Соболь да куница бежит да дрожит, а серая овца лежит да пышит. Собором и черта поборем. Собою жить, совою слыть. Собою цены не уставишь. 335 Сова о сове, а всяк о себе. Сова спит, а куры видит. Сова тиха, да птиц душит, а ласточка весь день щебечет, да зла никому не делает. Сова хоть бы под небеса летала, а все соколом не будет. Совок, да не ловок, спешлив, да смешлив. 340 Совестливый и из-за сытого стола голодным встает. Совесть добрая есть глас Божий. Совет добрый блюди, а сам, как кошка, не блуди! Совет свет, а несовет тьма. Согласие в любовь приводит, а спор противников находит. 345 Согрешили попы за наши грехи. Согрешил, накрошил, да не выхлебал. Согрешил и еще, когда в брюхе тощо. Соколу лес не в диво. Сокол выше солнца не летает. 350 Сокол мал, да удал. Сокол на одном месте не сидит, а где птицу завидит, туда и летит. Сокол с места, а ворона на место. Солдатска голова, что под дождичком трава. Солдатское горло, как суконное бердо. 355 Солдату три деньги в день: куда хочет, туда и день. Со лжи люди не мрут, а впредь им веры не ймут. Со лжи пошлин не берут. Солдат горемыка, хуже лапотного лыка. Солдат, что багор, что зацепил, то и потащил. 360 Соли, дед, шти, а хлеба жди! Солнце низко, а антихрист близко. Солнце сияет на злыя и благия. Соловья баснями не кормят. Сомненье хуже смерти. 365 Сонливого (не) добудишься, а ленивого (не) дошлешься. Сонная барыня, что хочет, то и клокочет. Сонной, что мертвой. Сон в кручине, что корабль в пучине. Сон да дрема на кого не живет! 370 Сон, как в руку. Сон лучше всякого лекарства. Сон милее отца и матери. Сон Скрябин. Сон смерти брат. 375 Сорока в платье и ворона в платье, будет платье и на нашей братье. Сорока даром не щекочет. Сорока еще не побелела; когда побелеет вся, тогда и бабий верх будет. Сорока с плоту, а десять на плот. Сорок лет , а сорому нет. 380 Сорок лет, бабий век. Сорок постель, не сором гостей! Сорочи не сорочи, а быть без рубля. Со ста дворов стадо коров. Со стороны горе, с другой море, с третьей болото да мох, а с четвертой ох!

