II Вселенского Собора. В 1-м из них говорится о епархии (провинции), во 2-м - о диоцезе, включающем неск. провинций. В 1-м - призыв к возможно более полному участию епископов провинции в поставлении епископа, во 2-м - запрещение епископам вторгаться в чужой диоцез. Непосредственным поводом к изданию 2-го прав. II Вселенского Собора была необходимость остановить каноническую экспансию Александрии, но это правило также могло служить преградой для зап. епископата участвовать в вост. делах. Послание извещает, что на К-польскую кафедру «мы хиротонисали во время Вселенского Собора при всеобщем единомыслии, под надзором и боголюбезнейшего царя Феодосия, всего клира и всего города, одобрившего избрание, почтеннейшего и боголюбезнейшего Нектария во епископа». И в Антиохии «почтеннейшего и боголюбезнейшего епископа Флавиана сошедшиеся [епископы] провинции и Восточного диоцеза канонически хиротонисали с одобрения всей Церкви... и эту законную хиротонию принял и весь Собор». Зап. епископов призывают «поздравить» новых предстоятелей. Несмотря на чисто известительный характер этих сообщений, неск. десятилетий спустя св. Бонифаций I Римский (418-422) усмотрел здесь просьбу об утверждении (PL. 20. Col. 782-783). К. С. 382 г. принял 2 постановления, позднее включенные в состав правил II Вселенского Собора (правила 5 и 6). Собор 383 г. После победы православия на Востоке, несмотря на то что массы народа, как всегда, следовали за своим государем, имп. св. Феодосий I был озабочен ропотом все еще многочисленных еретиков, иногда переходящим в открытые возмущения с требованием вернуть отобранные у них храмы. Верным помощником императора был сенатор Нектарий, принявший крещение после избрания на К-польскую кафедру (381). Свт. Нектарий начал переговоры с еп. Агелием, окормлявшим к-польских новациан . Агелий, благочестивый, но неученый, выставил вместо себя своего чтеца Сисинния, к-рый посоветовал не проводить предполагавшиеся сначала прения о вере и предложил поставить перед всеми вопрос об отношении к отцам и учителям, писавшим до начала арианских споров.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Духовный друг святителя Филарета Николай Андреевич Муравьев в одном из писем пожалел, что древние каноны относительно возраста ставленников перестали уважаться. Митрополит соглашался с этим, но в то же время находил неудобным сразу исправлять уклонение. Он писал: «Если решиться не производить во священники 23-летних образованных, необходимо будет производить 30-летних необразованных. Будет ли лучше? Удобно ли издать закон, чтобы получившие образование в кадетских корпусах, и выпускаемые до ныне офицерами, отныне поступали на несколько лет в рядовые… Надобно обращаться к правилу, но постепенно» . Следующий случай свидетельствует, что святитель Филарет с годами мог менять свои воззрения на тот или иной предмет церковной жизни. Митрополит Московский не терпел обычая, когда в конце службы стояли с тарелками для денег. Он видел в этом нарушение 23-го правила Шестого Вселенского собора, согласно которому священник извергается, если за причащение он требует денег. В 1846 году митрополит писал своему другу и духовному отцу архимандриту Антонию: «Нельзя ли подать причту мысль, которая может придти и подана быть без меня, что если я узнаю о стоянии причта с тарелками для денег от причастников, то должно будет поступить по 23-му правилу 6-го Вселенского собора» . Диаконов, которые имели доход от чтения правила ко Причащению для неграмотных крестьян, митрополит отправлял на неделю в монастырь . Однако через 20 лет строгость этого правила была смягчена святителем из-за обращения многих прихожан московских храмов к благочинным. Прихожане просили «сохранить им свободу следовать утвердившемуся издавна обычаю, по которому, по окончанию Литургии, на которой они приобщались святых Таин, и после целования креста, они предлагают причту посильные приношения». В качестве аргумента, по которому 23-е правило Шестого Вселенского собора не нарушалось, прихожане выставляли то, что сам причт не требует денег. Это делается исключительно по доброй воле прихожан. Святитель смягчает прежнюю строгость и определяет: «Поскольку такими отзывами устраняется сомнение или нарекание в нарушении вышеозначенного правила: то сообразным с обстоятельствами признается предоставить прихожанам свободу следовать утвердившемуся издавна обычаю; и причтам не возбраняется в таком случае принимать приношения от их усердия» .

