В том же году происходило и известное прение по поводу катехизиса Лаврентия Зизания, в котором нашлись намеки на чистилище, признание Августина и Иеронима святыми (от чего Лаврентий отказался) и т. д. 496 Иконописец Кирилл Хмелевский (конечно южнорусс) около 1634 года обвинялся в том, что обливан, присягал на опресноках, по еретическим церквам хаживал и с еретиками вкупе в еретических храмах и костелах маливался. 497 Отметим, кстати что и Крижанич неблагосклонно отнесся к книге «Небеса» М. 1865 г., редактированной Славинецким. 498 Подозрительные отношения к южноруссам совершенно исчезают при Никоне, которого за это раскольники и обвиняли в латинстве. Близкими людьми к патриарху именно и являются образованные южноруссы и даже поляки 499 – «в... римскаго костела поляки и киевские униаты, блюдолизы римские», по выражению Аввакума. 500 О них упоминает в своей челобитной и Неронов (1653 г.), увещевая «не принимать в совет иностранных иноков, ересей нововводителей». Деятельность вызванных еще до Никона и им покровительствуемых южнорусских справщиков, Арсения Сатановского, Епифания Славинецкого и старца Феодосия, приехавших в Москву 12 июля 1649 года и Дамаскина Галицкого, прибывшего с иноком Марком в 1650 году, достаточно известна. 501 В свой любимый Иверский монастырь Никон переселил монахов Кутеинского монастыря, и уже в 1658 г. они в собственной типографии отпечатали Часослов «для умножения похвалы в устах отрочатей, дóндеже и на большее поспешит Господь». Книга «Рай мысленый», изданная ими же в 1659 г. имеет вид вполне южнорусских изданий: на обороте титульного листа герб Никона с его инициалами и подходящие вирши. 502 Возле Москвы Никон устроил женский монастырь для могилевских и смоленских монахинь. 503 Патриарх покровительствовал и южнорусскому пению. В 1656 году были вызваны: Василий Пикулинский, да старец братского монастыря Иосиф Завойский: их прислал Лазарь Баранович. 504 В 1664 году Никон требует присылки в Новый Иерусалим «девятиголосовых кантыков, да осмоголосных псалмов и обедню Милевского, да трехголосные концерты». 505 В 1666 году, в царском хоре является новый киевский спевак Иоанн Календа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В заключение хочется заострить внимание на смысле первой строки праздничного тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И если не руководствоваться светом разума, готовясь к празднику Рождества, легко скатиться во тьму безумия при возрождении некоторых наших давних традиций, не говоря уже о заимствовании инославных. Будем помнить об этом. Рейтинг: 8.4 Голосов: 138 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Стоглав. Казань, 1911. С. 122. Происхождение слова «коляда» среди ученых по сей день вызывает споры. Самое распространенное толкование: это измененное лат. kalendae (календа) – первоначально – первое число каждого месяца, позднее – обозначение январских календ (с 14 декабря по 1 января) как точки отсчета года. В Средние века данное слово обозначало и святочные игрища. На Русь оно пришло из Византии вместе с «отреченными книгами». Существуют и другие толкования. Например: 1) от «кол ед» – вокруг идущий; 2) от «кол еда» –круговые яства; 3) от «колоды» – зажженный пень (а таковой был связан с обрядом календ); 4) от «коло ладо», «коладу». Н.И. Костомаров считал, что в основе названия слово «коло» – колесо. Но было ведь и божество с именем Коляда: «Коляда – старый солнечный бог, покровитель мира, дружбы и согласия. Колядовать, колдовать – молиться Коляде. Колядки. Колдун – жрец Коляды. Коляда, вероятно, есть другое имя бога Коло либо что-то весьма близкое Коло (около). У украинцев – Колодый (“дый”– бог, “коло” – солнце), чей символ – колода. Коляда – праздник зимнего солнцеворота» (См.: О русском Православии// http://lugvran.greenline.ru/part7.htm ). Традиционный фольклор Новгородской области. Л., 1979. С. 135. См.: О русском Православии// http://lugvran.greenline.ru/part7.htm . Токарев С.А. Маски и ряжение//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 192. На вопрос «Что не хватает вам в жизни?» показателен ответ популярного актера Сергея Маковецкого, сыгравшего отрицательные роли во многих фильмах режиссеров Киры Муратовой, Алексея Балабанова, Александра Прошкина и др.: «Мне не хватает жизни. Я не живу, я существую в иллюзорном мире» (Радио России. Передача «Отзвуки театра». 25 ноября 2007 г.). Стало быть, маски метафизически в какой-то степени все-таки прирастают к коже?

