Гиппиус Татьяна Николаевна (Тата) (1877–1957), сестра З. Н. Гиппиус 430—432 Гитлер (наст. фам. Шикльгрубер) Адольф (1889–1945) 433, 454 Гладков Федор Васильевич (1883–1958), писатель 355, 380 Глотова Анна Ивановна, приятельница М. М. Пришвина 65 Гоголь (Гоголь-Яновский) Николай Васильевич (1809–1852), писатель 10, 350, 367, 393, 427, 435, 445 Голикова Анна Харлампиевна (Жучка), знакомая М. М. Пришвина по Ельцу 62 Голофеев, однокашник М. М. Пришвина по елецкой гимназии 23—24 Голубкина Анна Семеновна (1864–1927), скульптор 470 Гончаров Иван Александрович (1812–1891), писатель 91, 216 Горбачев Василий Александрович (1870–1906), студент Рижского политехникума, политический ссыльный 58 Горбов Дмитрий Александрович (1894–1967), литературовед 513 Горнфельд Аркадий Григорьевич (1867–1941), литературовед 355 Городецкий Сергей Митрофанович (1884–1967), поэт 115 Горшков Иван Никитич (1888–1961), председатель Елецкого уездного комитета РКП(б) 176 Горький Максим (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868–1936), писатель, общественный деятель 12, 39, 45, 48, 53, 71, 74–75, 86, 102–103, 107, 113–114, 118, 120, 130, 137, 146, 159, 165, 202, 208, 224, 231, 237, 247–248, 267–268, 272, 284, 293–296, 308, 331, 334, 337, 341–342, 345, 350, 353, 356, 360, 365, 372–373, 375, 378, 384, 426, 487, 507, 526—527 Горячев Павел, прапорщик, знакомый С. В. Ефимовой 185 Греч Николай Иванович (1787–1867), литератор 161 Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829), писатель и дипломат 476 Григорьев Михаил Степанович (1890—?), литературовед 308–311, 513, 529 Григорьева, жена писателя Сергея Тимофеевича Григорьева (наст. фамилия Григорьев-Петрашкин) (1875–1953) 47 Грин (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880–1932), писатель 208 Гришунин Андрей Леопольдович (р. 1921), литературовед 63, 497—498 Громов Михаил Михайлович (1899–1985), летчик 379 Гронский Иван Михайлович (1894–1985), литературно-партийный деятель 331 Гумилев Николай Степанович (1886–1921), поэт 74 Давыдов Константин Николаевич (1877–1960), ученый, зоолог-морфинист и эмбриолог 88, 103, 125, 129

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

«Жертвой Ватикана» стал товарищ Владимира Буковского по сумасшедшему дому (середина 1960-х годов) Это был французский коммунист, по происхождению румын, который прожил более десяти лет в Марселе, а потом приехал в Советский Союз, чтобы посмотреть, что представляет собой коммунизм на практике. Он поступил в Молдавии на обувную фабрику и там долго работал. Ему не понравилось, что рабочие обувной фабрики, да и всей обувной промышленности, получают так мало денег. Он предложил своим коллегам по работе бороться за лучшую зарплату. Они объявили забастовку, и он был арестован и признан невменяемым. В больнице он долго не мог понять, что с ним произошло. Что означают такие действия коммунистов? Для него коммунизм и борьба рабочих за лучшую жизнь – это примерно одно и то же. Ему это было непонятно. Под конец его пребывания он стал сходить с ума по-настоящему, потому что уверял всех, что в советском правительстве действует рука Ватикана 651 . ... При монашеском постриге в Крестовой церкви митрополичьей резиденции в Серебряном Бору владыка нарёк меня Августином (в честь блаженного Августина , епископа Иппонского (353–430). К своему удивлению, я не нашёл его имени в православном церковном календаре и сказал об этом святителю. Владыка проверил, и точно! Видимо, в Издательском отделе перестарались «ревнители благочестия»: убрали западного святого из православных святцев. Ведь не случайно он у нас всего лишь «блаженный» – до святого «не дотягивает». А между тем это имя носили такие выдающиеся деятели Русской православной Церкви, как Августин (Виноградский ; 1766–1819), архиепископ Московский; Августин (Сахаров; 1768–1841), епископ Оренбургский; Августин (Гуляницкий ; сконч. 1892), епископ Екатеринославский и другие. – Так значит, нет? Будет! Митрополичий звонок в Издательский отдел, и в очередном календаре блаженный Августин был «реабилитирован». Издательский отдел и сегодня стоит «на страже». 2005 г., 625-летие Куликовской битвы. И вот, председатель Издательского совета Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев заявляет, что «погубить православную веру» в 1380 г. хотели... генуэзские наёмники Мамая, выходцы из католической Западной Европы. А Пересвет, как выясняется, сражался на Куликовом поле с буддийским монахом Челубеем, владевшим восточными боевыми искусствами... 652 о. Михаил Арранц

