Далее, св. Афанасий перечисляет двадцать две канонические книги Ветхого Завета. Григорий Богослов и св. Амфилохий также не упоминают в перечисляемых ими книгах 2-ой Маккавейской, но именно потому, что они указывали только одни канонические книги, каковою 2-я Мак. книга, понятно, никогда не считалась. Такой же взгляд на достоинство 2-ой Мак. книги, как неканонической, проводится и в нашей славянской Кормчей 24-м правилом. Однако, толкование той же славянской Кормчей правила 24-го, указывая на 59-е правило Лаодикийского собора, запрещающее читать книги, не определенные правилом, повелевает читать книги, указанные 85-м правилом св. Апостол. Также Вальсамон в толковании 88-го правила Карфагенского собора, где перечисляются канонические книги, прямо говорит: «О том, какие книги должно читать в церкви, ищи Святых Апостол правило 60-е и 85-е, Лаодикийского собора правило 60-е, стихи святого Григория Богослова и канонические писания святого Афанасия и святого Амфилохия». То же встречаем и в толкованиях на 60-е правило Лаодикийского собора. Аристин, как мы выше сказали, в толковании на это правило говорит, что им предписывается читать в церкви канонизованные книги, а Зонара и толкование славянской Кормчей (58) на это правило, ссылаются и на 85-е правило св. Апостол, делая замечание только о постановлениях Климента, исключенных по 2-му правилу 6-го Вселенского собора. Ясно, что церковь , разграничивая книги канонические от неканонических, к которым относятся и 2-я Мак. книга, тем не менее, старалась отличить неканонические книги и, в частности, 2-ю Макк. книгу от тех подложных книг нечестивых, про которые говорит 60-е правило св. Апостол и которые запрещает читать в церкви как это последнее правило, так и 59-е правило собора Лаодикийского. Вопрос о положении неканонических книг вообще и, в частности, 2-ой Макк. книги в православной церкви, в последнее время, был выяснен на соборах Константинопольском в 1672 году и на Иерусалимском в том же 1672 году. Эти соборные определения были вызваны двумя «Исповедываниями православной веры», опубликованными на Западе от лица представителей православной церкви– Митрофана Критопула в 1625 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Завтра великий престольный праздник горы Афонской, нашего Пантелеимонова монастыря, память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как живой нас всегда встречает всех в храме нашем святой великомученик Пантелеимон, образ его со святыми мощами. В субботу Всемилостивый Спас, медовый первый Спас, по милости Божией, или по-народному  Маккавеев. Не обозначает это – мак нужно освящать. Это колдуны только этим маком ходят, посыпают и все прочее. Это колдовское дело. Освящаются семена мака, как любое другое: как семена пшеницы, зерно овса, ячменя – и все. И никакого колдовского действа мак не имеет. Это только люди в погибель колдуют себе, мак носят, себе в карманы сыплют, в борщ сыплют. Еще суеверие. Мужик не хочет ничего, не признает, а она ему воду подливает в борщ, в суп, толкет эту просфорку, куда-то сует ему. Не мечите бисера свиньям под ноги, они его потопчут. Не понимает человек, не признает – нечего святыню давать человеку. Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Не надо. Помните, насилие – грех. Никогда насилия не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами одели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии мужиков, баб своих и прочее. Это все – грех, плохо это. Так что, имейте в виду, помните, насилие – грех. Все рассказал, все объяснил я вам во славу Божию. Помогай Господи мудро, терпеливо нести свой крест, постоянно иметь духовное рассуждение. И, если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, значит, ты не прав. Зациклится в чем-то: «Я спасаюсь, а остальные погибают», – все, это уже первая погибшая душа такая. Зациклится, ходит-лыбится в ложной святости своей. Это уже погибший человек, с таким нечего и общаться. От него «уйди от зла и сотвори благо» от этого человека, это духовно заразный, больной человек.

