77 А в греческом сборнике того же музея за 473 (in 8), XIV в. в чине погребения умерших после: χαιρε σεμνη равно как и после апостола стоит: λληλοια γ (л. 144 и 150). Изложенные здесь сведения об указанных сборниках сообщены нам проф. И.Е. Троицким , которому приносим нашу искреннюю благодарность. 78 Прав. Собесед. 1882 г. ч. 2, стр. 360–361, примеч. После указанных данных нет оснований сомневаться, что и в греческом часослове, который раскольники на соборе в Грановитой палате показывали холмогорскому архиепископу Афанасию (Три челоб. стр. 130), стояла сугубая аллилуйя. 81 О стоглав. соб. против раскольников – в Чт. моск. общ. любит. дух. просв. 1875 г. стр. 85; Древне-русск. жит. святых, стр. 256–257; Прав. Обозр. 1872 г. ч. 2, стр. 719. 82 Истор. русск. церкв. Филарета, арх. чернигов., пер. 3, стр. 131; спес. Обз. русск. дух. литер, т. I, стр. 163; Памятн. стар. русск. литер. т. IV, стр. 117; Истор. русск. церкв. арх. Макария, т. VIII, стр. 137–138; Журн. минист. народн. просв. 1881 г. Ноябрь, стр. 19. 84 Mign. Patrol. curs. complet., series graeca, t. 155 cap. 352, pag. 652. Сочинение это переведено на русский язык, только приведенные слова переданы не совсем точно относительно занимающего нас вопроса: «и поется третий антифон с прибавлением по стихам аллилуйя» (Писан. св. отц. и учит. церковн., относящ. к истолк. православн. богослужения, С.-Петербург 1856 г. т. 2, стр. 500). Трудно сказать, от чего произошла эта неточность. Как в греческом тексте ясского издания (1683 г.) сочинений блажен. Симеона (гл. 316, стр. 253), с которого сделан был перевод (там же, стр. 7), так и в издании тех же сочинений на новогреческом языке, сделанном в Венеции в 1820 году (стр. 330), стоит: λληλοια διπλον. 85 По недостатку данных, трудно сказать, по каким соображениям и под какими влияниями греческая церковь , употреблявшая, говоря вообще, трегубую аллилуйю, в XV–XIV вв. стала употреблять в некоторых случаях и сугубую. Нельзя не отметить только того обстоятельства, что сугубая аллилуйя встречается в греческих богослужебных книгах преимущественно в чине погребения умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Сего ради всяк чтый да разумеет сия, яко не просто ниже всуе восточная церковь прияла есть, из единыя просфоры, святых частицы, не множае ниже менше девяти полагати, но по подобию якоже прежде рехом, небесных девяти чинов благочинне расположи. Якоже бо тамо от единаго существа всем силам небесным быти, по великому в богословии дионисию ареопагитск ому, в девять чинов всему воинству сих разделитеся, сице и зде, от единыя просфоры, рекше от единаго существа всем святым быти, в различныя же чины разделитися, якоже божественный павел глет, и тои дал есть, овы убо апслы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф.4 ; 1Кор.12 ), к совершению святых, в дело служения в создание тела христова. 1 κ προσφορς τρας τ λγχ μερδας ξγων σταυροειδς κ τς σφραγδος ερες, τν γων πντων μνμην ποιεται κα τϑησι. Κα τν μν ες τιμν κα μνμην προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων. Κα ααγκαον προσφρειν πρ ατν, τι κα τ μυστηρ τς οκονομας ατο καϑυποργησαν· κα τι νϑησαν μν, κα μα σμν κκλησα· κα τι πιϑυμοσι παρακπτειν ες τ τς κκλησας μυστρια, κομιζμενοι κα οτοι νβασιν· κα τι μεϑ’ μν εσι φλακες μν κα διαλλακτα πρς Θεν ντες.–Migne, Patrol. Curs. Complet., Series Greca, tom. 155, colum. 280. Писания отцов и учителей церковн., относящиеся к истолкованию православн. богослужения, том II, СПб. 1856 г., стр. 123–124. 