526 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 9. с. 119. 527 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 386. 528 цит. J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. – Paris, Albin-Michel, 1978, р. 24. 529 Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996, с. 273. 530 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 257. 531 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. См. также: Ориген. О началах. – Рига, 1936, с. 103. 532 Там же, сс. 258–259 533 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с. 496. 534 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 107. 535 св. Лука. Слово в Неделю Торжества Православия. О ересях.//протод. Василий Марущак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . М., 1997, с. 125. 536 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, февраль, с. 331. 537 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 245. 538 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, сс. 564–565. 539 см. Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 103. 540 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с. 567. 541 G. Florovsky. L’idee de creation chez saint Athanase.//La lumiere du Thabor. Revue international de theologie orthodoxe. 26. p.58. 542 Туровский М. Б. Средневековая философия//Философские науки 3–4, 1997, с. 158. 543 Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. с. 220 544 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 267–268. 545 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви ( I- VIII в.). Спб., 1910, с. 136. 546 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. сс. 255–256. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 110. 547 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 264. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, сс. 259–260.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

526 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 9. с. 119. 527 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 386. 528 цит. J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. – Paris, Albin-Michel, 1978, р. 24. 529 Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996, с. 273. 530 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 257. 531 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. См. также: Ориген. О началах. – Рига, 1936, с. 103. 532 Там же, сс. 258–259 533 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с. 496. 534 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 107. 535 св. Лука. Слово в Неделю Торжества Православия. О ересях.//протод. Василий Марущак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . М., 1997, с. 125. 536 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, февраль, с. 331. 537 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 245. 538 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, сс. 564–565. 539 см. Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 103. 540 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с. 567. 541 G. Florovsky. L’idee de creation chez saint Athanase.//La lumiere du Thabor. Revue international de theologie orthodoxe. 26. p.58. 542 Туровский М. Б. Средневековая философия//Философские науки 3–4, 1997, с. 158. 543 Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. с. 220 544 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 267–268. 545 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (IVIII в.). Спб., 1910, с. 136. 546 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. сс. 255–256. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 110. 547 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 264. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, сс. 259–260.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

В заключение трактата «Камень веры» говорит о крестоношении духовном в виду мнения лютеран и кальвинистов будто «не Крест вещественный христианину носити подобает, но невещественный, духовный». «Крестоношение духовное», говорит «Камень веры», «есть терпение доброхотное в трудех, в бедствах, в скорбех, в печалех, в напастех, во обстояниях по Христе, и со Христом бываемых» (259 б ). На основании слов Спасителя: «Иже хощет по мне идти...» «Камень веры» подробно раскрывает каждое из заключающихся в этом определении понятий (259 б –264 б ). III. Трактат о мощах святых . Православное учение о почитании св. мощей «Камень веры» выражает следующими словами: «благочестия дело есть, Мощи Святых угодников Божиих почитати, и тем достодолжную честь воздавати» (267). В доказательство этого положения приводятся основания, во-первых, из св. Писания Ветхого и Нового Завета. Ветхозаветное Писание свидетельствует о почитании св. мощей подзаконною церковию. Так, Израильтяне перенесли с собою из Египта в землю обетованную, «аки некое сокровище», кости Иосифа ( Исх.13:19 ; Нав.24:32 ); Сам Бог , или Ангелы Его, погребли тело Моисея на горе Навав ( Втор.34:5–6 ); кости пр. Ели ссея прославлены были Богом чудом воскресения чрез них мертвого ( 4Цар.13:21 ); благочестивый царь Иосия, уничтоживший останки многих мертвецов, оставил в целости и неприкосновенности кости пророка Божия ( 4Цар.23:18 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос свидетельствует об обычае Иудеев строить гробы пророков и украшать раки праведников ( Мф.23:29 ). К этим доказательствам своего положения из св. Писания «Камень веры» присоединяет повествование предания о мощах Адамовых: Ной сохранил в своем ковчеге мощи Адама; после потопа часть их, именно – лоб Адама досталась в наследие старшему сыну Ноя – Симу, который поселился в той части Палестины, где впоследствии возник город Иерусалим. Сим предал земле мощи Адама на высоком месте вблизи имевшего быть Иерусалима и назвал это место «лобным»: здесь впоследствии распят был Господь Иисус Христос (268 а –270 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Когда виновность игумена Николая с его братом подтвердились, по определению Св. Синода от 13 янв. 1752 г., его послали в Устюжскую епархию, где он был помещен в устюжский Иоанновский монастырь. Отсюда он просил о переводе в Москву. В судьбе игумена Николая принял участие Сенат. 10 ноября 1755 г. он переведен был в Николаевский Перерванский монастырь под Москвой, а в 1758 г, в дом Владимирского архиепископа Антония (царевича Карталинского, в 1702 г. игумен Николай был уволен в Москву и определен сначала в Высокопетровский, а затем в Знаменский монастырь. 1112 Кончокин, в христианстве был назван у одних Андреем Ивановым (Прот. Беляев. Русская миссия на окраинах... стр. 40), у других – Николаем (Кавказ. Епарх. Вед. 1880 г. 7, стр. 23). Он получил чин подполковника, особое жалованье и позволение именоваться князем Черкесским-Кончокиным. Для него в Моздокском форпосте за казенный счет построили особый дом, другой дом был построен для полковника Гака, на котором лежала обязанность заводить селения на Северном Кавказе. 1114 Комендант г. Кизляра Потапов определил следующее штатное содержание миссионеров: протопопу – 300 руб. и 20 четвертей муки, священникам по 150 руб. и муки по 10 четв., дьяконам по 100 руб. и муки по 8 четв., дьячкам по 60 руб. и муки по 6 четв., кроме того по штату Комиссии положено ей «на приласкание и трактование» (угощение) в Моздоке старшин и лучших людей 100 руб., а чернила, бумагу и сургуч 30 руб. 1120 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XXII, 16,193. Об учреждении в 1785 г. Кавказского наместничества. В 1790 году управление Кавказской губернией перенесено из Екатеринограда в Астрахань и сам Екатериноградский уезд уничтожен (там же, XXX, 16856). 1121 Кавказ. Епарх. Вед. 1880 г. 8, стр. 259. Здесь издана документальная статья «Материалы для истории Кавказской епархии... II, Моздокско-Моджарское викариатство» (стр. 259–268). Еписк. Гаий, родом грузин; некоторое время он находился при грузинском посольстве в России. По поручению русского правительства, он участвовал в переговорах с грузинским царем Ираклием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