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Муж, как бы хлеба добыть, а жена, как бы мужа избыть. Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую. Муж задурит, половина дома сгорит; а жена задурит, и весь сгорит. Муж за хлеб да скатерть, а жена за избу да пляшет. 350 Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленины! Муж пашет, а жена пляшет. Муж пропил скалку да валек, а жена с избы весь потолок. Муж пьет, а жена горшки бьет. Муж со двора, а жена в другие ворота. 355 Муж с женой бранись, а третий не вяжись! Муж с женой бранятся, а под одну шубу ложатся. Муж того не знает, что жена гуляет. Музыка без языка, а два тонца без конца. Мука всему наука. 360 Мука красть, убелиться. Мукаане молота, а вода на болоте. Мука не мука, а без муки мука. Мука не мука, а бережливость наука. Мука вечная не мука здешняя. 365 Мумию собирати при усопших рати. Мутную воду пьют в невзгоду. Муха до уха, сорока до ока, а оса до носа. Муха не боится обуха. Муха не портит брюха, а только вычистит. 370 Муха убивает ли орла, а муравей льва? Мухи к свету, а мышь во тьму. Мухи с обухи, клопы с ослопы, тараканы с самопалы, сверчки с лучки. Мущина оженится, а жеребец не ожеребится. Мы же ссужаем, да мы же не угожаем. 375 Мы к обедни, ан отпели; мы к обеду, ан отъели; мы в кабак, ан только так. Мыльня не Вилня, там не гуляется, а тут не валяется. Мы про людей вечеринку сидим, а люди про нас и целу ночку не спят. Мы с ним живем, как жид с татарином. Мы с тобою, как рыба с водою: ты на дно, а я на берег 380 Мы умолчим, так камения возопиют. Мыло не мило, коли лицо изгнило. Мыло серо, да моет бело. Мышей огонь не жжет, ни палит. Мыши обрали попа за кота. 385 Мышь гложет, что может. Мышь в коробе, как воевода в городе. Мышь с поганку, а залезла в барку. Мышь сыта, мука горька. Медные глаза не боятся ни дыма, ни воды. 390 Медной лоб бесстыж. Мелка река, да круты берега. Менял тихо, а выменял лихо. Мерила бабушка клюкою, да и махнула рукою, быть по-старому, как поставлено. Менять, не пенять, а ехать, нанять. 395 Мера всякому делу вера. Мерять воду, не спрашивать меду.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Все говорят, что по суду будет один виноват. Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты. Все дружки толоконнички; толоконца съевши, да розно все. Все ерши, а плотицы нет. 335 Все люди, все человеки. Все люди в избе, один чорт на дворе. Все люди в лаптях, один чорт в сапогах. Все люди в шапках , один чорт в колпаке. Все люди неправдой живут, и нам не треснуть стать. 340 Все мужья добры, покупили женам бобры, а мой муж, блядин сын, не ведав, корову купил. Все помогают, а из кармана таскают. Все по норам, что мыши по щелям. Все песни перепели, одного шершня не допели. 345 Все тебя манят, твоих денег хотят. Всем добро, да не всякому на пользу. Всем известно, что лукавые живут лестно. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. Всем равно, да не одно, кошка в избе, а собака на дворе. 350 Всем сестрам по серьгам. Всех вещей труднее тайну умолчать. Всех мимо, а Мину в рыло. Всех дел не переделаешь, всех речей не переслушаешь. Всех угодий к одной полосе не подберешь. 355 Вся беда на кону. Вся рожа наруже. Всякого нищего не перещеголяешь, ты кошель, а он два. Всякая болезнь идет к сердцу. Всякая копейка алтынным гвоздем прибита. 360 Всякая вина виновата. Всякая дешевизна перед дороговизной. Всякая жаба себя хвалит. Всякая копейка ребром. Всякая лисица хвост свой хвалит. 365 Всякая молодость резвости полна. Всякая неправда грех. Всякая небылица в три года пригодится. Всякая погудка к хлебу добра. Всякая прибаска хороша с прикраской. 370 Всякая птица свое гнездо хвалит. Всякая птица свои песни поет. Всякая птица своим носом сыта. Всякая сорока от своего языка гинет. Всякая слепая про себя смекает. 375 Всякая страна человеку отечество. Всякое брашно гортань рассудит. Всякое время переходчиво. Всякое дерево из той же земли растет. Всякое дело до искуса. 380 Всякое дело за себя стоит. Всякое дело мера красит. Всякое дело мастера боится, а иного дела и мастер бегает. Всякое зло терпеньем одолеть можно. Всяка лихо споро, не минует скоро. 385 Всякое каменье примай с благодареньем! Всякой боярин свою милость хвалит, а нашу услугу ни во что не ставит.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

«Кто благодатью Христовою не приобретет разума истины, тот мучится жестоко не только страстями, но и от действия на него внешних обстоятельств» 355 . «Если хочешь разрешить обстоятельство неудобопонятное, то ищи в отношении к нему того, что было бы благоугодно Богу, – и найдешь полезное решение недоумения» 356 . «О чем благоволит Бог, тому и вся тварь содействует служением своим, а от чего отвращается Бог, тому и вся тварь противодействует» 357 . «Противящийся скорбным наведениям противится, не понимая того, повелению Божию: принимающий же их с истинным разумом, терпит Господа» 358 . «Когда придет напасть, не изыскивай, для чего и отчего она пришла: ищи того, чтоб перенести ее с благодарением Богу, без печали и без памятозлобия» 359 . «Чужое зло не приумножает греха, если только мы не примем его с злыми мыслями» 360 . «Если неудобно найти благоугодившего без искушений, то должно благодарить Бога за все случающееся» 361 . «Если бы Петр не оставил ночной ловитвы, то и на дневной не получил бы успеха. Если бы Павел не ослеп чувственно, то не прозрел бы умом, Если бы Стефан не был оклеветан как хулитель Бога, то не отверзлись бы для него небеса, и он не увидел бы Бога» 362 . «Деятельность по заповедям Божиим называется добродетелью, и нечаянная скорбь – искушением» 363 . «Бог искушал Авраама» ( Быт. 22:1 ) не для того, чтобы узнать, каков Авраам: потому что ведал его Ведущий всякого человека прежде, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал ему скорби, для пользы его, чтоб доставить ему возможность усовершиться в вере» 364 . «Всякая скорбь обличает уклонение воли, куда она преклоняется, направо ли, или налево. Открывая сокровенное направление воли, неожиданная скорбь правильно носит название искушения для того, кому она попускается» 365 . «Страх Божий понуждает нас ратовать против злобы. Когда же мы боремся с нею, благодать Божия ратует за нас» 366 . «Мудрость состоит не только в том, чтоб узнать истину, но и в том, чтоб терпеливо переносить злобу человеков, обижающих нас, принимая обиды их как свою принадлежность. Пребывающие исключительно в первом виде мудрости, способны превознестись гордостью; присовокупившие к первому виду второй, приобретают смиренномудрие» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

