240. иерей Леонид Целорунго 241. диакон Евгений Сирант 242. иеромонах Венедикт (Шнайдер) 243. протоиерей Алексий Демидов 244. иерей Тимофей Торопов 245. священник Алексей Иванов 246. священник Алексей Хайченко 247. иерей Серафим Дейнес 248. иерей Алексей Дудин 249. протоиерей Олег Батов 250. диакон Константин Кривунов 251. иерей Виктор Баландин 252. иерей Алексий Сорокин 253. протоиерей Роман Гильфанов, ветеран боевых действий 254. иерей Феодор Ибрагимов 255. иерей Алексей Паранюк 256. диакон Петр Гарднер 257. иерей Евгений Бокк 258. священник Алексей Туранин 259 священник Андрей Попов 260. диакон Максим Дулев 261. иерей Иоанн Лена 262. иерей Димитрий Шибаев 263. протоиерей Сергий Назаров 264. протоиерей Владимир Шибаев 265. иерей Алексий Сергеев 266. иерей Вадим Пономарев 267. протоиерей Максим Никольский 268. протоиерей Стивен Хидли 269. архимандрит Мелетий Уэббер 270. иерей Алексей Чесноков 271. протоиерей Владимир Шмалий 272. иерей Андрей Трофимов 273. иерей Алексий Волчков   Священники и диаконы Русской Православной Церкви, желающие подписаться под письмом, могут написать на адрес russianpriestsforpeace@gmail.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 18 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 9 мая, 2023 30 апреля, 2023 15 января, 2023 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 18 октября, 2023 10 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

254. Архим. Макарий . Сказание о чудотворном Великорецком образе святителя Николая//Вятка. Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. 1998. 2. — С. 6–12. 255. Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск: Терра, 1998. — С. 9–22. 256. Он же. Повесть о чудотворной иконе//Там же. — С. 23–25. 257. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Там же. — С. 26–39. 258. Архим. Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (заметки в связи с семантикой имени)//Там же. — С. 40–48. 259. Благоверный московский князь Василий III (1479–1533)//Там же. — С. 106–130. 260. Архим. Макарий. Иконы святителя Филиппа//Там же. — С. 131–142. 261. Он же. Всероссийский патриарх Иоасаф I//Вышенский Паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7). — С. 91–93. 262. Он же. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Там же. — С. 94–98. 263. Он же. О необходимости утренних и вечерних молитв//Благовест Радонежья. 1998. Июль-Август. — С. 5. 264. Он же. Домашнее благочестие и защита от чародейства. М., 1998. — 80 с. 265. Смолич И. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Перевод с немецкого архим. Макария (Веретенникова) //Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 3(17). — С. 159–174. 266. Макарий архим. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. 1998. 4. — С. 61–64. 267. Он же. Святыни ратной славы//Новая Россия. Общенациональное издание. 1998. 2–3. — С. 112–113. 268. Он же. Макарий, митрополит Московский (1816–1882)//Историки России XVIII–XX веков. Вып. 5. Архивно-информационный бюллетень 2(18). Приложения к журналу “Исторический архив”. М., 1998. — С. 15–21. 269. Он же. Памяти архимандрита Георгия//Православная Москва. 1998. Октябрь. 34 (166). — С. 1. 270. Он же. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков (Материалы и исследования/Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”; 11). М., 1998. — С. 5–22.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

