352 …представление о благодати, согласно святому Августину… — По Августину Блаженному (354–430), величайшему из Отцов церкви, человек после грехопадения утратил свободу к добру, право на спасение и не в состоянии вернуть его своими силами; единственная возможность — Благодать, особая божественная сила, ниспосылаемая человеку свыше для преодоления внутренне присущей ему греховности и спасения в загробном мире; все предопределено божественным Провидением. 353 Декарт, Рене (1596–1650) — французский философ, математик, физик и физиолог; в основе его философии — дуализм души и тела; в учении о познании — родоначальник рационализма. 354 Хуан де ла Крус (1542–1591) — богослов, мистический писатель и поэт, канонизирован (1726), признан учителем церкви (1926). В основе его учения — стремление к очищению души от мрака чувственного мира, препятствующего единению с Богом. Лучшие сочинения — " Восхождение на гору Кармель " , " Пламя живой любви " , " Духовная песнь " . 355 Франциск Сальский (1567–1622) — оратор, религиозный писатель, разрабатывавший в стиле барокко темы мистической любви и предопределения. Наиболее известно его " Введение в набожную жизнь " (1609). Канонизирован в 1665 г. 356 …издание " Мыслей " … Анри Массисом — в Париже в 1927 г.;…двухтомное издание Жака Шевалье — в Париже в 1925 г.; его биография " Паскаль " (1922) вышла в английском переводе в Лондоне в 1930 г. 357 Сен-Сиран (Жан Дювержье де Оранн, 1581–1643) — известный богослов, один из основателей янсенизма. 358 " Три реформатора " — работа Ж. Маритена (см. коммент. к " Идее христианского общества " ) 1947 г. 359 Хьюм Т.Э. " Размышления " — см. коммент. к эссе " Критикуя критика " . 360 Эккерман, Иоганн Петер (1792–1854) — секретарь и друг Гёте, автор книги (1837–1848) — " Разговоры с Гёте в последние годы его жизни " т. е. в 1823–1832 гг. 361 Вергилий, отец Запада (нем.). 362 Геккер, Теодор — см. коммент. к эссе " Единство европейской культуры " . 363 …Доктор Лерс — ученик Рудольфа Штейнера… — Штейнер, Рудольф (1861–1925) — немецкий философ, мистик, основатель антропософии, основывавший свое учение, в частности, и на идеях Гёте. Книга " Человек или материя " Эрнста Jlepca вышла в 1951 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

353–414): VI, О научном обосновании христианского мировоззрения (стр. 415–430). Уже из этого общего перечня содержания можно видеть, что автор выполнил свою задачу во всем объеме, какой требовался темой Результат его работы с богословской точки зрения сводится к указанию тех мыслей картезианства, спинозизма и новейших параллелистических доктрин, которые могут быть использованы для научного обоснования христианского мировоззрения. Привожу здесь главные положения собственными словами автора. „Воззрения Декарта, окказионалистов и Спинозы на взаимоотношение духа и тела, – пишет г. Каэлас в последней главе своего исследования, – объединяются общей для них параллелистической идеей, которая в своем дальнейшем развитии приводит мысль к сознанию необходимости создать такую форму психофизического отношения, которая представляла бы собою гармоническое соединение тезисов параллелизма и теории взаимодействия. Психофизическое единство, лежащее в основе человеческого бытия, должно быть понято, как непрерывное взаимодействие носителей духовной и телесной группы явлений, так чтобы из него и вытекало наблюдаемое соответствие или параллелизм этих явлений. Вот конечное данное, к которому привело философскую мысль историческое развитие названных воззрений, взятых как одно целое. Создавая необходимость такого именно решения психофизической проблемы, эти воззрения делают также и необходимым в силу указанной связи её с общими философскими концепциями, усвоение соответствующего ему или точнее – предполагаемого им общего философского мировоззрения. Эта необходимость сказывается уже и в настоящее время, привлекая особое внимание мыслителей к философии Лотце 1179 . Защитники теорий взаимодействия в настоящее время обычно основывают свои суждения именно на предположениях философий Лотце. Вообще можно сказать, что философия Лотце пользуется —184— теперь значительным успехом... Признавая все бытие тожественным, эта философия не сводит, однако, ни духа на тело, подобно материализму, ни тела на дух, подобно спиритуализму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

