О чем считаю приятным долгом сообщить Вашему Высокопреподобию. Директор Ив. Гаспль Письмоводитель: (подпись). Архив РДМ, п. 69, д. 1434, 1 л. 332. Письмо Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии к архимандриту Антонину Киев 19 декабря 1881 г. Его Высокопреподобию, почетному члену Церковно-археологического общества, настоятелю Русской Миссии в Иерусалиме, архимандриту Антонину Настоятель Московского единоверческого Никольского монастыря архимандрит Павел 595 передал от Вас в дар для Церковно-археологического музея две статуэтки, один светильник, один алавастр и тринадцать глиняных сосудов с острова Кипра, три окаменелости с Иудейских гор, корень растения «мандрагора» и несколько желудей с Дуба Мамврийского. Уведомляя о получении сих вещей, Церковно-археологическое общество долгом считает принести Вашему Высокопреподобию глубокую и искреннюю благодарность за пожертвование их для Церковно-археологического музея. Председатель епископ Михаил Секретарь Н. Петров Архив РДМ, п. 69, д. 1433, 1 л. 333. Расписка из Болгарской народной библиотеки о получении книг, подаренных архимандритом Антонином София 25 января 1883 г. Расписка Управлението на Б.Н. Библиотека прие от г. Д. Кодева подарените от архимандрита Антонина следующите книги: 1 Поездка в Румелию. С.-Петербург. 1879. 2 О древних християнских надписах в Афинах. Проповеднический Круг в подвиж– них праздниках Церкви в две части. 3 Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864. Старший помощник В. Манчов Архив РДМ, п. 69, д. 1439, 1 л. 334. Письмо профессора И.В. Помяловского к архимандриту Антонину об избрании его почетным членом Императорского Русского Археологического Общества С.-Петербург 6 февраля 1884 г. Ваше Высокопреподобие, досточтимейший отец архимандрит. Императорское Русское Археологическое Общество, высоко ценя многообразные услуги, оказанные Вами Обществу и желая выразить Вам как признательность за оные, так и глубокое уважение к Вашей высокополезной ученой деятельности, в заседании своем 4-го минувшего января единогласно избрало Вас в число своих почетных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Перевод Семидесяти Толковников: в царствование египетского царя Птоломея II Филадельфа, при первосвященнике Елиазаре 328 . В 203 году до Р.Х. Египет однако же теряет свою власть над Иудеей и она отходит под владычество Сирийских царей. Начало тяжелого времени для иудейского народа: желание ограбления храма в пользу государственной казны царем Селевком Филопатором 329 , решение окончательно уничтожить религию Иеговы и на ее место водворить греческое язычество сирийским царем Антиохом IV Епифаном (175 – 164 гг.). Образование греко-иудейской партии. Объявление греческого культа государственной религией. Возбуждение в народе насильственно навязывавшемуся эллинизму и укрепление преданности своей вере. 3. Маккавеи и их подвиги для церкви и государства Старец Елеазар – мученники Соломония 330 и семь ее сыновей ( 2Мак. 5, 7 ). Особая ревность престарелого священника Маттафия 331 и сыновей его Иуды, Ионафана и Симона. Иуда, сын Маттафия, под именем Маккавея 332 , выступает на защиту религии. Борьба за восстановление истинной религии. Несколько поражений войску Антиоха Епифана, временное заключение мира, вновь очищение и освящение храма. Страшный гнев Божий на Антиоха в виде страшной болезни. Власть Маккавеев в стране. Внутренний раздор в стране. 4. Иудеи под владычеством римлян Нашествие римского полководца Помпея для подавления смуты (64 г. до Р.Х.). Порабощение Иудеи Римом 333 и плата дани (с 63 г. до Р.Х.). Власть переходит в руки идумеянина Антипатра 334 . Его сын, Ирод, захватил власть над всею страною и лестью перед римлянами добился титула “царя иудейского” (с 37 г. до Р.Х.). Царствование Ирода Краткая историческая справка – династия Иродов: Впервые власть над иудеями вручена была римлянами чужестранцу – Ироду. А вот что сообщает о нем Иосиф Флавий: он был идумеянин по отцу и араб по матери. Историк Африкан 335 говорит, что, по словам тех, кто тщательно занимался его родословной, Антипатр (отец Ирода) был сыном какого-то Ирода из Аскалона, одного из иеродулов в храме Аполлона. Этот Антипатр еще ребенком был захвачен идумейскими разбойниками, оставался и ними (отец его, человек бедный, не мог его выкупить) и был воспитан в их понятиях. Потом он полюбился Гиркану 336 , первосвященнику иудеев, и от этого Антипатра и родился Ирод.