Впрочем, телесное коленопреклонение может быть богоугодно только под тем условием, если с ним соединено духовное. «Истинное коленопреклонение, говорит блаженный Иероним , по нашему мнению, заключается в духе». (Изъясн. на поел, к Ефес., гл. 3). Вот почему диакон иногда возглашает: «преклонше колена душ и телес наших, Господу помолимся». Те, которые преклоняют колена пред Богом без сердечного благоговения, без глубокого чувства своего недостоинства и греховности, с рассеянностью мыслей и лицемерием, те поступают не лучше распинателей Христовых, о которых говорится: «становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский» ( Мф.27:29 )! III. В виду всего сказанного, братие-христиане, преклоняя колени пред Господом, будем преклонять пред Ним в умилении и сердца. Одно же наружное коленопреклонение неугодно Богу, как неугодно Ему и всякое проявление молитвы внешней без внутренней, сердечной. (См. «Сборник для любителей духовно-назидательного чтения» прот. В. Нечаева ныне Виссариона, епископа Костромского). Но есть исключения для дней воскресных и дней от Пасхи до Пятидесятницы, когда неуместно становиться на колени. По древнему обычаю и по ясному церковному законоположению, коленопреклонение не должно быть совершаемо в эти дни. Об этом обычае свидетельствует писатель II века Тертуллиан : «в день Господень (то есть воскресный) мы считаем неприличным поститься или преклонять колена; тою же свободой мы пользуемся от Пасхи до Пятидесятницы») 17 . В 20-м правиле 1-го Вселенского Собора читаем: «поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу». То же гласит 90-е правило Трулльского собора. Древний писатель, указывая на сочинение святого Иринея, епископа Лионского, не дошедшее до нас, говорит, что обычай не преклонять колена во дни воскресные и от Пасхи до Пятидесятницы «получил начало от времен апостольских» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В точности удовлетворить всем этим требованиям, очевидно, невозможно, поскольку, как уже говорилось, еврейская Пасха далеко не всегда приходится на субботу, а иногда (правда, очень редко) бывает раньше, чем день весеннего равноденствия. Учитывая всё это, Собор принял следующее правило для определения дня христианской Пасхи: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия и обязательно после еврейской Пасхи. Весеннее равноденствие (прохождение проекции Солнца на земную ось через центр Земли), упоминаемое в этом правиле, есть астрономический факт, не зависящий ни от каких календарных дат. Более того, поскольку, как уже отмечалось, никакой мнемонический календарь не может быть абсолютно точным, весеннее равноденствие не может быть жёстко привязано к определённой дате какого-либо мнемонического календаря. Однако в IV веке н. э. люди не понимали, что отношение продолжительности года к продолжительности суток выражается иррациональным числом, и считали привычный для них юлианский календарь абсолютно точным. А поскольку в большинстве годов III и начала IV в. весеннее равноденствие приходилось на день, который в юлианском календаре назывался 21 марта, то в сознании людей того времени эта дата отождествлялась с днём весеннего равноденствия (хотя, например, в 325 г., когда состоялся 1-ый Вселенский Собор, весеннее равноденствие приходилось как раз не на 21, а на 20 марта юлианского календаря). Соответственно, остаётся неизвестным, о чём именно идёт речь в правиле для определения дня Пасхи, принятом 1-м Вселенским Собором, – об астрономическом факте равноденствия или же о номинальной дате 21 марта (тем более, что подлинный текст постановлений 1-го Вселенского Собора до наших дней не сохранился и мы знаем эти постановления только в позднейших пересказах). Мнемоничность календаря позволяла и провоцировала составление пасхалии, т. е. мнемонического же правила, которое позволяло бы вычислять дату празднования Пасхи по юлианскому календарю на любое число лет вперёд. Такое правило было разработано в IV в. в Александрии и получило название Александрийской пасхалии. Понятно, что все расчёты в Александрийской пасхалии основывались на номинальной дате 21 марта юлианского календаря. Дни полнолуния вычислялись тоже не на основе наблюдений за фазами Луны, а на основе того же так называемого Метоновского 19-летнего цикла (примерного совпадения продолжительности 19 лет и 235 лунных месяцев), на котором позже был основан новый мнемонический еврейский календарь. Первые пасхальные таблицы, рассчитанные на основе Александрийской пасхалии, были составлены Феофилом Александрийским на 380 – 479 годы и св. Кириллом Александрийским на 437 – 531 годы. Начиная с VIII в. Александрийская пасхалия была принята также повсеместно и в Западной Европе.