http://bogoslov.ru/article/6176745

На основании этого, православные христиане требовали убедительно твоего удаления и заменить другим лицом, ссылаясь на то, что они не находят в твоем лице ни защитника, ни духовного просветителя: горько им приходится от тебя и твоего сына. Явившихся с ходатайством христиан, тебе подведомственных, едва удалось нам удержать и остановить: они готовились с ходатайством в Деблет (высшее турецкое начальство), рассчитывая, что ты только тогда исправишься и проч. Церковное начальство сочло нужным тогда Амвросию сделать надлежащее внушение. Некоторое время спустя, в сентябре того же года, низложен по указу Порты, что видно из письма к Амвросию, написанного Синодом в сентябре 1841 года; в этом письме Синод советует ему оставаться на покое на родине Энос согласно высочайшему повелению. 5. Не известно также писал ли Иосиф внушительные 4 письма Амвросию, потому что нет нигде указания в письмах церкви митрополиту Иосифу об Амвросии. Сохраняются же три письма при патриархии к Иосифу: 1-е от 14-го декабря 1846 года, в котором говорится, что Амвросий, бежав из Бизилиуссы 5 , находится при каком-то монастыре и подсуден (митрополиту) Иосифу; в виду того, что церковь его считает провинившимся, не имеет он права совершать богослужение, что известно его преосвященству, который конечно не разрешит ему священнодействовать. В этом письме спрашивается между прочим: прибыл ли туда Амвросий? 2-е письмо от 12-го марта 1847 г. В нем сказано, что вселенский патриарх Анфим, вспоминая то, что он слышал, что будто Амвросий бежал в какой-то монастырь еретиков, находящихся близ Вены, что действительно по справкам названный архиерей проживает в местах, подлежащих его ведомству. Сам Амвросий не считает свой поступок бегством. И если вдуматься, говорит патриарх Амвросию, то можно будет видеть, как глубоко заблуждено ваше преосвященство; законы церкви считают вас повинным и лишают права священнодействовать и требуют, чтобы митрополит Иосиф отправил вас сюда 6 . 3-е письмо от 20-го августа того же года. Этим письмом патриарх Анфим напоминает митрополиту Карловичу 7 все то, что было сказано в предыдущих письмах об Амвросии, и удивляется, почему митрополит не отвечает на его письма, прибавляет, что ему известно, что Амвросий священнодействует и рукополагает лиц, не достойных духовного звания. Прибавляет же он в своем третьем письме, ссылаясь на церковные каноны , и поясняет 15 и 35 апостольские правила, 13 правило четвертого вселенского собора и тринадцатое правило Антиохийского собора. Все эти правила нарушены Амвросием; хотя церковь Христова (сказано далее в этом письме) считает митрополита Амвросия нарушителем правил, тем не менее из чувства человеколюбия и уступчивости, нашла нужным внушить Амвросию надлежащее об обязанностях, препровождая ему особенное письмо, приложенное к 1-му 8 . Если он окажется непослушным и будет продолжать свое неповиновение, принуждено будет церковное начальство приступить к исполнению церковных правил – наложить на него надлежащую законоположенную епитимию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

21) Четвертый Всел. соб. 29 пр. безусловно воспретил низведение епископа на степень пресвитерскую, заметив, что «аще сводит кто епископа на пресвитерство, святотатец есть». Шестой Всел. соб. постановил: «если епископ будет учить во ином городе в народе, то да престанет от епископства и пресвитерская действует» (20 пр.). Аристин замечает: «29 пр. Халкидонского собора святотатство отнюдь нарицает, еже епископа на пресвитерский свести степень: и имей сие правило пребольше вселенского онаго (т. е. шестого собора) правила» (Старопеч. Кормч. 184 л.). 22). 20 пр. первого Всел. соб.: «Понеже суть некоторые преклоняюще колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносить молитвы Богу». 90 пр. VI Всел. собора: «От Богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова»... 