См.: Зеленогорский М.[Л.] Жизнь и деятельность... С. 290–291; Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории... С. 73; Политические деятели России 1917: Биографический словарь/Гл. ред. П.В. Волобуев. М., 1993. С. 196. 429 См. о петроградском судебном процессе 1922 г.: Судебные процессы. Процесс Петроградского духовенства (митр[ополита] Вениаминова (! – С.П.) и др.) в связи с изъятием ценностей//Революция и церковь . 1923. 1–3. С. 65–102; Красиков П.А. На церковном фронте (1918–1923). М., 1923. С. 283–301; Судебные речи советских обвинителей. М., 1965. С. 70–83; «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории... С. 193–205; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 298–303; РПЦ в советское время. С. 174–179; АК II. С. 253–269, 274–306; а также: Шкаровский М.В. Петербургская епархия... С. 65–69; История Русской Православной Церкви... С. 177–179; Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 145–150; Протоиерей В. Цыпин . История Русской церкви... С. 86–90; Нежный А.И. Допрос Патриарха. М., 1997. С. 41–230 (документальная повесть «Плач по Вениамину»); и др. 430 ГАРФ. Ф. А 353. Оп. 4. Д. 382. Л. 128–137; Судебные процессы... С. 97–101; АК II. С. 274–284. В современных работах по истории Русской церкви в XX в. можно встретить различные версии имен осужденных, их профессиональной принадлежности, времени проведения процесса, количества приговоренных к смерти. Так, например, Н.А. Кривова считает, что профессор Д.Ф. Огнев (у исследовательницы – М.Ф. Огнев) был еще и протоиереем. См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 149. В двух работах протоиерея В. Цыпина , указанных ниже, этот осужденный профессор фигурирует то как М.Ф. Огнев, то как Н.Ф. Огнев. Помимо Огнева, в первой книге о. В. Цыпина искажены инициалы имен и отчеств и других приговоренных к смерти: Богоявленского, Елачича, Ковшарова, Новицкого, причем последний называется то протоиереем, то профессором. Всего же приговоренных к высшей мере наказания, по подсчетам о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. Т. II, с. 441. Там же. Т. II, с. 446. Там же. Т. II, с. 455. Против ересей. Книга 1. Гл. 6/3; гл. 13/7. Апостольское предание. Гл. 3. Письмо к Юбаяну. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 427. Письмо к клиру. Гл. 2. Цит. по: А.Л. Катанский . Догматическое учение о семи церковных таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 351. Письмо к народу. Гл. 2. Цит. по: Там же. С. 352. Письмо к Корнилию. Гл. 1–2. Цит. по: Там же. С. 356. Письмо к клиру. Гл. 1. Цит. по: Там же. С. 353. Письмо к Киприану епископа Фирмилиана. Цит. по: Там же. С. 87. О молитве. Гл. 28. Цит. по: В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 90. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 435–436. Слово о священстве. Цит. по: Библ. и святоот. учение о сущности священства. С. 137. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 427–428. О священстве. III/4–6. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 428–429. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 34/3. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 438. Там же. Т. II, с. 468. Против Новата. Цит. по: Там же. Т. II, с. 427. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 429. Амвросий Медиоланский . О покаянии. Кн. 1, гл. 2. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 430. Homil. in eos. qui alios acerbius judicant, in Opp. V. II. р. 137 Morel. Откуда всё это появилось? Гл. «Исповедь». Там же. Гл. «Хронология». Не смущайся. Гл. «О таинстве исповеди». Глава 17. О Таинстве Елеопомазания В православно-протестантском противостоянии вопрос о елеопомазании или же соборовании 614 находится по большому счёту на периферии – он никогда не привлекал к себе такого внимания, как вопросы Крещения, детокрещения, Евхаристии, иконопочитания, почитания святых и молитв к ним, почитания мощей и пр. Тем не менее, и здесь есть очевидное несогласие между сторонами, поскольку большинство протестантов не просто не признают Елеопомазания Таинством (в чём нет ничего особенного, поскольку они пять из семи Таинств Церкви отвергают, да и оставшиеся два также, чаще всего, не считают и не называют таинствами, о чём говорилось во введении ко II части), но и не совершают какого бы то ни было помазания елеем в каком бы то ни было качестве 615 . Следовательно, моя задача показать библейские и исторические основания для совершения елеопомазания, и объяснить, почему оно считается Таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Франция — 204, 290, 315 Фридрих Вильгельм III — 324 Фролов-Багреев, Александр Алексеевич — 222, 445 Фусс — 37 Харьков — 368 Хвостов, Дмитрий Иванович — 260, 460 Хиджеу, А. Ф. — 321 („земляка нашего“), 480 Хилков, Иван Михайлович — 114, 413 Хилкова, Надежда Дмитриевна — 411-413 Хилкова, Прасковья Ивановна — 107 („княжна“), 411 Хмельницкий, Богдан (Зиновий) Михайлович — 299, 407, 474 Ходаревская, Катерина Ивановна — 168, 171, 181, 231, 244, 251, 258, 262, 265, 266, 268, 272 273, 275, 276, 286, 314, 316, 334, 363, 372–374, 426, 453, 462, 497 „Ходить гарбуз по городу“ — 356, 492 Хозрев-Мирза — 199 Художники — 179, 249 Царское село — 200–202, 206, 214, 338, 434, 435, 437 Цензурный комитет — 206 Цертелев, Николай Андреевич — 320, 480 Цых, Владимир Францевич — 307, 319, 322, 325, 476 Цюревский, Петр Федорович — 196 („Цуревский“), 432 Цявловский, Мстислав Александрович — 482 Чаговец, Всеволод Андреевич — 388, 414, 483 Чекиев, Федор Иванович — 33, 389 Человеколюбивое общество — 364 Чернигов — 137, 400 Черныш, Василий Иванович — 104, 105, 118, 199, 213, 217, 262 („папеньке“), 265, 268, 270, 295, 330, 334, 352, 373, 410, 442, 460 Черныш, Татьяна Ивановна — 199, 262 („маминьке“), 295, 334, 372, 373, 497 Чернышевский, Николай Гаврилович — 435 Чихмарев — 108 Шамшевы — 184, 427, 428 Шан-Гирей, Аркадий Павлович — 472 Шапалинский, Казимир Варфоломеевич — 63 („профессор“), 65, 66, 77, 79, 81, 100, 400, 401, 403, 409 Шаржинский, Семен Данилович — 332 („прелюбезнейший человек“), 338, 482 Шафонский, Афанасий — 299, 474 Швейцария — 315 Шверин, Густав Адольфович — 364, 393 Швеция — 161, 315 Шевляков, Михаил Викторович — 393, 408 Шевырев, Борис Степанович — 490 Шевырев, Степан Петрович — 353–355, 444, 449, 458, 489, 490–491 Шенрок, Владимир Иванович — 387, 388, 391–393, 396, 398, 399, 402, 406, 407, 409–411, 413, 415–418, 420, 422, 428, 430, 432–435, 437, 443, 445, 447, 451, 453, 454, 456, 457, 460, 462, 465, 476, 479, 481, 487–489, 491, 493 Шереметев (Шереметьев), Дмитрий Николаевич — 198 Шибуев, Василий Козмич — 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Историко-догматическое исследование. Сергиев Посад, 1908. Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. Творения святого Епифания Кипрского . Ч. 5. М., 1882. Arianism after Arius. Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Conflict/Ed. M. Barnes, D. Williams. Edinburgh, 1993. Bardy G. L’Heritage Litteraire D’Aetius//Revue D’Histoire Ec-clesiastique. 24, 1928. Pp. 809–827. Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Prieur J. – M. Aece selon l’histoire ecclesiastique de Philostorge//Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 85:4, 2005. Pp. 529–552. Simonetti M. La crisi ariana nei IV secolo. Roma, 1975. Wickham L. The Syntagmation of Aetius the Anomean//The Journal of Theological Studies. 19, 1968. Pp. 532–568. Евномий Бирюков A• С. Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих)//Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). Бирюков А. С. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский //Вестник РХГА. 8:2, 2007. Несмелое В. Догматическая система святого Григория Нисского . Казань, 1887. Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Историко-догматическое исследование. Сергиев Посад, 1908. Самуилов В. История арианства на латинском Запале (353–430). СПб., 1890. Arianism after Arius. Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Conflict/Ed. M. Barnes, D. Williams. Edinburgh, 1993. Barnes М. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssä Two traditions of Transcendental Causality//Vigiliae Christianae. 52, 1998. Cavalcanti E. Studi Eunomiani. Roma, 1976. (Orientalia Christiana Analecta 202). Dams Th. La controverse Eunomeenne. Paris, 1952. Eunomius. The Extant Works/Text and transl. by R. Vaggione. Oxford, 1987. Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. Т. II. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Narvaja J. Teologia у piedad en la obra de Eunomio de Cízico. Rome, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

409. Ер 1.327–333 410. Ер 1.351–361 411. Ер 1.362–374. 412. Ер 1.387–390. 413. Ер 1.427–432 414. Ер 1.433–442 415. Ер 1.452–456. 416. Hymn 55.38–51. 417. Eth 2.7.260–266. 418. Eth 7.1–6. 419. Eth 2.7.291–294. 420. Eth 13.175–178. 421. Eth 10.188–192. 422. Ер 4.49–53. 423. Cat 2.139–152. 424. Eth 1.12.173–183 425. Hymn 15.250–261. 426. Eth 10.430–448. 427. Eth 10.114–118. 428. Hymn 55.28–51. 429. Сар 1.35. 430. Сар 1.36 431. Сар 3.45. 432. Eth 7.385–387 433. Cat 24.109–121 434. Диадох Фотикийский. Сто глав о духовном совершенстве. Глава 60 и 73. 435. Пр. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 7. (P. G. 88.801–818). 436. Eth 13.236–250. 437. Euch 2.13–18. 438. Euch 2.187–189. 439. Euch 2.216–218. 440. Hymn 55.144–148. 441. См. примечание 2 к настоящей главе. 442. Сар 3.65. 443. Сар 3.66. 444. Сар 3.67. 445. Сар 3.68. 446. Сар 3.69. 447. Hymn 27.18–27. 448. Hymn 27.49–56. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 20. 449. Hymn 27.57–62. 450. Hymn 27.64–67. 451. Hymn 27.73–81. 452. Hymn 41.240–242. 453. Hymn 41.246–248 454. Hymn 41.249–256. 455. Hymn 41.267–272. 456. Eth 7.263–272. 457. Hymn 43.9–17 458. Cat 3.206–211 459. Cat 3.211–225 460. Cat 4.13–14. 461. См. Часть I. Неистовый ревнитель. 462. Cat 9.92–107. 463. Cat 9.107–116. 464. Cat 9.196–213. 465. Cat 9.120–127. 466. Cat 9.275–279. 467. Cat 2.107–120. 468. Cat 5.594–632. 469. Hymn 58.34–63. 470. Cat 2.324–334. 471. Euch 1.28–47. 472. Euch 1.66–69. 473. Cat 8.93–104. 474. Eth 3.193–195. 475. Eth 3.543. 476. Eth 4.607. 477. Eth 5.1–12. 478. Eth 5.61–73. 479. Eth 5.339–342. 480. Eth 5.505–507. 481. Eth 5.511. 482. Eth 7.353–355 483. Eth 7.453–458. 484. Eth 7.474–480. 485. Eth 9.364–375. 486. Eth 10.478–480. 487. Eth 10.501–513. 488. Eth 10.912–913. 489. Eth 10.918–922. 490. Сар 1.85. 491. Сар 1.85. 492. Theol 1.420–429. 493. Theol 1.434–444. 494. Eth 1.12.1–11. 495. Eth 12.1–8. 496. Eth 9.41–46. 497. Eth 5.431–435. 498. Eth 4.242–243. 499. Eth 7.427–432. 500. Eth 10.361–363. 501. Cat 24.7–14. 