12 Манускрипт Питу у Фабера описывается так: unicum, neque illud pervetus exemplar., in charta, manu gallica.. quod praeterea etiam librorum Cassiani de Incarnatione Christi epitomen eadem manu scriptam contineret, illam fortasse, quam Eucherium Lugdunensem episcopum confecisse testis est Gennadius. Migne. 10, 914 c. 14 II-й fr. заключает в себе 1) окружное послание Сардикийского собора; 2) его же послание к папе Юлию; 3) покаянные письма Валента и Урзакия к Юлию и Афанасию; и 4) никейский символ; IV fr,: послание папы Либерия к восточным епископам об отлучении Афанасия (Studens paci); XII fr.: послание Либерия к итальянским епископам (363 г.) и послание итальянских епископов к иллирийским епископам (363 или 364 г); XIV fr.: послание Валента, Урзакия и др. к Герминию (366 г.). XV fr. Ответ Герминия к Руфиниану, Палладию и пр. (367 г.); VI fr.: Послание Либерия к западным изгнанникам на восток (355 г.); его же послание Цецилиану, еп. Сполетинскому (354); его же послание к восточным епископам об отлучении Афанасия, и своем присоединении к Сирмийской формуле (357 г.); его же послание к Валенту и Урзакию о ходатайстве перед императором о возвращении в Рим, и его же послание к Викентию из ссылки (358); X fr.. послание восточных епископов (омиусиан) к ариминским делегатам в Константинополь (359 г.). 15 XI fr.: заключает в себе 1) послание отцов Парижского собора к восточным епископам-омиусианам (380 г.) и 2) послание Евсевия Верчельского к Григорию Испанскому (Иллиберийскому); ХШ fr,: послание еп. Герминия adversus arianos, (quid jam subscripserant in concilio ariminensi, scientes, quod male fecerunt (365); III fr.: соборное определение восточных епископов в Сардикии (Филиппополь) к африканским епископам (343 г.); VIII fr.: 1-е послание ариминского собора к Констанцию, – (в связи с кратким историческим замечанием о твердости ариминских епископов, решившихся не поддаваться на унию, предложенною Урзакием и Валентом); IX fr.; 2-е послание ариминских отцов с изъявлением их согласия – исключить термины; οσα и δμυοσιος, V fr.: послание папы Либерия к Констанцию, датируемое 354 г., – с просьбой о созвании собора по делу Афанасия; VII fr.: послание имп. Констанция к ариминским отцам от 27-го мая 359 г., и постановление ариминского собора твердо держаться никейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

350 Словом своим Одиссея, других рассмешивши, хотел он): “Слух ваш склоните ко мне, женихи Пенелопы, дабы я Высказать мог вам все то, что велит мне рассудок и сердце. Этот наш гость, без сомнения, демоном послан, чтоб было Нам за трапезой светлей; не от факелов так все сияет 355 Здесь, но от плеши его, на которой нет волоса боле”. Так он сказал и потом, обратись к Одиссею, примолвил: “Странник, ты, верно, поденщиком будешь согласен наняться В службу мою, чтоб работать за плату хорошую в поле, Рвать для забора терновник, деревья сажать молодые; 360 Круглый бы год получал от меня ты обильную пищу, Всякое нужное платье, для ног надлежащую обувь. Думаю только, что будешь худой ты работник, привыкнув К лени, без дела бродя и мирским подаяньем питаясь: Даром свой жадный желудок кормить для тебя веселее”. 365 Кончил. Ему отвечая, сказал Одиссей хитроумный: “Если б с тобой, Евримах, привелось мне поспорить работой, Если б весною, когда продолжительней быть начинают Дни, по косе, одинаково острой, обоим нам дали В руки, чтоб, вместе работая с самого раннего утра 370 Вплоть до вечерней зари, мы траву луговую косили, Или, когда бы, запрягши нам в плуг двух быков круторогих, Огненных, рослых, откормленных тучной травою, могучей Силою равных, равно молодых, равно работящих, Дали четыре нам поля вспахать для посева, тогда бы 375 Сам ты увидел, как быстро бы в длинные борозды плуг мой Поле изрезал. А если б войну запалил здесь Кронион Зевс и мне дали бы щит, два копья медноострых и медный Кованый шлем, чтоб моей голове был надежной защитой, Первым в сраженье меня ты тогда бы увидел; тогда бы 380 Мне ты не стал попрекать ненасытностью жадной желудка. Но человек ты надменный; твое неприязненно сердце; Сам же себя, Евримах, ты считаешь великим и сильным Лишь потому, что находишься в обществе низких и слабых. Если б, однако, не жданный никем, Одиссей вам явился – 385 Сколь ни просторная плотником сделана дверь здесь, она бы Узкой тебе, неоглядкой бегущему, вдруг показалась”. Он замолчал. Евримах, рассердясь, на него исподлобья

