По имп. указу в резиденции В. 24 окт. 1744 г. поселилось сосланное в Холмогоры Брауншвейгское семейство (см. Анна Леопольдовна ). Архиерей перебрался в летний домик за Михеевским оз., в дальнейшем перенес свою резиденцию в Новоприлуцкую Преображенскую пуст. Холмогорского у. Архангельской губ. В. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. Расходы за неимением средств у покойного были отнесены за счет архиерейского дома. Все свое небольшое имущество В. при жизни раздал на помин души, в числе облагодетельствованных им лиц был отец М. В. Ломоносова. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 399; Т. 2. Ч. 1. 1879. 422; Ч. 2. 1878. 1183; Т. 3. 1878. 79, 277; Т. 4. 1880. 476; Т. 5. 1897. 54, 99, 218, 237, 382; Т. 6. 1883. 331; Т. 8. 1891. 502; Т. 9. 1913. 138, 171, 224, 440. Прил. I; Т. 10. 1901. 309, 352, 457; Т. 11. 1903. 215, 338; Т. 12. 1902. 38, 79, 107, 333, 353; Т. 14. 1910. 189; Т. 15. 1907. 49, 345. Прил. XXIII; Т. 16. 1906. 48, 136, 330, 356. Прил. XXXII; Т. 18. 1915. 23, 138, 222, 239, 339, 564, 570; Т. 19. 1913. 255, 315, 478, 518; Т. 20. 1908. 24, 269, 283, 424, 439, 500; Т. 21. 1913. 23, 67, 385, 411, 588, 620; Т. 22. 1914. 10, 17, 54, 124; Т. 23. 1911. 328, 332, 479, 502. Прил. VI, XVII; Т. 26. 1907. 118, 119, 319, 333; Т. 28. 1916. 56, 154, 177, 233; Т. 29. 1913. 89, 129; Т. 31. 1909. 3, 47, 62, 138, 264; Т. 32. 1915. 25, 38; Т. 34. 1912. 141, 208, 424, 444, 470; Т. 39. 1910. 24, 49, 268; Письмо архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) к Варсонофию, еп. Архангельскому//РС. 1878. Май. С. 187-190. Лит.: Соловьев. История. Т. 22. С. 272-273, 344; Сведения о преосвящ. Варсонофии, архиеп. Архангельском и Холмогорском 1759]//Странник. 1878. Нояб. С. 143-160; Бутковская А. Рассказы бабушки//ИВ. 1884. Дек. С. 595; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889; Сибирцев И. Мореходная школа в Холмогорах в кон. XVIII в.//РА. 1899. Кн. 3. 10. С. 281-282; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. 7.

http://pravenc.ru/text/154337.html

Валентина Мученика 109. – 24 апреля. Варвары Мученицы 41. 44. 104. 227. 295. 382. – 4 декабря. Варлаама и Иоасафа 146. – 19 ноября. Варлаама Хутынского 24. 286. – 6 ноября. Варнавы Апостола 563. – 11 июня. Василия Блаженного 24. 109. – 2 августа. Василия Великого (Кесарийского ) 279. 337. – 1 января. Василия Исповедника 418. – 28 февраля. Введения Пресвятой Богородицы во храм 19. 22. 39. 92. 112. 155. 193. 198. 221. 224. 271. 309. 333. 399. 454. 564. – 21 ноября. «Взыскания погибших» 25. 361. 408. 449. 485. 523. 534. – 5 февр. Владимира Равноапостольного 17. 380. 434. 460. 508. 535. 561. – 15 июля. Владимирской Божией Матери 73. 89. 93. 97. 114. 158. 176. 205. 215. 246. 323. 358. – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Власия Священномученика 125. – 11 февраля. Воздвижения Креста Господня 94. 116. 159. 166. 220. 303. 451. 452. – 14 сентября. Вознесения Господня 20. 27. 221. 251. 258. 269. 293. 299. 323. Воскресения Словущего 44. 51. 55. 88. 140. 145. 149. 169. 200. 226. 243. 256. 260. 287. 288. 290. 322. 332. 345. 374. 380. 410. 414. 417. 479. 514. 552. 557. – 13 сентября. Всех Святых 2. 79. 92. 117. 348. 359. 330. 468. 482. 560. «Всех Скорбящих Радости» 20. 73. 85. 94. 96. 160. 174. 133. 214. 229. 286. 323. 347. 369. 373. 380. 383. 384. 395. 424. 437. 446. 456. 486. 496. 497. 538. 551 . 557. – 24 октября. Входа Господня в Иерусалим 10. 24. Веры, Надежды, Любви и Софии 21. 328. 400. 490. – 17 сентября. Гавриила Архангела 10. 21. 