502. Cat 24.16–23. 503. Cat 24.41–51.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Августина под названием De catechizandis rudibus (Об оглашении непросвещенных) – Migne, t. 40, col. 309–348, – которое было написано Августином в 400-м году (или, может быть, позднее) – Migne, t. 47, col. 27. Bardenhewer, op. cit. S. 430 – по просьбе карфагенского диакона Деограция – De catechiz. rud. с. 1, n. 1. Migne, t. 40, col. 309 cnfr. Retract. II, 14 – и представляет собою первый опыт построения «теории христианской катехетики». Bardenhewer, op. cit., S. 430. Nirschl, op. cit S. 464. Наряду с другими выше рассмотренными уже сочинениями Августина катехизического характера, и это его произведение содержит в себе некоторые данные, освещающие церковно-догматическое учение бл. Августина о Боге. 126 Migne, t. 47, col. 26. Cp. Retract. II, IV, n. n. 1–2. Migne, t. 32, col. 631–632. Nirschl, op. cit. S. 459. Fessler-Jungmann, op. cit., pp. 353–355. 130 Migne, t. 47, col. 29. Fessler-Jungmann, op. cit. p. 361. Nirschl, op. cit. S. 460. Bardenhewer, op. cit. S. 427. 133 Nirschl, op. cit S. 459–460. Fessler-Jungmann, op. cit. pp. 358–359. Bardenhewer, op. cit. S. 427. 135 De Genesi ad litteram liber imperfectus. Migne, t.34, col. 219–246. Русс. пер. VII, 103–152. Ср. Migne, t. 47, col. 25. 136 De Genesi ad litteram libri XII. Migne, t. 34, col. 245–486. Русс. перев. VII, 153–296 и VIII, 1–315. Migne, t. 47, col. 27. Nirschl, op. cit., s. 459. – Fessler-Jungmann, op. cit, Pp. 356–357. Bardenhewer, op. cit., S. 427. 148 Ср. Гревс, цит. соч. стр. 135. – К этому же классу философских сочинений бл. Августина должны быть причислены и следующие его трактаты, частью более позднего происхождения: De immortalitate animae (О бессмертии души) – Migne, t. 32, col. 1021–1034; русс, пер. II, 299–326 (напис. в 387 г.). De quantitate animae (О количественности дyшu)–Migne, t. 32, col. 1033–1080; р. п. II, 327–418 (нап. в 388 г.). De Magistro (Об Учителе) – Migne, t. 32, col. 1193–1220; р. п. II, 419–473 (нап. в 389 г.) и неск. др. Читать далее Источник: Учение блаженного Августина, епископа Иппонского, о Святой Троице/П.И. Верещацкий. Казань, 1918. — 580 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кронеберг, Иван Яковлевич — 37 („Латинский лексикон“), 38, 390 Крылов, Иван Андреевич — 263, 406 Крылов, Александр Лукич — 494 Крым — 332, 365–369, 493-495 Кудрявцева, Софья Александровна — 134, 415 Кудрявцева, Софья Дмитриевна — 94 Кузьминский, Г. И. — 441 Кукольник, Василий Григорьевич — 389 Кукольник, Нестор Васильевич — 88, 99, 228 („Возвышенный“), 261, 279, 406, 407, 427, 446, 461 — „Торквато Тассо“ 228, 446 Кукольник, Платон Васильевич — 228, 446 Кулжинский, Иван Григорьевич — 406, 407 — „Малороссийская деревня“ 88 Кулиш, Пантелеймон Александрович — 228, 387, 389, 392, 396, 402, 408, 411–413, 416, 419, 420, 427, 430, 432, 434, 439, 441, 443, 445–447, 454–456, 462, 463, 465, 467, 468, 478, 481, 493, 499 „Кулябка“ — 275 Курдюмова, Клара — 99, 409 Курск — 242, 243, 453 Кушелев-Безбородко, Александр Григорьевич — 74 („ожидают графа“), 79 („граф“), 115 („графа ждут“), 127 („нашего графа“), 394, 403 Лавровский, Николай Алексеевич — 388, 392, 403 Ланг — 259, 460 Ландражен, Иван Яковлевич — 40, 223, 391, 403 Ланская, графиня — 199 Лаппо-Данилевский, Егор Львович — 213, 267, 272, 442 Ларий Трофимович, см. Трощинский, И. Т. Левашев, Василий Васильевич — 316, 332, 337, 478 Лейб-гвардии Измайловский полк — 184 Лейб-гвардии Конный полк — 184 Лемберг — 91 Леонтьев, Владимир Юрьевич — 258, 264, 