Киев: Дух и литера , 2009 г.  384 с.  ISBN 978-966-378-096-2 5-89647-052-5 Содержание   Введение    9   Часть I : История   Раздел 1. Начало    19   Раздел 2. Византия, I — Церковь эпохи семи Соборов   Формирование имперской церкви    25 Первые шесть соборов (325-681)    27 Святые иконы    37 Святые, монахи и императоры    41   Раздел 3. Византия, II — Великая схизма   Отчужденность восточного и западного христианства    51 От отчуждения к схизме: 858-1204 г.    60 Две попытки примирения. Исихастский спор    68   Раздел 4. Обращения славян   Кирилл и Мефодий    79 Крещение Руси. Киевский период (988-1237)    84 Русская церковь под монгольским гнетом (1237-1448)    87   Раздел 5. Церковь под властью ислама   Imperium in imperio    93 Реформация и контрреформация: двойное влияние    99   Раздел 6. Москва и Санкт-Петербург   Москва – третий Рим    107 Раскол староверов    113 Синодальный период (1700-1917)    118   Раздел 7. Двадцатый век, I: Греки и арабы    131   Раздел 8. Двадцатый век, II: Православие и воинственный атеизм   «Штурм небес»    149 «Отдайте кесарево кесарю»: где провести грань?    153 Неспокойное возрождение    163 Восточная Европа: пестрая картина    169   Раздел 9. Двадцатый век, III: Диаспора и миссионерская деятельность   Многообразие в единстве    177 Западное православие    183 Миссионерская деятельность    192   ЧАСТЬ II: ВЕРА И БОГОСЛУЖЕНИЕ   Раздел 10. Святое предание: источник православной веры   Внутреннее значение предания    199 Внешние формы    203   Раздел 11. Бог и человек   Бог-Троица    211 Человек: сотворение, призвание, падение    220 Иисус Христос    225 Святой Дух    230 «Причастники божественного естества»    231   Раздел 12. Церковь Божия   Бог и Его Церковь    241 Единство и непогрешимость Церкви    246 Епископы. Миряне. Соборы    249 Живые и умершие. Богородица    254 Последние пределы    259     Раздел 13. Православное богослужение, I: Земные Небеса   Доктрина и культ    265 Внешний чин богослужения: священник и народ    268  

http://bogoslov.ru/book/397045

Лет 15 тому назад еще можно было так смотреть на дело; но теперь, когда большая часть сочинений первых расколоучителей уже напечатана 2 , – приходится решать этот вопрос иначе. Если мы не ошибаемся, из всех первых расколоучителей один только монах Ефрем Потемкин, действовавший в пользу древнего благочестия в нижегородских пределах и затем принесший покаяние на соборе 1666 года, “проповедывал антихриста, аки уже пришедша” 3 и видел его именно в патриархе Никоне 4 . Правда, были, как это видно из сочинений протопопа Аввакума (т.5, стр. 250) и особенно диакона Феодора (т.6, стр. 267), и другие ревнители старины, которые “Никона, бывшаго патриарха, мнили самого антихриста быти”; но, по выражениею диакона Феодора, это были “лжесловесники”, “не ведущие святых писаний и прельщенные бабьими баснями” (т.6, стр. 268). Что же касается Аввакума, диакона Феодора и других расколовождей, то они были совершенно другого мнения об этом предмете. Лазарь, поп Романовский, в гордости патр. Никона видел “дух антихристов” (т. 4, стр. 200), а в том, что Никон “по вся годы, то сице, иногда инако, уставы переменял”, – “последнее знамение настатия антихристова” (т. 4, стр. 205–6, 244 и 271–2). Последователи Никона, по словам Лазаря, – “предтечи антихристовы” (т. 4, стр. 201, 255 и 278), а русские власти – “слуги антихриста”, приготовляющие ему “самодержавное царское место” (т. 4, стр.246). По учению Лазаря, в Риме уже давно настало “антихристово властительство”, именно с того времени, как “папа восхити на ся царскую Божию власть” (т. 4, стр.251). И греческое царство, как не имеющее Божией царской власти, “мимо уже иде”. Остается и “стоит” одно русское царство (т. 4, стр.252). Поэтому Лазарь всячески убеждал Алексея Михайловича – “не попускать”, чтобы и в великой России “изгубилось благочестие” (т. 4, стр.249) и совершилось “последнее падение правоверия” (т. 4, стр.259). С тою же мольбою – “управить святую церковь ” (т. 4, стр.283) обращался Лазарь и к патриарху Иоасафу в своей челобитной, писанной в Пустозерске в 1668 году, причем замечал: “мощен есть (всемогущий хитрец Сын Божий) и лютое возмущение святыя церкви и закон отеческий тобою, пастырем, в тишину и в соединение благостояния привесть” (т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neskolko...