http://pravoslavie.ru/1170.html

Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285. Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве//Журнал Московской Патриархии. 1988. 11. С. 20. скрыть способы оплаты Комментарии 28 декабря 2014, 00:35 Вряд ли, предполагаю, слово " коляда " происходит от " календа " . Слова " календула " и " календарь " , как сообщают многие авторитетные источники-словари, происходят от этого слова; так, давно это было, " календарем " в Риме называли долговую книгу, долги должны были отдавать в особые дни, в дни календ. А тем, кто не отдавал, вбивали разной высоты столбы в огород. Понятно одно: то, что колядование - это хвост, который вместе с " козой " и с прочей ряженой публикой, и с в рифму составленными недобрыми установками, тянется от времен язычества и веры в пустое, в ничто, в истуканов; тянется от дохристианских времен. Петь духовные песни, стихи, посвященные Рождеству Христову - вот, что благо в Сочельник. 28 декабря 2014, 00:28 Вы пишите: " Например, образ Химеры, мифического чудовища, пребывавшего в Тартаре, который был неизмеримо преисподнее мрачного царства Аида " . Комментарий: следует отметить, что в самом сердце Киева, над Крещатиком и Майданом, возле здания Администрации Президента Украины, ул.Банковая, 10, находится дом (будинок) с химерами, архитектор Городецкий. Посещение этого сооружения входит почти во все обзорные экскурсии по Киеву. Внутри дома на потолке размещен огромный спрут. Вложено колоссальное количество денег в стройматериалы. А суть то, как раз, осталась и не исследована. Так вот, ложь, перевёртыш и вульгарность возвели это издевательство над Православной столицей Руси, над всей верой и жизнью народа русского, в ранг " удивительного по красоте сооружения, шедевра " , так пишут об этой провокации Городецкого (который гулял по Киеву с обезьяной на плече и дом, скорее всего, построил, ко всему, " на спор " ) пишут практически все СМИ Украины. А ведь каждый, кто хоть немного начнет изучать законы духовной жизни, знает, что исходит от нечистот и какие могут быть тяжкие духовные последствия от потакания нечистой силе и от подражания ей. Также, если посмотреть на этот дом, то становится наглядно видно, как выглядят греховные страсти, исходящие из глубин человеческой души. Подобное сооружение есть и в Харькове.

http://pravoslavie.ru/1170.html

В 60-70-х гг. XVII в. на Украине постепенно формируется основной тип партесного К., складываются его характеристики, указывающие как на владение средствами европ. муз. письма, так и на проникновение национальных элементов, определяющих специфику этого жанра. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. можно считать 2-ю пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В это время работают такие выдающиеся укр. и белорус. композиторы, как Гавалевич, Дилецкий, И. Календа, С. Пекалицкий, Т. Шеверовский. Значение партесных К. в муз. культуре Украины, Белоруссии и России определяется тем, что они создавались как целостные муз. произведения на основе высоких по содержанию духовных текстов, в т. ч. покаянного характера; особо выделяются Великий канон свт. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. рассматривали словесно-муз. произведение как целостность. Идея конкретного К. предполагала долгое рассмотрение, т. е. создание музыки, с одной стороны, выросшей из текста, а с другой - требовавшей его расширения. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз. развертывания. На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. законам. Т. о., организация во времени всецело зависит от композиторского замысла. Напр., начальное предложение погребальной стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Плачу (плачуся) и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. 70-х гг. XVII в., занимает 11 тактов (см. изд.: Герасимова-Персидська. 1978. С. 27-32), а в 12-голосном, более позднем,- 56 тактов (см. изд.: Партесний концерт. 1976. С. 109-139). Партесный К. строится на основе неск. принципов, характерных для музыки эпохи барокко. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. материала. Само явление партесного К. в богослужении уже создает ярчайший контраст между традиц. монодийным пением и ярким звучанием хора.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

