Исидор Борецкий — род. в 1911 г., ум. в 2003 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Амафунта, экзарх для украинских греко-католиков Восточной Канады. С 1956 г. — греко-католический епископ Торонто. С 1998 г. — на покое. Блажейовський Д. Церкви. Льbib, 1996. С. 348–353. I. Icmopiя Римських Вселенських Ч. 3. Рим, 1979. С. 426–431. Андрей Роборецкий — род. в 1910 г., ум. в 1982 г. Уроженец Галиции. С 1934 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Танаиса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1951 г. — экзарх для украинских греко-католиков Саскатуна. В 1956—1982 гг. — греко-католический епископ Саскатуна. Амвросий Сенишин — род. в 1903 г., ум. в 1976 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1942 г. — титулярный епископ Майны, помощник экзарха для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1956 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Стемфорде (США). В 1958—1961 гг. — греко-католический епископ Стемфорда. В 1961—1976 гг. — греко-католический митрополит Филадельфии. Максим Германюк — род. в 1911 г., ум. в 1996 г. Уроженец Галиции. Монах ордена Редемптористов. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1951 г. — титулярный епископ Синны, помощник (с 1955 г. — коадъютор) экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1956 г. — греко-католический митрополит Виннипега. С 1992 г. — на покое. Иоанн Прашко — род. в 1914 г. Уроженец Галиции. С 1939 г. — священник Греко-католической Церкви. В 1958—1993 гг. — титулярный епископ Зигрийский, экзарх для украинских греко-католиков в Австралии, Новой, Зеландии и Океании. Иосиф Мартынец — род. в 1903 г., ум. в 1989 г. Уроженец г. Львова. С 1928 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1958 г. — титулярный епископ Солдайи, помощник архиепископа Рио-де-Жанейро. С 1962 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Бразилии (с центром в г. Куритиба). С 1971 г. — епископ греко-католической епархии св. Иоанна Крестителя в Куритибе. В 1978 г. ушел на покой.

http://bogoslov.ru/article/374275

Как в Паннонии, так и в Милане он подвергся преследованиям со стороны ариан. Арианский епископ Авксенций изгнал Мартина из Милана, после чего он некоторое время жил отшельником на островке около Генуи, откуда вместе с возвращавшимся с востока Хиларием перебрался в Галлию. В 370 г. он основал близ Пуатье на полученной от Хилария земле первый правильно организованный монастырь на западе (монастырь Литюже). Жители Тура провозгласили Мартина в 371 г. епископом. Сам он продолжал вести монашескую жизнь в хижине на берегу Луары. Вскоре здесь возник целый монастырь (знаменитый Мармутье). Умер Мартин в 397 г. Сульпиций Север был его учеником. 448 Понтий Меропий Аниций Паулин (353–431 гг.), церковный писатель. Родился в семье богатого сенатора в Бордо, учился у знаменитого Авзония. Был сенатором, затем консулом и правителем Кампании. Частично под влиянием жены Ферасии, происходившей из Испании, он был крещен в Бордо в 390 г. После смерти единственного ребенка Паулин вместе с женой предался строгому аскетизму, а в 390 г. удалился в Испанию, где в Барселоне ок. 394 г. был рукоположен священником. В следующем году Паулин с женой поселились в Ноле. В 409 г. Паулин стал епископом Нолы. В качестве епископа он известен устройством акведука, строительством церквей, щедростью к бедным, некоторых из которых он приютил в своем доме. Он состоял в переписке со многими известными церковными деятелями того времени, в том числе и с Сульпицием Севером. От него дошло 51 письмо и 35 поэм, из которых 14 посвящены св. Феликсу: в обычае Паулина было писать поэму к ежегодной годовщине памяти святого (Паулин жил у могилы св. Феликса). 449 Лица эти более нигде не упоминаются. Согласно данным, которые мы можем почерпнуть из самого диалога, оба они были современниками Сульпиция Севера. Галл был учеником Мартина Турского, о Постумиане же сказано, что он провел некоторое время на востоке, откуда вернулся в Галлию, где и встретился с Галлом и Севером (S. Sever., Dial. I, I). 