Выше я уже отмечал, что частично в реальную экономику включается транспорт и связь. В 2023 году на этот сектор пришлось 6,9%. Примерно половину этого показателя отнесем к реальной экономике — 3,5%. Итого на реальную экономику пришлось 40,6%, в том числе на всю промышленность (добывающую и обрабатывающую) — 25,9%. На постиндустриальные отрасли пришлось 59,4%. Прогресс в движении к постиндустриальному общества за период 2002—2023 гг. есть. Хотя движение идет очень мелкими шажками. Вот, например, в 2022 году доля добывающей промышленности равнялась 13,7%, а доля обрабатывающей — 13,9%. За год снижение показателей составило соответственно 1,3 и 0,4 процентных пунктов. Наверное, более быстрой деиндустриализации России помешала специальная военная операция (СВО) на Украине. Хочешь-не хочешь, а увеличивать военное производство приходится. Также обращу внимание на то, что в обрабатывающей промышленности на отрасли, связанные с производством машин, оборудования, иной техники и их ремонтом пришлось только 3,3% ВВП. Тех, кто мечтает о полностью постиндустриальной России, не могли не порадовать такие сферы деятельности, как, например, оптовая и розничная торговля. За 2022−2023 гг. доля этого сектора увеличилась с 13,0 до 13,4%. Т.е. торговля по вкладу в создание ВВП у нас практически сравнялась со всей обрабатывающей промышленностью! А вот еще сектора, которые помогли России приблизиться к постиндустриальному состоянию: оказание финансовых услуг (рост с 4,0 до 5,2%); административная деятельность (с 2,2 до 2,3%), деятельность в области информатизации (с 2,9 до 3,2%). Но особый рывок сделал сектор, который называется «Государственное управление и обеспечение военной безопасности». Его доля за год выросла с 7,1 до 7,8%. Итак, у нас непосредственный вклад в наращивание ВВП делают государственные чиновники и военные. Насколько можно судить, оценка их вклада осуществляется зарплатным методом. Сумма их зарплат и составляет приращение ВВП страны. В СССР число чиновников оценивалось в 2,3 миллиона. В Российской Федерации, где численность населения примерно в два раза ниже, чем в Советском Союзе, армия чиновников всех уровней в начале нулевых составляла 3,45 млн человек.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/vvp_v_...

1881. С. 208, 211, 220; Суворин. 1898. С. 115-119). Обеспокоенные активностью протестантов, католики в 1846 г. в Иерусалиме восстановили Латинский Патриархат, существовавший после эпохи крестовых походов лишь номинально. Пользуясь поддержкой Франции и опираясь на ряд уже традиционно действовавших в Св. земле католич. орденов, лат. патриарх развернул активную религ. пропаганду среди православных. Помимо традиц. районов распространения католичества (Вифлеем, Назарет, Иерусалим), наибольших успехов миссионеры достигли в Бейт-Джале, Эс-Салте, Айн-Кареме. Создание широкой сети католич. школ и больниц, защита новообращенных европ. консулами, неприятие арабами-христианами греч. ксенократии в ИПЦ привели к тому, что число католиков в Палестине за 40-80-е гг. XIX в. выросло с 2 до 12 тыс., а количество православных среди палестинских христиан сократилось с 90 до 67%, что показывает соотношение только православных и латинян; если же учесть ок. 10 тыс. католиков вост. обряда, то доля православных составляла до 50% ( Хитрово. 1881. С. 29-47, 71, 109; Суворин. 1898. С. 107-114; Леонид (Кавелин). 2008. С. 145-147, 291-292). Здравоохранение и образование у православных в сравнении с др. христ. общинами были в зачаточном состоянии ( Хитрово. 1881. С. 60-62; Суворин. 1898. С. 75-83, 86; Лисовой. 2006. С. 315-316, 321, 325-326; Леонид (Кавелин). 2008. С. 112-114). В нач. 80-х гг. XIX в. на 20-25 тыс. правосл. христиан Палестины приходилось 98 храмов, 29 школ и 4 больницы (12 тыс. католиков имели 72 церкви, 20 госпиталей и 57 учебных и культурных заведений) ( Хитрово. 1881. С. 108-122). Несмотря на высокий естественный прирост, численность правосл. населения увеличивалась медленно по причине переходов в католичество. К нач. XX в. в Св. земле насчитывалось ок. 50 тыс. православных, проживавших в 70 городах и деревнях Палестины и неск. районах Заиорданья. Наибольшее количество христиан, как и раньше, проживало в Иерусалиме и 15 прилегающих деревнях ( Hopwood. 1969. P. 19-20). Русское присутствие в Палестине

