Немощь. Непрестанно открывай немощь свою пред Богом, и не будешь искушаем врагами (2:38). – Многие, не познав своей немощи, уклонились в гордыню и впали в нечистоту и непотребство (21:149). – Как познает человек свою немощь? (37:206) – Нередко случается, что человек бывает поражаем и низлагаем в борьбе, являя бессилие свое, а потом вдруг воодушевляется и одерживает победу над врагами (47:259). – Какая польза познавать и всегда помнить свою немощь? (57, 360; 61:407) – Не должно верить своим силам, пока не будешь искушен (57:362). – Без попущения искушений никто не может ощутить свою немощь (61:407). – Какие духовные блага рождаются в человеке от познания собственной немощи? (61:409) – Какой вред – немощное тело понуждать на дела, превышающие силы его, а тело крепкое предавать покою и праздности? (85:497) – Сердечная печаль о немощи и бессилии в делах телесных заменяет собою все таковые дела (89:505). – Кто немощен душой и исправляет других, тот подобен слепому, указующему путь другим (89:506). – Ум некоторых способен совершенно возвыситься над немощью, при обуревании тела искушениями и скорбями (91:522). Ненависть . Берегись ненавидеть и распутного (89:509). – Не грешника должно ненавидеть, а грехи его (90:518). – Почему не должно питать ненависти к грешнику? (90:518) Нил (прп.). Его изречение (46:251). Нищета (и нестяжательность ). Поучение в слове Божием и пребывание в нищете – начало пути жизни (1:25). – Делания сии помогают одно другому (1:25–26). – Кто обнищает в мирском, тот обогатится в Боге (8:70). – Каким образом может человек приучить себя к жизни в скудости и к подвижничеству? (21:123) – Какую пользу получает монах от того, что келия его содержится в скудости и не располагает к телесному покою? (21:124) – Почему Господь прежде всего заповедал нестяжательность и удаление от мирского мятежа? (39:214) – Почему древние отцы оставляли мир и имения, избирали скудость и нестяжательность? (50:281–282) – Скудостью человек может избавиться от многих грехопадений (50:281). – Какая польза от нестяжательности, и какой вред терпит нестяжательный, когда приобретает какие-либо вещи? (51:282–283) – Произвольная нищета производит в уме тишину (56:353). – Добровольная нищета выше милостыни (56:354). – Скудость вещей учит человека воздержанию (56:354–355). – Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов (57:365). – Человек нищий и нуждающийся снабжается от Бога (57:366). – Кто сподобится обнищать ради Бога, тот должен благодарить за это Господа (57:366). – Как человек может приобрести действительную нестяжательность? (78:467–468) О

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Богословская панорама» второй половины XVIII столетия не полна без упоминания еще одной значительной фигуры – южнорусского философа Григория Сковороды, хотя следы его даже косвенного влияния на богословие святителя Филарета обнаружить затруднительно. В целом можно вполне согласиться с характеристикой, данной ему Флоровским 353 , добавив к ней следующее. Своеобразие Сковороды состоит в том, что он, будучи воспитанником школы, примыкает к авторам «мирского» богословия, обнаруживая в себе характерные черты того и другого направления. Библия для него даже более чем единый чистый источник вероучения. «Царь и судия израильский, а христианский Бог есть Библия » 354 , – прямо заявляет он и действительно переносит на Библию черты Божества, хотя скорее тоже ветхозаветные, чем евангельские. Как неосторожное приближение к Богу грозило в Ветхом Завете смертью , так и неосторожное соприкосновение с Библией гибельно для непосвященного, ибо «вся Библия преисполнена пропастей и соблазнов… Библия есть еврейский сфинкс, и не думай, будто