленях у слуг, так и Бог будет носить их и воспитает их в веселье, и утешит Своими благами за постигшие их прежде скорби. И приидут и узрят славу Мою (Ис. 66:18). Так пророк говорит о славе, какую даровал Бог Израильтянам по истреблении их гонителей. И положу на них , то есть на тех, которые будут спасены, знамение страха, то есть знамение, которое Иезекииль видел напечатленным на лицах Иудеев, спасшихся от истребления, постигшего братий их (Иез. 9:4), или знамение страха, внушающее к ним уважение тех народов, к которым были посланы. Таково было знамение, которое видел Феликс и устрашился, когда Павел говорил ему о правде и святости и о грядущем суде (Деян. 24:15). И послю от них , как бы на удивление… во Фарсис… и в Фовель… и в Явану (Ис. 66:19) и в другие города, пришедшие на помощь Гогу сотворить брань с Зоровавелем, то есть со Христом, образом Которого был Зоровавель, князь народа, по возвращении его из плена в землю наследия Господня. Ибо народы, восставшие на Зоровавеля, были образом народов, по предсказанию пророка, восставших на Господа нашего, как написано: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). И возвестят славу Мою во языцех (Ис. 66:19), то есть пойдут, и о чудных делах Божиих возвестят язычникам. Все это и совершили апостолы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если чрево у тебя на замке, то, может быть, спасешься от греха. А если двери у него отворены, то боюсь, чтобы персть не сделалась наглою. Когда тело усмирено, тогда усмиряется вместе и бесстыдная похоть (свт. Григорий Богослов , 16, 89). Источник. ...Кто, преклонившись к худшему в своем союзе и сочетании, оказавшись сообщником дольнего, рабом плоти и другом скоротечного, оскорбляет жизнью своею божественное благородство, для того, сколько бы ни был он благоуспешен в непостоянном, гордясь ничтожными сновидениями и тенями, обогащаясь, роскошествуя, превозносясь чинами, увы, для того тяжки тамошние бичи, где первое из бедствий – быть отринутым от Бога (свт. Григорий Богослов , 16, 125–126). Источник. Мне и малые проступки кажутся достойными слез; потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (свт. Григорий Богослов , 16, 193). Источник. Грех есть уклонение от доброго, не допускаемое ни законом, ни природою (свт. Григорий Богослов , 16, 342). Источник. ...Невозможно разлучить душу с грехом, если Бог не прекратит и не остановит сего лукавого ветра, пребывающего в душе и в теле (прп. Макарий Египетский , 66, 15). Источник. ...Один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование – избавить нас от рабства сего (прп. Макарий Египетский , 66, 15). Источник. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха (прп. Макарий Египетский , 66, 16). Источник. ; Он соделывает неисповедимое сие спасение тем, которые всегда чают и надеются, и непрестанно ищут сего (прп. Макарий Египетский , 66, 16). ...Человек, подпав под власть темной ночи – диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены (прп. Макарий Египетский , 66, 16). Источник. Бороться... , противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело (прп. Макарий Египетский , 66, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 64: О физической гибели грешного мира. Глава 67: Заключение. В сочинении «О Христе и антихристе» ставятся и рассматриваются вопросы: «– Каково и откуда будет пришествие антихриста? – В какой определённый срок и время откроется беззаконие? – Откуда он будет и из какой народности? – Каково его имя, которое при помощи числа определяется в писании? – Каким образом он произведёт в людях обольщение, собравшее их от конца земли? – Как воздвигнет он гонения и преследования против святых? – Каким образом откроется явление Господа с небес, и как весь мир будет истреблён огнём? – Каково будет славное и небесное царство святых, царствующих со Христом? – Каково будет вечное мучение в огне нечестивых?» (Гл. 5. Хрестоматия, с. 524). Методологической основою экзегезы се. Ипполита становится типологический способ толкования (см., например: 7–15 гл. Хрестоматия, с. 524–526), характерный, что примечательно, по преимуществу для антиохийской богословской мысли (типологический метод экзегезы предполагает соотнесение лиц, событий, явлений и т. д. с лицами, событиями и явлениями прошлого, которые выступают прообразами (греч. «τπος» – «тип, образ, прообраз») к изъясняемой реальности; обычно при таком способе толкования соотносятся реалии Ветхого и Нового Заветов). Однако следует заметить, что святой остаётся не чужд и аллегорическому методу экзегезы). Главная мысль произведения может быть выражена словами св. Ипполита: « Во всём обольститель желает уподобляться Сыну Божию » (Гл. 6. Хрестоматия, с. 524) «Лев – Христос, лев и антихрист. – Царь – Христос, царь, хотя и земной – антихрист. – Явился Спаситель как агнец, подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. – Обрезанным пришёл Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот [т. е. придёт из иудеев]. – Послал Господь апостолов ко всем народам, пошлёт и он своих лжеапостолов ко всем народам. – Собрал Спаситель своих рассеянных овец [в собрание, в Церковь ], соберёт и тот рассеянный народ иудейский [только уже в анти- церковь ].

