Память же его совершается как в этот день, так и Января 21, когда отрезаны были у них языки и руки, ибо так определено святыми отцами, шестого собора. Протоиерей Корнелий Самсонович Кекелидзе 1 См. в Échos d " Orient за 1910 г. статью некоего Monmmasson-a под заглавием „Хронология преподобного Максима “ [Échos d " Orient. Tome XIII – Année 1910. III. Mai. – N° 82. Chronologie de la vie de saint Maxime le Confesseur (580–662), E. Montmasson, p. 149–154.]. 2 Настоящая работа обязана своим появлением научной любознательности профессорского стипендиата нашей Академии, С. Л. Епифановича , который, избрав предметом своей диссертации преп. Максима Исповедника (см. Труды Киевской Духовной Академии за октябрь 1910 г., стр. 417–429), пожелал, для полноты исследования, справиться и с грузинскими источниками. Взявши на себя труд сличения грузинской редакции Жития препод. Максима с имеющейся у него копией неизданного пока греческого списка указанного Жития по кодексу XI в. Московской Синодальной Библиотеки 380, он снабдил нас также и всеми цитатами и выписками из патрологии Migne-я, встречающимися в этой работе; за это мы приносим ему сердечную благодарность. 3 По след. пергаментным рук. Тифлисского церковно-археологического музея: XI в. – 840, л. 155–156. 193, л. 281–282, 97. л. 291 об. – 292 об.; XII в. – 222, л. 439–441. 839, л. 244 об. – 245; XII–XIII в. – 569, л. 276 об. – 277. 635, л. 229–230; XIII в. – 139, л. 260–261. 5 Синаксар этот подробно описывается и анализируется в нашей диссертации „Грузинские литургические памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение“, стр. 228–313, 483–306; частнее о месяцесловной части его смотр. стр. 497–499, 502–506. 7 Общества распространения грамотности среди грузин 1128, л. 1–30, переписанный почерком „мхедрули“. 8 В Шарапанском уезде Кутаисской губернии (Я. Кондаков и Д. Бакрадзе „Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии“, стр. 155–156, Петерб. 1890). 10 Ф. Жордания – „Хроники и другие материалы для истории Грузии“ (на грузин. языке), ч. I, стр. 169–170, Тифлис 1893 г. 11 Житие св. Евфимия, составленное св. Григорием II Мтацминдели в 1040–1047 годах, имеется в рук. 1074 года Тифлисского церковно-археологического музея 558; издано оно в Тифлисе в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

33 Черепнин JI. В. Земские Соборы Русского государства в XVIXVII вв. М., 1978. С. 67–89. 34 Синицына Н. В. С казания о преподобном Максиме Греке . С. 96. 35 Судные списки. С. 125–139. 36 Акты исторические, собранные и изданные Археографической ко- миссиею. СПб., 1841. Т. 1. С. 298. 161. 37 Белокуров С. А.  О библиотеке… С. XLIII, LXXXI. 38 О собраниях сочинений Максима Грека см.: Синицына Н. В. М аксим Грек в России. М., 1977. С. 161–185, 223–276; БуланинД. М. Переводы и послания… 39 Верещагин Е. М. М аксим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно-русских церковных книг. В кн.: Россия – Афон: 1000-летие духовного единства. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва. 1–4 октября 2006 года. М., 2008. С. 301–313. 40 Сочинения преп. Максима Грека . Казань, 1859. Ч. 3. С. 377–398; Ч. 2. С. –88. 41 Spidlik Т. La spiritualite de l " Orient Chretien (Orientalia Christiana Analecta. 206). Roma, 1978. P. 85–120. 42 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 5–52, 148–152. 43 Там же. Ч. 2. С. 89–118. 44 Подробнее о нестяжательской концепции Максима Грека см.: Казакова Н. А. О черки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 282–283 и др.; Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека //Византийский временник. Т. 29. М., 1969. С. 137–138, 144–145; Синицына Н. В. Э тические и социальные аспекты нестяжательских воззрений Максима Грека . – В кн.: Общество и государство феодальной России. С. 159–170; Каптерев Н. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека //Богословский вестник. 1903. Ч. 1. 1. С. 114–171. 45 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 260–276, 290–294. Там же. С. 157–184, 346–357. 47 Там же. С. 319–337. 48 Там же. Ч. 3. С. 154–156. 49 Там же. С. 144–156. 50 Там же. Ч. 3. С. 272–273; Ч. 2. С. 247, 447–452. 51 Казимова Г. А. С казания о птице неясыти у Максима Грека и в славянской книжности XVIXVII вв.//Byzantinoslavica. LXI1. 2004. С. 257–262; Ванеева Е. И. Ф изиолог. СПб., 1996. С. 127; Сказания… С. 260. Вместо эпилога

