Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь versus политика: вместе или порознь? В Белорусском экзархате отсутствует явный раскол, но среди некоторых священнослужителей и мирян есть революционные настроения 05.11.2020 992 Время на чтение 8 минут Неспокойная политическая обстановка в Республике Беларусь заставляет нас задуматься в том числе и о позиции Церкви, которая играет большую роль в обществе. Она также имеет свой голос и всегда его подает, когда дело касается проблем в большой сфере: семьи, образования, культуры, спорта и т.д. Но вот политика… Одни говорят, что Церковь имеет полное право выражать свою политическую позицию, другие – что Церковь должна быть нейтральной. Кто же все-таки прав? История взаимоотношений Церкви и политических деятелей. Если взглянуть на историю взаимоотношений Церкви и политики, то можно увидеть, что они вступили в конфронтацию друг с другом еще во время жизни самого Христа, в Котором иудеи увидели не Миссию, а Царя Иудейского как государственного правителя, т.е. земного царя. Именно поэтому в день Входа Господня в Иерусалим Христа встречали возгласами «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), восхваляя его как земного правителя. На самом же деле Христос был Царем Небесного Царства, о чем Он сам говорил на суде прокуратору Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Но иудеи Ему не поверили и предали Его на распятие римлянам. При этом Христос также говорил о том, что нужно отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) в притче о подати царю, т.е. кесарю. Здесь Богочеловек указывает на то, что нет никакого противоречия между государством и религией. Это просто разные сферы жизни. Более того, они идут хоть и по разным дорогам, но в одну сторону (за исключением тех случаев, когда правитель устраивает гонения на верующих). И поэтому апостол Павел в своем знаменитом изречении о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1) говорит о том, что Христос, как пишет святитель Феофан Затворник, «ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного». Это означает, что нет никакого противоречия в том, когда человек с уважением относится к вышестоящим властям, трудится, платит налоги и при этом посещает храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/ce...

Закрыть Искры тепла и поддержки, дома из песка и судьба человека Срок заключения незаконно осужденного врача Николая Каклюгина зависит от каждого из нас Владимир Каклюгин   Анна Тимина   11:52 22.12.2020 1575 Время на чтение 15 минут Недавно прошла большая пресс-конференция Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина . Как заведомо можно было и предположить, все вопросы были тщательно отфильтрованы на предварительном этапе телефонных звонков граждан со всех уголков нашей необъятной Родины. Ни одного восклицания в отношении деформированного уголовно-исполнительной и судебно-правовой систем, как и о сатаневшей от своего правового нигилизма прокуратуры любого уровня вплоть до Генеральной, на данном мероприятии не прозвучало, а спросить было что. Одно из индикаторных, показательных дел последних лет, скрывающих послойно ту гниль и плесень, что поразила ряды сотрудников полиции и следственных органов, прокуратуры и судов трех уровней вплоть до кассационного, является «дело Каклюгина» . Пытаясь сакцентировать внимание на других проблемных вопросах современного российского бытия, узник – председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин на своей личной странице за несколько дней до президентской пресс-конференции разместил пост « РУССКИЕ ПО ДУХУ, или Что забывают сказать в школах и ВУЗах?». Не прозвучало там и этих вопросов, касающихся персональной ответственности известных православно-патриотическому сообществу должностных лиц, персонально причастных к разрушению российской системы образования от школьной скамьи до высших учебных заведений и постдипломной специализации. Единственное что совсем недавно произнес наш Президент в отношении первой темы – сфабрикованных уголовных дел по заказу тех или иных группировок, в том числе в органах госвласти, силовых структурах и сектантских новообразований, сливающихся в наши дни всё чаще в единый блок , это его комментарий к вопросу члена постоянной комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека профессора кафедры уголовного права и процесса Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Мысловского Е.Н. Назвав ряд резонансных по его мнению уголовных дел, среди которых, как это водится в данном Совете, речи не было ни об одном подобном «делу Каклюгина» об ущемлении прав активных лидеров православно-патриотического сообщества, юрист, обращаясь к Президенту, сказал следующее: «… мы можем с уверенностью говорить о том, что здесь действовали по принципу: сила есть, ума не надо, а безумие следователей объясняется лишь одним – им всё сходит с рук.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/22/is...

