Нередко приходится слышать такие слова: «В Бога я, конечно, верю, но не верю в Церковь и духовенство». Такую веру можно называть какой угодно, но только не христианской – по той простой причине, что христианства не существует без церковного единства и истинный христианин не может существовать вне Церкви. Апостол Павел учит нас, что «Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что Главою Церкви является Сам Христос Спаситель, Которого Отец «поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Из Евангелия мы знаем слова Самого Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). И вот, зная обо всех этих евангельских истинах, о высоком происхождении и назначении Церкви, возможно ли, чтобы человек именовался христианином и вместе с тем был вне Церкви, возможно ли принятие учения Христа и одновременно отвержение утвержденной Христом Церкви? Нет, это невозможно. Подобная «вера» является таким же ненормальным явлением, как и всякий грех. Важно понять, что является питательной средой этого вида греха, который заставляет человека, именующего себя христианином, отказываться от Церкви. Причин много, но их можно разделить на две группы: с одной стороны, это наследие советских времен, когда отрицание Церкви и борьба против нее проводились на государственном и общественном уровнях, а с другой стороны, это отпадение от Церкви по субъективным, личным причинам. О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов ее деятельности как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви, причем для того, чтобы дискредитировать Церковь и священнослужителей, использовались искусство и культура: создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи и литературные произведения антирелигиозного содержания. Так в сознании человека сеялось злое семя безверия, зарождалось сомнение в Церкви и духовенстве, а это способствовало постепенному отдалению христианина от церковной среды и в конце концов к полному отчуждению от нее. В течение многих десятилетий в сознание людей искусственно насаждались карикатурные представления о Церкви и духовенстве. И сегодня мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой. На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, что в реальности представляет собой святая Церковь.

