235 В станице Червленой, во время путешествия о. Павла по Кавказской епархии, собралось такое множество народа, которого не бывало и на сходках по общественным делам. Кавк. еп. вед. 77 г. стр. 163. 243 Там-же, II, 298–299. Речь о. Павла помимо собеседований с старообрядцами вообще отличалась необыкновенной убедительностью. В Херсонесе, где он лечился некоторое время, пришлось ему встретиться с блестящим молодым офицером, человеком ученым, но не верующим. В обоюдных разговорах речь шла преимущественно о предметах религиозных и в результате вышло, что молодой неверующий учёный, под влиянием проповеди о. Павла, сделался истинным христианином. Братск. сл. 96 г. Апрель, стр. 10. 244 Собр. соч. архим. Павла, ч. II, стр. 295, 302, 321, 460, 461. Братск. сл. 75 г. 3 т. стр. 266. 245 Собр. соч. арх. Павла, II, стр. 306. Брат. Сл. 75 г. I, 98. К такой такой манере прибегал неоднократно даже сам Онисим Швецов (Брат. Сл. 86 г. II, стр. 136). 255 Таковы знаменитые его беседы в г. Александровске Ковен. губ. (Собр. сочин. арх. Павла ч. I, 569), в г. Режицах (Витебск. губ. ч. I, стр. 599) в беседе с старообрядцами, приемлющими австрийскую иерархию (ч. II, 523). 266 Собр. соч. арх. Павла, ч. III, стр. 383, 412, 451; II ч. стр. 430, 473. Братск. сл. 90 г. II, стр. 82. 280 Вооружаясь против православной Церкви, о. Павел, будучи ещё в расколе, напечатал, между прочим, и выдержки их этих соборных постановлений, именно, взято было то, что старообрядцы умеют обращать в своё оправдание. Это прусское издание о. Павла часто фигурировало в руках раскольников, при собеседованиях с о. Павлом, когда он был уже православным миссионером. Старообрядцы не знали ни происхождения этого издания, ни его внутренней несостоятельности. О. Павел надлежащим образом разъяснял им то и другое. (Собр. соч. арх. Павла, ч. I, стр. 593–594). 285 Братск. слово 93 г. I, стр. 353. «Празднование двадцатипятилетия со дня присоединения к православной Церкви архим. Павла». 286 Мы знаем, что он был хилым от природы. Аскетические подвиги совершенно изнурили его плоть, так что, присоединяясь к правосл. Церкви, он по его собственным словам, не надеялся долго жить и молился о продлении своей жизни хотя бы на один год, чтобы после раскола утешиться сыновством Церкви. Бр. сл. 93 г. I, стр. 354. «Празднование двадцатипятилетия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

323 Святой обещал, что, именем Господа и осеняя себя крестным знамением, он безопасно проникнет в ряды неприятеля (in nomine Domini Iesu, signo cruets, non clipeo protectus aut galea, hostium cunes penetrabo securus). 324 Это не единственный случай встречи и столкновения св. Мартина с высшей государственной властью в лице императора. По словам архиепископа Сергия, «Мартин по одному важному делу должен был отправиться в Трир к императору Валентиниану I (364–375) вскоре после своего посвящения в епископы. Но император, предубежденный против него своею супругою Иустиною, заклятою арианкою, не велел допускать к нему Мартина. Святой епископ, после напрасных усилий представиться государю, предался посту и молитве. На седьмой день является ему Ангел и приказывает идти во дворец к императору. Он спешит ко дворцу, находит двери отворенными и является пред императором. Валентиниан сперва пришел в сильный гнев, но потом почувствовал, что кресло его объято как бы огнем внизу, вдруг переменился, обнял Мартина, исполнил его просьбу, беседовал с ним после и в другие дни и наконец предложил ему богатые дары; но он отказался от них и тем еще больше возбудил уважение к себе» ( Сергий (Спасский) , архиеп. Избранные жития святых. С. 158–159). 325 Одна из низших степеней клира: «На одной ступени с лекторами стояли эксоркисты, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми ( νεργομενοι) и в надзоре над оглашенными» (Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. III. М., 1994. С. 154). 