15 пр. Петра Александрийского : «Воскресный же день препровождаем, яко день радости, ради воскресшего в оный. В сей день и колена преклоняти мы неприяли. Тоже см. 91 пр. св. Василия Великого . А в Октае 5 гласа, напечатанном в 7-е лето патриаршества Иосифа, при пении; Честнейшую Херувим повелевается на каждый стать полагать поклоны до земли: «Иерей, покадив святую трапезу, возгласит, Богородицу песньми возвеличим. Та-же поем песнь Богородице: Величит душа моя Господа, и поем: Честнейшую Херувим, на кийждо стих на оба лика, и творим поклоны до земли». В Учебной Псалтири 4-го лета п. Иосифа на л. 29 об. читаем: «в воскресные дни подостойне поклон великий до земли. От Пасхи до недели всех святых – тоже». В Сыне Церковном»: «Глаголи – достойно есть весь, до конца, и поклон до земли, аще и в праздник, и в субботу и в неделю» (гл. 43). Тоже см. глава 60-я. По гл. 63 «О поклонах на обедни» читаем: «На большой ектении, на всякой статьи, три поклоны... И аще та покажется много, и ты хотя по единому поклону положи ва всякую статью, в пояс клади. А коли праздника несть, ино добро бы в землю. А в праздник и в субботу, и в неделю един в землю... На отпусте, по достойне поклон земный, аще и в праздник».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Сему 17-му стиху служит объяснением той же 3-й книги Левит главы 20-й стих 14-й: иже аще поймет жену и матер ея, беззаконие есть; – во-вторых, в 54 м правиле 6-го вселенского собора, яко таком положении, которое основано на вышепрописанном законе, Богом данном Моисею, разумея притом сие правило по греческому оригиналу, коего смысл следующий: да не попустити двоюродной сестре сочетатися браком с двоюродным братом, ни сыну и отцу поят за себя дщерь и матерь, ни двум братьям взят в супружество матерь и дочерь; ни двум сестрам вступить в брак с братиями между собой родными; если же что таково сделано будет, по расторжении брака виновные да подвержены будут седмилетней епитимии; и когда преосвященные, по рассмотрении тех доношений, найдут по оным родства далее возбраненных вышеписанными правилами степеней, то вступивших в браки, не производя о сем никаких исследований, оставлять в супружеском сожитии неразлучными, не представляя св. Синоду, а буде в сих незапрещенных теми же правилами степенях окажутся объявляющие желание вступить в брак, то преосвященные имеют давать им на то позволение непосредственно от себя или чрез благочинных, или прямо приходским священникам; ежели же браки вступивших в оные и желающих вступить окажутся точно в вышепрописанных возбраненных к тому степенях и будут подлежать к расторжению их браки, то о таковых, по производстве чрез консисторию исследований, представлять св. Синоду на основании последовавших из оного 1805 февраля от 6 и 1806 годов февраля от 28 чисел указов, а просящим дозволение на вступление в таковые браки отказывать. Указ св. Синода от 25 апреля 1841 года (О трехродном родстве). По делу о браке рыльского купца Игната Потатурина с купеческою вдовою Прасковьею Жиж иною в четвертой степени родства от трех родов, настоящим указом (1841 г. 5778) св. Синода, между прочим постановлено: «В греческой Кормчей книге, изданной в 1800 году, по благословению Вселенского Патриарха и сущего с ним Синода, о родстве от трех родов, между прочим сказано: сродство сие бывает, когда три чуждые рода сродняются, между собою посредством брака.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

«Предисловие ваше – так начинает Никон свое возражение Стрешневу и Паисию – вы начали от истины и написали: рече Господь: Аз есмь путь и живот и истина; но к чему вы начали от истины, когда у вас все написано не истинно, а ложно. Скажи мне, Симеон, какие книги велят тебе на меня свидетельствовать о том, чего и сам ты не знаешь? Следовало тебе прежде себя исправить и, по слову Божию, прежде у себя вынуть бревно из глаза, а потом извлечь сучек из чужого глаза. А ты, Паисий, пишешь в письме к боярину Симеону Стрешневу, что научен ты от Иерусалимского Началоучителя Христа проповедать истину; велено тебе – говорит Никон – учить и проповедовать в своей области и епархии, а не там, куда придешь без воли вселенских патриархов». Приведя относящееся к этому вопросу священное писание и, по поводу долгой отлучки Паисия от его епархии, перечислив правила соборов, Никон спрашивает его: «кто тебе велел сюда прийти учить и законы новые издавать»? Обличая в том Паисия, Никон, между прочим, приводит 20-е правило 6-го вселенского собора: «епископ в ином граде в народе да не учит», и толкование того же правила: «епископ во ином граде в народе уча, понеже гордости и буести ради, преобидит ту сущего епископа, яко тщася посрамити и уничижити и чуждой престол себе обручити, по достояние да престанут таковые от епископства». Распространяясь об учении, на которое по правилам Паисий не имел права в чужой епархии, и приводя Евангелие Иоанна: «не входяй дверми во двор овчий и проч.», Никон спрашивает: «ты, Паисий, веруешь ли сему? Если скажешь, что веруешь, то писание твое будет обличением против тебя, потому что ты являешься между