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

«Так Ной уверовав, – говорит св. Отец, – избег пагубы потопной; так Авраам сделался отцом многих народов; так Моисей перешел чрез Чермное море, как по суху; так три отрока и Даниил пророк остались невредимыми, и одним словом сказать, – так все святые оправдались 355 ». Твердая вера во Иисуса Христа является для христианина тем «духовным мечем 356 » и щитом 357 , с которыми он смело может вступать в борьбу с демонами, ведущими с ним «непрестанную.. и ожесточенную войну не знающую покоя, ни определенного времени 358 ». «Одного, – говорит св. Отец, – поражают стрелой греха, другого вяжут узами страстей и отводят в плен в мысленный Египет; у того каждый член душевный и телесный наполняют ядом похотений грешных; у этого похищает семя спасительного слова Божия и томят его гладом; и разнообразные делают сии хищники и тираны наругания над нами и истязания 359 ». «Блажен между вами такой воин Христов, – продолжает говорить св. Отец, – который, вооружась духовным мечом веры, поражает, а не поражается, наносит раны, а не получает их, берет, а не отводится в плен 360 ». Та же вера в Иисуса Христа является тем же «духовным мечом» и щитом в борьбе с самым сатаной 361 . «Пусть, – говорит св. Отец, – велик он силой греха, пусть хитер в способах влечения ко злу, пусть злобен по естеству и один изобретатель и делатель нашей пагубы, – но не убоимся его: ибо после того, как Христос Бог наш воспринял плоть нашу и вочеловечился, он обессилел и мы поем ВРАГУ ОСКУДЕША ОРУЖИЯ В КОНЕЦ ( Пс.9:7 ), потому что, победивший его Господь, дал нам власть наступать на главу его 362 ». «Дерзая верою, – продолжает говорить св. Отец, – будем считать его равным бессильному воробью, или ничтожному какому пресмыкающемуся, попираемому ногами 363 ». Твердая вера, подобная рулю 364 и якорю 365 , делает безопасным плавание христианина «в мире сем 366 ». «Ибо, – говорит преп. Феодор Студит , – во время плавания сего, неизбежно будут налегать на нас ветры, – разумею восстания плоти, – подниматься треволнения плотских похотений, встречаться водовороты, из глубины сердца возникающих порочных помышлений, и другое многое, подобно тому, что сличается при плавании морем: пираты всезлобные, бесы, отмели – ослепления от неведения, подводные камни – непредвидимые козни против души нашей, опасное наполнение трюма водой – неоткоровение грехов и греховных помыслов, от коего душа, как гибнут плаватели, нерадящие о наводнении трюма, сонными погружаясь во глубину моря вместе с кораблем 367 "

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Надо сказать, что посвящение Юлиана в языческие культы, в элевсинские мистерии, было совершено тайно. Официально он продолжал быть ревностным христианином, и чтобы снять с себя любые подозрения в вероотступничестве, даже делал вид, что является чтецом в церкви (чтец – это младший церковный чин). Тем не менее в 355 году жизнь юноши резко меняется. Его двоюродный брат Констанций II, убийца его родни, решает отправить своего последнего родича в качестве своего соправителя в Галлию. Юлиан назначен цезарем Галлии, и здесь молодой человек, который не выходил из-за школьной скамьи, имел изгрызенные ногти и вечно залитые чернилами руки, обнаруживает в себе необычайные административные и военные таланты. Юноша буквально за пять лет возвращает под римскую власть, казалось бы, уже абсолютно утраченную провинцию. Он налаживает экономику Галлии, обеспечивает безопасность границ, завоевывает любовь и уважение солдат. Неоднократно Юлиан бьет алеманнов, франков, хамавов – все те германские племена, которые нападают на границы империи. Солдаты не чают в нем души. В 360 году между галльским цезарем и императором Констанцием намечается конфликт. Констанций, который терпит поражение в Персидской войне, с неудовольствием наблюдает за успехами своего двоюродного брата. Он приказывает ему отправить почти все свои войска на Восток. Юлиан соглашается, но в ходе отправки войск происходит бунт: армия провозглашает Юлиана императором. Будучи провозглашенным императором, Юлиан вскоре заявляет о том, что является приверженцем древнеримской религии. В 365 году он становится единственным императором Римской империи и пытается восстановить традиционное языческое богопочитание. Открытого гонения он не устраивает, однако, будучи образованным человеком, понимает, что кровь мучеников является семенем Церкви. Но всяческими тайными и хитрыми уловками он пытается принудить принять язычество армию и государственных чиновников. Иероним Стридонский в дальнейшем будет писать про его действия, что это было «гонение ласковое», которое, скорее, манило к почитанию богов, чем принуждало к этому.

