Не удалось извлечь искомое из базы (((

Основных элементов сошествия во ад здесь нет 2552 . Византийские мозаики Марка венецианского 2553 , в Торчелчо 2554 , Дафни 2555 , и Монреале 2556 удерживают древнейшее олицетворение ада и допускают разрушенные врата. Опишем мозаику дафнийскую (на юго-вост. столпе). Иисус Христос с шестиконечным крестом в деснице попирает ногами обнаженного старика, скованного по рукам и ногам крепкими цепями. Возле него в беспорядке разбросаны – врата, ключ, пробои. Ад с ужасом смотрит на Победителя, который изводит Адама и Еву; позади прародителей – цари; с левой стороны группа праведников обращает к Нему умильные взоры; Иоанн Предтеча со свитком показывает Искупителя праведникам. Первоначальный колорит этой превосходной мозаики, к сожалению, пострадал от времени. Вероятно, в таких же формах изображено было «воздвижение Адамово » в алтаре иерусалимского храма Воскресения, о чем упоминает игумен Даниил 2557 . Представителем этой композиции во фресках служит фреска Киево-Софийского собора (рис. 180) 2558 . Победитель ада со свитком в шуйце стоит на низверженных вратах. Он подает свою десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника. На правой стороне два царя, в диадемах и украшенных таблионами далматиках, беседуют между собой по поводу чуда явления Освободителя; тут же Иоанн Предтеча, указывающий десницей на Спасителя. Действие происходит в преисподней, на что намекают две высокие скалы, расположенные на флангах картины. Простые изображения: в стенописях нередицких, Кахрие-Джами, протатских, дохиарских (сев. стор.), ксенофских (параклис Св. Георгия), кутлумушских (сев. свод), Иверского собора (сев. свод: вверху два ангела с орудиями страданий Иисуса Христа – копьем и тростью), иверского параклиса Вратарницы (под вратами два демона, убегающие прочь), Ватопедского собора; Хиландарского собора; в русских храмах: Спасопреображенского монастыря; Иоанна Предтечи в Толчкове, Николомокринской и др. 2559 В памятниках скульптуры сошествие во ад по причинам, о которых мы уже упоминали, изображается вообще в формах очень простых. Скульптура в венецианском соборе Св. Марка (рис. 181), отражающая в своих пластичных формах предания древнехристианского искусства, предлагает композицию, разбитую на части колоннами и арками и лишенную внешнего единства: в двух особых отделениях мертвые восстают из гробов, в двух – Иисус Христос (тип юный) изводит Адама; внизу – две фигуры, из которых одна в диадеме, со связанными руками: по Гарруччи, они означают ад и смерть 2560 ; но аналогия с памятниками византийскими позволяет изъяснить их в смысле Давида и Соломона. Надписи: «surgunt corpora sanctorum. Expoliatio inferi».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 1996 году Минобороны России в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 г. 1221 о запрещении приватизировать культовые здания, строения с прилегающими к ним территориями, приватизировало и продало с аукциона здание бывшего Комиссаровского училища, включая 100 % площади церкви св. блгв. кн. Александра Невского, составляющей 336,5 кв. м., и являющейся неотъемлемой частью данного здания. В 2002 году  здание бывшего  Комиссаровского училища вместе с церковью было перепродано ООО «Топ Лэвел». Распоряжением Правительства Москвы от 28 июля 2005 г. 1394-РП ООО «Топ Лэвел» получило разрешение на реконструкцию здания с надстройкой и двухуровневой подземной стоянкой, что увеличивало его площадь с существующих 4345,4 кв. м. до 13769 кв. м. Этим же распоряжением (пункты 4.1.1, 5.1, 5.2, 6 и 7) была подтверждена обязанность владельца восстановить в историко-художественном облике домовый храм св. Александра Невского и передать его в собственность г. Москвы с дальнейшей передачей его Департаментом имущества г. Москвы в безвозмездное пользование Московской патриархии для размещения Патриаршего подворья. Еще в 2002 году, когда решался вопрос о выборе инвестора-застройщика, ООО «Топ Лэвел» официально обратилось в Московскую патриархию с намерением передать Церкви отреставрированный храм, в случае получения инвестиционного контракта. Патриархия, разумеется, ответила согласием, в том же 2002 г. храм получил статус Патриаршего подворья. В 2005 году  Указом Патриарха Московского и всея Руси от 28 апреля 2005 г. 2558 священник Владимир Антонов был назначен настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского, зарегистрированного как Патриаршее подворье. Была создана община храма, начали проводиться богослужения. В дальнейшем бывшее здание Комиссаровского училища с домовой церковью св. Александра Невского было признано вновь выявленным объектом культурного наследия и Распоряжением Правительства Москвы от 15 июля 2009 г. 1556-РП принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