450 Антиох (ум. не позже 408 г.), епископ Птолемаиды в Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как приобрести смирение? «Здесь, – учит Святитель, – предлежит работа и труд. Бог да дарует и мне, и тебе совершить его» (285). К смирению ведёт познание существенно нужного для христианина – «познание немощей своих» (581). «Кому Господь восхощет даровать Свой разум, тому Он открывает особенно его немощи» (581). Самые грехи наши, «когда мы сознаёмся в них и раскаиваемся, способствуют к смирению» (667). «Осуждать себя полезно: это приводит к смирению» (762). К тому же приводит – и более всего -исполнение заповедей Христовых. «Точно, тогда открывается нам сколько мы слабы, сколько повреждены падением, когда начнём принуждать себя к исполнению евангельских заповедей» (431). Каковы плоды смирения Плоды смирения неизмеримы. В смиренном сердце «Бог изливает из Себя любовь к Себе». А эта любовь «поставляет человека в правильное отношение ко всем и ко всему. Она в святом мире, и мир в ней. Она в святой чистоте, и чистота в ней» (564–565). Все добродетели определяются смирением – оно «предводительствует добродетелями» (491). Им «уничтожается высокоумие, тщеславие, гордость житейская, словом всё, что человека, попросту сказать, с ума сводит» (353). Со смирением приходят молитва , безмолвие, в сердце мир (295). «Одни смиренные, одни нищие духом найдут покой свой и временный, и вечный» (459). Преподобный Пимен Великий говорил: «Если человек во всяком обстоятельстве будет обвинять себя самого, то везде устоит» (268). Познавший смирение приблизился «копытному познанию Искупителя» (337), а это значит – приблизился к своему спасению. «В наше время, – размышляет Святитель, – Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытного руководителя; а смирение – всегда непадательно» (666). «Хотите пожать обильный плод духовный, то унизьте себя пред ближним в сердце вашем и скажите сами себе: „В том, что это дело не устроилось, я виновата по недостатку духовного разума и терпения, которыми стяжавается ближний " » (171).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Константине действительное историческое лицо, предполагают, что под этим христианским именем скрывается Ярославль Святославич († 1129); но из сказания Даниила Паломника известно, что христианское имя этого князя было Панкратий. 428 Волокол. сб. в Моск. дух. ак. 515, л. 424 и след «Лета 7032, марта во 2 день, пытал кн. Юрьи Иванович Стретенские старицы Ефросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преп. Макария чудотворца, от каковых родителей родися, и каково бысть житие его. И старица Евфросиниа сказывает: помнила маму его, которая его кормила, а звали ее Еуфимьею, а жила 106 лет. Начало жития Макаръева сице бысть» и т. д. Житие Макария в макар. ч. мин.. март, стр. 789, синод, сб. 555, л. 608, волокол. сб. Моск. д. ак. N° 632, л. 136, сб. Тр. Серг. л. 692, л. 463. Первый из этих списков отличается от других некоторыми вариантами и пропусками: нет статьи о первых учениках Макария Маркелле и Сергие; чудес по обретении 16, в других 90. 430 Из повторенного в этом описании перечня чудес видно, что оно составлено между 1539 годом, которым помечено одно из последних чудес, и 1548, к которому относится список его в волокол. сб. Моск. епарх. библ. 648, л, 118. Нач.: «Присно убо человеколюбие Божие проповедати должны есмы». Этот сборник писан в 1548 году «замышлением» Е. И. Воронцовой, как сказано в приписке. 431 Сб. Тр. Серг. л. 692, л. 488; 802, л. 17. Нач.: «Се ныне время благоприятно». В заключительной статье «О списателе чудесем по преставлении пр. Макария», сказав, что он описал чудеса но просьбе колязинских иноков Серапиона и Филарета, автор продолжает «И ваших прежних тетратей никакоже не повредих, не почернил нигдеже, ни имени не пременил в чудесех, но паче распространил и речи пременил удоб приятен вид». 432 Сп. XVI века. Унд. 367. Нач.: «Лепо же ми в настоящем плетении глагол». Ср.: Прав. Собес. 1859, ч. II, 353 и 510, также ж. Иосифа, соч. неизвестным и изд. г. Невоструевым, стр. 39. Догадка арх. Филарета, что житие Серапиона написано учеником ею Иаковом, не поддерживается ни выражениями жития об Иакове, ни временем сочинений, которыми пользовался биограф (Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

