4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. 6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Видение седьмой печати говорит уже не о событиях на земле, но о событиях на небе. Там воцаряется получасовая тишина. Толкований этой тишины было очень много. Пожалуй, наиболее правдоподобно следующее. В апокалиптической литературе того времени говорилось о тишине, царившей перед началом творения: «Тогда носился Дух, и тьма облегала вокруг и молчание: звука человеческого голоса еще не было» ( 3Езд.6:39 ). Говорилось также о том, что и перед новым, эсхатологическим творением тоже наступит тишина и молчание. Царящая в небе получасовая тишина – как бы задержка дыхания, во время которой, впрочем, совершаются некие действия. То, что описано в Откр.8:2–6 , кажется, происходит именно во время этой тишины. Можно понимать эти полчаса и как время кризиса, во время которого происходит божественное решение о грядущих событиях. Вводится новая группа ангелов. Предполагается, что они известны читателю. Они напоминают ту группу архангелов, которая известна из иудейской литературы (ср. Тов.12:15 : «Я – Рафаил, один из Семи Святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых и восходят пред Славу Святого»). К именам архангелов Книга Откровения вообще не проявляет интереса. По имени в Откр.12:7 упоминается только архангел Михаил. Имена же всех семи архангелов мы узнаем из эфиопской книги Еноха 33 . Сам Бог вручает каждому из них по трубе. Здесь Иоанн примыкает к ветхозаветной и иудейской апокалиптической традиции, согласно которой звук трубы возвещает близость Судного дня Яхве: Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает День Господень, ибо он близок. ( Иоиль.2:1 ; ср. Соф.1:16 ; Мф.24:31 ; 1Фес.4:16 ; 1Кор.15:52 ) Труба возвещает также эсхатологическое возвращение Израиля из изгнания: «И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» ( Ис.27:13 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вместе с этим, поскольку душа живая означает физическую жизнь, или живое существо вообще 50 , а человек стал душою живою (то есть живым) только после вдуновения Божиего ( Быт. 2:7 ), то, следовательно, человек, созданный из праха, не был живым. «Ты… дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он (после вдыхания духа жизни – П. Д.) сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3:5 ). Именно так и считает большинство авторов, полагая, что под человеком в Быт. 2: 7 понимается тело, которое стало живым только после (в результате)вдуновения. Действительно, в Библии нередко слово «человек» означает «тело» (используется в значении «тело») 51 , а слово «тело» – означает «человек» 52 . ♦ Однако здесь возникает вопрос: что именно понимать под дыханием жизни, вдунутым в лицо человека или каким именно образом появилась человеческая душа? На этот вопрос принципиально (теоретически) можно предложить три варианта ответа: душа появилась в теле из дыхания Божиего (из существа Божиего). Однако выше была показана неприемлемость и абсурдность такого мнения; душа была вдохнута (вдунута) в тело Богом. Именно так считает ряд авторов (святитель Тихон Задонский , Великий Кирилл, Блаженный Феодорит, Архиепископ Филарет (Гумилевский) , архиепископ Антоний (Амфитеатров) , протоиерей Николай Малиновский и др.). Но при таком понимании образования души человеческой необходимо возникает вопрос: когда и каким образом была создана богообразная душа, вдунутая впоследствии в лицо человека? Блаженный Августин , подробно рассматривая данный вопрос в работе «О книге Бытия, буквально. Книга 7» говорит, что душа была сотворена Богом и до определенного времени скрыто находилась среди других творений: «…можно думать, что человек в шестой день сотворен так, что причинное начало его тела было сотворено в мировых элементах, душа же его сотворена так же, как создан первоначально и день, и, сотворенная, скрыто находилась в делах Божиих, доколе в свое время Бог не вложил ее Своим дыханием, то есть вдуновением, в образованное из персти земной тело» (39. Гл. XXIV, § 35); «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его, – что она бестелесна, т. е. не тело, а дух не из субстанции Его происходящий, а сотворенный Богом, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая-либо природа тела или неразумной души, и, отсюда, сотворенный из ничего, – что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которой не может потерять ни в каком случае, по некоторой же изменяемости, по которой может быть и лучше и хуже, она справедливо может быть названа и смертной, так как истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: единый имеющий бессмертие ( I Tuм. VI, 16 )» (39. Гл. XXVIII, § 40).