Поскольку Севир использовал термин «энергия» исключительно в христологическом контексте, в настоящем параграфе рассматривается понимание энергии только у дифизитских авторов эпохи христологических споров. Понимание энергии Севиром будет рассмотрено далее (см.: Гл. 1. §. 1.3.5). 382 См.: Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 26, 52. 384 Хотя энергия, согласно Аристотелю, является одной из категорий, т.е. наивысших родов сущего (см.: Аристотель. Категории. IV. 2a 3–4//Сочинения. Т. 2. С. 55; Он же. Топика IX. 103b 22–23//Там же. Т. 2. С. 358), в его сохранившихся произведениях данное понятие не получило достаточного рассмотрения. По В.В. Бибихину, энергия, в аристотелевском понимании, принадлежит к «предельным» вещам, которым в принципе нет определения (см.: Энергия. С. 29). 391 См.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука//Он же. Бытие, имя, космос. М., 1993. С. 446–447. 393 Аристотель писал: «Не обо всем говорится в одинаковом смысле, что оно есть в действительности (νεργεα). ибо одни относятся друг к другу, как движение относится к способности (κνησις πρς δναμιν), другие – как сущность к какой-нибудь материи (οσα πρς τινα λην)» (Аристотель. Метафизика. IX, 6. 1048b 5–9//Сочинения.Т. 1. С. 241–242). 398 Конечно, в Священном Писании слово «сила» многократно употребляется в широком, нетерминологическом значении и может означать власть, ее внешнее выражение, например, множество войска, ангельский чин, чудесное событие и др. 399 Ср.: «силою, которою Он действует (κατ τν νργειαν το δνασθαι ατν)» ( Флп 3. 21 ). Небезынтересно отметить, что, в отличие от Нового Завета, в тексте Септуагинты слово νργεια не встречается (см.: Брэдшоу. Аристотель на Востоке и Западе... С. 85). Не следует недооценивать влияние языка Священного Писания на богословскую терминологию отцов Церкви. Д. Брэдшоу отмечает, что Великие Каппадокийцы, например, отдавали предпочтение термину «энергия» потому, что он является библейским (см.: Там же. С. 254). 400 Комментарий к трактату «О Божественных именах»// Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994, С.91. Учитывая, что вопрос о точной атрибуции схолий не решен окончательно, здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, цитация схолий приводится без указания авторства. 401 Свт. Григорий Нисский писал, что в человеческом эмбрионе первоначально невозможно обнаружить ни очертаний частей тела, ни присутствия души, пока их возможность не перейдет в действительность (энергию) (см.: Gregorius Nyssenus. De hominis opificio 29//PG 44. Col. 236B-D.). Немесий Эмесский говорит, что в четырех основных стихиях (земля, вода, воздух и огонь) существенные качества можно усматривать и «в потенции» (δυνμει), и «в действии» (νεργε) (см.: Немесий Эмесский . О природе человека. М., 1996. С. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

3228 О призренской богословско-учительской семинарий – Богосл. Вести 1897, апр., 116–117; 1901, апр., 743. 3229 Цариградски Гласник, 1904, 4–12, 14, 16, 18; Застава, 1901, 46: Весник српске ц. 1904, февр., 176–179. 3230 Весн. срп. ц., 1905, апр., 382. – О митрополите Никифоре – Богосл Вестн., 1901, апр., 740–743; 1902, июль–авг., 546–547. 3233 Там же, 33 – За свои заслуги для церкви и школы архимандрит Илларион незадолго до своей смерти получил от митрополита Никифора высокую награду – митру. 3235 Богосл. Вестн. 1898, июнь, 325–329; 1899, март, 467–468; 1900, март, 543–544; 1902, июль–август, 545–550. 3237 Гласник прав. ц. у крал. 1903, ноябрь–дек., 736–742; Весник српске цркве, 1904, янв., 3–27 (в этих журналах помещены и речи, произнесенные при отпевании и погребении почившего архипастыря); Царигр. Гласник 1903, 50 (здесь портрет митрополита Фирмиллиана), 51, 52 и 1904, 1, 2, 5, 7, 11, 14: Гласник прав. далматинске цркве, 1903, дек., 182–183. 3238 Из трех кандидатов на эту епархию иеродиакон Севастиан Дебелькович получил 6 голосов, велешско-дебрский митрополит Поликарп 4 голоса и метричский (чаталджийский) епископ Иоаким –1 голос. 