2 У Павла Манутия (Pauli Manutii Epistolae, Venetiis, MDLIIX) имеются письма к молодому Николаю Нафанаилу, который хотя и готовился к медицинской карьере, но имел познания в латинском языке, свойственные ритору (Pauli Manutii Epistolarum liber quartus, p. 217). Он называется сыном Иоанна Натанаила, имевшего драгоценную и обширную библиотеку, которая вместе с кораблём, на котором переправлялась на остров Крит, попала в руки пиратов (perculerat me graviter acerbus ille nuncius de navi a piratis abducta, qua vehebatur in Cretam exquisite multorumque nummorum bibliotheca parentis tui... p. 211), тут же восхваляются познания отца его Иоанна Нафанаила в языках и священном Писании (... scientiae non modo graecae verum etiam latinae linguae, quarum alteram magistro patre tuo Iohanne Nathanaelo, sacrarum litterarum peritia... p. 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

п[одписали] и подписи – автограф Е. А. Тучкова. Рядом – подписи машинописью. В левом верхнем углу фиолетовым карандашом помета Е. А. Тучкова: «К делу». Примечания а Номер протокола вписан от руки. б Здесь и далее исправлено от руки вместо первоначально напечатанного литературе. Протокол 43 заседания комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 12/I – г. СОВ[ЕРШЕННО] СЕКРЕТНО. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 43 а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК РКП ОТ 12 ЯНВАРЯ 1924 ГОДА. ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ПОПОВ, СМИДОВИЧ, КРАСИКОВ, МЕНЖИНСКИЙ, ТУЧКОВ. ПОРЯДОК ДНЯ: 1 . О состоянии сект. 2 . О состоянии правосл[авных] групп. 3 . О Главмузее. 4 . Рассмотрение дополнительного проекта циркуляра НКВД о рег[истрации] религ[иозных] общин. 5 . Рассмотрение заявления Тихона о командирован[ии] Илариона в Варшаву. 6 . О допущении церковн[ой] службы в камере Цепляку. 7 . Об освобождении из-под стражи без ведома Комиссии Верхсудом 3-х лиц, содержащихся по делу Тихона, – а именно: митрополитов НИКАНДРА, АРСЕНИЯ и мирянина ГУРЬЕВА. 8 . Об объединенном Совете Сектантов. 9 . Рассмотрение переписки об оставлении Центр[ального] Дух[овного] Управл[ения] мусульман в гор. Уфе. Слушали: Постановили: 1. О состоянии сект (информ[ация] ГПУ). 1. Принять к сведению. 2. О состоянии православн[ых] групп (информ[ация] ГПУ). 2. а) Поручить т. ТУЧКОВУ к следующему заседанию Комиссии составить подробный доклад о состоянии правосл[авных] групп в СССР. 6) Поручить т. ПОПОВУ ускорить проведение инструкции о регистрации рел[игиозных] общин. 3. О Главмузее. 3) О Главмузее: 3) а) Ввиду имеющихся данных о преступной деятельности сотр[удников] Главмузея поручить т. ТУЧКОВУ произвести срочное расследование. 6) Сотрудников Музея, изобличенных в преступлениях, немедленно арестовать, а равно арестовать и тех сотрудников, кои до революции находились на полицейских и т.п. должностях 276 . в) Запросить Главмузей, считает ли он помещение, находящееся в Донском монастыре, занимаемое в настоящее время Тихоном за собою, или же за Моссоветом, если же это помещение Главмузей за собой не считает, то Тихона уплотнить. г) Храм Христа оставить за обновленцами, обязав последних его отоплять и содержать в надлежащем порядке, а ключаря СТОРОЖЕНЦЕВУ подвергнуть аресту и произвести обыск у нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общ.”, 1865 г., V, 89 (списки иконописн. XVII ст.; изображ. чудотвор. Виленских); 1868 г., VI, 26 (церковн. древн.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1869 г., I, смесь, 159 (Воспомин. о митроп. Литов. Иосифе); 1878 г., I, (Леонтий Карпович, церков. вития Юго-зап. Руси, первый архим. м-ря с 1609 г.); “Полн. собр. лет.”, V, 226; VII, 214 (в 1347 г. убиение св. муч. Евстафия, Антония и Иоанна); “Опис. докумен. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 549 (дело 1722 г. о выдаче паспортов монахам м-ря), 596 (доношение 1722 г. иером. Иоасафа о притеснениях от римского еписк. и униатов); III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан с 11 приписными к нему м-рями в числе благочестивых княж. Литовского); VI, 1726 г., 10 (дело по письму наместника м-ря Евфимия Уласовича о подтвержд. жа- лов., грам. на собирание им милостыни), 323 (прошение иером. Иоасафа Швабовского о дозволении ему просить милостыню на строение м-ря), прилож., I, I (жалован. грам. Петра I архим. Феофану с братиею); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 171, 65 (житие св. муч. Антония, Ивана и Евстафия), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память мучеников, пострадавших в Вильне, 14 апр.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1847 г., XVII, 18 (мощи св. мучен.), 26 (основание), 36 (архим. Платон Городецкий с 1839 г., а с 1843 г. еписк. Ковен.; состояние при нем м-ря), 44 (в 1846 г. в м-ре было 15 монах. и 9 послушн.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 326 (письмо 1678 г. к св. Димитрию Ростов. Клементия Тризны, старшего Вилен. м-ря св. Духа); “Русск. истор. Библиот.”, II, 632, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Макария; архим. Гавриил); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403 (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права и свободу вероисповедания православн. м-рям); т. VI, 605, CCXLIV (письмо 1627 г. архим. Дерманского Мелетия Смотрицкого законникам церкви св. Духа о созыве собора униатов и православных по делам церкви); т. VIII, 57 (сказание иеромон. Вилен. братства Исаии Трофимиуса об архим. м-ря Леонтие Карповиче). 184. Духов – Спасо – Каменный – Галактионова пустынь , мужской, 3-го класса, в губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Стеткевича о приписке Буйницкого Св. Духова м-ря и зависимости от Кутеенского игум. Иоиля); “Акты Зап. Р.”, V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича Борколаб. Возн. м-рю на угодья с тем, чтобы сохранял православие под надзором Кутеенских игуменов; игум. Иоиль Труневич); “Волын. епарх. вед.”, 1868 г., 31 (Сказ. об игум. Брест. св. Афанасие, который проходил здесь послушание); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых и в то время за ним значилось 3 приписных м-ря мужских и 1 женский); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 54 (Диариуш игум. Афанасия Филипповича; в 1646 г. игум. м-ря Иоиль Труневич); V, 137, 57 (отписка 1655 г. патр. Никону казначея Иверского м-ря Нифонта о прибытии в м-рь назначенного настоятелем Кутеенского м-ря игум. Дионисия), 333, 123 (грам. 1658 г. патр. Никона о воспрещении допечатывать и выдавать псалтырь, начатую печатанием в Кутеин. м-ре и оказавшеюся неисправною), 349, 133 (роспись 1659 г. серебр. сосудам и проч. вещам, принадлежавшим Кутеин. м-рю и взятым патр. Никоном в другие м-ри), 787, 301 (роспись церковн. утвари, возвращен. в 1671 г. в Кутеин м-рь из Иверского); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 416, CLXXXVII (дело 1724 г. об отлучении от священства игумена м-ря Михаила Кобринца, Арсения Гилевского и дьякона Исаии). 272. Кутеенский – Успенский , женский, 1-го класса, Могилевской губ., близ гор. Орши, в овраге, по которому протекала рч. Кутеенка, впадавшая в Днепр. Основан в 1631 г. шляхтичем Богд. Стеткевичем и матерью его Анною, урожд. кн. Огинскою; в 1663 г. игуменья Ироида, урожд. княжна Куракина, с инокинями переведены в Вознесенский Смоленский мон. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 886; Ратшин, 178; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Вн. Д. 1841 г., Отд. I, 27; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. I, 1, Отд. III, 87, Отд. IV, 65; “Извл. из отч. Об.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Исаака Сирианина. 21 . Творения аввы Исаака Сирианина, Москва 1858 г. Ключарев. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность. (Православн. Собеседн. 1904 г. т. 1905 г. т. и 1910 г. Апрель – май). 