Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13     Книги Ездры и Неемии Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии. Об этом можно заключать из свидетельства Талмуда (Baba Bathra15-a), И. Флавия (Contra Ар. I, 8), Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Истор. N, 26) и из списков библейских книг, приводимых церковными учителями и соборами. В пользу этого говорит и тот факт, что мазоретские примечания, имеющие место обыкновенно в конце книг, помещены после Неем 13.31 , а во многих еврейских кодексах, также в греч. Ватиканском, начало кн. Неемии следует в одной строке с окончанием кн. Ездры (De Rossi, Variae lectiones V. T. IV, 157). В христианской церкви кн. Ездры рано была отделена от кн. Неемии, как это видно из свидетельств Оригена и Иеронима Ortig. in Ps. I , Hyer., Prol. galeat). Постепенно это разделение сделалось общепринятым и с 1525 г., со времени появления издания Бомберга, оно вошло и в еврейскую Библию . У католиков, однако, и доселе кн. Неемии рассматривается как вторая часть кн. Ездры. Равным образом, и в научных библиологических трудах обыкновенно обозреваются обе названные книги вместе, ввиду их несомненной тесной связи. По своему содержанию кн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена. В частности, кн. Ездры распадается на две части: I-VI и VII-X. Книга начинается указом Кира об освобождении иудеев из плена и сообщением, что по этому указу партия пленников, состоящих из членов Иудина и Вениаминова колена и из священников и левитов, возвратилась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (1 гл.). В гл. II приводится список возвратившихся пленников и пожертвований на храм. Затем, в III гл. повествуется о построении жертвенника, о восстановлении богослужения и об основании храма. B IV гл. писатель сообщает о препятствиях постройке храма со стороны самарян и их союзников, причем приводятся письма, с которыми обращались враги иудеев к персидским царям. В гл. V-VI идет речь о возобновлении прекратившейся по наветам врагов постройки храма, об окончании ее и освящении храма около 516 г. Вторая часть кн. Ездры описывает события времени Ездры. В частности, здесь сообщается о прибытии в 7-й год царя Артаксеркса в Иерусалим Ездры с колонией возвратившихся пленников, причем приводится царский указ, определявший полномочия Ездры (VII гл.); затем (гл. VIII), дается список возвратившихся с Ездрой пленников и, наконец, повествуется о деятельности Ездры в Иерусалиме (гл. IX и X).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Появление неканонических книг Ветхого Завета; отношение к ним палестинских и александрийских иудеев; положение их в христианской церкви до реформации; положение их в различных христианских обществах после реформации. Еврейская священная Письменность, достигшая своего цветущего состояния до плена вавилонского, начинает блекнуть после плена, и с последним пророком Малахиею совсем прекращается. Но не смотря на тяжелую участь иудеев после плена, литературные стремления их не могли вдруг прекратиться; новые отношения их после плена к новому обществу заставляли говорить о новом, чего не говорили пророки и другие посредники Откровения, и вот явился целый ряд произведений исторического и догматического характера. Сюда принадлежат так называемые у нас неканонические 1 книги: Товита, Иудифь, Премудрости (Соломоновой), Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2-я и 3-я вн. Ездры, 1, 2 и 3 книги Маккавейске и книга пр. Варуха; сюда же относятся некоторые прибавления к книгам каноническим, сделанные в греческом переводе: молитва Манасии – в конце 2-й кн. Паралипоменона, места в книге Есфирь, не означенныя счетом стихов в греческих кодексах и переводах славянских, песнь трех отроков в книге пр. Даниила, история