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Рейтинг: 9.2 Голосов: 62 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. – Репринт. – М.: Просветитель и др., 1991. – С. 176.  Тертуллиан. О покаянии//Тертуллиан, Квинт Септимий Флоррент. Избранные сочинения/Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. – Прогресс, 1994. – С. 312,313.  Григорий Богослов, свт. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 1. – С. 547.  Григорий Богослов, свт. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 1. – С. 595.  Феофан Затворник, свт. Толкование Послания св. Апостола Павла к Римлянам. Репринт. – [М.]: Моск. Сретенский мон-рь и др., 1996. – 974 с. Афанасьев, Николай, протопр. Вступление в Церковь. – М.: Паломник, Центр по изучению религий, 1993. – С. 332, 333.  Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. – С. 298.  Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственны. – М. Синодальная б-ка, 1991. – С. 4.  Книга правил. – Репринт. – СПб.: Вира и др., 1996. – С. 126.  Афанасьев, Николай, протопр. Вступление в Церковь. – М.: Паломник, Центр по изучению религий, 1993. – С. 127.  Правила Св. Поместных Соборов с толкованиями: В 2 ч. – Тутаев: Правосл. Братство свв. князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч. 2. – С. 355-356.  Книга правил. – Репринт. – СПб.: Вира и др., 1996. – С. 126.  Воробьев, Владимир, прот. Покаяние, исповедь, духовное руководство//Весна покаяния: Беседы перед исповедью. – М.: Даниловский благовестник, 2006. – С. 112-113. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 11 июля 2015, 13:35 мне кажется, что слишком грубые (не смысле оскорбления конечно, а смысле " грубая работа " ) рассуждения на слишком тонкую тему. Не все так грубо-черно-бело... Якунина Ольга 1 июля 2014, 20:44

http://pravoslavie.ru/71730.html

Самуил с 1710. Косма II с 1724. Косма III с 1737. Матфей с 1746. Киприан с 1766. Герасим с 1783. Парфений II с 1791. Феофил с 1805. Иерофей I 1825–1846. Артемий 1846–1847. Иерофей 1847–1856... Иаков. Никанор. Софроний с 1870 доныне. Патриархи антиохийские По преосв. Порфирию. Труды Киев. Акад. 1874 и 1875 Св. Петр апостол 44–57. Св. Еводий 57–86. Св. Игнатий Богоносец 86–107 или 116. Ирон 107 или 117–136. Корнилий 137–149. Ерос 150–175. Св. Феофил 176–188. Максимин 189–291. Св. Серапион 202–226. Св. Асклипиад 227–233. Филипп 234–235. Зевенн или Зевина 236–237. Св. муч. Вавила 238–250. Фавий 251–259. Св. Димитрий 260–263. Павел I самосатский 264–271. Св. Домн I 272–273. Тимей 274–283. Кирилл 1 284–298. Тиранн 299–311. Виталий 312–317. Св. Филогоний 318–322. Павлин 1 322. Св. Евстаоий 323–340. Вдовство 341–358. Антипатриархи ариане: Евлалий 331. Евфроний 332. Плакентий 333–944. Стефан I 346–348. Леонтий 349–356. Евдокоий 357–358. Мелетий правосл. 358–381. Антипатриархи его ариане: Аниан 359–364. Евзой † 376. Дорофей или Феодор 376–383. Виталий аполлинарист с 376. Св. Флавиан правосл. 381–404. Антипатриархи правосланные два: Павлин 362–388. Евагрий 388–392. Порфирий 404–413. Александр I 413–418. Феодот I 419–422. Иоанн I 423–440. Домнин II 441–448. Максим 449–452. Василий 453–454. Ананий 456. Мартирий 456–468. Иулиан 469–483. Иоинн II 3 месяца. Стефан II 484–486. Стефан III 487. Каландион 489–492. (Петр Кнафей антипатриарх пяти предыдущих Иулиана и прочих). Петр Кнафей иной святой 493–495. Палладий 496–505. Флавиан 506 –512. Север ересеначальник 512–519. Павел 520–522. Евфрасий 523–527. Евфремий 527–545. Домн II 546–560. Анастасий I синаит 561–572. Григорий I 573–596 (или 593). Анастасий вторично 596–601 (или 599). Анастасий II 602–610. Вдовство с 611–639. Взятие Антиохии арабами в 637 г. Патриархи двойники одни в Антиохии с 660 г., другие в Царьграде (640–688): В Царьграде: Македоний монофелит 640–645. Георгий монофелит 645–650. Междупатриаршество 651–652. Макарий монофелит 653–680.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