94. 204. 230. – 13 июля и 26 марта. Георгия Великомученика 46. 52. 77. 163. 164. 167. 218. 277. 305. 447. 499. 547. 554. – 23 апреля, 26 ноября и 3 ноября. Герасима Преподобного 459. – 4 марта. Гликерии Праведной 109. – 13 мая. Гребневской Божией Матери 26. – 28 июля. Григория, епископа Великой Армении 24. – 30 сентяб ря. Григория Богослова 113. 434. 507. – 25 января. Григория Неокесарийского 113. 468. – 17 ноября. Грузинской Божией Матери 50. 230. 299. 37 7 . – 22 августа. Гурия, Самона и Авива 1. 208. – 15 ноября. Даниила, Князя Московского 23. – 4 марта и 30 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21) и арабский языки (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224). «Советы ума своей душе» (Συμβουλα νος πρς τν αυτο ψυχν; Consultatio intellectus cum sua ipsius anima; CPG, N 6098), краткое сочинение М. П., посвященное теме действенности таинства Крещения и антимессалианской полемике. Существует предположение, что это произведение М. П. является ранним «эскизом» его трактата «О крещении», поскольку в последнем получили более уверенную трактовку нек-рые темы, слабо аргументированные в «Советах ума своей душе» ( Durand G.-M., de. Analyse// Marc le Moine. 1999. Т. 1. P. 268-270). М. П. упрекает своих оппонентов в тщетности мистических исканий буд. Небесного Иерусалима, к-рый как Церковь уже дан каждому при крещении. Отрывок Marc. Erem. Consult. 3. 19-46, в к-ром дается аллегорическое толкование грехопадения Адама в применении к подвигу христианина, цитируется в экзегетических катенах под именем Оригена; этот же отрывок имеет точное соответствие в De bapt. 2. 19-29. М. П. говорит об Адаме и Еве в раю как об «образе» совр. христианина, к-рый поселяется в раю после «нового рождения» (ναγεννηθντες), т. е. крещения (Consult. 3. 25-26), однако может потерять рай из-за нового преступления; соблюдение «духовного закона» (Ibid. 3. 45-46), т. е. заповедей, призвано сохранить христианина в «раю Церкви» (Ibid. 3. 25). Сочинение переведено на сирийский (перевод не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21), арабский (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224) и грузинский языки (неизд., находится в 3 ркп.: Sinait. iber. 35, 36 (см.: Garitte. 1956. P. 110, 129); Iviron. georg. 9 (см.: Blake R. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de la Laure d " Iviron au Mont Athos//ROC. 1931/1932. T. 28. P. 332-333)). «Опровержение схоластику» (Αντιβολ πρς τινα σχολαστικν; Disputatio cum quodam causidico; CPG, N 6097), написано в жанре диалога. Состоит из 2 частей: в 1-й старец отвечает на вопросы юриста или адвоката (σχολαστικς, δικανικς; Marc.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

«Кого Бог создал для нетления по образу Своего присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным. ...Завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:24 ), потому что диавол изобрел мысль о преступлении. И, таким образом, от преслушания заповеди Божьей человек сделался доступным враждебному в нем влиянию. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение. Не самое естество произвел в нем диавол. Да не будет сего! Диавол – не создатель естества, как нечестиво именуют его манихеи; но преступлением он произвел совращение естества; и, таким образом, воцарилась смерть над всеми людьми. Сказано: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). Какие же дела диавола разрушил Сын Божий? поскольку то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божьей и в изобретение греха смерти, то Бог Слово восстановил в Себе естество, недоступное диавольскому совращению и изобретению греха. И потому сказал Господь: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). («Против Аполлинария, о воплощении», т. 3, п. 15, с. 332–333). «Человек впал в греховные помыслы не потому, что Бог создал эти пленяющие помыслы, но потому, что диавол обольщением всеял их в разумное естество человека, соделавшееся преступлением и отринутое от Бога, так что диавол в естестве человеческом поставил греховный закон, и ради греховного дела царствует смерть. Посему-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). («Против Аполлинария, о спасительном пришествии Христовом, т. 3, п. 6, с. 345–346)». Из приведенных рассуждений святого Афанасия видно, что по учению Святых Отцов Церкви не Бог обложил или наделил человеческую природу греховными наклонностями, как учит об этом митрополит Антоний, а диавол в естестве человеческом поставил греховный закон. Митрополит Антоний, таким образом, приписывает Богу то, что Святые Отцы и учители Церкви приписывали диаволу!..» Одновременно с вышеприведенным заявлением в Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Феофан и епископ Серафим представили свои доклады, в которых указывается, в чем именно они усматривают в учении митрополита Антония противоречие учению Святых Отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Введенский монастырь был закрыт в 1926 г. Гробница Д. во Введенском соборе (в наст. время там размещен спортзал) не сохранилась. 4 дек. 1998 г. был освящен поклонный крест, установленный близ алтаря Введенского собора насельниками тихвинского Большого Успенского монастыря. Перед крестом духовенство тихвинского Успенского монастыря совершает панихиды по Д., др. игумениям и насельницам Введенского монастыря. Арх.: РГАДА. Ф. 135. Отд. 4. Рубрика 2. 19. Соч.: Бередников Я. И. Письма 4-й супруги царя Ивана Васильевича Грозного к боярину Салтыкову//Сын Отечества. 1829. 32. С. 333-346; ВОИДР. 1851. Кн. 9. Смесь. С. 61-63 [«Духовная грамота» Д.]. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 329-332 [соборное определение о 4-м браке царя Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 31. С. 160. Лит.: Смелков М. Несколько страниц из истории тихвинского Введенского девичьего мон-ря и жизни царицы-инокини Дарьи Алексеевны, 4-й супруги царя Иоанна Грозного, почивающей в этом мон-ре//Новгородские ЕВ. 1904. 3. Ч. неофиц. С. 159-168; Описание Введенского девичьего 2-кл. мон-ря в г. Тихвине Новгородской губ. Тихвин, 1914; Веселовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963. С. 194, 301, 397; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 8, 246; Гордиенко Э. А. Изображения Новгорода на иконах XVI-XVII вв. и связь их с обществ.-полит. ситуацией своего времени//НИС. Л., 1989. Вып. 3(13). С. 104-107; она же. Новгород в Xvi в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 304, 330; Горский С. Жены Ивана Грозного. М., 1990. С. 38-43; Смирнов С. М. Дарья царица//Тихвинец. 1990. 2. С. 22-25; Мордовцев Д. Л. Русские женщины: Биогр. очерки из рус. истории. М., 1993. С. 63-64; Астафьев В. В. Анна Колтовская - 4-я жена Ивана Грозного// Он же. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Волхов, 2003. Вып. 3. С. 8-13; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ. Тихвин, 2004. Вып. 1. Ч. 1. С. 63-65; Виноградова Л. Тихвинский Введенский девичий мон-рь. СПб., 2005; Морозова Л. Е. , Морозов Б. Н. Иван Грозный и его жены. М., 2005. С. 176-203.

