3. В Посл. Кол. 2, 14 говорится ο И. Христе, что Он истребил еже на нас рукописание ученьми — χειργραφον τος δγμασιν, еже бе сопротивно нам, а в Еф 2, 15, что Он закон заповедей ученьми — τον νμον των ντολν ν δγμασι — упразднив. 4. Канонические книги Ветхого Завета, по еврейскому счислению, предполагающему соединение нескольких книг в одну, следующие: законоположительные (евр. tora) — 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ и 5) Второзаконие; исторические: 6) И. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) 1 и 2 Царств, 9) 3 и 4 Царств, 10) 1 и 2 Паралипоменон, 11) 1 Ездры и Неемии, 12) Есфирь; учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, 17) Песнь Песней; пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии с Плачем его и кн. Варуха, 20) Иезекииля, 21) Даниила и 22) Двенадцати малых пророков. Новозаветные канонические книги: законоположительные — четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; исторические — кн. Деяний ап.: учительные: семь соборных посланий и четырнадцать посланий ап. Павла; пророческая — Апокалипсис. 5. Богодухновенность Св. Писания состоит в том, что священные писатели все, что ни писали, писали по непосредственному возбуждению и наставлению Св. Духа, так что не только предохраняемы были Им от заблуждений, но и положительно получали откровение истины Божией, однако без насилия их естественных способностей; напротив, они являлись органами сообщения божественного откровения при полной сохранности всех своих сил и деятельном их проявлении, напр., в образе понимания и представления вещей, в плане своих произведений в выборе слов и выражений для мысли и пр. 6. Неканонические книги Ветхого Завета суть следующие. 1) Товит, 2) Юдифь, 3) Премудрость Соломона, 4) Премудрость Иисуса, сына Сирахова, 5–6) вторая и третья книги Ездры и 7–9) все три книги Маккавейские. Кроме того неканоническими признаются также следующие отделы в канонических книгах: молитва царя Манассии в конце 2-й кн Паралип., части кн. Есфирь, не помеченные стихами, последний Псалом (после 150), песнь трех отроков в 3 гл. кн. пр. Даниила и в той же книге история Сусанны (13 гл.) и Вила и дракона (14 гл.). С неканоническими книгами не должно смешивать т. н. апокрифические (сокровенные, от απκρυφος — сокрытый).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Так как далее – в злохудожную душу не внидет премудрость слова Божия, и душевен человек, т. е. ходящий по веку мира сего 43 , не приемлет, яже духа Божия 44 поскольку словесе Отца Небесного не имать, пребывающа в себе 45 ; то для успешного и спасительного чтения слова Божии нужна чистота и непорочность сердца, сопровождаемая святостию жизни. За всем тем, так как мы слабы по-всячески и можем похвалиться только о немощах своих, то свои усилия – испытать и уразуметь писания 46 – мы должны завершать теплою молитвою ко Господу, да отверзет нам ум разумети писания 47 , да созиждет в нас сердце чисто, сокрушенно и смиренно 48 , да поможет нашему неверию 49 , и да явит нам завет свой 50 . О книгах Священного Писания Ветхого Завета – в особенности. число и наименование книг Как ветхозаветная церковь , которой до пришествия Спасителя на землю вверена быша словеса Божия 51 , содержала в своем священном каноне двадцать две богодухновенных книги, так и Церковь Христианская, на основании постоянного своего предания, считала и считает столько же книг Ветхозаветного писания. Они суть следующие. Законоположительные: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ и 5) Второзаконие, Исторические: 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей с своим прибавлением – книгою Руфь, 8) Книги царств – первая и вторая, как две части одной книги, 9) Царств книги третья и четвертая. 10) Книга Паралипоменон – первая и вторая, 11) Книга Ездры, вторая часть которой, по греческому надписанию носит имя Неемии, 12) Есфирь. Учительные, 13) Книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст – Соломонов же, 17) Песнь-Песней Соломонова же. Пророческие: 18) Книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати пророков малых. Примечание. Кроме сих богодухновенных книг ветхозаветного канона, в Библии находятся еще девять следующих неканонических книг ветхозаветного канона; 1) «Книга Товит, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломона 4) Премудрость Иисуса сына Сирахова, 5) Вторая книга Ездры, 6) Третья книга Ездры. Книги Маккавейские, 7) Первая, 8) Вторая и 9) Третья. К этим книгам неканоническим относятся и