После мн. безуспешных ходатайств о переводе в др. епархию 6 (или 2) дек. 1742 г. В. был назначен на Воронежскую кафедру, 23 дек. прибыл в Воронеж. При Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре основал славяно-лат. уч-ще. У Черниговского еп. Амвросия (Дубневича) «испросил к себе» учителя Лазаря (Богословского) и назначил его архимандритом мон-ря, также пригласил учителей из Киева и Москвы. Планировал вместо духовного приказа во главе с белым священником учредить консисторию в составе 2 архимандритов. Похоронен в воронежском кафедральном Благовещенском соборе. В завещании В. значительные денежные суммы (всего 2790 р.) предназначены для раздачи на помин души в мон-ри, а также крещеным башкирам и вотякам. Оставшаяся после смерти В. б-ка ( более 80 книг на рус., церковнослав., англ., нем., франц., голл., итал., польск. языках, латыни) указом Синода от 2 авг. 1744 г. была оставлена в архиерейском доме для ДС. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 157. Прил. XV; Т. 2. Ч. 1. 1879. 119, 230; Т. 3. 1878. 23, 470; Т. 4. 1880. 547; Т. 5. 1897. 343; Т. 9. 1913. 20, 358; Т. 10. 1901. 315; Т. 11. 1903. 190, 233, 259, 294, 359, 437; Т. 12. 1902. 229, 321, 336; Т. 14. 1910. 5, 22, 36, 143, 268, 300, 350, 446, 471; Т. 15. 1907. 7, 134, 179, 224, 375; Т. 16. 1906. 58, 143, 156, 173, 201, 214, 445. Прил. XVI; Т. 18. 1915. 184, 347, 508; Т. 19. 1913. 55, 159, 201, 243; Т. 20. 1908. 34, 86, 306, 309, 415; Т. 21. 1913. 84, 126, 134, 290, 310, 327, 427, 478, 611, 626, 694, 700; Т. 22. 1914. 31, 105, 379, 425, 449, 563, 680, 810, 868, 875, 1122, 1165; Т. XXIII. СПб., 1911. 26, 130, 331, 380, 389. Соч.: Письма В. моск. главнокомандующему гр. Салтыкову//РА. 1900. Кн. 2. 8. С. 415-416. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 54; Димитрий (Самбикин), архим. Преосв. Вениамин, 6-й еп. Воронежский//Воронежские ЕВ. 1870. 12. С. 565-570; 13. С. 603-614; 23. С. 1031-1039; Лесков Н. С. Святительские тени: Любопытные сказания архиерея об архиереях//ИВ. 1881. Май. С. 53-69; Рудаков В. [Рец. на:] Тр. Вятской учен. арх. комиссии 1905 г. Вып. 4, 5-6. Вятка, 1905-1906//ИВ. 1906. Май. С. 629-631; Еп. Вениамин (Сахновский)//Воронежские ЕВ. 1902. 18. С. 425-448; Покровский И. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Сент. С. 389-435; Никольский П. В. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1908. Вып. 7. С. 59-159; Комолов Н. А. Воронежские архиереи сер. XVIII в.//Из истории Воронежского края. Воронеж, 1998. Вып. 7. С. 64-72; он же. Еп. Вениамин (Сахновский)//Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки. Воронеж, 2003. С. 128-137.

