348 Об устройстве духовных училищ в России. Лейпциг 1863 г. Это сочинение оказало значительное влияние на реформу духовно-учебных заведений. 354 Может показаться странным, что человек строго консервативного направления, каким был П. С-ч, высказывал мысль о необходимости реформации в русской церкви для оживления в членах её внутреннего чувства христианского. Но нужно заметить, что П. С-ч, как и все люди живого нравственного чувства, отличился свободой мысли и не чужд был прогрессивных стремлений, хотя не всегда считал возможным открыто исповедовать то, что думал. Отличавшая воспитанников старой школы привычка подчинять свои мысли чувству долга, преобладание в них умственной деятельности анализа над синтезом ограничивали свободу их мысли и предохраняли от широких и смелых обобщений. 355 В письмах П. С-ча за 1864 г. содержатся интересные подробности о пятидесятилетнем юбилее Московской духовной академии и сведения о некоторых церковных вопросах, которые обсуждались в церковных сферах, но из области рассуждений, к сожалению, не переходили в практику жизни, свидетельствуя о косности и неспособности нашего общества воспринимать самые благие и умеренные мысли лучших умов. 359 Саратовским епископом с 1860 г. по Октябрь 1863 г. был Евфимий Беликов Скон. 1863 17 Октября. 364 Граф Ф. Ф. Берг, фельдмаршал, с 1868 г. наместник царства польского, один из подавителей мятежа. Граф Михаил Николаевич Муравьев, генерал-губернатор северо-западного края с 1863–1865. Скн. 1866 г. 365 Иеромонах Хрисанф Ретивцев ; бакалавр Казанской академии. В 52 газеты День за 1863 г. помещена статья: свод законов и монашеские обеты, в которой указывается на нарушение законов о монашестве и необходимости их изменения. Так напр. указывается на то, что воспитанников духовных академий, вопреки закону, постригают 22, 24, 25 лет, „не принимая в соображение того, что увлекаемые или легкомысленным честолюбием, или поддаваясь чьему либо сильному влиянию, молодые люди безрассудно произносят такие обеты, ο которых впоследствии сожалеют глубоко и сожаление выражают весьма гласно и заявляют фактически“.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Те же, которые не имеют чем похвалиться, достигают известности благодаря испорченности. Но «мудростью» является и вот что: не владея речью сами, 350. они связывают с помощью закона язык тех, кто более красноречив. И если бы была некая борьба с использованием глаз и рук, вы удалили бы также и их, мудрецы! Разве это не очевидное насилие и не явный вред?! Кто потерпит все это? Таинственная вещь: 355. В то время как уже почти вся вселенная получила от Бога столь великое спасение, сколь недостойных предстоятелей мы имеем [в Церкви]! Я буду кричать о правде, хотя она крайне неприятна. Думаю, что играется некая прекрасная театральная сцена: 360. сейчас [мы видим] маски, а потом [увидим истинные] лица. Мне стыдно сказать, как обстоят дела, но я все же скажу. Хотя мы поставлены быть учителями блага, мы являемся мастерской всех зол и наше молчание кричит (даже если будет казаться, что мы не говорим): 365. «Лукавство стоит во главе; пусть никто не беспокоится об этом! будьте дурными – это самое простое и лучшее». Практическая деятельность становится законом. Ведь если иной даже под влиянием учителей с трудом может обратиться к благу, то когда есть 370. плохой пример, он пленен: он словно поток, бегущий по склону. Вот причина этого: говорят, что орел в лучах солнца премудро судит о зрении новорожденных птенцов: так он распознает, кто из них настоящий, а кто – нет. Одного выбрасывает вон, признавая себя родителем другого 51 . 375. Мы же с легкостью поставляем на кафедру всех, если только они желают этого, делаем их начальниками над народом, и при этом не исследуем внимательно ни их настоящее, ни прошлое, ни деятельность, ни подготовку, ни круг знакомых – даже настолько, чтобы можно было распознать «звон этих монет» 380. и то, очищены ли они огнем времени, – но поспешно [поставляем] тех, которые показались нам достойными престолов. В самом деле, если мы знаем, что избранного власть в большинстве случаев делает хуже, то какой же благоразумный человек предложит того, кого не знает? 385. И если для меня столь великим трудом является

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