326 Так часто называют св. Илария за его твердость в отстаивании Православия и непримиримую борьбу с арианством. См.: Galtier P. Saint Hilaire de Poitiers. Le premier docteur de l’Église latin. Paris, 1960. P. 167; Meslin M. Hilaire et la crise arienne//Hilaire et son temps. Paris, 1969. P. 41–42. 327 Авксентий был одним из главных вождей арианствующей партии «омиев» на Западе, и, «как митрополит италийский, он пользовался в Италии значительным влиянием». Позднее, при императоре Валентиниане, св. Иларий приложил много стараний к тому, чтобы изгнать Авксентия с Миланской кафедры, но покровительство императора этому архиерею помешало ему добиться своей цели. См.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. С. 76–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

340 . Maude M. Who were the «bnai Qyama»?//JThS 1935. 36. 13–21. 341 . Murray R. The exhortation to candidates for ascetical vows at baptism in the ancient Syriac Church//New Testament Studies. 1974–1975. 21. 59–80. 342 . Murray R. Symbols of Church and Kingdom. A study in early Syriac tradition. Cambridge 1975. 343 . Murray R. The characteristics of the earliest Syriac Christianity//East of Byzantium: Syria and Armenia in the formative period. Washington, D. C. 1982. 6–9. (Dumbarton Oaks Symposium 1980). 344 . Nedungatt G. The covenanters of the early Syriac-speaking Church//OCP 1973. 39. 191–215, 419–444. 345 . Nin M. Progresso spirituale edesperienza di Dio in alcuni testi monastici siriaci//The spirituality of ancient monasticism/Ed. Starowieyski M. Krákow 1995 4 .67). 105–133. 346 . Репа I. La desconcertante vida de los monjes siros, siglos IV-VI. Salamanca 1985. The amazing life of the Syrian monks in the 4 th –6 th centuries. Jerusalem 1995. 347 . Pena I., Castellana P., Fernandez R. Les reclus syrien. Recherches sur les anciennes formes de vie solitaire en Syrie. Milano 1980. 430. 348 . Smith M. Studies in early mysticism in the Near and Middle East. London 1931. 349 . Stories from the Holy Fathers/Ed. Budge E. A. W. Oxford 1934. 350 . Syrisches Christentum weltweit. Studien zur syrischen Kirchengeschichte/Festschrift Wolfgang Hage/Hrsg. Tamke М., Schwaigert W., Schlarb E. Münster 1995. 351 . Testa E. L’ascetica encratita e i matrimoni putativi come vittoria sul peccato originale//Liber Annuus. 1982. 32. 19–238. 352 . The wit and wisdom of the Christian Fathers of Egypt/Ed. Budge E. A. W. Oxford 1934. 353 . Vadaketh Q. Deepening of Christian commitment to Jesus in Syrian monasticism//The Church I lovë a Tribute to Rev. Placid Podipara/Eds. Madey J., Kaniarakath G. Kottayam 1984. 70–79. 354 . Vööbus A. Les messaliens et les réformes de Barçauma de Nisibie dans l’Église perse. Contributions of the Baltic University. Pinneberg 1947. 34. 355 . Vööbus A. History of asceticism in the Syrian Orient. A contribution to the history of culture in the Syrian Orient. 1–3. Louvain 1958, 1960, 1988. (CSCO 184/Subs. 14; 197/Subs. 17; 500/Subs. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

346. Бердяев Н.А. О самоубийстве. Париж, 1931. С. 11, 15, 17. 347. Добролюбов Н.А. Избранное. М., 1984. С. 370-371. 348. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.21. Л., 1980. С. 68, 69. 349. «Знамя». 1990. 1. С. 104-105. 350. Достоевский Ф.М. Т.5. С. 79-80. 351. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 140. 352. Печерский Андрей (Мельников П.И.). Старые годы. Рассказы и очерки. М., 1986. С. 424. 353. Там же. С. 430. 354. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. первая. М., 1956. С. 4 355. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. СПб., 1909. Т.1. С. 20. 356. Печерский Андрей. Старые годы. С. 128. 357. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. С. 876. 358. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 11. 359. Там же. С. 79. 360. Там же. С. 53. 361. Там же. С. 154. 362. Там же. С. 155. 363. Там же. С. 159-160. 364. Там же. С. 173. 365. Там же. С. 174. 366. Там же. С. 174-175. 367. Там же. С. 180. 368. Там же. С. 181. 369. Там же. С. 181. 370. Там же. С. 182. 371. Там же. С. 184-185. 372. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. СПб., 1909. Т.1. С. 5-6. 373. Там же. С. 6. 374. См.: Эткинд Л. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998. С. 631-674. 375. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. С. 223. 376. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. Т.1. С. 17. 377. Писарев Д.И. Сочинения. Т.1. М., 1955. С. 189. 378. Писемский А.Ф. Письма. М.-Л., 1936. С. 391-392. 379. Преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. С. 188. 380. См. там же. С. 144. 381. Достоевский Ф.М. Т.28, кн.1. С. 312. 382. Личный архив А.Н.Стрижева. 383. Зеньковский В.В., прот. История русской философии . Paris, 1989. С. 436. 384. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 152-153. 385. Булгаков С.Н. Соч. в двух томах. Т.2. М., 1993. С. 18. 386. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 337. 387. Ф.М.Достоевский и Православие. М., 1997. С. 67-68. 388. Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995. С. 361.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

349 Возможно, речь идет о «боярском послуживце» Илье, в иночестве Иринархе (Илинархе), бывшем слуге боярина Ивана Петровича Шуйского. 350 По-видимому, речь идет об Алферии Селивановиче Волынском, правнуке князя Д.М. Волынского-Боброка, прославившегося своими подвигами во время Куликовской битвы. 351 Начало – определенная последовательность молитв, которые предшествуют всякой службе, церковной, келейной и домашней. 352 Иисусова молитва – молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по милуя мя, грешного». 353 Иов – библейский персонаж, являющийся примером терпения и преданности Богу во всех постигших его несчастиях; за страдания он был возвышен и вознагражден Богом. Волосатик – тонкий волосообразный червь, проникающий в организм человека и вызывающий прободение внутренних органов, язвы и опухоли. 354 Иоанн Лествичник (ум. около 606) – христианский подвижник, 40 лет бывший отшельником, а затем выбранный братией настоятелем Синайского монастыря (отсюда прозвание «Синаит»). Известен как автор Лествицы райской, книги, где дается руководство монахам для восхождения по «лестнице» к духовному совершенству. Иоанн выделял 30 ступеней в процессе нравственного самосовершенствования, посвятив первую часть книги порокам, а вторую – добродетелям. Восхождение души человека к Богу, по Иоанну Лествичнику , начинается с отвержения «мира» и борьбы со «страстями». В Волоколамском патерике приводится цитата из 26 слова Лествицы (статья 200). 355 Ахмат (ум. 1481) с 1465 г. был ханом Большой Орды. В 1480 г. он предпринял поход на Русь в связи с отказом великого князя Ивана III платить ежегодную дань Орде. После неудачной попытки форсировать реку Угру и наступления, по сообщению Софийской Второй летописи, «мразов великих» монголо-татары не решились на ведение активных боевых действий против объединенного войска русских князей и отступили. «Стояние на Угре» и завершившийся неудачей поход Ахмата на Москву привели к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. 357 Анастасий (около 430–518) – император Восточной Римской империи, узурпатор, поддерживал монофизитов, вел войну с персами (502–505), подавил народные восстания в Константинополе (512) и во Фракии (515). Этот фрагмент Волоколамского патерика восходит к статье Хронографа редакции 1512 г., где рассказывается, что Анастасий увидел во сне «мужа страшна», который предрек ему сокращение жизни на 14 лет и поразил молнией. Спустя несколько дней после того, как был положен во гроб, Анастасий ожил, стал звать на помощь и кричать, чтобы открыли гроб. Этот эпизод введен Досифеем Топорковым и в составленную им редакцию Синайского патерика (глава 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

