но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь (свт. Иоанн Златоуст , 47, 87). Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны (свт. Иоанн Златоуст , 49, 353). Источник. ...Цель поста – чистое приобщение ; а если мы в продолжение таких дней не исполним этого, то, тщетно и напрасно изнурив себя, без венцов и наград сойдем с поприща поста (свт. Иоанн Златоуст , 49, 427). Поистине пост – питатель всякой святости и мать благочестия. Требуется, чтобы мы не только постились, но постились благочестно. Многие постятся и ради занятий общественными делами, но это не зачисляется им в пост (свт. Иоанн Златоуст , 49, 744). Источник. ...Примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пороков, сподвижника девства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение Церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных (свт. Иоанн Златоуст , 49, 851–852). Будем же и мы сохранять пост, эту пристань душ, врачевство тел, умирение помыслов, умерщвление страстей, – пост, который ограждает чужое имущество, предупреждает обиды сиротам, является заступником вдов, не позволяет нам погрязать в житейских суетах, жизнь смертных делает равноангельской, научает прилежать закону Божию день и ночь (свт. Иоанн Златоуст , 49, 852). Христос посредством поста желает возвратить тебе, уже возрожденному водою, и Духом, и Божественным огнем, прежнее достоинство (свт. Иоанн Златоуст , 52, 909). Пост есть образ жизни ангелов, и, что еще важнее, – постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению (свт. Иоанн Златоуст , 52, 911). ...Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил тебя от смерти, спас тебя от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но ныне тех, которые тайно умерщвлены грехом, воскрешает Евангелие Господа нашего, и мертвецов, над которыми возобладала мучительная смерть, воскрешает благословенное обетование Сына Божия. Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших недалеко от пророков. И как предел его даже до Сидона (Быт. 49:13), так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова пророка: И что вы Мне, Тире и Сидоне? (Иоил. 3:4). Иссахар , муж крепкий, почивая посреде стезей, изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна (Быт. 49:14), то есть видит, что Церковь Его добра и обитель Его свята, и подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов. Дан судити имать люди своя, яко и едино (Быт. 49:16) из колен. Если потомки Дана судили народ свой, то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит Царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поскольку спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены, то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: «Ждал я спасения Твоего, Господи». Гад выйдет со множеством (Быт. 49:19): сказано это о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В действительности же это — двенадцать апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве. Асир , земля его добра, и той даст пищу князем (Быт. 49:20). Это Церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не только царям, но и всему воинству, сопровождающему царей. Неффалим скорый вестник, произносящий прекрасные речи (Быт. 49:21). Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда слышавшие Его принесли весть и повторяли доброе слово: «Вот Тот, Кого мы ожидали». Сын воспитания Иосиф (Быт. 49:22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Напоследок замечу, что, отвергнув монашество, протестанты нередко открыто глумятся над ним, говоря, что в монастыри идут либо те, кто физически не способен к супружеской жизни, либо извращенцы, либо те, у кого какие-то психические отклонения. Но такова уж природа человека: те нравственные высоты, которые взять ему не под силу, он, вместо того, чтобы благоговеть перед ними, высмеивает. Так и протестант: видя в монахах такое всецелое посвящение Богу, такой подвиг, такое целомудрие и любовь к Богу, и, осознавая себя совершенно неспособным к такой ревности, вместо почтения презирает таковых, как написано: «блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную» ( 3Езд.16:50 ), и как Филон Александрийский назвал одно из своих творений: «О том, что худшее склонно нападать на лучшее». III. Действительно ли монахи стараются искупить и спасти себя собственными подвигами? Разговор о том, какое место в спасении человека занимают дела, и как они соотносятся с верой, уже был начат в предыдущей главе. Здесь особо скажу лишь об аскетизме. Сразу же хочу заметить, что в Православии есть много слов и понятий, которые сильно режут слух протестанта и воспринимаются им только негативно и даже «ругательно». Эти слова легко выявить по простому правилу: к ним относятся всё термины, которые есть в Православии, но нет в протестантизме. Все названия храмовых принадлежностей, которых нет у протестантов, такие как: дарохранительница, престол, жертвенник, антиминс, лампада, ладан и пр., коробят слух протестанта. Все священнические и монашеские звания – патриарх, митрополит, архиерей, схимник, архимандрит, игумен, протоиерей, старец, монах, инок, иподьякон и т.