В 1807 году священник Димитрий Ольховский, движимый любовью к Богу и усердием к храму Божьему, стал понуждать прихожан к основанию нового храма; по прошению его и прихожан, Преосвященный Христофор Сулима в 1808 году благословил заложить каменную церковь. Постройка сей церкви продолжалась, при преемнике Димитрия священнике (с 1813 года) Иоанне Ольховском, 8 лет, и могла бы продлиться очень долго, если бы купец Федор Ишунин не приложил особенного старания об окончании. Сей достопамятный муж был в то время церковным старостою, и очень много способствовал к построению храма, так что в одно трехлетие по его старанию собрано более 4 000 рублей серебром. Быв 12 лет в должности церковного старосты, неутомимыми трудами своими и усердием к церкви Божьей Ишунин более всех оставил по себе память и доброе имя в народе. Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля сей церкви, - вполне наследовал добрые качества отца. Он всю жизнь свою посвятил собственно на служение Богу и храму, и избытки трудов своих отдает в пользу храма. Со времени вступления его в должность старосты, тщанием его церковь украшена и снабжена разною утварью и богатою плащаницею; везде видно благолепие, в сосудах, в ризнице, в иконах. Нет ни одной вещи принадлежавшей церкви, которая не была бы сделана или от его собственности или по его старанию. Он служит храму уже 22 года и в это время приобретено в церковь разной утвари на собственный его капитал на 2 168 рублей 32 ½ копейки серебром. За таковое усердное старание по церкви получил он в 1846 году серебряную медаль на Аннинской ленте. Замечательные книги храма: а) требник, М.п. на 5 году царствования Феодора Алексеевича, т.е. 1681 года с надписью: «сия книга Сумского Воскресенского священника Антония Антоновича, а надана от его невестки Антоновой в Сумскую церковь Рождественскую»; б) евангелие М.п. 1733 года; в) Последование молеб. пений, М.п. 1709 года; г) минеи служебные в 12 книгах М.п. 1724 года. На январской минеи надпись: «сия книга минея куплена в городе Сумах за 2 рубля 50 копеек, а обменила сумская жителька вдова Анна Емельянова ткачиха цыбиха ко храму Сумскому Рождества Пресвятой Богородицы за отпущение грехов».

http://sobory.ru/article/?object=49261

В 50-60-х гг. XVII в. в М. Б. м. развернулись грандиозные строительные работы. 28 июня 1664 г. был освящен Благовещенский собор. Совр. искусствоведы полагают, что от собора сер. XVI в. остался только подклет, а стены и пятиглавие датируют XVII в. ( Масленицын. 1971. С. 22). Сохранившийся собор возводился на средства муромского купца члена московской гостиной сотни Б. Цветного. Цветной подарил обители «на помин души» большое Евангелие московской печати. Переплет украшал серебряный с позолотой оклад с 8 драгоценными камнями. Позже он передал в М. Б. м. серебряную водосвятную чашу (1654) ( Травчетов. 1903. С. 95-96). В 1667 г., уже будучи монахом обители, Цветной пожертвовал в М. м. серебряное с позолотой паникадило (ныне в ГРМ; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Ил. 70). В кон. XVII в. на средства Цветного в М. Б. м. была возведена сохранившаяся высокая кирпичная колокольня. В 1724 г. указом Синода М. Б. м. подлежал закрытию, а вся братия переводилась в муромский во имя благоверных князей Бориса и Глеба монастырь . Горожане и крестьяне Муромского у. встали на защиту обители. В 1725 г. в Синод были направлены 2 челобитные с просьбой «обретающегося в городе Муроме Благовещенского монастыря монахов в Борисоглебской того же уезда монастырь для соединения не переводить, а быть бы тому Благовещенскому монастырю по-прежнему» (О бытии. 1901. С. 47-48). Обитель не была закрыта, в 1792 г. пострадала от пожара, сгорели и рухнули деревянные главы собора, полностью уничтожены кельи настоятеля и братии, ограда и др. деревянные строения. Был уничтожен древний тябловый соборный иконостас. В 1797 (по др. данным, в 1799) г. муромский купец И. М. Масленников пожертвовал крупную сумму денег на изготовление нового барочного иконостаса ( Травчетов. 