На тайной консистории 17 мая 1706 г. был возведен в достоинство кардинала, 25 июня получил титул кардинала-пресвитера римской ц. св. Сусанны, в 1720 г. папой Климентом XI переведен по оптации на титулярную рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи. Занимаясь экономическими вопросами Папского гос-ва, Корсини стал инициатором усиления политики протекционизма: выступал за ограничение импорта с целью снизить конкуренцию товаров, производившихся в Папской области, способствовал либерализации торговли зерном. В 1707 г. в результате конфликта в Римской курии, где нек-рые прелаты критически оценивали его деятельность в Ферраре, был вынужден покинуть должность казначея Апостольской палаты. Корсини принимал участие в конклавах 1721 и 1724 гг. На конклаве 1721 г. его кандидатура рассматривалась среди претендентов на Папский престол. Ее поддерживали итал. кардиналы из фракции «ревнителей» (zelanti), выступавшие за избрание папы, свободного от политических пристрастий. Им противостояли франц. кардиналы, опасавшиеся, что будет продолжена политика папы Климента XI по реализации предписаний буллы «Unigenitus» , касавшейся кризиса в католич. Церкви во Франции, вызванного янсенизмом. 19 нояб. 1725 г. папа Римский Бенедикт XIII возвел Корсини в достоинство кардинала-епископа Фраскати. 22 нояб. 1726 г. он был назначен префектом трибунала Апостольской сигнатуры правосудия. Являлся протектором неск. монашеских орденов и конгрегаций (францисканцев-обсервантов, францисканцев-реформатов, сервитов и др.), а также ряда благотворительных учреждений, в т. ч. главной рим. странноприимной богадельни Св. Троицы и рим. больницы св. Иакова для неизлечимо больных. При дворце Корсини в Риме была открыта обширная б-ка, свободный доступ к к-рой имели ученые и люди искусства. На конклаве, собравшемся 5 марта, после смерти папы Бенедикта XIII (21 февр. 1730), обострилась борьба политических группировок, что отражало сложную политическую обстановку в Европе; проведение папских выборов затянулось на 4 месяца. В апр. кандидатуру Корсини предложили кардиналы из фракции «ревнителей», в начале июля она была одобрена кардиналами из фракции, представлявшей интересы Свящ. Римской империи, а затем и кардиналами из франц. и испан. фракций. 12 июля 1730 г. конклав избрал Корсини папой Римским; он принял имя Климент в честь покровительствовавшего ему папы Климента XI. 16 июля состоялась папская коронация в базилике св. Петра, а 19 нояб.- интронизация К. в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что " было в монастырских вотчинах 10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских, а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек " . Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия, мы видим его в таком состоянии: " В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская, да 15 келий братских, а в них живет 32 человека " . В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из иеромонахов Донского монастыря. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария ЩУКИНА © 2000 Руководитель: Соломеина В.В Церковь во имя Всех Святых в городе Перми на Егошихинском новом кладбище, ул. Тихая, 23. История новокладбищенской Всесвятской церкви берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Ее появление, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода губернского города Перми. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым по времени возникновения было заводское кладбище или погост возле деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла, заложенной в 1724 г. и освященной в 1726 г. В 1757 г. рядом с деревянной церковью была заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы (освящен 22 ноября 1762 г., а 23 ноября 1764 г. освящен главный храм во имя Апостолов Петра и Павла). 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой (впоследствии р. Стикс). Первая церковь построенная на Егошихинском кладбище, была деревянная во имя Всех Святых. 8 февраля 1784 г. в Пермское духовное правление был доставлен указ из Вятской духовной консистории от Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского, в чьем ведении тогда находился и Пермский край. Указом было велено: «в городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу…».