3239 Напечатаны в Весн. срп. д. 1904, февр., 100–106 и 1905, январь, 3–10. – О митрополите Севастиане-Гласн. прав. ц. у крал. 1904, янв. –февр., 103–109; Весн. срп. ц. 1901, январь, 50–54; декабрь, 1144; 1905, февр., 183–186; Богосл. Гласник, 1904, V: 1, 82–83 и 1905, VII: 1, 73–74; Царигр. Гласник, 1907, 4, 6, 12; 1905, 5. 6. Српска 1905, 16. Портрет митрополита Севастиана в Весн. срп. ц. 1904, март, и Царигр. Гласн. 1904, 12 и 1905, 5. 3240 Из трех кандидатов архимандрит Викентий получил восемь голосов, а остальные два кандидата: велешско-дебрский митрополит Поликарп и константинопольский архимандрит Емилиан Дангул получили всего по два голоса. Царигр. Глаен. 1905, 42. 3245 Царигр. Гласн. 1906, 1 (здесь и портрет митрополита Викентия). Краткая характеристика нового скопийского архипастыря дана еще в „Заставе“ 1905, 244 (утреннее издание) – В мае и июне 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

60 коп. серебром. Святейшему Правительствующему Синоду, от 29 февраля за 382, с правилами для раздела церковной земли между членами причтов От 26 апреля прошлого года, представлял я Святейшему Синоду об определении положительных правил для распределения церковных земель между членами причтов Литовской епархии. По сему моему рапорту, Святейший Синод, указом, от 17 июня того ж года, предписал мне, чтобы я, при исполнении особо возложенного на меня Высочайшего поручения по епархиям Могилёвской, Минской и Полоцкой вошёл с тамошними преосвященными в предварительные совещания о порядке раздела между причтами церковных земель и угодий, а затем, на основании общих соображений, представил свое заключение о сём предмете на окончательное рассмотрение Святейшего Синода. Указ этот получен мною уже после бытности в помянутых трёх епархиях, и я не мог войти в личные совещания с тамошними преосвященными; а потому требовал от них письменно мнения насчёт предположений моих, изъяснённых Святейшему Синоду в рапорте, от 26 апреля прошлого года. Преосвященные Полоцкий и Минский вполне соглашаются с таковыми моими предположениями, за исключением, что последний находит нужным предоставить местному архиерею выделять низшим причётникам и большее против общего правила количество земли, где её больше против узаконенной пропорции и она худого качества, и где за землю сию не назначено вычета из штатного жалованья. Преосвященный Могилёвский, со своей стороны, добавляет, что для распределения церковных земель между членами причтов нужно назначить местные комитеты: но это относится уже к исполнению правил по сему предмету, а не к самим общим правилам. За тем, по особенному состоянию духовенства в западных епархиях и нынешнему штатному оного положении, я нахожу полезнейшим разделять церковную землю между пленами причтов на следующем основании: 1) где земли только узаконенная пропорция, то есть 33 десятины, выделять оной просфирне 3, пономарю 6, дьячку 8, диакону 10 десятин, а остальную предоставлять священникам; 2) где земли более узаконенной пропорции, но за оную положен по штату вычет из жалованья, там всю эту излишнюю землю оставлять за священниками, и из них уже только делать весь вычет, по штату назначенный, освобождая от такового прочих членов причта; 3) где за излишние при церквах земли не положено по штату вычета, там предоставить преосвященным назначать причётникам и больше земли против количества, определённого первым пунктом, если земля сия худого качества; 4) самое распределение по сим правилам земли между членами причта, безобидно в отношении её качества и местности, предоставить произвести епархиальным начальствам через надёжных чиновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