1903. С. 87, 91). Изготовить иконостас взялся мастер Руф Константинов, дворовый с. Измайлова Арзамасского у. В 1802 г., при игум. Феофиле, иконостас был позолочен на церковные средства.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Из описания последней Пасхи Петра Великого, проведенной им в Москве в 1724 году, известно, что по указу императора уставщик отдал было заранее приказ ударить в Кремле к заутрене Светлого Воскресения в полтретя часа пополуночи. Но поутру в Великую субботу Петр Великий прислал Преображенского капитана Постникова с приказом, чтобы ударили к заутрене в час пополуночи. Синодальными указами того же времени (14 декабря 1722 года, 5 мая 1729 года) требовалось лишь, чтобы по всей Москве благовест производился одновременно с соборным, но часы благовеста не назначались. В бытность в Москве императрицы Екатерины Великой, в 1775 году 22 апреля, из главного дежурства при государыне было объявлено по всем церквам московским, чтобы к утрене Пасхи не начинали благовеста раньше трех пушечных выстрелов и благовеста на Иване Великом. В С.-Петербурге в это время действовало особое «Учреждение о благовесте» 16 , которым требовалось: «в день Св. Пасхи во время присутствия Ея Императорскаго Величества в Санктпетербурге ожидать особливой из духовной консистории повестки и по повестке пушечнаго с крепости сигналу, во время же отсутствия благовестить с 2 часа пополуночи». Митрополит Платон первоначально (31 марта 1776 года) тоже лишь подтвердил синодальное распоряжение, чтобы в Москве не начинали пасхального благовеста раньше Ивана Великого, но уже в 1780 году, 6 апреля, им было объявлено в Москве особое расписание часов благовеста ко всем службам Страстной и Святой недели, вновь повторенное 2 апреля 1781 года. Консисторские солдаты обязаны были разыскивать ослушников, за что получали вознаграждение из штрафа с последних, колебавшегося между 3 и 10 рублями. К сожалению, самого расписания мы не могли найти, но последующие факты заставляют думать, что им подтверждена была предыдущая практика. В 1797 году, в день Пасхи 5 апреля, совершено было в Успенском соборе священное коронование императора Павла 1. По предварительному распоряжению было объявлено, что «по данному из пушек сигналу начнется благовест к утрене, которую его императорское величество со всею императорскою фамилиею слушать изволит у Спаса за Золотою Решеткою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Кроме того, имеются, например, такие редкие книги: 1. Букварь, изданный словенским, греческим и римским письмом в Москве 1601 г. 4622, 4623, 4624, 4625, 4626, т. е. 5 экземпляров); 2. Эрнест Браун, Основание и практика артиллерии 1682 г. 6251, 6252, т. е. 2 экз.); 3. Эрнест Фридрих барон фон Боргедорф, Побеждающая крепость 1696 6254); 4. Торжественные врата, вводящие в храм бессмертной славы, на торжественное Его Величества, Императора Петра I от побед возвращение, 1703 4452); 5. Лексикон треязычный, Москва 1704 4601, 4602, 4603, 4604,4605, т. е. 5 экз.); 6. Побеждающая крепость, Μ. 1708 6386, 6387, 6388, т. е. 3 экз.); 7. Политиколепные достохвальные храбрости Всероссийского Геркулеса Петра Алексеевича по преславной виктории под Полтавою, возвращающегося во град Москву, Μ. 1709 4474, 4475, т. е. 2 экз.); 8. Инструкция и артикулы военные, принадлежащие к Российскому флоту, Μ. 1710 6354, 6355, 6356, т. е. 3 экз.); 9. Описание Артиллерии, Μ. 1710 6327, 6328, 6329, 6330, т. е. 4 экз.); 10. Воинский устав, Спб. 1716 г. 6307); 11. Инструкция о морских артикулах. 