http://pravenc.ru/text/171388.html

При ревизии 1736 г., проведенной новым Казанским архиепископом Гавриилом (Русским) , обнаружилось, что в К. З. м. проживал мон. Феодосий, «пришлый из малороссиян» (без паспорта), к-рого подвергли наказаниям. В том же году настоятель К. З. м. архим. Епифаний жаловался влиятельному архиерею, члену Синода еп. Вологодскому Амвросию (Юшкевичу) на притеснения со стороны архиеп. Гавриила: новый Казанский архиерей самочинно отстранил о. Епифания от настоятельства. Указом Синода от 13 дек. того же года архим. Епифаний был оставлен настоятелем «по прежнему», а архиеп. Гавриил получил взыскание (Там же. Т. 14. Прил. XXVIII; Т. 16. Стб. 92-94, 332-333, 518-519). После кончины архим. Епифания его имущество было продано с торгов, 10 книг на лат. и польск. языках (в т. ч. сочинения блж. Августина , Флавия Вегеция Рената, А. Г. Франке и др.) передано в Московскую синодальную канцелярию, а 9 рукописных книг оставлено в б-ке нового Казанского епископа, Луки (Конашевича) . 8 дек. 1738 г. новым настоятелем был назначен бывш. казначей архиерейского дома игум. Герман II. В 1740 г. при К. З. м. была основана школа для детей татар, чувашей и марийцев с обучением рус. языку и Закону Божию. В 1741-1745 гг., при настоятеле Иоасафе (Шалвицком), в обители проживали казначей, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах-просвирник, «подкеларщик», «синодишной» и «огороденный» монахи, а также бельцы: 2 псаломщика, архимандричий повар, стряпчий, 2 сторожа, 2 конюха, 2 хлебника, 3 дворника, двое военных (поручик и сержант). С апр. 1745 г. в К. З. м. настоятельствовал архим. Алексий II, с 1751 г.- архим. Феофил II (Игнатович), переведенный в казанский Преображенский мон-рь, с 1754 г.- архим. Иоанникий. 10 марта 1758 г. настоятель (1757-1763) архим. Патрикий I (Аристовский), «в школах довольно ученый», был представлен имп. Елизавете Петровне в качестве кандидата на хиротонию во епископа Рязанского, но 18 июня 1758 г. эту кафедру возглавил еп. Палладий (Юрьев) . С 1766 г. в К. З. м. настоятельствовал игум. Исидор, с 1769 г.- игум. Порфирий II, с 1771 г.- Асинкрит (убит в июне 1774, во время Пугачёвского восстания). В 1774 г. К. З. м. возглавлял игум. Иувеналий (Смирнов), вскоре переведенный в казанский Кизический мон-рь , с 1775 г.- игум. Товия, с 1777 г.- часто сменяемые игумены Иоаким, Иуст, Аввакум, Еразм, Серапион, Иероним (Болгарский).

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Заложенный митрополитом Идрским, Специйским и Эгинским Иерофеем 16 декабря 1973 года при игумении Феодосии, новый храм был освящен тем же митрополитом в сослужении многих греческих и зарубежных архиереев 21 мая 1994 года при игумении Ирине. Автор проекта – архитектор Георгий Номикос. Все строительные расходы удалось покрыть за счет продажи некоторой части монастырского имущества и доброхотных пожертвований. Что касается последних, то электрическое освещение устроено было на деньги от продажи дома, подаренного обители архимандритом Тимофеем Калаберидисом, иконостас – Елевферием Музакисом, мозаичный пол – А. Куртатасом, святой престол – усердием неизвестных монахов, а мозаичные иконы – на приношения многих верующих. В монастыре четыре главных праздника: в честь Святой Троицы (8-е воскресенье по Пасхе и следующий, Духов день), в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы), день преставления святителя Нектария (9 ноября) и день обретения его мощей (3 сентября). 332 Русский перевод приведен по изд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Τ. II. M., Стр. 16. – Перев. 333 Отсюда следует, что предшественница Христодулы Касиана сложила с себя игуменство не менее чем за полгода до кончины. – Перев. 334 Отсутствие в оригинале даты кончины игумении Ирины означает, что еще в конце 1990-х гг., когда готовилось 2-е издание настоящей книги, она продолжала возглавлять монастырь. – Перев. 