406. См. Ф. И. Мищенко, стр. 350: „В изложении речей, сь одной стороны, выступают особенности, чуждыя оригинальному стилю Дееписателя, и большею частью отвечающие характеру Ап. Петра и иногда прямо повторяющиеся в его писаниях. С другой – чрез все речи в равноймере проходят обороты и выражения, несомненно принадлежащия перу св. Луки“. 407. См. Prof. Ad. Harnack, Lukas der Arzt, S. 84,,. 408. См. Ф. И. Мищенко, стр. 353–354. 409. Специально о ней см. трактат К. В. Орлова, Речь сз. Первомученника Стефана: ея общий характер, задача и содержание в .Богословском Вестнике» 1900 г., 9 и 10, стр. 1–27, 167 – 88. Ср. еще у проф о. Д. И. Богдашевского (архиеп. Василия), Опыты по изучению Свящ. Писания Н. 3., вып. II, стр. 15–16. 410. См. К. В. О р л о в , стр. 188. 411. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 109. 412. Prof. James Moffat t, An Introduction, p. 606, 631. 413. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 16. 414. Проф. Ф . И. M и щ е н к о, Реч и св. Апостола Петра в книге Деяний, стр. 305. 415. По вопросу об исторической достоверности книги ДЬяний см, и „The Church Quarterly Review» LKi, 105 (October 1901), p. 8 sqq. (против Schmiedel’H); LV, 113 (January 1903), p. 388– 405 (обиорь гогдашней новой литературы). 416. Prof. Ad. Harnack,Die Apostelgeschichte, S.205. 417. Prof. Ad. Harnack,Die Apostelgeschichte,S.45. 418. Prof.Ad. Harnack,Die Apostelgeschichte,S.41. 419. Prof.Ad. Harnack, Neue Untersuchungen zur Apostelgeschihte, S. 80, 1. 420. Sir W. М. R a m s а у, The First Christian Century: Motes on Dr Moffatt, Introduction to the Literature of the New Testament (London 1911), p. 143–149. 421. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 91. 422. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 4, 6. 423. ibid., S. 15. 424. ibid., S. 5, 6. 425. ibid., S. 2, 10. 426. Prof. Ad. Harnack, Lukas der Arzt, S 103. 427. ibid. S, 102. 428. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 224. 429. ibid., S. 222. 430. Prof. Ad. Harnack, Lukas der ftrzt, S. 117. 431. Prof. Fridericus Blass, Acta Apostolorum I, p.13. Тематические страницы

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

66 См. описание этого торжества Евсевия и кончины Ария (умершего в отхожем месте) у Руфина: Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. С. 244–245. Хотя данное описание и не лишено, на наш взгляд, некоторых легендарных черт, в основе оно соответствует истине. 67 См. суждение нашего церковного историка: “Известно, что уже на Тирском соборе, осудившем Афанасия Великого, главную роль играли арианские епископы Евсевий Кесарийский, Евсевий Никомидийский и другие. Естественно, что по смерти Константина (337) их партия получила первенствующее значение при дворе и государстве. К ней примкнули придворные евнухи и Евсевия, супруга Констанция. Отсюда легко сделать предположение, что Констанций, вполне находившийся под влиянием придворных, подчинился и влиянию арианства. Если это справедливо, то справедливо и другое предположение, что Констанций по своим воззрениям примыкал к группе Евсевия Кесарийского и Евсевия Никомидийского. Эту группу можно назвать омийством”. Правда, отмечается, что точные догматические формулировки представителями омийства были выработаны позднее — лишь в 359 г. См. Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. С. 3–4. 68 Русский перевод: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. С. 37–39. Мы исправляем его по греческому тексту: Athanasius Werke. Bd. III, 1. Urkunden… S. 15–17. 69 Перевод гипотетичный: Р mn g¦r QeTj, t¦ d prXj PmoiTmhma аЩтоа lTgJ Ymoia ™sTmena, t¦ d kaq’ kousiasmXn genTmena. В старом русском переводе: “Ибо Творец есть Бог, а твари созданы подобными Ему по разуму, созданы Его произволением”. 73 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). М., 1995. С. 288–289. Лишь в самом конце 50-х — начале 60-х годов “омии” определились терминологически более точно. 74 Luibheid C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia//The Irish Theological Quarterly. Vol. 43. 1976. P. 3–23. 75 Лебедев Д. Евсевий Никомидийский и Лукиан (К вопросу о происхождении арианства)//Отд. выпуск из Богословского Вестника. Сергиев Посад, 1912. С. 14–15.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