л. 254 об. Глава 33. Тимофея, архиеп. александрийскаго, единаго от 150 св. Отець, иже в Константинеграде на Македониа сбравшемся, правил 15. Там же глава 32. л. 255 об. Глава 34. Феофила, архиеп. алексадндрьскаго, взглашение Богоявлениа наставшу в неделю, правил 14. Там же глава 33. л. 256 об. Глава 35. Кирила, архиеп. александрьскаго, от послания иже к Домну правил 5 и ины главы от другыих посланий. Там же глава 31. л. 258 об. Глава 36. Св. Дионисиа, архиеп. александрийскаго, о сущих без общения, страха ради смертнаго приобщающихся и потом устрабляющихся, правила 4. Там же глава 26. л. 259. Глава 37. О том, колика и какова суть места епитимиам, рекше запрещением. Оканч. Молитва над кающимся. Там же глава 23. л. 259 об. Глава 38. Св. Василиа о причащении. Там же глава 21. л. 260. Глава 39. Тогоже о нерадящих о епитемьях, рекше о запрещениих. Там же в главе той же. л. 260. Глава 40. Петра, архиеп. александрьскаго, к бенетскому архиепископу, бысть же при патриарсе Констаньтинаграда Алексии. Там же глава 10. л. 260 об. Глава 41. Главы церковныя, впроси правилнии и ответи св. Сбора бывшаго во дни преосвященнаго и вселеньскаго патр. Николы Константинаграда, впрошени от Иоанна мниха и молчалника иже во Святей горе, и сущиих с ним черноризець. Там же глава 54. л. 263 об. Глава 42. Пресв. отца нашего Афанасиа, архиеп. александрьскаго, к Антиоху князю, о множайших взысканиих, и проч. (вопрос 1 с ответом). л. 264. Глава 43. Тогоже Афанасиа посланиа иже к Руфиану епископу. Там же глава 29. л. 264 об. Глава 44. Григория, епископа Новыя Кесария, чюдотворця, о бывшиих, в нашествие варвар, правил 43. Там же глава 28. л. 265 об. Глава 45. Св. Григория Нисскаго , к Литонию епископу мелетийскому, правил 8. Там же глава 31. л. 267. Глава 46. Св. Петра александрьскаго, священномученика, о отвргшихся во время гонениа и пакы кающихся, правил 14. Там же глава 27. л. 268. Г.тава 47. Блаженнаго Нила чрзноризца послание к Хараклию презвитеру, сурово нападающа на сгрешающая и глаголюща: недовлееть на покаяние исповедание устен, аще и дела постничьская не будуть. Там же глава 41.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. с. 220. 204 Здесь Ориген следует своему учителю Клименту Александрийскому, который также из тезиса о свободе воли, неотъемлимо присущей каждому разумному созданию, делал вывод, что и диавол не утратил способности к покаянию и исправлению, а потому может вернуться в благое состояние (Строматы. 1, 17, 83). 205 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 267-268. 206 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. сс. 255-256. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 110. 207 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 264. См. также: Ориген. О началах. Рига, 1936, сс. 259-260. 208 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 259. 209 «Его гипотеза предполагает только одно воплощение души в каждом мире: нет метемпсихоза, но простое воплощение» (Nautin P. Origene. Sa vie et son oeuvre. — Paris, 1977, p. 126). 210 Сам Иероним с толкованием Оригена не согласен, и дает более церковное толкование апостольской мысли: «избрание мы выводили не из прежнего существования душ, а из предвидения Божия. Что апостол свидетельствует, что мы избраны прежде создания мира, то это относится к предведению Божию, для Которого все будущее есть уже совершившееся и известно прежде осуществления. Так и сам Павел предназначается во чреве матери своей, и Иеремия освящается, избирается и укрепляется в утробе матерней и во образ Христа посылается пророком для язычников… Апостол не сказал «избрал нас прежде сложения мира, когда мы были святы и непорочны», а сказал «избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны», то есть: чтобы мы, не бывшие святыми и непорочными прежде, стали таковыми после» (Иероним. Апология против Руфина. 1, 22). 211 Блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, сс. 329-331. 212 «Потому что иное значит плоть, и иное — тело. Плоть собственно та, которая обтянута жилами, костями, нервами. Телом хотя и называется плоть, но иногда обозначается эфирное или воздушное тело» (блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, с. 342). 213