http://pravenc.ru/text/293788.html

Для заключенных, помимо политбесед и регулярных читок газет, систематически организовываются доклады и лекции. В 1941 году проведено докладов и лекций – 10420;в 1942–27275;в 1943 году – 32 480.Для участия в этой работе привлечено, помимо культурно-воспитательных работников, свыше 6 тысяч сотрудников лагерей и колонии. Политическая и воспитательная работа способствовала развитию чувства патриотизма среди заключенных, нашедшего свое выражение в массовой подаче заключенными заявлений об отправке на фронт, сдаче личных ценных вещей, денег и облигаций госзаймов в фонд обороны страны, приобретении за наличный расчет облигаций государственных военных займов. В фонд обороны страны от заключенных поступило: в 1941 году свыше 250 тыс. рублей, в 1942 году свыше 2-х млн рублей, в 1943–44 гг.25 млн рублей. Культурно-массовое обслуживание заключенных проводится в клубах и культуголках, которых имеется в лагерях и колониях свыше 1500. К активной общественной работе привлечено 77 000 заключенных Из состава заключенных организовано 2600 кружков художественной самодеятельности (драматические, музыкальные, хоровые и другие), силами которых за три года поставлено более 100 тыс. спектаклей, концертов и вечеров художественной самодеятельности. За этот же период времени проведено свыше ПО тыс. киносеансов. Для заключенных в лагерях и колониях имеется 950 стационарных и передвижных библиотек с книжным фондом в 400 тыс. экземпляров. ИЗОЛЯЦИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ И СОСТОЯНИЕ ВОЕНИЗИЮВАННОЙ ОХРАНЫ Из общего числа в 135 тысяч человек наличного состава военизированной охраны в 1941–1942 гг. передано в Красную Армию 93 500 человек или 69% личного состава. Взамен ушедших в Красную Армию, военизированная охрана комплектовалась военнообязанными из числа старших возрастов, ограниченно годных к службе в армии, и женщин. В связи с этим возрастной состав бойцов военизированной охраны значительно ухудшился. Так, если до войны бойцы в возрасте от 20 до 40 лет составляли 86% наличного состава, то в 1944 году эта возрастная группа снизилась до 38%.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРОД ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ирод Великий (+ 4 г. до н.э. ), царь Иудейский , основатель идумейской династии (40 - 4 гг. до н.э.) Второй сын идумейского князя Антипатра, римского прокуратора Иудеи (с 47 г. до н.э.), и его жены-аравитянки Кипры. Ирод лишь формально принадлежал к иудеям , но по своей приверженности к греческой культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был эллинистом. В пятнадцатилетнем возрасте Ирод был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. до н.э. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовластником над Иудеей. Имел выдающиеся военные и политические дарования, был ловким дипломатом и хорошим оратором, обладал мужеством, находчивостью и силой воли и вместе с тем был чрезмерно честолюбив и коварен. В своем стремлении к власти Ирод не гнушался никакими средствами. Сотни людей, и среди них его ближайшие родственники, пали жертвой его вероломства и болезненной подозрительности, особенно усилившейся в нем к концу жизни. С самого начала Ирод был убежденным сторонником римской власти. Он безжалостно боролся с действовавшими на границе с Сирией разбойниками, среди которых, вероятно, были и уцелевшие участники антиримского восстания. Борьба закончилась казнью разбойников. В результате 25-летний прокуратор заслужил благодарность римского наместника в Сирии. Иерусалимский синедрион усмотрел в казни нарушение своих судебных полномочий; Ирод, приглашенный в синедрион в качестве ответчика, повел себя столь напористо, что его предпочли оставить в покое. После гибели Антипатра (43 г. до н.э.) Марк Антоний , которому подчинялась восточная часть Римской империи, утвердил его сыновей в правах правителей Палестины , возведя их в тетрархи. Но в одной из битв с Антигоном Хасмонеем , последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фазаил попал в плен, где затем совершил самоубийство. Ирод вынужден был бежать. Он вернулся после того, как римский сенат в 40 г. до н.э. , по настоянию Антония, назначил его царем всей Иудеи .