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Однако оформление раки в конце этого периода не говорит однозначно о том, что только к этому времени началось почитание его мощей. Поэтому думается, с учетом общего развития гимнографического жанра, легко впитавшего именно с 1560-х годов тему антилатинской полемики, а также иных исторических обстоятельств XVI века, что в целом служба была написана и приобрела статус праздничной (полиелейной) до 1563 года, после чего претерпевала некоторые чисто текстуальные изменения в течение еще двух-трех десятилетий.     Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 218–219.  Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н.В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 307–320.   Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. С. 220.  Святые русские римляне. С. 309–319.  Благодарю свящ. Димитрия Пономарева (Санкт-Петербург) за консультацию по данному вопросу.  Святые русские римляне. С. 308–309. Соображение основывается на том факте, что нерабочие отсылки к службам других святых, имеющиеся в тексте рукописи, касаются только тех текстов, которые по определению являются «праздничными», — славник на «Господи, воззвах», стихиры на литии. Наличие отсылки на такие службы при отсутствии текста в нотированной рукописи — стихиры на стиховне и стихира по 50-м псалме — указывают на первый этап создания службы.   Костромин К., прот. Антилатинская полемика в древнерусском богослужении//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. Вып. 1 (9). С. 300.   Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. С. 219.  Святые русские римляне. С. 328–330; «Зеленая минея». Т. 11. Июль. Ч. 1. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 523–524.  «Зеленая минея». Т. 11. Июль. Ч. 1. С. 524.  Святые русские римляне. С. 330–331.  «Зеленая минея». Т. 11. Июль. Ч. 1. С. 524–525.  Святые русские римляне. С. 332.  Повесть временных лет/Подг. текста, перев., статьи и комм. Д.С.Лихачева. Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. СПб.: Наука, 1999. С. 9.  Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью/ПСРЛ. Т. 9. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 3–4; Софийская первая летопись старшего извода/ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. М.: Языки русской культуры, 2000. Стб. 4–5, Воскресенская летопись/ПСРЛ. Т. 7. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 262–263.  См.: «Зеленая минея». Т. 3. Ноябрь. Ч. 1. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 514–539; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. С. 14, 88, 109, 164, 470–471.