Святая Троица Своим покровительством да сохранит вас, молящихся за нас, и всем по любви своей да дастся сугубая благодать. Дано 12 день календа, июля индикта 4» 166 . И, во-вторых, следя за делами Армянской Церкви, Кирион принимал все меры для сохранения и ограждения чистоты вселенского учения в пределах своей епархии и, наконец, готовился на случай нападок монофизитов обезоружить и посрамить их перед лицом всей христианской Церкви. Вступив на престол св. Григория, Авраам немедленно разослал по всем областям своей епархии окружное послание, заключающее в себе исповедание веры Армянской Церкви, принятое на новом соборе, касавшемся также и армян греческой провинции 167 . Целью написания и распространения этого послания было одинаково привлечь всех армян на свою сторону, как тех, которые колебались еще в принятии нового учения в персидской Армении, прежде бывших православных, так и других армян, которые населяли область греческой Армении и принадлежали к Православной Церкви во главе с католикосом Иоанном III. «Данное мною, – пишет Авраам, – католикосом Армении, уверение с единодушного согласия остальных моих сопрестольных: Манасия – епископа Базенского, Христофора Сиунийского, Иоанна Аматуникского, Григория Антзевадзинского, Сиона Гохтнского, Аарона Мехенуникского, Нерсеса Брзнуникского, Иоанна Каельского, Фаддея Арийского и наших князей: господина Сумбата, сатрапа Персии, военного начальника господ, владыки рек и равнин, и Вартанеса, главного ученого, равно как и других князей и начальников православных 168 в присутствии 169 Феодора, епископа Ефаканского, Стефаноса Багратуникского, Моисея Коркоруникского, Христофора Апахуникского, Нерсеса Ванандского и следующих настоятелей монастырей: Авраама, настоятеля монастыря католикосов Эчмиадзина, Самуила – монастыря св. Рипсимии, Вавилы Сурб, – Иоаннеса (св. Иоанна Крестителя), Хозроя Охакана, Авитиана Эшварда, Давида Еривана, Измаила Гарни, Гагика Арамонка, Иоанна Абараника Артавазда, Абаса Ордиаки, Авраама Фарби, Михаила Атцника, Григория Саруджа, Тохмурда Майель, по другим Аридж, Иоанна Ардзафа, Симона Татаника, Замаса Баграника, Хузанеса Аурна, Июгома Птхнуника и других настоятелей монастырей и иеромонахов, уверение в истинном исповедании веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Святая Троица Своим покровительством да сохранит вас, молящихся за нас, и всем по любви своей да дастся сугубая благодать. Дано 12 день календа, июля индикта 4». 162   и, во-вторых, следя за делами Армянской Церкви, Кирион принимал все меры для сохранения и ограждения чистоты вселенского учения в пределах своей епархии и, наконец, готовился на случай нападок монофизитов обезоружить и посрамить их перед лицом всей христианской Церкви.   Вступив на престол св. Григория, Авраам немедленно разослал по всем областям своей епархии окружное послание, заключающее в себе исповедание веры Армянской Церкви, принятое на новом соборе, касавшемся также и армян греческой провинции 163 . Целью написания и распространения этого послания было одинаково привлечь всех армян на свою сторону, как тех, которые колебались еще в принятии нового учения в персидской Армении, прежде бывших православных, так и других армян, которые на   селяли область греческой Армении и принадлежали к Православной Церкви во главе с католикосом Иоанном III.   «Данное мною, — пишет Авраам, — католикосом Армении, уверение с единодушного согласия остальных моих сопрестольных: Манасия — епископа Базенского, Христофора Сиу- нийского, Иоанна Аматуникского, Григория Антзевадзинского, Сиона Гохтнского, Аарона Мехенуникского, Нерсеса Брзнуникского, Иоанна Каельского, Фаддея Аринского и наших князей: господина Сумбата, сатрапа Персии, военного начальника господ, владыки рек и равнин, и Вартанеса, главного ученого, равно как и других князей и начальников православных 164 в присутствии 165   Феодора, епископа Ефаканского, Стефаноса Багратуникского, Моисея Коркоруникского, Христофора Апахуникского, Нерсеса Ванандского и следующих настоятелей монастырей: Авраама, настоятеля монастыря католикосов Эчмиадзина, Са¬муила — монастыря св. Рипсимии, Вавилы Сурб, — Иоаннеса (св. Иоанна Крестителя), Хозроя Охакана, Авитиана Эшварда, Давида Ерива- на, Измаила Гарни, Гагика Арамонка, Иоанна   Абараника Артавазда, Абаса Ордиаки, Авраама Фарби, Михаила Атцника, Григория Саруджа, Тохмурда Майель, по другим Аридж, Иоанна Ардзафа, Симона Татаника, Замаса Баграника, Хузанеса Аурна, Июгома Птхнуника и других настоятелей монастырей и иеромонахов, уверение в истинном исповедании веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

