3Езд.13:46 Там жили они до последнего времени. И ныне, когда они начнут приходить, 46 . Ср. Cup XLVIII:10 ; Uc XLIX:6 . У пророков освобождение из плена захватывает всех евреев. 3Езд.13:47 Всевышний снова остановит жилы реки, чтобы они могли пройти; поэтому ты видел множество мирное. 3Езд.13:48 Но которые оставлены от народа твоего, это те, которые находятся внутри пределов Моих. 48 . Передав легенду о 10 коленах Израилевых, автор переходит к судьбе иудеев, живших по возвращении из плена в пределах Святой земли. Этим он хочет выразить мысль, что все евреи, вышедшие невредимыми из последних испытаний, будут участниками мессианского Царства. 3Езд.13:49 Ибо, когда начнет Он истреблять множество собравшихся вместе народов, Он защитит народ Свой, который останется. 3Езд.13:50 И тогда покажет им множество чудес. 3Езд.13:51 Я сказал: Владыко Господи! Объясни мне это, для чего видел я мужа, восходящего из средины моря? 3Езд.13:52 И Он сказал мне: как не можешь ты исследовать и познать того, что во глубине моря, так никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его. 51–52. Гункель обращает внимание на то, что появление Сына Божия из недр моря необычно для пророческой письменности, где Мессия представляется приходящим с неба. В виду этого он связывает образ мужа с мифологическим представлением о боге солнца, который выплывает на небо из моря, поднимается на небесную гору, истребляет своими палящими лучами врагов и основывает свое мирное царство. Против этого взгляда приходится сказать, что объяснение, придаваемое автором выходу мужа из морской глубины, отличается такой простотой и естественностью, что самостоятельность автора в этой частности вовсе нет надобности оспаривать. Своим образом пророк хотел сказать, что Сын Божий так же неисследим для человеческого разума, как недра моря. 3Езд.13:53 Вот истолкование сна, который ты видел и которым ты один здесь просвещен. 3Езд.13:54 Ты оставил дела твои и упражнялся в законе Моем, и взыскал его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так вот, одно из важнейших событий перед приходом антихриста и концом мира будет раскрытие и объяснение Церковью тайных книг. (Сделано это будет для борьбы с антихристом и для спасения, как Церкви, так и многих, оставшихся на великую скорбь.) Об этом событии ясно пророчествовал Ездра: «А когда назнаменается век, который начнет проходить, то вот знамения, которые Я покажу: книги раскроются пред лицем тверди, и все вместе увидят» ( 3Езд.6:20 ). И в этом Божьем промысле раскрытия тайных книг и их смысла перед концом мира находится и сама третья книга Ездры, которая была раскрыта (и даже введена в состав Священного Писания) первой, и служит, таким образом, авторитетным указанием на существование святых тайных книг и переходом к их раскрытию... Но если об этом и православные мало что знают, то протестанты тем более. А знать это, особенно нам, живущим в последнее время последнего времени, крайне важно! Что же говорят протестанты против 3-й книги Ездры? Мак-Дауэлл приводит известный факт, что «Мартин Лютер был настолько смущен этими видениями, что, как рассказывают, выбросил эту книгу в реку Эльбу». То есть, Лютеру показалось, что пророчества этой книги совершенно не соответствуют книге Откровения и другим библейским пророчествам. На самом же деле, пророчества 3Езд. находятся в удивительной гармонии с Библией и самой реальностью, которую мы уже наблюдаем, и в абз. 187–309, 345–350 одно и другое соответствие было ясно показано. Потому, если Лютер был слеп, то нам совершено не обязательно следовать его слепоте. Неверующие в Богодухновенность 3-й книги Ездры говорят ещё, что в ней описаны странная и мифическая история о сотворении огромных чудовищ бегемота и левиафана (6:49–52). Но о бегемоте и левиафане ещё более подробно говорится в книге Иова (40:10–27), и упоминается в Пс.73:14; 103:26 и Ис.27:1 . Об этих животных неоднократно говорится и в иудейских преданиях – Талмуде и таргуме . Это одна из тайн Божиих, которая откроется в последнее время, и непонимание её не может быть основанием для отвержения 3Езд. – тогда нужно отвергать и другие вышеуказанные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И в России также