Сусанны в 13-й гл., о Виле и змие в 14-й гл. той же книги 2 . Как иудеи по своему направлению и языку разделялись на палестинских и александрийских, так и неканонические книги различаютея по своему языку: одни из них первоначально были написаны на еврейском языке (2-я кн. Ездры, исключая 3 и 4 гл. Премудрости И. сына Сирахова, 1 Маккав., кн. Варуха, исключая III, 9 – V гл., Иудивь и Товит); другие (Премудрости Соломона, 2 и 3 Маккавейские), а равно и прибавления к неканоническим книгам написаны на греческом. Из писателей неканонических книг известен только Иисус сын Сирахов, который окончил свою книгу не позже 180-го года перед рожд. Хр.; некоторые возводят время написания этой книги к половине 3-го века, смотря по тому, как понимают слова переводчика книги: „в 38-й год царствования Евергета“. Это – древнейшая из неканонических книг. Время происхождения остальных определить с точностью нет возможности; можно только указать границу – не далее 2-го столетия до рожд. Хр. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Сторонники взглядов теории аккоммодации, как было указано нами раньше 2 , ставят новозаветное толкование В. Завета в более или менее тесную связь с иудейским и даже в зависимость от последнего. Настоящие наши исследования, имеющие предметом своим характеристику этого последнего, и саму но себе не безынтересную, особенно в виду недостатка исследований об этом предмете в нашей литературе, должны будут вместе с тем показать, на сколько справедливо такое мнение аккоммодатистов 3 . Поставляемая и существом дела и взглядами аккоммодатистов разница между иудео-палестинским и иудео-александрийским толкованием побуждает нас рассматривать иудейское толкование в этих двух формах. I. Иудео-палестинское толкование Ветхого Завета Источниками для суждения об иудео-палестинском толковании служат: а) греческий перевод Библии В. 3., известный под именем LXX толковников 4 , б) Таргумы Онкелоса, Ионафана и др., в) I. Флавия «Antiquitatum judaicarum libri». По крайней мере первые 10 книг 5 , г) неканонические и апокрифические книги Ветхого Завета, возникшие на почве Палестины, каковы из неканонических: кн. I. сына Сирахова, 1-я и 2-я кн. Маккавейские, Товит, Иудифь, молитва Манассии и греческая книга Ездры, – из апокрифических: апокалипсис Ездры, апокалипсис Варуха, псалмы Соломона, вознесение Моисея, книга Еноха и нек. др., д) указания, заключающиеся в Новом Завете, каковы: Мф.23:16 и дал.19,3 и дал. и др. и наконец е) иудейский Талмуд 6 и особенно древнейшие части его – Мишна, которую Буксторфий называет Legis divinae repetitio et latior explicatio“ 7 и – Мехилта, называемая у Гольдшмидта epitome Misnae a R. Akiba Collectae 8 “. а у Веделя antiquisima litterarum sacrarum interpres 9 “, или, как гласит заглавие находящегося у нас экземпляра её древнейший галахический и гаггадический комментарий на 2-ю кн. Моисееву“. Тщательное и беспристрастное рассмотрение этих источников приводит к нижеследующим соображениям и заключениям о возникновении и развитии, свойствах и видах Иудео-палестинского толкования. Основания иудео-палестинского толкования заключаются в после пленном состоянии народа Божия вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ι. Археология и Библия (Ι-ΧΙ кн.) Глава Ι. Археология и Пятокнижие § 6 Весь обширный труд Археологии Иосифа легко и естественно распадается по источникам и другим особенностям изложения, a, вместе, и по значению, на две равные половины. Первая обнимает первые одиннадцать книг (I-XI, 6 включительно), идущие в близкой и по местам совершенно ровной параллели с каноническими источниками Ветхого Завета. Вторая, начиная с одиннадцатой книги, с которой канонические книги Библии перестают оказывать помощь Иосифу, доводит историю Ветхого Израиля, на основании других источников, до самого конца ее (70 г. по Р.). В частности, первые 4 книги Археологии, образуя важнейший и интереснейший отдел I половины, соответствуют Пятокнижию Моисея, начинаясь с творения мира и кончаясь смертью Моисея. 