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Откуда этот текст? Из так называемых «посмертных вещаний преп. Нила Мироточивого», если верить словам афонского инока Феофана, который, как известно, жил нерадиво, а потом неожиданно сподобился явления преп. Нила, начавшего ему диктовать свои наставления. Если даже не говорить про то, что сам формат наставления и написания данного произведения весьма странный и настораживающий для православной традиции, то достаточно почитать это сочинение, как сразу становится ясным, почему его относят к апокрифической литературе. Хотя обратите внимание, при все при этом здесь не упоминаются установленные Церковью посты в качестве времени для беззаконного зачатия. Схожие «страшилки» имеются и в апокрифических епитимийниках. Так, новогородский иеромонах Кирик в 74 пункте своих «Вопрошаний» ссылается на «заповедь», согласно которой ребенок, зачатый в воскресенье, субботу или пятницу, станет вором, блудником, разбойником или трусом. Св. Нифонт ответил ему на это, что книгу, излагающую подобные суеверия, следует сжечь. И правда, утверждение о том, что дети зачатые «не в то время», рождаются в чем-то ущербными или проклятыми мало того, что не основано ни на Писании и творениях Отцов, ни на наглядном общечеловеческом опыте, но еще и напрасно осуждает миллионы ни в чем неповинных людей. Здесь, наверное, следует упомянуть еще мысль свят. Иоанна Златоуста , что брачное дело по плотскости своего характера способно отвлекать от поста и молитвы, а не потому, что оно как совершенное «не вовремя» становится греховным. Но если супружеское общение в пост не является грехом, то почему Церковь не совершает в эти дни браковенчания? Во-первых, все знают, что брак противопоставляется посту, как радость скорби, ибо с браком обычно соединяется радость ( Песн.3:11 ), а с постом – плач ( 3Езд.10:4 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених» ( Мф.9:15 )? Пост наступает только после того, как заканчивается брак как празднование, которое совершается всегда весело ( Тов.11: 18 ). И что это за свадьба, если она совершается без веселого пира! В этом и кроется основная причина запрета на венчание в постные дни или их кануны. Во всяком случае, по объяснению блаж. Симеона Солунского , в течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания не по причине воздержания от супружеских отношений (так как по апостолу Павлу, «муж и жена сами себе довлеющие судьи»), а по причине невозможности устроения праздничного стола. Вот почему 52 правило Лаодикийского Собора говорит, что не только «не подобает в Четыредесятницу совершать браки», но «и дни рождения праздновать».

http://azbyka.ru/video/82-posty-i-brakov...

Поэтому-то я уверен, что изучение нами всех царств природы, как необъятной сокровищницы выраженных и осуществленных в них творческих мыслей Христа Бога Слова, назначенных именно к сознанию и усвоению их человеком в собственный его внутренний мир, служило бы, так сказать, к духовному возделанию и орошению этого великого рассадника, в котором всеяно и сокровенно прозябает для будущей жизни неисчислимое множество человеческих тел. Бесчувственные порошинки того или другого из этих тел, разносимые по всем царствам природы, при нашем изучении в последних, творческой премудрости и любви Христа Бога Слова, вводились бы под благодатное осенение этой любви и премудрости Христовой, и это слышала бы, этому сочувствовала бы самая душа, имеющая духовное соотношение к своему телу. Всему этому должно рано или поздно послужить наше просвещение или наука. – Итак, что же вообще сказать о связи и соотношении между миром загробным и нашим земным? – спросил я. – То, – отвечал о. Иоанн, – что высказано в одной, библейской книге. Именно: при постепенном развитии в земном мире как пшеницы истины и добра, так и плевел лжи и зла, постепенно же для решительного жребия вечной жизни созревают в загробном мире, как плод в матерней утробе, и души усопших, так что, с жатвой первых, неминуемо разрешится утроба загробного мира и последними, при соответствии всему этому и физического мира (см. 3Езд. 4:28–49 ). Так и последуют, наконец, всеобщее воскресение, всемирный суд и решительное на веки преобразование всего мира, – к чему, во внутреннем соотношении и связи между собой, идут строго соразмеренным и дружным ходом мир загробный и мир земной, даже физический. Вера во Христа, живая и одушевляемая человеколюбивым Его духом, делающая нас живыми членами живого Христова тела церкви, чрез соучастие и пособие загробной судьбе усопших благоустроительно влияет и на состояние живых: равно, благоустрояя во Христе жизнь и мысль, а чрез то и судьбу, живущих, она чрез это служит и к упокоению отошедших из нашего мира, но не выходящих из связи с непрерывающимся ходом его жизни, мыслительности и судеб; изучая и расследуя в самом физическом мире сокровенные во Христе же сокровища премудрости и разума; вера и чрез это споспешествует нераздельно благу живых и покою во Христе усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Из этих оснований проистекло предположение и древних христианских ( Ориген , Иероним, Кирилл Александрийский , Ефрем Сирин ) и иудейских (Нахман) писателей, и новых ученых (Витринга, Генгстенберг, Эвальд, Рейс, Вельгаузен, Кьюнен, Корнилль, Штаде, Драйвер, Смит, Новакк, Кауч) о нарицательном значении имени Малахии. При этом, утверждая нарицательное понимание имени Малахии, одни из них совершенно отвергали личность пророка Малахии, признавая автором пророчеств его: Ангела воплотившегося ( Ориген ), Ездру (Иероним), первосвященника Иисуса (Климент Алекс.), Мардохея (Нахман); другие признавали в нем действительное и самостоятельное историческое лицо, но названное Малахиею символически по своим пророчествам ( Ефрем Сирин , Кирилл Александрийский ). Но указанное сомнение в историчности Малахии, хотя, как видели, имело не мало своих защитников, имело гораздо большее число и противников себе и в древнее и в новое время. Так, в книге Премудрости Сираха упоминаются «12 пророков» ( Мал.49:12 ); в 3 Ездры упоминается Малахия, иже Ангел Господень наречеся ( 3Езд.1:40 ). В талмуде имя Малахии считается собственным именем пророка (Meg. 1 с.); он считается членом Великой Синагоги (Erubin. 104. 109 b); концом () и печатью () пророков (Sota. 48 b). В переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха, по свидетельству Иеронима, стояло собственное имя пророка Малахии (Com. in Malach. Praef.). Большинство древних христианских толковников (особенно Феодорит, Августин, автор Синопсиса Афанасия), а также и новых (Рейнке, Келер, Орелли, Риги, Кейль, Гитциг, Нэгельсбах, Пьюзей, Ватке, Тиль, Блекк и др.) признавали имя Малахии собственным и личность Малахии вполне историческою. Православная Церковь празднует память пророка Малахии 3 января. В апологетической западной и русской литературе выработано не мало доказательств в подтверждение историчности Малахии и собственного значения его имени и преимущественно в опровержение нарицательного понимания его имени. Выработаны и существуют в русской литературе также доказательства несостоятельности мнения об отождествлении Малахии с Ездрою, первосвященником Иисусом и анонимности писателя книги Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Чего-то я не согласен со статьей. Вместо борьбы с грехом - борьба с евреями(иудеями). Путин - еврейский наймит и т.д. Дух у статьи не тот. р.Б. Александр 25 апреля 2012, 09:49 На гербе России (похожий герб есть еще только у Грузии) изображен Георгий Победоносец, поражающий дракона (зверя) копьем. .. " ..Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их. Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их. Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет конец, день суда (3Езд.11,37 – 12,3 и 12,31-34). " Дмитрий 25 апреля 2012, 09:35 Статья содержит довольно много правды, смешанной, однако, с изрядной долей лукавства. Нам не по пути с духом бунтарства и радикализма. Не важно, с какой он стороны, этот дух, справа или слева. Ультралиберал или ультраконсерватор, глобалист или коммунист - глубинная духовная сущность у них одна. Духу бунтарства и революций не по пути с Богом. Церковь для сего духа - не явленная святыня и путь к Богу, а лишь традиционный институт, с которым можно временно дружить, а при необходимости и уничтожить. Из того, что режим Сталина был в некотором отношении не хуже иных режимов, вовсе не следует, что Церковь должна все немедленно забыть и назвать черное - белым. Церковь не гоняется за политической конъюнктурой. Ее сила - в вечных ценностях и вечной Истине. елена 25 апреля 2012, 06:05 Очень верная статья! иг.Никодим (Макушенцев) 25 апреля 2012, 04:55 Христос Воскресе! До истинным антисемитом может быть только семит... Прочитал где то... Простите конечно но это какой то " Троцкизм " в православной обвертки. Ведь наша брань не против плоти и крови... а против князя злобы.... А после этой статьи хочется устроить " погром " или идти на баррикады, а оно нам надо? Хочется верить что написано искренне от сердца, а не лукаво по принципу:ЕСЛИ ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ ОСТАНОВИТЬ, ТО ЕГО НАДО ВОЗГЛАВИТЬ. Простите если обидел Вас своими подозрениями, но такой вывод напрашивается!

