Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Спас и макитра В августе начала девяностых годов прошлого века зашел я, как обычно, к Харитоновне за молоком. Наставница моя в приходских делах житейского направления над столом склонилась и энергично так чем-то постукивает. Заглянул через плечо и обомлел. Анна Харитоновна настоящим пестиком-макогоном в настоящей макитре мак растирает, а рядышком банка темного гречишного меда, лопухом прикрытого, стоит. На прихожанке моей косыночка и фартук одного тона в цветочек и еще изюминка из прошлого — очки с резинкой вместо сломанной дужки. Над столом — старая темная икона с еле просматривающимся образом Спасителя. Чуть ниже иконы древняя лампадка исправно горит, не коптит. Прядь седых волос у бабы Анны из-под платочка выбилась, но она за делом не замечает. Меня она тоже не видит, так как песню поет: Дай, Господи, нам многие лета, Многие лета — долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, чистый воск топить — Богу на свечку, хозяевам на прибыль, Дому на приращение, Малым деткам на угощение! Я решил тихонько на лавку присесть, песню дослушать, да крышку деревянную на ведре с водой зацепил. Вздрогнула Харитоновна, ко мне повернулась: — Напужал, батюшка! А я вот тут для маковок и блинов мак тру да мед готовлю… Спас ведь медовый завтра. И действительно — первый Спас на дворе. Он еще с детства в памяти. Хотя тогда, в далеких шестидесятых, когда храмов открытых единицы оставались, а купола лишь в больших городах можно было увидеть, не понимали мы, ребятишки, каникулы летние у бабушек и дедушек проводящие, чего это за «Спасы» такие, до которых ни меда, ни яблок есть не положено. Нет, яблоки мы благополучно ели, колхозных садов на всех хватало, да и в меде нам отказу не было, но вот блины с маковками, которые в мед с маком макаешь, только на Спас готовились, поэтому и особенными были. Вот и застыл я в изумлении, когда в доме прихожанки нашей детство свое увидел. Ведь бабушка моя в таком же наряде точно так же в далеком далеке в макитре мак растирала. Только мед в глиняную кринку налит был, но тоже лопухом прикрывался.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

1592 Это говорит о древности кодекса литургии церкви Александрийской, распространявшегося во 2-м и 3-м веках не только в Египте, Ливии и Пентаполе, но и у Абиссин. христиан 4-го века; см. Бунзен. 1625 Этим словом намекается на пение гимна: «Слава в вышних Богу» и на хвалит. псалмы: 34 «суди Господи обидящия мя» и 150 пс. «хвалите Бога во святых его». 1663 Основное содержание служебника также древне, как и Богослужение. В Греческой церкви заключались иногда в служебнике одни только Литургии, тогда он носил название Литургиарион, а весь требник назывался тогда Евхологион или молитвослов. В настоящий вид служебник приведен в позднейшие времена. В Русской церкви служебник явился вместе с верою, и здесь от невежественной руки терпел изменения. Поэтому в 16 стол. чувствовалась потребность исправления его, и при Патриархе Никоне , по взятым из патриаршей библиотеки древним письменным служебникам Греческим и Русским, исправлен в 1665 г. Ц. ист. Мак. т. 12-й ст. 282. 1682 У нас в древнее время, в период необразованности, когда литургию служил Архиерей, проскомидию совершали все приглашенные священники. На большом Московском соборе в 1667 г. эта неправильность исправлена Патриархами Восточными Паисием, и Макарием. Цер. ист. Мак. т. 12 ст. 784. 1692 См. Ркп. Софийск. биб. 535, 8, 514, 2; об этом же можно читать в душеполезном чтении 1877 г. окт. 1700 От δο два и πτοχη [πτυχ] доска. Эго две таблицы, сделанные из бумаги и вместе сложенные. Они же называются синодиками. 1702 Г. Дмитриевский в книге о Богослужении 16-го века (ст. 96) говорит, что когда для литургии имелись только три просфоры, то за третьей просфорою поминались Святые, Епископы, все живые, Цари, Князья, Игумен, и умершие. В этом случай вынималась уже не одна часть; а несколько. Ркп. М. Дух. Ак. 85; Ркп. Румян. муз. 402. Брат. Слов. 1875, III, II. 222. 1703 На соборе в 1655 г. у нас в России были указаны новины и недостатки во время совершения проскомидии вынимать из просфоры не 9-ть частиц, а только 4, см. ц. ист. Мак. т. 12, ст. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

