яко пред светом солнца сень нощы бегает. Ни же празден Святый Дух тамо пребывает, но ко добродетелем всяким наставляет. Живет, яко домовит в дому, управляя, стеною благодати 2540 окрест ограждая. Седит, яко учитель в своем училище, учя и мудрость дая в ума хранилище 2541 . Седит, правя 2542 , яко царь в своем царстем граде, и делаяй оградник во своем ограде. Седит. яко же солнце, ибо освещает, и теплотою лучес своих согревает. Живет, яко же кормчий, добре управляя к тихому пристанищу и от бедств спасая. Или, яко же душа тело оживляет, тако Дух Святый душу живу содевает. Кто убо не потщится Господа молити, да изволит Духа Си во сердце вселити? Дух Святый ограждает 2543 Мечем огненным Бог рай оградил есть, в нем же живота древо насадил есть. Се же, да будет приступно никому, от прародитель крове рожденному. Дух Святый, в нем же сердци 2544 обитает, Божиим страхом силно ограждает, Да демон, мир, плоть тамо благодати Его не могут лестми 2545 похищати. Духа Святаго жилище Духа Святаго хотяй благодати в жилище Ему сердце соделати, Ум свой от земных суетств да отводит и ко небесным 2557 тощно да возводит. Милосердия дела да являет,мир со ближними си да соблюдает. Да возсылает молитвы ко Богу, защиту святых да соберет многу. Да Пресвятая Христа Бога Мати пощится 2558 о нем 2559 ходатайствовати С Предитечею. с инеми 2560 святыми и со аггелы невещественными. Сердце да имать мирно устроенно, покаянием от грех очищенно. Сия 2561 кто хранит, может уповати, яко непразден Духа благодати. Духа Святаго благодати знамение 2562 Несть дано людем совершенно знати, кто когда сосуд Духа благодати. Обаче, яко огнь явлен бывает чрез знамения, где ся обретает, Тако Святый Дух творит знамения благодати Си в душах вселения. Есть же первое знамя благодати, аще ся начнет сердце подвизати Ко ненависти всяких дел лукавых, к люблению же всех деяний правых. Второе – аще нрав ся изменяет, и аки нов муж человек бывает. Еже есть, аще гордый 2563 кто смириться, и муж гневливый безгневен явится. Ли миролюбец презрит временная,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Et si quando accedente vitio pars aliqua corrupta membrorum, sensum vivae carnis amiserit; ea cum vel desecabitur vel uretur, dolorem quisquis esse potuisset, non manente in ea animae permixtione, non sentiet. Aut cum gravis necessitas recidendi corporis manet, modicato potu consopitur vigor animae, et in emortuam sensus sui oblivionem mens succis violentioribus occupata conficitur [Ибо такова природа тел, что по причине соучастия с душой в некоем чувстве она не является бездушной и вялой материей, но как чувствует прикосновение, так и страдает от отсечения каких-либо членов» И если когда-нибудь какая-либо часть членов окажется поврежденной, то тогда она потеряет чувство, свойственное живой плоти; а то, что отсекается или страдает от огня, но в чем, однако, нет души, не может чувствовать боли. Когда же наступает тяжелая необходимость отсечения части тела, жизнь души усыпляется малым напитком, и ум, захваченный властью этого напитка, приходит в состояние полного забвения своего чувства] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate X, 14, PL 10, 352). 2555 Proprium enim intelligent humanae rationis officium est: et idcirco nobis natura animae spiritalis inserta est, ut per earn ad intelligence sensum, qui solus rationis est particeps, tenderemus [Ибо понимание есть собственно дело человеческого разума, и для того в нас засеяна духовная природа души, чтобы посредством нее мы стремились к чувству понимания вещей, – к чувству, которое только и может называться разумным] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 52, 7, PL 9, 327). 2558 lncorporale est, quidquid illud turn de consilii sententia inchoafur: fit enim ad imaginem Dei. Non Dei imago, quia imago Dei est primogenitus omnis creaturaë sed ad imaginem Dei, id est, secundum imaginis et similitudinis speciem. Divinum in eo et incorporate condendum, quod secundum imaginem Dei et similitudinem tum fiebat: exemplum scilicet quoddam in nobis imaginis Dei est, et similitudinis institutum [(Речь идет о творении души): Бестелесно все, чтобы тогда ни приняло начало по мысли Бога, и появилось по образу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Против антропоморфитства энергично боролся уже Ориген , но и после Оригена оно