А логосы Самого Бога бесконечно удалены от всякого тварного естества. Они недосягаемы для тварных существ. Их нельзя мыслить, поскольку они превышают мышление, запредельны ему. Они остаются неведомы человеку, поскольку между ними и природой сущих нет связи, в силу которой та могла бы их воспринять ( τν επεχομνην σχσιν). Тем не менее, эти относящиеся к божеству логосы парадоксальным образом присутствуют внутри сущих ( τος ο σιν νυπρχοντες), созидая их и удерживая в бытии. Они же составляют сердцевину доступных человеку логосов Промысла и Суда 381 . В конечном итоге, вопрос о познании логосов снимается сам собой, поскольку на этом этапе всякая интеллектуальная активность прекращается и человек становится богом по благодати, его душа и тело преображаются, тропос существования человека изменяется из человеческого в сверхъестественный и божественный 382 . Совершается переход от ведения всех сущих к обретению божественных благ 383 . Оговоримся, что описываемый Максимом переход тела в душу, души в ум, а ума в Бога не означает упразднения тела в физическом плане, – оно лишь облагораживается 384 . Соединения и восхождения, рассматриваемые в Трудности XLI, не являются онтологическим процессом «переплавки» низших страт бытия в высшие. Природы остаются неизменными. Изменениям подвергается экзистенция субъекта, что сопровождается и психосоматическими изменениями (преображением тела, меняющимся состоянием сознания). Для человека это означает преображение реальности «в духе» (духе тварном и Духе Святом). 3.4. Всеобщие деления и соединения в Трудности XLI 3.4.1. Сложность истолкования делений Трудность XLI начинается словами о том, что ипостась всего тварного делится пятью разделениями, Тварное отделено от не тварного (т.е. от Бога) неведением, а само делится на умопостигаемое и чувственное; чувственное подразделяется на небо и землю; земля – на рай и обитаемую землю; «человек» – на мужское и женское. Человек был введен в бытие последним, как венец творения. Его задачей было объединить в себе все рассечения мира, поскольку он имел в себе слитыми в одно целое тело, чувство, рассуждение и ум. Не согреши человек в Адаме, ему удалось бы объединить четыре из пяти упомянутых разделений. Через бесстрастие он отбросил бы различение на мужское и женское, став «только человеком»; посредством святого образа жизни он соединил бы обитаемую землю с раем, а посредством жизни по добродетели, которая тождественна ангельской, – землю и небо (его тело стало бы легким, как у ангелов); через ведение равное ангельскому он соединил бы чувственное и умопостигаемое (он охватил бы ведением все тварное, как ангелы). На последней, пятой ступени через любовь и по Божественной благодати тварное соединилось бы с нетварным. Подвиг пяти соединений осуществил Христос, представший в итоге по своему человечеству перед лицом Бога Отца (ср. Пс 26:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1 . Войска 2-й ударной армии напрягают все усилия, чтобы сдержать наступление противника силою до двух пехотных дивизий с 50 танками (254 и 291 пд) со стороны Ольховка, Финев Луг и успешно отразить в первой половине дня атаки противника на ручье Омутный, в районе отм. 37,8, 38,5 и 44,8. Для усилия 92 сд в район ручья Омутный подбрасывается 949 сп 259 сд, один сп 327 сд и один сп 19 гв. сд. В восточной группировке армии местного успеха добилась 382 сд, части которой к 22.00 14 июня с боем вышли на лесовозную дорогу восточнее отм. 40,3 и продолжают там свои действия. КП армии с утра 15 июня подвергался повторной атаке противника, в результате которой была нарушена работа узла связи, ранено и убито 10 командиров штаба и зам.ком.войсками по артиллерии генерал-майор Дегтярев Г. Е. От авиации и огня противника войска несут огромные потери. На 15 июня зарегистрировано только одних раненых 8000 человек. Для решительного действия с рубежа р.Полисть Военным советом армии сформировано до шести батальонов, укомплектованных артиллеристами и отрядами партизан. Ввод в действие этих батальонов предполагается 16.6. 2 . Войска 59-й и 52-й армий 15 июня существенных результатов в прорыве оборонительной позиции противника не добились и имели лишь успехи местного значения в районе второй просеки с отм. 40,5. В течение дня войска приводили себя в порядок, пополнялись и готовились к новой атаке с 11.00 16 июня 1942 г. Для этой цели дополнительно привлекается один батальон 29 тбр, сосредоточенный в лесу 4 км восточнее Мясной Бор. На левом фланге 52-й армии в районе Юрьево/южнее Новгород/противник в течение дня сосредоточил до 500 человек пехоты. 3 . 44 сд 4-й армии в наступлении на химкомбинат и северо-западную окраину Плавницы успеха не добилась. Продолжается очистка от автоматчиков противника рощи северо-западнее Кириши. 4 . ВВС продолжали выполнять прежние задачи. Ночью сделали 73 самолето-вылета. Сброшено 20 тонн груза войскам 2-й ударной армии. Днем – 68 самолето-вылетов, из них 40 на прикрытие войск. Сбито три МЕ-109 и один Ю-87. Подбито три наших самолета, экипажи спаслись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