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

1 . Непотребство с женщиной. Непотребство с женщиной, как преступление, требует для своего состава некоторых условий. Женщина, с которой совершено преступление, должна быть свободной и незамужней. Непотребство по отношению к рабе рассматривалось, как injuria, и взыскивалось исками – или actio legis Aquiliae или actio de servo corrupto 270 . Непотребство с замужней или конкубиною другого лица было прелюбодеянием. В самом деянии непотребства важно было то, что оно не было ни браком, ни конкубинатом, а внебрачным половым сожитием 271 . Наказанием за stuprum, по крайней мере некоторые виды его, до Lex Iulia de adulteriis служила multae irrogatio 272 ; Lex Iulia назначает для непривиллегированных преступников телесные наказания в relegatio, а для привиллегированных – конфискацию половины имущества 273 . Обольщение же наказывалось смертью 274 . Случаи насильственного непотребства относились или к injuria или к vis 275 и карались aquae et ignis interdictio, в редких случаях смертью 276 . В позднейшем византийском праве непотребство с женщиной имеет следующие виды: непотребство добровольное, растление малолетней, растление чужой невесты, блуд с женщиной, давшей обеты девства, непотребство незамужней госпожи с своим рабом. Добровольное непотребство – это случаи, когда сама, еще непорочная, девушка ( χη παθνος) дала согласие на сожитие, но без ведома родителей. Виновный мог покончить дело или браком, если родители на это были согласны, или же должен был уплатить определенную сумму денег (один литр золота), а если он был беден, то подвергался телесным наказаниям и острижению 277 . Насилие над девушкой, соединенное с растлением ея, наказывалось вырыванием ноздрей 278 . Так же каралось и растление малолетней, не достигшей еще 13 лет 279 . Растление чужой невесты (μνηστ) каралось, как и изнасиливание, вырыванием ноздрей, хотя бы она сама и изъявила согласие на непотребство 280 . Наконец квалифицируется как непотребство: 1) соитие с женщинами, давшими обеты девства: монахинями, аскетессами, 281 . Оба виновные в этом случае наказывались одинаково выреванием ноздрей 282 ; 2) блуде незамужней женщины с своим рабом 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Фишер Иоганн Эбергард (1697–1776), историк, археолог, автор известной Чехову «Истории Сибири» – 177, 841, 890 Фойницкий Иван Яковлевич (1847–1913), профессор-тюрьмовед, автор известной Чехову книги – 246, 579, 769, 775, 787, 858, 859, 863, 892 Фонвизин Денис Иванович (1744–1792), писатель – 172, 840 «Недоросль» (Кутейкин, учитель Митрофана) – 172, 840 Фрикен Алексей Александрович (1857–1924), агроном, инспектор сельского хозяйства на Сахалине (с 1888 г.). В 1890-92 гг. – зав. метеорологич. станцией, автор известного Чехову «Отчета о состоянии сельского хозяйства», сохранившегося в ТМЧ – 111, 121, 187, 276, 279, 280, 281, 282, 292, 293, 323, 441, 450, 614, 615, 618, 620, 625, 627, 638, 717, 718, 812, 823, 824, 826, 827, 838, 864, 867, 896 Фрей Е. (Fry, 1789–1845), англ. филантропка, заботившаяся об улучшении состояния тюрем, автор воспоминаний («Memorie of the life of Elisabeth E.», 1847) – 246, 859 Фролов Финоген (р. 1840), работник в солеварне у туннеля Александровск – Дуэ – 127 Фуражиев Муса Пиев (р. 1841), крестьянин из ссыльных в Мало-Тымове, татарин, участник экспедиции И. С. Полякова в нач. 1880-х гг. – 