Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Обитель сия со времени своего основания находилась в Крутицкой епархии, а по упразднении оной в 1788 году, поступила сперва в Коломенскую, а потом в 1799 г. во вновь учрежденную Тульскую, в коей и находится поныне. Настоятельство в сей обители от её основания до начала прошедшего столетия было строительское, а в начале XVIII столетия, вместе с восстановлением обители, было учреждено игуменское; во время присоединения обители к Белевскому Спасопреображенскому монастырю в 1723г. и до упразднения в 1764 г., управляли иеремонахи с званием наместников. А с восстановления обители в 1776 г., согласно штатам», 1764 г., положено настоятельство строительское с 7-ю монашествующими. Число монашествующих в самое цветущее время обители, при игумене Тихоне (1707– 1722) не превышало 40 человек; ныне доходит до 30. Список настоятелей Первоначальники обители :. старец Онуфрий и священно-инок Макарий. 1) Старец Онуфрий основатель сей обители, на имя которого, как мы уже видели, в 1585 году, была дана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на Жабынское городище, с правом построить на нем церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Но построил ли только одну церковь или успел основать при ней и монастырь, – остается не известным. 2) Священно-инок Макарий, называющийся также основателем сего монастыря, был по точному смыслу записи о нем „возградителем“, то есть восстановителем обители, после одного из крымских, или литовских разорений оной. Устные предания, равно и письменные акты XVII столетия согласно именуют его: „преподобным Макарием Белевскимь чудотворцем“. Из обоих источников укажем на рукописные святцы XVII века 22 , а из местных на монастырский синодик (начала XVII вика), заглавную надпись которого мы Выписали выше. В челобитной игумена Тихона царю Петру Алексеевичу 1921 г. упоминается, что мощи основателя обители пр. Макария находятся под спудом в сем монастыре. Память о. Макария местно чтилась в Жабынской пустыни до упразднения оной в 1724 году. Во вкладной книге под 1708 годом читаем: „Окольничий Никита Иванович Акинфиев (даль) образ преподобного Макария Белевского чудоворца во окладе серебреном в киоте писанном красками, на створах образы архангелов Михаила и Гавриила“. Киот цел поныне, а самого образа не сохранилось 23 . Ныне же место погре

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иосиф (Волчанский), архиеп. Московский и Владимирский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) (Волчанский; † 10.06.1745, Москва), архиеп. Московский и Владимирский. Время и место рождения неизвестны, вероятно происходил из малороссийской шляхты. Был братом Могилёвского еп. Иеронима (Волчанского) . В 1710 г. окончил полный курс Киево-Могилянской коллегии. С 1710/11 уч. г. преподавал в академии грамматику, в 1715-1717 и 1717-1719 гг. читал курс философии. Написанный им полный курс дисциплины носил название «Philosophia universa doctrinam peripathethicam ad mentem principis philosophorum Aristotelis Stagyritae complectens, commentationibus scholasticis illustrate atque in alma Kijoviensi Academia orthodoxa Mohileana ingenuo auditori Roxolano extructa annis 1717 et 1718, optimo professore ac ordinario praefecto pro tunc scholarum R. Patre Josepho Wolczanski». В ИР НБУВ сохранились записи философских курсов, прочитанных И. (Ф. 301. ДАп/44; Ф. 305. ДС/п164, ДС/п165; Ф. 306. 108п/62; Ф. 307. 447п/1703, 450п/1708, II). Эти курсы похожи на те, к-рые читали др. преподаватели в Киево-Могилянской коллегии до сер. XVIII в., и имеют с ними общий источник – тексты авторов-иезуитов. Об этом свидетельствует в т. ч. решение проблемы универсалий, где И. придерживается взглядов, близких к т. зр. известных иезуитских философов Педро Уртадо де Мендосы, Родриго Арриаги и Франсиско Овьеды. В 1719/20 - кон. 1724/25 уч. г. И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии теологию, в т. ч. в 1721/22-1724/25 гг.- полный 4-годичный курс. Курс носил название «Theologia Christiana orthodoxa pro diversitate materiarum in varios tractatus, tum disputationes et quaestiones divisa, in Collegio orthodoxo Kijovo-Mohileano tradita et explicata ad maiorem Dei ter optima maximi et eius Christi reparatoris salutis nostrae gloriam incepit anno 1721 mense Septembris 22. Tradita est ab admodum reuerendo patre Iosepho Wolczanskj rectore protunc collegii Mohileani Kiiowiensis». В ИР НБУВ сохранились записи курса, сделанные студентами (Ф. 305. 194п, 196п; Ф. 306. 160п, 161п, 162п; Ф. 307. 463п/1681, 464п/1686, 466п/1693; Ф. 312. 555п/229С, 556п/230С). Конспект по теологии, составленный студентом, прослушавшим половину курса, сохранился в собрании рукописей укр. происхождения в Иркутской семинарии 51/1). Записи курса хранятся также в ОР РГБ (Ф. 173. 1. 240), ОР РНБ (Ф. 522. 4, 5, 22). По мнению К. В. Суториуса, отдельные преподаватели Новгородской ДС читали курс теологии на основании лекций И. В ОР РГБ сохранилось также теологическое сочинение И. «Tractatus theologicus complectens orthodoxam doctrinam de sacramentis traditus et explicatus in collegio Kijowomohylaeano a patre ordinario theologiae professore et scholarum praefecto Josepho Wolczanski anno 1719».