http://pravoslavie.ru/2469.html

Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов. 14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак». Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики. Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана. Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами. В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство. На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).

http://pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi...

1999 г. Скульптор С. Алонсо Почитание К. как покровителя епископства Оссори было закреплено решением провинциального синода, состоявшегося ок. 1320 г. под рук. Дублинского архиеп. Александра Бикнора. В соответствии с постановлением синода литургическое поминовение святых покровителей епископств Дублинской пров. со статусом «двойного» праздника (duplex) стало обязательным во всех диоцезах ( Gwynn A. Provincial and Diocesan Decrees of the Diocese of Dublin during the Anglo-Norman Period//Archivium Hibernicum. 1944. Vol. 11. P. 82-83; Sharpe. 1991. P. 380-381). В рукописи известен средневек. оффиций с 9 чтениями в день памяти К. (Brux. 8590-8598. Fol. 182r-185v), близкий к нему текст опубликован Т. Мессингемом (Officia SS. Patritii, Columbae, Brigidae et aliorum quorundam Hiberniae Sanctorum/Ed. T. Messingham. P., 1620. P. 86-102; см.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 642-643; Hughes K. The Offices of St. Finnian of Clonard and St. Cíanán of Duleek//AnBoll. 1955. T. 73. P. 343-344). После основания епископской кафедры в Килкенни ц. Ахад-Бо (Ахабоу) стала центром сельского деканата в составе епископства Оссори. В 1172 г. часть земельных владений в Ахабоу, принадлежавших до того Дермоту О " Кили (Диармад О Каэлладе), была пожалована Адаму из Херефорда. В XIII-XIV вв. местность находилась под контролем английских колонистов и подвергалась нападениям гэльских вождей. В 1346 г., во время нападения Диармада Мак Гилла Падрика, церковь в Ахабоу сгорела, при этом был утрачен реликварий с мощами К. (The Annals of Ireland by Friar John Clyn and Thady Dowling/Ed. R. Butler. Dublin, 1849. P. 32-33). В 1359 г. представители рода Мак Гилла Падрик захватили находившееся в Ахабоу укрепление, после чего местность перешла под контроль ирландцев. В 1382 г. Финхин Мак Гилла Падрик (Флоренс Фицпатрик) основал здесь доминиканский монастырь, который подвергся секуляризации во время Реформации в Ирландии, но монашеская община существовала до XVIII в. ( Carrigan. 1905. Vol. 2. P. 42-43). После Реформации бывш.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Произнеся последнее слово, как торжествующий заключительный аккорд своей речи, Нод, весь в испарине, сел под гром аплодисментов. 4 На подстриженные лужайки Холиуэлла уже легли длинные тени вязов, но северный июньский вечер был светел, как полдень. Темнота наступит так поздно, так близко к рассвету, что северная заря лишь мимолетно блеснет на высоком бледном небе. Фрэнсис сидел у открытого окна в высоком маленьком кабинете, которым он пользовался вместе с Лоренсом Хадсоном и Ансельмом Мили с тех пор, как был переведен в «философы». Он не мог сосредоточить внимание на записной книжке — прелестный вид, расстилавшийся перед ним, приковывал его взгляд, пробуждая в нем грустные мысли о мимолетности красоты. Со своего места Фрэнсис видел всю школу — благородное баронское поместье из серого гранита было построено сэром Арчибальдом Фрейзером в 1609 году, а в нашем веке передано в дар католическому колледжу. Часовня в том же строгом стиле была соединена крытой аркадой с библиотекой и образовывала поросший дерном четырехугольник. За ними располагались площадки для игры в гандбол и футбольное поле, где еще шла игра. Еще дальше извивалась тонкая лента реки Стинчер и простирались широкой полосой пастбища с флегматично пасущимися тучными черными коровами; буки, дубы и рябины окружали домик привратника, а совсем вдали виднелись