http://pravoslavie.ru/53110.html

Как дух человека открывается и действует в нем своими высшими и низшими сторонами, так точно духи и души, составляющие ныне загробный мир, открываются и действуют высшими (рай) и низшими (ад) своими сторонами на мир земной. Деятельность наша, в которой участвует загробный мир, ясно выражает наше единение и общение с духами и душами невидимого мира. Все язычество представляет нам союз общения человека со злыми духами чувственным образом. Христианство же это духовный союз и общение с добрыми духами и душами через Господа Иисуса Христа. Выдающиеся подвижники христианства были в чувственном общении с духами и душами добрыми, святыми, и, видимо, чувственно боролись с духами злобы. Наше настоящее это выражение союза и общения живых с умершими. Всмотритесь в жизнь отдельных лиц, семейств, обществ, народов и вы узнаете наверно их союз и общение с загробным миром; увидите, существует ли союз и общение или нет, и даже определите, насколько они тесны. Рассмотрение истины союза и общения мира духовного с земным заключим словами архимандрита Феодора (Бухарева): «При постепенном развитии в земном мире как пшеницы истины и добра, так и плевел лжи и зла, точно так же, постепенно, для решительного жребия вечной жизни, созревают в загробном мире, как плод в утробе матери, и души усопших; так что с жатвою первых неминуемо разрешится утроба загробного мира и последними, при соответствии всему этому и физического мира» ( 3Езд. 4:28–49 ). Строго соразмерным дружным ходом идут мир загробный, мир земной и даже физический. Вера во Христа, вера живая, деятельная, одушевляемая безграничным человеколюбием Его, делающая нас живыми членами Его живого тела – Церкви и через наше искреннее участие в судьбе усопших и стремления к оказанию им помощи, – такая вера живых спасительна и непостыдна. «Будет Тебе, как ты желаешь», учил Иисус Христос. (Слово об умерших, стр. 69 и 70). Вера спасет и живых и мертвых. Совершенные умершие ходатайствуют за нас – живых, а мы – живые, молим Бога за умерших несовершенных, которые содержатся в аду. Так совершается наше спасение во Христе Господе нашем, взявшем на Себя грехи всех верующих в Него, находящихся как в земной, так и в загробной жизни. Он – Бог и Спаситель всех верных Ему. Единение, союз, отношение и общение миров настоящего с загробным

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие, и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство…» (69:15); «Представители двух полов на земле — Адам и Ева — до грехопадения были бессмертны и душой, и телом» (монах Митрофан) (45:206; «…обладая бессмертием — Быт.2:9, 16 , которое, согрешив, человек потерял — Быт.3:24 …» (142. См. «Грех»); «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (30:98); «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1:31 ; ср.: Еккл.7:29 ) (прп. Иустин (Попович) (118. Гл. «О первоначальном состоянии человека». § 1); «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное тело 110 , которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (проф. А. И. Осипов) (120:25, 26). Б). Тело было создано смертным: «Ты (Господь – П. Д. ) … дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд.3:5 ); Человек «… был смертен по свойству своего душевного тела и бессмертен по благодати Творца» (митрополит Макарий (Булгаков) (62:472); «Господь лишил Адама “вкушения… от древа жизни” ( Быт.3:22 ), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти)» (свящ. Андрей Лоргус) (49:69); «… Из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт.3:22 )» (митрополит Макарий (Булгаков) (62:471, 472);