6 . Жервэ Н. Н. Русский Миллер//Вестник Псковского вольного университета. Т.1. 1994. С.104–117. 7 . Ивановский А. Евгеньевский сборник. Материалы для био­графии митр. Евгения. Вып. СПб., 1871. 8 . Ивановский А. Митрополит Киевский и Галицкий Евгении. СПб., 1872. 9 . Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киев­ский. Киев, 1914. 10 . Кожемякин А. В. Е.А.Болховитинов//Очерки литературной жизни Воронежского края. Воронеж, 1970. С. 21–36. 11 . Лекишвили С. С. Евгений Болховитинов и вопросы древнегру­зинской культуры и истории//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1983. Л., 1985. С.27–38. 12 . Малышевский И. И. Деятельность м.Евгения в звании предсе­дателя конференции КДА//Труды КДА. 1867. С. 567–650. 13 . Никольский П. В. М. Евгений и его заслуги в истории Воро­нежского края//Воронежская старина. Воронеж, 1912. Вып. С. 276–290. 14 . Николаевский П. Ученые труды преосв. Евгения Болховити­нова, м. Киевского по предмету русской церковной истории//Христианское Чтение. 1872. С. 375–430. 15 . Певницкий В. Проповеднические труды покойного м. Киевского Евгения//Труды КДА. 1867. С. 522–579, С.3–51. 16 . ПогоДин М. О словарях м. Евгения//Московский вестник. 1827. С.187–192. 17 . Пономарев С. И. Материалы для биографии митрополита Ев­гения//Труды КДА. 1867. 8. С. 293–353. 18 . Полетаев Н. И. Труды Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889. 19 . Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения Болховитинова , м. Киевского//РВ. 1885. С. 517–581; С. 161–200, 6. С. 644–705. 20 . Сперанский Д. Опыт митрополита Евгения по составлению полной истории русской церкви//Странник. 1887, С. 266–285. 21 . Тихонравов Н. С. Киевский митрополит Е. Болховитинов//РВ. 1869. 5. С.1–38. 22 . Шмурло Е. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. СПб., 1888. 1 Пономарев С. Материалы для биографии митрополита Евгения//Труды Киевской духовной академии. 1867. Т. 2. С. 238. 3 Срезневский И. И. Воспоминание о научной деятельности Евгения, ми­трополита Киевского//Сборник статей, читанных в отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1868. Т. I. Вып. 1. С. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

990 См. суждение нашего церковного историка: «Известно, что уже на Тирском соборе, осудившем Афанасия Великого , главную роль играли арианские епископы Евсевий Кесарийский , Евсевий Никомидийский и другие. Естественно, что по смерти Константина (337) их партия получила первенствующее значение при дворе и государстве. К ней примкнули придворные евнухи и Евсевия, супруга Констанция. Отсюда легко сделать предположение, что Констанций, вполне находившийся под влиянием придворных, подчинился и влиянию арианства. Если это справедливо, то справедливо и другое предположение, что Констанций по своим воззрениям примыкал к группе Евсевия Кесарийского и Евсевия Никомидийского. Эту группу можно назвать омийством». Правда, отмечается, что точные догматические формулировки представителями омийства были выработаны позднее – лишь в 359 году. См.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. С. 3–4. 991 Русский перевод: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. С. 37–39. Мы исправляем его по греческому тексту: Athanasius Werke. Bd. III, 1. S. 15–17. 992 Перевод гипотетичный: μν γρ Θες, τ δ πρς μοιτητα ατο λγ μοια πμενα, τ δ καθ’ κουσιασμον γενμενα. Β старом русском переводе: «Ибо Творец есть Бог, а твари созданы подобными Ему по разуму, созданы Его произволением». 993 Фраза также несколько смутная: τ δ πντα δι’ ατο π Θεο γενμενα, πντα δ κ το Θεο. 996 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). M., С. 288–289. Лишь в самом конце 50-х – начале 60-х годов «омии» определились терминологически более точно. 997 Luibheid C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia//The Irish Theological Quarterly. Vol. 43.1976. P. 3–23. 999 См. Young F. M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 37. 1005 См. предисловие к изданию: Astenus von Kappadokien. Die theologischen Fragmente/Einleitung, kritischer Text. Übersetzung und Kommentar von M. Vinzent. Leiden; N.Y.; Köln, 1993. S. 20–32. 06 Астерии см. также: Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy. 318–381. Edinburgh, 1992. P. 32–41; Dienhard J. T. Contra Marcellum. Marcellus of Ancyra and Fourth-Century Theology. Washington, 1999. P. 89–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