81 . Освидетельствование в оных прописных душ. 105 . Требование о присылке из Камер-Коллегии в Св. Синод подлинных приходных, окладных и доимочных книг, а также ведомостей о сборах и недоимках по вотчинам духовного ведомства. 113 , 147 , 275 . Набор с сих вотчин рекрут. 126 . Сбор с крестьян этих вотчин денег на жалованье пенечным мастерам. 134 . Наименование патриарших вотчин синодальными. 137 . Постройка в них на судовых пристанях магазинов, амбаров и житниц для собираемого провианта. 157 . Высылка из архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии работников для постройки и починки мостов по Московской дороге. 194 . Сбор и высылка из архиерейских и монастырских вотчин на 1721 год работников к бечевому делу, а для канального и городового дела денег. 198 . Дача архиерейскими и монастырскими вотчинами Казанской губернии с дворового их числа ямских подвод и работников для ломки алебастра и приготовления леса к постройке эверсов. 219 . Взятие в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских подвод для духовных лиц, ссылаемых в Соловецкий монастырь. 227 . Отправление в назначенные места и сроки провианта и фуража, собираемых с вотчин синодального ведомства для драгунских и пехотных полков, расположенных на зимние квартиры. 231 , 268 , 293 . Сбор и высылка с вотчин синодального ведомства, находящихся в С.-Петербургской губернии, работников для учинения меж и проведения преспективных дорог в заповедных лесах. 246 . Сбор с патриарших, архиерейских, монастырских и церковных вотчин на провиант в 1722 году по рублю с двора. 253 , 262 . Сбор с вотчин духовного ведомства, находящихся в провинциях Московской губернии, рационов за Январь, Февраль и Март месяцы 1719 года. 259 . Взимание с сих вотчин всяких денежных сборов чрез лиц, определённых для сего Св. Синодом, или синодальными членами, или Монастырским Приказом. 265 . Отсылка сборов с этих вотчин в Штатс-Контор Коллегию с счётчиками. 273 . Исполнение в сих вотчинах указов Канцелярии Рекрутного Счёта о сыске беглых рекрут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. T. XLVII, col. 412. Исаак Cup. Λογ LXXXI, σελ. 457. Λογ XXXVIII, σελ. 243. Cp. Исаак Cup. Λογ. LXXIII, σελ. 438. Λογ. I, σελ. 4. Λογ . XIII. σελ. 74. Λογ. XXI, σελ. 120. Λογ. XXII, σελ. 127. Λογ . XXVII, σελ. 175 Λογ. XXIX, σελ. 182. Λογ. XXXIV, σελ. 215, 216. Λογ. XLIII, σελ. 259. 260, 263, 268. Λογ. LXXVIII, σελ. 442, где в качестве причины страсти является μετεωρισμς τς διανοας . 10 Ср. Василий В. Reg. brev. tr. interr. CXCVI. T. XXXI, col. 1212D-121ЗA. Ср. прекрасное рассуждение по данному вопросу – в духе святоотеческом – преосв. Феофана. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим. 4:3 ), стр. 298 – 299: „Бог вложил в естество человека, как животное, потребность пищи, и около его же среди тварей рассеял такие, кои могут удовлетворять сию потребность снедением их. Это разрешил Он им еще в раю; это же подтвердил при изгнании из него и расширил в заповедях и благословениях, данных праведному Ною до потопа. Устроил так Бог для того, чтобы люди, видя в приготовлении Им для них около их потребной пищи, познавали в этом Божию о них благопопечительность, и вкушали пищу с благодарением. Это благодарение должно было питать религиозные чувства к Богу и в пунктах верования о Боге осиявать лик Его чертами светлыми, привлекательными и возбудительными. Таким образом в этом, самом простом по-видимому деле, снедении пищи, Бог поместил самое внушительное, и вместе немолчное училище веры и благочестия. Ср. Васил. В. Regulae fusius tractatae. Interr. XVI. § 2. T. XXXI, col. 960В: И. Кассиан . Dc coenob. inst. с. VIII, col. 1223–1224. В частности в подвижнической литературе различается несколько видов чревоугодия, соответственно тем различным способам ненормального отношения человека к принятию нищи, в которых проявляется потеря или ослабление его самообладания в отношении названного акта. Различными писателями аскетами указывалось неодинаковое количество видов чревоугодия, – обычно три или два. Так И. Кассиан допускал три вида чревоугодия (triplex natura est gastrimargiae. De coenobior. institut.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Г. Марсагишвили Зедазенская крепость сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси. Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107. Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь//Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени//Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара//Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

