22 К игумении N. 22.1 166. О послушнице, впавшей в недоумение и о бывшем при о. Макарии случае 23 Письма к А. Н. 23.1 167. Воюй со страстишками 23.2 168. Что значит «утренюем утренюю» 23.3 169. Хорошо ходить на откровение 23.4 170. Надо жить мирно 23.5 171. Как жить 23.6 172. Не бойся открывать помыслы 24 Письма к С. Ч. 24.1 173. Духовной жизни сразу не научишься 24.2 174. Борись мужественно с диаволом 25 Письма к А. О. 25.1 175. Одобряет в решении поступить в монастырь 25.2 176. Не пожив в монастыре, не научишься монашеству 25.3 177. Не стыдись откровения помыслов. Советы новоначальной 25.4 178. Скорби – наша слава. Путь к святости – смирение 25.5 179. Поздравление с принятием монашества 25.6 180. О чаепитии в дни поста 25.7 181. Пожелания в день Ангела 25.8 182. О снах. О богохульных помыслах 25.9 183. О записывании помыслов. Не возносись любовью «матушки» 25.10 184. Скука – от внутренней гнили 25.11 185. Не скорби о том, что родные оставили тебя 25.12 186. Пост – время веселое. Как проводить пост немощной телом 25.13 187. Суждение мирских о монашеской жизни. Совет брату 25.14 188. Взгляд мирских на монахов 25.15 189. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой монахине 25.16 190. Наставление монахине-учительнице 25.17 191. Не возносись – слушайся опытных 25.18 192. Не верь снам 26 Письма к И. 26.1 193. Как должно быть пение монахинь. Каких цветов надо искать. 26.2 194. Пожелания в день Ангела. Служение больным сохраняет чистоту 26.3 195. О книге Св. Иоанна Златоуста: «О девстве» 26.4 196. О вечной Пасхе и о внутреннем гнильце 26.5 197. Об открытии Шамординской общины. Об утверждении в сердце Иисуса 26.6 198. Не забывай молитвы Иисусовой 26.7 199. Как идти в Оптину и о молитве Иисусовой 26.8 200. Будь кротка. Не будь лакомкой – сладость разслабляет 26.9 201. Блудныя мысли—от недостатка смирения 26.10 202. Пожелания в день Пасхи 26.11 203. Радуйся безвинному осуждению 26.12 204. Не бойся волнений жизни 26.13 205. Пожелание в день пострига 26.14 206. Пожелание в день Рождества Христова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Но ему пришла мысль снова посетить македонских христиан, и потому он решился возвратиться в Сирию сухим путем через Македонию, а потом уже оттуда морем в Сирию. В этом обратном путешествии через Македонию его сопровождали до Асии довольно многие из его учеников и спутников, именно семеро: трое урожденные македоняне и четверо урожденные малоазийцы. Один из них Вериянин ( Деян.17:10 и прим.) – из Верии, первого города, в который Павел должен был придти по переходе из Ахаии в Македонию; имя этого ученика Сосипатр (сын) Пирров, может быть тот же, о котором упоминает апостол в послании к Римлянам ( Деян.16:21 ). Двое других македонян были фессалоникийцы ( Деян.17:1 и д.). Аристарх, о коем упомянуто выше ( Деян.19:29 ), и Секунд, из писаний апостольских более неизвестный. Из малоазийцев: Гаий из Дервии Ликаонской ( Деян.14:6 и прим.), которого посему надобно отличать от Гаия македонянина ( Деян.19:29 ), Тимофей ( Деян.16:1–3 ), Тихик (о котором апостол упоминает в Еф.6:21 ; Кол.4:7 ; 2Тим.4:12 ; Тит.3:2 ) и Трофим, урожденный эфесянин ( Деян.21:29 ), о котором также упоминает апостол во втором послании к Тимофею ( 2Тим.4:20 ). – Сопровождали до Асии (Проконсульской Азии, ср. прим. Деян.16:6 ): Асия представляется пределом, до которого сопровождали Павла через Македонию помянутые семь спутников, но этим не исключается, что некоторые из них сопровождали Павла и далее; все семеро сопровождали до Асии, но потом некоторые из них сопровождали и до Иерусалима и даже в Рим. Так, Трофима мы видим с Павлом в Иерусалиме ( Деян.21:29 ), Аристарха – на пути в Рим с Павлом ( Деян.27:2 ). – В Филиппах македонских ( Деян.16:12 и прим.) присоединился к Павлу и его спутникам писатель книги Деяний (Лука), остававшийся, вероятно, там (прим. к Деян.16:40 ), почему он и начинает говорить опять мы (см. прим. к Деян.16:10 ), тогда как со времени отшествия Павла из Филипп он повествовал о нем в третьем лице ( Деян.17:1 и дал.). – Они, т.