22 . Проф. Бронзов. Нравственное Богословие в России в течение столетия. (Христ. Чтен. 1901 г. т. 23 . Церковный Вестник 1894 г. 2-й, (Епископ Феофан – некролог); 3-й, (Памяти преосвящ. Феофана); 4 и 6-й (Преосвященный Феофан как писатель-богослов); 16 (Время рождения преосвященного Феофана – Ив. Королькова). 24 . Лествица св. Иоанна Лествичника (издание Московской Академии). 25 . Труды Киевской Духовной Академии 1894 г. т. (Памяти преосвящ. Феофана, епископа Владимирского и Суздальского; проф. Рыбинского. 26 . Прибавления к Церковным ведомостям 1909 г. 2-й и 3-й (Преосвященный Феофан, Вышенский затворник, прот. Ф. Знаменского). 27 . «Нравственный облик преосвященного Феофана-затворника, его келлия, кончина и последнее завещание» (Душеполезн. Чтение, 1895 г. апрель). 28 . Иеромонах Гурий. Буддизм и христианство в их учении о спасении. 29 . Проф. И.В. Попов . Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского . 2 Архангельский (ныне еп. Стефан). Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения стр. 155–156. Эта книга издана 2-м изданием в прошлом году с заглавием: «К вопросу о системе православно-христианского нравоучения». 6 Путь ко спасению. Введение – стр.8; Ср. Письма о духовной жизни – стр.14–15; Три слова о несении креста – стр.27; Письма к разным лицам – стр.65. 7 Спорный вопрос о времени рождения преосвяш. Феофана окончательно решен в заметке И.Н. Королькова (ныне протоиер. – проф. Киевской Дух. Академии), помещённой в Церковн. Вестнике за 1894 г. стр. 246–247. 9 Об этом мы читаем у всех биографов преосвящ. Феофана (См. Смирнова, Корсунского, Королькова, Ключарева и др.) 11 Это путешествие совершено было им вместе со своей теткой, Марией Никифоровной Говоровой. Эта личность также имела, по замечанию биографов, очень большое влияние на развитие душевных качеств Георгия Васильевича (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

России”, ч. 1, т. IV, 53, (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. м-ря Иосиф Гозеревский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1869 г., т. II, вып. 1, 52 (антиминс 1637 г. Буйницкого м-ря, находящийся в ризнице Уфимского Воскресен. собора). 90. Бытенский , мужской, ныне оставшиеся здания в местечке Бытене, Гродненской губ., Слонимского у., в 28 вер. к юго-юго-вост. от Слонима, при р. Шаре. В актах имя его встречается в 1594 г., когда был игум. Паисий, который принял унию. В 1839 г. воссоединен в православие; в 1842 г. положен во 2-м классе и в 1845 г. упразднен с переводом штата в Успенский-Жировицкий монастырь, церковь же обращена в приход. Бобровский, “Гроднен. губ.”, II, 1069; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 13 (упразднение); “Акты Зап. Р.”, IV, 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах; игум. Паисий), 62 (Ж. гр. 1595 г. игум. Паисию на Минскую Вознесен. архимандрию). 91. Белавинская – Богоявленская – Маркова – Введенская, мужская пустынь, приписная к Спасо-Каменной Белавинской пустыни, где ныне погост Богоявленский, Вологодской губ., Кадниковского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Кадникова, на острове озера Белавина. Она основана в 1630 г.: „по благословению Преосвящ. Варлаама архиеп. Вологод. и Великоперм., в Вологодском уезде, в заозерье, в Заднем селе, в Георгиевском приходе посреди Белавинского озера на острове построена келья“. В 1764 г. оставлена на своем содержании, в 1801 г. упразднена, и как братия, так и все угодья, причислены к бывшему Спасо-Каменному монаст. на Кубенском оз. Основателем пустыни был преп. Марк, инок Ильинского м-ря в Вологде; год кончины и место могилы его неизвестны. “Ист. Росс. Иер.”, III, 464; IV, 1024; Ратшин, 66; “Опис. монаст.”, 1817 г., 14; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 130, 266 (преп. Марк); Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.”, 1888 г., 28; Строев, “Список иер. и настоят. м-рей”, 786. 