представляло довольно широкое движение, побуждавшее религиозную мысль Востока к спиритуалистическому истолкованию этих слов Книги Бытия. Иларий был знаком с учением антропоморфитов и знал, какое значение имело для них повествование о создании человека по образу Божию. Он упоминает об этом в трактатах на псалмы, опровергает это представление указанием на несовместимость его с идеей простоты Божественного существа 2556 и часто говорит о том, что антропоморфизмы Библии нужно понимать в смысле образных указаний на разнообразные проявления Божественной силы Знакомство на Востоке с антропоморфитством, его опасностью и с принципами борьбы против него и, в частности, с истолкованием основного библейского текста, вероятно, и подсказало ему учение об образе Божием в человеке. Творение по образу Божию относится к первому акту творения, к созданию души, потому что в этом именно смысле он понимает слова Бытия; «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его», Поэтому и образ Божий он ищет в духовных свойствах человека. Подтверждение этого вывода он видел и в учении апостола Павла о внутреннем человеке, который услаждается Закону Божию, и внешнем человеке, который делает не то, чего хочет 2557 . Однако душа человека не есть образ Божий. Этого о ней не сказано, а сказано: «по образу и подобию», потому что образом Божиим является только Перворожденный всей твари – Сын Божий. Он и был тем образцом, по которому была создана душа человека 2558 . Но в силу полного подобия Сына Отцу Его форма ничем не отличается от Отца. Поэтому душа человека была создана по образу, общему Отцу и Сыну; это и выражено в словах Бога повелевающего: «Сотворим человека по образу Нашему " 2559 . Подобие души Богу состоит отчасти в ее физических, отчасти в нравственных качествах Что касается первых, то Иларий указывает их, предваряя в этом Василия Великого , в ее разумности, подвижности, бестелесности, вечности. Своей способностью мгновенно переноситься мыслью на огромные пространства, не покидая, однако, тела, своей неуничтожимостыо она подобна Богу в Его свойствах вездеприсутствия и вечности 2560 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С этой стороны было необходимо не более того, чтобы оправданные прервали свои отношения с необузданным блудником и извергли его из своего братства. Отсюда и радикальной мерой служило полное отлучие от грешника с изгнанием его из общества святых. Судьба самого прелюбодея пока не указана и определяется с неизбежностью лишь поведением христиан. Верные ополчаются прежде всего на ограждение своей возрожденной целости и ради принципиальных основ своего бытия. Оно же проистекает и держится на божественном искуплении и в нем почерпает все побуждения для своего обеспечения. Естественно, что это не частный акт человеческой воли. За ним скрываются высшие мотивы в таинстве нашего избавления, исторгающем людей из сферы космического омрачения, которое фатально увлекает всех недостойных. Само собою понятно, что предписанное отрешение должно было утверждаться на христианском исповедании и совершаться по его собственным мотивам. Этим прямо намечался способ реального осуществления апостольского распоряжения. Св. Павел рассудил, чтобы Коринфяне – при его духовном соприсутствии – учредили торжественное собрание, где обязаны обнаружить свою особность в качестве детей Божиих чрез Единородного Сына 2557 . В Нем они получали свое призвание со всеми свойствами натуральной непричастности пороку и от Него заимствуют всю свою власть над последним. Посему повелевается сойтись «во имя Господа Иисуса Христа» 2558 и действовать Его «силой» ( 1Кор. 5:4 ). В этом смысле подобное собрание является живым воплощением благодатных начал и объемлет их без остатка. Тут сосредоточивается вся полнота божественного искупления, замыкающегося в этом круге безызъятно. Неизбежно, что вне его будет непроглядная и непроницаемая тьма с господством противных влияний сатанинской державы. Если так, то извержение неотвратимо сопровождалось подчинением бесовскому владычеству с переходом изгнанного в его руки. Таким образом формальное запечатление верующими своей религиозной непримиримости с преступником предавало его сатане, потому что сбрасывало с корабля церковного в бушующую бездну, не озаренную лучами божественного сияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010