6. Μεγαρικν– 102,503 дм 3 Формула взаимосвязи 1 Μεγαρικα=10 θαλσσια μσρα=12,25 μοναστηριακ=15 ννονικ μτρα=40 ττρτια=100 μνα   Византийские меры объема для жидкостей (масло) 1. Σονλια ογγα – 0,024 дм 3 2. Σονλια λτρα – 0,284 дм 3 3. Τετρτιον – 2,130 дм 3 4. ’Аννονικς μτον’ – 5,680 дм 3 5. Μοναστηριακν μτρον– 6,816 дм 3 6. Θαλσσιον μτρον– 8,520 дм 3 Формула взаимосвязи 1 Θαλσσιον μτρον=1,25 μοναστηριακο μτρον=1,5 ννονικο μτρον=4 τετρτια=30 σουλια λτρα=360 σουλια ογγα Византийские меры веса (грамм) Вес Вес Вес Вес в 4–6 вв. в 6–7 вв. в 7–9 вв. в 9 в. 1. Κριθκκον (критокк) 0,038 0,037 0,037 0,0372 2. Σιτκκον (ситокк) 0,047 0,047 0,046 0,046 3. Κερτιον (кератион) 0,188 0,186 0,185 0,185 4. ’Оβολς (обол) 0,563 0,559 0,556 0,554 5. Γρμμα (грамма) 1,125 1,118 1,111 1,10 6. Δραχμ (драхма) 3,375 3,354 3,333 3,323 7. ’Eξγιον (эксагий) 4,5 4,472 4,444 4,431 8. Σουλια ογγα (унгиа) 21,6 21,467 21,333 21,267 9. Λογαρικ ογγα 27,0 26,833 26,667 26,583 10. ’Aργυρικ ογγα (серебряная унгиа) 28,125 27,951 27,778 27,691 11. Σουλια λτρα (литра) 259,2 257,6 256 255,2 12. Λογαρικ λτρα 324 322 320 319 13. Αργυρικ λτρα (серебряная литра) 337,5 335,417 333,333 332,292 14. Κεντηνριον (кентенарий) 32400 32200 32000 31900 15. Γομριον (гомарион) 97200 9600 9600 95700 16. Πσα (песа) 129600 128800 128000 127600   Формула взаимосвязи 1 πσα=1/4 γομριον=4 κεντηνρια=384 ργυρικα λτραι=400 λογαρικα λτραι=500 σουλιαι λτραι=608 ργυρικα ογγαι=4800 λογαρικα ογγα=6000 σουλιαι ογγαι=28800 ξγια=38400 δραχμαι=115200 γραμμα=230400 βλοι=691200 κερτια=2764800 σιτκκια=3456000 κριθκκια         А. Г. ГрушевойЮ. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии» Переиздающийся ныне первый в отечественной историографии обобщающий труд по истории Византии нуждается в нескольких страницах послесловия о его авторе и самом труде. Юлиан Андреевич Кулаковский был известным на рубеже веков антиковедом, археологом и византинистом. Показательно, в сколь положительных тонах выдержана о нем биобиблиографическая заметка в известном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 33, с. 952). Не менее, однако, важно, что даже в таком очень идеологизированном по подаче материала многотомнике, каким было второе издание Большой Советской Энциклопедии, имеется небольшая заметка о Ю. А. Кулаковском , выдержанная, учитывая специфику издания, в достаточно положительном и объективном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Апостол ряд добродетелей представляет не так, чтобы каждая следующая вытекала из предыдущей, – все они составляют жизнь и проявление веры, – но даёт наставление христианам, чтобы каждая предыдущая добродетель не была без последующей, чтобы иметь вид истинной и полезной добродетели. В 8 и 9 ст. Апостол разъясняет отношение сказанного в 5–7 ст. к познанию христианами Бога Отца, призвавшего их в вечную славу свою (ср. 1Пет. 5:10 ), каковым познанием они усваивают себе благодатные дары во Христе (3 ст.) для достижения этой славы (4 ст.). 8. Ибо если эти (τατα) добродетели (5–7) у вас есть (налицо) и умножаются (πλεονζοντα, укрепляются, растут, ср. Рим. 5:20; 6:1 ; 2Кор. 4:15 ; Фил. 4:27 ; 2Фес. 1:3 ), говорит апостол, то это поставляет вас в отношении к познанию Господа нашего Иисуса Христа, в каковом познании осуществляется и познание Бога Отца, в разряд людей 332 деятельных и приносящих соответствующие плоды (бл. Феοфилакт). 9. Ибо если у кого нет этих добродетелей, тот слеп, близорук, видит только то, что вблизи (Еп. Михаил: и то плохо), знает, что он христианин, но забыл об очищении в крещении от своих старых грехов. Если бы он помнил, что он в крещении получил очищение от грехов, то его знание Христа было бы в нём живой силой и его вера раскрывалась бы и обнаруживалась бы в чистой от грехов и праведной, доброй, разумной, терпеливой, благочестивой и любвеобильной деятельности: его знание, которым он владеет, было бы деятельно и приносило бы плоды. 10. Посему, заключает апостол, не забывайте вашего очищения, а скорее приложите всё старание, братия, делать ваше звание и избрание во Христе 333 твёрдым; поступая так (5–7) вы никогда не преткнётесь 334 и не останетесь вдали от цели вашего призвания. 11. Ибо так, если вы будете поступать таким образом, вам Богом будет дарован (πιχορηγηθσεται в соответствие πιχορηγσατε 5 ст.) свободный от препятствий 335 вход, непреткновенный путь в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, которое откроется с Его пришествием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