всегда читатели ее были, почему она издавна переведена на славянский язык. В уважение к ним и этому древнему переводу русские богословы, собиравшие и издававшие славянскую Библию, поместили ее в библейские списки, хотя и отступили через это от состава греческой Библии, не имеющей ее. Но все эти исторические факты и соображения не освобождают современного православного богослова от обязанности научного православно-богословского суда об этой книге. При этом нелишне припомнить, что славянские издатели Библии (в Острожском изд.) нарочито поместили перед ее текстом отрывки из письма Иеронима к Дамниану и Роганцию, в коем он относит эту книгу к «апокрифам». А в другом сочинении он видит в ней еретическое учение о бесполезности молитвы за умерших, хотя и сам сознается, что не читал ее. И в ней, действительно, такого учения нет (С. Wigil. Migne. XXIII, 344–345 рр.). У современного православного богослова есть еще и более поздний в этом вопросе руководитель, митрополит Филарет. По глубоко богословским замечаниям митр. Филарета «третья книга Ездры подает столь странные мысли о двух чудовищах бегемоте и левиафане ( 3Езд.6:49–52 ), о разделении времен мира на двенадцать частей (14:11), о чудесном 40-дневном писании 204 книг, и в числе их 70 тайных (14:21–48), что трудно примирить ее с неподверженными сомнению Священными книгами». Кроме того, можно указать на предвозвещение 400-летнего периода будущей жизни ( 3Езд.7:28 ); упоминание о «древнем молчании» (7:30); символ «царствования перьев орла на земле» (11:12–25), и много других частностей, отличающих эту книгу от канонических писаний. Наконец, общий дух и характер ее воззрений, а равно и символизм ее изложения приближают эту книгу к позднейшей иудейской апокрифической литературе, очень значительно уклонившейся в своем богословском направлении, духе, характере и идеалах от канонической ветхозаветной и новозаветной письменности. В апокрифах найдется объяснение символизму, воззрениям и идеалам этой книги. Но, не скрывая отличий этой книги от канонических писаний, не можем не упомянуть о достоинстве ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таким образом, православные, зная, что библейским каноном отнюдь не ограничивается круг Божественных и святых книг – иначе говоря, не одна Библия содержит и провозглашает веру Христову и Божественное предание Церкви – могут вместе с Библией читать и почитать и другие книги. Протестанты же со своим ущербным и весьма превратным пониманием канона лишают себя множества поистине Божественных и святых книг, то есть огромной части Божественного Предания, без которого нельзя правильно понять и главную часть этого Предания – Священного Писания. И последнее, что хотелось бы сказать протестантам о каноне: если Библия есть Слово Божие, и если о Своём Слове Господь проявляет особенное попечение (о чём постоянно говорят и пишут протестанты), то как же получилось, что в протестантской Библии оказалось не святое число 77 684 , а довольно соблазнительное 66, и не является ли само число книг православного канона Божьим знаком и помощью человеку в его поиске истины? Из статьи еп. Нафанаила «О святой Библии». Вадим Черный. «Иисус, не знавший Христа». Гл. «Проблема текстов». О Божественных именах. Гл. 1/4,8. Мистическое Богословие. Гл. 2. О церковной иерархии. Гл. 1/1. Книга правил, 91-е правило св. Василия. Неоспоримые свидетельства. Гл. 3. См.: Толковая Библию. Толкование на 3Езд.6:49–52 . 621 Е. Пушков, например, говорит, что православное утверждение «Библия не самодостаточна» для баптистов «звучит 622 Бывший протестант Джон Уайтфорд в своей книге «Только одно Писание?» справедливо замечает: «Среди многих протестантов, особенно среди евангеликов и харизматиков слово « " предание»», или « " традиция»», носит пренебрежительный оттенок, и назвать что-либо относящимся к преданию равносильно тому, чтобы обозвать это « " плотским»», « " духовно мертвым»», « " деструктивным»» или « " законническим» " ». 623 В богослужебном использовании Новый Завет в Православии разделён на две книги – Евангелие (4 книги евангелистов) и Апостол (деяния и послания апостольские), и такое деление имеет древнее происхождение (см. абз. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