об ином чем, а не о ней написано: Как лев, рыкая, ходит, ища, кого поглотить» 355 . Как Прокопович всегда чувствует бездну между человеком и Богом 356 , так и Сковорода чувствует бездну между человеческим и божественным «берегами» Библии 357 . И хотя он признает необходимость для толкования Библии обращаться к посланникам «от совета Божия» 358 , но – также вполне в согласии со школой – главным экзегетическим приемом почитает толкование библейского текста путем внутреннего согласования различных библейских изречений. Впрочем, именно в этом пункте его расхождение со школой – при всех ее возможных недостатках все-таки школой церковной – выступает наиболее отчетливо. Соотнося друг с другом различные ветхои новозаветные тексты, он ищет в них не прямого смысла, но – ключа 359 . Ключевое слово 360 связывает воедино не связанные между собой прямо речения и открывает их тайный смысл 361 , недоступный научному богословию школы 362 . В то же время, будучи ключом к высоким Божественным тайнам, сами по себе слова Библии лишь грубые обозначения, человеческой «подлой… околичности» 363 . Слово-ключ не перестает быть словом-знаком. Представление о сакральности языка чуждо Сковороде. Может быть, отсюда характерная особенность его стиля, в котором библейские или заимствованные из богослужебного обихода обороты перемещаются в заведомо чуждые им контексты, не столько «возвышая» их собой, сколько «десакрализуясь» в них сами 364 . Но и в этом он недалек от школы, которая, рассматривая Писание как объект научной работы, невольно делала шаг к его десакрализации. Своеобразными у Сковороды были только приемы, помноженные на презрение к историческому «внешнему» христианству (а значит, и Церкви) вообще 365 . Идеи школы в известном смысле доведены у него до абсурда – до той точки, где он решительно расходится со школой, однако причислить его на этом основании к авторам круга Лопухина – Лабзина тоже не так просто.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вдруг, чем на острове диком от голода медленно таять”. Так говорил Еврилох, и сопутники с ним согласились. Лучших тогда из быков Гелиосовых, вольно бродивших, Взяли они – невдали корабля темноносого стадо 355 Жирных, огромнорогатых и лбистых быков там гуляло, – Их обступили, безумцы; воззвавши к богам олимпийским, Листьев нарвали они с густоглавого дуба, ячменя Боле в запасе на черном своем корабле не имея. Кончив молитву, зарезав быков и содравши с них кожи, 360 Бедра они все отсекли, а кости, обвитые дважды Жиром, кровавыми свежего мяса кусками обклали. Но, не имея вина, возлиянье они совершили Просто водою и бросили в жертвенный пламень утробу, Бедра сожгли, остальное же, сладкой утробы отведав, 365 Все изрубили на части и стали на вертелах жарить. Тут улетел усладительный сон, мне ресницы смыкавший. Я, пробудившись, пошел к кораблю на песчаное взморье Шагом поспешным; когда ж к кораблю подходил, благовонным Запахом пара мясного я был поражен; содрогнувшись, 370 Жалобный голос упрека вознес я к богам олимпийским: “Зевс, наш отец и владыка, блаженные, вечные боги, Вы на беду обольстительный сон низвели мне на вежды; Спутники там без меня святотатное дело свершили”. Тою порой о убийстве быков Гиперионов светлый 375 Сын извещен был Лампетпей, длинноодеянной девой. С гневом великим к бессмертным богам обратясь, он воскликнул: “Зевс, наш отец и владыка, блаженные, вечные боги, Жалуюсь вам на людей Одиссея, Лаэртова сына! Дерзко они у меня умертвили быков, на которых 380 Так любовался всегда я – всходил ли на звездное небо, С звездного ль неба сходил и к земле ниспускался. Если же вами не будет наказано их святотатство, В область Аида сойду я и буду светить для умерших”. Гневному богу ответствовал так тученосец Кронион: 385 “Гелиос, смело сияй для бессмертных богов и для смертных, Року подвластных людей, на земле плодоносной живущих. Их я корабль чернобокий, низвергнувши пламенный гром свой, В море широком на мелкие части разбить не замедлю”. (Это мне было открыто Калипсой божественной; ей же

