В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года состоял Почетным членом СПбДА. С 6 мая 1911 г. - член Святейшего Синода. В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. В 1917 - 1918 годах - участник Всероссийского Священного Собора в Москве. С 10 августа 1917 года - архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита. 16 июня 1922 года совратился в обновленческий раскол, издав в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). 27 августа 1923 года принес покаяние и был присоединен к Церкви. С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 года - заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 12 апреля 1932 года награжден предношением креста при богослужении. С того же года титуловался Горьковским и Арзамасским. 27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий. 22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны, ещё до первого военного обращения к народу И. В. Сталина, выступил с " Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви " , которое было в тот же день разослано по всем приходам. В кратком пламенном послании архипастырь подчеркнул что " всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства " и заключил: " Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу " . 8 сентября 1943 года Собором русских иерархов был избран патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября того же года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Все это время 95 я был болен, впрочем, кажется, начинаю поправляться. 5-го декабря, надеюсь, мне можно будет выехать к Вам, батюшка, благословите в путь, помолитесь, чтобы Господь помог мне. Книги Ваши будут высланы сегодня. С другом своим, с Алмазовым, я помирился. Простите. Прошу Вашего отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. 28 ноября 1857 г. 5 96 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! Поздравляю Вас с праздником Великого Чудотворца и, припадая к ногам Вашим, слезно прошу Вас помолиться, чтобы Господь помог мне ради душевной пользы совершить предполагаемую поездку в Вашу святую обитель. Знаю, что я недостоин сей великой милости, но верю, что Вашими молитвами Господь устроит все на пользу. До сих пор сижу все дома, но доктор обнадеживает, что, если Богу будет угодно, завтра в первый раз могу выехать. Я Вам писал, что брат сватался к дочери Михаила Петровича Погодина, который до сих пор решительного ответа не дает. Теперь Погодин ко мне обращается – при крещении он был одним из моих восприемников – и просит, чтобы я по совести сообщил ему сведения о брате. Завтра, с Божьей помощью, располагаю к нему поехать. Помолитесь, батюшка, чтобы Господь внушил мне сказать, что нужно. Издание диссертации приближается к концу, а болезнь мне мешает заниматься делами, которых еще много. Простите, батюшка, прошу Вашего отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Николая Николаевича сердечно поздравляю. 6 декабря 1857 г. 6 97 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! Здоровье мое, слава Богу, поправляется, и с Божьей помощью надеюсь выехать к Вам в четверг или в пятницу. Диспут мой советуют отложить до 13-го января. Брату моему Альберту Михаил Петрович Погодин дал согласие. Всеусерднейше прошу Вас помолиться о нем и невесте его Александре и благословить их. Брат мой Виктор в большом горе. У него была невеста (католичка), которая недавно скончалась. Оно, может быть, и к лучшему, но брат глубоко расстроен и нуждается в молитвенной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня. В XVI–XVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине XIX века. В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»: Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября; Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа. В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник». Предпразднства и попразднства Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых. Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Борис и Глеб, благоверные князья - 18 сентября, 15 мая Димитрий Ростовский, святитель - 4 октября (обретение мощей), 10 ноября Анастасия Узорешительница, великомученица - 4 января Ежегодно 1 октября, в день открытия обители и на все престольные праздники обители совершается крестный ход с молебном. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Богослужение в Борисоглебском Аносином монастыре " Вера. Надежда. Любовь " : Борисоглебский монастырь Борисоглебский монастырь Как добраться [ править править код ] Проезд На общественном транспорте: с Рижского вокзала Москвы до станции «Нахабино», далее автобус 22 до остановки «Аносино» (14 км). Адрес 143581, Московская область, Истринский район, село Аносино Телефон 8-(495) 994-65-97 (канцелярия) Электронная почта pochta@anosinomonastir.ru Паломнику [ править править код ] Сайт http://www.anosinomonastir.ru Игумения Мария (Солодовникова): «“Я” – последняя буква в алфавите» Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь. Богослужения Богослужения в обители совершаются ежедневно: с 6 часов утра– утренние молитвы, полунощница, в 8:00 Божественная Литургия (по воскресным дням в 6.30 ранняя Литургия и в 8:45 поздняя Литургия), в 17:00 – вечернее богослужение. По воскресным дням, если нет кануна праздников, поется служба с акафистом свв. блгвв. кнн. Борису и Глебу. День и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Богослужение проходит в Троицком соборе монастыря. В случаях, когда служба совершается в других храмах, информация приводится в Объявлениях и тексте расписания Богослужений.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