1718 г. 6351, 6352, 6353, т. е. 3 экз.); 12. Бароний в русском переводе, Μ. 1719 4053, 4054, т. е. 2 экз.); 13. Уложение Царя Алексея Михайловича, изд. 1719 г. 6268); 14. Воинский устав, 1719 г. 6250); 15. Мемориал, 1720 г. 6350); 16. Врата триумфальные на вход Петра В. по окончании войны со Швецией, Μ. 1721 г. 4453); 17. Ульрика Элеонора, Ратификация Королевского Величества Свейского на трактат вечного мира в Ништадте, 1721 г. 6261, 6262, 6263, т. е. 3 экз.); 18. Генералитет, или Табель о полевой армии, Μ, 1722 г. 6253); 19. Рассуждение, какие законные причины Его В. Петр Великий имел к начатию войны против Короля Карла XII Шведского в 1700 г., Спб. 1722. 4442, 4443, 4444, 4445, 4446, т. е. 5 экз.); 20. Кантемир, Книга Система, или состояние Магометанской религии, Спб. 1722 4157); 21. Грамматика Словенская, Спб. 1723 4595, 4596, 4597, т. е. 3 экз.); 22. Тариф С.-Петербургского, Выборгского, Нарвского Архангелогородского и Кольского портов, Спб. 1724 6258 6259, т. е. 2 экз.);

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Леонид, архиепископ крутицкий; архимандриты: Петр симоновский, Афанасий спасо-ярославскаго монастыря, Дионисий андрониковский, Иоаким донской, Серий петровский, Киприан воскресенский, Антоний златоустовский, Гедеон спасский, Макарий игумен воздвиженский, казначей иеромонах Филагрий, ассессор Анастасий Наусий, Гг. Топильский, Чичерин, Кафтырев, Илья Никифоров, прокурор (монастырскаго приказа) капитан Раевский, Алексей Владыкин, Иван Заруднев. Вице-президент преосвященный Феодосий»... «А ежели кто и обедом трактовать изволит, о том не воспрещется. И по вышеозначенному расположению, преосв. Феодосий, Леонид и прочие были в донском монастыре 29 декабря, В монастыре для этого ассамблету был изготовлен обед». Отеч. Зап. 1857 г., 9, стр. 21–22. 153 Протест бывшего казанского митрополита Сильвестра Холмского, против Феодосия, в Приложениях, II. 156 Письмо Феодосия к Государыне от 21 апреля 1724 года. «Всемилостивейшая и благочестивейшая великая Государыня императрица. Всенижайше доношу вашему императорскому величеству. Вчерашняго числа, в Покровском селе, безумием моим, не выразумев благопотребной воли всемилостивейшаго Государя, прогневал я, окаянный, его императорское величество так много, как никто больше. Того ради пребывая в великом страхе и отчаянии, я не имею в таком моем бедствии никакого способу; только дерзаю утруждать ваше величество: умилосердися великая Государыня и благоволи вручить его величеству приложенное здесь мое рабское приношение, чтобы мне невозбранно было прийти и просить в моей великой вине милостиваго прощения и помилования. Вашего величества всенижайший и непотребный раб, виноватый Феодосий архиепископ новгородский». 157 Во время коронования «архиепископ новгородский, как знатнейшее духовное лицо, обратился к Императрице с благословением, которое она приняла, преклонив колена на положенную перед ней подушку. За тем он взял императорскую корону и передали ее Императору, который сам возложил ее на главу стоявшей на коленях Императрицы. После того архиепископ вручил ея величеству державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Минской губ. Пожар 8 нояб. 1816 г. вновь уничтожил почти все монастырские строения, в т. ч. ц. прп. Симеона Столпника. Во время визита в Брест-Литовск имп. Александра I (1823) настоятель Б. м. обратился к нему за помощью в восстановлении храма. Последовала переписка между кн. А. Н. Голицыным и Минским архиеп. Анатолием (Максимовичем). Архиеп. Анатолий так описывал состояние монастырских построек: «Церковь в одной связи с братскими келиями крепкая, колокольня ветхая, иконостас вместо ветхого у[с?]