6 следующих книг идут параллельно дальнейшим книгам Библии, отчасти отражая текст LXX, отчасти еврейский, и именно: Иис. Нав.==ρχ. V, 1 и 2, 1–5; кн. Судей==от 2, 6 до 8 гл. конец; V, 9 излагает историю Руфи; две первые книги Царств служат материалом для ρχ. V, 10-VII, 14, 3; две другие, с подробностями обеих Паралипоменон, и дополнениями чрез прор. Наума (IX, 11, 3), Иеремии (X, 7 и д.) и Ионы (IX, 10, 1–3) занимают ρχ. VII, 14, 8-X, 9 конец. ρχ. X, 10 до конца соответствует книге Даниила; наконец, XI, 1–6 гл. передает события книг Ездры, Неемии и Есфирь. Вторая половина Археологии продолжает прерванное Библией повествование о судьбах иудейства в эпохи Птоломеев и Селевкидов, когда начался ряд греческих историков (XII), две целых книги (XIII-XIV) посвящает династии Асмонеев, три (XV-XVII) – одному царствованию Ирода Великого; наконец, в трех последних (XVIII-XX) обозреваются события от смерти Ирода до управления последнего прокуратора Гессия Флора. В виду того, что обозреть ближе и полнее все характеристические и более или менее важные для нас особенности повествования Иосифа невозможно иначе, как шаг за шагом следуя за ним в его тексте, мы в дальнейшем именно таким образом стараемся дать более обстоятельный ответ на интересующий нас вопрос. При воспроизведении всех особенностей Иосифа мы указываем попутно и источники, к основам которых так или иначе могут быть приурочиваемы эти особенности, где связь их более или менее поддается выяснению. Самое же достоинство этих особенностей при этом становится ясным само собой после тех общих сведений об источниках, характере и условиях авторитетности Иосифа, которые мы уже предложили.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

  История ветхозаветного пророчества знает неоднократные случаи собщения откровения в ответ на молитву пророка ( Иер. 32:16–26 ; Авв. 1; 2:1–2 ). В подобном соотношении стоят молитва IX гл. пр. пр. Даниила и откровение о 70-ти седминах. Как тесно связанные, они датируются одним и тем же временем, – первым годом царствования Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского ( Дан. 9:1 ). По отношению к молитве естественность подобной даты указана в словах 2–3 ст. 9 гл.: «в первый год царствования его (Дария), я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением». Падение Вавилона, завоеванного мидянами и персами, последовавшее затем воцарение Дрия Мидянина ( Дан. 5:30–31 ) говорило пророку о скором окончании плена ( Ис. 13;14:2 ) и вызывало с его стороны молитву к Богу «воззреть светлым лицем на опустошенное святилище» ( Дан. 9:17 ), не отменять из-за неправд народа обетования о восстановлении Иерусалима. Связь молитвы IX главы с откровением о 70-ти седминах с библейской точки зрения весьма естественна, а произношение ее в первом году царствования Дария достаточно мотивировано. И это обстоятельство могло бы ручаться за достоверность и самой даты молитвы, если бы не ее содержание. По общему признанию, оно представляет черты несомненного сходства с содержанием молитв кн. Ездры (9 гл.), Неемии (1; 9 гл.) и 2 Паралипоменон (6 гл.). С особенною же силою настаивает на этой мысли Bayer, дающий для каждого стиха молитвы IX гл. следующие параллели.   «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои» – Дан. 9:4 . «Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!» – Неем. 1:5 . «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих». Дан. 9:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДА [евр.  ,   греч. Ιοδας; лат. Iudas], прав. (пам. в Неделю св. праотец), 4-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноименного колена Израилева ; название территории вокруг Иерусалима и к югу от него - место обитания колена И. Имя В словах Быт 29. 35: «[Лия]... зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда» - представлена народная этимология, в к-рой имя Иуда связано с глаголом   (корень  ) - восхвалять (ср. также игру слов в Быт 49. 8: «Иуда! тебя восхвалят братья твои»). В этом случае имя Иуда можно соотнести с формой 3-го лица ед. ч. муж. рода имперфекта породы хофаль   - «он будет восхвален». Эта традиционная этимология в XX в. была поставлена под сомнение, в частности, из-за того, что в подобных формах должна происходить элизия звука             Альтернативная этимология, возводящая имя Иуда к корню   была впервые выдвинута Э. Майером ( Meyer. 1906). Слабым местом этой этимологии является то, что в евр. языке корень   представлен лишь в существительном   - слава, в то время как имя   предполагает образование от глагольного корня. Обе этимологии рассматривают имя Иуда как теофорное, в котором конечное   представляет собой остаток теофорного элемента; т. о., имя Иуда означает либо «[Бог] да будет восхвален», либо «[Бог] да прославится» (ср. похожие варианты евр. имен в Библии: напр.,     и др.- подробнее: Hoop. 1997. P. 120). Имя Иуда в Свящ. Писании носят помимо патриарха еще 6 чел., к-рые жили в послепленное время (упом. в Книге Ездры и Книге Неемии); в эпиграфике допленной эпохи муж. имя Иуда также неизвестно; в качестве географического названия (или этнонима) И. упоминается как в эпиграфике допленной эпохи, так и в месопотамских клинописных текстах VIII-VI вв. до Р. Х. (           - Weippert. 1976/1980. S. 200). Согласно библейскому повествованию, территория И. названа по имени колена, а оно - по имени патриарха. Ряд зап. ученых XX в. (в т. ч.: Alt. 1953; Noth. 1954; Vaux. 1978), сомневаясь в достоверности библейских повествований, предполагали обратное развитие: от названия территории - к названию проживавшего на ней колена, а от него - к имени его прародителя-эпонима. Э. Липиньски, а также нек-рые др. сторонники этой гипотезы предлагают радикально иную этимологию имени Иуда - от араб. wahda - ущелье ( Lipi ski. 1973). История И. в кн. Бытие

http://pravenc.ru/text/1237745.html

Глава 6 1–2. Возобновление постройки храма. 3–6. Вмешательство правителя Сирии Сисинни. 7–22. Список письма, отправленного им царю Дарию. 23–34. Ответ Дария. 2Езд.6:1 Во второй год царствования Дария Аггей и Захария, сын Аддо, пророки, пророчествовали Иудеям, которые были в Иудее и Иерусалиме, от имени Господа Бога Израилева. 1 . Гл. VI представляет изложение гл. V-VII кн. Ездры. – Захария сын Аддо . По Зах I1, 7, пророк был сыном Берехии и внуком или потомком Иддо (ср. Неем XII16, 4). 2Езд.6:2 Тогда встал Зоровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме, в присутствии пророков Господних, помогавших им. 2Езд.6:3 В это время явился к ним Сисинни, правитель Сирии и Финикии, и Сафравузан и товарищи их и сказали им: 2Езд.6:4 с чьего разрешения строите вы сей дом и сей кров, и все прочее совершаете? И кто строители, совершающие это? 4 . Имя правителя Сирии и Финикии отправившего донос на иудеев, было по 1Eзд V - Фафнай. По мнению некоторых экзегетов, в греческом произношении это имя звучало Шамнай, откуда и вышло Сисинни. Сафравузан : по 1Eзд V - Шефар-Бознай. 2Езд.6:5 Но старейшины Иудейские обрели милость от Господа, призревшего на пленение, 2Езд.6:6 и им не запретили строить, пока возвещено будет о них Дарию. И получен был ответ. 2Езд.6:7 Вот список с письма, которое Сисинни писал и которое послали Дарию: Сисинни, правитель Сирии и Финикии, и Сафравузан и товарищи, начальники в Сирии и Финикии, царю Дарию радоваться. 