3Езд.16:52 Потому не подражайте неправде и делам ее, 3Езд.16:53 ибо еще немного, и неправда будет удалена с земли, а правда воцарится над вами. 3Езд.16:54 Пусть не говорит грешник, что он не согрешил, потому что горящие угли возгорятся на голове того, кто говорит: я не согрешил пред Господом Богом и славою Его. 54 . Ср. Npumч XXV:22–23 ; Puм XII:20 . 3Езд.16:55 Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их. 3Езд.16:56 Он сказал: «да будет земля»,– и земля явилась; «да будет небо»,– и было. 56 . Быm I:1 . 3Езд.16:57 Словом Его сотворены звезды, и Он знает число звезд. 57 . Nc CXLVI:4 . 3Езд.16:58 Он созерцает бездны и сокровенное в них, измерил море и что в нем. 3Езд.16:59 Словом Своим Он заключил море среди вод и землю повесил на водах. 3Езд.16:60 Он простер небо, как шатер, на водах основал его. 60 . Uc XL:22 . 3Езд.16:61 Он поместил в пустыне источники вод и озера на вершинах гор, для низведения рек с высоких скал, чтобы напоять землю. 3Езд.16:62 Он сотворил человека и положил сердце его в средине тела, и вложил в него дух, жизнь и разум 3Езд.16:63 и дыхание Бога всемогущего, Который сотворил все и созерцает все сокровенное в сокровенных земли. 3Езд.16:64 Он знает намерение ваше и что помышляете вы в сердцах ваших, когда грешите и хотите скрыть грехи ваши. 3Езд.16:65 Потому Господь совершенно ясно видит все дела ваши, и обличит всех вас; 3Езд.16:66 и вы будете посрамлены, когда грехи ваши откроются перед людьми, и беззакония предстанут обвинителями в тот день. 3Езд.16:67 Что вы сделаете и как скроете грехи ваши пред Богом и Ангелами Его? 3Езд.16:68 Вот, Бог – Судия; бойтесь Его; оставьте грехи ваши и навсегда перестаньте делать беззакония, и Бог изведет вас и избавит от всякой скорби. 3Езд.16:69 Ибо вот, возгорается на вас ярость многочисленного полчища, и схватят некоторых из вас и умертвят для принесения в жертву идолам. 3Езд.16:70 Кто будет единомыслен с ними, тех подвергнут они посмеянию, поношению и попранию. 3Езд.16:71 Ибо по всем местам и в соседних городах многие восстанут против боящихся Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.16:17 Горе мне, горе мне! Кто избавит меня в те дни? 3Езд.16:18 Начнутся болезни,– и многие восстенают; начнется голод,– и многие будут гибнуть; начнутся войны,– и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия,– и все вострепещут. 3Езд.16:19 Что мне делать тогда, когда придут бедствия? 3Езд.16:20 Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления: 3Езд.16:21 но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих и о бичах не всегда будут помнить. 3Езд.16:22 Вот, на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия – меч, голод и великое смятение. 3Езд.16:23 От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча. 3Езд.16:24 И трупы, как навоз, будут выбрасываемы, и некому будет оплакивать их, ибо земля опустеет, и города ее будут разрушены. 18–24. Нарисованная здесь картина бедствий вполне совпадает с событиями, имевшими место в Египте в половине III века (XV:16–19). 3Езд.16:25 Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. 3Езд.16:26 Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? 3Езд.16:27 Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение. 3Езд.16:28 Трудно будет человеку увидеть человека, или услышать голос его, 3Езд.16:29 ибо из жителей города останется не более десяти, и из поселян – человека два, которые скроются в густых рощах и расселинах скал. 3Езд.16:30 Как в масличном саду остаются иногда на деревах три или четыре маслины, 3Езд.16:31 или в винограднике обобранном не досмотрят несколько гроздей те, которые внимательно обирают виноград: 3Езд.16:32 так в те дни останутся трое или четверо при обыске домов их с мечом. 29–32. Ср. Mф XXIV:40–41 . 3Езд.16:33 Земля останется в запустении, поля ее заглохнут, дороги ее и все тропинки ее зарастут терном, потому что некому будет ходить по ним. 3Езд.16:34 Плакать будут девицы, не имея женихов; плакать будут жены, не имея мужей; плакать будут дочери их, не имея помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.16:35 Женихов их убьют на войне, и мужья их погибнут от голода. 3Езд.16:36 Слушайте это, и вразумляйтесь, рабы Господни! 