Заря новой жизни или удар цепью? О главной победе Царя-Освободителя 19 февраля, 2021 О главной победе Царя-Освободителя В этот день 160 лет назад в России было отменено крепостное право. «Правмир» предлагает вспомнить о том, как царь-освободитель решился на эту реформу, о реакции на нее со стороны Церкви, а также о бесконечном чувстве вины дворян перед своими крестьянами. Император Александр II даровал крестьянам личную свободу, подписав комплекс законов об отмене крепостного права – Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. «Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте» , – говорилось в Манифесте. Более 22 миллионов крепостных в ходе той реформы получили личную свободу. Некоторые нынешние консерваторы готовы идеализировать крепостное право, а реформы оценивают как начало конца, как предпосылку распада империи. Между тем, необходимость преобразований в 1850-е признавали даже противники полной отмены крепостного права. Первые годы правления императора Александра II прошли в потрясениях. На престол он взошел, когда стало ясно, что Россия впервые за многие десятилетия проигрывает крупную войну, да еще и на собственной территории – в Крыму. Сегодня трудно вообразить, насколько это был болезненный удар по имперскому самосознанию.

http://pravmir.ru/zarya-novoy-zhizni-ili...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЖМП 7 июль 2011 /  25 июля 2011 г. Запрещение клириков в служении: историко-правовой комментарий В докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на ряд вопросов, возникших в связи с работой Общецерковного суда, а именно «в том, что касается бессрочных запретов», а также «довольно странной практики, когда в виде меры наказания клирики почисляются за штат с правом служения или с правом перехода в другую епархию, а потом годами служат там без отпускной грамоты, нередко переезжают из епархии в епархию, совершают требы в моргах или на объектах частной собственности» (1) . Принятое Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 22 марта Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (2) призвано решить эти вопросы, унифицировав существующую практику почисления за штат и запрещения в служении клириков. В связи с тем, что Положение должно решить конкретные проблемы текущей церковной жизни, целый ряд аспектов регулируемых им отношений в документе не рассматривается. Поэтому представляется необходимым рассмотреть принятый Священным Синодом акт в контексте действующих правовых установлений, а также в исторической перспективе. Подобный анализ может позволить, с одной стороны, лучше уяснить устанавливаемые в Положении правила, а, с другой стороны, выявить возможные пути совершенствования церковного законодательства.   О практике запрещения клириков в служении Положение состоит из двух самостоятельных частей, которые относятся к актам процессуального права. Первая часть призвана упорядочить существующую практику наложения прещений на клириков. В ней регламентируется наложение такого прещения, как временное запрещение в священнослужении, или приостановление прав священнодействия. В Положении запрещение в священнослужении рассматривается как мера исправительной дисциплины. Примечательно, что запрещение трактуется сугубо как наказание. Вместе с тем, есть и другой возможный аспект его применения, а именно как предварительной меры, используемой на время следствия до окончательного рассмотрения дела судом, в случае если против клирика выдвинуто обвинение в совершении правонарушения.