http://bogoslov.ru/article/6171417

...Страшный змий греха сопребывает с душой, соблазняет и убеждает ее, и если соглашается она, то бесплотная душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е. дух входит в общение с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто приемлет в себя помысл лукавого и соглашается на оный (прп. Макарий Египетский , 66, 124). ...Грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (прп. Макарий Египетский , 66, 127–128). Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 66, 135). Источник. ...Если кто не борется со грехом , то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи... (прп. Макарий Египетский , 66, 135). ...Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законом, напрасно, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху... (прп. Макарий Египетский , 66, 185). Источник. Не стали еще мы поклоняться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех (прп. Макарий Египетский , 66, 187). Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ Небесный град, где упокоеваются духи праведных (прп. Макарий Египетский , 66, 207). Источник. Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, , – облекся лукавый (прп. Макарий Египетский , 88, 158). ...Грехи, имея в себе скрытую гибель, желательными кажутся на первый взгляд, по какому-то обольщению для неосмотрительных столько же привлекательными, как и дело доброе (свт. Григорий Нисский , 18, 158). ...Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человеческом (свт. Григорий Нисский , 18, 280). Источник. ...При помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны – прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если не породит гнев – убийства, и похоть – прелюбодеяния. Посему, так как чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства – гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади (свт. Григорий Нисский , 18, 288–289). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

VI век Евгиппий (511 г.). Житие Св. Северина (V в., римская европейская провинция Норик) Аноним (VI в.). Житие Макария Римского (V-VI вв.) Аноним (до 532 г.). Житие диакониссы Олимпии (Олимпиады) (367/368–408) Аноним (середина VI в.). Житие Маркелла (ум. 469) Аноним (VI в.). Житие Маркиана Эконома (ум. 473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Евфимия Великого (377–473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Иоанна Молчальника (V в.) Кирилл Скифопольский и Павелл Элладский (VI в.). Житие Феогния, епископа Виталийского (ум. 522) Кирилл Скифопольский и Феодор, епископ Петрейский (VI в.). Житие Феодосия Великого (Киновиарха) (423–529) Кирилл Скифопольский (вторая треть VI в.). Житие Саввы Великого (Освященного) (ок. 439–532) Кирилл Скифопольский (вторая треть VIb.). Житие Аврамия, епископа Кратей- ского (ум. ок. 543–553) Кирилл Скифопольский (560-е гг.). Житие Кириака Отшельника (ум. 556) Аноним (после 543 г.). Житие Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.). Сергий, епископ Ресафы (Сергиополя) (?) (VIb.). Martirium Арефы со товарищами (523 г.) Аноним (вторая пол. VI в.). Житие преп. Марфы (ум. 551) Аноним (вскоре после 564 г.). Житие Николая Сионита (первая пол. VI в., ум. 564) Палладий (?). (вторая пол. VI или VII в.). Житие Григентия, епископа Омиритского (ум. 552) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Андронина и Афанасия из Антиохии (вторая пол. IV в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач VII вв.). Повесть о Евлогии-каменотесе (VI в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Анастасии Патрикии (ум. 567) Евгиппий (VIb.?). Житие Северина (VI в.) Аноним (кон. VIb.). Житие Симеона Стилита Нового или Младшего (Дивногор- ца)(521–592) Аноним (VIb.). Житие Мар-Авгена (VI в.?) Аноним (VIb.?). Житие Ксенофонта и Марии (VI в.) Аноним (не позже VI в.). Житие Марии Антиохийской (IV в.) Аноним (конец VI в.). Чудеса Свв. Косьмы и Дамиана в монастыре Космидион (V-VI вв.) Иоанн Климак (ок. 525 – после 600). Лестница райская (с биографией святого, написанной его учеником монахом Даниилом Раифским)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ц. Сен-Низье в Лионе. XIV — сер. XVI в., XIX в. Почитание Н. было связано с его репутацией аскета, чудотворца и защитника страждущих. При жизни епископу приписывали способность изгонять злых духов из одержимых, однако намного чаще чудеса совершались после его кончины (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524) и гл. обр. после того, как епископскую кафедру занял Этерий ( Coville. 