С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое ( 3Езд.3:21–22 ). О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим ( 3Езд.7:48 ). По словам «Пространного катехизиса»: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» 904 . О всеобщности и прирожденном характере греха свидетельствует и древняя практика крещения младенцев: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что... они... от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия... тот да будет анафема... Младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 905 . 1.3.3. Первородный грех Терминология Самый термин «первородный грех» небиблейский. Первым христианским богословом, который стал использовать специальный небиблейский термин для обозначения наследственного искаженного состояния падшей человеческой природы, был Тертуллиан . Он говорил о некой «первоначальной порче» (vitium originis), «порче сущности» (vitium substantiae), или «тлении природы» (corruptio naturae) 906 . Что же касается собственно термина «первородный грех» (peccatum originale), то он сделался общепринятым в западном богословии благодаря авторитету блаж. Августина, который использовал его в своей полемике с Пелагием 907 . Впрочем, сам блаж. Августин вряд ли является изобретателем этого термина. Во всяком случае, он решительно отвергал попытки приписать ему авторство в этом вопросе: «Не я выдумал первородный грех (original epeccatum), в который верует Вселенская Церковь искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения, – новый еретик» 908 . Этим термином пользовались и последующие западные отцы 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас…» ( Втор 28: 58–63 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19: 14, 15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2: 2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14: 31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7: 8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16: 11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15: 24, 25 ); «… Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4: 17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших ( 2Мак. 12: 39–42 ); « Ибо когда он (Менелай – П. Д.) совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле ( 2Мак. 13: 8 ). О связи грехов с болезнями ясно говорил Иисус Христос: «Потом Иисус встретил его (исцеленного человека – П. Д.) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5: 14 ). «Св. апостол Павел объяснял частые болезни и смерть коринфян как наказание за непочтительное и эгоистическое поведение на вечери Господней. Он также предостерегал христиан против ложного религиозного поклонения, напоминая о внезапных наказаниях, посылавшихся идолопоклонникам в Ветхом Завете» (118: 99). «... Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь)...» (143: 477).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Промысл Божий есть высшая закономерность истории 219 . Свобода человека распространяется лишь на ход исторического процесса, но не на его исход: ибо, как во дни перед потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег ( Мф.24:38 ). Есть начало времени – положен Творцом и конец его. Плотская деятельность человека на земле временна. Век человека близок к завершению: ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости ( 3Езд.14:11 ). О признаках конца времени и сроке пребывания наследников Адама сказано: вот, на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия – меч, голод и великое смятение ( 3Езд.16:22 ). Значительно увеличатся соблазны для человека, далеко не каждому удастся устоять: в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям ( 2Петр.3:3 ). Широко известно и Откровение апостола Иоанна Богослова: всем – малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание ( Откр.13:16–18 ). То, что сейчас видится как удовольствие, – вживление чипов в тело человека для непрерывного удовлетворения стремления к развлечению, – станет узами. Контроль над человеком усиливается, каждое действие, слово мгновенно становится достоянием общественности. Богатство пребывает на зыбкой почве, владеющий деньгами в любой момент может лишиться своих накоплений 220 : не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где волы подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Христианское вероучение раскрывает назначение плотской жизни человека на земле после изгнания Адама из рая. «1. Надлежало, чтобы люди в продолжение веков опытно дознали и сколько возможно сильнее почувствовали всю глубину своего падения, и свое нравственное бессилие, и тем охотнее возжелали Божественной помощи, тем усерднее приняли ее, когда она будет подана ( Рим.8:3 ): ибо Бог не мог спасти людей против их воли и желания.