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Амвросию, и Леонидом (Зарецким), товарищем Филарета по семинарии, которого Феофилакт, в помощь себе по профессорству, вызвал из Калуги и вел в ректоры академии. Феофилакт старался привлекать к себе публику в Петербурге своими проповедями. «Раз, – говорим собственными словами Филарета из его «воспоминаний», – раз ввел он в свою проповедь изображение человека престарелого, обремененного службой, из-за которого управляет делами молодой человек: это намекал он на м. Амвросия и на меня. Слухи об этом ходили повсюду, так что и решился донести об этом митрополиту и указал ему способ к прекращению таких проповедей на будущее время, именно напомнил ему 20-е правило 6-го вселенского собора, которым воспрещается проповедовать в чужой епархии. Тот предложил это указание самому Феофилакту в Св. Синоде и Феофилакт в самом деле перестал проповедовать». (Парвосл. обозр. 1868 г. ч. 26, стр. 516). В марте 1812 . открылось место ректора в академии. Митрополит предложил в ректоры Филарета, Феофилакт – Леонида. Комиссия утвердила избрание Филарета. Сперанского уже не было в Комиссии. Все дела ее вел князь Голицын. – До сих пор были счеты с Феофилактом: теперь пришло время полного расчета. Перевод «Эстетических рассуждений» лежат два года у П. В. Криницкого. Конечно, это не было делом простой медлительности. Феофилакт видел, откуда идут препятствия и, надеясь еще на свою силу, хотел, по крайней мере, с честью выйти из затруднительного положения. В июле 1813 года он внес в Комиссию предложение, в котором писал: «долгое время не видя никакого отзыва насчет перевода Ансильйона, я словесно просил отца Духовника отдать мне его обратно, в чем он меня и удовлетворил. Поскольку же переведенная книга, по содержанию своему, не подлежит рассмотрению духовной цензуры для издания оной в свете, да и предлагаема была мной не для того, чтобы получить дозволение напечатать ее, но чтобы ввести ее в высшие духовные училища в роде книги вспомогательной: то я подверг перевод Ансильйона рассмотрению гражданской цензуры, с дозволения коей ныне уже и печатается».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Синод, соображая с толковниками следующих времен, полагает, что ежели которую приимет от св. крещения не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ее; что ж касается до восприемника и восприемницы детей от св. крещения, то разуметь их в таком смысле, как показано в требнике под правилом о св. крещении 21 , второе, в рассуждении родства плотского изображено во-первых третьей книги Моисеевы Левит главы 18-й в стихах: 7-м: срамоты отца твоего и срамоты матери твоей да не открыеши: мати бо твоя есть, да не открыеши срамоты ее; в 8-м: срамоты жены отца твоего да не открыеши; срамота отца твоего есть; в 9-м: срамоты сестры твоей, яже от отца твоего или от матери твоей в дому рожденные, или вне рожденные, да не открыеши срамоты их; в 10-м: срамоты дщере сына твоего, или дщере твоей, да не открыеши срамоты их, яко твоя срамота есть; в 11-м: срамоты дщере жены отца твоего да не открыеши, удиноотча сестра ти есть, да не открыеши срамоты ее; в 12-м: срамоты сестры отца твоего да не открыеши своя бо отцу твоему есть; в 13-м: срамоты сестры матере твоей да не открыеши, своя бо матери твоей есть; в 14-м: срамоты брата отца твоего да не открыеши, и кжене его да не внидеши, сродница бот и есть; в 15-м: срамоты невестки твоей да не открыеши, жена бо твоего сына есть; да не открыеши срамоты ее; в 16-м: срамоты жены брата твоего да не открыеши, срамоты брата твоего есть; в 17-м: срамоты жены и дщере ее да не открыеши, дщере сына ее и дщери дщере ее да не поймеши срамоты их, ближние бот и суть, нечестие есть. Сему 17-му стиху служит объяснением той же 8-й книги Левит главы 20-й стих 14: иже аще поймет жену и матерь ее, беззаконие есть; – во-вторых, в 54-м правиле 6-го вселенского собора, яко таком положении, которое основано на вышепрописанном законе, Богом данном Моисею, разумея при том сие правило по греческому оригиналу, коего смысл следующий: да не попустиши двоюродной сестры сочетаться браком с двоюродным братом, ни сыну и отцу поять за себя дщерь и матерь, ни двум братьям взять в супружество матерь и дочерь; ни двум сестрам вступить в брак с братьями между собой родственными; если же что таково сделано будет, по расторжении брака виновные да подвержены будут седмилетней епитимии; и когда преосвященные по рассмотрении тех доношений, найдут по оным родства далее возбраненных вышеописанными правилами степеней, то вступивших в браки, не производя о сем никаких исследований, оставлять в супружеском сожитии неразлученными, не представляя св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