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Константине действительное историческое лицо, предполагают, что под этим христианским именем скрывается Ярославль Святославич († 1129); но из сказания Даниила Паломника известно, что христианское имя этого князя было Панкратий. 428 Волокол. сб. в Моск. дух. ак. 515, л. 424 и след «Лета 7032, марта во 2 день, пытал кн. Юрьи Иванович Стретенские старицы Ефросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преп. Макария чудотворца, от каковых родителей родися, и каково бысть житие его. И старица Евфросиниа сказывает: помнила маму его, которая его кормила, а звали ее Еуфимьею, а жила 106 лет. Начало жития Макаръева сице бысть» и т. д. Житие Макария в макар. ч. мин.. март, стр. 789, синод, сб. 555, л. 608, волокол. сб. Моск. д. ак. N° 632, л. 136, сб. Тр. Серг. л. 692, л. 463. Первый из этих списков отличается от других некоторыми вариантами и пропусками: нет статьи о первых учениках Макария Маркелле и Сергие; чудес по обретении 16, в других 90. 430 Из повторенного в этом описании перечня чудес видно, что оно составлено между 1539 годом, которым помечено одно из последних чудес, и 1548, к которому относится список его в волокол. сб. Моск. епарх. библ. 648, л, 118. Нач.: «Присно убо человеколюбие Божие проповедати должны есмы». Этот сборник писан в 1548 году «замышлением» Е. И. Воронцовой, как сказано в приписке. 431 Сб. Тр. Серг. л. 692, л. 488; 802, л. 17. Нач.: «Се ныне время благоприятно». В заключительной статье «О списателе чудесем по преставлении пр. Макария», сказав, что он описал чудеса но просьбе колязинских иноков Серапиона и Филарета, автор продолжает «И ваших прежних тетратей никакоже не повредих, не почернил нигдеже, ни имени не пременил в чудесех, но паче распространил и речи пременил удоб приятен вид». 432 Сп. XVI века. Унд. 367. Нач.: «Лепо же ми в настоящем плетении глагол». Ср.: Прав. Собес. 1859, ч. II, 353 и 510, также ж. Иосифа, соч. неизвестным и изд. г. Невоструевым, стр. 39. Догадка арх. Филарета, что житие Серапиона написано учеником ею Иаковом, не поддерживается ни выражениями жития об Иакове, ни временем сочинений, которыми пользовался биограф (Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не будем почитать богатство великим благом: великое благо – не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие ( 36, 38 ). Станем презирать имущество, чтобы не презрел нас Христос, станем пренебрегать богатством, чтобы приобрести (истинное богатство). Если мы будем беречь его здесь, то, несомненно, погубим и здесь, и там, а если будем раздавать его со многою щедростью, то в той и другой жизни насладимся великим благополучием. Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 556 ). ЛЮБОСТЯЖАНИЕ «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело. Преподобный Антоний Великий ( 66, 82 ). Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства ( 6, 353 ). В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем. Святитель Василий Великий ( 8, 201 ). Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть ( 17, 444 ). Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду ( 17, 301 ). ...Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего. Святитель Григорий Нисский ( 18, 430 ). При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь... ( 27, 367 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Несторию (Ep. 4), в к-ром все присутствовавшие епископы признали полное согласие с «верой 318 отцов» (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 12-31; ДВС. Т. 1. С. 222-238). Прочитанное вслед за тем ответное послание Нестория было сочтено «чуждым православной вере» и вызвало единодушное негодование отцов Собора, требовавших анафематствовать его и его сторонников (Ibid. P. 31-36; Там же. С. 238-243). Были оглашены направленные Несторию в дек. 430 г. ультимативные послания свт. Келестина и