http://e-vestnik.ru/church/polozhenie_o_...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть III 22. Откровения православия в Новом Свете Стучите, и отворят вам. Мф.7:7 Бог услышал отчаянную мольбу Евгения, указал ему путь служения. Помощь подоспела уже через несколько дней. Появился молодой русский, доселе незнакомый Евгению, старше его всего на полгода, также моливший о жизненном призвании. Звали его Глеб Димитриевич Подмошенский. И лишь один Господь ведал – их судьбы связываются теперь на долгие годы. Жизнь Глеба отличалась от жизни Евгения, складывалась трудно, но в то же время ему было доступно древнее православное мировоззрение, коренившееся в родной русской культуре, исстари богатой духовно. Когда они повстречались, Глебу исполнилось двадцать восемь лет. Роста выше среднего, ширококостный, русоволосый, с сильными руками и небольшой бородкой. Разрез глаз, форма лба и широкие скулы свидетельствовали о наличии в его родословной татаро-монгольских предков. Общительный и изобретательный, «душа общества», умел повести беседу, увлечь рассказом. Натура артистическая (сказывалась наследственность по материнской линии), с прекрасным чувством юмора, блистающим порой тонкой «смешинкой» на манер Диккенса. Действовал, в основном полагаясь на врожденный творческий инстинкт, часто бывал нетерпелив, непредсказуем и немного странен. Неуемный, жаждущий деятельности, почти всегда бывал занят «по горло». Отчасти под влиянием своего духовного наставника отца Адриана, речь о котором впереди, он научился прозревать человеческую натуру – подчас оценивал личность так, как иной и не помыслил бы. И оказывался прав! Движимые большими идеями и, как говорится, слепленные из того же теста, что и «голодные художники», в этом они оказались близки с Евгением, несмотря на явные различия в характерах. После того как Глеб раскрыл для себя богатства православной веры и обратился ко Христу, в нем проснулась заботливая любовь к окружающим людям, он принимал их трудности близко к сердцу и старался облегчить им жизненную ношу. Очевидно, именно Глебу предназначалось вытащить Евгения из темницы горечи и одиночества, отворить его любящее и заботливое сердце. Встреча с Евгением стала промыслительной и еще по одной причине: Глеб обладал особым талантом зажигать людей своими лучшими идеями, вдохновлять их на служение Богу. Так, в годы учебы в Джорданвилльской семинарии в Свято-Троицком монастыре некоторые молодые паломники под его влиянием вставали на стезю служения Церкви и не отступали потом от этого пути всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Каждый раз Афон открывается с новой стороны Мы, несколько его духовных чад, дерзнули реализовать этот план и отправились на Афон 27 марта. Трепет был – в первый раз без батюшки! 22 декабря, 2014 Мы, несколько его духовных чад, дерзнули реализовать этот план и отправились на Афон 27 марта. Трепет был – в первый раз без батюшки! Каждый раз, когда приезжаешь на Афон, понимаешь, насколько место это прекрасно и природой своей, и людьми, и духовностью! Истинный земной Удел Пресвятой Богородицы! Я очень благодарен Господу за то, что дал Он мне в духовные отцы и друзья батюшку, протоиерея Игоря Синицына. Батюшка открыл для меня Афон весной 2010 года. С тех пор мы посещали это прекрасное святое место не менее двух раз в год. И каждый раз Афон открывался для нас с новой стороны. В октябре 2012 года батюшки не стало… Потеря огромная и невосполнимая, но уверен, что прав один из старцев, который сказал: «Радуйтесь! Прибавился еще один сильный молитвенник за нас и за Родину нашу на небе!» За неделю до кончины батюшки мы были на Афоне и планировали быть здесь на следующий год в день его рождения 1 апреля… Бог распорядился иначе… Мы, несколько его духовных чад, дерзнули реализовать этот план и отправились на Афон 27 марта. Трепет был – в первый раз без батюшки! Но Богородица все управила, и поездка удалась! Первое потрясение – посадка на паром! Я слышал истории о том, что некоторых Господь смиряет при посадке и они вползают на паром на коленях, т.к. на верхних ступенях трапа ноги просто перестают слушаться. В этот раз я испытал это сам! Ноги подкосились и я вошел на паром на коленях! Я мог бы объяснить это немощью своей из-за усталости и нервных переживаний перед поездкой, но то же произошло несколькими минутами позже на моих глазах с другим паломником! Таких совпадений не бывает… С парома мы отправились на автобусе в Карею – столицу монашеской республики. Обычная практика для многих паломников. Нужно очень торопиться к автобусам (их обычно два), чтобы занять место. В этот раз мы ехали стоя… В Карее мы по обычаю сразу пошли поклониться иконе Божией Матери «Достойно есть», которая находится на Горнем месте в алтаре Протатского храма в центре Кареи.

http://pravmir.ru/kazhdyiy-raz-afon-otkr...

Кишкино. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская церковь в Кишкино (ныне этот храм именуется Сергиевским, в честь преподобного и богоносного Сергия Радонежского, придел которого был в церкви издавна) была построена по инициативе священномученика Петра (Любимова) и при его непосредственном участии. 22 мая 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову), епископу Дмитровскому, с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что " настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением " . Проект новой церкви был разработан архитектором И. Д. Боголеповым. Получив 2 марта 1909 года необходимое разрешение, община сразу же приступила к строительству. Использовались пожертвования благотворителей, так как приход в Кишкино не располагал необходимыми средствами. Настоятель храма отец Петр Любимов и церковный староста Михаил Титов обратились за помощью к императору Николаю Александровичу Романову. Как сообщали " Московские церковные ведомости " в начале XX века, Николай II, выслушав доклад об этой просьбе, " соизволил пожаловать на означенный предмет от монарших щедрот 500 рублей " . В свою очередь консистория выдала церкви пособие в 50 рублей на приобретение утвари для строящегося храма. На эти деньги удалось не только завершить строительство, но и возвести каменную колокольню. Когда совместными трудами церковь была отстроена, то ее украсили резным иконостасом и новыми иконами. Великолепный, обновленный храм в небольшом живописном подмосковном селе был освящен 29 июля 1912 года. В том, что все это произошло, была немалая заслуга настоятеля храма. В 1917 году мирная жизнь прихода храма в Кишкино, как и прочих, оборвалась. У церкви отняли землю, а все ее имущество, включая и само здание, стало " народным достоянием " . 4 марта 1926 года приход заключил договор с Бронницким уездным Исполкомом о принятии в пользование " здания культа... с предметами культа " . 57 прихожан разделили со священником и приходским советом ответственность за храмовое имущество, поставив свои подписи под этим документом. К тому времени часть церковного имущества - все имевшиеся у прихода серебряные предметы, напрестольные кресты, Евангелие - уже была изъята " в пользу голодающих " . Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть и его священнослужителя. В 1923 году отец Петр был лишен избирательных прав и оставался " лишенцем " вплоть до 1938 года. Кроме того, в 1930 году его хозяйство подверглось раскулачиванию. У него отобрали корову и другое имущество. После ареста и расстрела священника Петра Любимова и Надежды Аббакумовой богоненавистники продолжили уничтожать святыню - Успенскую церковь села.