п.; названия праздников, которых нет в протестантизме, например: Крестовоздвижение, Введение во Храм и Успение Богородицы, Покрова, обретение мощей такого-то святого и пр.; названия служб и явлений православной духовной жизни: литургия, утреня, повечерие, Великий Пост, паломничество, говение, земной поклон и т.д. – всё это также вызывает отвращение 314 у протестанта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Такой способ аргументирования Св. Писанием явился у автора невольно и потому, что ни одна из приводимых им цитат не подтверждает его мыслей. Оставалось лишь ограничиться обозначением глав и стихов в надежде, что читатель, мало знакомый с Библией , поверит автору на слово. Мы дадим себе труд показать, насколько приводимые г. Колечицким цитаты из Библии отвечают его положениям. Автор говорит, что десять колен Израилевых, поглотившие собой многие племена и породившие из себя почти все христианские европейские народности – разумели: Спаситель, говоря, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Матф. 15:24 ), Даниил – под образом камня, сломившего могущество всех процветавших до него государств, пророк Ездра под образом льва, голосом человеческим объявившего римскому орлу волю Всевышнего ( 3Ездр. 11:37–39 ) и пр. Захария, когда говорил «о чадах Сиона, воздвигнутых на чада еллинска». Но Спаситель, отказывая в просьбе хананеенке, под погибшими овцами дома Израилева, несомненно разумел иудеев, живших в Его время в Палестине, т.е. иудеев, возвратившихся из плена, а не израильтян, нашедших себе пристанище вне Палестины. У пророка Захарии, как и во всей Библии сынами Сиона называются собственно иудеи, т.е.колена Иудино и Венеаминово, а не 10 израилевых колен. Книга Даниила не содержит в данном месте ни малейших намеков на десятиколенное царство Израильское. Автор 3-ей книги Ездры говорит: «Лев – это Помазанник. Он по милосердию избавит остаток народа Моего – тех, которые сохранились в пределах Моих» ( 3Езд. 12:31–34 ). Кстати сказать, никто из православных не считает автора 3 книги Ездры, не имеющей канонического достоинства, за пророка Ездру. Ссылаясь на Рим. 11:11, 15 автор утверждает, что Израиль имел миссию, отличную от Иуды, именно – быть хранителем новозаветных словес для спасения язычников. Но из 1-ого стиха той же главы: «неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо я израильтянин… из колена Вениаминова», ясно. Что апостол, говоря об отвержении и принятии Израиля, разумел не десять колен, но или два, или двенадцать колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому». 15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске. И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь. 9 Впрочем, более точный перевод с еврейского – «образ познания», и это тоже существенная деталь. 258 Ср. начало т.н. «Апокалипсиса Ездры» ( 3Езд. 3:1–4 ). Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра, обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена. 261 О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим. 262 Ср. Завещ. Авраама 10–11; Откр. Павла 31; Откр. Богородицы 2. «Суды», «казни», «муки» – различные варианты перевода греческого «criseis». 288 О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура. 290 Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры. 295 Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти». 296 Гора – Синай, на которой к Моисею сошел Господь ( Исх. 19–20 ), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра ( 1Езд. 8–10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его ( Неем. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Творящая образы мысль силилась сделать для себя наглядным состояние Божией твари до грехопадения Адама в том начале, когда все было «хорошо весьма», – и главным образом ее же состояние в результате конечного космического освящения и врачующего «восстановления» («апокатастасиса», о котором так много размышлял Максим Исповедник ). Очень важно еще одно: всякое обработанное человеческим искусством золото на пути к блеску проходит сквозь огонь. Горнило, в котором «истязуется» благородный металл, уже в Ветхом Завете стало символом «горнила испытаний», в котором испытуется человеческая душа. «Плавильня для серебра и горнило для золота, а сердца испытует Господь» ( Притч. 