92. Белобережская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Орловской губ., Брянского у., в 15 вер. к вост. от Брянска, на урочище, называемом Белые Берега, при р. Снежети. Основана около 1661 г. священником Симеоном, который принес сюда икону Божией Матери Троеручицы, явившуюся в 1661 г. 28 июня, в каковой день и совершается ей празднество. Пустынь, вероятно, по основании своем пришла в упадок, почему она возобновлена в 1721 г. архимандр. Брянского Петропавловского м-ря Питиримом; въ 1764 г. подлежала упразднению и службы здесь совершались иноками Брянского Петропавловского мон., но по указу 1817 г. в ней установлен штат до 30 иноков. “Ист. Росс. Иер.”, III, 468; Ратшин, 428; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 180; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 123; “Памят. кн. Орлов. губ. на 1860 г.”, 20; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 11 (надел. 150 десят. леса), 12 (пожертв. место со строен.); “Ордын. пуст. Смолен. епар.”, 6 (Жизнь иером. Палладия); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 919, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

352 Послание неизвестного о вражде на Иосифлян («Письмо о нелюбках») в Прибавлениях к Творениям св. Отцов. Х, 508. Ср. ПавловИсторич. очерк секуляризации церковн. земель в России. 356 Он издан Серебрянским в Псковских Епарх. Ведомостях 1902 г. часть неофициальная 1–4. О преп. Евфросине – в. его же Очерках по истории псковского монашества и у Малинина. Старец Филофей. 364 Янковский. Печалование духовенства за опальных в Чтениях Общ. Ист. и Др. Росс. 1876, 1. Малинин. Старец Филофей, 682 слл.Павлов. Курс церковного права. 501–502. 371 О колонизаторском значении северных подвижников, см. Коноплев. «СвятыеВологодского края» и статью «Древнерусс. пустыни на северо-востоке России». «Православн. Собеседник» 1860, III. 374 Новейшая работа на эту тему – В. Сокольского, Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и в первой noлobuheXVI в.в., Киев, 1902. Тот же вопрос применительно к возникновению и развитию теории самодержавия обстоятельно разработан Малининым в его книге о СтарцеФилофее. Ср. Л. Тихомиров . Монархическая государственность. Москва. 1905, часть II, книга 3. 376 Там же, 58 слл. Обличительное послание духовного собора и святителяИоныпротив Шемяки – Акты исторические. I, стр. 76 и сл. грамота 1418 г. митр. Ионы – там же, 43, стр. 86–87. Cp. 53,56, 261 и Житие Михаила Клопского в приложении к Некрасову. Зарождение национальной литературы в север. Руси. 381 Житие преп. Мартиниана Белоозерского в Житиях святых архиеп.   Филарета. 12 января., стр. 135. 382 2 Софийская Летопись. VI, 223–232. Воскресенская Лет. VII, 205–213. Летописец Русский. III, 142–173. Степенная Книга. Ч. II, 139. 386 Великоустюжская Летопись, 51–55, и Временник Устюга Великого, перепечатанный в Вологодской Старине, 363–366. 387 Житие преп. Галактиона: Филарет. Жития святых. 24 сент.– Вологодская Старина, 309–310. Коноплев, 106–108. 388 Житие преп. Иринарха. 13 января и Ярославские Епарх. Ведомости 1872 г., часть неофиц., 343, 351, 359, 367, 376, 385, 396, 404 и 1884 г., 329 и Толстой. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней ярославской епархии. Ярославль, 1896, 32–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель в середине XVII в., говоря о Коляде, также замечает, что « некоторые и доселе не перестают обновлять память беса Коляды: начиная от Рождества, собираясь во все святые дни на богомерзкие игралища, песни поют и, хотя в них и поминают о Рождестве Христовом, но только беззаконно и Коляду прибавляют, много раз повторяя эту ветхую прелесть дьявольскую». В церковном Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в 1624 г., говорится