3Езд.16:37 Это – слово Господа: внимайте ему, и не верьте богам, о которых говорит Господь. 3Езд.16:38 Вот, приближаются бедствия, и не замедлят. 3Езд.16:39 Как у беременной женщины, когда в девятый месяц настанет ей пора родить сына, часа за два или за три до рождения, боли охватывают чрево ее и, при выходе младенца из чрева, не замедлят ни на одну минуту: 3Езд.16:40 так не замедлят прийти на землю бедствия, и люди того времени восстенают; боли охватят их. 3Езд.16:41 Слушай слово, народ мой: готовьтесь на брань, и среди бедствий будьте как пришельцы земли. 3Езд.16:42 Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий – как готовящийся на погибель; 3Езд.16:43 торгующий – как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом – как не надеющийся жить в нем. 3Езд.16:44 Сеятель пусть думает, что не пожнет, и виноградарь,– что не соберет винограда; 3Езд.16:45 вступающие в брак,– что не будут рождать детей, и не вступающие,– как вдовцы. 42–45. Ср. 1Kop VII:29–30 . 3Езд.16:46 Посему все трудящиеся без пользы трудятся, 3Езд.16:47 ибо плодами трудов их воспользуются чужеземцы, и имущество их расхитят, домы их разрушат и сыновей их поработят, потому что в плену и в голоде они рождают детей своих. 47 . Под чужеземцами автор разумеет готов, на внезапное появление которых смотрели в то время, как на признак близкого конца. Их имя сближали с именами апокалиптических народов Гога и Магога ( Откр ХХ:7 ; Ueз XXXVIII-XXXIX ), спутников антихриста. Как велико было в половине третьего века ожидание второго пришествия, об этом свидетельствует появление целого раскола по вопросу о тысячелетнем Царстве. 3Езд.16:48 Кто занимается хищничеством, тех, чем дольше украшают они города и домы свои, владения и лица свои, 3Езд.16:49 тем более возненавижу за грехи их, говорит Господь. 3Езд.16:50 Как блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную, 3Езд.16:51 так правда возненавидит неправду, украшающую себя, и обвинит ее в лице, когда придет Тот, Кто будет защищать преследующего всякий грех на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Неотвратимость бедствий, грозящих Вавилону, Асии, Египту и Сирии (1–16). Изображение этих бедствий (17–35). Их близость (36–49). Призыв грешного мира к покаянию (50–68). Испытания, предстоящие избранным Богом (69–78). В XV главе автор отдельно говорил о Египте, Пальмире, Риме и Асии. Теперь он обращается ко всем вместе. В его обличительной речи важно выделить исторический элемент, захватывающий современные автору бедствия. 3Езд.16:1 Горе тебе, Вавилон и Асия, горе тебе, Египет и Сирия! 3Езд.16:2 Препояшьтесь вретищем и власяницами, оплакивайте сыновей ваших, и болезнуйте, потому что приблизилась ваша погибель. 3Езд.16:3 Послан на вас меч,– и кто отклонит его? 3Езд.16:4 Послан на вас огонь,– и кто угасит его? 3Езд.16:5 Посланы на вас бедствия,– и кто отвратит их? 3Езд.16:6 Прогонит ли кто голодного льва в лесу, или угасит ли мгновенно огонь в соломе, когда он начнет разгораться? 3Езд.16:7 Отразит ли кто стрелу, пущенную стрелком сильным? 3Езд.16:8 Господь сильный посылает бедствия,– и кто отвратит их? 3Езд.16:9 Исшел огонь от гнева Его,– и кто угасит его? 3Езд.16:10 Он блеснет молнией,– и кто не убоится? Возгремит,– и кто не ужаснется? 3Езд.16:11 Господь воззрит грозно,– и кто не сокрушится до основания от лица Его? 3Езд.16:12 Содрогнулась земля и основания ее; море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его. 12 . В 262 году Римскую империю посетило страшное землетрясение, во время которого много городов было затоплено морем. Впрочем, можно видеть здесь обычное изображение гнева Божия на грешников. 3Езд.16:13 Ибо сильна Его десница, напрягающая лук, остры Его стрелы, пускаемые Им, не ослабеют, когда будут посылаемы до концов земли. 3Езд.16:14 Вот, посылаются бедствия, и не возвратятся, доколе не придут на землю. 3Езд.16:15 Возгорается огонь, и не угаснет, доколе не попалит основания земли. 3Езд.16:16 Как стрела, пущенная сильным стрелком, не возвращается, так не возвратятся бедствия, которые будут посланы на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.15:42 И затопят город, и стены, и горы, и холмы, и дерева в лесах, и траву в лугах, и хлебные растения их; 3Езд.15:43 и пройдут безостановочно до Вавилона и сокрушат его; 43 . Под именем Вавилона в апокалиптической литературе известен был Рим. Автор убежден, что конец Римской империи неизбежен. 