е. помянутые семь спутников, пошедши вперед, ожидали нас, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Злоба соотечественников не стыдится соединяться против служителей Евангелия с людьми подозрительными: но блаженны гонимые за правду и за имя Христово ( Мф.5:10, 11 ). 5–7. Гонимых за правду и Евангелие от неверующих должно принимать в дом свой верным ( Деян.17:7, 10 ), и укрывать их ( Деян.17:9, 10 ). 6–7. В больших империях – вселенная ( Деян.19:27 ); и царь здесь Кесарь – имеющий власть над жизнью и смертью. 7. Древний, государственный закон повелевает не щадить для царя жизни и не признавать другого царем, кроме Кесаря ( Ин.19:11, 15 сл.). 11. Пророчества о Христе в Ветхом Завете по событию их в Новом утверждают веру нашу в Него. В Писаниях Ветхого Завета сокрыта жизнь вечная; ибо они свидетельствуют о Христе. Испытайте Писаний ( Ин.5:39 )! Читая Слово Божие, вникай в себя, и занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). 11, 13. Чем кто благороднее, тем тот должен быть благомысленнее и ближе к Богу: но есть места и города, в которых и благородного не отличишь иногда от негодного ( Деян.17:5 ). 13. Соотечественники преследуют служителей Христовых не только в месте своего жительства ( Деян.17:5 ), но и в других городах: великие враги нам наши домашние! 16–31. Апостол Павел уничиженным, Римским именем своим, которое значит: малый, был подобен Христу ( Флп.2:7 ). Ученый язычник ( Деян.17:16, 18 ) при всем своем заблуждении и склонности к идолопоклонству ( Деян.17:16 ) доходит до познания Единого Бога ( Деян.17:23 ), хотя без откровения и озарения небесным светом свыше он и не понимает Его подобно просвещенному Иудеанину ( Рим.1:20 сл.). Стоик за себя стоит и никого не хочет слушать ( Деян.17:32 ): для него все пустословы ( Деян.17:18 ); а «Эпикуреец, напротив, любит слушать всех ( Деян.17:21 сл.), но только о том, что благоприятствует его страстям ( Деян.17:18 ). Первый гордится своими познаниями и не слушает других по самолюбию ( Деян.17:18, 32 ); а второй, любя есть, пить и веселиться, не хочет и думать о будущей жизни. Кто из сих двух родов философов ( Деян.17:18 ) ближе к неизвестному им Богу»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ибо не так, как к другим народам, продолжает Господь долготерпение, чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов, не так судил Он о нас, чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов. Он никогда не удаляет от нас своей милости, и, наказывая несчастиями, не оставляет своего народа» (VI, 12–16). В приведенных словах автор 2-ой Мак. книги, верно называя благость Божию, которая ожидает обращения грешников, долготерпением, неверно, конечно, толкует, будто бы, Бог оказывает неодинаково долготерпение к грешникам из иудеев и грешникам из язычников. Когда же благость Божия уменьшает наказание за грехи, 2-я Мак. книга называет ее милостью, и Сам Бог называется милостивым. При приближении Тимофея, бывшие с Маккавеем обратились с молитвою к Богу, посыпав землею головы и опоясав чресла вретищами. Припадая к подножию жертвенника, они умоляли Его, чтобы Он был милостив к ним... (X, 25, 26); иудеи, как мы выше сказали, ясно видели в нашествиях Тимофея и пр. язычников наказание Божие за грехи (VI, 12–16) и потому просили Бога быть к ним милостивым, т. е. уменьшить справедливое Свое наказание за их грехи. Мать мучеников, очевидно, смиренно сознавала свои грехи