К XII в. И. утратил статус главной епископской кафедры Мумана. В 1111 г. правитель Мурьхертах О Бриан в связи с церковным Собором подарил Церкви свою церемониальную резиденцию Кассил, где и проходили соборные заседания. Постановления Собора, касавшиеся внутренней жизни Церкви и ее функций в обществе, ознаменовали начало реформы Церкви в Ирландии. На Соборе в Рат-Бресале (1111) было учреждено архиеп-ство с кафедрой в Кассиле, определены границы новых еп-ств, устроенных по континентальному образцу. По мнению О. Гвинна, в установленные тогда границы И. входила территория совр. графства Юж. Типперэри до р. Блэкуотер на юге и эти границы не соответствовали политическому делению Мумана ( Gwynn. 1992. P. 183). В то же время др. муманские кафедры, пользовавшиеся покровительством правителей из рода Бриана Борумы (напр., Келл-Да-Луа, ныне Киллало, графство Лимерик), получили более крупные территории. На Соборе в Келсе (1152) часть юж. территорий И. была отчуждена в пользу вновь созданного еп-ства Клойн. Вероятно, с политической борьбой в Мумане были связаны события 1123 г., не нашедшие отражения в местной летописи (описаны в Ольстерских анналах). Некий диак. Гилла Каэх О Киармак организовал нападение на дом еп. Маэл Морды О Клотны в И., где находился также местный правитель из династии Эоганахт Ане. Во время схватки начался пожар, в к-ром расплавился колокол св. Альбе (Bernán Ailbhe). Виновник происшествия впосл. был схвачен и обезглавлен «за оскорбление Альбе и Господа». В 1164 г. были убиты не названный по имени епископ И. с сыном. По мнению исследователей, последняя попытка поднять престиж И. была сделана в 1-й пол. XII в., при правителях Кассила из рода Мак Картаг, к-рые принадлежали к потомкам Эоганахта. В это время в ирл. мон-ре св. Иакова в Регенсбурге (Германия), вероятно при аббате Христиане Мак Картаге, было составлено Житие св. Альберта, архиеп. Кассилского (вымышленное лицо). Согласно Житию, св. Альберт происходил из Англии и был соратником свт. Эрхарда , еп. Регенсбургского (VII-VIII вв.). Возможно, прототипом образа св. Альберта стал св. Альбе, предания о котором в Житии отражали церковные и политические интересы рода Мак Картаг и подчеркивали преемственность между И. и архиеп-ством Кассил ( Ó Riain-Raedel. 2006. P. 183-185). 2-я пол. XII-XX в.

http://pravenc.ru/text/389505.html

В третьей беседе Иоанн Златоуст , сказав о страдании Елеазара, как оно изложено в шестой главе, повествует о мученичестве семи братьев, хотя не так подробно, как это изложено в VII гл. 2-ой Мак. книги, и снова повествует о страдании матери. Все три беседы Иоанна Златоуста о святых Маккавеях ясно говорят о глубоком почитании им как св. Маккавейских мучеников, так и 2-ой Мак. книги, повествующей об этих мучениках. Приведенный нами анализ похвальных слов Маккавеям святого Киприана, Григория Богослова и Иоанна Златоуста , достаточно говорит о том, с каким глубоким уважением св. отцы относились ко Второй Маккавейской книге и какие, действительно, назидательные уроки и примеры почерпали они из этой книги и предложили христианам, как своим современным, так и всем на все времена. Таким образом, православная церковь не только в руководящем правиле —85—ом св. Апостол и правилах Вселенских и поместных соборов, до соборов 1672 года включительно, считала и считает 2-ю Мак. книгу, книгою неканоническою, книгою, чтимою и назидательною, но такой взгляд свой православная церковь запечатлела и в самых творениях святых отцов, в их похвальных словах св. мученикам Маккавеям. Имея же в виду особое положение Христовой церкви на земле, в силу которого она называется церковью воинствующею, так как каждый член ее призывается к постоянной борьбе со своими страстями, с искушениями от диавола и с прямыми даже гонениями, которым, в том или другом виде, подвергается каждый истинный христианин, о чем и Господь возвещает в Евангелии в наше предостережение: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут» ( Uoah. XV, 18–20 ): и опять: «Приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу; и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене. Но сия глаголах вам, да егда приидет час, воспомянете сия яко Аз рех вам» ( Uoah. XVI, 2–I ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тот же мученик говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда Всемогущего, Всевидящего Бога... ты, по суду Божию, понесешь праведное наказание за превозношение» (VII, 35, 36). О блаженном состоянии праведных людей, после их смерти и еще до воскресения их тела, ясно учит 2-я Мак. книга, рассказывая следующее сновидение Иуды Маккавея. «Видение его было таковое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, из детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий». Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: «Возьми этот святый меч. дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» (XV, 12–16). Все язычники и грешники лишаются этого блаженства и терпят наказание. Впрочем, исповедывавшие веру в Единого Бога, но согрешившие и не успевшие до смерти принести покаяние, хотя после смерти и осуждаются на наказание, но, по учению 2-ой Мак. книги, для них остается еще возможность получать облегчение и даже совершенное освобождение от наказания. Это облегчение и освобождение грешники могут, по учению книги, получать не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние, а по бесконечной благости Божией, через молитвы и благотворения, совершаемые, за умерших, оставшимися в живых. Однажды, после сражения, повествует 2-я Мак. книга, при осмотре павших на поле сражения иудеев, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что собственно они и пали); тогда «все (иудеи) прославили праведного Судию, Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора . В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Церковь созидается " на основании Апостолов и пророков " (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано: " Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего " , то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые — это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что " Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,8). О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: " И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему " (Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: " ... видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский " (2 Мак. 15, 12). Ония обращаыся к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: " .. это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий " (2 Мак.15,14). В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о предстательстве святых за живущих: " ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых " (Откр. 5, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

книги, состоит в вечной жизни после воскресения. Четвертый мученик из братьев, «будучи близок к смерти, так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь» (VII, 14); эти слова, конечно, не означаюсь того, что Антиох и другие нечестивцы совсем не воскреснут, но, как мы и выше разъясняли, нечестивые также воскреснут, хотя – в погибель 443 . Таким образом последний способ сверхъестественного промышления Божия о людях, т. е. воскресение их в новую жизнь вечную, одинаково будет простираться как на иудеев, так и на язычников, хотя с различными последствиями для тех и других: первые воскреснут для получения вечной награды, а вторые – для вечного наказания; все зависит, по учению 2-ой Мак. книги, от того, исповедует ли человек перед смертью веру в Единого Бога; такую исповедь последний из мучеников-братьев Маккавеев считал возможным и желал даже и для «нечестивого, преступнейшего» Антиоха (VII, 34, 38). О Боге, как Судии и Мздовоздателе Во все время земной жизни каждого человека его сопровождает промыслительная деятельность Божия, как естественная, так и сверхъестественная. После же смерти человека Бог является его Судиею и Мздовоздателем, Бог требует у человека отчета, как тот воспользовался Его помощью, и тогда всякому человеку Богом воздается должное по его заслугам. Таким образом, смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим суд Божий. Смерть человека 2-я Мак. книга называет концом жизни (VII, 40, 41; VI, 31); при смерти совершается разлучение двух составных частей человека – его тела, которое совершенно разрушается и обращается в прах (VII, 5), и его души, которая возвращается к Богу и остается живою и бессмертною (VII, 36). После смерти человека, по учению 2-ой Мак. книги, наступает для него немедленно суд Божий. Седьмой брат из мучеников Маккавейских говорит про своих братьев, только что умерших: «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную.» (VII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В девятом часу утра пришел диакон Дмитрий Константинович Львовский просить дать молитву жене его, разрешившейся в семь часов утра от бремени сыном Михаилом. За молитву получил