http://pravenc.ru/text/578501.html

Барон Карл-Густав, шведский ротмистр, убит под Полтавою Баронесса Гильдегарда-Елисавета, за полковником Густавом Энскиольдом Баронесса Анна-Маргарита, 1) за майором Петром Пипером; 2) за полковником Клаэсом Врангелем Баронесса Мария-Елена,14) за Бенедиктом Вольфеншильдом; 2) за Вильгельмом Бекером Баронесса Екатерина, за Адамом Угглас Баронесса Шарлотта, 1) за Ферзеном; 2) за Тиролем; 3) Барон Карл-Германн, капитан шведской гвардии, рождение 24 декабря 1689 † 14 июля 1755; женат на Софие-Юлие Бойе Барон Густав Барон Генрих-Иоанн, шведский капитан † 1746; женат на Елене Веллинг Баронесса Анна-Елисавета, за полковником шведского выборгского полка Германном Буркгаузеном Баронесса Мария-Христина, за бароном Рейнгольдом-Фромгольдом Ребиндером Баронесса Гедвига-Доротея, 1) за капитаном Андреем Фрейденталем; 2) за Яковом Шмитом КОЛЕНО VIII: Барон Бернгард Барон Генрих † 1755 Барон Фабиан Граф Отто-Магнус, тайный советник и каммергер Герцога Саксен-Веймарского, рождение 1728 † 1792; женат на баронессе Доротее Пален, рождение 6 января 1737 † 6 апреля 1768 Барон Густав-Рейнгольд, женат: 1) на Софие-Елисавете Икскуль; 2) на Беате-Шарлоте Лоде (от 1-го брака сын и 2 дочери; от 2-го брака 4 сына и 3 дочери) Барон Берендт-Отто Баронесса Христина-Елисавета, за Сильверспарре Барон Густав, рождение 7 января 172422 марта 1742 Барон Карл-Фридрих, прусский офицер; рождение 1728 † 1755 Барон Иоанн-Адам Барон Генрих-Рудольф, женат на Густавие Лилиесверд Барон Густав, французский офицер † 1749 Барон Генрих-Иоанн, рождение 20 ноября 1724 † 23 декабря 1772 Барон Карл-Фридрих Баронесса Ульрика-Элеонора, за Карлом Вернстёдтом Баронесса Эвва-София, за Тарвагом (Tarvagh) КОЛЕНО IX: Граф Густав-Дитрих, рождение 1756 † 1826; женат на Анне Швенгельм Граф Отто-Магнус Граф Карл-Фридрих, рождение 1765 † 1841; женат на графине Гертруде-Франциске-Елисавете Нассау-ла-Лек, рождение 1771 † 1838 Барон Берендт-Отто, рождение 1733 † 18..; женат на Сарре-Якобине-Марие Норстрём Баронесса Маргарита-Магдалина † 1782; за Сангольмом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России. Проект указа имп. Петра I об основании АН был составлен 22 янв. 1724 г., 28 янв. 1724 г. последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств». Постановление об учреждении АН вышло 21 дек. 1725 г., торжественное открытие состоялось 27 дек. 1725 г. Первоначально называлась АН, с 1747 г.- имп. Академия наук и художеств, с 1803 г.- имп. АН, с 1836 г.- имп. С.-Петербургская АН, с февр. 1917 г.- Российская АН, с июля 1925 г.- АН СССР, с 21 нояб. 1991 г.- Российская АН. Первоначально АН состояла из 3 «классов» (отд-ний) - математики, физики и гуманитарных наук, к-рые подразделялись на кафедры. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. По своей структуре и направлению деятельности АН отличалась от западноевроп. академий: она создавалась как гос. учреждение, обеспечивавшее научно-техническое обслуживание потребностей гос-ва и соединявшее научно-исследовательские функции с обучением. Для подготовки научных кадров при АН были учреждены ун-т, состоявший из юридического, медицинского и философского фак-тов, и гимназия (существовала до 1805). Из-за недостатка средств и незначительного числа слушателей лекции в академическом ун-те читались с перерывами и к 1732 г. фактически прекратились; занятия возобновились в 1751 г., тогда же были введены экзамены, лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН; ун-т был закрыт в 1760 г. АН возглавлял президент, назначавшийся императором. В состав АН входили ординарные профессора-академики и адъюнкты, в 1726 г. введена должность экстраординарного академика. В первый состав АН вошли приглашенные иностранные ученые (всего 11, среди них: математики Л. Эйлер, братья И. и Д. Бернулли, натуралист И. Г. Гмелин, историк Г. Ф. Миллер ). АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив. В ее распоряжение была передана Кунсткамера. В 1748 г. М. В. Ломоносов создал первую химическую лабораторию.