8. А в 47-й кн., тит. 10, говорится, что те люди, которые с помощью яда свели кого-либо с ума, подлежат закону о насилии. В кн. 48, тит. 8, постановлением 2 предписано наказывать как убийцу того, кто делает яд для убийства, или продает его, или держит у себя. А тех мужчин или женщин, которые приготавливают настойки для того, чтобы вызвать в ком-либо любовное влечение, должно ссылать, а их имущество конфисковать (см. также: Фотий. Номоканон. Тит. 9 , гл. 25). 283 Как Вальсамон, так и другие говорят, что Календ, Нон и Ид были богатыми братьями, которые во время войны и голода кормили Рим: Календ – 12 дней, Нон – 10, а Ид – 8, трое вместе – один полный месяц. И ради того, чтобы благодеяние этих людей никогда не было забыто и чтобы всегда воздавался им долг благодарности, римляне назвали первые 12 дней месяца календами, по имени Календа, вторые 10 дней – нонами, по имени Нона, а третьи 8 дней – идами, по имени Ида, и в эти дни устраивали праздник, совершая много непристойных дел. Им подражают и те христиане, которые устраивают 1 января так называемые календы: играют в игры, пляшут перед дверями домов, гуляют, распевают множество пустых песен, рассказывают смешные истории, читают какие-то стихи, будто бы посвященные Василию Великому . Архиереи и духовники должны запрещать это делать, а нарушителей наказывать, чтобы те не предавались подобным языческим занятиям, как говорит настоящее правило. 284 Этимология, которую предлагает прп. Никодим, – всецело народная и имеет позднейший характер. Votae – в переводе с лат. жертвоприношения, обеты. Так назывались новогодние празднества с 23 декабря по 1 января. Brumalia происходят от bruma (зимнее солнцестояние) и праздновались в честь Диониса с 24 ноября до 17 декабря. – Ред. Ворожба (κληδν), от κλ, καλ (звать), в собственном смысле – это угадывание будущих событий по словам и выкрикам, как говорит некий мудрец, а прежде всего Феодорит (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. C. 193) (Theod. Cyr. Quaest. in IV Reg. 53//PG 80, 793A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Московское правительство до уступки завоеванных областей ревностно и самостоятельно занялось устройством тамошних церковных дел. Оно всячески старалось извести униатов. Царь в 1657 году посылал грамоту виленским воеводам, чтобы они не позволяли униатам совершать там богослужение и отовсюду выгоняли их 1029 . Униатские епископы холмский Яков Зуша и полоцкий Гавриил Календа встревожились и просили короля Яна Казимира заступиться за них, ссылаясь на то, что московское правительство не беспокоит католиков, а только их 1030 . Беспокойство было напрасно. Церковно-государственное влияние Москвы в польских областях скоро стало слабеть. После Андрусовского перемирия (1667 г.) униаты так усилились в Полоцке, что стали теснить православных 1031 . Власть Москвы в северо-восточной части Киевской митрополии ограничилась лишь Смоленской областью; там успели восстановить (1657 г.) епархию. Православная полоцкая кафедра после 1661 года прикрыта, а заменившая ее могилевская или белорусская, куда 3-го августа 1661 года поставлен Иосиф Нелюбович Тукальский, поступила в ведение киевского митрополита, все еще остававшегося под послушанием константинопольского патриарха. Влияние московского патриарха в Малороссии, где шли движения шаткого малороссийского народа, было несравненно слабее, чем в Белоруссии. Каллист полоцкий, хотя не долго, но всецело подчинялся Никону. М. Сильвестр и его сторонники только высказывали покорность царю. Они стреляли из монастырских пушек, служили молебны и звонили в колокола, торжествуя победы русских в Белоруссии. Но от всего этого еще далеко было до подчинения московскому патриарху. Победоносное шествие московского войска заставило киевскую иерархию сделать полурешительный шаг. Но как только счастье стало изменять Москве, стали изменять и те, кто бил челом, напр., хваленый гетманом Феодосий Васильевич, архимандрит слуцкий, игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Он являлся в литовский стан и убеждал могилевцев сдаться польскому войску, писал горячие письма, именуя себя наместником митрополии Корупной, т. е. той части митрополии, которая все еще оставалась под властью Польши 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Памяти