трояется новый, утварью и книгами скуден, монастырское деревянное строение, ограда плавучая, мельница и корчма по крайней ветхости требуют починки»; в 2 мон-рях Гродненской губ., Б. м. и Бельском, жили 12 монахов. Архиеп. Анатолий указал на то, что закрытие Б. м. в то время, когда униатские и католич. храмы находятся в «цветущем состоянии», может произвести на прихожан тягостное впечатление. Несмотря на это, решением Синода Б. м. в 1824 г. был упразднен, Благовещенская ц. обращена в приходскую. Монастырские постройки разобрали в 1833 г. в связи со строительством крепости в старой части Бреста. В 1865 г. в новой части города был воздвигнут Симеоновский собор, в наст. время являющийся кафедральным храмом Брестской епархии. Ист.: ПСПиР. Т. 2: (1722). СПб., 1872. 803. С. 498-499; ОДДС. Т. 2. Ч. 1: (1722 г.). СПб., 1879. 704/441. Стб. 1067; 753/555. Стб. 1140-1145; Прил. XXXIII. Стб. CCXIII-CCXIV; Т. 4: (1724 г.). 6. Стб. 6; ПСЗ. Т. 39: 1824 г. СПб., 1830. С. 468-470. 30010; Акты, изд. Виленскою археогр. комиссиею. Т. 2: Акты Брестского земского суда. Вильно, 1867. 10 (с. 20-21), 22-24 (с. 59-66); Т. 3: Акты Брестского гор. суда. Вильно, 1870. 62, 109, 133, 153; Т. 6. 26 (с. 273-275), 56 (с. 321-322), 57 (с. 322-323), 70 (с. 338), 80 (с. 354) 87 (с. 368-369), 88 (с. 369-371), 93 (с. 375-377), 96-97 (с. 379-380), 125 (422-427), 134 (с. 445), 135 (с. 446-447), 136, 141; АЮЗР. 51. С. 86; АрхЮЗР. К., 1871. Ч. 1. Т. 4. XXVIII. С. 53; CLXXXII. С. 403-405; Афанасий (Филиппович). Диариуш//РИБ.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов. Иконостас [ править править код ] Существующий иконостас Софийского собора — третий по счёту, был создан в 1733—1741 годах. Ещё до освящения главного престола в храме был освящён придел Иоанна Предтечи, который просуществовал с 1588 по 1850 годы. Из малого иконостаса этого придела происходит икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е годы), которая сейчас находится в местном ряду иконостаса в завороте к южной стене. О первом иконостасе Софийского собора и его иконах нет сведений. Второй иконостас был сделан в 1686—1695 годах. За образец был взят иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас был изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими изографами. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса. Решение о замене иконостаса принял епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским было изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказал следующий за Павлом епископ — Амвросий Юшкевич (до 1734 года — архимандрит Виленского Духова монастыря). Иконы местного ряда (кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия») были написаны вологодскими мастерами. В ненаписанный «карниз в чюдесех» поместили пядничные иконы. Позднее иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные в 1766 году, при епископе Иосифе Золотом, и в 1848 году, ярославским иконописцем А. М. Колчиным. Реставрацией 1960—70-х годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись. Восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса. Колокольня [ править править код ] Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века и сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 года. Новая деревянная была построена в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 года, она была восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей», с «двои полати», тремя лестницами, часами, одиннадцатью колоколами. Эта колокольня сгорела в 1636 году. На её месте в 1642 году построили очередную (третью) деревянную.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Поликарп Павловский в 1782 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря; † 1785 ... Иоанникий Полонский в 1785 перев. из Нижеломовского монастыря, но не поступил и перев. туда обратно. Мнтрь обращён в архиерейский дом. 4 Борисоглебский, в Чернигове, Кафедральный. [III, 426.] Наместники Иеремия Ширкевич 1664 перев. в Максаковский мнтрь. Гавриил Олешкевич , 1665 и 6. Сильвестр Климкевич , 1674. Василий Иевлевич ... Герасим , 1696. Пахомий Комаровский , 1699. Антоний Стаховский , 1700. После архим. Новгород-Северский. Михаил , 1701. Максим , 1711. Савва Шпаковский , в 1720–22; определён в Нежинский Назарет. Пафнутий Тригорский , 1722, потом игум. Катошинского монастыря. Исаия Заславский , в 1724–28. Димитрий Белинский , 1729–31. Потом в Макошинском мнтре. Феофил Савич , в 1732–34. Андрей Осмаковский , игум., 1735. Сосипатр , 1736 и 37. Геннадий , 1739–41. Савва Любович , 1742–49. Игум. Иоасаф , 1750–62. – (Костянский) Иоанн Михайлов 1764. – Герман , 1770. –      (Домницкий) Иерофей , 1772–74. Наместн. Исаия Шкляревич , с 1775. – Илия , 1783. 