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Прорись с изображения Стефана Пермского (Атлас,    256 ), содержащая молитвословное обращение к святителю, также могла быть использована и для иконы, и для миниатюры. Текст на свитке епископа, к сожалению, прочитать не удалось. Иконы с изображением князей Феодора, Давида и Константина Ярославских отличаются устойчивой композицией (Атлас,   259 – 262 ), не менявшейся на протяжении столетий. Иконный рисунок послужил основой для гравюры на дереве, распространявшейся во второй половине XVII в. в качестве настенного лубка (см. Приложение, ил. 76). Обращает на себя внимание иконография князя Давида, изображавшегося иногда без бороды, а иногда с бородой (Атлас,   259 , 261 ). Образ Феодосия, игумена Сийского монастыря ( † 1687), создавался местными иконописцами, возможно, еще при жизни преподобного либо сразу после его кончины. Публикуемые изображения Феодосия (Атлас,   265 , 266 ) из Сийского лицевого подлинника служили, вероятно, образцами в первую очередь для написания нагробных икон преподобного игумена. Прорись с иконы Ферапонта Белозерского (Атлас,   267 ) весьма близка к его изображению на иконе XVII в., находившейся в надвратной церкви Ферапонтова монастыря, 70 но отличается от него меньшими размерами. Филипп митрополит Московский легко узнаваем на разных иконах, благодаря придаваемому ему сходству с Николаем Чудотворцем (см. Атлас, 268 – 270 ). Любопытные соображения о причинах этого сходства высказаны Н. В. Покровским в комментариях к образцам Сийского иконописного подлинника: «Судя... по изображению в Сийском подлиннике, этот иконографический тип составлен по подражанию типу св. Николая Чудотворца, и нам кажется, что явление это объясняется не тем, что св. митрополит Филипп в действительности был похож на св. Николая, но сходством их личного характера, насколько оно открывается из их жизнеописаний. Твердость характера и ревность по вере православной – основной признак сходства. Св. Николай проявил себя с этой стороны в борьбе с арианством, св. Филипп в борьбе с опричиною. Образ действий того и другого отличался прямотою и решительностью». 71 Уподобление Филиппа митрополита Николаю Чудотворцу по типу подвига едва ли имело то значение, которое ему придавал Н. В. Покровский . Святителя Филиппа можно было бы уподобить многим святым, в частности и невинно убиенным. Думается, что для русских иконописцев более важным было чисто внешнее сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