2007 В толковании на 1 пр. Василия Великого , в котором говорятся, что относительно крещения наватиан (кафаров), «подобает следовати обычаю каждой страны, потому что о крещении их различно думали, рассуждавшие о сем предмете в свое время», Зонара пишет: «А последнее правило 2-го собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать миром. Без сомнения должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и притом вселенского собора». 2008 В толковании на 47-е правило Василия Вел. Зонара, указывая на 7-е правило 2 собора, замечает: «И это правило без сомнения должно иметь больше силы, как позднейшее и соборное». 2009 Напр. в толк. на 11 пр. Неокесарийского собора Зонара говорит: «Но я думаю, что правила Василия В. и Карфагенского собора более имеют силы, как позднейшие и согласующиеся с Апостольским правилом». 2010 См. толк. на правила Апост. 31, 62, Халкид. 2; Анкирск. 19, 21, 22, 23, 24; Карф. 10; Васил. Вел. 78, 83. 2011 «Но не во всем настоящее правило согласно с Апостольским», говорит Зонара и потом указывает, в чем состоит несогласие. 2014 Деяния четвертого и шестого собора должны были возбудить особое внимание Зонары, ибо на соборе 1166 года были анафематствованы не принимающие акты 4-го и 6-гó соборов (См. выше, примеч. 1343), a это показывает, что вопрос об этих деяниях был возбужден именно в то время, когда Зонара писал свои толкования, если только он писал их после 1159 года. 2015 В толков. на 8 пр. первого собора и в историческом предисловии к правилам собора Антиохийского. 2017 Такие ссылки в толков. на Апост. 5, 6, 19, 20, 24, 67, 82; I соб. 6, IV соб. 3, 27; Трулл. 86; VII всел. 8; Анкир. 16; Неокес. 9; Гангрск. 21; Лаод. 29; Карф. 41, 103, 107, 144, 146; перво-второго 8, Васил. В. 25, 31, 46. 2018 Апост. 84 (36 тит. 60 кн. гл. 13 Василик); II всел. соб. 3 (131 новелла Юстин. в V кн. 3 тит. Василик), Халкид. 10 (16 нов. Юст. в III кн. 8 тит. Василик), 18 (60 кн. 36 тит. 4 гл. и тит. 51), 24 (4 кн. 1 тит.) Трулл. 16 (3 кн. 2 тит. постановл. Юстиниана и Ираклия, и 1 тит.), 93 (28 кн. 7 тит. 7 гл.), 94 (22 кн. 5 тит. 4 гл.) 97 (12 гл. 1 тит. 5 кн.); Антиох. 4 (3 кн. 1 тит. 22 гл.); Лаод. 1. (22 Юст. новелл. в 28 кн. 14 тит.); Карф. 15–18 (3 кн. 1 тит. 44 и 9 книгу), 31 (1 кн. 53 гл.; 5 кн. 3 тит. 11 гл.), 110 (21 кн. 1 тит.), 82 (8 кн. 1 тит.), 92 (131 новел. в 5 кн. 3 тит. гл. 10), 115 (Новел. Юстин. в 28 кн. 7 тит.), 119–120 (22 пр. 10 тит.), 136 (7 кн. 2 тит. 19 гл.); перво-второго 1 (5 новел. в 4 кн. 1 тит. (гл. ; 5 кн. 2 тит. 14 гл,); Васил. Вел. 9 (новелла Юстин. в 28 кн. 7 тит.), 22 (60 кн. 58 тит. 4 гл.), 87 (2 кг. 1 тит. 22 гл.); Григор. Нисск. 7 (60 кн. 23 тит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   6-е правило Халкидонского собора.    В этой связи см. 18-е правило Анкирского собора, 17-е и 18-е правила Антиохийского собора.    Isidorus. De ecclesiasticis ofiiciis, II, 3. PL., 83, 779.    См. выше, стр. 55, текст 6-го правила.    90-е правило Василия Великого.    Ср. Властарь, Алфавитная синтагма «К», 19. Русский перевод, стр. 258.    См. также 18-е правило Анкирского собора и 36-е Апостольское правило.    Правила поместных соборов. Русский перевод, стр. 185.    Там же.    Мы находим у Евсевия один случай перехода епископов с одной кафедры на другую. Епископ Александр Каппадокийский был избран на Иерусалимскую кафедру (начало III века). Евсевий указывает, что этот переход был совершен по особому откровению воли Божией. Это замечание указывает на необычайность перехода для доникейского времени. Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 11. Русский перевод, стр. 309—310.    В греческом тексте стоит существительное «κατασκεασμα», что означает «выдумка, кознь, хитрость». Русский перевод значительно смягчил значение этого слова.    15-е правило 1-го Никейского собора.    21-е правило Антиохийского собора.    1-е правило Сардикийского собора.    Там же.    14-е Апостольское правило.    См. Правила поместных соборов, русский перевод, стр. 23—25.    Там же.    См. Никодим Милаш. Правила с толкованиями, т. I, стр. 75.    3-е правило Сардикийского собора.    21-е правило Ельвирского собора. См. также 80-е правило Трулльского собора.    12-е правило Сардикийского собора.    16-е правило Двукратного собора.    17-е Правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    18-е правило Трулльского собора.    См. предыдущую главу.    11-е правило Сардикийского собора.    12-е правило того же собора.    11-е правило того же собора.    20-е правило Трулльского собора.    См. Апостольские правила, русский перевод, стр. 24—25.    16-е правило 1-го Никейского собора.    16-е правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    10-е правило того же собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010