синие, слегка зубчатые Грампианские горы. Сам того не замечая, Фрэнсис вздохнул. Будто только вчера он высадился в Доуне, узловой станции на севере страны, — новичок, страшащийся до полусмерти той неизвестности, что ожидала его впереди… а страшный первый разговор с директором школы, отцом Хэймишем Мак-Нэббом… Фрэнсис очень хорошо помнил, как Рыжий Мак, грозный маленький шотландец, кровная родня ирландским Мак- Нэббам, пригнулся к своему письменному столу, словно собираясь напасть, и воззрился на него из-под кустистых рыжих бровей. — Ну, мальчик, что ты умеешь делать? — С вашего позволения, сэр, ничего… — Ничего! И шотландский флинг не умеешь танцевать?! — Нет, сэр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

— Нечего сказать, смышленый парень! — воскликнул капитан, взирая на него сурово. — Родного языка не понимает! Тогда ты отойди в сторонку, а потом вернись, — понятно теперь? — Да, капитан, — сказал Роб. — Отлично, приятель, — смягчившись, сказал капитан. — Так и сделай! Чтобы Роб хорошенько это усвоил, капитан Катль по вечерам, закрыв лавку, удостаивал иногда прорепетировать с ним всю сцену: уходил для этой цели в гостиную, как бы в жилище воображаемой миссис Мак-Стинджер, и внимательно следил за поведением своего союзника в глазок, просверленный им в стене. Роб Точильщик во время испытания исполнял свой долг так исправно и ловко, что капитан в знак своего удовлетворения подарил ему в разное время семь шестипенсовиков; и постепенно в сердце его поселилось спокойствие человека, приготовившегося к худшему и принявшему все разумные меры предосторожности против безжалостного рока. Однако капитан не искушал судьбы и склонен был рисковать ничуть не больше, чем раньше. Полагая, что правила хорошего тона предписывают ему, как другу семьи, присутствовать на свадьбе мистера Домби (о ней он узнал от мистера Перча) и с галереи показать сему джентльмену свою любезную и довольную физиономию, он отправился в церковь в наемном кабриолете, в котором оба окна были подняты; быть может, страшась миссис Мак-Стинджер, он не отважился бы и на этот подвиг, если бы упомянутая леди не посещала богослужений преподобного Мельхиседека, вследствие чего ее присутствие в англиканской церкви казалось в высшей степени невероятным. Капитан благополучно вернулся домой, и новая его жизнь продолжала течь заведенным порядком; неприятель не доставлял ему более прямых поводов к тревоге, чем ежедневное появление дамских шляпок на улице. Но другие заботы начали удручать капитана. О корабле Уолтера все еще не поступало никаких сведений. Не было никаких известий о старом Соле Джилсе. Флоренс даже не знала об исчезновении старика, а капитан Катль не решался ей сказать. В самом деле, с тех пор как надежда на спасение великодушного, красивого, отважного юноши, которого он по-своему, грубовато, любил с раннего его детства, начала угасать и угасала со дня на день, — капитан с тоской гнал от себя мысль о разговоре с Флоренс. Если бы честный капитан мог принести ей добрые вести, он не побоялся бы войти в заново отремонтированный и великолепно меблированный дом — хотя этот дом, в связи с виденной им в церкви леди, внушал ему ужас — и явился бы к Флоренс. Но темные тучи заволокли их общие надежды, сгущаясь с каждым часом, и капитан чувствовал, что может оказаться для нее источником новых бед и огорчений, а потому визита к Флоренс он страшился не меньше, чем самой миссис Мак-Стинджер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Колумбы в Миде и в Лагене (Лейнстере) были объявлены свободными от всех повинностей в пользу светских лиц. После возвращения правителя и настоятеля на север в Дайре были проведены строительные работы по обособлению церковного ансамбля от светского поселения и по сооружению каменной церкви (1162-1164). О влиянии Флатбертаха свидетельствует обращение к нему руководства обители на о-ве Иона с просьбой занять должность аббата мон-ря по приглашению правителя Гебридских о-вов