http://sobory.ru/article/?object=02595

М.Б. Данилушкин Глава 4. Основные определения Собора Вопросы, касавшиеся структуры церковного управления, исследовались Собором, как отмечалось, долго и тщательно. Причём наиболее важные решения по этому вопросу были приняты уже на первой сессии. Своими решениями соборные деятели стремились способствовать развитию в Русской Церкви духа соборности, законодательно закрепить соборные начала церковного управления. Вместе с тем ещё в материалах Предсоборного присутствия четко был сформулирован вопрос о необходимости восстановления Патриаршества как традиционной для Русской Церкви формы церковного предстоятельства. Хотя эта идея разделялась большинством церковных деятелей, всё же раздавались голоса, выступавшие против неё. 148 Так, например, говорили, что Древняя Церковь не знала подобной формы управления. Однако оппоненты не учитывали того, что с численным и территориальным ростом Церкви епископам разных областей стало просто необходимо знать первого между собой 149 , для поддержания той же соборности и единства. Также неоправданным было опасение, что наличие Патриарха будет сковывать инициативу епархиальных архиереев в деле церковного строительства в своих епархиях. Во всяком случае возрождаемое Патриаршество должно было избежать крайности авторитаризма (Патриарх в соответствии с древней церковной традицией и духом Евангелия ( Мф.20:26 ; Лк.22:26 ) должен был быть лишь первым среди равных собратьев епископов), и в то же время, как выражение единства и соборности Церкви, оно должно было противостоять внешним давлениям на Ее внутреннюю жизнь и внесению в неё чуждых Ей элементов. Соборные начала также должны были внедряться и в структуру управления епархиального. Сохраняя в неприкосновенности богоустановленные права епископа, соборные решения предполагали более широкое вовлечение клира и прихожан в дело церковного строительства. В своей деятельности епископ теперь более опирался на епархиальные съезды, состоящие из клириков и мирян , епархиальные, благочиннические и приходские советы. В целях достижения большей близости епископата с клиром и народом было решено расширять внутри крупных епархий сеть викариатств с предоставлением им прав полусамостоятельных епархий. Кроме того был подтвержден древнецерковный принцип выборности духовенства, как клира, так и епископата. Оценивая соборные определения по вопросам церковного управления, следует отметить их точное соответствие церковным канонам, духу и традиции Православия. В то же время Собор творчески подошёл к решению вопросов, вызванных спецификой условий русской церковной жизни данного периода. Так, вопреки сложившимся каноническим нормам Собор принял определение о т.н. чрезвычайном Местоблюстителе Патриаршего Престола, приблизившись при этом к практике Древней Церкви, когда в силу чрезвычайных обстоятельств епископы часто назначали себе преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христ. искусстве. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Лит. основой изображения являются тексты ВЗ и НЗ и гимнография. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: «...из дома Давидова» (Лк 1. 27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф 1. 20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр 22. 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: «...будет корень Иессеев» (Рим 15. 12). В НЗ исполняются пророчества Исаии (Ис 7. 14; 11. 1; 53) и Валаама (Числ 24. 17). Евангелист Матфей (Мф 1. 1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехрист. писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию - «Лоза из Корня», а Ее Сына - «Цветок Лозы». Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в лат. гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др. По мнению ряда исследователей, иконография «Д. И.» сложилась в западноевроп. искусстве ( M â le E. L " art du XII siècle en France. P., 1924). В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевроп. искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1. 1-16 (Codex Aureus из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции.

http://pravenc.ru/text/180450.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010