Довольно смелый вывод из разночтения всего в одном имени: и тем не менее это разночтение ставит под сомнение нашу гипотезу, что предание сохранило имена Двенадцати, поскольку они были официальными очевидцами и гарантами истинности традиции. Если их имена запомнились по этой причине – мы вправе ожидать, что все они запомнились точно. Существуют два возможных объяснения тому, что Фаддей из одного списка в другом списке заменен Иудой Иаковлевым. Первое: вероятно, Фаддей еще во время служения Иисуса по каким-то причинам выбыл из списка, а Иуда Иаковлев его заменил 257 . Однако странно, что член группы Двенадцати, выбывший еще при жизни Иисуса, сохранился в стандартном списке Двенадцати, приведенном у Марка. Параллель с Иудой Искариотом здесь не работает: Иуда – один из важнейших персонажей Маркова повествования, и его «дефектность» в списке ясно обозначена. Второе объяснение – то, что Фаддей и Иуда Иаковлев – одно лицо. Не следует отвергать его с порога, как делает Мейер, лишь потому, что оно «отдает гармонизацией» 258 . Гармонизация не всегда плоха; а возможность для одного человека носить два имени подтверждается тем, что нам известно об употреблении имен среди палестинских иудеев того времени. Имя Фаддей (греч. Thaddaios) – греческое (искаженное Феодосий, Феодот или Феодор); вначале оно было сокращено и семитизировано, отчего начало звучать как «Таддай» 259 , затем вновь эллинизировалось как «Фаддайос» 260 . Помимо нашего Фаддея, семь человек, живших в эту эпоху, носили то же имя в такой же сокращенной семитской форме 261 . Греческие имена Феодосии, Феодот и Феодор (сокращаемые так же, как Февда) были популярны в иудейской среде из-за их теофорического характера – то есть из-за того, что включали в себя греческое слово theos – «бог», напоминая этим многие еврейские имена, также включающие в себя El или YHWH 262 . Как мы уже отмечали в предыдущей главе, палестинские иудеи иногда, даже довольно часто, носили два имени – еврейское и греческое. Так, например, на надгробиях мы встречаем два имени: Иегуда (Иуда) и Ясон (Иасон) 263 , Мара (женское имя, по-видимому, сокращение от арамейского «Марфа» 264 ) и Алекса 265 , Иуда и Симон 266 , Сорра (Сара) и Аристобула 267 , а также, по-видимому, Нафанаил и Феодот (эквивалентные по значению) 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

е. лишении) веры (V, 7, 13); о переходе от веры в Закон к вере в Евангелие (V, 13,2); об отделении ссылки на тело Христа от субстанции плоти (V, 19,6); о переходе от тени (т. е. от образов) к плоти (т. е. к истине) (V, 19,9). De cor.: о переносе венка (15,3). De idol.: о передаче обязательства (21, 3). De ex.: о переходе от слов, сказанных от своего лица, к словам, сказанным от лица Господа (3,6). De fugä о передвижении горы (14,1). De топ.: об отнесении нашего состояния ко Христу (5,6). De ieiun.: о переносе служителя к Илии (9, 5). Adv. Ргах.: о приведении людей от многих богов к одному (3,1); о чередовании (27,12). В остальных сочинениях Тертуллиана формы рассматриваемых слов отсутствуют. 47 См. фразеологизм nihil enim ad Andromacham, « не к месту», «не по делу» в сочинении Тертуллиана «О стыдливости» (Tert. De pud., 8,11); ср.: Strab. VIII, 6,23 (381); Plut. Symp., 1,1,5 (615a). Гомер в этом случае выступал бы в той же роли, что и Пушкин в вопросе типа «а работать Пушкин будет?» 48 «У венчанный Гомер» упоминается Тертуллианом во II книге «К язычникам»: «Платон решил, что обвинители богов — поэты -должны быть выставлены за порог, и сам Гомер, пусть и увенчанный (ipsum Homerum sane coronatum), подлежит изгнанию из Государства» (Tert. Ad nat., II, 7, 11). Чуть выше разбираемого отрывка сказано: «Клавдий заявит, что даже небо в песнях Гомера увенчано (coronatum) звездами (ср.: II. XVIII, 485), — конечно, Богом, конечно, для человека» (Tert. De cor., 13, 8); в седьмой главе говорилось о поэтах, писавших о венках. Ср.: «Гомер осужден быть павлином, а не прославлен этим. Он более будет радоваться награде мира сего, считаясь отцом благородных искусств, ибо предпочтет красу своей славы красе хвоста» (Tert. De an., 33, 8). 