378 Вместо πς, которое у Tr на поле, LTWHW и N имеют в тексте ο с В, sahid., syr. pol. и thom. Чтение πς δναται имеют AKL, большинство минускульных, peschit., vlg., bohair., армянский, эфиопский, славянский, Феофилакт и Икумений, и потому последнее должно быть признано засвидетельствованным более твердо; Син. тин. – πς. 379 κα у LTr в скобах, у WH совсем нет; опущено оно в В, некоторых списках vlg., sahid.; но его имеют TN и Син. тип. с AKLP, большинством минускульных, сирскими, армянским, эфиопским, славянским переводами, Феофилактом и Икумением. 380 LTTrWHW и N с B, bohair., sahid., vlg., сирскими, армянским, эфиопским и Феофилактом читают ποιμεν; но text. recept, с KLP, большинством минускульных, славянским, Икумением, кажется, правильнее читает τηρμεν, – ср. 1Ин.2:3, 5, 3:22, 24, 5:3 . Син. тип. – в тексте τηρμεν, в примечании ποιμεν. 381 Так читают А, большинство минускульных, sahid., некоторые списки vlg., Икумений; тоже и в Син. тип. – KL, bohair., армянский, Дидим и Феофилакт имеют τς δ; В – τς στ δ. 382 δ δατος κα αματος без κα πνεματος с BKL, большинством минускульных, vlg. (в древнейших списках), peschit., Тертуллианом (Baptism. 16: venerat enim per aquam et sanguinem, sicut Ioannes scripsit), автором de Rebaptismate, которое печатается среди творений св. Киприана, Климентом Ал. (Aduinbrat, in epist. 1 Joh.: iste est,qui venit per aquam et sanguinem), Кириллом Ал. (два раза), Феофилактом и Икумением. Из известных нам славянских списков «и духом» нет в Новом Завете св. Алексия, в Апостолах: Слепченском, Шишатовацком, Гильфердинга 1. 2. 14, графа Толстого XIV в. и в некоторых списках XV в, – см. у архим . (†еписк.) Амфилохия , Древнеславянский Карпинский Апостол, т. I, ч. 2; АР, до 20 минускульных (у Sa nd ay , Appendices, р. 173: minusculi boni non pauci), bohair., sahid., syr. pol. и thom. и Кирилл Ал. (один раз), некоторые списки vlg. (cavensis IX в., toletanus V III или IX в.) прибавляют κα πνεματος; а армянский и эфиопский с тремя греческими минускулами (5. 68. 83) имеют κα πνεματος κα αματος. В Новом Завете на греческом и славянском языках, изданном Синодальной типографией в 1866 г., стр. 200, напечатано: δι’ δατος, κα αματος κα Πνεματος – водою, кровию и Духом, а в Новом Завете на четырех языках, изданном тою же типографией в 1892 г., кн. VI, стрн. 96, в греческом тексте пропущено κα Πνεματος, а в славянском «и Духом» заключено в скобки. – Прибавка κα πνεματος, в виду 8 стиха и Uh. III, 5 , вполне объяснима, но пропуск менее возможен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

сходит скорее» (На горах, ч. 3, гл. 4, примеч.) Что касается юродства, то в народе одним из обычных его проявлений, действительно, считается произнесение бессмысленных слов. См. Дело Симбир. окр. суда о крестьянах с. Собаченок Новикове и др., обвин. по I ч. 196 и 203 cm. Улож. 48425, л. 37 и 38 об.: «Блаженным Ваней Суин (кр. с. Четвертакова Иван Суин) прослыл потому, что года 3 тому назад он бегал босой в зимнее время, а также и потому, что иногда в разговоре о чём-нибудь он всё говорит хорошо, а потом вдруг, ни с того ни с сего, и скажет какую-нибудь несуразицу, что и самому ему станет смешно». «Иван Суин какой-то странный и чудной. Он то говорит хорошо, здраво, то вдруг начнет говорить какие-то бессмысленные слова и в это время плохо понимает, что ему говорят» (показания соседей). 1118 P. Janet. État mental des hystériques, t. 2, p. 158; t. 1, p. 140. Ср. Hélot. Névroses et poss. diaboliques, p. 12: Clémence, произнося бессвязные слова в приступе сомнамбулизма, «зюзюкала», как маленький ребенок. 