2Езд.6:8 Да будет все известно господину нашему царю, что мы, придя в область Иудейскую и войдя в город Иерусалим, нашли в городе Иерусалиме возвратившихся из плена старейшин Иудейских, 2Езд.6:9 которые строят новый большой дом Господу из дорогих тесаных камней, полагая в стенах дерева; 2Езд.6:10 и работы сии производятся с ревностью, и дело успешно идет в руках их и совершается со всем великолепием и тщательностью. 2Езд.6:11 Тогда мы спросили этих старейшин, говоря: с чьего повеления строите вы этот дом и производите эти работы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–3. Пир Дария. 4–13. Состязание телохранителей. 14–24. Речь первого телохранителя о силе вина. 2Езд.3:1 И сделал царь Дарий большой пир своим подданным и домашним своим и всем вельможам Мидии и Персии, 1 . И сделал царь Дарий великий пир . Речь идет о персидском царе Дарии Гистаспе (521–485 до Р. Х.). – И домашним своим: греч. οκογενς означает собственного рожденного в доме раба. 2Езд.3:2 и всем сатрапам и военачальникам, и начальникам подвластных ему стран от Индии и до Ефиопии в ста двадцати семи сатрапиях. 2 . В ста двадцати семи сатрапиях: от Иудеи (в тексте Езд «от Индии») до Эфиопии . Ср. Дан VI1; Есф I1; VIII,9. В кн. Даниила (VI1) говорится: 120 сатрапий; у Геродота (III, 89) только 20. Очевидно, Геродот имеет в виду другое деление. 2Езд.3:3 И ели и пили и, насытившись, разошлись; царь же Дарий отправился в спальню свою и спал, и потом пробудился. 3 . Царь же Дарий… спал и потом пробудился ( ξυπτος γνετο). Последнее выражение некоторые авторы передают: «впал в глубокий сон». При таком переводе был бы понятен факт происшедшего далее разговора телохранителей царя. Но выражение ξυπνος γνετο, несомненно, имеет тот смысл, который придан ему в русском переводе. Дарий, очевидно, после пира спал неспокойно. Это заставляло бодрствовать телохранителей и, может быть, для отогнания сна ими заведен был излагаемый далее разговор. 2Езд.3:4 Между тем трое юношей телохранителей, охранявших тело царя, сказали друг другу: 2Езд.3:5 пусть каждый из нас скажет одно слово о том, что всего сильнее? И чье слово окажется разумнее другого, даст тому царь Дарий великие дары и великую награду. 4–5. Воспроизводя рассказ III гл., И. Флавий дает ему несколько иную окраску. По его представлению состязание телохранителей произошло по инициативе самого Дария. Пробудившись пред рассветом и не будучи в состоянии заснуть, Дарий вступил в разговор с телохранителями и дал обещание щедро наградить того из них, кто скажет наиболее мудрое слово на заданную им тему. 2Езд.3:6 И будет тот одеваться багряницею и пить из золотых сосудов, и спать на золоте, и ездить на колеснице с конями в золотых уздах, носить на голове повязку из виссона и ожерелье на шее,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 1–5. Пожертвования Давида на постройку храма из личных средств. 6–8. Пожертвования народа. 9–21. Молитва Давида и жертвоприношения. 22–25. Вторичное воцарение Соломона и общая характеристика его царствования. 26–30. Заключение к истории правления Давида. 1Пар.29:1 .  И сказал царь Давид всему собранию: Соломон, сын мой, которого одного избрал Бог , молод и малосилен, а дело сие велико, потому что не для человека здание сие, а для Господа Бога. 1Пар.29:2 .  Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора; 1Пар.29:3 .  и еще по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святаго дома: 1Пар.29:4 .  три тысячи талантов золота, золота Офирского, и семь тысяч талантов серебра чистого, для обложения стен в домах, 1Пар.29:5 .  для каждой из золотых вещей, и для каждой из серебряных, и для всякого изделия рук художнических. Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа? Занятый одной и той же мыслью о постройке храма, Давид говорит народному собранию, что ввиду величия этого дела и неопытности Соломона он приготовил в течение своей жизни необходимые для сооружения дома Божия материалы, а теперь жертвует для его постройки около (на наши меры) 180 000 фунтов золота и 420 000 фунтов серебра. 1Пар.29:7 .  И дали на устроение дома Божия пять тысяч талантов и десять тысяч драхм золота, и серебра десять тысяч талантов, и меди восемнадцать тысяч талантов, и железа сто тысяч талантов. В числе собранных народом пожертвований значится между прочим 10 000 драхм золота или, по еврейскому тексту, 10 000 «адарконим», Греческий перевод данного слова выражением Δρεικος дает повод думать, что выпуск и чеканка этой монеты принадлежит Дарию Гистаспу. Но по исследованиям Дункера и Момзена, она древнее Дария, была известна грекам времени Солона. Равным образом и свое название получила не от имени Дария, а от того изображения, которое находилось на ней и представляло стрелка, стреляющего из лука. Корень слова «даркон», или «адаркон» – «дарок» – «шагать», «выступать вперед», что обыкновенно делается при натягивании лука. Ввиду этого термин «дарок» стали употреблять в значении «натягивать лук», а образовавшееся из него существительное «даркон» или «аодаркон» значит «стрелок из лука» (Лэви. Geschichte der Judischen Münzen. S. 19, anm. 4). Ввиду всего этого упоминание о дариках в кн. Паралипоменон не может служить, как думают некоторые, признаком их происхождения после Ездры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Садок Садок (праведный) – имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: а) ( II Цap. VIII, 17 ) – сын Ахитува, достигший звания первосвященника во дни Давида и Соломона. По словам I кн. Пар. ( I Nap.XXIV, 3 ), он был из потомства Елеазара. В своей молодости он отличался храбростью, и, когда Давид прибыл в Хеврон по смерти Саула, Садок присоединился к нему с 22 главами дома своего отца и значительным числом воинов, и с этого самого времени он навсегда остался верным судьбам сына Иессеева. Во время бегства Давида из Иерусалима по случаю возмущения Авессалома Садок и Авиафар, вероятно около этого времени заступивший место Ахимелеха, хотели было последовать за ним и с этой целью действительно оставили было Иерусалим, унесши с собою Ковчег Завета; но, впрочем, по усиленной просьбе царя они возвратились в город и ожидали в нем исхода событий. Попытка Адонии вступить на престол своего отца снова оказалась пробным камнем верности этих первосвященников. Авиафар перешел на сторону Адонии, но Садок остался верным Давиду и занял главную роль в осуществлении мер, обеспечивающих престол Соломона. Им Соломон был помазан на царство и провозглашен царем в Гионе ( 4Цap. I, 8–39 ). По удалении Авиафара Садок остался один первосвященником. Неизвестно, как долго после того он пользовался первосвященством, но, несмотря на то, в лице его исполнилось то, что предсказано было первосвященнику Илию, что от его племени отнимется первосвященство и дастся верному священнику ( I Цap. II, 30–35 ); и действительно, первосвященническое достоинство от рода Ифамара снова перешло в старейший род Елеазара ( I Nap. VI:4–8, 50–53, XXIV:3, 6, 31 ), хотя Авифар и после носил еще титул отца; б) ( I Nap. VI, 12 ) Садок – второй первосвященник, почитаемый современником ц. Манассии; по указанию I кн. Пар. ( I Nap.VI, 12 ) и I Ездры ( I Eзд.VII, 2 ) – сын Ахитува II и отец Селлума; в) ( Heeм. III, 4 ) – сын Бааны, одно из лиц, помогавших в восстановлении стены Иерусалимской по возвращении из плена; г) ( Неем. Х, 21 ) – из глав народа при Неемии, давших обязательство быть верными Богу; д) ( Heeм. III, 29 ) – сын Иммера, священник, помогавший в восстановлении Иерусалимской стены; е) ( Heeм. XIII, 13 ) – один из книжников во дни Неемии. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010