и потому надеялась в будущей жизни приобрести снова своих детей только по милости Божией (VII, 29). Далее, воля Божия, в отношении к тварям, открывается, по словам 2-ой Мак. книги, в совершеннейшей истинности и верности; священники в молитве к Богу прославляют Его не только праведным, но и Единым праведным. Все, что Бог ни открывает тварям, всегда открывает достоверно, и какие ни изрекает им обетования и угрозы, всегда исполняет сказанное. Твердую веру в неложность обетований Божиих, данных еврейскому народу, высказали мученики Маккавеи. После смерти первого брата, оставшиеся братья-мученики вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: «Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: и над рабами своими умилосердится (VII, 5–7), эту же веру в неложность обетований высказал в предсмертной речи и пятый брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Среди всех новозаветных авторов только Лука упоминает определенных римских императоров: Августа, Тиверия, Клавдия и Нерона, хотя последнего он не называет по имени. Он также упоминает некоторых римских правителей: Квириния, Пилата, Сергия Павла, Галлиона, Феликса, Феста. Он говорит о трех Иродах (Великом, Антипе, Агриппе), о Веренике, Друзилле, Анне, Каиафе, Анании, Гамалииле, самом выдающемся еврейском раввине того времени. Как отметил Ф. Ф. Брюс: «Автор, связывающий повествование с более широким контекстом истории мира, навлекает на себя беду, если он неосторожен. Он предоставляет критическим читателям множество возможностей для испытания его точности». 67 На протяжении минувших двух столетий точность Луки была подтверждена много раз, поэтому можно смело сказать, что каждый раз, когда возникает несогласие между ним и каким-то внешним источником, приходится поверить Луке. Например, в поддержку Луки мы знаем, что в первом столетии н. э. в Иерусалиме была синагога Либертинцев ( Деян.6:9 ); что в то время в Эфиопии была династия цариц ( Деян.8:27 ); что население Ликаонии говорило старой родной речью ( Деян.14:11 ); что в то время, как апостол Павел находился в Коринфе, Галлион был проконсулом в Ахаии ( Деян.18:12 ); что в Коринфе существовала еврейская синагога ( Деян.18:4–7 ); что афиняне любили проводить время в бесполезной беседе и ставили жертвенники неведомым богам ( Деян.17:21–23 ); что корабли с зерном плыли из Александрии, Египта, под ветром Крита, останавливались в Кауде и Мальте и разгружались в Путеоле ( Деян.27–28 ). Лука понимал сложную политическую терминологию, которой пользовались в восточных регионах Римской империи. Он знал, что Сергий Павел был проконсулом на Кипре, не прокуратором ( Деян.13:7 ); что греческим словом «мерис» пользовались для отметки политического округа ( Деян.16:12 ); что город Эфес называли «служителем великой богини Артемиды» ( Деян.19:35 ); что эфесские чиновники назывались «асийскими» ( Деян.19:31 ); что главные судьи в Фессалониках назывались «политархами» ( Деян.17:6:8 ); что судьи в Филиппах назывались «просторами», а их слуги – «ликторами» ( Деян.16:20:35 ); что римского правителя в Мальте называли «начальником острова», по-латински: Melitensium primus ( Деян.28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