http://pravoslavie.ru/43158.html

Нечто о правах священно- и церковно-служителей в отношении к богослужению Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, не получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? – Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. – Об употреблении черной скуфьи, получаемой от архиерея. §1. Могут ли простые священники сами, без благословения архиерейского, разрешать кому-либо из мирян и даже причетников, не посвященных в стихарь, надевать стихарь для участия в богослужении? Ответ должен быть отрицательный, потому что право носить стихарь приобретается посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (Сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении ( Тит. 1:5 ; 1Тимоф. 5:22 ). Исключение из этого могут составлять игумены пресвитеры и архимандриты, которым по древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII Всел. Собор. прав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а к простым священникам не относится. §2. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т.п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые по выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т.п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь , или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Никодим (Преображенский Николай Иванович), еп. Забайкальский и Нерчинский Родился в 1856 году в семье священника Калужской епархии. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1879 году окончил Калужскую духовную семинарию и постуил в Московскую духовную академию. 7  ноября 1882 года пострижен в монашество, а 6 декабря рукоположен во иеродиакона. I мая 1883 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 27 августа был назначен смотрителем Коломенского училища· 28 янв.1885 года – смотритель Звенигородского училища. 4 мая 1888 года – инспектор Томской духовной семинарии. 14 авг.1889 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 8  сент. того же года возведен в сан архимандрита. 10 мая 1893 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Вознесенском монастыре г.Иркутска. С 14 окт.1896 года – епископ Якутский и Вилюйский. С 27 сент.1898 года – епископ Забайкальский и Нерчинский. 24 дек.1893 года уволен на покой в Мещовский монастырь Калужской епархии. Скончался в 1905 году. Литература: «Церк. Вед.” 1893, 36, стр.285. -“- 1896, 43, стр.389. -“- 41, стр.379.· -“- «Приб. к “ЦБ” 1894, I, стр.20–22. -“- 1897, 14, стр.534. -“- 50,стр.1966. Булгаков, стр.1400, 1401, 1417.· БЭС т.1, стб.955. БЭЛ m.V, стб.1032–1033. «Состав Св.Прав.Всер.Спи. и Рос.Церк.Иерархии на 1905 год», стр.258. «Списки архиереев Иерархии Зсерос.» СПБ, 1896, 544, стр.83. Никодим(Ротов Борис Георгиевич), митр.Ленинградский и Ладожский Родился в 1929 году в д.Фролово, Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1949 года рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем церкви Рождества Христова в с.Давыдове, Ярославской области. С 7 авг.1950г. – настоятель Димитровского храма в г.Угличе и благочинный округа. В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать     Это письмо было написано старецем в 70-х годах. Публикуем впервые . - Святая Гора Афон   В наше время весь мир напуган теми террорами, которые царили и еще царят во многих местах... Ты же понимаешь, что сейчас мир уже не «лежит во зле», а «захлебывается» и люди повсюду обезумели. В такие времена лучше молчать нам, которые не склонны решать никаких вопросов путем насилия. А  наш век — век небывалых насилий над свободой ловека. В наше время попраны все права человека, хотя мы только и слышим об защите этих прав. Все равно Бог победит впоследствии силою Своей любви. А в мире сем скорби нужны - Христос неизбежно страдает. Без этого мы, христиане, не могли бы иметь нужного нам дерзновения в молитве. Если я живу так же в покое, в наслаждениях плоти, как и прочие, то не явится во мне подлинная сила духа, способного приблизиться к Богу.  Не в том дело, чтобы «культивировать» страдания. Нет, это совсем нелепо и неправильно. Но знать, что через страдания мы познаем нашу духовную свободу, наше отличие от мира животных, движимого не разумом, а «естественными пожеланиями и инстинктами». Комментарии Всего комментариев: 16 2014/11/22, 21:53:55 Молчание – тайна будущего века. Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. Преподобный авва Исаия. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. Авва Даниил. Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. Авва Лонгин. Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. Авва Агафон. Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Однако уже сегодня на том же сайте «Союз православных журналистов» появились новые подробности: В ночь на 22 января 2024 года неизвестный совершил нападение на митрополита Банченского Лонгина, нанеся удар в лицо архиерею. Об этом рассказал сам митрополит Лонгин, ответ которого опубликовали на странице Банченского монастыря в Там также отметили, что из-за удара митрополит Лонгин потерял сознание, а на веках было проведено хирургическое вмешательство. «Постучали 3 раза в дверь, а когда открыл, получил удар. Сейчас чувствую себя хорошо! Всё остается на милость и суд Божий», – добавил иерарх. Напомним, что Владыка Лонгин является отцом для 400 детей, которых принял в свой дом. Архипастырь мужественно и открыто защищал святую Церковь, за что повергался гонениям со стороны украинских властей. Несмотря на его болезнь сердца, против него было возбуждено уголовное дело. Он посещал заседания суда. Обвинение в разжигании религиозной розни было предъявлено митрополиту Лонгину ещё в мае 2023 года . В сентябре дело было передано в суд. По утверждению прокуратуры, «в выступлениях священнослужителя содержались сообщения, направленные на разжигание религиозной вражды между верующими УПЦ и ПЦУ». В ноябре в монастырь ворвались сотрудники СБУ. Владыка Лонгин описывал это так: «На Банченский монастырь было совершено нападение. Сотни военных с автоматами, сотрудники СБУ напали на нас, как на бандитов, перепугали всех детей, окружили все, что у нас есть. Это государство не заботится о нас, о наших детях. Мои дети на передовой, десять сыновей там, четверо уже инвалиды». «Пусть весь мир знает, как мы страдаем, как нам тяжело жить в этом государстве. У нас нет никаких прав, Конституция нас не защищает, закон нас не защищает. Чем этот народ провинился? Почему мы не имеем права жить в этом государстве? Оно наше. Я прошу всех опомниться», – призывал митрополит Лонгин. 15 ноября 2023 года похоронили адвоката митрополита Банченского Лонгина (Жара), викария Черновицко-Буковинской епархии, наместника Вознесенского Банченского монастыря, Валентина Сухаря, скончавшегося после отравления.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/06/na...