http://drevo-info.ru/articles/27879.html

14), О. в специальном экскурсе подвергал критике языческие представления о судьбе и астрологию, развивая в противопоставление этому христ. учение о соотношении Промысла Божия и человеческой свободы. Среди отрывков, относящихся к последующим книгам, наиболее важными в содержательном отношении являются: 1) рассуждение О. о том, что образ Божий отражается не в теле, а в разумной душе человека ( Orig. In Gen. fragm. D 11); 2) перечисление разных вариантов решения спорного вопроса о том, что означают «кожаные одежды», к-рые Бог сделал для людей (Ibid. D 22; ср.: Быт 3. 21). Согласно блж. Иерониму (см.: Hieron. Ep. 36. 7-9), заключительные 12-ю и 13-ю книги комментария О. полностью посвятил обсуждению смысла высказывания о том, что за Каина «отмстится всемеро» (см.: Быт 4. 15, 24); ни одного отрывка из этих книг не сохранилось. 2. «Гомилии на книгу Бытие» (In Genesim homiliae=In Gen. hom.; CPG, N 1411; PG. 12. Col. 145-253; крит. издания: Origenes Werke. 1920. Bd. 6. S. 1-144; 20122. Bd. 6. Tl. 1; Homélies sur la Genèse. 1976. (SC; 7bis); также см.: Origenes Werke mit deutscher Übersetzung. 2011. Bd. 1. Tl. 2; рус. пер. 1-й гомилии: Асмус. 2008. С. 23-39), сочинение сохранилось в лат. переводе Руфина Аквилейского (о рукописной традиции см.: Baehrens. 1916. S. 1-80). Как и последующие циклы гомилий на Пятикнижие, произнесены О. в Кесарии Палестинской в 40-х гг. III в.; согласно датировке Нотена - между 239 и 242 гг. ( Nautin. 1977. P. 411; ср.: Habermehl. 2011. S. 3-4). Точное число гомилий, входивших в изначальное собрание, неизвестно. По предположению Симонетти (см.: Ореге di Origene. 2002. Vol. 1. P. 259-273), гомилии были разделены на 3 группы: 1) сотворение мира и история первых людей (Быт 1-11); 2) повествование об Аврааме (Быт 12-25); 3) история Иакова и Иосифа (Быт 26-50). Вероятно, мн. гомилии были утрачены еще до создания Руфином лат. перевода; в сохранившемся корпусе наибольшее число гомилий (гомилии 3-14) относится к 1-й группе, тогда как 2-я и 3-я группы представлены каждая 2 гомилиями, охватывающими лишь некоторые из соответствующих библейских глав (таблицу истолкованных перикоп см.: Habermehl.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Поняв, что российский имп. Александр I как создатель консервативного Священного союза не станет открыто поддерживать восстание, направленное против др. легитимного монарха, османского султана, Владимиреску приступил к сепаратным переговорам с Портой. Это испортило отношения с возглавлявшим отряд гетеристов кн. Александром Ипсиланти, к-рый, после того как османская армия вошла в Валашское княжество и пандуры и гетеристы бежали в Олтению, заманил Владимиреску в Тырговиште, где он был убит или казнен. Пандуры и гетеристы потерпели поражение у Дрэгэшани и у мон-ря Тисмана, Ипсиланти бежал в Трансильванию и был арестован; при Скулени (17 июня 1921) и у монастыря Секу (9-23 сент.) остатки укрывавшихся в Молдавском княжестве гетеристов были разбиты ( Семёнова. 2006. С. 376-386). Молдавские и валашские бояре просили у султана назначить господаря из числа местных бояр, 1 июля 1821 г. господарем Валашского княжества стал Григоре Александру Гика. Дунайские княжества в течение года были подвластны Османской империи, пока в сент. 1822 г. под нажимом Великобритании, Австрии и Российской империи тур. войска не были вынуждены отойти за Дунай. Валашское княжество в 20-40-х гг. XIX в. Для 20-х гг. XIX в. в Дунайских княжествах были характерны: непомерные расходы, вызванные турецкой оккупацией, упадок сельского хозяйства вслед. Валашского восстания и тур. оккупации, миграция крестьян в др. регионы, массовые волнения, особенно в Олтении (наибольший размах