1122 См. Максимов, Сибирь и каторга, ч. I. Спб. 1891, с. 382–411 («Тюремный словарь и искусственные байковые, ламанские и кантюжные языки»). 1123 Описание докум. Моск. архива мин. юстиции, кн. 6, с. 179. Применение искусственной глоссолалии в древности наблюдал знаменитый Цельс. Он видел в храмах и вне их множество каких-то странствующих пророков, которые в моменты прорицаний (θεσπζοντες) приходили в движение и произносили грозные речи, прибавляя к ним «неведомые, полубезумные и совершенно неясные слова (γνωστα κα προιστρα κα πντη δηλα), смысл которых не был доступен никому, обладающему разумом». Обличенные Цельсом, эти пророки признались ему, что они выдумали свои слова от первого до последнего (Origenis Contra Celsum. lib. VII, c. 9, Migne, S. gr. t. 2, p. 1433). Непонятные слова, в роде глоссолалических, встречаются в изобилии в заговорах и заклинательных формулах различных народов. Известные у древних греков, в качестве могущественных филактериев, τ φσια γρμματα (магические письмена на короне, поясе и пьедестале Дианы Ефесской) состояли из загадочных (ανιγματδες) слов: σκιον, κατσκιον, λζ, τετρς, δαμναμενες, ασια (Климент Алекс., Stromat.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

382 Tregelles, Account of the printed text of the New Testament, in-8°, Лондон, 1854, стр. 185. Кардинал Май начал приготовлять новое издание Ватиканского кодекса, которое было окончено Верцеллоном и опубликовано в Риме в 1857 году, Vetus et Novum Testamentum ex antiquissimo Codice Vaticano, 5 in-4°. Тишендорф опубликовал ручное издание его, с выбором вариантов. Vetus Testamentum graece juxta LXX Interpretes, textum Vaticanum romanum emendatius edidit, argumenta et locos Novi Testamenti paralleles notavit, omnem lectionis varietalem codicum vetustissimorum Alexandrini, Ephraemi Syri, Friderico-Augustini (sinaitici) subjunxit, prolegomenis uberrimis instruxit C. .Tischendorf, Prolegomena recognovit, collationem codicum Vaticani et Sinaitici adjecit E. Nestle, 7-е издание, 2 in-8°, Лейцциг, 1887. См. также H. B. Swete, The old Testament in Greek according to the Sertuagint, 3 тома in-12, 2-е изд., Кэмбридж, 1897. – Лучшие католические издания LXX – издания Верцеллона (Vercellone) и Коццы (Cozza), Bibliorum Sacrorum graecus Codex Vaticanus, 6 in-f°, Рим, 1868–1881; Лоха, Vetus Testamentum graece juxta Septuaginta interpretes, textum ex codice Vaticano edidit Loch, in-8°, Регенсбург, 1866; 2-е издание 1886, и издание Firmin’a Didot, в Париже, Vetus lestamentum graecum, cura J. N. Jager, 1855, 2 in-4°, с латинским переводом en regard; 1 in-4°, один греческий текст. Греческий текст и латинский поревод воспроизводит издание Caraffa, как сказано в предисловии, t. I, p. V. 383 Schleusner опубликовал в Лейпциге, 1820–1821, 5 in-8°, ценный Словарь LXX, напечатанний в Глазго, в 3 томах in-8°, 1822: Novus thesaurus philologicus criticus, sive Lexicon in LXX et reliquos interpretes graecos. – Между греческими конкорданциями мы можем указать следующие: Concordantiae Veteris Testamenti graecae Ebraeis (sic) vocibus respondentes, authore Conrado Kirchero, Augastano, in-4°, Франкфурт, 1607; Abrahami Trommii, Concordantiae graecae versionis, vulgo dictae LXX interpretum, 2in-f°, Амстердам, 1718.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

283 Основоположным фактом при всяком богословском истолковании власти епископа (или священника) в Церкви нужно признать нерасторжимую связь хиротонии с Евхаристией. Связь эта обычно принимается как самоочевидная, а между тем она-то и является исходной точкой для построения «богословия власти» в Церкви как власти благодатной, а не «внешней» по отношению к благодатной природе Церкви. 