http://pravmir.ru/xram-na-prodazhu-1/

И того ради просимтое ти владычество 2549 , пошлете к нам честнейшее ваше писание, яко да помощью Божьей и благодатью Святого Духа, и споспешением святого царя 2550 и с благословением святого ти владычества 2551 и божественного и священного собора, по святым правилам, собравше в отечестве нашем, в русской земле, боголюбивых епископов отечества нашего, и по благодати Святого Духа избравше кого человека добра, мужа духовного, верой православного, да поставят 2552 нам митрополита на Русь: понеже и преже сего, за нужду, поставление в Руси митрополита бывало. А мы о сем хотим, Божьей благодатью, по изначальству нашего православного христианства, посылание и совопрошание 2553 и любовь иметь со святым царем 2554 , и святейшего ти благословения и молитвы требовать и желать хотим, донележе Бог благоизволит и земля наша доколе имет стоять, а никако же разлучно от вас имать быть наше православное христианство до века. Просим же и 2555 о сем святое ти владычество 2556 , да со извещением о всем и с честнейшим вашим писанием отпустите к нам 2557 сих наших послов неиздержно, да навыкше о здравии и благопребывании святого царя 2558 и святейшего ти владычества 2559 , взвеселимся духовне. 2560 2523 Этим определяется время написания послания и имя патриарха (на означенное в подлиннике), к которому оно было адресовано. 453-й год от крещения Руси (в 988 году) есть 1441 г. от Р. X. Патриархом в Константинополе был тогда Митрофан (Лекен, Oriens Christianus, t. I, pag. 309). Весть о приверженности этого патриарха к флорентийской унии, побудила великого князя задержать свое послание. Чрез два года оно переписано было вновь, может быть, уже на имя нового патриарха (Григория Маммы). На это обстоятельство указывает вариант летописного текста, по которому от крещения Руси до времени написания послания прошло 455 лет. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Аполлониас назвался Теотокией, Вифинская Аполлония – Созополисом, Афродизиас стал называться Ставрополис, Тиана – Христуполис; но в деревнях языческие храмы, алтари, священные деревья – оставались неприкосновенными и почитаемыми 2554 , и даже там, куда христианство успело проникнуть, оно существовало только на поверхности. Например, в горных местностях Армении во многих деревнях не было священников; невежество и небрежность относительно священных предметов были чудовищны; церкви, остававшиеся без призора и разрушенные, были пусты и христиане появлялись в них только раз в жизни – для крещения заодно всех своих детей. 2555 Но больше всего язычество сохраняло свою силу в Греции, и до такой степени, что для людей VI-ro века слово эллин всегда было синонимом язычника. 2556 Правда, здесь как и везде, официально храмы были закрыты уже с VI-ro века и покинутые великие оракулы приведены к молчанию. Дельфы, Олимпия, Додона, Афины были ограблены и их chefs-d " oeuvréы обогатили Константинополь; олимпийские игры были запрещены с 393 года; в 395 г. Аларих разрушил храм Елевзинских мистерий. 2557 Но в Афинах школа неоплатоновской философии поддерживала со славой светоч эллинизма и по-прежнему, хотя осторожно, совершались жертвоприношения. 2558 Наконец в самом Константинополе, на глазах у императора, несмотря на усилия религиозной пропаганды, не смотря превращения храмов в церкви и переодевание античных статуй в христианские образа 2559 , высшее об- щество сохраняло снисходительную и благосклонную симпатию к той религии, с которой было связано столько воспоминаний и художественной и литературной славы. Большинство лучших умов того времени, наиболее знаменитые светские писатели V-ro u VI-ro веков – христиане только по имени и на высших постах управления, в сенате и даже среди окружающих Юстиниана, было много людей, совершенно законно подозреваемых в язычестве. 