352 . Попов А. Н. Летописи великих князей литовских/Учен. зап. ОРЯС. 1854. Кн. 1. Отд. 3. С. 21–58. 353 . Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского II Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 14–16. 354 . Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского/Православный собеседник. 1861. Ч. 3. С. 467–472. 355 . Послание Епифания к преподобному Кириллу 1413 г./Публ. А. И. Никифорова/Там же. 1863. Ч. 3. С. 323–328/ 356 . Послания Всероссийского митрополита Киприана, доселе еще не изданные/Публ. А. С. Павлова /Там же. 1860. Ч. 2. С. 75–106. 357 . Поучение Петра митрополита/Памятники старинной русской литературы/Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под. ред. Н. Костомарова . СПб., 1862. Вып. 4. С. 186–188. 358 . Поучение святителя Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым Христианом/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1847. Ч. 5. С. 30–39. 359 . Поучение святого Петра, митрополита Киевского/Там же. 1844. Ч. 2. С. 85–90. 360 . Поучения Кирилла, епископа Ростовского/Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 244–258. 361 . Поучения Фотия, митрополита Киевского/Там же. 1860. Ч. 2. С. 453–473. Ч. 3. С. 97–112, 222–240, 357–366, 481–500; 1861. Ч. 2. С. 181–204. 362 . Правило Кирилла, митрополита Русского/Русские достопамятно-сти/ОИДР. 1815. Ч. 1. С. 104–124. 363 . Православие и русская народность в Литве/Христианское чтение. 1851. Ч. 1. С. 430–497. Ч. 2. С. 174–233 364 . Прение Лаврентия Зизания с игуменом Илиею/Летописи русской литературы и древностей/Изд. Н. Тихонравов. М., 1859. Т. 2. Кн. 4. Отд. 2. С. 80–100. 365 . Пролог. 366 . Пролог. М., 1641. 367 . Путешествие Исидора митрополита на Флорентийский Собор в 1436 г./Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 27–70. 368 . Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1844–1846.1 т.: в 4 кн. 369 . Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

413 В греч.: 15-го того же месяца память честнаго ( σεβασμας ). 414 В греч. еще стихи: «Не диво умрети мироспасительней ( κοσμοσωτειραν ) Девице ( κρην ), Мироздателю ( κοσμοπλαστου ) плотски умершу. Живет присно Богомати, аще и в надесять умре пятый». 415 В слав. ошибочно: «грядет». 416 βραβ ι ον — приз на играх (1 Кор. 9:24; Флп. 3:14), слав. «вравие», на полях «почесть». 417 Греч.: «однако, перестав убиваться, ...» 418 Греч. «хитоны». 419 Дионисий и Иерофей — епископы Афинские один за другим, Тимофей — еп. Ефесский. Все — ученики ап. Павла. 420 καθ ς γ σχιματσω τη κλνη — слав. «якоже аз украшу на одре». Богоматерь запрещает убирать Ее тело, намащать его, вообще касаться его. 421 πθ σις , слав. «изложение». 422 σστασις — состояние, устройство, прочность; ср. в 3-м литийном прошении. 423 Заключенного в скобки в греч. нет. 424 ποκατστη — был восстановлен, слав. «устрабися» (словацк. «страбити» — вылечивать). 425 παλλιον (­ лат. pallium) мантия. 426 ο τω δξαν ατοι ς πα σιν — слав, «тако явльшуся им всем». 427 «От Европийска града». Европа — город и область в древней Фракии. 428 Пролог. СПб, 1897, II, л. 351 об — 353. 429 Этим гласом поются стихиры на «Господи воззвах» во всю Страстную Седмицу. 430 Им поются стихиры на «Господи воззвах» Рождества Христова и Богоявления. 431 Им поются стиховные стихиры Троицкой вечерни. 432 См. Типикон под 1—14 августа. 433 Kellner, Heortologie, рр. 150—151. Древняя практика двукратного празднования Успения осталась только в Коптской и Абиссинской Церквах, вообще сохранивших, благодаря изолированности своего положения и жизни, много следов древнейшей богослужебной практики: в памятниках от XIV в. этих Церквей 16 января показано Успение, а 16 августа — «вознесение» Богоматери. 434 Baumstark A. Festbreyier und Kirschenjahr der syrischen iakobiten. Paderb., 1910, р. 271. Ныне у армян Успение («Вознесение») Богородицы празднуется в воскресенье между 12 и 18 августа (Nilles М. Kalendarium manual utriusque ecclesiae. Oeniponte, 1896, р. 1, 250).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