некоторые места, находящиеся в книгах канонических (см. Введ. в Прав. Богосл. Макар 1847 г. стр. 481), – именно: а) Молитва Манассии, в конце 2-й кн. Паралипоменон, б) места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском, в книги Есфирь, в) Песнь трех отроков в 3–1 главе книги прор. Даниила, История о Сусанне в XIII-й, также о Виле и змие в XIV-й главах той же книги. Древность священных ветхозаветных книг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Амвросием Медиоланским (См. Амвросиево толкование на Евангелие Луки; выше это место было уже приводимо). Но особенно важно то, что действующая в разных судьбах веры и церкви причина, т. е. благодать, представляется в книге всегда прямо в своем существе, или в лице Самого Христа, подобно как в Новозаветном Апокалипсисе. Так, по 3-й книге Ездры, Христос Сын Божий является предметом противоборства Боговраждебных языков, которых Он и низлагает Своим всемогуществом, а избранных своих собирает к Себе, и притом так, что эти Его действия и не зримы чувственно и не исследимы сами по себе: И тогда открыется Сын мой... и будет, егда услышат вси языцы глас Его... И соберется во едино собрание множество бесчисленно, яко хотяще приити, и ополчитися на Него. Той же станет на верху горы Сиона... Той же Сын мой обличит, яже изобретоша языцы, нечестия ... и погубит их без трудности, по закону, иже огню подобен есть. A яко видел еси Его собирающаго к себе иное множество мирное: сии суть десять колен и проч. Якоже не можеши сия испытати, или знати, яже суть во глубине морстей: тако не может кийждо видети на земли Сына моего, или тех, иже с ним сутъ, токмо во время дне 3Ездр.13: 32–52 ). Здесь очевидно зрелище, подобное следующему апокалипсическому: и видех и се конь бел, и сидяй на нем.… нарицается имя Его Слово Божье той упасет (языки) жезлом железным.... И видех зверя и цари земныя и вои их собраны сотворити брань с Сидящим на коне ... И ятъ бысть зверь и лживый Пророк... жива ввержена в озеро огненное... А прочии оружием убиени быша и так далее ( 3Ездр.19:11. 20:4 ). – Вот и еще по 3 кн. Ездры Сам же Христос, прежде суда последнего, упраздняет какое-то насильственное преобладание над церковью: Яко же видел еси и льва, его же видел еси от леса возбудившася рыкающа и глаголюща ко орлу (разорившему жилище тех, иже плод творяху, т. е. верующих) и обличающа его ... Сей естъ Ветр (точнее по другим переводам, и по некоторым Латинским изданиям: «Unctus» а не «Ventus», т. е. «помазанник». Поставит бо их (подкрилия орла, преобладавшего над святыми) на суд живых: и будет, егда, обличитъ их, тогда накажет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

За то весьма определенные положения мы с детства заучиваем в Православном Катихизисе Преосвященного Филарета. «В. Сколько священных книг Ветхого Завета? – О. Св. Кирилл Иерусалимский , св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин считают их – 22, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке. См. Афан. посл. 39 о празд. Иоанна Дам. Богосл. кн. 4, гл. 17. В. Почему достойно внимания счисление евреев? О. Потому что, как говорит Ап. Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от ветхозаветной церкви Еврейской. Puм. III, 2 . В. Как-же исчисляют ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий? – О. Следующим образом: 1) книга Бытия... 6) книга Иисуса Навина, 7) Судей, и вместе с нею, как бы прибавление, кн. Руфь; 8) 1 и 2 кн. Царств, как две части одной книги; 9) 3 и 4 Царств, 10) 1 и 2 кн. Паралипоменон, 11) кн. Ездры 1, и вторая его-же, или, по греческому написанию, книга Неемии; 12) Есфирь; 13) кн. Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь Песней, его-же; 18) кн. пр. Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) кн. двенадцати пророков. – В. Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о кн. Премудрости с. Сираха и некоторых других? – О. Потому что их нет на еврейском языке. – В. Как должно принимать сии последнии книги? О. Афанасий В. говорит «они назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь ». Далее предлагается деление священных книг на 4 разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие 526 . В журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» за 1876 год, месяц май, помещена статья: «О книгах так называемых апокрифических. Из академических чтений Филарета митрополита Московского» с эпиграфом, характеризующим отношение преосвященного Филарета к неканоническим книгам: Вся права разумевающим и права обретающим разум ( Npumч. VIII, 9 ). В этой статье мы читаем следующие параграфы. § 1. Вступление. Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Хронист начинает с родословной, ведущей от Адама, и кончает формированием строя ветхозаветной Церкви при Ездре и Неемии (V b.). В основу книг Ездры-Неемии легли подлинные документы (в частности, записи самих Ездры и Неемии). Богословие книг то же, что и в Паралипоменоне (см. т. 1, §30). Их цель — показать становление народа Божия как религиозной Общины — Церкви. 2. Возвращение. Проповедь Второисайи и других ревнителей нового исхода пробудила у многих иудеев горячее желание вернуться на родину. Царь Кир дал им соответствующее разрешение, которое документально записано в 1 Ездр 1,2–4. Число репатриантов, указанное Кн. Ездры (более 42 тысяч), вероятно, охватывает всех , кто покинул Вавилон. Таких караванов за сто лет было пять. Первыми отправились бедняки, священники и энтузиасты, во главе с князем Шешбацаром (ок. 537 г.). Вслед за ним вышли переселенцы, ведомые другим князем — Зоровавелем. Радость возвращения, исполненного надежд, отражена в псалмах 65, 106, 123, 125, 128. Пс 125 начинается словами: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш — пения. Но суровая действительность оказалась настоящим испытанием веры. Вернувшиеся нашли страну в полном запустении. Они могли жить только в Иерусалиме и его окрестностях. Земли кругом были захвачены враждебными племенами. Временные жилища, голод, угроза со стороны соседей — все это поколебало малодушных. Но большинство жило надеждой: когда Храм будет восстановлен, Бог пошлет Свою помощь. Самаряне хотели участвовать в строительстве, но вожди народа, боясь нарушить чистоту веры, гордо отвергли их. 3. Второисайя в Иерусалиме (гл. 56–66). Великий пророк Плена вернулся с одной из первых волн репатриантов. Он видел, как люди пали духом, как знать не печется о благе народа, осуждал заблуждения тех, кто пытался сделать Общину недоступной для иноплеменников. Он сознавал себя предтечей Мессии-Служителя: Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня Благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, Проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. (61,1–2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5. К текстам 1-й группы – симеоновской школы X-XI вв. – относятся: Пятикнижие, кн. Иисуса Навина, кн. Судей, кн. Руфь, кн. Иова и 16 пророков. В Геннадиевской Библии текст переводов из Болгарии был подвергнут некоторой «русификации старого славянского языка», а, в основном, он древний, попавший в Новгород с XI в. 6. К текстам 2-й группы – симеоновской школы, но после XI в. – относятся: Евангелие, Апостол и Послания св. Апостолов. 7. К текстам 3-й группы, хоть и болгарской, но, по мнению Евсеева, сильно измененной или переписчиками, или правщиками, относятся следующие библейские книги кодекса 1499 г.: 1–4 кн. Царств, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и книга Иисуса сына Сирахова (может быть, и Апокалипсис). 8. В свод были включены (кроме текстов, переведенных с греческого) переводы с других языков – латинского и еврейского: это 1–2 кн. Паралипоменон, три книги Ездры, книги Неемии, Товит, Иудифи, Премудрость Соломона, 1–2 книги Маккавейские. Восполнены латинским переводом книги: Есфирь (10–16 главы), кн. прор. Иеремии (2:13–25:14; 46:1–52:4), кн. прор. Иезекииля (45–46 главы). 9. В некоторых книгах Св. Писания этого кодекса по Вульгате было произведено новое расположение глав (книга Притчей и книга Иисуса сына Сирахова). По латинской Библии проверен текст кн. Иисуса Навина. 10. В состав Геннадиевской Библии были также внесены предисловие и объяснительные статьи схоластического характера в переводе, частью с немецкой Библии, частью с латинской Вульгаты. 11. Часть книги Есфирь (1–9 главы) переведена с еврейского. 12. Составителями и переводчиками Геннадиевского кодекса 1499 года являлась целая группа сотрудников, во главе которых стоял свт. Геннадий; группу переписчиков возглавлял архидьякон Герасим (Поповка) 382 , а переписчиками были «дьяки»: Василий Ерусалимский, Гридя Исповедницкий, Климент Архангельский 383 . Переводчиками предисловий и пояснительных статей были, «по-видимому», Дмитрий, «брат» Герасимов (1465–1530) 384 , и «толмач» Власий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Третью книгу древние латинские издания библии приписывают первосвящ. Симону II-мy, который жил в период времени от 233–177 г. до P. Хр., но это предположение основывается только на современности Симону описываемых событий. Цель написания книг – продолжить историю дивного промысла Божия о народе Еврейском после Персидского владения и показать образцы веры и преданности законам отечественным избранных Израильтян. Краткое обозрение содержания. 