1928. P. 342-343). В анонимном Житии о Н. говорится как о покровителе Лугдуна, к-рого особенно почитал еп. Этерий (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524). Во время пожара, уничтожившего бóльшую часть города, Н. явился в епископскую резиденцию (in ecclesiae domum) и исцелил 2 слепых женщин, чтобы напомнить горожанам о своем незримом присутствии (Ibid. P. 523). По указанию еп. Этерия кровать, на к-рой некогда спал Н., была украшена дорогими тканями, вокруг нее установили светильники, один из к-рых горел 40 дней без замены масла и фитиля. Больные, к-рых укладывали на кровать, исцелялись ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 8). Не ясно, где была установлена кровать Н.; по мнению исследователей, она находилась рядом с гробницей святого ( Coville. 1928. P. 465; Beaujard. 2000. P. 379) (в Кабиллоне чудотворное ложе еп. Сильвестра было установлено в ризнице базилики - Greg. Turon. Glor. conf. 84). Важнейшим местом почитания Н. была его гробница в пригородной базилике, к к-рой в надежде на исцеление приходили слепые, увечные и одержимые демонами (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524). В 590 г. туронский диак. Агиульф на обратном пути из Рима остановился в Лугдуне и посетил гробницу святого. Возле нее толпились люди, напоминавшие «рой счастливых пчел вокруг родного улья». Многие стремились получить у пресвитера, дежурившего в храме, реликвии: прах, кусочки воска или нити из надгробного покрова. Прочитав записи чудес Н., Агиульф взял с собой сухие травы, положенные для освящения на гробницу. Впосл. 4 больных, страдавших лихорадкой, получили исцеление, выпив воду, настоянную на этих травах ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 6). В присутствии туронского пресв. Иоанна исцелились трое слепых, молившихся перед гробницей святого (Ibid). Некий достойный доверия человек сообщил Григорию Турскому о 4 слепых, к-рым было возвращено зрение, и об исцеленном калеке ( Idem. Glor. conf. 60). Прах с гробницы святого обладал целительной силой ( Idem. Vit. Patr. VIII 10) и был способен прекратить морскую бурю (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 523). Исцеления происходили и от масла из светильника, находившегося у гробницы ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 36); в анонимном Житии описано исцеление бесноватого, к-рого помазали этим маслом (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 523). Некий человек отказался возвращать долг и поклялся на гробнице Н., что ничего не брал взаймы. После клятвы он ослеп, признался в содеянном и по молитве к святому получил исцеление (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

80 Ввиду ориентации Ильдериха на Византию, обвинение готов в их стремлении произвести переворот, возможно, не было столь беспочвенным. 83 В «Войне с персами» Прокопий, напротив, говорит, что Велисарий был отозван с Востока для войны с вандалами. См.: В.Р. I. 21. 2. 84 πρατωρα И. Хаури справедливо полагает, что здесь должно стоять υπραιτωρων, т. е. префект претория. Именно эту должность занимал упоминаемый здесь Иоанн Каппадокийский. См.: ниже § 7. 85 Известие о сновидении епископа, почерпнутое, видимо, из церковных источников, является отражением тяжелого положения католиков в Северной Африке, для которых вмешательство Византии в дела вандальского королевства было вопросом жизни или смерти. О религиозной мотивировке похода против вандалов ср.: C.J. I. 27. 1. 1 – 5; Nov. LXXVIII. Cap. IV. 1. 86 Приготовления к походу против вандалов были, по-видимому, завершены к июню 533 г. Цифровые данные, касающиеся размеров войска, скорее всего точны, ибо основаны на официальных источниках, которые Прокопию как личному секретарю Велисария были вполне доступны. 91 Кирилл, так же как и Маркелл, принимал участие в битве при Даре. См.: В.Р. I. 13. 21. См. о нем также § 1 настоящей главы. 92 О предводителе гуннов Эгане Прокопий неоднократно упоминал в «Войне с персами». См., например: кн. I. 13. 20. 95 Речь идет о префекте претория Иллирика (до 524 г.), префекте претория Востока 524 – 527 гг. Архелае. Экспедицию Велисария Архелай сопровождал в качестве вакантного префекта претория (как некогда во время войны 502 – 506 гг. с Иранои Апион; см.: В.Р. I. 8. 5). После завоевания королевства вандалов Архелай получил пост префекта претория Африки. См.: C.J. I. 27. 