движения - в 1826), попытки бояр обоих княжеств создать оппозицию новым господарям. Важным политическим событием этого периода стало подписание Аккерманской конвенции между Российской и Османской империями (25 сент. (7 окт.) 1826), которая в основном подтверждала условия Бухарестского мира и определяла внутреннюю организацию Дунайских княжеств. Гарантировалась автономия княжеств, господари должны были избираться из числа местных бояр сроком на 7 лет и утверждаться Османской и Российской империями; было принято решение составить новый устав по улучшению положения княжеств. После одностороннего аннулирования условий конвенции султаном Махмудом II (8(20) дек. 1827) началась новая русско-тур. война (1828-1829), в течение короткого времени рус. армия заняла оба княжества, одержав неск. побед подряд над турками, и продолжила успешное наступление через Балканы. Отдельный акт Адрианопольского мирного договора (2(14) сент. 1829) касался Дунайских княжеств: Османская империя возвращала дунайские крепости Брэила, Джурджу и Турну; обязалась соблюдать автономные права княжеств, прописанные в Аккерманской конвенции; акт предусматривал также пожизненное избрание господарей боярским диваном, отмену обязательных продовольственных поставок Порте; до уплаты Османской империей военной контрибуции княжества должны были находиться под российской администрацией (в 1834 Порта полностью расплатилась с Российской империей).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

О «достижениях» буржуазной Литвы Правительство Советской России в июле 1920 г. признало Литовскую Республику и подписало с ней мирный договор. Тогда Россия выделила Литве 3 миллиона золотых рублей, положив начало золотому запасу республики. Однако буржуазное правительство за 20 лет существования не сумело реализовать какого-либо проекта, позволившего бы Литве стать индустриально-­аграрной страной, какой в 1940 г. являлась Финляндия. Многолетние рассуждения литовских политиков о необходимости построить гидроэлектростанцию на реке Нямунас в районе Каунаса, так и остались разговорами. Эта гидроэлектростанция была построена только в советское время (1955-1960 гг.) за счет средств союзного бюджета. Соответственно, в 1940 г. по производству и потреблению электроэнергии довоенная Литва занимала одно из последних мест в Европе. Всего 80 млн. кВт/ч. Дания же в том же 1940 г. произвела 1.100 млн кВт/ч, то есть в 13,75 раз больше, нежели Литва. Финляндия в 1938 г. произвела 2.900 млн. кВт/ч электроэнергии, то есть в 36,25 раз больше, нежели Литва. После этих цифр можно было бы вообще не говорить о сопоставлении показателей Литвы, Финляндии и Дании. Для любого мало-­мальски грамотного экономиста всё становится ясно. Уровень энерговооруженности всегда определял и до сих пор определяет технико-экономический уровень любой страны. Известно, что в 1939 г. Литва являлась сугубо аграрной страной. 80% населения составляли крестьяне. Уровень сельхозпроизводства в основной массе крестьянских хозяйств Литвы был средневековым: лошадь, плуг, борона, вилы, лопата, телега, корова, свиньи, гуси. Естественно, продуктивность такого сельского хозяйства была крайне низкой. Так, средний дневной надой молока низкой жирности от одной коровы составлял всего 4 литра. Урожайность зерновых составляла немногим более 9 ц/га. Избыточная рабочая сила в литовском селе тогда составляла более 200 тысяч человек. 40 тысяч крестьянских хозяйств за 1920-1939 гг. были пущены с молотка. Это обусловило массовую миграцию трудоспособного населения Литвы на Запад, прежде всего в США. Она ориентировочно составила 100 тыс. человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Не отвечай мне телеграммой». ГАРФ, ф. 651,оп. 1, д. 52. 