Омовение ног. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 36 об.) вечери 2); за литургией в этот день (и, если не возникает экстраординарных обстоятельств, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а В. ч. понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после литургии в В. ч. совершается особый чин умовения ног , напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) визант. особенность В. ч.- совершение в этот день чина омовения престола (ныне почти вышел из практики), напоминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в В. ч. могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в арм. обряде) служба 3-го часа в В. ч. имеет характер покаянной, в традиции Милана в В. ч. совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизант.) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение ; 6) в связи с особым статусом литургии в В. ч. за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что всего из 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в В. ч. (гл. 67)); 7) в визант. практике за литургией в В. ч. принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары ); 8) трапеза после литургии в В. ч., также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50-м прав. Лаодик.) устраивать в В. ч. обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет неск. более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150115.html

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Открытое письмо Архиерейского Синода клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви 4 августа 2010 г. 13:22 Архиерейский Синод РПЦЗ обратился с открытым письмом к клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви . Дорогие отцы! Архиерейским Синодом получено ваше письмо от 1/14 июня с.г., адресованное Правящему архиерею Южно-Американской епархии Преосвященному епископу Иоанну, с копиями Высокопреосвященному митрополиту Илариону, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, некоторым членам нашего Синода, а также Преосвященным представителям Поместных Православных Церквей, окормляющим паству Южной Америки. В письме вы выражаете свое несогласие с теми прещениями, кои были наложены на вас указом Преосвященного владыки Иоанна. Ваше письмо нас обрадовало и огорчило одновременно. Обрадовало тем, что вы все же сочли за лучшее обратиться к Преосвященному епископу Каракасскому и Южно-Американскому Иоанну, наложившему на вас прещения. Вы называете эти прещения «недействительными», отказываете владыке Иоанну в признании за ним его архиерейских прав во вверенной ему епархии. Но в таком случае, к кому и зачем вы обращаетесь? У кого испрашиваете благословение? Если вы искренно полагаете, что указ владыки Иоанна и его прещения на вас не распространяются, то почему же вы не вменили и то, и другое в ничто? Это означает, что ваша пастырская совесть, слава Богу, неспокойна. Она не только не умерла, от чего избави нас всех Господь, но и продолжает, вопреки, может быть, вашему желанию откликаться на вразумляющий глас Божий. Именно это и тревожит вас, а в нас — вселяет некоторую надежду на ваше опамятование. Огорчает нас то ожесточенное упорство, с которым вы ищете — и не находите — оправдания своим действиям. Но это лишь свидетельствует о тревожном состоянии вашего духа. Поэтому, как знать? — наш ответ может стать небесполезным для вас. Постараемся откликнуться на все высказанные недоумения. Какие же это «разные», как вы говорите, «не имеющие ничего общего с вашим положением», Свв. Каноны, на основании которых Преосвященный владыка Иоанн вынес свое определение?

http://patriarchia.ru/db/text/1238333.ht...