164, 499, 839 Хавриевич Иван Прокофьевич (р. 1848), поселенец в Рыковском, совладелец М. Г. Бродяги, поселки (р. 1853) – 236, 567 Ханов Василий Иванович (р. 1836), надзиратель из ссыльных в Рыковском, «главный убийца» в «мрачном Онорском деле» (1893 г.) – 321, 685, 875, 876 Хвостов Николай Александрович (1776–1809), морской офицер, лейтенант, служ. Американской компании, дважды совершивший с Г. И. Давыдовым путешествие в Америку – 168, 169, 222–223, 470, 502, 503, 554, 839, 856, 889 Хоменко Максим, ссыльнокаторжный, в услужении у секретаря полиц. управления (см. Фельдман С. А.). В архиве сохранились письма Хоменко Чехову (ГБЛ) – 187, 188, 761, 845 Хомутов, поселенец из вольных крестьян, охотник и рыболов, по его фамилии названо сел. Хомутовка – 202, 214, 215, 535, 545, 852 Христофор, охотник в Лиственничном, гиляк, по его имени названо село Христофоровка – 202, 535

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

архим. Захария (Захару) III. Разрыв и исцеление 1. Величие и ничтожество человека Если человек был задуман Умом Божиим «прежде создания мира» 276 и Бог имел о нем столь великий замысел, что даже «Сына Своего не пощадил» 277 ради его осуществления, то человек должен быть воистину велик по происхождению и предназначению. Те возможности, которые скрывает в себе его природа, созданная по образу Божиему, достойны всякого удивления. У старца Софрония видение человека включает в себя и предвечный замысл Божий о сотворении человека, и «последние века» 278 . Идея Божия о человеке рассматривается им в свете откровения божественной Ипостаси Слова. Человек «прежде вековых времен» 279 был предопределен Богом стать «подобным образу Сына Его» 280 . Этот образ явился «в последние времена» 281 . Человек велик в благодати спасения 282 . Две стороны его величия суть, во-первых, его сотворение по образу и по подобию Бога, при котором «Создатель наш, в сущности, повторяет Себя, и в этом смысле является нашим «Отцом " " 283 , и во-вторых, призыв стать чадом Божиим в соединении со Христом – призыв, явленный прежде создания мира. Обе стороны вместе составляют таинство человека как расширение таинства Христа, которое может быть открыто и познано благодатью покаяния и жизнью в Святом Духе. При сотворении человека по образу и по подобию Божию Бог вложил в его естество великие возможности и приготовил его к принятию в будущем евангельского откровения к уподоблению Христу 284 . Наиболее важными из этих возможностей являются врожденная идея Абсолюта и искание его человеком. При встрече человеческого духа со Вседержителем Богом «сей... может «узнать» Его, ибо Он родственен ему» 285 . Человек «становится родственным» 286 Богу, когда достигает состояния созерцания и любви Божией; тогда он «становится «целым»: исцеленным» 287 и познает, что «мы род Его» 288 . Далее мы хотим обозначить несколько проявлений жизни человека, из которых ясно обнаруживается, что он «родственен» Богу и имеет от Него свое происхождение. Так, когда слово Христа становится единственным законом человеческого существования, тогда человек, предавшись «ведению святости смиренного Бога-Христа» 289 , начинает почитать Бога «в духе и истине» 290 . Также это проявляется отрицательным образом, когда человек отвергает заповедь Божию и, лишенный Его благодати и пребывая вдалеке от света Отча, «поклоняется твари вместо Творца» 291 . В первом случае человек представляет собой досточудное и боговидное величие, тогда как во втором случае – трагичное и жалкое ничтожество. Он свидетельствует о том, что является «родом Божьим», когда в каждом проявлении своей жизни мыслит, чувствует и действует с сознанием того, что Бог доверил ему все творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Что власть учительства в первой линии принадлежала епископам, об этом нет надобности и говорить. В своем сочинении «Митрополиты в первые три века христианства» 