17, 3 ). «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» ( 3Езд. 16, 74 ). И для Нового Завета золото связано с идеей страдальческого очищения и грозного испытания. Ангелу Лаодикийской Церкви, вялый дух которой «ни холоден и ни горяч», говорится: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» ( Откр. 3, 18 ). Апостол Петр увещевает христиан быть стойкими во время гонений, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет. 1, 7 ). Поэтому драгоценный металл становится специально символом мученичества. Уже в древнем описании мученической кончины святого Поликарпа говорится: «И был он в средоточии огня не как плоть говорящая, но как злато или сребро, в пещи разжигаемое». Иконопись изображает вещи как производимые светом, а не как освещенные источником света. Для иконописи свет полагает и созидает вещи, он – объективная причина их, которая именно вследствие этого не может пониматься как только внешнее. Действительно, техника и приемы иконописи таковы, что изображаемое ею не может быть понимаемо иначе, как производимое светом, так как корнем духовной реальности изображенного нельзя не видеть светоносного надмирного образа. Таинство света – так можно определить иконопись, ибо, по слову апостола Павла, «все делающееся явным свет есть» ( Еф. 5, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В православном понимании спасение человека есть дело всей его жизни и, более того, выходит за пределы этой земной жизни, ибо наше тело спасается от власти тления и смерти только в день второго воскресения (напоминаю, что первое воскресение, по учению православному, происходит в этой земной жизни, когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, а еретик православным). Спасение в православном понимании делится как бы на три этапа: искушение, освящение и обожение. Искуплению – соответствует библейская добродетель – вера. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Освящению – соответствует библейская добродетель – надежда. Сказано: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» ( Евр. 6:11 ); и еще: «Ибо мы спасены в надежде…» ( Рим. 8:24 ). Обожению – соответствует библейская добродетель – любовь. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). А. С. Хомяков (1804–1860) писал: «Спасающийся же спасается в Церкви как член ее и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры; любит ли, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы (в Надежде – свящ. О. С.)» 3 . Ко спасению призывается не только человеческая душа, но и дух и тело. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). Тело, как мы уже определили, спасется только в день всеобщего Воскресения. Как и сказано: «День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление» ( 3Езд. 7:43 ). Следовательно, Спасение человека есть не только спасение его души от власти греха, но и преображение его духа, и изменение его тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возможно, что какие-то функции человеческой природы исчезнут или получат иное предназначение. Об этом говорит апостол Павел: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6:13 ). Изменится способ бытия человека, и, тем не менее, естество человека после воскресения будет именно наше, которое мы имеем сейчас, но в преображенном виде. Ибо именно с этим телом мы совершали грехи и добродетели, потому именно с ним должны предстать на Суд Божий. Часто возникает вопрос: каким будет земной возраст преображенных тел? Существуют разные мнения. Одни считают, что это будет возраст человека в момент смерти. Причем предполагается, что если воскрес младенец, то он уже не будет беспомощным, ибо воскресшие тела получат особые силы и свойства. Также и пожилые люди избавлены будут от немощей и станут вполне дееспособными. Другие предполагают, что все люди воскреснут в одном возрасте. В качестве образца предлагается земной возраст Господа Иисуса Христа – 33 года. Возможно, что так и будет, а может быть, число 33 здесь надо понимать как символ полноты и совершенства, то есть каждый воскреснет в той полноте и совершенстве, которых смог достичь в течение земной жизни. В этом случае всех воскресших людей, независимо от их земного телесного возраста, можно воспринимать как тридцатилетних, в смысле – достигших духовного совершенства. Время относительно, поэтому в Писании сказано: Измеряй время в себе самом ( 3Езд. 9:1 ). Все эти мнения не имеют убедительного богословского подтверждения и относятся к области теологуменов. Поскольку знание об этом не принципиально для спасения, поэтому нам этого Бог и не открыл. Придёт время, и мы всё узнаем. 