(529, 240) 2. Никто не добр сам по себе, если Тот Единственный, Кто добр, не делает его причастным Себе. Это и провозглашает в том же Послании сентенция того же папы: «Можем ли мы ожидать что доброе от умов, полагающих, что своей добротой они обязаны самим себе; не глядящих на Того, чью благодать они получают каждый день, пребывающих в уверенности, что могут достичь ее и без Него?» 330 . (530, 241) 3. Никто, даже будучи обновлен благодатью Крещения, не способен сам преодолеть ни козней диавола, ни вожделения плоти, если не будет каждый день получать помощь от Бога для твердости в добродетельной жизни. Это утверждается учением того же пастыря на тех же страницах, где он говорит: «Невзирая на то, что Бог искупил человека от его прошлых грехов, поскольку Он знает, что будут возможны и другие грехи, Он сохранил, чтобы воссоздать человека, многие средства для его восстановления даже после их [грехов] свершения и каждый день дарует эти средства, без которых, если мы не опираемся на них с доверием, мы никоим образом не можем победить наши человеческие заблуждения. Потому несомненно, что так же, как мы являемся победителями с их помощью, без них мы будем побеждены» 331 . (531, 242) 4. То, что никто не использует во благо свою свободную волю, разве только благодаря Христу, этот же учитель провозгласил в письме, посланном Собору в Милеве: «Остерегайся же извращенного учения извращеннейших умов, ибо свобода столь сильно обманула первого человека, что, как скоро он ослабляет свою узду, его самонадеянность толкает его к злоупотреблению. Он не мог бы быть от этого избавлен, если бы, в своем замысле восстановить его, пришествие Христа не воссоздало состояния первоначальной свободы» 332 . (532, 243) 5. Все усилия, все деяния и все заслуги святых должны быть принесены во славу и хвалу Божию. Никто не угоден Ему иначе, как за то, что Он Сам ему даровал. К этой идее и направляет нас безоговорочный авторитет блаженной памяти папы Зосимы, когда он пишет, обращаясь к епископам всего мира: «Что касается нас, то только силою Божественного побуждения (в самом деле, все блага должны быть принесены их Создателю, от Которого они исходят) мы предали все на совесть наших братьев и коллег епископов» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Libido est inobedientia carnis, провозглашает Августин 332 («вожделение (похоть) есть непослушание плоти [разуму]»). Ее греховность состоит в том, что разум здесь как бы тонет (ipsius mentis quaedam submersio) 333 и не может иметь святых мыслей, поглощаясь низшими чувствами, 334 . Этот взгляд блаженного Августина должно признать ошибочным по основаниям: 1) антропологического; 2) психологического; 3) морального характера. 1 . Блаженный Августин не считается с библейской антропологией. Он не хочет знать, что Библия различает две стороны в человеке – плоть, как общую всему человечеству субстанцию, носительницу родовой жизни, и тело, как индивидуальный организм, орган человеческого духа. Между тем и другим библейское учение, как мы видели, проводит резкую границу, и не только в антропологии, но и в сотериологии, эсхатологии и даже в христологии. Значение, назначение и конечная судьба тела и плоти совершенно различны. А блаженный Августин хочет уничтожить эту разницу, которая входит в самый божественный план мироздания. Он хочет, чтобы наша плоть сделалась таким же органом нашего духа, каким является наше тело. А это значит придавать такое же вечное значение плоти, как и телу. Между тем мы видели, что по библейскому учению только тело должно быть бессмертным, плоть же имеет преходящее значение и не может наследовать Царствия Божия ( 1Кор. 15, 50 ). Ошибочная по своему характеру задача превращения плоти в тело и неосуществима. Совершенно справедливо указывает блаженный Августин , что область тела, подчиняющаяся нашей воле, может быть расширена. Но все же она имеет и определенные границы. Физиология учит, что наша воля может подчинить себе только те рефлективные движения, которые хотя отчасти происходят под ее влиянием, но усилие воли никогда не может быть применено в отношении к таким движениям, которые никогда не могут быть вызваны волей. Например, наша воля может