1; PLRE. II. Р. 133 – 134. 99 Этим новокрещенным юношей являлся некий Феодосий из Фракии, которого Велисарий сам крестил и затем сделал своим приемным сыном. См.: H.a. I. 14 – 15. 108 Хлеб такого рода назывался βουκελλτον или βοκελλον. См.: Κουκουλες Φ. Βυζαντινν βις κα πολιτισμς, Αθναι, 1952. T. E. Σ. 24. 109 χονιξ (­ 2 ξσται или 4 κοτλαι) – хлебная мера, достаточная для однодневного пропитания.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Ис.29:13 ; Лк.22:37 Ис.53:12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3:3 Ис.40:3; 4:4–6 = Ис. 9:1–2; 8:17 Ис.53:4; 12:17–21 = Ис.42:1–4 ; Ин.1:23 Ис.40:3; 12:38–40 = Ис.53:1; 6:9–10 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8:28,32–33 = Ис.53:7–8; 28:25–27 = Ис.6:9–10 ; Рим. 9:27 Ис.10:22–23; 10:11 Ис.28 :16б; Ис.53:1; 15:12 Ис.11:10 ). Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии, а пророка называли «ветхозаветным евангелистом» за необычайную ясность предсказаний о Мессии-Христе и его духовном Царстве. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 глл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей кн.Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии в полном составе 66 глав считается классическим образом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39, так и в 40–66 главах, многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» [кедош исраэль] (13 раз в 1–39 глл. и 12 раз в 40–66 глл.), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и более свидетельствует о единстве автора, чем о подражании великому Исаие его учеников, как думают критики. 1: Начиная с 3 века до Р.Х. иудеи знали все три части Исаии (1–39; 40–55; 56–66) и приписывали их ему, что видно из Сир.48 гл., И.Флавия (Древности XI,1,2–3), из Нового Завета и отцов Церкви. Это мнение было господствующим вплоть до 20 в. Наиболее древнее и пространное свидетельство мы имеем в кн.Иисуса Сираха, написанной за 180 лет до Р.Х. В ней сначала упоминается исторический отдел кн.Исаии (36–39 глл.) ( Сир. 48:17–25 ), а далее об Исаие говорится, что «он великим духом своим предвидел отдалённое будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное прежде нежели оно исполнилось» ( Сир.48:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

1862. См.: Песн.8:2. и след. 1863. См.: Быт.3:17. 1864. См.: 1Кор.3:2. 1865. См.: Ин.1:18. 1866. См.: Пс.18:6. 1867. Свт. Амвросий имеет в виду, что, для того чтобы прийти к человеку, Господь должен умалить Себя. 1868. См.: Ин.1:26. 1869. См.: Ин.1:14; см. также: Кол.3:16. 1870. См.: Откр.3:20. 1871. См.: Ин.13:23. 1872. См.: Ин.1:47. 1873. Частично приведен Синодальный перевод с правкой в соответствии с текстом свт. Амвросия и греческим текстом Послания к галатам. 1874. См.: Исх.3:2–4. 1875. См.: Деян.9:3. и след. 1876. См.: Быт.5:24. 1877. См.: 4Цар.2:11. 1878. См.: Исх.13:21. 1879. См.: Ис.6:6–7. 1880. См.: Мал.3:3. 1881. Renes — почки, чресла. 1882. См.: Пс.25:2. 1883. См.: Дан.3:50. 1884. Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди. 1885. См.: Мк.9:5; Лк.9:33. 1886. Выражение lux inaccessibilis встречается в новозаветных текстах лишь в 1 Тим.6:16, но мысль о неприступности божественного света для человеческого, телесного взора выражена в рассказе о Преображении Спасителя на горе, когда вид Его и одежды сделались блистающими. Светом (lux) Христос назван и в Ин.1:4–5, 7, 9. 1887. См.: Гал.4:26. Свт. Амвросий имеет в виду небесный Иерусалим, описанный в Откровении ап. Иоанна (Откр.3:12, 21:2, 10–27). 1888. В своей речи на Ареопаге ап. Павел, цитируя слова из поэмы Арата «Явления», показывает, что не только весь человеческий род от одной крови, но и языческие философы говорили о Боге. Климент Александрийский (strom. 1. 19) объясняет эту строку из Деяний другой: к язычникам Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26:18) 1889. См. также: Лк.18:19. 1890. В синодальном переводе: ваша… вы явитесь. 1891. См.: Мф.10:28. 1892. См.: Быт.46:27. См. также выше 2. 3. 1893. Источник: Св. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки,1. 2, 85–89 (P.L. 15,1584–1586). Пер. о. Мерша. — Le Corps mystique da Christ, t. 11 , p. 402–403. Текст воспроизводится по след. изданию: Анри де Любак. «Католичество. Социальные аспекты догмата». Пер. с фр. Владимира Зелинского. Изд. Христианская Россия. Милан, 1992, с. 356–357.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010