5 Спасо-Преображенский, в Новгород-Северске, существовал в XVI веке; в 1785 г. обращён в кафедру Новгород-Северских архиереев; 1 сент. 1797, по упразднении епархии, положен в первый класс. [V, 337.] Архимандриты Вассиан , 1551. Корнилий , 1618 и 19. После в Севском Спасском. Михаил Лежайский утверждён 2 февр. 1670; упом. до 9 июня 1677. Иоанникий Галятовский в 1687 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 2 янв. 1688. Димитрий Туптало 7 сент. 1699 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1701 хирот. в митрополита Сибирского. Никон в исх. 1702 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † ... Антоний Стаховский , бывший наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1703, а 20 сент. 1713 хирот. в архиепископа Черниговского. Геннадий Стефанович , в 1715–17. Нил Березовский перев. из Елецкого, в 1727 и 28. Созонт Волынец после 1737 перев. из Стародубского Каменского монастыря. Арсений Могилянский , бывший епископ Переяславль-Залесский, управлял мнтрём в 1752–57; 22 окт. возведён на мтр-лию Киевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того как в XIII веке на Руси установилось монголо-татарское иго, почти замерла монастырская жизнь, подвиг князей становится как бы главным; всё больше входит в обычай предсмертное пострижение князей. Это нашло своё отражение и в иконографии. Здесь надлежит упомянуть прежде всего иконы Александра Невского (во иночестве Алексия), скончавшегося в Городце на Волге, по пути из Орды 14 ноября 1263 года и канонизированного в 1547 году. Их выполнение относится к рубежу XVI–XVII веков 21 . В житийных клеймах иконы Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве начала XVII века изображена более ранняя икона, некогда стоявшая у саркофага князя во Владимире. На ней — полуфигура Александра в монашеском одеянии, скорее всего портретная, послужившая образцом для известных икон и шитых покровов. Только в 1724 году последовало постановление Синода, предписывающее изображать Александра в великокняжеских одеждах 22 , но оно не распространялось на старообрядцев, продолжавших писать иконы “яко во иноцех Алексий”. В монашеском облике принято изображать и некоторых других русских князей, живших в эту эпоху. Это Пётр и Феврония Муромские, скончавшиеся в 1228 году 23 , великий князь смоленский и ярославский Фёдор Ростиславич, умерший в 1299 году 24 , но молодые сыновья последнего — Давид и Константин изображены в княжеских шубах 25 . В схиме чаще всего изображали и князя Даниила Московского (1261–1303), и эта иконографическая формула получила широкое распространение в иконописании нашего времени. Но ведь не все князья умирали в мирной обстановке, приняв предсмертное пострижение. Так, например, князь Георгий, сын Всеволода “Большое Гнездо”, убит в сражении с татарами на реке Сити в 1239 году, и, естественно, на доске раки мощей он был около 1645 года представлен в воинских доспехах римского образца и княжеской шубе с короной на голове 26 , — идеальный образ молодого князя, соответствующий эстетическим представлениям XVII века. Однако здесь ещё нет той светскости, которая таким диссонансом звучит в иконе владимирских князей, датированной 1814 годом 27 . Сакральное искусство пока оставалось живым и лишь подвергнутым незначительному обмирщению. 2. Преподобные

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010