3Езд.15:44 соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все кругом будут оплакивать его, 3Езд.15:45 а те, которые останутся подвластными ему, будут служить тем, которые навели страх. 3Езд.15:46 И ты, Асия, соучастница в надежде Вавилона и в славе его: 46 . Пророк обращается с особой речью к Асии, т. е. Малой Азии. Эта объясняется тем, что здесь преследование христиан велось с еще большим ожесточением, чем в Риме. 3Езд.15:47 горе тебе, бедная, за то, что уподоблялась ему и украшала дочерей твоих в блудодеянии, чтобы они нравились и славились у любовников твоих, которые желали всегда блудодействовать с тобою. 3Езд.15:48 Ты подражала ненавистному во всех делах и предприятиях его. 3Езд.15:49 За то, говорит Бог, пошлю на тебя бедствия: вдовство, нищету, и голод, и меч, и язву, чтобы опустошить домы твои насилием и смертью . 3Езд.15:50 И слава могущества твоего засохнет, как цвет, когда настанет зной, посланный на тебя. 3Езд.15:51 Ты изнеможешь, как нищая, избитая и израненная женщинами, чтобы люди знатные и любовники не могли принимать тебя. 3Езд.15:52 Стал ли бы Я так ненавидеть тебя, говорит Господь, 3Езд.15:53 если бы ты не убивала избранных Моих во всякое время, поднимая руки на поражение их и глумясь над смертью их, когда ты была в опьянении? 53 . Автор намекает на гонение Декия Траяна (249–252). При его преемнике Валериане (253–260) управление Малой Азией попало в руки Макриана, злейшего врага христианства. Кровавые преследования христиан несомненно продолжались в это время с неменьшим ожесточением. 3Езд.15:54 Украшай твое лице. 3Езд.15:55 Мзда блудодеяния твоего в недре твоем; за то и получишь ты воздаяние. 3Езд.15:56 Как поступала ты с избранными Моими, говорит Господь, так с тобою поступит Бог, и подвергнет тебя бедствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.8:6 О, Господи! неужели Ты не позволишь рабу Твоему, чтобы мы молились пред Тобою о даровании сердцу нашему семени и разуму возделания, чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный, кто будет носить имя человека? 3Езд.8:7 Ты един, и мы единое творение рук Твоих, как сказал Ты. 7 . Uc XLV:11; LX:21 . 3Езд.8:8 И как же ныне во чреве матернем образуется тело, и Ты даешь члены, как сохраняется Твое творение в огне и воде, и как девять месяцев терпит в себе Твое же создание Твою тварь, которая в нем сотворена? 8 . Ср. IV:10. 3Езд.8:9 И хранящее и хранимое, и то и другое сохраняются, и чрево матери в свое время отдает то сохраненное, что в нем произросло. 3Езд.8:10 Ты повелел из самих членов, то есть из сосцов, давать молоко, плод сосцов, 3Езд.8:11 да питается созданное до некоторого времени, а после передашь его Твоему милосердию. 3Езд.8:12 Ты воспитал его Твоею правдою, научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом, 3Езд.8:13 и умертвишь его, как Твое творение, и опять оживишь, как Твое дело. 3Езд.8:14 Если Ты погубишь созданного с таким попечением, то повелению Твоему легко устроить, чтобы и сохранялось то, что было создано. 14 . Ближе подходит к дальнейшим словам чтение латинских рукописей. «Если же Ты с легкостью повелением Своим губишь того, кто создан с такими трудами Твоим же велением, то для чего было ему появляться на свет?» 3Езд.8:15 И ныне, Господи, я скажу: о всяком человеке Ты больше знаешь; но скажу о народе Твоем, о котором болезную, 3Езд.8:16 о наследии Твоем, о котором проливаю слезы, об Израиле, о котором скорблю, об Иакове, о котором сокрушаюсь. 3Езд.8:17 Начну молиться пред Тобою за себя и за них, ибо вижу грехопадения нас, обитающих на земле. 3Езд.8:18 Но я слышал, что скоро придет Судия. 3Езд.8:19 Посему услышь мой голос, вонми словам моим, и я буду говорить пред Тобою. [Начало слов Ездры, прежде нежели он был взят.] 3Езд.8:20 Я сказал: Господи, живущий вечно, Которого очи обращены на выспреннее и небесное, 20 . Молитва Ездры о помиловании народа помещается среди гимнов в Вульгате и в богослужебных сборниках католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010