1-я кн. повествует о гонении на иудейскую религию Антиоха Епифана и восстании священника Маттафии и о подвигах его сыновей. 2-я кн. содержит подробное изложение событий времен Иуды Маккавея. 3-я кн. повествует о гонении на иудеев в Египте от царя Птоломея 4-го Филопатора, случившееся лет за 50 до Иуды Маккавея. По хронологическому порядку это первая книга. Третья книга Ездры написана от лица священника Ездры, но ему не принадлежит. Потому что содержит много произвольных мнений с истиной несогласных, и перемешивает хронологический порядок событий. Писатель книгикнижник, живший по свержении Сирийского ига подвигами Маккавеев, но этот мог написать только Еврейский отдел книги (Гл. 3–14). Происхождение же греческого отдела кн. (гл. 15–16) относят к концу I-ro столетия по P. Хр. или к началу II-ro. Первоначальный текст двух первых и двух последних глав – еврейский, а срединных – греческий. Славянский перевод сделан с латинского, а в еврейской и греческой библиях этой книги нет. Руководство к изучению книг учительных ветхого завета Под именем книг учительных разумеются те, которые содержат учение ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Всех книг учительного содержания семь. Пять из них: Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней – канонические, а две: книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, неканонические. О книгах учительных ветхого завета должно заметить, что они мало содержат истин догматических, а главным предметом их учения служат истины нравоучительные. Самое ведение богословское писатели книг ветхозаветных полагают в подвигах жизни богоугодной: «еже удалятися от зла, есть ведение». ( Иов. 28 ). «Начало премудрости – страх Господень». ( Сир.1:27 ). Учение излагается в книгах ветхого завета поэтическим языком стихотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Указ Кира об освобождении иудеев от плена на страницах библейской канонической письменности мы встречаем три раза. Он находится во 2Пар. 36:22–23 ; более обширно приводится в 1Ездр. 1:1–4 (в первых двух с половиною стихах 1 кн. Ездры повторяется в целости и почти буквально указ, находящийся в 2Пар. 36:22–23 , а с половины 3-го ст. и до 5-го ст. приводятся новые положения, не встречающиеся в кн. Паралипоменон) и наконец встречается в особой, нетожественной с первыми двумя версиями форме, в 1Ездр. 6:3–5 . Итак, указ Кира находится: а) в конце 2Пар. 36:22–23 + в) в начале 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 1:1–4 + (полнее) с) в средине 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 6:3–5 (особ. версия). Подобный распорядок первых двух сходных версий указа в св. письменности покоится, кажется, на одном и том же основании – желании писателя указать ясно границу новой жизни теократического народа. Книги Паралипоменон, ведя историю от Адама (1 кн. Паралипоменон), заканчивают эту историю указом Кира об освобождении иудеев, а 1 кн. Ездры начинает указом Кира новый послепленный период иудейской истории. Ясно, что указ Кира в том и другом месте одинаково является рубиконом пленной и послепленной эпохи израильского народа. Что же касается положения указа Кира в середине 1Ездр. 6:3–5 , то его нахождение здесь объясняется особым обстоятельством, имевшим место в первые годы жизни иудеев в Палестине. Указ здесь помещается как архивная справка персидского двора вместе с письмом Дария Гистаспа на имя заречного областеначальника Фафная 51 , спрашивавшего Дария о законности прав иудеев на постройку храма в Иерусалиме. Нам, конечно, нет необходимости приводить указ Кира по кн. Паралипоменон, во-первых, потому, что он почти одинаково повторяется в 1Ездр. 1:1–4 , и, во-вторых, потому, что сравнительно с указом 1 кн. Ездры (1–4 гл.) он является неполным – лишь его началом. Поэтому остановимся на версиях указа 1 кн. Ездры а)  1Ездр. 1:1–4 и b)  1Ездр. 6:3–5 . В 1 гл. и кн. Ездры читаем: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему словесно и письменно ( 1Ездр. 1:1 ): так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее ( 1Ездр. 1:2 ). Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме ( 1Ездр. 1:3 ). А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме 1Ездр. 1:4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Охватывая собою весь древнейший период общечеловеческой истории (от Адама и особенно подробно все то, что было с евреями при Моисее – в Египте и по выходе из Египта), Пятокнижие излагает и самые законы их религиозно-национальной жизни и устанавливает те основы строгого монотеизма 62 и чистой, для своего времени нравственности, которые так приподнимают религиозно-нравственное состояние Израиля над всем современным ему человечеством. К Моисееву Пятокнижию, через книгу его «отрока» – Иисуса Навина, тесно примыкают другие исторические книги, охватывая в целом своем составе всю последующую историю Израиля, от периода Судей и кончая деятельностью возродителей закономерной жизни в нем Ездры и Неемии, при коих и закончился, так называемый, ветхозаветный канон (кн. Судей, и при ней Руфь, 4 книги Царств, 2 книги их восполнения – Паралипоменон, кн. Ездры, Неемии и Есфирь). Остальные ветхозаветные канонические книги отличаются уже идейным, а не фактическим содержанием (за исключением некоторых попутных исторических вставок, особенно в кн. пророк. Ионы, Даниила и Иова). Из них книги с резко выраженным веро-нравоучительным содержанием так и называют книгами учительными (Иова, Псалтырь и 3 книги Соломона – Притчи его, Екклезиаст и Песнь Песней). Из этих книг важнейшею является Псалтирь, состоящая из 150 псалмов, написанных Давидом (73) или по образцу Давидовых. Как известно, книга Псалтирь особенно много и широко употребляется при Богослужении нашей церкви, а в былые времена – охотно читалась и дома. Да и в русской поэзии ряд писателей столь же охотно перелагал ее в звучные содержательные и возвышенные стихотворения. «Псалтирь, – по словам Рачинского, – высочайший памятник лирической поэзии всех веков и народов. Содержание его цельное и вечное! Это постоянное созерцание величия и милосердия Божия, сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной, глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли, непоколебимая вера в возможность победы над злом при помощи Божией. Из всех книг, написанных руками человеческими, не исключая Евангелий, ни одна не положила столь неизгладимой, столь повсеместной, столь властной печати своей, как Псалтирь» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Перечисление наших неканонических книг в числе канонических находится также в послании папы Иннокентия к епископу Тулузскому Экзуперию, который между прочим спрашивал папу о том, «какие книги должны быть принимаемы в Канон Священных Писаний» (qui libri in canone Sacrarum Scriptarum sint recipiendi). Папа отвечал: «Какие книги принимаются в Канон, показывает краткий перечень – Пять Моисея, Иисуса Навина одна, Судей одна, Царств четыре, Руфь, Пророков шестнадцать книг, пять книг Соломона, Псалтырь; также из исторических книга Иова одна, Товита одна, Есфирь одна, Иудифь одна, две Маккавеев, Ездры две, Паралипоменон две» 459 . Можно упомянуть еще о так называемом декрете папы Геласия, который некоторыми (как Гефеле, Креднер) считается сомнительным, так как в разных кодексах приписывается разным авторам: или папе Дамасу (366 – 384 г.), или Геласию (492 – 496 г.), или Гормизде (514 – 523). Здесь читается: «А теперь должно вести речь о божественных писаниях, что принимает вселенская кафолическая церковь , или чего должна избегать. Начинает порядок Ветхого Завета: Бытия 1 книга... Иисуса Навина одна, Судей одна, Руфь одна, Царств 4, Паралипоменон 2, 150 псалмов – 1 книга, 3 книги Соломона – Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней; также Премудрости 1 книга, Екклезиастик 1 книга; также разряд Пророков: Исаии 1 кн... Малахии 1. Также порядок историй (histiriarum): Иова 1 кн., опущенная некоторыми; Товита 1 кн., Ездры 2 книги, Есфири 1 книга, Иудифь 1 , Маккавеев 2 книги» 460 . Не смотря на указанные определения поместных соборов и пап, на протяжении всех средних веков и в западной церкви находятся ревностные поборники более точного распределения священных книг на канонические и неканонические, в духе бл. Иеронима и восточных Отцов. Случайное явление в истории Канона представляет мнение Юнилия Африкана (около 550 г.), который под влиянием Павла Перса, учителя Низибийской школы, вносит произвол в деление священных книг по их авторитету, относя книгу Сираха к тем, авторитет которых – безусловный, и наоборот, к отделу книг среднего авторитета наравне с книгами Иудифь, Маккавейскими, Премудрости Соломона относит Паралипоменон, Иова, Ездру, Неемию, Песнь Песней 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010