помешать рефлективному закрытию века при прикосновении к глазному яблоку, но она совершенно бессильна в отношении к рефлективным движениям радужной оболочки глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Если же случится так, что в какой-либо митрополичьей области останется один епископ, который, будучи призван своим митрополитом, ни сам не пойдет, ни через грамоту не присоединит свой голос в пользу имеющего быть рукоположенным во архиерея, тогда митрополит должен и избрать, и рукоположить его с помощью епископов соседней, чужой митрополичьей области. Подобным образом должно, чтобы и самого этого митрополита избирали и рукополагали соседние епископы, согласно Сардик. 6. «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 27) предписывают того епископа, который рукоположен одним епископом, извергать из сана вместе с рукоположившим, за исключением того лишь случая, когда из-за стесненных обстоятельств, вызванных гонениями, или по какой-либо другой причине многие епископы не могли собраться вместе и по их выбору он был рукоположен одним 330 . Так, Сидерий был рукоположен во епископа Палебисцинского (по свидетельству Синесия) не тремя епископами, но одним еп. Филоном – из-за стесненного положения епископов в то время 331 . Правило 2 Пресвитера да рукополагает один епископ, также и диакона, и прочих клириков. Толкование Это правило постановляет, чтобы всякого пресвитера, диакона и всех остальных клириков [ 332 ] , т. е. иподиаконов, чтецов, певцов и пр., рукополагал один только епископ [ 333 ] . Правило 3 Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесет в алтарь что-либо иное: мед, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-нибудь животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения. (Апост. 4; VI Всел. 28, 32, 57, 99; Карфаг. 44; Феофила Александр. 8.) Толкование Когда Господь наш Иисус Христос преподал апостолам таинство божественного священнодействия, то Он заповедал им не совершать его никаким другим образом, кроме как на хлебе и вине, смешанном с водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Пытаясь познать безусловное и продвигаясь от обусловленного к безусловному, теоретический разум запутывается в противоречиях, отмечал Кант, выходит за пределы возможного опыта и применяет рассудочные понятия, предназначенные для познания вещей для нас («обусловленного»), в качестве средств познания В. в с. («безусловного»). Душа, мир в целом, Бог (т. е. то, что составляет «абсолютно безусловное», В. в с.), по Канту, не могут быть предметом опытного теоретического знания, они суть идеи; внеопытное же их исследование (в форме рациональной психологии, космологии и теологии) не представляет для Канта научной ценности. В «Критике чистого разума» Кант, различая реальное основание существования и логическое, сформулировал чрезвычайно важное положение, касающееся понимания вещей и их отличия от В. в с. По учению Канта, «возможность вещи можно доказать, только подкрепляя понятие этой вещи соответствующим ему созерцанием, но никогда нельзя ее доказать ссылкой на одно лишь отсутствие противоречия в понятии вещи» (Соч. Т. 3. С. 308). Т. о. с помощью учения о В. в с. проводится демаркационная линия между пространственно-временным миром и миром, лежащим вне пространства и времени, между тем, что относится к метафизике природы, и тем, что лежит за ее пределами и относится к области практического разума, к нравственности, религии. Это - граница, к-рая должна помочь избежать сверхчувственного применения теоретического разума к «вещам», лежащим за пределами опытного познания, она разделяет знание опытное и внеопытное. В теоретической философии Кант называл В. в с. «проблематическим понятием», понятием, к-рое «не содержит никакого противоречия… но объективную реальность которого никоим образом нельзя познать» (Там же. С. 309), и обосновывал непознаваемость В. в с. тем, что она не есть объект, или предмет (Там же. С. 332-333). В предисловии ко 2-му изд. «Критики чистого разума» Кант писал: «Я не могу… даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания…»; и далее: «…мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере» (Там же.

http://pravenc.ru/text/Вещь в себе.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010