421 Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta. 2 vols. Romae, 1864–1868. Издание включает греческие канонические источники от т.н. Апостольских постановлений до Номоканона, обычно приписываемого Фотию. С учетом научного Введения и многочисленных примечаний и комментариев издание представляет собой весьма полную историю византийского права. 423 Грациан (иногда неверно именуемый Franciscus Gratianus, или Johannes Gratianus, или Giovanni Graziano; точные даты рождения и смерти неизвестны – предполагают, однако, что он умер ранее 3 Латеранского собора, созванного в 1179 г., может быть – около 1160 г.; личная информация о нем ограничивается тем фактом, что жил он в 12 в. и, возможно, был монахом, по ряду мнений – бенедиктинским, монастыря Камальдоли и монастыря Св. Феликса и Набора в Болонье; позднее стали полагать, что Грациан был братом Петра Ломбардского, автора Liber Sententiarum, «отца теологии», и Петра Коместора, автора Historia Scholastica, «отца библейской истории», и даже епископом; вся эта информация ныне опровергается), известный канонист из Болонского университета, с 11 в. являвшегося важным центром правовых и канонических исследований, составил (возможно, около 1151 г., но может быть и ранее) компиляцию, известную под названием Concordia discordantium сапопит, позднее названную просто Декретом Грациана. 424 С позиций развития католического учения о Церкви (экклезиологии) важную роль сыграл изданный после Тридентского собора трактат De ecclesia («О Церкви»), который стал своеобразным образцом для всех последующих экклезиологий – как западных, так и восточных. В этом трактате Церковь рассматривается только как сакрально-общественный институт; ее космический и эсхатологический характер, на котором сосредоточивается святоотеческая письменность, практически не обсуждается. Богословская концепция, изложенная в трактате, важна для осмысления Церкви как источника канонического права и объекта правоприменительной практики. 425 Среди них: Эльвирский (ок. 300 г.; помимо прочего, он впервые ввел канонически целибат для клириков), Карфагенские соборы 345–348 и 387–396 гг.; испанские соборы в Сарагосе в 380 г. и в Толедо в 400 г.; Галльские соборы 374, 394 и 401 гг. и Туринский собор 398 г.; Арелатские (314, 443, 451, между 452 и 454, 463, между 470 и 475, 524, 554, 813 гг.), Медиоланские (316, 346/347, 347/348, 355, между 374 и 378 гг., около 380, 390,451 гг. и др.), Ариминский (359–360 гг.), Аквилейский (381 г.), Равеннский (419 г.), Сирмийские, Аравсионские или Оранжские (441, 529–531 гг.) и ряд Римских (313, 325, 337, 340/341, 342, 349, 352/353, 357, 362, 364, 372/373, 377, 378, 381, 386, 393, 400, 406, 415, 430, 431, 449, 465, 484, 485, 487, 495, 531, 595, 600 гг. и др.) соборов, Капуанский (392 г.) и Римские (369, 375, 417, 418 гг.; Сикстовы синоды 432–440 гг.; синоды 499, 500 гг.; два синода 502 гг. и др.) синоды, соборы в Градо (между 577 и 586 гг.) и Марано (589/590 гг.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