http://pravenc.ru/text/150313.html

Приписываемая иногда М. проповедь на «Новое воскресенье» (Фомину неделю) в действительности принадлежит свт. Маруте, еп. Майферкатскому (Мартиропольскому; см. Маруф ). М. также атрибутируется текст анафоры (изд.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 260-268), к-рая вошла в т. ч. в состав Миссала Маронитской католической Церкви (    ), изданного в Риме в 1592-1594 гг., однако данная атрибуция является сомнительной. Соч.: Brock S. P. The Homily by Marutha of Tagrit on the Blessing of the Waters at Epiphany//Oriens Chr. 1982. Bd. 66. S. 51-74. Ист.: Histoire de Marouta, métropolitain de Tagrit et de tout l " Orient (VIe-VIIe siècle), écrite par son successeur Denha//Histoires d " Ahoudemmeh et de Marouta, métropolitains jacobites de Tagrit et de l " Orient: (VIe et VIIe siècles), suivies du traité d " Ahoudemmeh sur l " homme/Éd., trad. F. Nau. P., 1909. P. 52-96. (PO; T. 3. Fasc. 1); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 111, 119-127; Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 414-417, 433-440. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 416, 418-420; Райт. Очерк. С. 94-95; Baumstark. Geschichte. S. 245; Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII вв. М.; Л., 1946; она же. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979; Ortiz de Urbina. PS. 1958. P. 163-164; Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 5th Cent. Louvain, 1981. (CSCO; 426. Subs.; 63); V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1988. T. 3. P. 254-259. (CSCO; 500. Subs.; 81); Fiey J.-M. Syriaques occidentaux du «Pays des Perses»: Ré-union avec Antioche et «Grand métropolitat» de Takrit en 628/629?//PdO. 1992. T. 17. P. 113-126; Brock S. P. Marutha of Tagrit//GEDSH. P. 273-274; Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист

http://pravenc.ru/text/2562486.html

Фабиан 236–250 Корнелий 251–253 Новациан 251–окт. 258, антипапа Луций 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Дионисий 259–268 Феликс I 269–274 Евтихий 275–283 Гай 283–296 Марцеллин 296–304 Марцелл I 308–309 Евсевий 309, или 310 Мильтиад (Мельхиад) 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк 336 Юлий I 337–362 Либерий 352–366 Феликс II 355–365, антипапа Дамасий I 366–384 Урсин 366–367, антипапа Сириций 384–399 Анастасий I 399–401 Иннокентий I 401–417 Зосим 417–418 Эвлалий 418–419,антипапа Бонифаций I 418–422 Целестин I 422–432 Сикст III 432–440 Лев I 440–461 Гиларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах 498–514 Лаврентий 498–499; 501–506, антипапа Гормизд 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Диоскур 530, антипапа Бонифаций II 530–532 Иоанн II 533–535 Агапит I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 556–561 Иоанн III 561–574 Бенедикт I 575–579 Пелагий II 579–590 Григорий I Великий 590–604   Александрийские патриархи до конца VI в (Александрийские епископы получили статус патриархов по решению Первого Вселенского Собора 325 г.) Феон 282–330 Петр I 300–311 Ахилл 312 Александр ?–328 Афанасий 328–373 Пист 336 или 338 Григорий 339 или 341; 344 или 348 Георгий 357–361 Луций 365 Петр II 373–380 Луций (вторично) 375–378 Тимофей I 380–384 Феофил 394–412 Кирилл 412–444 Диоскор 444–451 Протерий 451–457 Тимофей II Элур 457–460 Тимофей II Салофакиол 460–475 Тимофей II Элур 475–477, вторично Петр III Монг 477 Тимофей II Салофакиол 477–482,вторично Иоанн I Талайа 482 Петр III Монг 482–489, вторично Афанасий II Келит 489–496 Иоанн I 496–505 Иоанн II 505–516 Диоскур II 516–517 Тимофей III 517–535 Павел из Табенны 537–540 Зоил 540–551 Аполлинарий 551–570   Епископы Константинопольские и затем, с 381 г. по решению Второго Вселенского Собора, Патриархи до конца VI века (епископы) Руфин 284–293 Метрофан 306/307–314 Александр 314–337 Павел I 337–339 Евсевий Никомедийский 339–341 Павел I 341–342, вторично Македоний I 342–346 Павел I 346–352, в третий раз