460 Лепень (Лепен), домовладелец — 274, 278, 280, 353 Лермонтов, Михаил Юрьевич — 442 Лернер, Николай Осипович — 457 Ливен, Карл Андреевич — 290, 470 Лизогуб, Анна Васильевна — 388 Лизогуб, Семен Семенович — 388 Линниченко, Иван Андреевич — 453 „Литературная Газета“ — 429, 431, 434, 477 „Литературные прибавления к Русскому Инвалиду“ — 203, 430 „Литературный Музеум“ — 412 Литовская губерния (Виленская и Смоленская губернии) — 279 Ломикивский, Василий Яковлевич — 421 Лонгинов, Михаил Николаевич — 432, 447 Лонгинов, Николай Михайлович — 233, 364, 369, 432, 447, 448, 493, 496 Лондон — 302 Лопушевский, Антон Васильевич — 88 („Лопухайский“), 100, 103, 340, 407 Лорер, Николай Иванович — 393 Лубны — 217, 235, 396, 445

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1526 . Pattenden Ph. The editions of the «Pratum spirituale» of John Moschus//StPatr (Papers Presented to the 7 th International Conference on Patristic Studies held in Oxford in 1975. 1/Ed. Livingstone E. A.). B. 1984. 15. 15–19. 1527 . Pattenden Ph. Some remarks on the newly edited text of the Pratum of John Moschus//StPatr 1989. 18:2. 45–51. [Об изд., готовившемся к печати]. 1528 . Preuschen E. Moschus//Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3 Leipzig 1903. 13. 483–486. 1529 . Riccardo М. Tradizione orale е sviluppi narrativi nel Prato di Giovanni Mosco//BBGG 1984. 38. 3–18. 1530 . Rozemond K. Jean Mosch, patriarche de Jérusalem en exil (614–634)//ViC 1977. 31:1. 60–67. 1531 . Rozemond K. La lettre «De hymno trisagi» du Damascène, ou Jean Mosch, patriarche de Jérusalem//StPatr (Papers Presented to the 7 th International Conference on Patristic Studies held in Oxford in 1975. 1/Ed. Livingstone E. A. B.). 1984. 15. 108–111. 1532 . Sahas D. J. Saracens and Arabs in the Leimon of John Moschos// Βυζαντιακ. 1997. 17. 121–138. Максим Исповедник RF VII, 537–544 Прибл. 579–662, св. Один из наиболее известных святых отцов, весьма активно изучается совр. наукой. Литература, относящаяся к преп. Максиму, охватывает практически все сферы христ. жизни и мысли, и поэтому описана нами селективно, с учетом тематики наст. библиографии. Библиография 1533 . Deun P. van. Maxime le Confesseur. État de la question et bibliographie exhaustive//SEJG. 1998–1999. 38. 485–573. NN, темат. указ.]. 1534 . Gatti M. L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso/Introd. di Reale G. Milano 1987. 430, 4, ind. (Pubbl. del Centro di ric. di metafisica, Sezione del Platonismo. Studi e testi. 2) (423 NN). Des Places E.//Revue de Philologie. P. 1988. 62. 353–354; Ceresa-Gastaldo A.//Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1989. 41. 175; Nautin P.//BEG 1989. 102. 261; Haruengt A.//NRTh 1989. 111. 978–979, Larchet J.-C.//RHPhR 1989. 69. 352–353; et criticä Conte P.//Aev 1989. 63. 361–368; Deun P. van//Byz 1989. 59. 548–555.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

158 . Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. 159 . Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1892. 160 . Скворцев К. И. Философия Отцов и учителей Церкви в первые 3 века. Киев, 1868; 2003 2 . 161 . Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. 162 . Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1994. 163 . Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). М., 2005. 164 . Он же. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007. 165 . Он же. Иероним Стридонский : библеист, экзегет, теолог. М., 2010. 166 . Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. 