284 Мы не касаемся здесь чрезвычайно сложного вопроса об экклезиологическом соотношении между «епархией» (возглавляемой епископом) и «приходами» (возглавляемыми священниками). Очевидно, что ранняя структура Церкви знала только общину, возглавляемую епископом, который и был предстоятелем на евхаристическом собрании, учителем и пастырем Церкви. Пресвитеры составляли его совет – пресвитериум (см.: Colson, J. L’evêque dans les communautés primitives. Paris, 1951; Chirat, H. L’assemblét chrétienne a l’âge apostolique. Paris, 1949; Etudes sur le Sacrement de l’Ordre. Paris, 1957). Разделение епархии на приходы и соответственное изменение функций пресвитера совершились позднее, но эта перемена никогда по существу не была предметом серьезного изучения и «интерпретации» в православном богословии. Очевидно, во всяком случае, что она не может противоречить основоположным принципам евхаристической экклезиологии, потому что она тогда противоречила бы природе Церкви. Но, повторяем, тема эта должна стать предметом серьезного богословского осмысления. 285 См.: Милаш Никодим. Указ. соч. Толкование на 1-е Апостольское Правило. T. I. С. 46 – 47. Ср.: Botte, Dom В. L”Ordre d’après les priers d’ordination//Le Sacrement de l’Ordre. Coll. «Lex Grandi», 22. Paris, 1957, p. 31. 288 Ириней Лионский . Против ересей, III, 3, 3. См.: Bardy, G. La théologie de l’Eglise de St. Clément de Rome a St. Irénée, p. 183 et suiv. О понятии StaSoyií у Иринея см.: Caspar, E. Die aelteste Roemische Bischofsliste. Berlin, 1926, S. 444. 289 Поэтому и избрание, и хиротония составляют существенные и необходимые моменты в православном поставлении епископа. Это засвидетельствовано литургическим Преданием, в котором избрание и наречение имеют особый чин, после чего избранный поставляется перед хиротонией на орлец. Прав епископ Сильвестр, когда пишет: «Поставление в иерархические степени не только никогда в Церкви не признавалось тождественным с избранием достойных лиц в сии степени, но, напротив, всегда строго и резко отличалось от последнего». Но только ущербной экклезиологией можно объяснить продолжение этой же мысли: «Избрание при участии народа... имело только условное, а не существенное значение» (Опыт православного догматического богословия. Киев, 1897. Т. 4. С. 382–383).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

377 Подробнее см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 181 и далее; об античном и средневековом понимании искусства см.: там же. С. 445–446. 378 См. в частности: Sauser Е. Frühchristliche Kunst. Sinnbild und Glaubensaussage. Innsbruck, Wien, München. 1966; Grabar A. Die Kunst des frühen Christentums von der ersten Zeugnissen christlicher Kunst bis zur Zeit Theodosius 1. München, 1967; Stützer H.A. Die Kunst der römischen Katakomben. Köln, 1983. 379 Подробнее см.: Grabar A. Ibidem; Kitzinger E. Byzantinische Kunst im Werden. Stilentwicklung in der Mittelmeerkunst vom 3. bis zum 7. Jahrhundert. Köln, 1984; Effenberger A. Frühchristliche Kunst und Kultur. Vc den Anfängen bis zum 7. Jahrhundert. München, 1986. 380 Подробнее см.: Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom von dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. Leipzig, 1967; Bovini G. Mosaici di Ravenna. Mailand, 1957; Nordström C.O. Ravennastudien. Ideengeschichte und ikonographische Untersuchungen über die Mosaiken von Ravenna. Stockholm, Uppsala, 1953. 381 Подробнее см.: Брунов Н.И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века. Л.-М., 1966. С. 16–160; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmonsworth, 1975: Mango C. Byzantine Architecture. N. Y., 1976. 382 Подробнее о византийской музыке и ее жанрах см.: Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961; Герцман E. Византийское музыкознание. Л., 1988. 389 Подробный анализ этого трактата см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 376 и далее; 509 и далее. 392 Учитывая женский род греческого слова κφρασις (описание), некоторые российские исследователи (как правило литературоведы) ввели в обиход слово экфраза. Однако, учитывая, что в эстетике уже существуют такие глобалиные категории как мимесис и катарсис, имеющие в греческом так же ж. р., который согласно законам русского словоупотребления благополучно преобразовался в м. р.. считаю целесообразной подобную метаморфозу и для категории экфрасис, во всяком случае при ее использовании в эстетическом контексте, что и осуществлено мною в моих более ранних исследованиях. Экфрасис – описание произведений искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010