8. Страшный Суд Христов Последний и окончательный Суд над миром называется Страшным по нескольким причинам. Во-первых, никто, даже большинство из праведников, не знает, каким будет окончательное определение Божие, ибо все люди, в том числе и святые, в своей жизни в какой-то мере были осквернены грехом. Во-вторых, – это будет вселенское событие, самое масштабное в истории человечества с участием всех разумных существ: Бога, ангелов, людей, падших духов. Само величие события приведет в трепет и изумление любое тварное разумное существо независимо от его духовного состояния. В-третьих, значительная часть людей в силу личной греховности не имеет уверенности в благополучном для себя исходе Суда, поэтому все будут ожидать определения Божия в страхе и трепете.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу. 4. Проблема историчности и времени происхождения книги По вопросу историчности книги и времени ее происхождения споры продолжаются с древних времен до наших дней. Мнения исследователей можно разделить на 3 группы. (1) одни признают ее историчность и истолковывают в собственно-буквальном смысле; (2) другие объясняют ее как аллегорический образ, соответствующий исторической судьбе ветхозаветного Израиля; (3) третьи отвергают ее историческое достоинство и считают ее притчей (или «мидрашом»), написанной в плену или послепленное время и лишь подписанной именем Ионы пророка 9 в. до Р.Хр. 1 . Древние иудеи: Филон, И. Флавий (Древности IX, X, 2), талмудисты, а также свв. отцы (св. Ефрем Сирии, Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , бл. Феодорит, бл. Иероним, бл. Августин, Феофилакт) понимали книгу Ионы в историческом смысле. Эта точка зрения основывается на неоднократных упоминаниях об Ионе в канонических и неканонических книгах ( 4Цар. 14, 25 ; Тов. 14, 4 ; 3Мак. 6, 6 ; 3Езд. 1, 33 ), но, главным образом на свидетельствах Мф. 12, 39–42 и Лк. 11, 29–32 , где о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита и о покаянии ниневитян как результате проповеди Ионы говорится устами Самого Спасителя, причем, в одном контексте с упоминанием о визите царицы Савской к Соломону, историчность которого не подлежит сомнению. 2 . Некоторые экзегеты смотрят на историю Ионы как на аллегорию. Иона-голубь изображает Израиль, который был предназначен быть пророком Иеговы среди языческих народов. Но, поскольку Израиль не выполнил своей миссии, он был поглощен Вавилоном, изображенным в книге в виде большой рыбы. Во время вавилонского плена он обратился ко Господу и был восстановлен. В подтверждение возможности такого толкования приводит Иер. 51, 34, 44 , где Вавилон изображается в вида дракона, проглатывающего народы, которые будут исторгнуты Господом из уст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

239 Вот основание еще до сих пор распространенному в народе сказанию, что пробужденные от смертельного обморока, обыкновенно проводят молчаливую жизнь, никогда не улыбнутся, много молятся и т. п. 240 Левкий и Харин, судя по ΙΙ-й главе псевдоевангелия, явились на землю для убеждения иудеев, что воскресший Иисус Христос есть истинный Мессия, имеющий воскресить мертвых. Что такого рода ожидание с пришествием Мессии было у иудеев, об этом свидетельствует следующее место 3-й книги Ездры: «воскрешу умерших из гробов их и выведу их из гробниц. Вспомяну усопших сынов твоих, поскольку выведу их из недр земли и явлю милость свою над ними» ( 3Езд.2:16 ). 241 По латинскому тексту, за пророком Исайей, весь сияя радостью, выходит Симеон к говорит: «Прославьте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, потому что я взял Его, новорожденного младенца, на свои руки в храме и, движимый Духом Святым, сказал: «Очи мои увидели спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех людей – свет во откровение языков и в славу народа Твоего израиля». См. Descens. Chr. ad. infern Lat. A. 243 Отсюда псевдоевангелистом святой Иоанн называется: « διττς πρδρομος κα κρυξ ζντων κα νεκρν». Сравн. кроме того у Тило, стр. 680, Dieletmaier. hist. dogm. de descensu и проч. стр. 156 sqq. Со словами псевдо-Епифания или, лучше, автором псевдоевангелия. согласно следующее место церковного историка Никифора: «ς τμθη ν τ συμποσ τν κεφαλν, κα τος ν δ κηρξων προλθε». 244 Такое определение времени о пришествии Иисуса Христа находится уже у св. Феофила в посл. к Автолику, у св. Ипполита на толк. на пророка Даниила, у Юлия Гилярия (14 в.), который насчитывает 6.530 лет до смерти Христа, и у мн. др. Счет этих 5.500 лет дает евангелие Никодима в 28 гл. Подробнее смотр. у Тило, Cod ар. 1. 692 р. 248 Цельс так описывает крещение у офитов: «Того, который дарует печать, они называют Отцом, запечатлевающего же печатью Сыном. После таинства крещеный произносит: «Я помазан чистым елеем от древа жизни». Очевидно, что только это помазание символически считали условием вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010