Сомарлида и знати Зап. Шотландии (1164). Однако Флатбертах, вероятно по настоянию архиеп. Гиллы Мак Лиага, отказался от приглашения, сделав невозможным восстановление «общины Колумбы» в прежнем виде. Оппозиция власти Мурьхертаха Мак Лохланна и гибель правителя (1166) окончательно расстроили планы возрождения конгрегации. Вопреки желанию Флатбертаха тело правителя было погребено в Ард-Махе, а его владения разделены. Новый верховный правитель Руадри Уа Конхобар, живший в Коннахте, принял Дайре под свое покровительство (1168), однако развитию отношений воспрепятствовало англо-нормандское завоевание. По мере захвата англо-нормандцами ирл. территорий обители из «общины Колумбы» отчуждались от конгрегации. В 1176 г. нормандцы разорили Кенаннас и построили здесь укрепление. В 1179 г. Римский папа Александр III закрепил обитель Рехра за канониками кафедрального собора в Дублине, Сорд вошел в состав менсы Дублинской кафедры, Мон-Колум перешел во владение епископства Глендалох. Возможно, еще при жизни Флатбертаха произошел окончательный распад конгрегации. Несмотря на то что аббат Гилла Мак Лиаг Уа Бранан, избранный в 1175 г., носил титул «преемник Колумбы», в действительности он оставался лишь настоятелем Дайре. Тем не менее еще в нач. XIII в. в Сев. Ирландии сохранялись представления о единстве церковных общин И. В Шотландии Из-за недостатка источников история «общины Колумбы» в Шотландии в VIII в. почти неизвестна. Предположительно в нач. IX в. княжество Дал-Риада оказалось под властью пиктских правителей, к-рые были обеспокоены наметившейся тенденцией к перенесению центра «общины Колумбы» в Ирландию.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Деян.5:12, 14–16 . Св. Лука повествует: руками же апостольскими быша знамения и чудеса в людех многа... паче и паче прилагахуся верующии Господеви, множество мужей же и жен: яко и на стогны износити недужныя, и полагати на постелях и на одрех, да грядущу Петру ноне сень его осенит некоего от них. Схождашеся же и множество от окрестныха градов во Иерусалим, приносяще недужныя и страждущия от дух нечистых, иже исцелехуся вси. Об Ап. Филиппе пишет св. Лука: внимаху народи глаголемым от Филиппа единодушно, слышаще и видяще знамения, яже творяше. Дуси бо нечистии от многих имущих я, вопиюще гласом велиим, исхождаху: мнози же разслабленнии и хромии исцелишася ( Деян.8:6–7 ). В Лидде Ап. Пётр именем Иисуса исцеляет некоего человека, Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Апостол сказал ему: Энее, исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея, – и он тотчас встал. И видев его все, живущие в Лидде и в Ассароне, обратились ко Господу ( Деян.9:33–35 ). В Иоппию призванный св. Пётр, по молитве ко Господу, говорит к умершей некоей ученице, Тавифою называвшейся: Тавифо, востани! – и она открыла глаза свои, и увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял её, и призвав святых и вдовиц, представил им её живую. Чрез это чудо, сделавшееся известным по всей Иоппии, многие уверовали в Господа ( Деян.9:37–42 ). Одно из величайших чудес в истории Апостольской есть обращение ко Христу Павла. Павел, воспитанный в училище знаменитого фарисея Гамалиила ( Деян.22:3 ), и сам фарисей ( Деян.23:6, 26:5 ; Флп.3:5 ), римский гражданин ( Деян.16:37, 22:25 ), ревнитель Моисеева закона ( Деян.22:3 ; Гал.1:14 ) и жестокий враг христиан ( Деян.9:1 ), повсюду преследует христиан ( Деян.8:3, 9:1, 22:4, 26:9–11 ); и гонения свои на христиан простирает даже до Дамаска ( Деян.9:2, 22:5, 26:12 ). Но когда приближался он к Дамаску, внезапно среди дня осиял его и всех шедших с ниш свет с неба, превосходящий солнечное сияние. Все пали на землю, и Савл слышит голос, говорящий на еврейском языке: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостольская деятельность В. началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/5 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же нек-рые из них Кипряне и Киринейцы, к-рые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 19-20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили В. отправиться туда (Деян 11. 