2560 Из министров императора Трибониан считался атеистом, а об Иоанне Каппадокийском говорили, что, придя в церковь , он бормотал в ней чисто языческие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Оружие прошло Мое сердце» 2554 . «Какими очами посмотрю на Тебя, висящего на кресте. Как не восплачу и как не возрыдаю, видя Тебя страждущим» 2555 . «Что воздали Тебе, Вселюбимый, враги, желая оставить Меня бесчадной. При виде Твоего страдания горит Моя утроба» 2556 . «Как претерплю Я болезни» 2557 . «Возлюбленное и сладкое Чадо! Ныне вижу Тебя нагим, уязвленным, бесславным и горько уязвляюсь. Незаходимое Солнце, Превечный Боже! Ты незаслуженно страдаешь» 2558 . «Рождая Тебя, Я не имела скорбей и болезней. Но ныне терзаюсь и принимаю болезни, не терпя видеть Тебя поднятым на крест» 2559 . «Я пронзаюсь в сердце горькими стрелами и погружаюсь в безмолвную печаль» 2560 . «Как несправедливо страдаешь Ты, объемлющий страдания людей из желания избавить их от гибели» 2561 . «Безумное еврейское собрание преогорчевает Тебя, думая удалить с земли. Я матерински болезную сердцем, лишаемая Тебя» 2562 . «Сыне Мой, сладкий Мой Свет! Зашел на кресте образ Твоей красоты» 2563 . «Твои руки и ноги пригвоздились беззакониями людей, и Ты изливаешь кровь Твою» 2564 . «Не оставь Меня в мире одну и бесчадною» 2565 . Принимая во внимание эти плачевные слова Пречистой и обстановку, царившую у Креста Христова, нетрудно установить согласие между литургическими замечаниями о плаче Пресвятой Богородицы около распятого Господа и другим мнением о безмолвном спострадании Ее Спасителю. Можно с вероятностью допустить, что в присутствии римской стражи и толпы евреев-хулителей Господа Богоматерь некоторое время страдала безмолвно, внутренне. По расхождении же наглого еврейского собрания Она дала свободу наружному излиянию Своих переживаний. Несомненно еще и то, что Пресвятая Богородица от момента распятия Спасителя до самого погребения Его была около креста неотлучно. По Ее готовности умереть вместе со Христом можно судить о невозможности для Нее даже временного удаления с Голгофы в дом апостола Иоанна Богослова. После крестной смерти Господа и расхождения посторонних зрителей по домам от места распятия Пречистая уже не сдерживала Своих чувств и со слезами горько взывала: «Сладкое Мое Чадо, Свет очей Моих! Не терплю видеть Тебя смертно уснувшим на древе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Трижды в тексте 3-й главы данного сочинения встречается упоминание о том, что в Евхаристии иерарх «делает видимым», «приводит пред зрение» (π’ ψιν γει) «воспеваемое» (τ μνημνα) 2551 , а в самом конце главы употребляется тот же самый оборот по отношению к Самому Иисусу Христу: «Поставляя пред очи Иисуса Христа, сокровенного по Божеству, во всесовершенном же и неслитном вочеловечении ради нас человеколюбно принявшего наш образ… и по благотворному человеколюбию призывающего род человеческий к причастию Его и благ Его» 2552 . Таким образом, можно смело говорить об имплицитном евхаристическом реализме Ареопагитик. Несколько сильных аргументов против оспариваемой нами позиции идеалистического символизма в толковании Ареопагитик мы находим также в главе 7, где дается описание чина погребения. Здесь упоминаются «чистые (καθαρ) тела священных душ… несшие одно с ними бремя и прошедшие один с ними путь, к ним приписанные» 2553 . Тела христиан, «соединившись с душами, с которыми они были соединены в этой жизни, став как бы членами Христа (ς μλη Χριστο)… получат боговидный, нетленный, бессмертный и блаженный удел» в воскресении 2554 . Само уподобление тел христиан с членами тела Христова уже встречалось нам при описании таинства Евхаристии 2555 . Требование приобщения Христу через мысленное воззрение «на Его божественнейшую жизнь во плоти» (κατ σρκα ζων) 2556 , вместе с богословием освящения христиан как членов тела Христова, вновь вводит нас в умозрение гармоничного единства в освящении двусоставной человеческой природы. Таким же образом понимается текст о погребении в Схолии, где автор опровергает тех, кто считал, что «материальное недостойно быть совечным душе, и душа одна существует бессмертно». Объясняя, что это мнение происходит от «басней еретиков» (Симона Мага, Менандра, Валентина, Маркиона, Манента и Оригена ), автор Схолий называет последних «ненавидимыми от Бога и людей здравомыслящих» 2557 . В контексте вышесказанного упоминания св. Дионисия о том, что воскресшие тела «будут уверенно и вечно владеть обретенной красотой» 2558 , слова о «блаженном во Христе скончании» (ν Χριστ μακαραν τελεωσιν) 2559 задают перспективу «богоподражания» (θεομμητον) 2560 воплощенному Богу по телу и по душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010