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

3Езд.15:13 Восплачут земледельцы, возделывающие землю, потому что оскудеют у них семена от ржавчины и от града и от страшной звезды. 13 . Omkp IX:1 . 3Езд.15:14 Горе веку и тем, которые живут в нем, 3Езд.15:15 ибо приблизился меч и истребление их, и восстанет народ на народ для войны, и мечи в руках их. 15 . Здесь разумеются непрерывные войны римлян с готами (253, 255, 258, 259–263, 266) и персами (256, 260), а также войны, которые вел с персами основатель Пальмирского царства Оденат (261, 263). 3Езд.15:16 Люди сделаются непостоянными и, одни других одолевая, вознерадят о царе своем, и начальники – о ходе дел своих в пределах своей власти. 16 . В царствование Галлиэна (260–268) в Египте появился целый ряд узурпаторов, провозгласивших себя императорами. Первым из них был Макриан, жестокий враг христианства, с двумя сыновьями. Он правил Египтом 2 года (261–262). После него около того же срока Египет находился во власти Эмилиана (262–263). В 268 году восстановленное ненадолго спокойствие было вновь нарушено Домицианом. Междоусобицы, раздиравшие Египет, вызвали попытку пальмирян овладеть им. Сперва она не удалась, но в 270 году царица Пальмиры Зиновия завоевала эту римскую провинцию и правила ею за сына до своего падения (273). Замечание книги, что при наступлении бедствий одни будут одолевать других, как раз намекает на эту неожиданную для Рима потерю Египта. 3Езд.15:17 Пожелает человек идти в город, и не возможет, 3Езд.15:18 ибо, по причине их гордости, города возмутятся, домы будут разорены, на людей нападет страх. 3Езд.15:19 Не сжалится человек над ближним своим, предавая домы их на разорение оружием, расхищая имущество их по причине голода и многих бед. 17–19. Поселяне в виду тревожного времени будут искать защиты за укрепленными стенами городов, но тщетно. На Пасхе 261 года в Александрии произошло возмущение, разделившее всех жителей на два лагеря. Обе стороны безжалостно истребляли друг друга. Нил беспрерывно нес в своем течении тела убитых или утонувших. Этими беспорядками Макриан воспользовался, чтобы захватить в свои руки власть над Александрией. В 262 году Египет посетил страшный голод и чума, истребившие много народа (XIII, 16–35). После падения Макриана Александрия на короткое время признала императором Галлиэна. Новый узурпатор Эмилиан наложил арест на запасы хлеба и вызвал этим голод во многих городах. Римский полководец Федот осадил его в Брухейоне. После долгой осады город сдался вследствие голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Атель (Атил, Итиль) – р. Волга 116, 160, 168–170 Атропатена – см. Адраиг Атталия – город в Памфилии на берегу Средиземного моря 253, 312 Афины – город в Аттике 26, 136 Афира – город на Мраморном море близ Константинополя 294, 297 Афон – гора и полуостров в восточной Греции 136, 241, 250, 268 Африка – часть света 21, 60, 66, 67, 69, 76, 97 Ахайя – область Греции 16, 58 Ахейцы – жители Ахайи 18 Ахело – см. Анхиал Баба Ески – см. Булгарофига Багдад – см. Вавилон Балаклава – см. Символ Балканы – см. Гем Балтика – см. Океан Баранья морда, мыс – полуостров в Черном море, совр. Таманский п-ов 116 Барбоши – город, с которым иногда отождествляют древний Туррис 73 Бари – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 263 Барлетта – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 38, 262 Барцеллона – город на северо-востоке Иберийского полуострова, совр. Барселона 62 Бега – река в Венгрии, с которой иногда отождествляют р. Дрикон (Дрекон, Дрикку) 43 Бейрут – город на восточном побережье Средиземного моря 66 Белгород – город близ Киева, совр. Белгородка 248, 251 Белгород-Днестровский – см. Аспрокастрон Белград – см. Сингидон Белые гунны (эфталиты) – объединение кочевых племен тюркского или восточно-иранского происхождения 68 Берегава – ущелье в Болгарии 118 Березань – см. Св. Эферий Берзилия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Бессарабия – область в Молдавии 108 Бессы – фракийское племя 121 Блеммии – кочевой народ хамитского происхождения, населявший правый берег Нила 17 Блеммия – область на правом берегу Нила, населенная блеммиями 17 Болгария – см. Булгария Болгары – см. Булгары Большой Ров – оборонительная линия в северных пределах Византийской империи 219 Борилла-Лонгос – местность к северу от г. Кастория 313 Боруй – см. Верроя Борча – приток Дуная 259 Боспор – см. Воспор Босфор – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным 88, 115, 180, 191, 192, 198 Босфор Киммерийский (Киммерийский пролив] – совр. Керченский пролив и г. Керчь 88, 110, 116, 119, 192, 194, 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значение лит. творчества и личности Г. было преувеличено в работах 60-70-х гг. XX в., в эпоху увлечения исследователей национальными и региональными вариантами барокко как лит. стиля, прежде всего в мистификаторских по своей сути сочинениях и публикациях серб. писателя и литературоведа М. Павича, необоснованно превратившего этого позднесредневек. книжника в отца и родоначальника новой (барочной) серб. лит-ры, церковного поэта и драматурга. Тексты, изданные Павичем как оригинальные сочинения Г., представляют собой переводы и переработки памятников, традиц. для средневек. правосл. слав. лит-ры и приписываемых известным ранним авторам (напр., названная им «первая сербская драма» является переводом Слова на Благовещение, приписываемого в слав. традиции св. Иоанну Дамаскину, содержащего рубрицированные диалоги арх. Гавриила, Богоматери и Иосифа). Мифотворческие измышления Павича подверглись разбору и серьезной критике в работах Й. Деретича, Ч. Миловановича и Дж. Трифуновича. Г. активно занимался перепиской и иллюминацией церковных богослужебных книг. Известно свыше 20 рукописей, переписанных им в 1711-1747 гг. Большинство этих книг находится в собрании архива Сербской академии наук и искусств (САНУ) в Белграде (см.: Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. 31/140, 71/13, 77/134, 78/132, 84/270, 89/146, 92/267, 93/268, 94/271, 95/135, 96/133, 97/136, 98/272, 99/139, 100/269, 101/137), 7 служебных Миней из годового комплекта 1-й четв. XVIII в.- в б-ке Будимской епархии Сербской Православной Церкви в Сентендре (Венгрия) ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. Опис рукописа и старих штампаних б-ке Српске правосл. enapxuje Будимске у Cehmahдpeju. Београд; Нови Сад, 1991. С. 4, 109-118, 120-121, 250-259, 267-270, 368; 71-76, 78), Служебник 1711-1716 гг.- в РГБ. Ф. 256. 401 ( Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 606-607), Акафистник погиб в 1941 г. вместе с собранием Народной б-ки Сербии в Белграде. В переписываемых богослужебных книгах Г. использовал, за исключением послесловий, церковнослав. язык серб. извода преимущественно с одноеровой (ъ) орфографией и массовыми примерами серб. вокализации. Г. следует традициям рачанского центра книгописания сер.- 2-й пол. XVII в. ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. С. 109; Шкори К. С. 11-34), использует полуустав и в колофонах и маргиналиях - курсив с обилием лигатур. В качестве иллюминатора он традиционен, часто помещает копии сюжетных гравюр и заставок из серб. изданий XVI в., прежде всего венецианской типографии Вуковичей.