354 Выражения и в этом случае разнообразны. Молитвы просят о ниспослании на рукополагаемого или „Духа Святого“, или „благодати“, или известных даров и достоинств и т. д. 355 Текст молитв англиканского чина посвящения в изданиях 1549, 1552, 1559 и 1662 гг. почти совершенно сходен. Если есть некоторые изменения в отдельных словах, то со стороны рассматриваемого нами вопроса эти изменения никакого значения не имеют. Во избежание каких-либо возражений мы приводим текст молитв по изданию 1552 года, т. е. по той редакции чина, по которой совершалось посвящение Варвара, и которая должна быть признана наиболее протестантской. – The second Prayer Book of Edward VI, Ed Parker and C°. Oxford. London 1883. p. 152. 360 С 1662 года последние слова изменены так: „если получишь дозволение на то от самого епископа“. 363 По изданию 1549 г., кроме библии, вручались чаша и блюдо с хлебом. The First Prayer Book of Edward VI, Ed. Parker and C° Oxford. London 1883, p. 199. 365 The First Prayer Book of Edward VI, compared with the successive revisions of the Book of Common Prayer: also a concordance to the rubricks in the several editions. Ed. Parker and C°. Oxfoid-London 1833. p. 453 368 Perrone VII, 141; – Puller. р. 25; – Brightman р. 154. На этой точке зрения стояла и комиссия голландских старокатоликов, обсуждавшая недавно вопрос об англиканской иерархии и решившая не в пользу её действительности. См. Revue Internationale de Theologie, 1895, p. 2, 14. 370 The Church Review, 1827, р. 682. Речь архиепископа Йоркского; – Denny and Lasey р. 74: – Puller. The Bull, etc p 34. На это указывают и настоящие архиепископы англиканской церкви (Кентерберийский и Йоркский) в своём ответе на буллу папы Льва XIII (см. стр. 25) – Мы только что имели удовольствие получить этот замечательный документ. Он издан 19-го февраля 1897 г. и носит заглавие: Responsio Archiepiscoporum Angliae ad litteras apostolicas Leonis Papae XIII. De ordinationibus Anglicanis: Universis Ecclesiae Catholicae Episcopis inscripta – Задуман был этот ответ тотчас же после появления буллы, но внезапная смерть Кентерберийского архиепископа Бенсона, последовавшая в октябре, вызвала необходимость отложить дело до назначения и вступления на архиепископскую кафедру его преемника. Нам не раз придётся иметь дело с этим документом, когда будем касаться таких вопросов, относительно которых в нём сообщаются интересные и имеющие для нас важность сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Не богат дворянин, да едет не один. Не боги горшки обжигают, а те же люди. 355 Не божись! кровь из носу пойдет. Не бойся барина, а бойся слуги! Не бойся временщика, бойся озорника! Не бойся истца, бойся судьи, куды он дело поведет. Не бойся летня, бойся гнетня! 360 Не бойся суда, а бойся судьи! Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает! Не боюсь богатых гроз, боюсь убогих слез. Не барского рода, пьет и воду. Не бранись пьяной, без заботы спишь! 365 Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем! Не бранись с тюрьмою да с приказною избою! Не бритой, стриженой. Не брюхом слушай, ухом! Не будет добрый конь без сена, и сену будет перемена. 370 Не будет пахотника, не будет и бархатника. Не будет снега, не будет и следа. Не будет хлеба, будешь без обеда. Не будь в осень тороват, будешь к весне богат! Не будь гостю запасен, а будь ему рад! 375 Не будь для куса, а будь для друга! Не будь лжи, не стало бы и правды. Не будь правды, не стало бы и лжи. Не будь тороплив, а будь памятлив! Не бывала ль на тебя беда, не умирывала ль жена? 380 Не бывал женат, а корми ребят. Не бывать калине малиною. Не бывать бычком лягушке, больше в деньге есть цены, нежели в полушке. Не бывать плешивому кудрявым. Не бывать холопу в попех, а попу в холопех. 385 Не было бы снегу, не было бы и льду (следу). Не было воды, так ждали беды; а нет у нас, будет и красный квас. Не было на бабу хлопот, так купила шелудивое порося. Не было печали, да черти накачали. Не было ни деньги, да вдруг алтын. 390 Не было ни чарки, да вдруг ведро. Не было слез, да чорт нанес. Не быть курице петухом, а бабе мужиком. Не бьет стрела татарина. Не вдруг на гору, с поноровочкой. 395 Не велика блоха, да спать не дает. Не велика честь волку зайца заесть. Не велика отрада, из огня в полымя. Не велик городок, да семь воевод. Не велик, да туго набит. 400 Не велик, да широк, кафтан короток; спроси у него, даст ответ. Не велик зверь, да лапист. Не велик москаль, да ба! Не велик сверчок, да громко поет. Не велик сверчок, да поганит горшок.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Почитай хлеб за калач, а когда голод, так и черствой за мягкой! 