49 Weber Е. Op. cit. Р. 330, п. 21. 50 «Представителей гностицизма делят на восточных, или сирийских, и западных — александрийских. К первым относятся офиты, Сатурнил, Василид, Кердон и Маркион, ко вторым принадлежат Карпократ и Валентин. В восточном гностицизме более заметно влияние персидского живого дуализма, а в западном, или александрийском, явно проглядывает платонизм и отчасти — неопифагорейство». См.: Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 144. А. Ф. Лосев замечает по поводу такого деления гностиков следующее: «М. Э. Поснов понимает это деление также и тематически, в то время как д ля нас оно только территориальное» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 259). 51 Маркион, будучи богатым судовладельцем, «внес в христианскую общину Рима 200 ООО сестерций» (см.: Свещщкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. С. 146) и «почти сразу занял руководящее положение в римской общине» (Там же. С. 266), однако, в конце концов, «был исключен из римской христианской общины, и ему даже вернули его взнос» (Там же. С. 268).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Здесь Панопей погребен, охотник на львов дерзновенный И на свирепых пантер злобных, в могиле своей. В пятку ужалив, его убил скорпион, что из щели Выполз внезапно, когда тот находился в горах. Рядом с могилой копье его брошено бедное, боле Не устрашит никого, даже пугливых косуль. Скрыла Евгению 259 пыль земная. Когда–то, припомни, В песнях и блеске цвела, только о правде пеклась! И над могилой ее – Фемида, Пафия, Муза, Срезавши косы свои, в скорбном молчаньи стоят. Лесбоса были красой Элланис вместе с Ламаксис милой, Дев митиленских и жен всех были лучше, они. Остров прекраснейший тот, добычею Пахеса ставши, Флотом военным Афин был разорен до конца 260 . Женщин затем пожелав, он, злодей, истребил их супругов, Думая так овладеть ими двумя без труда. Но по–другому судьба, равнодушная Мойра, решила, Все получилось не так, как захотел любодей. Через Эгейскую гладь неоглядную, волны морские, Жены чрез водный простор перенеслися вдвоем. К скалам Мопсопии 261 их принесло незаметно теченье, Всем возвестили они Пахеса злые дела. Все преступленья узнал его грязные демос. Решили Полною мерой воздать за непотребство его. Жены вернулись домой к дорогим им могилам и рядом Ныне с мужьями лежат в гордой своей чистоте. Стены где, Троя, твои? Илиона богатые храмы? Головы павших быков жертвенных? 262 Где они? Где? Где алавастровых ваз Афродиты узор? Где парчовый Золотом шитый наряд? Статуя Девы благой? 263 Войны, века и судьба, всемогущая Мойра 264 , все смыли, Все унесла навсегда судеб различных река! Зависть сгубила тебя, но одно твое имя напомнит Славу твою, Илион, – и не погибнет оно! Путник, идешь если ты из Спарты, глумиться не нужно Над Илионом, прошу, – многих унизил ведь рок! Если ж из Азии ты, – не горюй: города пред Дарданом 265 , Предком Энея, главу все преклонили свою. Пусть все пожрала война: и храмы, и жителей, все же Я остаюся собой – царственной Троей всегда. О, подчини их, дитя 266 , заносчивых эллинов этих Игу законов твоих, римского права орлам! 267 После всех варварских толп 268 , после Мидии, Геспера после,