461 «Могилев. 12 сентября 1915 г. Милая моя Мари, Очень тебя благодарю за твои письма, которые меня веселят, тем что ты в них пишешь, а также вследствие некоторого количества ошибок. Рад за тебя, что Н.Д. остался в Царском Селе, но этим он потерял свою службу на «Работнике». Ездила ли ты с Мама недавно в Петергоф? Я люблю вспоминать наши поездки туда по праздникам летом. Здесь течет Днепр и мне с самого начала хотелось погрести в лодке, но до сих пор это почему-то не выходит; только два раза пришлось переехать реку на пароме вместе с моторами. У меня времени очень мало и поэтому я должен кончить письмо. Крепко тебя обнимаю мой дорогой Казанец. Христос с тобою! Твой Папа». ГАРФ ф.685 оп.1 д.36 л.3–4. 462 4-я стрелковая бригада, входившая в начале Великой войны в состав 12-го армейского корпуса 8-й армии генерала Брусилова. Название «Железная бригада» получила во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. 6 сентября 1914 г. командующим бригады был назначен Антон Иванович Деникин. За время командования ей он получил почти все награды Георгиевского статута. «Железная» дивизия прославилась во многих сражениях во время Галицийской битвы и на Карпатах. 2 – 11 октября 1914 г. бригада участвовала в боях у Самбора. Суровой горной зимой 1914 – 1915 гг. «Железная бригада», в составе 12-го армейского корпуса генерала А. Каледина героически защищала перевалы в Карпатах. В боях 18 янв. – 2 февр. 1915 г. под Шутовской части «Железной бригады» выбили противника из окопов и отбросили его за Сан на участке Смольник – Журавлин. В апреле 1915 г. «Железная бригада» была переформирована в 4-ю стрелковую («Железную») дивизию. В тяжелый период весны и лета 1915 г. «Железная дивизия» все время перебрасывалась с одного горячего участка на другой, туда, где трудно, где прорыв, где угроза окружения. 10 сентября 1915 г. «Железная дивизия», неожиданно контратаковав противника, захватила город Луцк, взяв в плен около 20 тыс. человек, что равнялось численному составу дивизии Деникина. Однако уже через два дня была вынуждена оставить Луцк. В сент. 1915 г. дивизия вошла в состав новообразованного из стрелковых частей XL Армейского Корпуса генерала Н.А. Кашталинского. В октябре «Железная дивизия», прорвав неприятельский фронт, выбила противника из Чарторыйска, в плен попало св. 6 тысяч человек, 9 орудий и 40 пулеметов. При прорыве полкам приходилось драться на три, а иногда на все четыре стороны. В период знаменитого наступления Юго-Западного фронта Брусилова (май – июнь 1916 г.) главный удар наносила 8-я армия Каледина, а в ее составе – 4-я «Железная дивизия». Прорвав 6 линий неприятельских позиций, дивизия 25 мая взяла Луцк вторично.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предлагаемый вниманию читателя труд включает исторический обзор церковной жизни в Прибалтике вплоть до поставления на Таллинскую кафедру епископа Корнилия (Якобса), т. е. до 1992 г. Текст докторской диссертации мною переработан, часть сведений уточнена в связи с новыми исследованиями и открытиями. Конечно, события последнего десятилетия, когда возникшие еще в 20-е гг. раскольнические настроения вновь овладели душами некоторых эстонских священнослужителей, а с их помощью охватили и часть эстонской православной паствы, не могут не вызывать во мне, почти сорок лет служившему укреплению Православия в Эстонской Церкви, и боли, и глубочайшего сожаления. Но эти события, при всей их важности и для церковной истории вообще, и для меня лично, все же выходят за рамки моего исследования, ибо, во-первых, происходили и происходят уже без моего личного участия, в условиях широкой автономии Эстонской Православной Церкви, а во-вторых, новейшая история православия в Эстонии до сих пор остается полем деятельности администраторов и публицистов, а не специалистов-историков. История же может с полной уверенностью засвидетельствовать, что православие на эстонской земле и по своему рождению, и по своему бытию неразрывно связано с Россией, с Русской Православной Церковью и эта связь крепче и надежнее всех современных политических конъюнктур. 