276 мы показали, когда и каким образом вся полнота учительской власти перешла к епископам. Но означал ли этот переход исключение от учительской власти мирян? Нам кажется, нисколько. В течение четырех первых веков и позднее катехизаторское обучение даже в клерикально-настроенной Александрии находилось в руках мирян 277 . В других местах, именно в передней и Малой Азии в этом отношении было еще свободнее. Из истории Евсевия 278 мы знаем, что Ориген , проживая в Палестине, по желанию тамошних епископов проповедал в церкви и изъяснял Св. Писание. Хотя Ориген в то время не имел никакого посвящения, тем не менее это в глазах тогдашних предстоятелей Палестины, именно Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского не составляло никакой помехи 279 . Здесь действовал во всей силе заимствованный от иудейства принцип 280 , согласно которому всякий знающий член общины обладал правом слова за богослужением. Против этого восстал александрийский епископ Димитрий. В своем послании к епископам Палестины он жаловался на дерзость Оригена , осмелившегося своею проповедью в присутствии епископов нарушить всякий порядок. В церковной истории Евсевия до нас дошло любопытное ответное послание палестинских епископов Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского к Димитрию. «Ты еще прибавляешь в своем письме – пишут они ему – что никогда не слышано, да и теперь не в обычае, чтобы в присутствии епископов миряне проповедали. Святые епископы, как скоро находили людей, способных принести братьям пользу, приглашали их проповедать народу. Так поступали блаженные братья: в Ларанде – Неон с Эвелиом, в Иконии – Цельз с Павлином, в Синнаде – Аттик с Феодором. Так вероятно было и в других местах, но мы этого не знаем» 281 . Такая же практика по-видимому, продолжала держаться в IV веке и даже значительно позднее, особенно если к мирянам причислить монашествующих. От половины IV века по крайней мере прямо нам известны примеры проповеди в церквах мирянина и даже в присутствии епископов. Мы имеем в виду, именно Астерия 282 . То же самое и даже в больших размерах можно заключить из предписания «Постановлений апостольских» 283 : «Учитель, хотя бы и мирянин, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит, ибо все будут научены Богом», а также из сообщения Феодорита 284 о деятельности в Антиохии в конце IV в. Флавиана и Диодора в бытность их мирянами 285 . Из всего изложенного видно, что potestas magisterii не только в первые века, но и позднее вовсе не принадлежала исключительно одним епископам. Напротив исторические факты дают нам право заключать, что рядом с епископами учительство отправлялось также и мирянами, причем последние даже не исключались от проповеди в церкви 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Сл. 31, 5, 2–16; SC 250, 282–284=1.445–446. 887 Ср. Апология 25–26 (Eunomius. The Extant Works, 66–70). Термин poihma является синонимом термина ktisma, используемого Евномием по отношению к Сыну: см. Апология 17–18 (Extant Works, 54–56). 888 Сл. 31, 5, 16–23; 284=1.446. См. по этому поводу: Daniйlou. Akolouthia, 236. Греческий термин akolouthia буквально означает " " следование за чем-либо " " ; для выражения идеи субординации как " " подчинения " " Григорий пользуется термином hyphesis (букв. " ослабление " " , " уступка " " ). 889 Термин teleioumetha (букв. " бываем посвящаемы " " ) указывает на таинство Крещения. 890 Сл. 31, 6, 1–22; 284–286=1.446–447. 891 Учение об " " эонах " " характерно для гностической системы Валентина, а не Маркиона. В дальнейшем изложении Григорий доводит аргументы своего собеседника до абсурда, уподобляя его силлогизмы учению гностиков. 892 Ин. 15:26. 893 Сл. 31, 7, 17–8, 15; 288–290=1.447–448. 894 Ср. Harvey. Imagery, 114. 