от Катерины Петровны на Церковь двадцать пять ен. После обеда был Тогава, протестантский «бокуси» секты «Кристкёо», соединенной из пресвитериан, конгрегационалистов и баптистов. Приходил в качестве редактора и задавал все политические вопросы, что русские-де возьмут Порт-Артур, потому что в него выгодно провести железную дорогу, раздробят Китай, овладеют Кореей. Я должен был болтать и состязаться с ним по всем этим вопросам, тогда как ждал религиозного разговора. Он – издатель журнальца, обозревающего все веры в Японии; говорил, будто буддисты издают ныне до ста двадцати периодических, синтуисты до пятидесяти. Если правда, то «Марфа, Марфа печешися о мнозем, тогда как единое потребно» – христианство, которое, конечно, и войдет сюда, а буддизм, синтуизм, да и много приходящие ныне из-за границы улягутся в гробы – уже без надежды воскресения. – По словам Тогава, у Мак-Колея, в Унитарьянской школе, человек тридцать учеников, преподаются буддизм, немецкая философия и христианство; первые два предмета имеют хороших учителей, последний преподается весьма плохо, чем ставится ниже буддизма и логомахии немецкой. И Мак-Колей издерживает много денег на свое «развратилище»! Из-за чего эти несчастные унитарьянцы хлопочут? Положим, они служат своему принципалу-диаволу; но разве он долларами платит им? А без выгод века сего что же у них священного?.. Да, тайна беззакония делается; пробивается антихрист в мир… Но далеко-далеко еще до того, когда ему позволено будет явиться! И Мак-Колей и всякие другие его предтечи во всех отношениях лжепророки. 8/20 сентября 1895. Пятница. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Письмо из Хацинохе пришло, что Иоанн Ито умер от тифа. Царство ему небесное! Завтра отслужим панихиду. Из Отару катехизатор Павел Мацумото извещает, что его обокрали до нитки. Много там, на острове, воров из преступников, отбывших свой срок в тюрьме и выпускаемых на волю без всяких средств к жизни. – Пошлем ему завтра двенадцать ен пособия; больше Миссия не может. Берегли бы себя – он и жена его. В другой раз это уже с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Каталонский профессор теологии бенедиктинец дом Хуан Эвангелиста М. Виланова (р. 1927), аббат монастыря Монсеррат, издал 3-томную «Историю христианского богословия» 692 , которая начинается с анализа его библейских основ и освещает все основные этапы развития, рассматривая последнее с позиций культурологического контекста: богословие отцов и учителей Церкви, монашеское богословствование, время схоластического богословствования; пререформационные, реформационные и контрреформационные богословские позиции; богословие периода барокко; теологию Просвещения, эпохи религиозного модернизма, и доводит читателя до XX в. Работа переведена на 5 европейских языков и получила высокую оценку таких известных специалистов, как профессор Папского Грегорианского университета иезуит Микель Батльори-и-Муннé (1909–2003), Джузеппе Альбериго и Мари-Доминик Шеню. Содержательные исследования касательно генезиса и развития христианского богословия оставили ученые-реформаты: голландско-американский теолог-кальвинист Луис Берхоф (1873–1957) 693 , более известный как автор «Систематической теологии» (1932); лютеранский богослов Отто Уильям Хейк (1895–?) 694 , преподобный Алек Бёркилл 695 , профессор Юго-западного университета штата Миссури Стэнли Бёрджесс (p. 1937) 696 и др. 697 Американский теолог, ученик Гарнака и преемник Шаффа по кафедре церковной истории в Union theological seminary Артур Кашмэн Мак-Гифферт (1861– 1933) 698 , пресвитерианец, затем конгрегационалист, в обширном двухтомном труде «История христианской мысли», начинающемся временем зарождения христианства, доводит изложение на христианском Востоке до Иоанна Дамаскина , на Западе – до Эразма Роттердамского; эта книга заложила стандарт американских богословских штудий и до сих пор пользуется научным авторитетом. Мак-Гифферту принадлежит также исследование History of Christianity in the Apostolic Age («История христианства апостольского века», 1897), вызвавшее серьезную оппозицию Генеральной ассамблеи Пресвитерианской церкви (вплоть до угрозы обвинения в ереси) в связи с существенным отходом от традиционализма, что послужило основанием для отказа Мак-Гифферта от должности пресвитерианского священника и перехода его в Конгрегационалистскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010