Закрыть Один и тот же - Бог и Человек Четвертый Вселенский собор: учение о Христе 29.07.2016 382 Время на чтение 5 минут 29 июля Православная Церковь совершает память святых отцов IV Вселенского Собора, состоявшегося в 451 г., в Халкидоне - небольшом городке, расположенном поблизости от Константинополя. На Халкидонском соборе было принято важнейшее для христианского богословия вероопределение, содержащее ответ на вопрос - «Кто есть Иисус Христос?». Конечно, будет ошибкой считать, что ответа на этот вопрос до IV Вселенского Собора не существовало. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь спрашивал своих учеников: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 13-16). Смысл ответа апостола Петра в том, что Христос - не просто один из святых или пророков, Он - Сын Божий и Спаситель. Святые и пророки предвозвещали время, когда совершится спасение, обещанное Богом. Христос пришел не для того, чтобы предвозвещать, но исполнить все, написанное в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24, 44). Слова апостола каждый христианин повторяет перед Евхаристической Чашей: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти...». Это основа нашей веры - исповедание (признание) Иисуса Христа Сыном Божиим и Спасителем. Из Евангелия мы также знаем и то, что Господь называет Сам Себя и Сыном Человеческим . Мы знаем, что Христос родился от Девы (Мф. 1, 25), как обычный ребенок - рос, преуспевал в премудрости и возрасте (Лк. 2, 52). Затем - обходил города и села с проповедью Царства Божия, ел и пил вино (Лк. 7, 34), спал (Мф. 8, 24), испытывал голод и жажду (Мф. 4, 2; Ин. 4, 7), скорбел о смерти близкого друга Лазаря (Ин. 11, 33), плакал о грядущей гибели Иерусалима (Лк. 19, 41), проливал кровавый пот в Гефсиманском саду (Лк. 22, 44), и наконец - принял смерть на кресте. Во всем этом мы видим Христа - Сына Божия, как человека из плоти и крови. Христос - это Сын Божий и Сын Человеческий, одновременно Бог и Человек. Наиболее ярко эта христианская истина выражена в Четвертом Евангелии: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог , и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 1, 14). А также у апостола Павла: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Из 73 псалмов, надписанных именем Давида, большая часть 372 , кроме его имени, имеют в своих надписаниях множество других еще, частью исторических и преимущественно археологических указаний, которые в свою очередь представляют более или менее ясные и определенные, прямые или непрямые свидетельства о их Давидовом происхождении. Так в надписаниях 14 псалмов, кроме имени Давида, как писателя, находятся еще более или менее подробные указания исторических поводов к написанию псалмов из обстоятельств жизни и царствования Давида. Каковы по хронологическому порядку указываемых событий надписания следующих псалмов: 58-го: «когда Саул послал стеречь дом, чтобы умертвить его» (Давида) 373 ; 55-го: (молитва) «когда Филистимляне захватили его в Гефе» 374 , и 33-го: (благодарение) «когда он пред Авимелехом притворился безумным и, быв изгнан от него, удалился» 375 ; 51-го «когда пришел Доиг Идумеянин и донес Саулу, что Давид пришел в дом Ахимелеха» 376 ; 56-го: «когда он (Давид) убежал от Саула в пещеру», и 141-го: «молитва, когда он был в пещере» 377 ; 53-го: «когда пришли Зифеи и сказали Саулу: Давид скрывается у нас» 378 , и 7-го: «относительно Куша из племени Вениаминова», под которым обыкновенно разумеют Саула или кого-либо из единоплеменных ему коварных слуг его 379 ; 59-го: « когда он (Давид) воевал с Сирие Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил 12 тысяч Идумеев в долине Соляной» 380 ; 50-го: «когда приходил к нему пророк Нафан, после того как он вошел к Вирсавии» 381 ; 3-го: «когда он (Давид) бежал от сына своего Авессалома», и 62-го: «когда он (во время этого бегства был в пустыне Иудейской» 382 ; 17-го: «когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула» 383 , и 29-го: «при обновлении дома», под которым, по всей вероятности, следует разуметь освящение места для будущего храма после избавления от моровой язвы 384 . Такие надписания составляют исключительную принадлежность одних только псалмов, надписанных именем Давида, и все вполне согласны с историей его жизни и царствования, так что, если вообще существование песней Давидовых в Псалтири не подлежит сомнению и справедливо свидетельство премудрого сына Сирахова, что песни его имели отношение к разным событиям и обстоятельствам его жизни 385 , то содержащиеся в этих надписаниях указания поводов к написанию псалмов из событий жизни Давида с первого взгляда уже представляются очень вероятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Иов. 18 :21. Таковы дома неправедных и таково место незнающих Бога 372 ! Глава 19 Иов. 19 :1. И отвечалъ Иов, и сказал: Иов. 19 :2. Доколе будете утомлять душу мою и низлагать меня словами? Знайте только, что Господь поступил со мною так. Иов. 19 :3. Клевещете на меня и без стыда предо мною нападаете на меня. Иов. 19 :4. Пусть бы я погрешил действительно, и у меня явилась 373 погрешность говорить слова, которых не следовало (говорить), и слова мои греховны и не ко времени (сказаны) 374 . Иов. 19 :5. Если же надо мною величаетесь и нападаете на меня с позором, Иов. 19 :6. То знайте, что Господь ниспроверг меня и поднялъ надо мною ограду Свою 375 . Иов. 19 :7. Вот я посмеваюсь позору, не буду говорить 376 , буду вопить, ибо нигде (нет) суда. Иов. 19 :8. Кругом я огражден и не могу пройдти, пред лицемъ 377 моим Он тьму положил. Иов. 19 :9. Славу 378 совлек с меня и снялъ венец с головы моей. Иов. 19 :10. Кругомъ раззорилъ 379 меня, и я отхожу 380 . Он подсек, как дерево, надежду мою. Иов. 19 :11. Гневом Своим воспылалъ 381 на меня и сочел меня как бы врагом: Иов. 19 :12. Вместе собрались испытания Его на меня, а на путях моих окружили меня злоумышленники 382 . Иов. 19 :13. Братья мои отступили от меня, признали своими 383 чужих более, чем меня, и друзья мои стали немилостивы. Иов. 19 :14. Ближние мои не остались при мне и знающие имя мое забыли меня, Иов. 19 :15. Соседи дома и рабыни мои: я стал (как бы) 384 иноплеменником для них. Иов. 19 :16. Раба своего зову, и он не слушает, устами своими я умоляю (его) 385 . Иов. 19 :17. Прошу 386 жену мою, ласково зову детей рабынь 387 моих, Иов. 19 :18. Но они навсегда бросают меня; когда встану, они издеваются надо мною 388 . Иов. 19 :19. Гнушаются мною видящие меня, и любимые мною возстают на меня. Иов. 19 :20. Въ коже моей сгнила плоть моя и кожа 389 моя только в зубах осталась. Иов. 19 :21. Помилуйте меня, помилуйте меня, друзья! ибо рука Господня коснулась меня. Иов. 19 :22. Зачем вы преследуете меня, как и Господь? разве плотию моею не можете насытиться 390 ?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как может молиться тот, кто боится того, как бы не услышана была молитва его? Тот же, кто молится с дерзновением любви, жаждет, чтобы Он уже пришел. Об этом желании сказал некто (quidam) в псалме: Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою ( Пс.6:4–5 ). Он стонал из-за отсрочки [Пришествия Его]. Ибо есть люди, которые терпят смерть, есть же те, которые, достигши совершенства, терпят жизнь. О чем я говорю? Тот, кто всё еще жаждет этой жизни, при наступлении дня смерти терпеливо сносит смерть, он борется сам с собой, чтобы следовать воле Божией, и в душе своей стремится больше к тому, чтобы исполнилась воля Божия, нежели его человеческая воля; из-за жажды сей жизни в нем рождается борьба со смертью, и всё же он проявляет терпение и стойкость, чтобы умереть со спокойной душой: такой человек терпит смерть. Тот, кто имеет желание, по словам апостола, разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:23 ), не смерть терпит, но терпит жизнь, с радостью принимая смерть. Посмотри на апостола, терпеливо переносящего жизнь, то есть он не терпеливо любит сию жизнь, но терпит ее. Разрешиться и быть со Христом несравненно лучше, – говорит апостол, – а оставаться во плоти нужнее для вас ( Флп.1:23–24 ). Поэтому, братья, сделайте усилие, достигните согласия внутри себя, чтобы жаждать Судного дня. Любовь явит себя совершенной, только если человек начнет жаждать Судного дня. Тот же его жаждет, кто имеет дерзновение в нем; тот же имеет в нем дерзновение, чья совесть не исполнена страха, потому что он пребывает в совершенной и подлинной любви. 3 . «В том любовь достигает в нас совершенства, что мы имеем дерзновение в день суда ( 1Ин.4:17 )». Почему мы будем иметь дерзновение? Потому что мы в мире сем, как Он ( 1Ин.4:17 ). [P. 382] Ты услышал причину дерзновения своего: потому что мы в мире сем, как Он. Не кажется ли вам, что он сказал нечто невозможное? Неужели человек может быть как Бог? Я объяснял уже вам, что слово «как» не всегда указывает на равенство, но указывает на некоторое подобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ответ на возражение 1. Этот аргумент рассматривает избыток милостыни в смысле превышения потребностей получателя. Ответ на возражение 2. В приведенном отрывке речь идет об избытке милостыни со стороны подателя, а смысл сказанного состоит в том, что Бог не желает, чтобы человек растрачивал все свое имение сразу, за исключением тех случаев, когда он изменяет состояние своей жизни, по каковой причине далее он продолжает: «... если только мы не следуем Елисею, который заколол своих волов и накормил ими бедных, раздав все, что имел, дабы никакие домашние хлопоты не могли более удерживать его ( 3Цар. 19, 21 )». Ответ на возражение 3. В приведенном отрывке слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение», относятся к той избыточной милостыне, которая