С 6 октября 1905 г. — архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном комитете, одновременно занимаясь исправлением текстов богослужебных книг. 6 мая 1911 г. назначен членом Святейшего Синода. С 1 марта 1912 г. — председатель Предсоборного совещания при Синоде. 4 апреля 1913 г. назначен председателем Миссионерского совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г., согласно просьбе, освобожден от этой должности. С 10 августа 1917 г. — архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября в Москве возведен в сан митрополита. 7 декабря избран членом Священного Синода. Принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В январе 1921 г. арестован на несколько месяцев, к Пасхе освобожден и приговорен к ссылке в Нижний Новгород. 16 июня 1922 г. митрополит Сергий совместно с архиепископом Нижегородским Евдокимом и архиепископом Костромским Серафимом в т.н. «Меморандуме трех» («Воззвании») публично признали обновленческое Временное церковное управление (ВЦУ) единственной канонической церковной властью, однако митрополит Сергий, несмотря на признание ВЦУ, указал поминать Патриарха Тихона в своей епархии. Он не был сторонником обновленческих реформ и 25 августа 1922 г. обратился в ВЦУ с письмом протеста против неканонических нововведений (введения женатого епископата, второбрачия духовенства и др.); 13 сентября разорвал отношения с ВЦУ. 27 августа 1923 г. за Литургией в Донском монастыре Москвы принес публичное покаяние и был принят Патриархом Тихоном в лоно Церкви. С 18 марта 1924 г. — митрополит Нижегородский. В декабре 1925 г. назначен заместителем Патриаршего местоблюстителя. Арестован в ноябре 1926 г., освобожден в марте 1927 г. и вновь вступил в управление Церковью на правах заместителя Патриаршего местоблюстителя. Результатом ареста и давления на него и на Церковь было издание документа, известного как «Декларация митрополита Сергия» и опубликованного 29 июля 1927 г. В декларации отмечался факт вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Этот документ вызвал протест в среде духовенства, многие представители епископата и клира разорвали общение с митрополитом Сергием. К концу 1930 г. насчитывалось около четырех десятков архиереев, отказавшихся от административного подчинения митрополиту Сергию. Особое недовольство среди духовенства и мирян вызывал запрет поминовения на богослужениях ссыльных архиереев и требования поминовения властей.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197891...