320 Почтением благих добродетель возрастает, а злоба наказанием исчезает. По чужим ранам, да чужим салом мазать не убыточно. По чужим словам, как по лестнице. Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустит. Пошел бы по хлеб к Варваре, да нашел у себя в амбаре. 325 Пошел по язы, да и сам увяз. Пошел по канун, а сам потонул. Пошел по язык, да и свой потерял. Пошел чорт по бочкам скакать, быть попойке. По шерсти собачке имя (кличка) дано. 330 Пошехонцы в трех соснах заблудились. Пошла боля на хлебы, да соль своротила. Пошла по масло, а в печи погасло. Пошли дурака за водой, он огня несет. Пошли слугу, а делай сам! 335 Пошлины взяты, а товар утонул. Пошло дело на лад, и сам ему не рад. Пошутить во время умей, да и перестать разумей! Поезжай, да служи, а домой приедешь, потужи! Поезжай на день, а бери хлеба на неделю! 340 Поезжай на обед, а слово повези на ответ! Поезжай скорее, так будет спорее! Поезжай хоть куда, везде доля худа! Поехала кума неведомо куда. Поехали с орехами, приедут ни с чем. 345 Поехал было в лес, да попался навстречу бес. Поехал рожь сеять, шапка упала, не оглядывайся! Поехал в Москву разгулять тоску. Появится хода, как придет беда. Правда глаза колет. 350 Правда гневна, да Богу люба. Правда избавляет от смерти. Правда ныне изгнанна. Правда по миру ходит. Правда светлее солнца. 355 Правда старее старосты. Правда та свята, на небо взята. Правда ходит в лаптях, а неправда в кривых сапогах. Правда шутки не любит. Правдивая рука всегда правдою живет. 360 Правдивому мужу лукавство не под нужу. Правдою жить, от людей отбыть, а неправдою жить, Бога прогневить. Правдою не обуешься, сыт не будешь. Правду всяк хвалит, да не всяк ее хранит. Правду в свете всякой трубит, а творить ее кто любит? 365 Право слово велико. Прав суд не остуда. Правят по реке, а живот в Божьей руке. Праведна мужа не одолеет нужа. Праведники приходили к грешным талану просить. 370 Праведному закон не писан. Прадеды кушали просто, да жили на свете лет со сто.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

348    Мидас, мифический царь Фригии, получил от Диониса способность превращать в золото все, к чему ни прикоснется. 349    Неточность. Пожар Рима мог быть хорошо виден в самом Лации, но не в Кампании, отстоявшей от Рима как минимум на 140 км. 350    Амфитеатр Флавиев — т.н. Колизей, закончен строительством в 80 г.; вмещал свыше 50 тыс. человек. 351    Ливия — супруга императора Августа. 352    Луцина — римская богиня деторождения; часто отождествлялась с Юноной. 353    Иегова (собств. Яхве) — господь (древнеевр.), табуированное имя высшего божества в иудаизме. 354    Триумфальная дорога выходила из города в северо-западном направлении, в сторону Ватиканского холма. Пинций, или т.н. Садовый холм, расположен в северной части Рима; на склонах Пинция находились сады Помпея, Лукулла, Саллюстия, Ацилиев, Домициев и др. 355    Лукулл Луций Лициний (117—57 до н.э.) — римский государственный деятель и полководец, баснословный богач. Гай Саллюстий Крисп (86—35 до н.э.) — римский политический деятель и историк. 356    Ацилии — древний плебейский род. 357    Америола — город в Сабинской области (к северо-востоку от Рима). 358    Персефона — в греческой мифологии богиня подземного царства; дочь Деметры; тождественна римской Прозерпине. 359    Аппиев акведук — древнейший римский водопровод, построенный в 312 г. до н.э. выдающимся государственным деятелем Аппием Клавдием; проходил в юго-восточной и южной части города. 360    «Проходной дом» (лат.) 361    Ида — горная цепь в М. Азии с пиком Гаргар, где, согласно мифу, состоялся священный брак Зевса и Геры. 362    Эвандр — в римской мифологии герой, сын Меркурия; Эвандру приписывали введение в Италии культа Геракла. 363    Нума Помпилий — по преданию, второй римский царь (конец VIII в. до н.э.). 364    Пенаты — боги — хранители домашнего очага, покровители общества и государства. 365    Сирма — длинная одежда со шлейфом, которую носили трагические актеры. 366    Ниобиды — дети Ниобы. 367    Сады Мецената — у западного склона Эсквилинского холма; названы по имени Гая Цильния Мецената (ум. 8 до н.