К. ( Cyr. Alex. Ep. 17); выслушаны свидетельства прп. Акакия Мелитинского и Феодота Анкирского, подтвердивших, что Несторий так и не отступил от своих взглядов, проповедуя их и в Эфесе; представлен подготовленный К. святоотеческий флорилегий; наконец, было зачитано послание еп. Капреола Карфагенского с просьбой к отцам Собора хранить древнюю веру Церкви. Решение было единодушным: 197 епископов подписались под приговором с осуждением и низложением Нестория (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 54-64; ДВС. Т. 1. С. 260-265). Адресованный императору протест его сторонников подписали только 10 чел. (Ibid. Vol. 1(5). P. 13-15). С начала Собора сторонники К. терпели стеснение от Кандидиана, к-рый препятствовал их связи с К-полем, в то время как его агенты имели возможность передавать императору сведения о Соборе в превратном виде. Тогда некий преданный К. «нищий», предположительно отождествляемый с аввой Виктором, архимандритом тавеннисиотских монастырей, спрятав копии соборных документов в тростниковый посох и миновав кордоны Кандидиана, доставил их в столицу. После этого прп. Далматий возглавил шествие иноков всех обителей К-поля и представил императору постановление Собора о низложении Нестория ( Лященко. 1913. C. 394-397). Вместе с тем в пользу Нестория в столице активно действовал комит Ириней, к-рый прибыл сюда «спустя три дня после предупредивших его египтян» с определениями «соборика», убеждая императора в правоте «восточных» ( Irenaei Ep. ad Orientales//ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 135-136; ДВС. Т. 1. С. 351-353).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

О его главном труде «Вульгате» сказано выше. В области истории Иероним перевел на латинский язык «Хронику» Евсевия. Написал он «Каталог о знаменитых мужах», в котором тоже, главным образом на основании истории Евсевия, представил в последовательном изложении обзор всей христианской литературы, закончив 14 годом правления имп. Феодосия младшего. Блаженный Августин , епископ Иппонский (353–430). Сын язычника Патриция и благочестивой христианки Моники. От матери он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам, обратился в христианство. Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное образование на своей родине (в Тагасте, в Нумидии), его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его на 16 году, в Карфаген, где он учился три года. Творение Цицерона пробудило в нем любовь к истине. Но сначала его не удовлетворило чтение Библии , как позднее и разные философские и религиозные школы. Одно время он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене, но как учитель особенного успеха не имел. Все же префект Римский отправил его в Медиолан в качестве преподавателя. Так и произошел у него перелом, под влиянием Святителя Амвросия. Став в 395 г. епископом, Августин вел неустанную борьбу против разных ересей. Под его ударами пали манихеяне и донатисты, пелагиане и полу-пелагиане. Творения, составленные им в разгар этих споров, принесли ему бессмертие и дали тон и направление всему последующему богословию западной Церкви. Особенно замечательны два его произведения: «Исповедь», в которой он в высшей степени смиренно и откровенно, с полным признанием всех своих греховных увлечений, обозревает жизнь до самого своего обращения. Таким образом, эта книга в одно и то же время представляет собой и источник глубокого религиозного назидания, и самую надежную автобиографию. Другим важным творением является «О граде Божием». Блаж. Авгутин один из учителей вселенской Церкви, которого почитают все христианские исповедания. Он был также и величайшим проповедником, который быстро составлял свои проповеди. Конечно, над многими из них он работал предварительно. Но еще большее число их явились плодом мгновенного вдохновения. Он не был таким ученым, как блаж. Иероним, так как не знал еврейского языка и слабо знал греческий, но у него было более глубокое духовное понимание св. Писания, чем у кого либо из западных учителей Церкви. Замечателен он был своей решимостью в защиту истины, бесстрашием при этом и возвышенным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Память 29 июня/1 2 июля. 15 Илия (IX в. до Р.