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Марк Мангано (протестант) Книга притчей. Марк Мангано Книга Притчей помогает нам стать мудрее и учит жить благословенной жизнью пред нашим Богом, в кругу семьи и среди людей. Эта книга рассказывает о мудрости, исходящей от Бога, и делится опытом повседневной жизни людей, верующих в Бога. По словам бывшего премьер министра Великобритании Лорда Джона Рассела, в словах этой книги живет «мудрость многих и разум Одного». Испанский романист XVI века, Мигел де Сервантес, писал: «Притчи – это короткие высказывания, появившиеся в результате продолжительного опыта». 674 Исторический и культурный фон Известно, что притчи 675 встречаются в тексте Библии повсюду. Их можно обнаружить и в исторических повествованиях ( Суд.8:2,21 ; 1Цар.10:12, 24:13 ), и в Псалмах (33:1215), и в пророках ( Иер.13:1214 ; Иез.12:2223, 16:44, 18:2–3 ), и в Евангелиях ( Мк.10:25,31 ; Лк.4:23 ), и в посланиях ( Иак.1:1920 ; 1Пет.4:8 ). Но большую часть из них, можно встретить, конечно же, в ветхозаветной книге Притчей. Мудрость, а, соответственно, и литературу мудрости невозможно ограничить одним, отдельно взятым, народом. К этому же выводу подводит нас и Ветхий Завет. Пророки многократно напоминали Израилю и Иуде о том, что мудрость имела место и среди других народов, но часто она приводила к обольщению, ведя народы мира к гордыне, а народ Божий – к отрешению от Бога ( Ис.19:1115 ; Иез.28:610 ). Литература Месопотамии (Шумерская и Аккадская), Египта и северозападных семитских народов насыщена тематикой и идеями, имеющих множество точек соприкосновения с книгой Притчей. 676 Такая согласованность неудивительна в силу общечеловеческого характера мудрости, как об этом повествуется в 3 книге Царств 4:30: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян». Наиболее известное сходство прослеживается между отрывком из книги Притчей 22:1724:22 и египетским Учением Аменемопа, написанным в тринадцатом или двенадцатом веке до н.э. Сходства напоминают нам о том, что всем людям свойственно рассуждать о перипетиях окружающей жизни. «Даже в ограниченных рамках и без посланного свыше откровения, человек вполне способен обоснованно мыслить и мудро рассуждать». 677 Различие, тем не менее, вполне очевидно: библейская мудрость всесторонне отражает взаимоотношения между Богом и человеком, в то время, как мудрость других народов, часто остается прагматичной и мирской.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

VIII. Переезды Синода в Москву. Петербургское и московское синодальные правления Выезд в конце 1721 года и возвращение в 1723 году. – Выезд 1724 года. – Отделения Синода в Петербурге и Москве. I При Петре Синод два раза выезжал в Москву. Оба выезда происходили совместно с выездами и других высших правительственных учреждений, по желанию государя, тоже выезжавшего в Москву: в первый раз для ознаменования торжествами в Москве славного окончания долголетней Шведской войны и принятия императорского титула, а во второй раз – для коронации новой императрицы. Первый выезд Синода в Москву произошел в исходе 1721 года. Приготовления начались тотчас же после того, как заключение вечного мира было отпраздновано в Петербурге, завершившись поднесением Петру императорского титула. С 20 сентября Синод уже делает распоряжение о постройке от Синода триумфальных ворот для встречи государя 2018 . 