492 Jugie Μ. La dispute des philosophes pa’iens avec les Péres de Nicée//EchOr. 1925. T.24. P. 403–410. 493 О влиянии Кирилла на позднейшую литературу см.: Сухомлинов Μ.И. (прим. 94). С. 336–349; Сперанский М.Н. Из истории (прим. 354). С. 25–28. 494 Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 174–179; Антоний (Вадковский) (прим. 26). С.315–326; Памятники (прим. 16). Т.З. С.283 и сл., 289 и сл.; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.804–811; Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Т.1. С. 304–312; Еремин И.П. (прим. 476). С.366; Гранстрем Е.Э. (прим. 357). Т.35. С.347 1), 353 31), 357 52), 361 71), 364 86). 495 Ключевский В.О. (прим. 272). С.52–58; Редков Н.Н. Преп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом. Смоленск, 1909. С.3–11. 496 Логика автора неясна. “Точки соприкосновения” с Житием Авраамия могли бы свидетельствовать в пользу авторства Ефрема (составителя Жития Авраамия), но никак не самого Авраамия. Совершенно непонятно, как включение текста в сборник XIV в. (Измарагд), говорящее, конечно, о его авторитетности, может быть аргументом для отнесения его к периоду жизни Авраамия. (А.Н.) 499 Издание отдельных частей см. выше, с. 174, об изданиях сочинений, приписываемых Кириллу Туровскому [пункт а/б′ Слово об исходе души (о небесных силах)]; компиляция XV в.: Розов А. Кирилла философа слово на собор архистратига Михаила//ЧОИДР. 1847. Т.8. С.ã-ка. См. об этом: Макарий (Булгаков) . О сочинениях митр, киевского Кирилла II//ИпоОРЯС. 1859/1860. Т.8. С. 162–182; Шевырев С.П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//Там же. С.326–330 (реплика на работу Макария); Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные стихи. Тула, 1879. С. 184–191; Антоний (Вадковский) (прим. 26). С.320–326; Макарий (Булгаков) , (прим. 21). Т.З. С.210 и сл.; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.806, 821; Вилинский С.Г. (прим. 494); Барац Г.Μ. Собрание (прим. 386). T.I/2. С.377–429; Philipp W. (прим. 419). S. 43–48; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol.l. Р. 169–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

594. О соборах Юго-Западной Руси XV–XVII веков. А.И. Покровский. 1906, III, 9, 108–151. 595. Комитет 4 апреля 1851 г. (Синодальный секретный цензурный комитет). А.Н. Котович. 1906, III, 10, 298–325. 596. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII столетий. Н.Ф. Каптерев. 1906, III, 10, 326–360; 11, 467–502; 12, 631–682. 597. «Заволжские старцы» в литературном решении спорных вопросов русской церковно-общественной жизни конца XV и XVI вв. Б.Г. Гречев. 1907, II, 7–8, 477–522. 598. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Н.Ф. Каптерев. а) Церковно-реформационное движение во время патриаршества Иосифа и его главные представители. 1908, I, 2, 309–338; 3, 456–505. б) Первые церковно-реформаторские действия патриарха Никона . 1908, II, 6, 176–220. в) Церковно-обрядовые реформы Никона. 1908, II, 7–8, 341–381; III, 10, 218–252. г) Борьба протопопа Иоанна Неронова с патриархом Никоном . 1909, I, 2, 196–233. д) Протопоп Аввакум, как противник церковной реформы патриарха Никона . 1909, I, 3, 384–408; 4, 509–539; II, 5, 1–31. е) Оставление Никоном патриаршей кафедры. 1909, II, 7–8, 353–390. ж) Критика церковной реформы Никона в литературных произведениях её первых противников. 1909, III, 9, 1–23; 10, 177–212. з) Отрицательное отношение к реформам Никона в среде православных. 1909, III, 11, 361–388. и) Царь Алексей Михайлович как устроитель церковных дел после удаления Никона. 1909, III, 12, 516–564. i) Отношение между властью государственной и церковной в древней Руси до патриаршества Никона. 1910, I, 1, 20–53; 2, 17 7–215. к) Патриарх Никон – великий государь. 1910, I, 4, 495–528; II, 5, 1–23. л) Священство выше царства. 1910, II, 6, 264–294. м) Прения в соборе 1667 года между русскими и греческими иерархами о власти царской и патриаршей и решение этого вопроса. 1910, II, 7–8, 384–414; III, 9, 1–17. н) Участие греков в деле патриарха Никона . 1910, III, 10, 282–313; 11, 395–430. —54— o) Приезд в Москву восточных патриархов и соборное осуждение Никона, 1910, III, 12, 599–622; 1911, I, 1, 43–62.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010