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Отсутствие оригинала и лингвистический анализ переводов склонили некоторых исследователей к гипотезе о частичном или полном написании оригинала на арамейском языке 108 . На основании предположения, что книга написана не единовременно, некоторые исследователи высказывают мнение, что различным был и язык сочинений: основная часть – древнееврейский, пролог и эпилог – греческий 109 . Аргументом в поддержку этой теории выступает и разный состав переводов. Полностью книга есть только в латинском и зависящих от него переводах. В независящих от Вульгаты переводах, например, в эфиопском и арабском, есть только основная часть. 1.11.5. История текста и толкования . Сохранившиеся латинские рукописи принято делить на французскую и испанскую группы. К французской группе относится самый древний латинский список – Codex Sangermanensis (ок. 821–822 гг.). С ним соотносится много переводов, в том числе и церковнославянский. Особенностью этого манускрипта является отсутствие стихов 3Езд.7:35–106 , которые есть в независящих от Вульгаты переводах. Также, к французской группе относится Codex Amiatinus IX в., а к испанской – Codex Complutensis X в., Codex Mazarinaeus XI–XII вв., Codex Epternacensis 1051–1081 гг., важным для исследователей является Сикстино-климентинское издание латинской библии, выполненное в 1604 г. при папе Клименте VIII. Его ценность заключается в том, что в нём приведены разночтения из утраченных, к настоящему времени, рукописей 110 . Все славянские переводы были сделаны с Вульгаты, причём, существует три редакции: первая – в Геннадиевской Библии, довольно точная, вторая – в Острожской, очень свободная, и третья – в Елизаветинской, она значительно приближена к латинскому оригиналу 111 . Русский перевод также сделан с Вульгаты. Впервые третья книга Ездры, как относящаяся к составу Священного Писания, упоминается апостолом Варнавой в 12-й главе его Послания. Подобным образом, и на крест в особенности, Господь указывает через другого пророка, который говорит: «Когда это совершится? Тогда, говорит Господь, когда древо наклонится и станет, и когда из дерева воскаплет кровь» ( 3Езд.5:5 ). Вот ещё указание о кресте и о том, кто имел быть распят на нем. Апостол Варнава относит эту книгу к пророческим, так же, как и Климент Александрийский . В «Строматах» он цитирует её наряду со ссылками на пророка Иеремию, Иова и Давида (III. 1. 100). Также, ссылки на третью книгу Ездры можно найти у Тертуллиана («опровержение еретиков»), сщмч. Киприана Карфагенского («К Деметриану»), свт. Амвросия Медиоланского («О благе смерти») и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

9.2. Пророчество Третьей книги Ездры Загадочный иудейский Апокалипсис под названием Третьей книги Ездры продолжает видения Даниила и являет образ некоего таинственного небесного Юноши, называемого даже Сыном Божиим. Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их и возлагал венцы на главу каждого из них, и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: Это те, которые сложили смертную одежду, и облеклись в бессмертную, и исповедали имя Божие; они теперь увенчаваются и принимают победные пальмы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем ( 3Езд. 2:42–47 ). Там, на небесной Сионской горе, некий величественный Юноша возлагает венцы на главы сонма облекшихся в одежды бессмертия исповедников имени Божия и вручает им пальмовые ветви в знак одержанной победы. Этот Юноша – Сын Божий, Которого прославляли верные люди еще до Его прихода в мир, когда Он еще был где-то в небесных высотах. Вот другой текст о царстве Сына, Который и есть Мессия: Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. После же семи дней, восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда... ( 3Езд. 7:28–33 ). Пророк говорит об открытии на земле царства Сына, о некоей смерти Его и мировом молчании, потом – о всеобщем воскресении и суде Всевышнего. В греческом и латинском переводах 84 Сын назван Иисусом, что, возможно, появилось уже в первом веке христианства. Другие переводы – сирийский, эфиопский, арабский и армянский дают слово «Мессия», т.е. Сын Мой Христос, как это и сказано вновь уже в 29-м стихе. Такое чтение, пожалуй, предпочтительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов. АРХАНГЕЛЫ В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов: 1) Михаил (с евр. – «кто как Бог»; Дан. 10:13 ; Иуд. 1:9 ) – Архистратиг бесплотных Сил. 2) Гавриил (с евр. – «муж Божий»; Дан. 8:16 ; Лк. 1:19 ) – служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих. Четыре имени встречаются в неканонических книгах: 3) Рафаил (с евр. – «помощь Божия»; Тов. 3:16 ) – целитель недугов. 4) Уриил (с евр. – «огонь Божий»; 3Езд. 4:1 ) – служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания. 5) Селафиил (с евр. – «молитва к Богу») – служитель моления, научающий молитве. 6) Иеремиил (с евр. – «высота Божия»; 3Езд. 4:36 ). Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах: 7) Иегудиил (с евр. – «хвала Божия») – помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию. 8) Варахиил (с евр. – «благословение Божие») – служитель Божиих благословений. Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Откр. 1:4 ). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт. Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению. 1 . Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя. 2 . Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный. 3 . Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя. 4 . Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. 5 . Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами. 6 . Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем. 7 . Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении. 8 . Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную. 9 . О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь 13. Творение видимого мира Богооткровенное учение о происхождении видимого мира с наибольшей полнотой излагается в 1-й главе книги Бытия. В начале Бог сотворил небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... ( Быт.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

III сар.). Особенно же много пользовался этой книгой и находил в ней утешений и руководств Амвросий Медиоланский , полностью воспроизводящий ее откровения о загробной жизни (7 гл. ­­ De bono mortis. 10 и 11 сарр.). Он придавал пророческое значение «благовещения о Христе» признаваемым ныне позднейшими вставками наименованиям в ней: «Сын Мой Иисус Христос» ( 3Езд.7:29–32 ­­ Com. in Luc. lib. II, 31). На основании ее же (4:4) Амвросий опровергал лжеучение Македония и его единомышленников (De spiritu sancto. II, 6 сар.). В ней же Амвросий находил утешение (в 10:15–25) для родственников умерших людей (De morte Satyri. 1, 68) и вообще сам часто читал ее и советовал читать Горонтиану (Epist… XXXIV, 2) и признавал, что «говорящий здесь мнимый Ездра несравненно выше всех философов». В католическое богослужение Пятидесятницы, а также в честь апостолов, мучеников и заупокойное, вошли многие выражения из сей книги, особенно 3Езд.2:30–37 и 16:53. Таким образом, и в третьей книге Ездры, как и в предыдущих неканонических книгах, не все подлежит «недоумениям», а много поучительного, назидательного, оправдывающего помещение ее в Библии. Монографической толковательной литературы ни древность, ни новое время на третью книгу Ездры не создали. Кроме вышеупомянутых общих на неканонические книги трудов, можно указать: Volkmar. Handbuch d. Einleitung in die Apocryphen. Tüb. 1863 г. II t. LeHir. Du IV livre Esras. Etude biblique. Par. 1869. Wieseler. Das. IV B. Esra, seine Inhalt und Alter. Stud. u. kritik. 1870 г. Kabisch. Das IV B. Esra auf seine Quellen untersucht. Gotting. 1889. Но все сочинения библиологического характера. В русской литературе также существуют лишь, и то давние, библиологические монографии: Шавров. О третьей книге Ездры. Спб. 1861. Архим. Феодор. Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры. М. 1864 г. Обозревается книга и в упомянутом сочинении о. Смирнова. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899. По изданию текста книги ценны: Bensly.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Другой критерий, который определённо учитывали иудеи при утверждении канона, еврейский алфавит: поскольку он состоит из 22-х букв, то и количество книг они, как известно, свели к 22-м книгам. «Не поместившиеся» же книги они оставили вне канона. Также, очень весомым аргументом для иудеев могло быть время написания книг: книги маккавейские, например, были написаны во II веке до Р.Х., и могли быть отвергнуты иудеями только из-за своей «молодости». Причиной невведения 3-й Ездры в еврейский канон, должно быть, послужило, главным образом, то, что евреи считали её книгой тайной, которую нельзя открывать для всех. Об открытых и тайных книгах ясно говорится в самой 3Езд. (см. ниже, абз. 323). Но для Своей Церкви, имеющей уже больше мудрости и благодати, чем древний Израиль, Господь расширил канон, и позволил ввести в него одну из действительно ранее тайных книг – 3Езд. Другие же «неканонические» книги, которые есть в Септуагинте, и для Израиля, и для язычников не были тайными, и иамнийские евреи не ввели их в свой канон по своей глупости и ревности не по разуму, несмотря даже на то, что древние евреи, сделавшие указанный перевод, считали эти книги частью Священного Писания. Вообще, чем руководствовались иудеи при составлении канона на своём соборе в Иамнии, доподлинно не известно, и об этом можно только догадываться. Но как бы там ни было, важно то, что канон, составленный безблагодатными иудеями, не может быть для Церкви мерилом истины. 5) «Ни один собор христианской церкви за первые четыре века после Рождества Христова не признавал Боговдохновенности апокрифов». Данный аргумент – фактическая ложь. Лаодикийский Собор состоялся в IV веке, в 364 году, и к Ветхому Завету он причисляет книги Варуха и Послание Иеремии. Кроме того, в 85-м Апостольском правиле к канону причисляются три книги Маккавейские и книга Сираха, а эти правила для Церкви имеют не меньший авторитет, чем Соборы, и помещаются в книге правил в самом начале. Также и св. Афанасий, живший в IV веке, в своём 39 послании (где впервые перечисляет полностью канон Нового Завета, который в таком виде приняли и протестанты) к канону причисляет книги Варуха и послание Иеремии. Остальные «неканонические» книги упоминает Карфагенский Собор, состоявшийся в 419 г. Но почему нужно не брать его во внимание лишь потому, что он состоялся в начале V века? Почему нужно думать, что канон Церковь должна была определить не позднее конца IV века, и что в V веке истинных Соборов уже не могло быть?