Х.) пророк, восхищенный Богом на небо; поборник Бога и угнетенных (евр. – Господь есть мой Бог), свидетель Божий у язычников и предтеча Дня Господня. Память 20 июля/2 августа. 17 Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) подверг критике все существовавшие до него доказательства бытия Божия, но при этом предложил новое, «нравственное» доказательство Его существования (См.: «Критика чистого разума»). 18 Геккель Эрнст (1834–1919), немецкий биолог и философ, активный борец с религией, сторонник закрытия храмов. В своей книге «Мировые загадки» выступал против особости человека в мире («человек есть общественное позвоночное животное», мелкий организм в масштабе Вселенной и среди всех живых форм планеты, не более ценный, чем гидра) и против всех основных религий. Изучению природы по Геккелю мешало христианство. 22 «Моральным междуцарствием» Ницше называет состояние духовно-нравственного разброда в эпохи, предшествующие утверждению новых ценностей («Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»), когда человеку надлежит руководствоваться собственным разумом, вкусами и дарованиями, стать «собственным царем» (Там же) и «богом» («Так говорил Заратустра»). 45 Августин (353–430), блаж., знаменитый учитель Церкви IV в., оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на Западе. 55 Пословица «Душа душу чует, а сердце сердцу весть подает», вошедшая в название популярной при жизни автора книги Т.Фонтане (1819–1898) «Пути-перепутья. Госпожа Женни Трайбель, или Сердце сердцу весть подает». 72 Моисей (евр. Моше – взятый из воды), (XIII в. до Р.Х.), пророк, призванный Богом с целью освобождения еврейского народа из египетского плена и введения его в обетованную землю. Моисей дал евреям законодательство, которое легло в основу жизни еврейского народа. Согласно традиции, Моисей написал Пятикнижие. 82 Исайя (765–701? до Р.Х.), (евр. спасение Господне), пророк, который ревновал о поднятии религиозно-нравственного сознания еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Св. Кирилл и Феодорит не выходили от известной точки, но направлялись к ней, и потому двигались не по прямой и не по параллелям, а под углом, что неизбежно заставило их сойтись при пересечении избранных ими путей. Так явились «уния» и потом Халкидонский собор, при чем вся предшествующая этим важнейшим историческим моментам эпоха представляет собою ничто иное, как взаимное сближение Александрии и «Востока». Эту мысль ясно выражал и св. Кирилл, укорявший своего оппонента в недопонимании 351 ; ее же раз­деляли и древние писатели, напр. Факунд Гермианский, видевший причину разногласия в недоразумении 352 . – Итак, Александрийский епископ провозгла­шал единую ипостась Господа, ниспровергая Нестория, Феодорит защищал два естества в одном Христе, пророчески предвидя будущего опасного врага в духе и силе Аполлинария. В ожидании подобной беды Киррский пастырь клонил, чрез раскрытие понятия двойства, своего противника к полному и всестороннему созерцанию воплотившегося Бога-Слова, но для осуществления его желаний необходимо было очистить горизонт от грозо­вых туч, победить Нестория в смелой и решительной борьбе, чтобы можно было без колебаний принять православное δο φσεις ν ν Χριστ. Отсюда понятно, почему прошло не мало времени, прежде чем от избытка духовного восторга св. Кирилл начал призывать небо и землю к участию в великой радости. Ни сам он, ни Феодорит не хотели теперь подать друг другу руку примирения и сблизиться на нейтральной почве, а обоюдное подозрение в ереси обостряло отношения. Между тем Константинопольское движение получало все более и более резкий характер и наконец события осложнились настолько, что «Восток» должен был оставить литературную полемику и столкнуться с св. Кириллом на Все­ленском Соборе, которого желали обе враждующие партии. 18-го ноября 430 года был обнародован императорский указ, строго предписывавший митрополитам всего христианского мира прибыть в Эфес к имеющему быть дню Пятидесятницы 353 . К назначенному сроку Иоанн Антиохийский отправился в указанный город с небольшим числом представителей от Сирийских церквей; между ними был и Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010