превосходит потребности получателя, которому надлежит подавать милостыню не для того, чтобы его жизнь была легкой, а чтобы оказать ему помощь. Впрочем, тут нужно иметь в виду, что люди могут находиться в различных состояниях, и те из них, которые получили более изысканное воспитание, нуждаются в лучшем питании и одежде. Поэтому Амвросий говорит: «Подавая человеку милостыню, надлежит принимать во внимание его возраст и болезни, а подчас и тот стыд, который выявляет его доброе происхождение, тем более, если он впал в нищету не по своей вине». Последующие же слова, [а именно]: «А вам тяжесть», относятся к избыточности со стороны подателя. Тем не менее, как указывает глосса, «он говорит так не потому, что было бы лучше подавать в избытке, а потому, что, опасаясь за слабых, он таким образом предостерегает их от даяния того, в чем нуждаются они сами». 381 В каноническом переводе: «Милостыня человека... и благодеяние человека сохранит Он как зеницу ока». 382 В каноническом переводе: «Заключи в кладовых твоих милостыню – и она избавит тебя от всякого несчастья». 383 В каноническом переводе: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой – искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным». 385 В каноническом переводе: «Благочестие – на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Согласно «Пространному Катехизису», выражение «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом» [ 382 ]. Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство — всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 9-10). Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24) и Первосвященником (Евр. 4, 14-15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 13-14). б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф. 1, 22-23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» (2 Пт. 1, 3). в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Согласно «Пространному Катихизису», выражение «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом» 382 . Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство – всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп. 2:9–10 ). Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом ( Евр. 9:15, 12:24 ) и Первосвященником ( Евр. 4:14–15 ). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» ( Ин. 14:13–14 ). б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа ( Ин. 16:7 ), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян. 2:1–4 ) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви ( Еф. 1:22–23 ), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ). в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:25–26 ). Глава VIII. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Политический такт подсказал Феодосию, чем лучше можно привлечь других варваров, и надежды его вполне сбылись. Широкое применение в жизни дипломатической тактики привело уже к тому, что уже 3 октября 382 года Феодосий мог поздравить себя с полным примирением, воцарившимся между готами и римлянами. Следует заметить, что отношения между теми и другими с 381 года не переходили в военные столкновения, да и вообще 381 и 382 гг. представляют мирную картину в царствовании Феодосия 143 , когда последний спокойно работал над осуществлением церковно-политической программы. В течение же двух лет велись и мирные переговоры с готами, давшие наконец в 382 году положительный результат в пользу Феодосия. Теперь уже почти вся нация готов 144 изъявила свое полное согласие вступить в союз с Феодосием. Дело произошло так. Готы, грабившие Фракию, вскоре почувствовали большой недостаток в средствах к существованию. Ничего не оставалось, как обратиться за помощью с выражением полной покорности к Феодосию. Сначала обратилось к Феодосию незначительное количество, а так как эти готы были доверчиво приняты императором, то скоро к ним присоединились и остальные. Часть варваров, увлеченная блеском солдатской жизни, поступила на военную службу, а часть получила земли в Дации и Мезии. Посредником при переговорах был Сатурнин 145 , который своей простотой и человеколюбием 146 сумел мирно покончить дело 147 . Результаты приведения к нулю постоянных готских нападений были настолько ощутительны, что даже такой пристрастный историк, как Зосим, не мог отказать себе в удовольствии похвалить Феодосия. Так, Зосим говорит, что Феодосий некогда прославился тем, что исцелил болезни империи, благодаря чему жители получили возможность спокойно обрабатывать землю, пасти стада 148 . Империя теперь также снова ожила: дороги стали свободны, все обновилось. Насколько можно судить по этой краткой заметке Зосима, готы своими частыми нападениями на восточную империю, теми разорениями и опустошениями, какие они наносили стране, вконец обессилили государство, прервали его культурно-экономическое развитие: земледелия почти не было, скотоводство исчезло, в особенности во Фракии, Македонии и Фессалии, и так дело обстояло со времен адрианопольского поражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 Журнал собрания Совета Императорской МДА 5 июня 1915 года//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 377. Л. 77. Первые двадцать студентов были удостоены «степени кандидата богословия причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний» (Там же. Л. 76 об. –77). 