«Повелеваем, да святейшая епархия Киевская будет подлежащая святейшему Патриаршескому престолу… града Москвы…» (О некоторых канонических аспектах Патриарших и Синодальных документов Константинопольского Патриархата 1686 года) 17 ноября 2021 г. 16:14 Статья кандидата богословия, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии , члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакона Константина Марковича. Во время своего визита в Киев 20-24 августа 2021 года Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь подтвердил неизменность своего убеждения в том, что Московский Патриархат самовольно узурпировал юрисдикцию над Киевской митрополией без согласия и санкции Константинопольского Патриаршего Престола. На доксологии в соборе Михайловского Златоверхого монастыря 21 августа Патриарх Варфоломей заявил: «Киевская митрополия была неотъемлемой канонической территорией и митрополией нашего Всесвященного, Апостольского и Патриаршего Престола, хотя в силу исторических обстоятельств и мирских устремлений некоторых насильственно и на время отсеченной от своей природной духовной В проповеди, произнесенной 22 августа на Литургии, совершенной на площади перед Софийским собором, Патриарх также сказал: «Это произошло, поскольку все без исключения действия предшествующих веков с целью церковной узурпации Киева происходили без ведома Матери Церкви Константинопольской, без ее добровольного благословения и с тяжким для нее страданием от того, что пользуются ее в мирском отношении бессилием. Итак, эти действия, повторим, были, одним словом, совершенно чужды православной экклесиологии и ни в коем случае не привлекали благодать и благоволение Божие». «Отмена соответствующей канонической грамоты нашего приснопамятного предшественника Дионисия IV была с нашей стороны не превышением прав, как беспрестанно повторяют противящиеся миру и примирению о Христе, но отеческим долгом, поскольку им пренебрегали не на пользу здешней христианской В продолжение обвинения Московского Патриархата в агрессивных «вторжениях» в границы канонических территорий Константинопольского Патриархата и иных Поместных Православных Церквей 28 сентября интернет-сайт ΦΩΣ ΦΑΝΑΡΙΟΥ опубликовал английский перевод статьи, написанной по-гречески еще в 2019 году протопресвитером доктором Георгием Цецисом, в которой он утверждает, что Русская Церковь «использовала каждую возможность вторгнуться в территории других Православных Церквей вне ее границ, установленных ее Томосом об автокефалии, следуя царским войскам или Советской В качестве примеров такого «вторжения» о.

http://patriarchia.ru/db/text/5862575.ht...

Примечания к главе I Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Это положение бесспорное. См. Уставы св. Владимира и Ярослава. Доп. к А. Н. T. I. 1. Ист. Росс. Госуд. Карамзина. Т. пр. 108. Описание Киев Соф. Соб. стр. 235—244, изд. 1825. Обозрение Кормчей книги Розенкампфа изд. 1-е стр. 51. «О Значении Кормчей книги». Калачева. M 1852. Novell. 123. С. 8, 21, 22. Basilic. III. I. c. 14, 17, 40—42. IV Всел Соб. прав. 9. Kapo. Соб. 15, 117. См. Западно-русскую редакцию Устава Ярослава. См. Правила Собора владимирского на Клязьме в 1274 г. I ч. «Русск. Достопамятпости к Опис. Киево-Соф. Соб. преосв. Евгения, изд. 25 г. стр. 250. Полное Собр. Русск. Лет, Т. I, стр. 192, под 1229 г. У епископа ростовского Кирилла было отнято все его богатство «некою тяжею, судившю Ярославу тако ту сущю ему на сопме». А. А. Э. I. 9. В уставной грамоте вел. кн. Василия Дмитриевича (1390—1402): «а будет кто ударит челом мне, Великому князю на митрополита наместника, или на десятильника, или на волостеля, и мне князю великому судити самому». В Лавр. л. т. I. стр. 56 говорится об Ярославе: «и ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от имения своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и при. ходити часто к церквам, и умножишася прозвитери (и) людие христианстии. Ср. стр. 66, 88, 85, 92, 126. II. 102, 106. 121. V. 8. Что действительно Христианская Вера произвела влияние на русскую гражданскую жизнь, сл. исследования Крылова «Об истор. знач. римского права в области юрид. наук» стр. 54 — 56, — Юридич, записки проф. Редкина т. II, стр. 322, и Калачева «О значении кормчей книги» и Розенкампфа «Обозрение кормчей». См., напр., грамоту Ростислава Смоленского в Д. к А. И. т. I 44. Мы разумеем здесь церковные уставы св. Владимира и Ярослава. — Известно, что в русской литературе долго длился и доселе еще не порешен окончательно спор, о подлинности их. Одни из исследователей (Карамзин в «Истории Росс. Гос.» т. I. стр. 288.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010