http://academy.foma.ru/yulian-otstupnik....

Чтение и рассказ прочитанного сопровождались разбором состава речи в видах подготовления учениц к систематическому изучению грамматики. Для этой цели сначала шли устные беседы о предметах, их признаках и обстоятельствах (?). Всё это не заучивалось ученицами на память по книге, а объяснялось в устной беседе с ними о том, что они видели в классе, или о чём читали“ (288 стр.). Как все это мало походит на то, что написано о том же преподавателе в ревизорском отчёте. Из приведённых примеров можно видеть, насколько правильно высказанное нами мнение о заимствованиях г. Преображенского из отчёта ревизии 1875 г. Автору, конечно, хорошо известно, что исторический рассказ должен отличаться объективностью и что вводить в повествование свои личные симпатии и антипатии совсем не годится. Четвёртая глава книги заключает в себе изображение экономической части. Некоторые страницы этой главы так пестрят цифрами, что по местам чтение становится и затруднительным, и утомительным. Нам думается, что, если бы автор кое-что выпустил из этой главы, как не имеющее существенного значения, а кое-что изложил иначе, то книга значительно бы выиграла. Что касается цифр, ко- —366— торыми так пестрят некоторые страницы данной главы, то мне кажется, что те из них, которые показывают расход или приход по училищу последовательно за несколько лет (см. 355. 356. 365. 366. 411. 412. 413. 415. 416), лучше было вынести из текста в особые таблицы. Через это нагляднее стали бы те или иные изменения, происходившие в доходах и расходах училища, и легче бы читалась книга. Пятая глава „Истории“ имеет надписание: „Жизнь воспитанниц“ и разделяется на отделы (числом четыре). Обширнее других II-й отдел, где автор говорит о жизни воспитанниц в нравственно-бытовом отношении. Но рисуя эту сторону жизни, г. Преображенский не раз сбивается на посторонние предметы. Так, на 475–479 стр. приводятся письма преосв. Феофана к воспитанницам и о. Хераскову, каковые письма скорее рисуют личность приснопамятного Владыки, а уж никак не жизнь заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оно было и не продолжительно и не особенно многоплодно, потому что и не могло быть многоплодно по особым обстоятельствам места и времени. Служение на востоке, откуда воссиял свет Христов всем нам, – вот для чего как бы рождён и предназначен был преосвящ. Порфирий. Получив основательное, строго классическое образование 1757 в духовной школе своего времени, теоретически и практически ознакомившись с несколькими новыми языками, а на разных местах своих —469— путешествий изучив и другие разговорные языки того же времени 1758 , снабжённый подробными, и устными, и письменными инструкциями из Петербурга 1759 , приняв и принимая во внимание советы и мысли таких опытных в деле лиц, как русский генеральный консул Сирии и Палестины Базили, упомянутый раньше Стурдза и др., преосв. Порфирий отправился на восток, можно сказать, в полном вооружении для борьбы за православие и честь русского имени. А борьба предстояла и в действительности была жестокая; ибо врагов его высокой задачи было много и тайных, и явных. Будучи жестокой, борьба эта была и опасной для нашего борца, ибо он должен был действовать преимущественно не на открытом поле, а как бы из засады и вообще с величайшей осторожностью. Само его посольство на восток, в политических видах, окружено было величайшей таинственностью: он должен был, в силу данных ему инструкций, всюду выдавать себя и действовать не как официальный представитель России и русской церкви при патриархе Иерусалимском и в других православных центрах востока, а лишь как богомолец, поклонник, хотя, понятно, всем более или менее проницательным деятелям востока сразу виделась нарочитая, но скрываемая от них, цель его путешествия. Не удивительно, поэтому, что архимандрита Порфирия на востоке одни принимают за русского шпиона, другие за консула (см., напр., стран. 354:355, 364–365) и т. п. Бороться он должен был не только с врагами православия естественными – представителями ислама, инославных исповеданий и проч., но, к глубокому сожалению, и с представителями православия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010