э.), друга императора Августа и знаменитого покровителя поэтов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Порядок паримийиых чтений, прокимен, апостол и Евангелие были те же, что и теперь. Только некоторые памятники говорят при этом об обычае раздавать братии во время чтения Евангелия возженные свечи 350 . Положенная после чтения Евангелия великая ектения, кроме обычных прошений, по некоторым памятникам, заключает в себе только три, специально относящихся к водоосвящению, прошения 351 ; в некоторых же рукописях и во всех старопечатных требниках, число таких прошений достигает 14-ти 352 . Не находя особенно нужным приводить эти прошения, (так как почти все они находятся и в современном требнике 353 ), мы только должны констатировать факт некоторой неустойчивости в распорядке их по рукописным требникам, чего мы уже не замечаем в требниках старопечатных. Все эти прошения, а, равно, и распорядок их подтверждается памятниками греческой церкви 354 . И только в некоторых рукописях встречаются такие прошения, которые, как будто, не соответствуют рассматриваемому чинопоследованию и, притом, не имеют для себя греческих оригиналов 355 . 10 Читаемую во время произнесения ектении тайную молитву «Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне», некоторые требники в том случае, если священник совершал чинопоследование без диакона, предусмотрительно указывают читать во время паремий 356 . Но некоторые памятники данную молитву совсем опускают 357 . Наиболее видная особенность чина богоявленского водоосвящения по старым русским требникам заключается в некоторых добавочных (сравнительно с современной практикой) совершительных молитвах, или, лучше сказать, в удлинении современной совершительной молитвы. Теперь совершительная молитва чина начинается словами: «Велий еси Господи, и чудна дела Твоя«. В некоторых памятниках XVI и XVII в., молитва чина начинается словами: «Троице пресущественная и преблагая, пребожественная» и надписывается: «Творение патриарха Софрония» 358 . Молитва эта, как можно полагать, перепечатана в некоторые московские требники из южнорусских богослужебных книг 359 . Интересна оговорка, которой сопровождают данную молитву, помещающие ее, требники: «Сия молитва чтется токмо в некиих, в велицей же церкви и на св. горе Афонской не глаголется» 360 . Этим и объясняется, конечно, слабое распространие этой молитвы в русских богослужебных книгах. По своему содержанию, молитва «Троице Пресущественная» является, как бы, предисловием 361 к, следующей за ней, молитве: «Славим Тя, человеколюбче вседержителю, превечный Царю». С этих слов и начинается совершительная молитва чина великого водоосвящения в большинстве требников рассматриваемого времени 362 , что вполне согласно с практикой церквей греческой 363 и сербской 364 . В некоторых памятниках, о молитве: «Славим Тя, Владыко» сделано замечание: «на вечерни, на каноне, сия молитвы не глаголем» 365 . Если признать выражение «на каноне« равнозначащим – «накануне», то получится, что означенная молитва читалась на водоосвящении только на самый праздник Крещения 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Родился около 304/5 года в Риме . Согласно Liber Pontificalis, предки Дамаса были родом из Испании , родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Дамаса, овдовев, а по другой версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в римской церкви св. Лаврентия, впоследствии став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Дамас. В 355 году он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 года свт. Афанасия I Великого. В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиаконом Феликсом (впосл. антипапа Феликс II) на особом собрании, в котором принимал участие и Дамас, торжественно поклялись в присутствии мирян, что, " пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа " . Однако, когда в 355 году имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство римских клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 ноября 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на некоторое время удалось восстановить единство римского клира. 24 сентября 366 года, в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (церковь Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии семи пресвитеров и трех диаконов избрали новым папой диакона Урсина (366-367), которого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский . Другая партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (церковь Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Дамас. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 октября. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Дамаса отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в которых были человеческие жертвы, продолжались три дня .