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всё еще боги в отечество милое мне из Египта Путь заграждали: обещанной я не свершил гекатомбы; Боги же требуют строго, чтоб были мы верны обетам. На море шумно-широком находится остров, лежащий 355 Против Египта; его именуют там жители Фарос; Он от брегов на таком расстоянье, какое удобно В день с благовеющим ветром попутным корабль пробегает. Пристань находится верная там, из которой большие В море выходят суда, запасенные темной водою. 360 Двадцать там дней я промедлил по воле богов, и ни разу С берега мне не подул благосклонный отплытию ветер, Спутник желанный пловцам по хребту многоводного моря. Мы уж истратили все путевые запасы и люди Бодрость теряли, как, сжалясь над нами, спасла нас богиня, 365 Хитрого старца морского цветущая дочь Эйдофея. Сердцем она преклонилась ко мне, повстречавшись со мною, Шедшим печально стезей одинокой, товарищей бросив: Розно бродили они по зыбучему взморью и рыбу Остросогбенными крючьями удили – голод терзал их. 370 С ласковым видом ко мне подошедши, сказала богиня: “Что же ты, странник? Дитя ль неразумное? Сердцем ли робок? Лень ли тобой овладела? Иль сам ты своим веселишься Горем, что долго так медлишь на острове нашем, не зная, Что предпринять, и сопутников всех повергая в унылость?” 375 Так говорила богиня, и так, отвечая, сказал я: “Кто б ни была ты, богиня, всю правду тебе я открою: Нехотя здесь я в бездействии медлю; быть может, нанес я Чем оскорбленье богам, беспредельного неба владыкам. Ты же скажи мне (все ведать должны вы, могучие боги), 380 Кто из бессмертных, меня оковав, запретил мне возвратный Путь по хребту многоводного, рыбообильного моря?” Так вопросил я, и так, отвечая, сказала богиня: “Все объявлю откровенно, чтоб мог ты всю истину ведать; Здесь пребывает издавна морской проницательный старец, 385 Равный бессмертным Протей, египтянин, изведавший моря Все глубины и царя Посейдона державе подвластный; Он, говорят, мой отец, от которого я родилася. Если б какое ты средство нашел овладеть им внезапно, Все б он открыл: и дорогу, и долог ли путь, и успешно ль

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Бог хромоногий Гефест, отвечая, сказал Посейдону: “Нет, от меня, Посейдон земледержец, того ты не требуй. Знаешь ты сам, что всегда неверна за неверных порука. Чем же тебя, всемогущий, могу я к уплате принудить, Если свободный Арей убежит и платить отречется?” Богу Гефесту ответствовал так Посейдон земледержец: 355 “Если могучий Арей, чтоб не быть принужденным к уплате, Скроется тайно, то все за него заплатить обязуюсь Я”. Хромоногий Гефест отвечал Посейдону владыке: “Воли твоей, Посейдон, не дерзну и не властен отвергнуть”. С сими словами разрушила цепи Гефестова сила. 360 Бог и богиня – лишь только их были разрушены цепи – Быстро вскочив, улетели. Во Фракию он удалился; Скрылася в Кипр золотая с улыбкой приветной Киприда; Был там алтарь ей в Пафосском лесу благовонном воздвигнут; Там, искупавши ее и натерши душистым, святое 365 Тело одних лишь богов орошающим маслом, Хариты Плечи ее облачили одеждою прелести чудной. Так воспевал вдохновенный певец. Одиссей благородный В сердце, внимая ему, веселился; и с ним веселились Веслолюбивые, смелые гости морей, феакийцы. 