22 сентября Синод делает распоряжение, чтобы к его приезду в Москву крестовая палата и «знатныя кельи» патриаршего дома и «прочее, что надлежащаго убранства требует», были «убраны и учреждены», как «приличествует, дабы все было чиновно и уборно». Указано, какие помещения следовало очистить в Москве для Синода, для его секретарей и канцелярии, какие сделать переделки. Велено собрать с бывших патриарших, а теперь синодальных сел «потребное число» «стоялых и езжалых» лошадей и держать их на патриаршем конюшенном дворе; набрать с тех же сел нужное количество фуража для лошадей, овса и сена, а также приготовить «по надлежащему», «без продолжения времени» «прочие припасы, какие к прибытию синодальных членов и служителей потребны» 2019 . Конюшенный двор занят был мундирною канцелярией, которая держала на нем склады различной амуниции, велено было требовать немедленной очистки двора 2020 . Все это исполнить должен был монастырский приказ. Несколько позднее Синод опять писал монастырскому приказу, что надо приготовить к прибытию Синода в Москву разных припасов, лошадей, экипажи. Последние, а также несколько запряжек лошадей указано было взять из Троице-Сергиева монастыря 2021 . Делались распоряжения об отводе квартир некоторым лицам 2022 , о назначении подвод всем переезжавшим 2023 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРОПКИН Петр Дмитриевич (24.06.1724 - 7.02.1805, Москва), гос. деятель, автор песнопений. Из потомственных дворян Род. в семье рижского генерал-губернатора. До 1763 г. находился на военной службе: участвовал в Семилетней войне (1756-1763), отличился в бою под Кольбергом (ныне Колобжег, Польша). С 1765 г. сенатор. В 1769-1771 гг. возглавлял Главную соляную контору в Москве. С 25 марта 1771 г. осуществлял «надзирание за здравием всего города Москвы». С 1773 г. действительный тайный советник. С 1774 по 1786 г. в отставке. С 28 июня 1786 г. главнокомандующий (градоначальник) Москвы (с этого времени генерал-аншеф). При Е. был завершен ряд значительных построек: Мытищинский водопровод, здание Присутственных мест в Кремле, Пашков дом и др., были приняты меры по благоустройству города. За труды по управлению Москвой Е. был награжден орденом св. Владимира 1-й степени (1788). 19 февр. 1790 г. уволился с гос. службы. Е. посвящены повесть «Валерия» (М., 1773) и комедия «Добродетель, увенчанная верностью» (М., 1774) М. И. Прокудина-Горского. Сохранился портрет Е. (определение личности на картине принадлежит Б. А. Косолапову) работы неизвестного художника. Поэт Д. И. Хвостов написал «Стихи на смерть П. Д. Еропкина», к-рые были опубликованы в ж. «Друг просвещения» (1805. Ч. 2. 5. С. 99-101), а затем в нем. переводе в ж. «Konstantinopel und St. Petersburg, der Orient und der Norden» (St.-Pb.; Penig, 1806. Bd. 1. S. 107-110). По просьбе Е. Киевский митр. Самуил (Миславский) командировал А. Л. Веделя для устройства домашней капеллы московского главнокомандующего. Ведель руководил капеллой с 1788 по 1792 г. Капелла Е., согласно традиции екатерининской эпохи и статусу хозяина, должна была содержать не менее 60 певчих и оркестрантов, что сравнимо с числом музыкантов в капеллах Н. П. Шереметева, Г. И. Бибикова, В. Г. Орлова . Сохранились сведения, что Е. писал хоровую музыку. В «Каталоге певческой ноте» (1793) - описи нотной б-ки неизвестного владельца - упоминаются его хоры «О, дар небес неоцененный» и «Щастливые» с краткими мелодиями, в перечне имеется указание: «хор с музыкой» на 11 и на 12 голосов. Вероятно, это были торжественные славильные хоры типа кантат. Церковное песнопение Е.- «Слава Отцу и Сыну» (вероятно, гимн «Единородный Сыне».- Ред.) - помещено в объявлении о продаже нот в московском магазине Х. Б. Гене (Реестр о продаже нот 3//Моск. вед. 1797. 22. Л. 13-14). Скорее всего в продаже имелись рукописные списки песнопения, как это было принято в то время. В наст. время ни одно из муз. произведений Е. не найдено.