л. 3. Книга глаголема Ирмолой, творение Иоанна Дамаскина . Впереди Трипеснец в великий четверг, в конце (л. 71 об.) Степенна, творение Дамаскина. Канон на св. Пасху. Припелы, бол. частию без крюков, и канон усопшим. л. 93. Октаик, сиречь осмогласник, о Бозе починаем, по уставу иже в святых отца нашего Савы. л. 153. Стихераль месячный. л. 239. Стихораль постной. л. 290. Богородичник на 8 гласов, за сим последование стихирамь и ирмосомь в Охтае, в Треоди и по месяцеслову. На первых листах внизу: Стихораль Троецкой Сергиева монастыря. 420. (1339.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в четверть, 237 листов. л. 1. Стихирарь месячный, начин., по причине утраты листов, с 25 сентября стихирами препод. Сергию. В заключение многолетие под крюками с прибавочным словом. См. 409. л. 134. Светилны и стихиры евангельския, творение Лва царя премудраго и деспота. л. 142. Стихераль постный, прерыв. стихирами на Вознесение Господне. 421. (1332.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в четверть, 520 листов. л. 7. Стихираль месячный. Впереди оглавление, стихиры препод. Сергию и в неделю по памяти св. ап. Филиппа. л. 171. Стихиры, творение Павла аморейскаго. л. 178. По оглавлению: Починкы ирмосом Богородичника и Октая, из Триоди, из Минеи. л. 204. Книга глаголема Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. л. 290. Канон на Пасху. Припелы на Господьскыа празникы. Имена знамению. Подобники и Богородичники на 8 гласов. л. 299. Стихараль постный. На л. 352, 353 и 430 отрывки из обихода постного. л. 431. Светилны и стихиры евангелскыя, творение господина Лва царя премудраго деспота. л. 430. Чин Охтаика начало створяем на 8 гласов по уставу иже в святых отца нашего Савы. В конце ркп., без крюков, кенаникы (κοινονις – причастен) праздничныя. На лицевой странице первого порожнего листа: Княж Варламовской Оболенсково († 1528 г.). См. пергам. синодик ризницы 2 л. 76 об. 422. (1360.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в осьмую долю, 185 листов. л. 1. Стихирарь месячный, без надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Лавр. стр. 198, 208,.232, 247–253255–260, 264, 278– 279, 288, 312, 322, 327, 383, 392, 413, 416, 420, 424, 426– 429, 431, 436, 443, 449, 451–452, 481; Варяжко воев. Ibid. стр. 76–77; Вятко родон. стр. 11; Иванко кн (ivaniko, ivanika) стр. 477; Иванко посад. стр. 494; Иванко тыс. туров. стр. 283; Михалко (mixako) стр. 340–342, 344–345, 353–354, 356–360, 362–363, 396; Радко стр. 200; Снинко, нос. (sinko) уменьшительное от Симон, Симеон стр. 46; и т. д. Также заимствованы из грузинского Гюрги кн. (giorgi) стр. 428–429, 487; Туад кн. (Tavadi), здесь нарицательное имя имя поставлено вместо с собственного по недоумию летописца стр. 46; Тетий кн. (tetia Евстафий) стр. 375; Урусоба кн. оба грузинское окончание и префикс у грузинский, стр. 268–269. 150 Специальному исследованию этого вопроса оповещено сочинение С.О. Платонова:Очерки по истории смуты в московском государстве XVI-XVII в.в. Изд. втор. ч. II стр.145–436 160 Журн. засед, II отд. Высоч. утв. Присут.при Св. Синоде. Об устр. церк. дел на Кавк., стр. 1926 193а. 161 Арабская энциклопедия Шихаб-еддин-Элькалькашанди (1418г.). Зап.Вост. Отд. имп. Рус. Арх. Общ. 1886–1887 г, т. I, вып. III, стр. 208–216. 164 Профес. А. А. Цагарели. Грамоты и другие исторические документы, относящиеся до Грузии, т. II, вып. I., стр. 12–13, 5–61. 165 Преосв. Порфирий. О грузинских древностях, Профес. А. А. Цагарели, Зап. Вост. отд. имп. Русского Археол. Обш, т. I,: вып. I, ст . 8–18. 172 Легковерным, мы с своей стороны, считаем анонимного автора статьи «Афон» вт 4-м полутоме Энциклопедичсскаго словаря Ф. А. Брокгауза и и. А. Ефрона, которому известно и название игумена: «и наш св. основатёль, в Киеве, Печерской обители, говорит сочинитель, там же (т е. в Есфигмене) начал свои иноческие подвиги, при игумене Феоктисте, поселившись в пещере, не далеко от обители». Благоразумно скрыл автор свое имя. 173 См. путеводитель пб св. Горе Афонской, изд. 3, Спб. 1863 г., стр. 154; заметки поклонника св. Горы, Киев 1864 г., стр. 293; акты русского на святом Афоне монастыря, Киев 1873 г., стр 5 и 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