22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращенных и поддержал деятельность эллинистов (Деян 11. 23). Потом, отправившись в Тарс, он привел оттуда Савла (Деян 11. 25) и привлек его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян 11. 26). Среди обращенных иудеев-киприотов были исцеленный от проказы Аристоклиан (впосл. еп. Амафунтский) и, вероятно, Мнасон (впосл. еп. Тамасский) со своим другом Феоной (Хождения и мучение Апостола Варнавы, § 20). Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов В. и Савла иерусалимской общине (Деян 11. 29-30). В. и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника В. Иоанна Марка (Деян 12. 25). В Антиохии В. возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян 13. 1). На протяжении 11-й и 12-й глав и 1-12 стихов 13-й главы (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя В. всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали В. с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян 14. 12). 1-е путешествие апостолов Варнавы и Павла По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив ее как к эллинам, так и к иудеям. В этом путешествии их сопровождал племянник В. Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа) (Деян 13. 4-6). В Пафосе рим. проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян 13. 7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус ( Елима ). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в т. ч. и самого проконсула (Деян 13. 6-12). Т. о., Кипр стал первой страной, где у власти был христ. правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, ап. Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами.

http://pravenc.ru/text/154261.html

б)  Такие страдания, которые мы должны претерпевать ради долга и добродетели. Исполнение наших обязанностей, стремление к добродетели должны доставлять благочестивому радость и благословение, мир и счастье. Бог хочет воздать за добро уже в этой жизни (Псал. 5:13; Сир. 11:23 ). Но если ты желаешь добросовестно исполнять свои обязанности, непрестанно стремиться к добродетели, то ты должен подвергаться лишениям и жертвам, должен охотнее терпеть бедность и презрение, чем делать зло и неправду, должен переносить насмешки мира, бороться со скорбями и огорчениями (Лук. 9:23–25 ). Это — страдания по воле Божьей. Потому что Бог хочет, чтобы мы из любви к добродетели приносили в жертву само течение своей жизни. Таковы страдания и бедствия первых христиан, которых апостол увещевает к терпению (1 Пет. 4:12–16 ). Они должны были претерпевать гонения ради веры. Таковы и страдания апостолов в тексте. Таким образом и страдания, претерпеваемые нами из любви к обязанностям и добродетели, суть страдания по воле Божией. Мы при этом повинуемся святому закону Божию, следуем нашему вечному назначению и блаженны во всех этих страданиях (1 Пет. 3:14 ). 2. Как мы должны относиться к таким страданиям? а)  Мы не должны стыдиться этих страданий. Если страдаешь “ как Христианин, то не стыдись ” (1 Пет. 4:16). Потому что, хотя скорби смиряют нас и унижают в глазах мира, который судит обо всем по внешнему виду, однако они не причиняют нам никакого позора. Только тогда мы имели бы причину стыдиться страданий, если бы сами заслужили их легкомыслием, безумием, грехом. Но такие страдания, которые мы добровольно претерпеваем из любви к обязанностям и добродетели, не могут служить к нашему стыду, а напротив, доставляют нам величайшую честь (1 Пет. 2:19 ). Потому что ничто не может столько доставить нам истинной чести, уважения и одобрения всех добрых и благородных людей, и сделать нас достойнее Божьего благоволения, как страдания ради веры, добродетели и наших обязанностей. Страдания составляют путь к самой высокой славе (Лук. 24:26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010