895 " Инклюзивным " " называется такой язык, при котором о Боге говорится одновременно в мужском и женском роде: " Он–Она " " , " Отец–Мать " " и пр. Этот язык родился в недрах западного феминистского богословия и находит широкое распространение в современных протестанских кругах. 896 См. Norris. Faith, 192. 897 См. Василий. Против Евномия 2, 4. Ср. Евномий. Апология апологии 3, 5 (цит. по: Gregorii Nysseni Opera II, 166–175). 898 Сл. 31, 23, 22–23; 320=1.456. 899 Сл. 31, 9, 1–10; 290–292=1.448. 900 Сл. 31, 10, 1–2; 292=1.448. 901 Сл. 31, 23, 1–2; 318=1.456. 902 Сл. 31, 28, 9–15; 332=1.459. 903 Ср. ссылку на крещальную формулу у Василия Великого (О Святом Духе 28). 904 См. Сократ. Церк. ист. 5, 24. 905 Об этой практике упоминается в 7–м правиле II Вселенского Собора. 906 Ср. 31, 1, 6; 276=1.444. 907 Рим. 8:9. 908 1 Кор. 2:16; Ис. 61:1; 2 Кор. 3:17. 909 Рим. 8:15; Ин. 14:17; 2 Кор. 3:17. 910 Ис. 11:2–3. 911 Пс. 142:10; 50:12; 50:14. 912 Ср. Деян. 2:3; 1 Кор.12:11. 913 Сл. 31, 29, 5–36; 332–336=1.459–460. 914 Об обожении см. заключительный раздел главы 4–й нашей книги. 915

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

272 Конечно, здесь разумеются и пекинские, и албазинские, и новообращенные в двух деревнях христиане (примеч. издателя). 274 В книжке этой (цзин-вынъ) заключается: краткие молитвы – утренняя, вечерняя, перед принятием пиши и после оной «Верую», «Отче наш», «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся» и 10 заповедей. 275 Те из крестьян, у которых соломы сорго недостаточно для годового отопления, обыкновенно посылают своих детей в поле, где они собирают опавшие сухие листья и сучья, подсохшую траву и все, что годное для топлива попадется им под руку. 276 В Китае, где каждая квадратная сажень пахотной земли стоит немалых денег, 12 десятин составляет значительное богатство. 277 Многие из язычников, одни по незнанию дела, наобум, а другие по злонамеренности, стараются вселить в своих единоверцев ту мысль, что всякий, принявший христианскую веру, или умрет, или всю жизнь будет несчастлив. На легковерных женщин эти бабьи басни имеют влияние, и не далее как на другой день случилась подобная история в деревне Дун-сы-чжун, об этом сказано ниже. 278 В Пекине эта болезнь происходит частью от нечистоты жилых комнат, а преимущественно от ядовитого газа и дыма, отделяющегося при топке комнат неочищенным каменным углем. 279 В Китае лес действительно дорог; хотя он употребляется только на столбы и матицы, поддерживающие здания, на стропила, окна и двери, при всем этом однако же составляет самую дорогую статью в здании. 280 Старое сосновое дерево, бывшее в здании сто и более лет, чрезвычайно ценится и уважается китайцами, и, действительно, оно от времени становится так крепко, что с трудом берет его струг. В кумирнях я видал балки и колонны, которые держат здание более пятисот лет и совершенно пожелтели от времени. 282 Траур, например по отце, состоит в том, что все члены семейства в продолжение 100 дней носят длинные халаты, сделанные из самого грубого белого холста. 286 За исключением небольшой суммы на книги, на писчие принадлежности и на отопление зданий училища все остальные деньги расходуются на содержание учеников и учителей, учениц и учительниц, которые все из христиан (кроме одного только учителя из язычников). Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

234. предприниматели. (фр.) 235. Точность – вежливость поваров. (фр.) 236. Слова действующих лиц созвучны названию букв французского алфавита. 237. «Злословец». (фр.) 238. Вальтера Скотта. 239. напыщенностью. (фр.) 240. достоинством. (фр.) 241. То, что мне противно… (фр.) 242. Что нас очаровывает в историческом романе – это то, что историческое в них есть подлинно то, что мы видим. (фр.) 243. Шекспир, Вальтер Скотт… достоинство и благородство. 244. Барнав, Исповедь. Обезглавленная женщина. Евгений Сю. Де Виньи. Гюго. Бальзак. Сцены из частной жизни. Шагреневая кожа. Мрачные рассказы. Озорные (рассказы). Мюссе. Ночной столик. (фр.) 245. Байрон. 