http://sobory.ru/article/?object=02913

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вопрос о правильном государственном хозяйстве особенно обострился в первой четверти XVIII столетия под влиянием непрерывных войн и широких преобразований Петра Великого. Затруднительное финансовое положение России было унаследовано этим историческим моментом еще от XVII века 17 , а к 1710 году оно стало, по словам Милюкова, так как в государственном бюджете впервые образовался дефицит в полмиллиона рублей, который пришлось покрывать новыми налогами 18 . Произведенная с этой целью новая перепись показала колоссальную убыль податного населения в 19,5% дворов сравнительно с подворной переписью 1678 (186) года 19 . В целях увеличения своего дохода правительство было вынуждено игнорировать данные этой переписи и продолжало раскладку податей по переписи 1678 г., а иногда комбинировало между собой обе переписи соответственно выгодам бюджета 20 . Получились совершенно фиктивные цифры количества дворов, вследствие чего «реальная тяжесть, ложившаяся на наличный двор, совершенно не соответствовала номинальной величине приходившихся на платежный двор казенных податей и повинностей» 21 . Наступил народно-хозяйственный кризис, из которого правительство попыталось выйти с помощью реорганизации государственного хозяйства (учреждение губерний с финансовыми целями) и подготовки переписи по новой подушной системе, так как ландратская перепись 1716–1717 г., предпринятая для раскрытия причин «пустоты», показала большей частью продолжающуюся убыль населения и только в некоторых местах прирост, впрочем, далеко не покрывавший убыли со времени 1678 года 22 . Первая подушная перепись 1719–1723 года, благодаря главным образом, строгим приемам регистрации, показала увеличение податного населения с 2 874 685 (в 1710 г.) на 5 570 458 душ 23 . При разделении стоимости содержания войска на приведенное число душ, потому что и сама перепись 1719–1723 годов имела целью установить новую военную подать 24 , получился так называемый подушный оклад сначала по 80 копеек 25 , а с 1724 года по 74 копейки с души 26 , сверх которых государственные крестьяне и однодворцы были обязаны платить оброк по 40 копеек с души (что составляло с них 414556 руб.), а гостиная сотня и посадские люди – подать по 1 руб. 20 коп. с души (т.е. 203311), что составляло вместе с подушным окладом 1724 года, считая 74 копейки с души с крестьян всех наименований, однодворцев и ясачных всего 4 614 638 руб., при чем с введением подушной подати склад прямых налогов увеличился на 2 836 105 руб. 27 Крестьяне дворцовые, помещичьи и синодского ведомства должны были кроме того, соответственно с государственными и другими, платить особые оброки по принадлежности во дворец, помещикам и Синоду 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Святейший Синод издавал от имени императора указы, касающиеся вопросов не только духовной жизни, богословского образования, но и административно-хозяйственной деятельности во всех епархиях Русской Церкви. Подробнее узнать об этом позволяет сборник «Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721-1878 г.» . Большое внимание Святейший Синод всегда уделял вопросам духовного образования. В его ведении находился Учебный комитет, которому подчинялись духовные академии, семинарии и училища, а также Училищный совет, отвечавший за организацию и деятельность церковно-приходских школ по всей Российской империи. Известный историк Русской Церкви профессор Николай Глубоковский оставил для потомков свои наблюдения о состоянии духовного образования в России «По вопросам духовной школы средней и высшей и об Учебном комитете при Святейшем Синоде» . До недавнего времени эта книга считалась библиографической редкостью, теперь же она доступна всем желающим на портале Президентской библиотеки. Постепенно деятели Синода осознавали, что синодальный архив нуждается в описании всех его дел — ради облегчения труда будущих историков Православия в России. Поэтому с середины XIX века издавалось прерванное Первой мировой войной в 1914 году «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» . Четвертый том этого издания, размещенный на портале Президентской библиотеки, содержит описание документов архива духовного ведомства за 1724 год, когда обер-прокурором Синода был полковник Николай Болтин, а число епархий в Русской Церкви насчитывало 22. Примечательно, что почти половину 1724 года члены Синода находились в Москве в ожидании коронации императрицы Екатерины I, совершившейся 7 мая по старому стилю. Подлинные дела синодального архива доступны в Российском государственном историческом архиве (РГИА), а их часть оцифрована, каталогизирована и входит в состав электронных фондов Президентской библиотеки. Президентская библиотека не только хранит эти источники в своих электронных коллекциях — документы и материалы по истории Святейшего Синода обретают новую жизнь в научных конференциях, изданиях и мультимедийной продукции. Так, по итогам состоявшейся в 2016 году всероссийской научной конференции с международным участием «Святейший Синод в истории российской государственности» был издан одноименный сборник Президентской библиотеки из серии «Электронный архив» . Отдельные доклады этой конференции, в частности, выступление профессора Сергея Фирсова «Святейший Правительствующий Синод в эпоху К. П. Победоносцева» , можно просмотреть и прослушать на интернет-портале учреждения.

http://patriarchia.ru/db/text/5770819.ht...