370 Но Алкиной повелел Галионту вдвоем с Лаодамом Пляску начать: в ней не мог превосходством никто победить их. Мяч разноцветный, для них рукодельным Полибием сшитый, Взяв, Лаодам с молодым Галионтом на ровную площадь Вышли; закинувши голову, мяч к облакам темно-светлым 375 Бросил один; а другой разбежался и, прянув высоко, Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами. Легким бросаньем мяча в высоту отличась пред народом, Начали оба по гладкому лону земли плодоносной Быстро плясать; и затопали юноши в меру ногами, 380 Стоя кругом, и от топота ног их вся площадь гремела. Долго смотрев, напоследок сказал Одиссей Алкиною: “Царь Алкиной, благороднейший муж из мужей феакийских, Ты похвалился, что пляскою с вами никто не сравнится; Правда твоя; то глазами я видел; безмерно дивлюся”. 385 Так он сказав, возбудил Алкиноеву силу святую. Царь феакиянам веслолюбивым сказал: “Приглашаю Выслушать слово мое вас, судей и владык феакийских;

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

л. 166 на об. таже и в дачах всяких вещей. л. 268. вагах. л. 244 на об. вагах. л. 181 на об. Вопрос. О Сыне Божии вочеловечьшемся нас ради, колико рожествы исповедуеши? Ответ. Две рожестве исповедую, превечное, безлетное, от Отца, прежде век возсия, яко от солнца свет, напоследок же от Святыя Девы Богородица Мария родися. Бог великий и превечный и безначальный. л. 290. л. 265.Вопрос. Колика суть рождения в Боге?Ответ. Едино рождение.Вопрос. Что есть рождение?Ответ. Рождение есть совокупленная Пресвятыя Троица, содержащая вразнь три божественныя лица, а нарицается естество оттуду же бысть. л. 190 на об. Отрасль сугубь от Отца, яко от корене прозябе Сын и Дух Святый, соестественна прозябения и богонасажденныя цвети собезначальнии. л. 302.прозябе и богонасажденна и цвети. л. 277.прозябе Сын и Дух правый. Соестественна прозябения, и богонасажденна и цвети. л. 238. Понеже от неразделимаго естества исходит. л. 364. не от разделимаго. л. 337. не от разделимаго. л. 251. Ими бо (таинствами) вся освящаются. л. 381 на об. вси освящаемся. л. 355. вси освящаемся. л. 251 на об. Да познавше я (таинства) достойне их употребляем. л. 381 на об. нас. л. 353. нас. л. 252. Авраму обрезание (даде), яко от семени его Мессия приити хотяше. л. 381 на об. л. 353 на об.Господь наш Иисус Христос родитися хощет. л. 252 на об. Ветхия убо тайны бяху… ко грядущему Месии, чрез веру вонь указующе.Тамже. Темже убо всяк уподобляяй и сравняяй наши Христианския тайны старозаконным. л. 382. Иисусу Христу.л. 382 на об. исправляяй. л. 354 на об. Иисусу Христу.тамже. исправляяй. л. 261 на об. Еже по воскресении сам Господь рече ко учеником своим: шедше научите вся языки. л. 393. по вознесении. л. 365. по вознесении. л. 264 на об. Знаменует же (белая одежда при крещении) и неповинность приятую в совесть и чистоту душевную. л. 397. неповиннаго приятную в совесть. л. 368 на об. неповиннаго приятную совесть. л. 274. А еже рече Павел от Господа прияти (об установлении причащения), ниже бо тогда Павел. л. 409 на об. Отча.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наши собрать; отправленье в отчизну его есть забота Общая всем вам, моя ж наипаче я здесь повелитель”. Кончил. Ему отвечая, сказал Одиссей хитроумный: 355 “Царь Алкиной, благороднейший муж из мужей феакийских, Если б и целый здесь год продержать вы меня захотели, Мои учреждая отъезд и дары для меня собирая, Я согласился б остаться, понеже мне выгодно будет С полными в милую землю отцов возвратиться руками. 