http://pravenc.ru/text/190223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАМАН [лат. Karaman] Матей (6.06. 1700, Сплит - 5.06.1771, Задар), католич. архиеп. Задарский, миссионер, теолог и филолог. 18 сент. 1723 г. был рукоположен во священника. В 1724-1731 гг. преподавал в духовной семинарии в Задаре. По указанию архиеп. Задарского Вицко Змаевича, покровителя глаголической письменности, К., хорошо знавший церковнослав. язык рус. извода того периода, был направлен в Рим для подготовки к миссионерской деятельности среди правосл. славян. С 1732 по 1737 г. К. находился в России в качестве капеллана рус. вице-адмирала далматинского происхождения М. Х. Змаевича (ум. в 1735), брата архиеп. Вицко. В Римскую конгрегацию пропаганды веры К. в 1737, 1739 и 1742 гг. отправил 3 отчета о проблеме церковной унии в России. С 1738 г. в Риме в Конгрегации пропаганды веры преподавал церковнославянский язык и был ревизором глаголической литературы. В 1741 г. составил для Конгрегации пропаганды веры обозрение «De clero Illyrico», посвященное проблеме церковной унии и активизации распространения глаголического богослужения в Далмации. 9 июля 1742 г. назначен, 15 июля утвержден епископом кафедры в с. Осор (лат. Ossero) на о. Црес (Хорватия). 1 авг. 1742 г. по случаю вступления на кафедру опубликовал на слав. языке «Пастырское послание духовенству и мирянам Осорского епископства». 22 нояб. 1745 г. переведен на Задарскую кафедру. В 1748 г. открыл в Задаре «иллирийскую» семинарию для подготовки священников-глаголяшей, использующих при службах глаголические слав. книги. Считал церковнослав. язык рус. извода исконным слав. языком, составил грамматику «Язык славянский русской редакции» (текст, который был набран параллельно глаголицей и кириллицей, не был опубликован) и «Букварь Славенский писмены величайшего Учителя Иеронима Стридонского» (Bukvar slavenskij. R., 1739, 1753, 1788. Split, 2005). Вслед за Р. Леваковичем (1631) и И. Паштричем (1706) издал 3-ю версию глаголического Миссала на слав. языке рус. редакции (Missale Romanum Slavonico idiomate jussu SS. D. N. Papae Urbani Octavi=Миссал римский Славенским языком повелением П. Г. Н. папы Урбана Осмаго. R., 1741), но предложенные им глаголические графическая и фонетическая системы отличались от систем его предшественников (см.: Babi . 1998/1999). Версия Миссала К. подверглась серьезной критике, а впосл. ее издание считалось одной из причин упадка хорватско-глаголической книжности ( Kopitar B. Glagolita Clozianus. Vindobonae, 1836. P. 16-17; ср.: Ягич. 2003. С. 40).

http://pravenc.ru/text/1680979.html

По именному приказу, которым членам Святейшего Синода разрешается получить за 1723 год жалованья по пропорции с количеством, уплаченной Синодом, состоящей на его ведомстве, недоимки 21 декабря/15 апреля 1724 г. По Именному указу, которым Членам Святейшего Синода разрешается получить за 1723 год жалованья по пропорции с количеством, уплаченной Синодом, состоящей на его ведомстве, недоимки. Этот Высочайший указ последовал в ответ на «всепокорнейшее прошение» членов Синода о выдаче им жалованья, которое именным указом от 29 января 723 г. запрещено было им получать до тех пор, пока не будет выплачена, состоящая на Синодальном ведомстве, большая табельная недоимка 1 . Не отказывая Синодальным членам в их просьбе, Государь не дал им однакоже и положительного разрешения получить все жалованье за 723 год по их окладам, а указом своим повелел: «жалованье взять по препорции той заплаты, на пример: ежели выплатили той доимки третью долю, то и жалованья взять треть, ежели же выплатили половину доимки, то жалованья в полы окладов к тым доходам, которые получают архиереи от епархей, а архимандриты и игумены от монастырей». Кроме того на этом указе Государь собственною рукою подписал: «сие взять из неокладных доходов». В следствие такого указа, в приказном столе Синодской канцелярии составлена подробная «выписка» 2 всех табельных сборов с Синодального ведомства за три последние года (720, 21 и 22) с обозначением и оставшейся за этим ведомством недоимки. Так как по этой выписке оказалось, что к 724 году всей, состоящей за Синодальным ведомством, недоимки уплачена половина и даже больше; то Синод на этом основании 13 янв. 724 г. приговорил: «но препорции означенной в той выписке, собранной из доимки, суммы выдать членам Синода за 723 год жалованья половину получаемого каждым оклада, всего всем (за вычетом лазаретных и четвертой части 3 денег 4.114 р. 9 ¼ коп., каковую сумму, по силе Высочайшего указа, взять из денег, собираемых с раскольников и с неисповедавшихся и из штрафных по фискальским делам»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-imenn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010