Цель библейской книги Притчей означена в отрывке 1:26, за которым, в стихе 7, следует девиз всей книги. В стихе 2 сообщается, что книга была составлена для того, чтобы читатель познал мудрость и сущность жизни. Мудрость позволяет человеку поступать праведно перед Богом и справедливо по отношению к людям (стих 3). Благодаря мудрости мы приобретаем чувство цели, в противоположность юношеской импульсивности (стих 4). Книга будет равно полезной и для юноши (стих 4) и для умудренного сединами старца (стих 5). Она поможет решить множество загадок и жизненных тайн (стих 6). Девиз книги: «Господа бойся – вот в чем начало познания» (стих 7), утверждает, что главный источник мудрости – страх Божий. «В действительности, мудрость, – пишет Мотьер, – это откровение Божье, в котором Господь предлагает своему народу Самого Себя в качестве жизненного пути». 678 Мудрость (9:3) призывает каждого человека быть гостем в ее доме (9:4) и отведать ее угощений (9:2:5). Мужчины и женщины, принявшие предложение госпожи Мудрости, смогут насладиться ее обещанием: «Со мной, Премудростью, продлятся твои дни и умножатся годы жизни» (9:11). Глупость также призывает всех посетить ее дом (9:1516) и отведать ее стряпню (9:17). Принявшие предложение хозяйки этого дома, окажутся в силках ее проклятия: «А тот и не знает, что зовут его к теням, что гости ее в глубинах Шеола» (9:18). Текст и автор Составление плана книги Притчей неминуемо приводит к обсуждению вопроса об авторстве книги. Упрощенно, план книги может выглядеть так: План книги Притчей 1:17 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:89:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:122:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:1724:22 Высказывания мудрых (70 притчей) 24:2334 Продолжение высказываний мудрых (12 притчей) 25:129:27 Продолжение притчей Соломона, отредактированных Езекией (137 притчей) 30:133 Высказывания Агура (33 притчи) 31:19 Высказывания царя Лемуила (8 притчей) 31:1031 Дань благодетельной жене, записанная в виде акростиха (22 притчи)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В древней ближневосточной литературе можно найти книги, подобные книге Иова (так же, как, например, отрывку из Прит.22:1724:22 соответствует Египетские «Наставления Аменемопу»). Людей древнего Ближнего Востока, действительно интересовали похожие вопросы отношения богов к человеческим бедствиям и страданиям. С книгой Иова можно сравнить, по крайней мере, три египетских текста. 1 . «Рассказ красноречивого крестьянина» (ок. XXI века до н.э.). 599 Подобно книге Иова этот древний текст содержит пролог и эпилог, написанный прозой, и девять полупоэтических речей между ними. Это история о крестьянине, которого ограбили, украв ослов, с навьюченным на них добром. Его жалобы к местным властям не принимаются, поэтому он жалуется главному управляющему, который заставляет его возвращаться и говорить девять раз. Каждый раз он говорит все более настойчиво и многословно. Наконец, управляющий присуждает ему состояние грабителя. Подобно книге Иова, в этой истории используются очень длинные речи, звучащие из уст бедного крестьянина, с помощью которых обсуждается несправедливость как таковая. Но Иов жалуется, прежде всего, своему Богу, затем так называемым друзьям, и к концу приобретает большую уверенность в своей честности. 2 . «Речения Ипувера» (ок. XIV века до н.э., оригинал относится к XXI веку до н.э.). 600 В этой книге сохранились лишь отдельные фрагменты (утеряны вступление и заключение). Но оставшихся частей достаточно, чтобы представить ее как жалобу Ипувера, египетского мудреца, к фараону на царящий в империи хаос (шестая династия древнего царства). Разбирается весь сложившийся социальный порядок и жалоба направляется к единственному человеку, способному внести хоть какие-то перемены. Что же касается книги Иова, то жалоба касается справедливости Божьей. 3 . «Спор разочарованного со своей душой» (ближе к концу III тысячелетия до н.э.; т.е. около 21002000 гг. до н.э.). Этот текст рассказывает о трудных временах в истории Египта, что повергает в отчаяние «героя» повествования. Он задумывает совершить самоубийство и перед этим долго и изнурительно беседует со своей душой (ба). Он боится, что его душа не станет сопровождать его в такой смерти. Как и Иов, он надеется, что боги придут ему на помощь: «Воистину, кто перейдет в загробное царство будет в числе мудрецов, без помехи говорящих с божественным Ра». 601 Хотя Иов теряет всякую надежду в жизни и желает оказаться мертвым, он не замышляет самоубийство, к тому же он ценит жизнь выше, чем отчаявшийся египтянин. Спор раздавленного судьбой египтянина – это монолог, а книга Иова – это диалоги Иова с тремя друзьями, которые сострадают Иову.