citat. в прим. 430 Митрополит наш не делает здесь никакого ограничения. Но древние правила дозволяли брак православных с неправославными при известных условиях (IV Всел. 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI Всел. 72 Строгое запрещение нашего митрополита можно объяснять тем, что тогда православных, если они отдавались замуж в иную страну — латинскую, заставляли принимать латинство. Снес.: VII Всел. Соб. 8 То же повелевалось и по гражданским греко-римским законам (Basilic. Lib. I. Tit. 1. C. 41, 54 Находится уже в древнейшей славянской Кормчей XIII в. (Русск. достоп. 1. 86 а потом и в последующих (напр., Румянц. муз. 231, 235, 238 Списки первой фамилии — в Истор. госуд. Росс. Карамз. 2. Прим. 108 в Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 3 и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 88–92 Списки второй — в Кормчей Румянц. муз. 238. Л. 612 в Продолж. Древней росс. вивлиоф. 3. 9–15. СПб., 1788 в Указателе росс. законов Максимовича. 1. 4–5. Москв., 1803 в Древн. записк. Лепехина. Ч. 3. 353–356. СПб., 1780 в П. собр. р. лет. 6. 84–86 Списки третьей — в летописце Переяславля Суздал. 42–44. Москв., 1851 в Прав. собеседн. 1861. 3. 93–108 и в Кормч. Рум. муз. 232. Л. 199 об.–202 Между списками второй, равно и третьей фамилии есть также свои небольшие разности. Мы не упоминаем ни о списке устава Ярославова самом кратком (напеч. в Опис. Киево-Соф. соб. 4 ни о списке его по западно-русской редакции, или так называемом Свитке Ярославле (напеч. в Акт., относящ. к истор. Западн. России. 1. 166 Первый список содержит в себе только начало и конец устава Ярославова со включением статьи о свободе духовенства от пошлин. Последний почти во всем различается от этого устава и, судя по хронологической несообразности и особенно по очевидной новости языка, несомненно переделан в позднейшее время. Поместим здесь только один список устава Ярославова из Кормчей Рум. муз. 232 как представляющий значительные особенности, в прилож. 13. Например: «Аще пустит боярин велик жону без вины, за сором ей — 5 гривен злата, а митрополиту (или епископу) — 5 гривен злата; а нарочитых людей — 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чади — 15 гривен, а митрополиту 15 гривен». Или: «Аще у отца и у мате дщири девкою дитяти добудет, обличив ю, поняти в дом церковный; тако же и жонка; а чем ю род окупит».