http://pravenc.ru/text/161317.html

Мелос этой матимы был также изложен в аналитической нотации нового метода хартофилаксом Хурмузием (что свидетельствует о достоинствах произведения Е. Ф.) в 3-м т. его Матиматария (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 264, 1-я пол. XIX в.). Структура этой матимы (по совокупности вышеперечисленных источников) представляет особый интерес, т. к. впосл. она стала прототипом для произведений визант. мелургов маистора Иоанна Кукузеля и протопсалта Ксена Корониса (оба - 1-я пол. XIV в.). Е. Ф. принадлежит «введение» (εσαϒωϒ) указанной матимы - калофоническая обработка 1-й фразы стихиры (см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 255). Далее в рукописи Хурмузия следуют произведения Корониса - обработка начала 1-й фразы и 2-й фразы стихиры на 1-й плагальный глас τριφωνν (см.: Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v - 101) - и Кукузеля - 2 обработки всей матимы в более пространном стиле: 1) 2-частное песнопение ( анаподизм ; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 255v - 261); 2) анаграмматизм «Из Девы отроковицы» (Εκ παρθνου κρης) на 1-й плагальный глас (в ркп. РНБ. Греч. 126. Л. 240-241 данное песнопение названо анаподизмом; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 261-264). Это «вмешательство» Кукузеля (охарактеризованное в кодексе Ath. Pantel. 938 как украшение (καλλωπιστικ)) в исходное произведение Е. Ф. помогает датировать деятельность последнего приблизительно 2-й пол. XIII в. Кроме того, распространение этого муз. произведения Е. Ф. в районе К-поля (где работали Кукузель и Коронис, а позднее и Хурмузий) является, возможно, еще одним указанием, способствующим более точной локализации деятельности Е. Ф. В этом случае можно предположить, что Е. Ф. был насельником к-польского мон-ря Филантропос (см.: Σιδερδης Ξ. Περ τς Κωνσταντινουπλει μονς το Σωτρος το Θιλανθρπου κα τν ν ατ ϒισματος κα ϒων λειψνων//Εκκλησιαστικ Αλθεια Κωνσταντινουπλεως. 1897. Τ. 17. Σ. 234-236, 250-251, 257-259, 267-268, 276-279, 291-293, 309-310, 316-319, 323-325, 341-343; 1898. Τ. 18. Σ. 4-6, 10-11; Janin R. Les Monastères du Christ Philanthrope à Constantinople//REB. 1946. P. 135-162; idem. Le siège de Constantinople et le Patriarcat Ecuménique. P., 1953. T. 3: Les églises et les monastères. P. 539-544. (Géographie ecclésiastique de l " empire Byzantin; 1); Μανφη Κ. Α. Μοναστηριακ Τυπικ-ιαθκαι//Μελτη Θιλολοϒικ. Αθναι, 1970. Σ. 29, 86, 99, 100, 110), а не к.-л. др. мон-ря, напр. мон-ря Филантропинон в Янине (Эпир) (см.: Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Η μον τν Θιλαντροπινν κα πρτη φση τς μεταβυζαντινς ζωϒραφικς. Αθναι, 1983. Σ. 21-34).