перевода, сделанного проф. Чельцовым (а доказать-то это едва ли возможно). 347 Пускаться в подробную характеристику отношений Михаила к Церкви нет необходимости, так как это уже сделано в нашей литературе проф. A. Л. Катанским и проф. Троицким. Первый описал его отношения к Лионской унии («История попыток к соединению Церквей», с. 127 и далее), а второй подробно изобразил роль Михаила в истории византийского раскола арсенитов (Христ. Чтение: «Ароний и арсениты», 1867 и 1869 гг. – в нескольких номерах). 350 Что такое церковные бани, см. об этом в моей статье: «Собор при Дубе» (Душеполезное Чтение, 1889, январь). 351 Пахимер. История о Михаиле Палеологе. Кн. IV, гл. 3–4, Григора. Византийская история. Кн. IV, гл. 4 353 Подробности см. в сочинении проф. A. Л. Катанского «История попыток к соединению Церквей», с. 171 и далее. 357 Андронику, между прочим, принадлежит новелла «De festo assumptionis per totum mensem Augustum celebrando». Содержание ее не совсем понятно: ею предписывалось праздновать Успение Богородицы не один только день (15 августа), как утвердилось это издревле, а простирать празднование от первого числа названного месяца до его конца. Migne. Gr. tom.161, pp. 1095–1107. 358 Примечательно, что всю эту историю рассказывает сам Кантакузин. Canmacuseni. Historae, lib. II, cap. 21. tom. I, pp. 431–435. Edit. Bonn. 360 Cantacuseni. Historae, lib. IV, cap. 37. Т. III, 270–272. – Обширная статья проф. Флоринского «Андроник Младший и Иоанн Кантакузин », вопреки ожиданиям, почти вовсе не касается отношений Кантакузина к Церкви (ЖМНП, тт. 204– 205, 1879 г.). 361 Более существенное касательно этих отношений будет передано далее в очерке о византийских патриархах в частности. Читать далее Источник: Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. : (От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)/А.П. Лебедев. – Изд. 2-е, пересм. - Москва : Печатня А.И. Снегиревой, 1902. - 489 с. (Собрание церковно-исторических сочинений профессора Алексея Лебедева. Том VII.) Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Предыдущие сборники, конечно, содержали письма Василия, но 13 правило о трехлетней епитимии сознательно умалчивалось 33 . Только с 580 года, с Syntagma canonum в канонических сборниках появляется 128 письмо Василия Великого 34 . Тем не менее, составители последующих сборников непременно сообщали, что правила Василия не признаются по своему авторитету равными с правилами соборов, и цитируются только как источник церковного права. Это весьма важный нюанс. Правила Василия цитировали, но им не предавали силу нормативного церковного акта. Однако, несмотря на такое явное лоббирование, церковное сознание оставалось чуждым единства по вопросу о военном служении. В V веке святитель Павлиний Ноланский (353–431) пишет другу, служащему в армии: « Кто бьется с мечом в руках, есть служитель смерти ( et qui militat gladio mortis est minister)» 35 . А также напоминает ему, что нельзя служить двух господам, Христу и Цезарю, даже « если Цезарь отныне желает быть слугой Христа, для того чтобы справедливо править многими нациями » 36 . Человеколюбивый и сострадательный характер Павлиния не мог смириться с фактом насилия, пусть даже необходимого, пусть даже за правое дело. Ученик Иоанна Златоуста св. Исидор Пелусиот (ум. ок. 435), который много проповедовал среди воинов и в своих посланиях обращался к ним с наставлениями, считая, что « отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное… » 37 , тем не менее, далек от победной эйфории: « Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями » 38 . Глава VII Как видим, позиция Церкви по данной теме эволюционировала на протяжении длительного времени: от пожизненного отлучения в III веке до частичного отлучения в IV веке; от признания необходимости христианской армии для защиты веры до празднования победы божественной литургией в присутствии иерархов и всего христолюбивого воинства.

http://azbyka.ru/otluchit-ili-proslavit

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010