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

IV. Кроме перечисленных монографий и исследований, в деле ознакомления как с личностью и деятельностью, так с эпохой Амвросия с её внешних и внутренних сторон, очень важное значение имеют следующие более общие курсы и исследования: 9) Richter Das Weströmische Reich. Berlin 1865; 10) А.А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. I, Сергиев Посад 1906 г. (характеристика эпохи); 11) В. Самуилов. История арианства на латинском западе (353–430). СПБ. 1890; 12) Гиббон. История упадка и разрушения Римской Империи. Перевод с английского Неведомского, ч. III. Москва. 1884; 13) Буасье. Падение язычества. Перевод с французского под редакц. Корелина. Москва 1892 г. 2282 Все подобного рода свидетельства собраны и отпечатаны вместе у Migne. Cursus complet. patrologiae. S. 1., t. XIV. 2293 Exhort. Virgin. 12, 82. Μ. XVI, с. 360. Считаю же здесь долгом предупредить, что в нижеследующем творения Амвросия цитирую по двум изданиям: 1) Migne Patrologiae cursus completus tt. XIV–XVII и 2) Corpus scriptorum latinorum. Ed. Academiae Vindobonensis. ч. I I , I II , II и IV. Но в этом последнем случае для удобства читателя и облегчения проверки цитат всегда буду проставлять и соответствующие главы, параграфы и страницы по изданию Migne. 2296 Ibid., 3: Nos autem objecti Barbaricis motibus, et bellorum procellis, in medio versamur omnium molestiarum freto, et pro his laboribus et periculis graviora colligimus futurae vitae pericula. Μ. XVI, c. 1182. 2304 ib., c. 5 edoctus liberalibus disciplinis. – Аноним, с. 3: κα πειθο τ λληνικ κα μοση γεγυμνασμνος. 2306 De offic., I, 1, 4: ego enim raptus de trubunalibus atque administrationis infulis ad sacerdotium, docere vos coepi, quod ipse non didici Itaque factum est, ut prius docere inciperem, quam discere. Discendum igitur mihi simul et docendum est; quoniam non vacavit ante discere. – Μ. XVI, c.c. 24–25. 2307 De poenit II, VIII, 72: non in ecclesiae nutritus sinu, non edomitus a puero Μ. XVI, c.c. 514–515 ср. Brogiie. p. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Н. Самуилов. История арианства на латинском Западе. (353430). С.-Петербург. 1890 г. Книга эта как по времени происхождения, так и по характеру разработки ее предмета, не составляет (подобно предыдущей) новости в русской богословской литературе, не раскрывает она также и широких богословско-философских или церковно-исторических перспектив. Изображая внешнее положение арианства на Западе и различные перипетии его внутреннего состояния (богословские споры различных церковных партий и их догматические системы), названное сочинение представляет собою опыт изложения истории внешнего и внутреннего развития арианства на латинском западе, главным образом, в IV и V веках нашей эры. VIII-aя глава рассматриваемой работы (стр. 130 – 143) трактует положение западного арианства (со стороны его вероучения) при блаженном Августине и учено-богословскую борьбу последнего с наиболее известными в его время представителями арианства на латинском западе (преимущественно омиями и аномиями). IX-aя глава разбираемого сочинения, посвященная изложению и характеристике полемической противоарианской литературы на латинском западе, отводит несколько страниц (180 – 192) и блаженному Августину , характеризуя его в ряду других западных защитников православия [Люцифер, Фебадий, Григорий Иллиберийский, Викторин, св. Иларий, св. Амвросий, Фаустин], как завершителя тринитарно-христологической догматики на латинском западе. По отношению к нашему учителю церкви автор настоящего труда ставит своей задачей «выделить его полемику против ариан и поставить в отношение к предшествующим отцам» (цит. соч., стр. 180, прим. 80-е). Но по существу дела наш автор вынуждается рассматривать не только противоарианские тезисы и мысли бл. Августина, но иногда касается также (хотя кратко и общо) и с положительной стороны тех или других пунктов его тринитарно-христологического учения. Вывод, к какому пришел автор разбираемого сочинения по вопросу о значении изучаемого нами западного писателя в истории церковного раскрытия тринитарной догмы, не разделяется, однако, позднейшими отечественными исследователями блаженного Августина (напр., профф. В. В. Болотов , А. И. Бриллиантов ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Волков Олег Васильевич (1900–1996), писатель 463 Волошин (наст. фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт 39, 174, 526 Волуйский Илья Мелитонович, знакомый Пришвина по Ельцу 61 Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), писатель 10 Воронов Андрей Петрович (1864–1912), историк и этнограф Олонецкого края 93 Воронский Александр Константинович (1884–1937), партийный деятель, издатель, публицист 225–226, 235–236, 265, 374, 507 Выходцев Петр Созонтович (1923–1994), литературовед 153 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), философ 77 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1939), юрист, дипломат, ректор Московского университета 223, 369 Вэша-Куонэзин (наст. имя Джорж Стеэнсфельд Белани) (1888–1938), канадский писатель и естествоиспытатель 390 Гамсун (Педерсен) Кнут (1859–1952), норвежский писатель 43, 120, 309, 433 Гарибальди Джузеппе (1807–1882), народный герой Италии 13 Гельфанд М., рапповский критик 311—312 Герасимова Валерия Анатольевна (1903–1970), писательница 378 Гернеш, начальник культурно-воспитательной части Соловецкого лагеря 338, 340 Герцен Александр Иванович (1812–1870), писатель, общественный деятель 196, 203, 419 Герценштейн Михаил Яковлевич (1859–1906), политический деятель, депутат Государственной думы 12 Герценштейн Софья Яковлевна, сестра М. Я. Герценштейна, жена двоюродного брата М. М. Пришвина 12 Гершензон Михаил Осипович (1869–1925), историк литературы 97, 102, 104, 132, 180 Гёте Иоганн Вольфганг фон (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 178, 334, 393, 453 Гибет Е., литературовед 514, 529 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), славяновед, собиратель и исследователь былин 97 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945), поэтесса, литературный критик, выступала под псевдонимом Антон Крайний 6, 11, 42, 77, 95, 104, 106–107, 109–116, 123, 126, 128, 155, 164, 168, 184, 215, 217, 250, 263, 311, 353, 379, 382, 407, 430–432, 456, 466, 475, 499, 501–502, 516, 520, 526, 529 Гиппиус Наталья Николаевна (Ната) (1880–1963), сестра З. Н. Гиппиус 431

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010