336 Нарфекс, или нартекс, нарфик, – притвор, паперть, длинный узкий коридор вдоль западной части храма, во время литургии служащий местом для оглашенных и кающихся. Различают внутренний (литийный) и наружный нарфексы. – Ред. 337 Конха – «раковина», полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). В них нередко помещаются мозаики с изображением Спасителя, Божией Матери или святых. – Ред. Читать далее Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней/Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Лит.: Снегирёв И. М. О первой Псалтыри, напечатанной Невежею Тимофеевым и Никифором Тарасиевым при царе Иоанне Васильевиче//ВЕ. 1830. 13. С. 57-62; он же. Древнейшие памятники слав. типографий//УЗ Моск. ун-та. 1835. Ч. 9. С. 168-174; Сахаров И. Н. Летопись рус. гравирования//Сев. пчела. 1841. 104. С. 414-416; Ундольский В. М. Очерк слав.-рус. библиографии. М., 1871. С. 14; Гатцук А. А. Очерк истории книгопечатного дела в России//РВ. 1872. Т. 99. Май. С. 310-343; Леонид (Кавелин), архим. Евангелие, напечатанное в Москве, 1564-1568. СПб., 1883. С. 13-31; Некрасов А. И. Книгопечатание в России в XVI и XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-100; Сидоров А. А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 126-145; он же. История оформления рус. книги. М., 19642. С. 72-74; Зёрнова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; она же. Орнаментика книг московской печати XVI-XVII вв. М., 1952. С. 14-16, 22; она же. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 15-21, 138. 9-19; Тихомиров М. Н. Начало московского книгопечатания//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 9-40; он же. Россия в XVI ст. М., 1962; Каменева Т. Н. Неизвестное издание моск. печати XVI в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1967. Сб. 14. С. 133-144; Лабынцев Ю. А. Типография Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева. М., 1984. (Свод. кат. и описание старопеч. изд. кирилловского и глаголического шрифтов; 19); Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (ок. 1510-1583). М., 1985; он же. Иван Фёдоров и его эпоха: Энцикл. М., 2007. С. 539-540; Сазонова Л. И. Андроник Тимофеев//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 40-42; Cyrillic Books printed before 1701 in British and Irish Collections: A Union Catalogue/Comp. by R. Cleminson e. a. L., 2000. Р. 61-63. 58; Григорьев Е. И. О некоторых спорных вопросах рус. книгопечатания//Вестн. РАН. 2001. Т. 71. 5. С. 443-452; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. С. 332-333. 42; С. 499-503. 64, 67; С. 802-804. 109; С. 809-813. 115; С. 904-906. 128; С. 1073-1075. 153; С. 1083-1084. 162; С. 1089-1096. 167, 169; Турилов А. А. Библиогр. сюрприз описи 1651 г. ц. Ильи пророка в Ярославле: (Свидетельство о неизв. слободском издании XVI в.)//Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 13-14 окт. 2009 г.). Ярославль, 2010. С. 43-47; Починская И. В. Книгопечатание Московского гос-ва 2-й пол. XVI - нач. XVII в. в отеч. историографии: Концепции, проблемы, гипотезы. Екат., 2012. С. 269-283; Вознесенский А. В., Медведева Е. М. Московские издания 1-й пол. XVII в. в собр. Отд. редких книг РНБ: Кат. СПб., 2013. Вып. 1: 1601-1620 гг. С. 83-139. 1-3; Вознесенский А. В. Московские издания Апостола 1621 и 1623 гг.: К вопросу о так называемой «филаретовской» книжной справе//Книжная старина. СПб., 2015. Вып. 3. С. 133-134.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

На Афон прп. Иоанн-Торникий прибыл с группой грузин, желавших подвизаться на Св. Горе, и тогда появилась необходимость в основании отдельного мон-ря. Вероятно, за это ходатайствовал и груз. царь Давид III Куропалат, активно строивший мон-ри в Кларджетской пуст. в Тао-Кларджети (Ошки, Пархали, Хахули, Отхтаэклесиа). Свыше 1,2 тыс. литр золота, полученных прп. Иоанном-Торникием за победу над Вардой Склиром, были потрачены на строительство И. м. и на освоение доменов (владений) в Македонии. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы (979/80; утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), прп. Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин мон-ри - Иверский (τς Ιβηρσσης) в К-поле и св. Фоки в Трапезунде - на мон-ри Леонтия в Фессалонике, прп. Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев. К пожалованному императором прп. Иоанну-Торникию фискальному доходу в виде 60 податных и 40 бесподатных крестьян было добавлено еще 20 и 40 крестьян. Щедрые пожертвования на основание И. м. сделал и груз. царь Давид III. Т. о., общая площадь земель И. м. уже при основании мон-ря намного превысила владения Великой Лавры не только в тот период, но и в пору ее расцвета в сер. XI в. Стремясь расположить к себе афонитов и утвердиться на Афоне, преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн делали значительные пожертвования афонским мон-рям. Так, полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос), доходы от к-рого составляли от 14 до 20 литр золота в год, а также часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. были переданы Великой Лавре в благодарность за содержание груз. братии («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Пожертвования не прекращались и после кончины преподобных, что, однако, не избавляло братию И. м. от тяжб с др. афонскими мон-рями. В 979/80 г. И. м. передал афонскому Протату в Карее для раздачи монахам 14 литр золота, столько же - в 982/3 г., 28 литр- в 984/5 г., в т. ч. 1 литра золота была пожертвована на освящение церкви в Карее (Протат) (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 35-36). В свою очередь афониты гарантийным актом подтвердили, что не будут иметь претензий на мон-рь прп. Иоанна Колова с вотчинами в долине р. Стримон и в Иериссе и на подчиненные ему мон-ри Леонтия и Полигир, бывшие предметом долговременных разногласий и тяжб между мон-рями Афона. В 972, 976 и между 976 и 979 гг. афонские мон-ри подавали императору прошения о передаче им И. м. Однако вместе с обителью прп. Иоанна Колова к иверским монахам перешли и тяжбы, к-рые вел мон-рь в X в.: напр., с жителями деревень в окрестностях Иерисса из-за земельных владений (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 4).

http://isihazm.ru/?id=748

Но Сократ и Созомен сохранили для нас только отдаленные отголоски к их времени почти завершившегося распространения Четыредесятницы. Между тем до нас дошел документ, так сказать бывший живым свидетелем постепенного утверждения сорокадневного поста на месте прежнего, более короткого, в одной из виднейших церквей древности. То так называемые «Пасхальные послания «св. Афанасия Александрийского , современника того самого Никейского собора, один из канонов которого считается первым по времени достоверным свидетельством о Четыредесятнице. В первом из этих посланий 329 года совершенно не упоминается Четыредесятница, а начало «святого поста» приурочивается к понедельнику Страстной седмица. Так как четвертое и пятое посланий 332–333 г. тоже предполагают этот порядок, тогда как в двух предшествующих (2 и 3) имеет место подле или пред Страстной неделей и Четыредесятница, то из первого письма нельзя заключать, что Четыредесятница в Египте тогда еще не была известна. Колебание показывает только, что тамошняя церковь находилось в стадии перехода от прежнего порядка к новому. Такому предположению сообщает уже полную достоверность послание св. Афанасия к Серапиону, присоединенное к 11-му пасхальному посланию и написанное в 340 году из Пима. Тмуисскому епископу, (с. 269) которому на время отсутствия александрийского архиепископа поручено было наблюдение за всею египетскою Церковью , в этом послании предлагается «объявить братьям сорокадневный пост и присоединить увещание к нему, чтобы, когда весь мир постится, мы одни, живущие в Египте, не подвергались насмешкам за непощение и за то, что в эти дни предаемся радости». В 19-м послании от 346 года соблюдение Четыредесятница св. Афанасий уже представляет необходимым условием к достойному празднованию Пасхи, говоря: «кто пренебрегает Четередесятницей, кто как бы без внимания к нечистым вступает во святое святых, тот не празднует праздника Пасхи» 1249 . Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник второй недели нынешнего православного поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010