о празднике Рождества Христова, что и « ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены в мужскую, якоже в странах лятских (католиков) зле обыкоша творити». Словом, как видим из приведенных свидетельств, в праздник Рождества Христова наши предки совершали под именем Коляды празднество, носящее на себе несомненную печать язычества. Однако, к большому разочарованию неоязычников, к древнеславянскому язычеству колядование не имеет никакого отношения. Попытки связать Коляду с славянскими божествами в свое время высмеял знаменитый русский этнограф-фольклорист И.П. Сахаров: « Наши затейливые мифографы, по следам Гизеля, в Коляде находят особенное славянское божество… Но нет ничего смешнее, как читать догадки наших археологов о Коляде». В действительности же на Русь это празднование попало из греко-римского мира вместе с христианским Рождеством. На это указывает происхождение слова Коляда. Оно, без сомнения, есть только измененное латинское слово Календа (Kalendae). У древних римлян первоначально этим именем назывался первый день каждого месяца. Впоследствии слово это стало, собственно, употребляться для обозначения январских календ (с 1 по 5 января включительно). Древнеримским праздником январских календ завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), включал в себя Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря), а также Воты (от 23 декабря до 1 января). Празднования достигали своего апогея именно в январских календах, с присущими для язычников игрищами, плясками и гаданиями, следы которых мы наблюдаем в русском праздновании Коляды.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/11/rozhde...

В настоящее время пока не установлено: имеется ли какая связь между строчным пением и сменившим его хоровым пением не русского происхождения. Последнее явилось в Юго-Западной Руси в период возникновения унии и было допущено церковию, как противовес „сладким звуком мусикийских органов“, т. е. гармоническому пению католической церкви. Необходимость борьбы со влиянием католичества и его пропагандой заставила южнорусские братства ввести в церковное употребление партесное пение и устроить свои хоры, которые могли бы конкурировать по действию на слушателей с „органным гудением“ польского костела. С этого времени начинаются опыты приложения многоголосия и к православно-русскому церковному пению. Партесное пение появляется сначала Киеве – в Киевском Богоявленском братстве, затем его вводят у себя Львовское братство и Луцкое. Каждое из этих братств имело свою школу и хор, а в школах на ряду с другими предметами было обязательным и изучение церковного пения. В Киеве в первый раз стала употребляться и новая линейная система музыкальных знаков, которая получила здесь наименование киевского знамени. Киевское знамя мало по малу стало вытеснять господствующую до сих пор крюковую нотацию. Из киевских певцов и композиторов XVII века наибольшею известностью пользовались: архидиакон Михаил и старец Иосиф Загвой- —215— ский, а также Киевский „вспевак“ Иоанн Календа и автор „Мусикийской грамматики“ Николай Дилецкий (конца XVII в.) Известный пастор Гербиний – этот „усерднейший почитатель музыки“ с большой похвалой отзывался о том пении, какое он слышал в Киеве: „Греко-россияне гораздо святее и художественнее (elgantius) прославляют Бога, чем Римляне. Псалмы и другие священные песнопения отцов возглашаются в храмах на отечественном языке в музыкальном сложении, в котором в приятнейшей и звучной гармонии раздельно слышатся дискант, альт, тенор и бас“ 2785 . Несомненно, что этот вид гармонического пения, введенный в употребление Православно-русской церковию, был заимствован от церкви католической и имел в своем основании западноевропейскую музыкальную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010