246. Послания патриархов и царей не принадлежат к чистой литературе, так как имеют иное назначение. (фр.) 247. «Вудстоке». (англ.) 248. Аббат Шапп. (фр.) 249. Противоядие. (фр.) 250. Трагические повести. (фр.) 251. Авантюристы и т. п. (фр.) 252. Предупреждение читателю. (фр.) 253. Жизнью жертвовать истине. (лат.) 254. высший свет. (Англ. и франц.) 255. Была Троя. (лат.) 256. обозрения. (англ.) 257. Жюль Жанен. 258. по заблуждению или резонно. (фр.) 259. поведения. (фр.) 260. супружеская неверность. (англ.) 261. в их потребности к низости. (фр.) 262. я это восстанавливаю. (фр.) 263. Маро, вскоре затем, вызвал расцвет баллады, слагал триолеты, рифмовал маскарады. (фр.) 264. Кокетка, недотрога. (фр.) 265. «Сельский человек». (фр.) 266. Корова мирно наполняет повисшее вымя. (фр.) 267. «ученых» вместо «небожителей». (лат.) 268. Оправдательные документы. (фр.) 269. Господин Удар, быть может вам поверят, но к несчастию у вас нет хвоста. (фр.) 270. Последний том Карамзина. (фр.) 271. Кузина Любомирской. (фр.) 272. Рассчитываю вернуться к Шуйскому. (фр.) 273. Вот добросовестная книга, читатель. (фр.) 274. В том же положении, как и до войны. (лат.) 275. «Шесть месяцев в России». (фр.) 276. отвращенный. (фр.) 277. шло своим ходом. (фр.) 278. захватывает все. (фр.) 279. Вольтер. 280. Стерн. 281. Раули. (англ.) 282. «Хорек». (фр.) 283. Точность – вежливость королей. (фр.)

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

270 Когда Проспер высказывается в ответ на эту беседу (Con. Collat. 2.2–5 то видно, что он целиком одобряет Кассианово описание, но вместе с тем утверждает, что в остальной части Собеседований Кассиан отходит от данного принципа, говоря, что люди могут сделать первый шаг к Богу. Я не буду непосредственно затрагивать Полупелагианский спор, хотя в разд. 5.4 я рассмотрю потенциальные выводы моего исследования, полезные для истолкования этой полемики. 275 Структура, предложенная для Conlat. де Вогье, похожа на ту, что дает Stewart, Cassian the Monk, 32–5, который похожим образом утверждает, что Собеседования 21–3 представляют собой последнее слово на предмет целомудрия и благодати. 276 Ср. другие отрывки, где Кассиан напрямую утверждает, что никто, кроме Спасителя, не был безгрешным: Conlat. 11.9 22.7 22.9 23.17 277 Rousseau, ‘Cassian, Contemplation, and the Coenobitic Life’, 115–16, предлагает похожее истолкование данного отрывка, говоря, что для Германа созерцание это итог монашеского подвизания, а для Феона (а значит, и для Кассиана) это – конечная цель, которая, впрочем, гарантирована искупительной жертвой Христа. 279 В русском издании этот отрывок из Собеседования находится в Conlat. 23.6–7 (стр. 721). – Прим. пер. 280 Louth, The Origins of the Christian Mystical Tradition, 108–9. Cp. Tugwell, ‘Evagrius and Macarius’, 172–3. 281 В том, что подходы Кассиана и Евагрия к духовной жизни весьма разнятся между собой, соглашается Codina, El Aspecto Christologico, 189. 282 В табл. 5 см. полный перечень отрывков, где Кассиан употребляет слова unitas и unio в каждом из описанных случаев. 283 В табл. 6 и 7 см. полный перечень отрывков, где Кассиан употребляет эти слова в каждом из описанных случаев. 284 Мне следует оговориться, что отрывок из Conlat. 21.9 рассмотренный мною в разд. 5.1.1, похоже, указывает на противоположную мысль: молодой Пафнутий может достичь consortium Christi только в том случае, если он отречется от всего и начнет стремиться к совершенству. Однако, в свете представленных мною доводов в настоящем разделе, этот отрывок, как и другие подобные ему, можно было бы истолковать в том значении, что стремление к совершенству помогает человеку углубить общение со Христом, которое Бог уже даровал ему, а не в том смысле, что это общение наступит только тогда, когда человек достигнет совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010