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В нём он командовал сначала авангардом, а затем левым флангом русской армии, где уже на первом этапе битвы разгромил отряд «пылкого генерала Шлиппенбаха», сдавшегося ему наряду с другими каролинскими военачальниками, рассеял корпус генерала Рооса, значительно ослабив шведскую армию, а после и пленив её остатки в количестве 16 тысяч человек во главе с генералом Лёвенгауптом близ Переволочной, куда увели недобитков Карл XII и Мазепа в надежде укрыться в турецких пределах. Везде и всюду Меншиков действовал в первых рядах атакующих, за время Полтавской битвы под ним было убито три лошади, зато сам «баловень счастья» не получил ни одной царапины. Отдельно шло его возвышение по ступеням флотской иерархии. Начав, как это было заведено при Петре I, простым матросом, в 1712 году он был уже капитан-командором, в 1716-м произведён в шаутбенахты (контр-адмиралы), а в 1721-м командовал одним из флотов на Балтике (во главе второго состоял вице-адмирал Пётр Михайлов, сам государь). В вице-адмиралы Меншиков был произведён 22 октября 1721 года, после заключения Ништадтского мира, завершившего долгую войну со шведами. Венцом военной карьеры Меншикова стало его назначение в 1719 году первым президентом Военной коллегии, «владельцем всей вооружённой силы Российской империи», отвечавшим за её обустройство, на каковой должности его сменил в 1724 году князь генерал-фельдмаршал А.И. Репнин. «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Художник Алексей Венецианов Другой «рукой» (сильной стороной Меншикова) были его недюжинные способности администратора, проявившиеся при исполнении обязанностей Санкт-Петербургского генерал-губернатора: должности, учреждённой «под него» 30 мая 1703 года, которую Меншиков занимал с небольшим перерывом до 8 сентября 1727 своей опалы, о чем чуть позже. Начал Меншиков над территорией, где одни лягушки квакали в непролазных болотах, однако менее чем через десять лет она превратилась в подобие грядущей Северной Пальмиры, обзаведясь портом, верфями, проспектами, дворцами, жилыми и административными зданиями, куда уже в 1712 году по воле Петра I была перенесена из Москвы столица России.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/20/i_scha...

И немало таких калмыков и татар, которые, ради трудности изучения молитвы Господней и Символа веры, отходят восвояси, не сподобившись св. крещения». Л. спрашивал, как поступать в таких случаях. Заботясь о пастве, в 1725 г. он жаловался в Синод, что из Астрахани много священников взято в Дербент, в Зензели, в Гиляк и что воинские командиры еще требуют священников, «несмотря на то, что я не над армиею учрежден». Л. просил, чтобы Синод повелел возвратить взятых уже священников и таковых не требовать, т. к. «в астраханской епархии такая нужда имеется в священниках, что в самой Астрахани 4 церкви пребывают без священников пусты и посылать некого и святиться в священство никто не хощет». В том же году по ходатайству Л. разрешено прибывшим 8 нояб. 1724 г. в Астрахань с царевичем Вахтангом VI груз. архиереям и архимандритам беспрепятственно служить в правосл. церквах, а состоящим при них священникам венчать прибывших по груз. обрядам. Особое внимание Л. обращал на пресечение деятельности старообрядцев в епархии: «раскольников и еретиков» Артемия Иванова, Дениса Лукьянова, Матвея Николаева отослал в Астраханскую юстицких дел контору. По словам Л., его увещевание подействовало на уклоняющихся: в Астрахани 376 чел. «исполнили христианский долг и противников совсем не стало». В 1725 г. Л. спрашивал Синод, как поступать, когда к священникам являются лютеране и просят - ввиду отсутствия пастора - крестить младенцев или венчать браки. Губернатором в Астрахани служил А. П. Волынский, с к-рым Л. конфликтовал. В 1726 г. владыка был вызван в С.-Петербург по доносу неск. лиц: якобы он долго не приносил присягу имп. Екатерине I Алексеевне . Благодаря заступничеству архиеп. Феофана (Прокоповича) 22 мая 1727 г. Л. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. По прошению Л. Синод дозволил строить храмы без особого указа, ссылаясь на разрешение, данное ему в бытность епископом Астраханским. В 1728, 1729 и 1731 гг. Л. уведомил Синод о построении в епархии 9 церквей. При этом в доношениях он писал: «Расхищения церковных имуществ так велики, что иные церкви стоят по нескольку лет в пусте».

http://pravenc.ru/text/2462465.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010