http://pravenc.ru/text/187241.html

В Мученичестве Е. также сообщается о гонении на христиан при имп. Клавдии II. Явившийся Е. ангел повелел ему отправиться из Ферента в Фалерии, где «покоятся в новом саркофаге» тела мучеников Грацилиана и Фелициссимы, совершить на гробнице «бдения с гимнами» и литургию. В Фалериях Е. встретился с родителями мч. Грацилиана и укрепил их в христ. вере. По возвращении домой пресвитер столкнулся со служителями (apparitores) трибуна Максима, к-рые выдали его страже. После краткого допроса Максим велел заключить Е. в тюрьму и не допускать к нему посетителей. На следующий день был назначен суд над Е., на к-рый явился Фалерийский еп. Дионисий с ходатайством за пресвитера, к-рый, по его словам, молится за трибуна и за гос-во. Максим отказал епископу, велел бить его палками и выслал из города. Допрос Е. описан в форме дискуссии между трибуном и пресвитером об истинной вере. Затем Максим приказал бить Е. палками и пытать на дыбе, после чего мученика вывели за город и отрубили ему голову. Услышав об этом, еп. Дионисий с клириками ночью забрали тело Е. и похоронили его в катакомбе на территории своего пригородного владения. После Миланского эдикта (313) катакомба была расширена, в ней устроена церковь. В Мученичестве подробно описаны крипты, в которых находились гробницы Е. и др. не названных по имени мучеников. Не исключено, что еп. Дионисий, к-рый фигурирует в Мученичествах,- это Римский папа св. Дионисий (259-268), в еп-ство к-рого входил пригородный округ Рима (в пределах 100 миль от города). Существование особого еп-ства в Ференте в это время сомнительно. Вероятно, в VI в. была построена наземная церковь, упомянутая свт. Григорием Великим. В IX в. храм был обновлен неким еп. Стефаном. В 1244 г. церковь упоминается как приписанная к мон-рю Сан-Лоренцо аль Верано (впосл. пришла в упадок). Храм был восстановлен в кон. XV в. жителями соседнего г. Сориано-нель-Чимино. Во время раскопок крипты была обнаружена гробница Е. (1495), освидетельствованная весной 1496 г. Энрике Бруно, еп. Орте. В 1771 г. церковь была передана монашескому ордену пассионистов, которые построили новый комплекс сооружений (1784) (в наст. время в пригороде Сориано-нель-Чимино). С XVII в. известна городская ц. Е., при к-рой действовало братство в честь святого. В 1740 г. на средства семьи Альбани был построен новый храм, в алтаре к-рого покоились мощи Е. Впосл. церковь была разобрана, на ее месте началось строительство коллегиальной ц. св. Николая (1780). Братству передали старую ц. св. Николая, построенную в 1718-1719 гг., к-рая была переосвящена в честь Е. В наст. время в храме находится серебряный бюст-реликварий мученика. Др. часть мощей Е. оставалась в крипте мон-ря пассионистов, в 1898 г. состоялась каноническая рекогниция реликвий. В 1959 г. в ходе археологических раскопок на территории мон-ря были обнаружены следы этрусского некрополя (III-I вв. до Р. Х.), а также подтверждены сведения Мученичества о превращении катакомбы в подземную церковь в IV в.

http://pravenc.ru/text/187564.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010