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Глава 1 Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40). Текст первых двух глав существует в двух редакциях, во многих местах значительно расходящихся между собою: французской и испанской. Французская лежит в основе современного печатного текста. По мнению Джемса (XLIV-LXIII) испанская версия дает текст в более древнем неприкосновенном виде, французская же вместе с заботою об изяществе слога стремится сгладить те места, которые могли возбуждать недоумения. 3Езд.1:1 Вторая книга Ездры пророка, сына Сераии, сына Азарии, сына Хелкии, сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, 1 . В начале помещен заголовок книги: «Liber Ezrae prophetae secundus». Название Ездры пророком объясняется тем, что автор имел пред собою пророческую книгу Ездры (III-XIV) и в своем труде стремился расширить ее рамки, распространив ее пророчество на языческий мир, призванный в Христианскую Церковь на место отвергнутого Израиля. Цифровое обозначение книги едва ли можно считать вышедшим из-под пера автора. В одном из французских кодексов оно опущено, в одном из испанских начальные слова даны в такой форме: «Книга Ездры сына Хусия, пророка, священника (sacerdos)». Близость последнего слова по начертанию к слову secundus побуждает признать в современном цифровом надписании книги плод неправильного чтения. Священником или жрецом Ездра назван с целью пояснить предшествующее наименование его пророком, которое нигде больше в апокрифах не встречается. 3Езд.1:2 сына Ахии, сына Финееса, сына Илия, сына Амарии, сына Асиела, сына Мерайофа, сына Арна, сына Уззия, сына Ворифа, сына Авишуя, сына Финееса, сына Елеазара, 2 . Родословная Ездры в испанской версии опущена он назван лишь сыном Хусия. Во французской перечисляется 19 членов родословной Ездры, начиная от Аарона. В основе этой генеалогии лежат данные канонической книги Ездры (VII:1–5) и неканонической второй книги его имени (VIII:1–2). Сверх того внесены три новых члена, Ахия, Финеес и Илий. По мнению Гутшмида (s. 234), Гильгенфельда (205) и Джемса (XLIV) они взяты из 1 кн. Царств (XIVcp. XIV:18; I:3), но без достаточных оснований. Джемс высказывается в пользу более краткой генеалогии, так как заменять общеизвестную родословную совершенно новым именем Хусия едва ли могло прийти кому-нибудь в голову. Имя Хусия упоминается в Библии 3 раза, во 2 кн. Царств (XVIII: 21–23, 31–32), в кн. пророка Иеремии (XXXVI:14) и пророка Софонии (I:1. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия»). Так как выдержки из последнего пророка встречаются и в других местах книги, то можно предположить, что странная на первый взгляд родословная Ездры и взята у Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение таин. «Радостотворны очи Его паче вина, и белы зубы Его паче млека» ( Быт.49:12 ). Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы Его паче млека»; показывает праведность и славу Судьи. Под образом зубов и молока не что другое хотел означит, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. «Завулон, – говорит, – при мори вселится и той на пристанищи кораблей, и прострется даже до Сидона» ( Быт.49:13 ). Смотри, как и этому предвозвещает место поселения и то, что он распространится даже до Сидона. «Иссахар доброе возжела, почивая посред пределов» ( Быт.49:14 ). «И видев покой, яко добр и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец» ( Быт.49:15 ). Этого похваляет за то, что он избрал земледелие и труд над землей предпочел всему. «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили» ( Быт.49:16 ). «И да будет Дан 908 змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску» ( Быт.49:17 ). «И падет конник вспять, спасения ждый Господня» ( Быт.49:18 ). Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами Духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время. «Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах» ( Быт.49:19 ). «Асир, тучен его хлеб: и той дает пищу князем» ( Быт.49:20 ). «Неффалим стебль распущающаяся, издаяй во отрасли доброту» ( Быт.49:21 ). Вкратце коснувшись этих сынов, Иаков переходит затем к Иосифу и говорит: «Иосиф, сын возращенный, ревностный: Иосиф сын возращенный 909 , сын мой юнейший» ( Быт.49:22 ). Ты с самого начала сделался предметом зависти: «На негоже советующе укоряху», – разумеет соумышление против него братьев. Так как выше сказано было, что они принесли отцу злую хулу на Иосифа, то (Иаков) и говорит здесь: «На негоже советующе укоряху, и наляцаху нан господие стреляний» ( Быт.49:23 ), указывая на их смертоубийственный замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010