360 Больше почтен и с живейшею радостью принят я буду Всеми, кто встретит меня при моем возвращенье в Итаку”. Он умолкнул; ему Алкиной отвечал дружелюбно: “Царь Одиссей, мы, внимая тебе, не имеем обидной Мысли, чтоб был ты хвастливый обманщик, подобный 365 Многим бродягам, которые землю обходят, повсюду Ложь рассевая в нелепых рассказах о виденном ими. Ты не таков; ты возвышен умом и пленителен речью. Повесть прекрасна твоя; как разумный певец, рассказал ты Нам об ахейских вождях и о собственных бедствиях; кончить 370 Должен, однако, ты повесть. Скажи ж, ничего не скрывая, Видел ли там ты кого из могучих товарищей бранных, Бывших с тобой в Илионе и черную встретивших участь? Ночь несказанно долга; и останется времени много Всем нам для сна безмятежного. Кончи ж начатую повесть; 375 Слушать тебя я готов до явления светлой Денницы, Если рассказывать нам о напастях своих согласишься”. Так говорил он; ответствовал так Одиссей хитроумный: “Царь Алкиной, благороднейший муж из мужей феакийских, Время на все есть; свой час для беседы, свой час для покоя? 380 Если, однако, желаешь теперь же дослушать рассказ мой, Я повинуюсь и все расскажу, что печального после Я претерпел как утратил последних сопутников; также Кто из аргивян, избегши погибели в битвах троянских, Пал от убийцы, изменой жены, при возврате в отчизну. 385 После того как рассеяться призракам жен Персефона, Ада царица, велела и все, разлетевшись, пропали – Тень Агамемнона, сына Атреева, тихо и грустно Вышла; и следом за нею все тени товарищей, падших В доме Эгиста с Атридом, с ним вместе постигнутых роком. 390 Крови напившись, меня во мгновенье узнал Агамемнон,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

346 Надписано над строкой. 347 После этого повторено слово свтяща и зачеркнуто киноварью. 348 Надписано над строкой. 349 Слово князе написано на полях со знаком вставки. 350 Слова и милость Божиа написаны на полях со знаком вставки. 351 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово томим. 352 Надписано над строкой. 353 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово Богови. 354 Надписано над строкой. 355 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово ми. 356 Надписано над строкой. 357 Слова купно же написаны на полях со знаком вставки. 358 Слова прилжну и по молитв рече: аминь приписаны на полях (буквы при дописаны в строке). 359 В рукописи — извсто. 360 Слова за нколико время рождениа его трижды провереща въ утроб матерн написаны на полях со знаком вставки. 361 Надписано над строкой. 362 Заголовок написан на верхнем поле. 363 Слово многажды приписано на полях со знаком вставки. 364 Надписано над строкой. 365 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово моляше. 366 Поновлено рукой Германа Тулупова. 367 Слово престани написано на полях со знаком вставки перед рече. 368 Далее (с переходом на поля) приписано рукой Иоасафа Кирьякова: работати теб (причем по заклейке Германа Тулупова). 369 Поновлено рукой Германа Тулупова. 370 Далее стерто и. 371 Слова и паче приписаны на полях со знаком вставки. 372 Сначала было написано настолование, но затем исправлено на наста насилование. 373 Слова произыде, добра бо корене добр[…] отрасль приписаны на полях, частично срезаны при переплетении и восстановлены рукой Иоасафа Кирьякова: брая. 374 Надписано над строкой. 375 Надписано над строкой. 376 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово яко. 377 Слова и въпрашаю тя написаны на полях со знаком вставки. 378 Поновления рукой Германа Тулупова на подклейке. 379 въ читалось первоначально, Германом Тулуповым подновлено на во. 380 Слова Киевскаго и приписаны на полях со знаком вставки. 381 Надписано над строкой. 382 Слова о пострижении его еже есть написаны на полях со знаком вставки. 383 Слова Б же святыи тогда възрастом 23 лта, егда прият иноческыи образ написаны на полях со знаком вставки другим почерком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010