354 Составлен мон. Еленой (Анненковой; † 11889) в 1887 г., предварительно отредактирован еп. Тамбовским и Шацким (впоследствии архиеп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии) Иннокентием (Беляевым; † 11913), личность второго редактора неизвестна, предположительно – сщмч. Серафим (Чичагов ; † 1937). 361 Известна дореволюционная публикация акафиста свт. Питириму (составлен И. А. Аносовым, опубликован в: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. 6. С. 211–218. 2-я паг.), однако статус этого текста на данный момент не прояснен. В практике Русской Православной Церкви употребляется иной акафист, опубликованный (вместе со службой святителю) в «Журнале Московской Патриархии» (1974. 12, вкладка отдельной пагинации, акафист на с. 8–13) и позднее републикованный в «Акафистнике» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 222–228). Вопрос об официальном одобрении того или иного акафиста в Синодальный период остается пока открытым. 362 В рукописях и различных печатных изданиях воспроизводятся по крайней мере два различных акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери; определить достоверно, был ли какой-либо из них официально одобрен Священным Синодом и если да, то какой, на данный момент не представляется возможным. 363 Составлен прот. Илией Гумилевским († 1963), однако в литературе встречаются данные об авторстве сщмч. Неофита Любимова († 1918) или протопресв. Николая Любимова († 1924). Возможно, о. Николай (бывший на момент канонизации св. Ермогена протопресвитером Успенского собора Московского Кремля) выполнил редактуру акафиста, составленного о. Илией (см.: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. 9. С. 3–26. 2-я паг.). Надежных данных об официальном одобрении данного акафиста до сих пор не обнаружено, однако он был напечатан в «Православном церковном календаре» на 1986 г. (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1985). 367 Составлен в 1917 г. свящ. Андреем Простосердовым, руководителем петроградского Свято-Вонифатьевского братства. 371 Составлен прот. Леонидом Красновым, клириком Рязанской епархии. Резолюция об одобрении текста к общецерковному употреблению подтверждалась Святейшими Патриархами: свт. Тихоном (резолюция от 22 января 1924 г.), Алексием I (резолюция от 10 декабря 1945 г.) и Алексием II (резолюция от 28 ноября 1999 г.). Во исполнение последней резолюции акафист был напечатан в Издательстве Московской Патриархии в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В 1954 г. владыка Борис был назначен Патриаршим экзархом Северной и Южной Америки, с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского. 27 декабря того же года награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке, который получил в дар от Патриарха Алексия I. 31 декабря 1954 г. архиепископ Борис прибыл в Соединенные Штаты Америки с целью совершить поездку по приходам своей епархии. Но 27 февраля 1955 г. был вынужден вернуться на Родину по причине отказа правительства США продлить ему визу. В апреле 1956 г. он переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. За ним сохранились полномочия экзарха Северной и Южной Америки. С ноября 1958 г. по февраль 1959 г. Преосвященный находился в г. Нью-Йорке, где проводил работу по налаживанию православной жизни в США. 25 февраля 1959 г. был возведен в сан митрополита. 16 июня 1962 г. Священный Синод РПЦ в соответствии с поданным прошением освободил митрополита Бориса, по состоянию здоровья, от должности экзарха Северной и Южной Америки. На протяжении 1963–1965 гг. он перенес несколько инфарктов. Скончался Преосвященный в г. Сочи во время своего трёхмесячного отпуска. Отпевание митрополита Бориса (Вик) состоялось 19 апреля 1965 г. в г. Одессе, которое возглавил митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин) . Архипастырь был похоронен на кладбище Успенского патриаршего мужского монастыря в г. Одессе .   Источники и литература: 1.     Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 11-14. 2.     Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря  1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 21-25. 3.     Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г.//Голос Православия. 1952. 2. С. 19-23. 4.     Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский//Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

http://bogoslov.ru/article/3747880

В дальнейшем данный духовный статус и Русского Государя, и самой России в 1561 году был подтвержден грамотой Константинопольского Патриарха Иоасафа и Соборным постановлением – грамотой Московского собора 1589 года по утверждению Патриаршего Престола на Руси при Царе Феодоре Иоанновиче с участием Константинопольского Патриарха Иеремии . С 25 по 28 января 1547 года состоялось паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича в Троице-Сергиев монастырь. Как пишет летописец: «…Помолитися и молебного пения послушати, игумену и всемъ старцомъ великыа обители повеле о Своем здравии Бога молити, о милости Божией и о укреплении Царства Его» .   Всероссийский Церковный Собор   1–2 февраля состоялся Собор Русской Церкви. Как свидетельствует Летопись того времени, « Месяца Февраля 1 день, повелением Благовернаго Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии и Господина Святейшии Митрополит Макарей ... и с всем иже о них Священным Собором Рускиа митрополиа, поставили ныне празноватя новым чюдотворцем в Соборной церкве и по всем градом и монастырем Великаго Царства Российкаго, пети и празновати повсюду» . Собор Русской Церкви прославил для общецерковного почитания четырнадцать Угодников Божиих и девять местночтимых Святых: 1. Иже во святых отец наш Иоанн, архиепископ Новгородский чудотворец. Преставился в 1186 г. месяца сентября в 7 день. 2. Иже во святых отец наш Иона, митрополит Московский и всея Руси. Преставился в 1461 г. месяца марта в 31 день. 3. Преподобный отец наш Никон Радонежский, ученик Сергиев. Преставился в 1428 г. месяца ноября в 17 день. 4. Преподобный отец наш Павел Комельский, иже на Обноре реце Вологодский чудотворец. Преставился в 1429 г. месяца генваря в 10 день на 112-м году жизни. 5. Преподобный отец наш Саватий, Соловецкий чудотворец. Преставился в 1435 г. месяца сентября в 27 день. 6. Преподобный отец наш Зосима, игумен Соловецкий чудотворец. Преставился в 1478 г. месяца апреля в 17 день. 7. Преподобный отец наш Дионисий Глушицкий, Вологодский чудотворец. Преставился в 1437 г. месяца июня в 1 день.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