службе (caesariani),- лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. Применение 2-го эдикта было чрезвычайно суровым. 10 авг. 258 г. в Риме были замучены папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом . Дружины Римских мучеников этого времени: диаконы Ипполит, Ириней, Авундий и мученица Конкордия ; Евгения, Прот, Иакинф и Клавдия . 14 сентября из места ссылки к проконсулу Африки Галерию Максиму был доставлен священномученик Киприан Карфагенский. Другие африканские епископы, год назад сосланные, теперь были вызваны и казнены, среди них: Феоген Гиппонский и епископы Агапий и Секундин. Диакона Иакова и чтеца Мариана, арестованных около г. Цирты в Нумидии, казнили 6 мая 259 г. в г. Ламбезис, резиденции легата Нумидии, вместе со многими мирянами. Жертв было так много, что казни продолжались несколько дней. В Утике пострадала группа мучеников во главе с епископом Кодратом. 29 января 259 г. в Испании был сожжен заживо епископ Фруктуоз Тарраконский вместе с диаконами Авгуром и Евлогием . Пострадали епископы Маркиан Сиракузский , Либертин Агригентский. Гонение коснулось и востока империи, куда Валериан отправился на войну с персами. Известны мученические акты христиан Палестины, Ликии и Каппадокии, относящиеся к этому времени . Период мира (260–302) В июне 260 г. император Валериан был взят в плен персами. Власть перешла к его сыну и соправителю Галлиену (253-268), который отказался от антихристианской политики отца. Текст его рескрипта о возвращении христианам мест для беспрепятственных богослужений, адресованного епископу Дионисию Александрийскому и другим епископам, сохранился в греческом переводе у Евсевия. Некоторые историки Церкви считают, что такими законодательными актами император Галлиен впервые открыто провозгласил терпимость к Церкви. Однако это еще не означало, что христианство приобретало статус дозволенной религии. Как показывают последующие события почти 40-летнего периода мирного существования Церкви, который начинается с этого времени, отдельные случаи враждебности к христианам, оканчивавшиеся их смертью, продолжали иметь место и в дальнейшем.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

См., в частности, 109. с. 249–256. 251 Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 252 149, II, с. 281. 253 Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим. 254 149, II, с. 237. 258–259. 255 Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 256 149, II, с. 240. 257 См. библиографию в: 14, с. 487. 258 24, с. 222–224. 259 Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389. 260 149, II, с. 224. 261 Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88. 262 О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.). 263 Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). 264 О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. 265 См. выше, гл. 4. 266 88, с. 136. 267 Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. 268 Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794. 269 Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. 270 Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130 271

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

101. Снимок при статье В.Н. Щепкина. 102. Таковы две молдавские плащаницы, о которых есть сведения в статье Одобеско. Цит. соч. С.28. Подобные же плащаницы у проф. Н.П. Кондакова. Цит. соч. С.266,269,272,275. 103. Об этих крестах и гаммах ( и ) у Е.Е. Голубинского. Цит. соч. С.264. В Менологие X века императора Василия находится несколько рисунков престола, облеченного священной одеждой. На верхней стороне престола и находятся иногда изображения четвероконечного креста и по углам гаммы. Об этих изображениях престола в Менологие см.: Прот. К Никольский. Цит. соч. С.128-130. 104. Такие изображения и в Менологие. (Прот. К Никольский. Цит. соч. С.130. Прим.) См. мозаику Киевского Софийского собора, копию с нее в Историческом музее и Суздальский воздух там же. Еще воздух Пантелеимоновского монастыря на Афоне у Кондакова (Цит. соч. С.248). 105. De cerim. I,5. PG. Т.112. Col.164. 106. Glossarium graecitatis. Col.1520. 107. De cerim. I,5. PG. T.112. Col.253. 108. Comment.40. PG. T.112. Col.163-164. Cp. Е.Е. Голубинского. Цит. соч. С.168. Прим.1. 109. De sacro templo. Cap.112. PG. T.155. Col.316-317. Писания. Т.7. C.160. 110. De sacro templo. Cap.109. PG. T.155. Col.316. Писания. Т.2. C.158. 111. Cap.112. PG. T.155. Col.317. Писания. Т.2. C.161. 112. Ркп. Синод. б-ки, Л.160, об. - 161. 113. Рисунки, приложенные к исследованию прот. Никольского об антиминсах, рис. 114. Рис. Не перешло ли на антиминсы и изображение положения во гроб, которое полагалось иногда на самом престоле под одеждами (Ркп. Синод. б-ки, Л.161)? 115. Нам известны следующие сочинения, касающиеся нашего настоящего предмета: А.А. Дмитриевский. Вынос плащаницы на вечерне в Великий Пяток. - Руководство для сельских пастырей. 1885. Т.1. С.252-259. Выход священнослужителей на середину храма пред плащаницу для пения Непорочных в Великую Субботу на утрени. - Там же. С.265-268. Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую Субботу и хождение с ними кругом храма. - Там же. С.268-275. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. С.215-222.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010