священника Михаила Шполянского В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души 3 июня, 2014 В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души Память – удивительный дар, выходящий за пределы горизонтального времени в пространство вневременное, вечное. Вспоминая, мы не только восстанавливаем в голове кадры событий ушедшего, а снова и снова входим в живое общение с людьми, переживаем в реальности минуты своей жизни – минуты удивления, горечи или мгновения счастья. Воспоминания о счастливых днях лета 1985 года, проведенного в глухой деревушке Ярославской области, проявляются в памяти яркими образами. Это было лето, когда Господь в таинстве венчания соединил две прекрасные души – художницу Аллу и инженера Михаила Шполянского. Этой супружеской паре предстояло прожить большую счастливую жизнь, воспитать троих своих и одиннадцать… тоже своих детей в детском доме семейного типа, который они организовали в своем доме в селе Старая Богдановка под Николаевым. Тогда Алла и Михаил совсем недавно пришли в Церковь, но Михаилу суждено было принять священнический сан, а потом вести к Богу, укреплять на этом тяжелейшем пути тысяч душ – молитвой, проповедями, письмами, книгами. 29 апреля этого года отец Михаил отошел ко Господу. Но ведь любовь не умирает! Батюшка жив в Боге, жив в его книжках, жив в сердцах, мыслях, молитвах, воспоминаниях знавших и любивших его… О счастливых днях лета 1985 года, о своих первых шагах в Церкви, о венчании будущего отца Михаила и матушки Аллы вспоминают директор воскресной школы и староста храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Мария Разгон и врач-физиотерапевт, матушка Мария Уминская. И, кажется, пахнет июльским зноем и многоцветием… Василек и ромашка Матушка Мария Уминская: – Это был 1985 год. Мне тогда было шестнадцать лет. Тогда это был мой первый опыт общения с церковной средой. Тогда я только-только стала ходить на службы, исповедоваться, причащаться. Летом я поехала отдыхать в Село Троицкое Ярославской области, под Угличем. Мы жили неподалеку от храма, где тогда служил отец Олег Клемышев (сейчас – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. – Прим ред.).

http://pravmir.ru/sastlivoe-leto-1985-go...

6460. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена о прощении ближних. (Произнесено за вечерним богослужением в Неделю сыропустную, Прощенное воскресенье). – 1984, 5, 38. 6461. ЕГО ЖЕ. Слово в Прощенное воскресенье. – 1985, 4, 27. 6462. ЕГО ЖЕ. Слово в Прощенное воскресенье. – 1986, 5, 27. 6463. ЕГО ЖЕ. Слово за вечерним богослужением в Прощенное воскресенье в Богоявленском патриаршем соборе 1 марта 1987 года. – 1987, 4, 7. 6464. ЕГО ЖЕ. Слово за вечерним богослужением в Неделю сыропустную в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 21 февраля 1988 года. – 1988, 5, 6. 6465. ПИТИРИМ, митр. Слово в Прощенное воскресенье. – 1991, 2, 39. 6466. ШМЕМАН А. Прощение. (Неделя сыропустная). – 1994, 3, 39. 7.62 Недели Святой Четыредесятницы 6467. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с началом Святого и Великого поста. – 1996, 3, 20. 6468. ПЕЛИХ Т., прот. “Покаяния отверзи ми двери”. – 1987, 2, 39. 6469. СВЯТИТЕЛЬ Лев Великий . На начало Святой Четыредесятницы. – 1992, 3, 2. 6470. ШМЕМАН А. , прот. Великий пост : путь к Пасхе. – 1994, 3, 35. 7.621 Первая седмица Великого Поста 6471. АЛЕКСИЙ II, патр. Слово в Неделю Православия. – 1991, 6, 42; повторно напечатано 1994, 2, 57. 6472. ГОЛУБЦОВ Н., прот. Торжество Православия. – 1989, 3, 41. 6473. ГРАЧЕВ А., свящ. Слово в Неделю Торжества Православия. – 1996, 3, 52. 6474. СВЯТИТЕЛЬ Димитрий Ростовский . Поучение в Неделю 1-ю Великого поста. – 1987, 2, 34. 6475. ИННОКЕНТИЙ, игум. В Неделю Православия. – 1991, 2, 42. 6476. ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН) , архим. Слово в Неделю Торжества Православия. – 1994, 3, 44. 6477. СМИРНОВ П. , свящ. В Неделю 1-ю Великого поста. – 1985, 3, 40. 7.622 Вторая седмица Великого Поста 6478. ИОАНН, архим. В Неделю 2-ю Великого поста. – 1986, 2, 42. 6479. СВЯТЫЕ отцы об исцелении души. – 1985, 2, 46. 6480. СУЛОЦКИЙ А. , прот. О покаянии. (К 100-летию со времени кончины). – 1985, 4, 32. 6481. ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ), архим. Исцеление духовного расслабления. (К 200-летию со дня рождения). – 1985, 7, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010