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Если и по смерти отпускаются некоторым христианам грехи по молитвам Церкви, то как же исполнится слово Апостола о том, что в день Последнего суда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле ( 2Кор. 5:10 )? Слово Апостола непреложно, и оно исполнится как на всех людях, так и на христианах, которые после смерти силой молитв церковных, удостоятся получить отпущение грехов. Ибо такие христиане, находясь еще в теле, положили начало этому собственным раскаянием во грехах перед своей кончиной и, таким образом, еще в теле соделались достойными молитв церковных и способными воспользоваться ими за гробом. Если и умершие с покаянием грешники находятся во аде, то как же вспомоществуют их освобождению молитвы Церкви, когда из ада нет избавления и на Небо оттуда... не переходят ( Лк. 16: 26 )? Правда, в одном месте Священного Писания говорится о том, что из ада нет избавления и нет перехода на лоно Авраамово ( Лк. 16: 26 ); но в другом месте читаем, что Христос Спаситель нисходил, по смерти, душой Своей во ад, яко (как) Бог, чтобы проповедовать там избавление и, как верует Церковь , извел (вывел) оттуда всех ветхозаветных праведников, или всех уверовавших в Него ( 1Пет. 3; 19 ; Православное Исповедание веры. Ч. 1, ответ на вопрос 49). Что же из этого следует? То, что, если для подобных евангельскому богачу ( Лк. 16: 19, 25 ) нет избавления из ада, то для других, именно верующих в Господа Иисуса Христа, оно соделалось возможным после того, как Он уже разрушил ад и извел оттуда многих. Как на Небе, соответственно нравственному состоянию праведников, есть различные мздовоздаяния, есть и многие обители ( Ин. 14: 2 ), так, без сомнения, и во аде, соответственно неодинаковому нравственному состоянию грешников, есть свои, разные обители, затворы (здесь – темницы) и хранилища душ ( 3Езд.4: 32, 35, 41 ). И тогда как в одной из этих страшных обителей, подобно евангельскому богачу, страждут в пламени умершие в нераскаянности и неверующие ( Лк. 16: 23 ), так в других могли обитать, конечно, без подобных страданий, даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова и могут обитать умершие с истинным покаянием и верой в Господа Иисуса Христа грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И дал Ему власть производить и суд, потому что есть Сын Человеческий» ( Ин.5:26:27 ). Это «потому что» чрезвычайно характерно. Оно как раз убеждает в том, что понятие «Сын Человеческий» было строго определенным, и в него входило представление о власти Сына Человеческого производить суд. Так мы и видим у пророка Даниила и в книге Еноха. Попытка Керля и Стантона доказать противное и их ссылка в этом случае на известный факт во время путешествия к Кессарии Филипповой – едва ли могут быть признаны удачными. В самом деле, Иисус Христос спрашивает учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого»? Они отвечали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, и за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ). Из этих слов вовсе не следует, чтобы не существовало определенного представления о Сыне Человеческом, как думают Керль и Стантон, – а наоборот, что такое определенное представление о Сыне Человеческом, как существе если не божественном, то наделённом сверхъестественными качествами несомненно существовало, хотя не было устойчивого представления о лице, носителе качества Сына Человеческого 119 , – и кроме того – несмотря на частое употребление Иисусом Христом в применении к Себе имени «Сын Человеческий», у народа не было полного доверия к словам Иисуса Христа, у них очевидно всегда жило сомнение: да подлинно ли Он Сын Человеческий, сомнение иногда открыто выражавшее, как в приведенном месте из евангелия от Иоанна ( Ин.12:32–34 ). Очевидно, образ жизни и действий Иисуса Христа не мирится с определенным представлением народа о Сыне Человеческом 120 . Еще прилагалось к Мессии имя «Избранный» (см. Енох.40:5, 45:3, 49:4, 51:35 и др.). Это имя встречается в пророческих писаниях ( Ис.42:1 ) и в новом завете ( Лк.23:35 ). Относительно этого наименования Ланген замечает, что оно только по букве отличается от имени «Помазанный» (след. «Мессия») 121 . Из других наименований заслуживает особого внимания «Сын Божий» (кн. Енох. 105:2; 3Езд.7:28–29, 13:32, 14:9 ). Выше мы уже касались вопроса о смысле этого имени и нашли, что его нельзя понимать в новозаветном, метафизическом смысле, а в смысле несобственном, нравственном 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010