http://drevo-info.ru/articles/13680421.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАС I Дамас I [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим - 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis , предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев, а по др. версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в рим. ц. св. Лаврентия, впосл. став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Д. В 355 г. он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 г. свт. Афанасия I Великого . В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиак. Феликсом (впосл. антипапа Феликс II ) на особом собрании, в к-ром принимал участие и Д., торжественно поклялись в присутствии мирян, что, «пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа» (Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365). Однако, когда в 355 г. имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство рим. клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 нояб. 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на нек-рое время удалось восстановить единство рим. клира. 24 сент. 366 г., в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (ц. Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии 7 пресвитеров и 3 диаконов избрали новым папой диак. Урсина (366-367), к-рого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Др. партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (ц. Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Д. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 окт. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Д. отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в к-рых были человеческие жертвы, продолжались 3 дня ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/168690.html

Третье изгнание (356–362 годы). По смерти Констанса (350 год), под влиянием которого совершилось возвращение Афанасия в Александрию, Констанций снова решительно склонился к арианству. Под давлением императора Афанасий был низложен на соборах Арелатском (353 год) и Медиоланском (355 год). Немногочисленные защитники Афанасия, между которыми видное место занимали Осия Кордубский и папа Либерии, были отправлены в ссылку. В 356 году военачальник Сириан во время вечернего богослужения ворвался в церковь Феоны с целью захватить Афанасия, но тот спасся, вмешавшись в толпу певчих, и бежал в пустыню к монахам, где и провел время своего третьего изгнания. Престол Александрийский был замещен Григорием Каппадокийцем, который смог держаться в Александрии только в течение нескольких месяцев, а когда после трехлетнего отсутствия явился в Александрию снова, то был убит народом. В Александрию Афанасий возвратился только в 362 году, так как вступивший на престол император Юлиан разрешил возвратиться к своим кафедрам всем изгнанным епископам. Четвертое изгнание (362–364 годы). По возвращении в Александрию Афанасий созвал собор для решения вопроса об условиях принятия обращающихся к православию из арианской ереси и для изыскания мер к устранению мелетианского раскола в Антиохии. На этом соборе Афанасий показал себя очень терпимым и умеренным. Решения собора примирили никейцев с полурианами. По приказанию императора Юлиана Афанасий был, однако, снова изгнан в том же 362 году. К своей пастве он возвратился лишь по смерти Юлиана (в 363 году), после предварительного свидания с новым императором Иовианом в 364 году. Время изгнания он проводил в Фиваиде. Пятое изгнание (365–366 годы) продолжалось только четыре месяца и было вызвано распоряжением императора Валента в 365 году. Время изгнания Афанасий провел близ Александрии в одном поместье. Возвращение к кафедре последовало в январе 366 года. Остальное время жизни Афанасий провел спокойно. Скончался он 2 мая 373 года. 2 . Сочинения Афанасия. Сочинения святого Афанасия разделяются на следующие группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010