В другом месте «Пастыря» пост сравнивается с возделыванием виноградника. Чтобы виноград мог расти, нужно прополоть землю и удалить все сорняки (см.: «Пастырь» Ерма, III, 5, 2). Чтобы в нашей душе мог расти виноград любви и веры, нужно удалить все сорные травы. «Прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего» («Пастырь» Ерма, III, 5, 3). Чтобы это сделать, нужно внимательно посмотреть на самого себя. Не просто признать: «Да, я плохой, у меня полно грехов и недостатков», но измениться, избавиться от них или, по крайней мере, сделать маленький шаг в эту сторону. Но вот вопрос: делать добрые дела, усиленно работать над собой, находить силы подниматься выше мирской суеты и суматохи нужно только в пост? А что делать, когда поста нет? Пост — это камертон, который задает тон жизни христианина. А это значит, что любить ближнего, делать добрые дела и следить за своими мыслями и действиями христианину нужно не только с 28 ноября по 6 января, пока идет Рождественский пост, и не только в марте и апреле, на которые обычно выпадает пост Великий перед праздником Пасхи, но всегда — в любой день года. Просто пост — это время, когда мы должны стать чуть более внимательными, чем обычно. Музыкальные инструменты периодически настраивают, чтобы они звучали чисто и красиво. Во время поста нам нужно постараться настроить струны своей души. Но чтобы расслышать мелодию, нужна тишина, чтобы ничто не заглушало музыку. Пост — время тишины, когда мы можем послушать мелодию нашего сердца, обращенную к Богу. Как она звучит? —Скажи мне, ведь ты всё знаешь,— спросил вол, еще не совсем пришедший в себя,— ты действительно уверен, что все они не сошли с ума? —Нет-нет. Просто сейчас Рождество. —Что-то слишком уж много этого самого Рождества. А помнишь ту ночь в Вифлееме — хлев, пастухов, младенца? Тогда тоже было холодно, и все-таки там царили покой и умиротворенность. Все было совсем по-другому! —Верно. А помнишь долетавшие до нас звуки далеких волынок?

http://pravoslavie.ru/98924.html

В конце ноября объявили лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» за 2012 год. В списке финалистов было 14 произведений. Среди них книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», переведённая уже на несколько языков, с тиражом более 1 миллиона 200 тысяч экземпляров. Однако жюри присудилопервую премию роману Даниила Гранина «Мой лейтенант», вторую — воспоминаниям Александра Кабакова и Евгения Попова о Василии Аксёнове, третью — книге Марии Степановой п«Женщины Лазаря». На сайте премии «Большая книга» параллельно шло голосование читателей. Там с огромным отрывом лидером оказалась книга архимандрита Тихона. Она набрала голосов почти в три раза больше, чем все три лауреата вместе взятые. Совокупный тираж трёх книг — победителей «Большой книги» — в 60 раз меньше, чем тираж «Несвятых святых». Рейтинг: 10 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 2 января 2013, 18:58 и действительно, книга самая простая. Просто хорошая, светлая, беспроблемная книга. Раскрутка и реклама, вероятно, имела место быть. Очень большое хорошее впечатление на меня произвела " Монахиня из разведки " (о м.Адриане Малышевой), составитель Анна Данилова. Василий 30 декабря 2012, 14:25 Александр Храмов: Мир вам, господа! Как-то нескромно столько писать об одном и том же (имею ввиду " Несвятых святых " ). Складывается неприятное впечатление саморекламы. Чем произведение лучше и достойнее - тем самодостаточнее. Не стоит об этом забывать. Благопоспешайте! С почтением, грешный р.Б. Александр. Согласен. Александр 26 декабря 2012, 17:52 " Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Ин.15:17-18) Мария 26 декабря 2012, 11:28 Спасибо за интервью!Буквально на этой неделе прочитала сборник повестей Алексея Варламова " Стороны света " и немногим раньше прочла " Несвятые Святые " (и являюсь фанаткой Достоевского).

http://pravoslavie.ru/58376.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010