167 . Aall A. Geschichte der Logosidee in der christlichen Literatur. Leipzig, 1899. 168 . Abramowski L. Dionys von Rom und Dionys von Alexandrien in den arianischen Streitigkeiten des 4. Jahrhunderts//Zeitschrift fur Kirchengeschichte 93 (1982). S. 240–272. 169 . Albrecht M. von. Geschichte der romischen Literatur: von Andronicus bis Boethius. Munchen, 1994; Munchen-New Providence-London, 1996 (рус. пер.: Фон Альбрехт М. История римской литературы: от Андроника до Боэция. I. М., 2002; II. М., 2004; III. М., 2005). 170 . Altaner B. Patrologie. Freiburg im Breisgau, Basel, Wien, 1978 . 171 . Amatucci A. G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. 172 . Aubin P. Plotin et le christianisme. Triade plotinienne et Trinite chretienne. Paris, 1992. 173 . Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth Century Trinitarian Theology. N. Y., 2004. 174 . Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. I-V. Freiburg, 1913–1932 2 . 175 . Bardy G. Litterature latine chretienne. Paris, 1929. 176 . Idem. Trinite//DTC. T. 15. Col. 1545–1855 . Paris, 1947. 177 . Barnes M. R The Fourth Century as Trinitarian Canon//Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community/Ed. L. Ayres, G. Jones. N. Y., 1998. P. 47–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

330-400), грек по происхождению. Его труд «Анналы» в 31 книге являлся продолжением «Истории» Тацита и охватывал события 96-378 гг. Сохранились лишь последние 18 книг с описанием событий 353-378 гг. Среди писателей IV-V вв. большим авторитетом пользовались авторы толковых словарей и комментаторы. В лат. поэзии IV-V вв. долго сохранялись языческие мотивы. Из числа поздних рим. поэтов известны Децим Магн Авсоний (310 - ок. 394; поэмы «Мозелла» и «Эфемерида»), Клавдий Клавдиан (рубеж IV и V вв.; поэма «Похищение Прозерпины»). Клавдий Рутилий Намациан (нач. V в.), уроженец Галлии, в поэме «О возвращении домой» воспел Рим, ставший отечеством для мн. народов. Еп. Соллий Модест Аполлинарий Сидоний (ок. 430-485) был автором стихов, писем и панегириков, интересных не столько как лит. произведения, сколько как источники для характеристики быта галло-рим. аристократии V в. и ее отношений с варварами. Квинт Аврелий Симмах (ок. 350-410), один из последних античных ораторов, был убежденным язычником, верным традиц. рим. ценностям; оставил после себя речи и письма, прекрасно отделанные стилистически, но чрезвычайно бедные по содержанию. В общественной и гос. жизни Рима изначально особое место занимала военная организация. Это обстоятельство решающим образом повлияло на формирование рим. полисной идеологии, отмеченной ярко выраженным чувством коллективизма наряду с твердым убеждением в исключительности судьбы Рима, призванного властвовать над всем миром. Почитание исконных римских богов с незапамятных времен входило в число традиц. ценностей общины, а культовая практика в Риме изначально приобрела коллективные формы. Во все времена для римлян человек, непричастный к священнодействиям (sacra) к.-н. коллектива, стоял как бы вне всяких общественных связей и казался поэтому презренным и опасным. Важную роль в процессе формирования рим. этнического самосознания и полисной идеологии сыграли такие святыни, как храм Юпитера на Капитолии и огонь Весты в круглом святилище рядом с жилищем царя (огонь и вода символизировали единство общины), хижина (строго говоря, 2 хижины: одна - на Капитолии, другая - на Палатине) и гробница основателя города и 1-го царя Ромула (ок.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010