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Слова же псалмопевца толковались в послепленный период в приложении к римлянам. Мнение Эвальда, что под Армагеддоном разумеется Рим, нельзя признать твердо доказанным. Сравнение же с вепрями представляет интерполяцию. В некоторых кодексах просто идет речь о выходе безумных кармонян из леса (Джемс). 3Езд.15:34 Вот, облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. 34 . В виде облака (nubs), несущегося с востока и севера, представлены готы. С 255 года они непрестанно грабили Фракию, Македонию и Ахаию. Хотя они потерпели поражение от полководца Маркиана, но ушли в 262 году с большой добычей. Другая часть готов в 259 году переправилась через Босфор в Вифинию и сожгла здесь города Никомидию и Никею. Около 4 лет готы грабили Малую Азию и только в 263 году вернулись обратно. В это же время германские племена опустошали Иллирик и Италию и грозили самому Риму. В 263 году Галлиэн был почтен триумфом по случаю изгнания готов. В 267 году готы вместе со скифами снова вторглись в Малую Азию и довершили прежнее опустошение. Галлиэн выступил против скифов в поход, но на западе вспыхнул мятеж Авреола, и император должен был вернуться. К 268 году, когда Риму угрожали опасности со всех сторон, и следует отнести происхождение книги. 3Езд.15:35 Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю и звезду их; и будет кровь от меча до чрева, 3Езд.15:36 и помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле. 3Езд.15:37 Ужаснутся все, которые увидят эту свирепость, и вострепещут. 3Езд.15:38 После того много раз будут подниматься бури от юга и севера и частью от запада, 3Езд.15:39 и ветры сильные поднимутся от востока и откроют его и облако, которое Я подвигнул во гневе; а звезда, назначенная для устрашения при восточном и западном ветре, повредится. 3Езд.15:40 И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей ее; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду, 3Езд.15:41 огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

СОВЕСТЬ восстает против грехов Богобоящийся человек и совесть свою чистую хранить тщащийся в чем преступится и согрешит, тотчас совесть его ударит и душу его возмутит, и ее безпокойствует дотоле, доколе покаянием, воздыханием и сокрушением сердца не очистит грех, и тако покой душевный паки возвратится. И хотя и у людей беззаконно живущих совесть до времене молчит и аки спит; но когда пробудится и грехи и беззакония своя соделанная в ней увидит: тогда сильно на них востанет, и начнет мучить их и терзать; и так смущать, что к отчаянию склоняются, а часто сами себе и умерщвляют, не стерпя мучительства совести, как-то случилось Иуде, предателю Господню (4:204) (также 5:97, см. СОВЕСТЬ, 955). Совесть терзает за ГРЕХИ Видим, как люто и тяжко есть мучение злыя совести. Иуда не стерпел мучения совести своея злыя; и того ради удавился. Злая совесть его к тому привела. Сего ради лучше избрал умереть, нежели мучение совести терпеть. Смерть животу предпочел. Христианине! берегись совесть раздражать, да не подобное Иуде пострадаеши; но храни совесть свою так, как живот свой храниши. Нет злейшаго мучителя, как совесть злая. Берегись убо ее уязвлять и безпокоить, каковое безпокойствие от грехов бывает. Избирай лучше умереть, нежели согрешить противу совести. Сего и Христианская должность требует от Тебе (4:268) (также 5:221, см. ГРЕХ , 259) (1:129, см. ГРЕХ, 258) (1:43, см. СМЕРТЬ , 939). Где бы ни был грешник, везде мучитель сей неотлучно с ним есть, везде мучит и снедает его; днем безпокойствует, ночью безпокойствует и отнимает сон; мало заснет, и тогда устрашает его; пробудится от сна, пробудится и злая совесть его. С сею бедою день начинает и провождает, ночь начинает и провождает, и так никогда от того бедствия не может свободиться, понеже внутрь себе всегда имеет зло тое... Лучше уязвленное тело иметь, нежели грехами уязвленную совесть; лучше биение тела терпеть, нежели биение совести; лучше всякия внешния беды принимать, нежели сию едину внутрь беду иметь (2:129–130). «Нет большего... вере искушения.., когда совести жестокое ударение и мучение чувствовать принуждается верная душа» (3:21, см. ВЕРА , 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010