85 Журнал собрания Совета Императорской МДА 30 сентября 1915 года. 13//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 377. Л. 121. «Избрать и ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении в должности помощника секретаря Совета и Правления Академии кандидата оной выпуска текущего 1915 года священника Феодора Делекторского». См. также: Прошение об избрании на должность секретаря совета//ЦИАМ. Ф. 223. Оп. 4. Д. 5378. Л. 5. 86 Журнал собрания Совета Императорской МДА 11 ноября 1915 года 18//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 377. Л. 148 об. 87 Журнал собрания Совета Императорской МДА 14 декабря 1915 года 21//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 377. Л. 176. 88 Журнал собрания Совета Императорской МДА 29 января 1916 года 1//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 382. Л.З об. –4. 89 Журнал собрания Совета Императорской МДА 14 декабря 1915 года 21//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 377. Л. 168 об. 90 Журнал собрания Совета Императорской МДА 10 мая 1916 года 7//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 382. Л. 35. 91 Там же. Л. 33, 34, 34 об. Журнал от 1 июня 1916 г. также заверен о. Феодором//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 382. Л. 36, 36 об. 92 Послужной список Помощника Секретаря Императорской Московской Духовной Академии священника Феодора Делекторского. Составлен декабря ...дня 1916 года//ЦИАМ. Ф. 223. Оп. 4. Д. 5378. Л. 10. 93 При епископе Андронике (Никольском) , выпускнике Московской духовной академии и впоследствии ее первом по хронологии новомученике. См.: Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: на пути к мученичеству//БВ. 2017. Т. 26–27. 3–4. С. 34–35. Свящ. Феодор был принят в Пермскую Епархию с назначением настоятелем градо-Пермского Петропавловского собора несколькими днями раньше 27.12.1916 (Пермские епархиальные ведомости. 1917. 1 оф. отд. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

6 . 52-я армия, закончив в ночь перегруппировку и сосредоточение войск на своем правом фланге, с 9.30 начала артнаступление. С 11.00 пехота начала наступление и передовыми частями вела бой с противником на западном берегу р.Волхов на фронте иск. пионерлагерь, Горка, Лелявино. 267 сд, начав с утра наступление, вела бой передовыми частями на западном берегу р.Волхов в районе южнее Горка. Продвижение главных сил задерживается сильным минометным и пулеметным огнем противника. 305 сд к 14.00 частью сил вела бой в районе Горка, Лелявино, встречая сильное сопротивление противника. Изменений в положении 46, 225, 259 сд и 25 кд нет. 7 . Погода ясная, без ветра. Утром местами туманная дымка и туман. Температура —22—30 град. Видимость 4–10 км, при тумане 500 метров. Начальник штаба Волховского фронта генерал-майор СТЕЛЬМАХ Военный комиссар штаба фронта дивизионный комиссар РЯБЧИЙ Начальник оперативного отдела генерал-майор ГОРОДЕЦКИЙ ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 97. Д. 81. Л. 46–49. Подлинник. О ходе Любанской операции Боевое донесение командующего войсками Волховского фронта Верховному Главнокомандующему 16 января 1942 г. 00 ч 20 мин 1 . 2-я ударная армия 15 января продолжала развивать успех на фронте Коломно, Ямно, очистив от противника его первую линию обороны. К исходу дня войска вели бой в лесу западнее Коломно, Бор, Ямно. Все три бригады 2-го эшелона переправлены на западный берег р. Волхов; одна из них – 59-я – вступила в бой и к исходу дня вышла к верховью руч. Малое Иглино (4 км западнее р. Волхов). Две остальные бригады развернулись и подходят к опушке леса западнее Костылево, Арефино. 382 и 366 сд к утру 16 января сосредоточиваются: 382 сд – в районе Большие Вяжищи, Вяжищи; 366 сд – в районе Гряды, Поселок 3-й. В течение дня противник переходил в частные контратаки, отбитые с большими потерями для противника. Трофеи, взятые на участке 2-й ударной армии, подсчитываются. 2-й ударной армии приказано провести перегруппировку сил, растянуть на широком фронте фланговые 25-ю и частично 24-ю бригады с тем, чтобы усилить ударную группировку вводом в прорыв 57-й бригады через Коломно на северо-запад для захвата дороги Спасская Полисть – Селищенский поселок и главными силами 24-й бригады – через Борисово на Любцы. 382 и 366 сд к исходу дня выходят на рубеж р. Волхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010