В ночь, когда Иисус был предан, Он участвовал в вечерней трапезе; во время вечери Он молился и воздавал благодарение перед едой. После вечери Он дал ученикам хлеб и вино, которые Сам назвал жертвой Своего Тела и Крови, приносимой за грех ( 1Кор.11:23 и сл.). Вскоре после этого Иисус, стоя перед Пилатом ( Деян.3:13, 13:28 ), сделал доброе исповедание, которое, скорее всего, было связано с Его мессианством ( 1Тим.6:13 ). Несмотря на Свою праведность ( 1Пет.3:18 ), Иисус умер за грехи других ( 1Пет.3:18 ; Рим.4:25 , 1Тим.2:6 ). Он был убит ( Деян.3:13–15, 13:27–29 , 1Кор.15:3 ; Флп.2:8 ) посредством распятия ( Деян.2:23, 2:36, 4:10, 5:30, 10:39 ); Он умер в городе Иерусалиме ( Деян.13:27 ; ср. Деян.10:39 ) от рук беззаконников ( Деян.2:23 ). Затем Он был погребен ( Деян.13:29 , 1Кор.15:4 ). Эти события вызвали в учениках сомнение и отчаяние. На третий день после распятия ( Деян.10:40 ) гробница была пуста (что подразумевается в 1Кор.15:4 ); Иисус воскрес из мертвых ( , 2Тим.2:8 ). Он явился многим очевидцам ( Лк.24:34 ; Деян.13:31 , 1Кор.15:4 и сл.) и даже ел с ними ( Деян.10:40–41 ). Двое из них – Иаков ( 1Кор.15:7 ) и Павел ( 1Кор.15:8–9 ) – до встречи с воскресшим Иисусом были скептиками. Ученики были свидетелями явлений Христа ( Деян.2:32, 3:15, 5:32, 10:39, 41, 13:31 ), и сообщения об этих явлениях появились очень рано ( Деян.10:40–41, 13:31 , 1Кор.15:4–8 ). Воскреснув из мертвых, Иисус вознесся на небеса, где был прославлен и возвышен ( Деян.2:33, 3:21, 5:31 , 1Тим.3:16 ; Флп.2:6 и сл.). Ученики преобразились в результате этого переживания (ср. 1Тим.3:16 ), и Евангелие стало основой их ранней проповеди ( 1Кор.15:1–4 ). Именно воскресший Иисус учил, что нужно проповедовать спасение во имя Его ( ). Воскресение стало главным подтверждением истинности Иисуса и Его учения ( Деян.2:22–24, 36, 3:13–15, 10:42, 13:32–33 ; Рим.1:3–4, 10:9–10 ). Первоначальным местом апостольской проповеди был Иерусалим – тот самый город, в котором Иисус был убит. Здесь родилась и выросла церковь , в которой главным днем богослужения стало воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Петр, находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. И так по молитве соборной жребием избран был Матфий ( Деян.1:23–26 ). По сошествии Св. Духа на апостолов, облекшего их Божественною силою свято жить и учить, действовать и управлять, прежняя ревность Петра ко Христу совершенно освятилась, возвысилась и явилась неколебима. Благодать Св. Духа обнаружилась в могущественном учении, в чудесах, знамениях и постоянной готовности Петра терпеть все за имя Христово. Прежде при вопросе слуг архиерейских он из страха отрекся от Христа; теперь, преследуемый синедрионом, он нетрепетно – с великим дерзновением проповедует Христа воскресшего ( Деян.4:13:31 ) даже пред лицем врагов, распявших Его и запрещавших проповедовать о Нем ( Деян.4:19, 5:29 ), и радуется, терпя за имя Господа Иисуса Христа побои и поругание ( Деян.5:40–41 ). Сила слова ап. Петра была столь могущественна, что вдруг обращал он ко Христу по три и пять тысяч человек, и сопровождалась чудесными знамениями. По слову Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми ( Деян.5:5:10 ); а мертвые воскресали ( Деян.9:40 ); больные исцелялись ( Деян.9:33–34 ) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего Петра ( Деян.5:15 ). Впрочем, ревность, которая отличала ап. Петра от других апостолов и учеников Христовых, не давала ему первенства власти, но только первенство чести по трудам апостольским. О делах Церкви он предлагал Собору ( Деян.1:15, 15:7 ), так же, как и другие ( Деян.15:7:12–14 ). Дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всею Церковью ( Деян.1:23–26, 6:2–6, 15:22–23 ). Ап. Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна ( Гал.2:9 ), себя же причисляет к ним ( 2Кор.11:5 ) и сравнивает с Петром ( Гал.2:7–8 ). Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых ( Деян.8:14 ); и как некогда все верующие препирались с Петром за то, что он отверз дверь веры язычникам, думая, что Евангелие назначено только для обрезанных ( Деян.11:2 ), так некогда и ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И вот, из уст апостола Петра мы слышим призыв к покорности в отношении враждебной христианам власти. В этом, говорит апостол Петр, есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (1 Пет. 2, 15). Мы видели пример обвинений, выдвигавшихся против христиан: заговорщики, преступники… Покорность властям должна была явить добродетель христиан. Христиане — не анархисты, не революционеры, напротив, они добрые граждане своего государства, покорные правителям. В этом христиане следуют заповеди Господа отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Но до какой степени должна простираться покорность властям? Апостол не говорит об этом прямо. Но из той же Книги Деяний мы знаем, что когда иерусалимский синедрион повелел апостолам Петру и Иоанну не говорить и не учить о имени Иисуса (Деян. 4, 18), они отказались покориться этому запрету, ответив: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Все хрис­тианские мученики отказались исполнить волю правителей-язычников принести жертвы богам и воздать божественные почести императору. Поэтому и граница покорности властям оканчивается там, где начинается отречение от Господа Иисуса Христа. Страдая, терпите… Следующее наставление продолжает предыдущее: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1 Пет. 2, 18–19). Скорби укрепляют христианина, эту мысль можно назвать общей для всего Нового Завета. Кроткое, терпеливое перенесение страданий является подражанием Господу Иисусу Христу, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2, 21–23). Претерпевая страдания, христианин должен отвечать добром, потому что если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

За богослужение Великой Пятницы (обыкновенно в четверг вечером) между чтением Двенадцати Евангелий о страданиях Христа на кресте поется песнопение, которое слушается с особенным благоговением: Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподоби еси Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя. Висевший на кресте разбойник покаялся в последний момент и искупительная смерть Христа завершила то, чего недоставало после его обращения. Для тех же, кто остается в той жизни, покаяние должно повлечь за собой исправление образа жизни. Произнесенная апостолом Петром первая проповедь уже заставила слушателей спросить: " Что нам делать, мухи братья? " " Покайтесь " , - ответил Петр и продолжил: " И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа " (Деян.2:37-38). Так происходит непрестанно. В святом Крещении человек возрождается " от воды и Духа " . За этим следует " хождение в обновленной жизни " (Рим.6:4). И дана цель этого хождения: " И сами будьте святы во всех поступках " (1 Пет.1:15). Хотя грех осквернил человеческую природу, человек все же несет в себе образ Божий, но этот образ потускнел от грехов. Воплотившись, Христос " уничижил Себя Самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам " (Флп. 2:5-8). Он стал подобным нам, чтобы сделать в свою очередь нас " причастниками Божеского естества " (2 Пет.1:4). Таким образом, Христос стал нашим Спасителем не только потому, что " наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились " (Исх.53:5), но и через то, что " от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Пет.1:3). Другими словами, Господь не только предлагает нам прощение грехов, но также дарует нам Божественную Свою силу для нашей пользы и духовного развития, чтобы мы не были " без успеха и плода в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа " (2 Пет.1:8). В богослужениях перед Рождеством повторяются в песнопениях слова " Христос рождается, прежде падший восставити образ " (кондак Предпразднества Рождества Христова), т.е. потускневший в человеке образ Божий восстанавливается в своем первоначальном сиянии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010