7 (25) ноября 1998 г. Димитровская родительская суббота   Лейсман Н. А., свящ. Судьба православия в Лифляндии с 40-х до 80-х годов XIX столетия. Рига, 1908; Поммер А. Православие в Латвии. Рига, 1931; Сахаров С. К истории православия в Латвии и Эстонии. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836—1936). Краслава, 1937; Тизик К., свящ. История ревельского Преображенского собора. Ревель, 1896; Трусман Г. Введение христианства в Лифляндии. СПб., 1884. Jannau H. G. Vene-oigeusu tulekus Louna-Eestis 1845—1846 a. Tartu, 1927; Kruus H. Grundrib der Geschichte des estnischen Volkes.Tartu, 1932; Idem. Sajand loppes, teine algas. Malestusi lapse — ja koolipolvest. Tallinn, 1964; Idem. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40—ndail aastail. Tartu, 1930; значительный материал содержится в кн.: История Эстонской ССР/Под ред. А. Вассара, Г. Наака. Таллин, 1961-1966.2 т.

http://sedmitza.ru/lib/text/430046/

Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Одна из усадеб упомянутого выше посадника Мирошки Несдинича в 1157-1207 гг. была предоставлена в распоряжение священников ц. св. Василия Парийского, построенной во владениях предков Мирошки. В 90-х гг. XII - нач. XIII в. на этой усадьбе находилась мастерская священника-иконописца Олисея Гречина, в ней были найдены более 20 Б. г., содержащих адресованные Олисею Гречину заказы на изготовление икон. Отдельные Б. г. могут рассматриваться как свидетельства ранней истории становления системы сельских приходов в Новгородской земле: грамоты 220, 640 (2-я пол. XII - сер. XIII в.) упоминают о духовенстве Череменецкого и Которского погостов в бассейне рек Луги и Плюссы, комплекс грамот XII-XIV вв. поддается интерпретации как переписка, связанная с деятельностью архиерейских чиновников ( Янин. Я послал тебе бересту... С. 369-383). Интересна грамота 689, являющаяся, вероятно, росписью расходов по поминовению Новгородского архиеп. свт. Василия Калики († 1352) в 40-й день после его кончины в соответствии с завещанием. Любопытная зарисовка монастырского быта содержится в грамоте 605 (2-я четв. XII в.). Б. г. являются также важнейшим источником по истории древнерус. языка. Они содержат важнейший материал по фонетике, морфологии и синтаксису, по древнерус. ономастике и топонимике, в грамотах обнаружен ряд древнерус. слов, в т. ч. древнейших (дохрист.) имен, не встречавшихся ранее. Будучи датированы способом дендрохронологии, Б. г. определяются с точностью до 15-25 лет (а в ряде случаев и до одного года), что позволяет рассматривать отраженные ими исторические и языковые процессы в их динамике. Вопреки традиц. представлениям о развитии древнерус. языка от единого к диалектам по Б. г. устанавливается существование противоположного процесса - максимальное число диалектных особенностей содержится в новгородских Б. г. раннего периода (XI-XII вв.). Выявленный при лингвистическом анализе Б. г. древненовгородский диалект существенно отличается от гипотетически восстанавливаемого «общерусского» языка и имеет ближайшие аналоги в языках зап. и юж. славян. Это обстоятельство в корне изменило существовавшее в науке представление о путях восточнослав. расселения, о происхождении Новгорода и образовании Древнерусского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/78140.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010