овцами Христовыми не пастырем, а волком, смущая и разгоняя стадо Христово, которое тебе не дано». В предисловии у Паисия написано: кто говорит правду, тот наживет себе врагов, как Иоанн Предтеча, который обличал беззаконного Ирода; Никон возражает Паисию: «твое презорство я докажу не баснями, которые ты приводишь, а истинным свидетельством; теперь же скажу тебе: если бы какая и была моя вина, то не тебе одному суд надо мною произносить; ты не только не видел, но и не слышал от меня ничего. В писании сказано: прежде чем осудить, нужно подлинно разведать и выслушать обвиняемого, хотя бы и много было оговаривающих (Вас. 24). Ты же, не узнав ни о клевете, ни о клеветнике, но от одного неправедного мужа, под клятву подпавшего, хотя он и боярин, приняв клевету, вопреки заповедям Божьим, на соблазн простым людям растолковал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Правило 7 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Поскольку мы уведали, что в некоторых церквах диаконы имеют церковныя должности, и посему некоторые из них, попустив себе дерзость и своеволие, председят пресвитерам, того ради определяем: диакону, аще бы имел и достоинство, то есть, какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера: разве когда, представляя лице своего патриарха, или митрополита, прибудет во иной град для некоего дела: ибо тогда, яко занимающий его место, будет почтен. Аще же кто с насилием и наглостию дерзнет сие творити: таковый, быв низведен от своего степени, да будет последний из всех в том чине, к которому он сопричисляется в своей церкви. Понеже Господь наш не любити председания убеждает в учении, предложенном у святаго евангелиста Луки, от лица самого Господа нашего и Бога. Ибо Он к званным глаголал таковую притчу: егда зван будеши ким на брак, не сяди на преднем месте, егда кто честнее тебе будет званных: и пришед иже тебе звавый и онаго, речет ти, даждь сему место: и тогда начнеши со студом последнее место держати. Но егда зван будеши, сяди на последнем месте, да егда приидет звавый, речет ти: друже, посяди выше: тогда будет ти слава пред возлежащими с тобою. Яко всяк возносяйся, смирится: и смиряяйся вознесется ( Лук. 14:7–12 ). Сие же самое да соблюдается и в прочих степенях священнаго чина: ибо мы ведаем, что достоинства или должности духовныя превосходнее должностей, относящихся к миру . ( I Всел. 18 ; Трул. 16 ; Лаод. 20 ) . Независимо от установленных степеней священной иерархии ( ιεραρχα ερατικ, hierarchia ordinis), существовали в церкви с древнейших времен различные церковные служения ( οφφκια или ρχοντκια κκλησιαστικ, officia ecclesiastica), касающиеся внешнего церковного управления, которые не были в зависимости от той или иной степени священной иерархии. Степенями ( βαθμο, gradus) назывались и эти церковные служения, однако не в буквальном смысле ( καταχρηστικς, abusive) слова, по верному замечанию Вальсамона в толковании 17-го Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 8 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Установленное святыми отцами нашими, желая и мы во всем сохраняти, возобновляем такожде и правило ( IV Всел. 19 ), повелевающее быти ежегодно соборам епископов каждыя области там, где епископ митрополии усмотрит за лучшее. Но как, по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето, между святым праздником пасхи, и между исходом месяца октоврия каждаго лета, в том месте, которое, как выше речено, изберет епископ митрополии. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбно изъявити прещение . ( Ап. 37 ; I Всел. 5 ; IV Всел. 19 ; VII Всел. 6 ; Антиох. 20 ; Карф. 95 ) . По всей вероятности, причина, побудившая отцов IV Всел. Собора издать свое 19-е правило о периодических митрополичьих соборах, побудила и отцов Трулльского Собора издать подобное же правило. В правиле IV Всел. Собора говорится, что отцы узнали, что канонами установленные соборы не собираются исправно, а посему определили, чтобы в этом отношении строго соблюдались канонические предписания прежнего времени. В этом же правиле Трулльского Собора об этом не упоминается, однако это можно предполагать, на основании новеллы Юстиниана от 564 г., в которой говорится, что подлежащими епископами не соблюдается предписание 37-го Ап. правила о ежегодных епископских соборах, и что эти соборы в большинстве не собираются вовсе, а посему предписывается, чтобы эти соборы собирались, по крайней мере, раз в году 1062 . Имея, во всяком случае, в виду это, отцы Трулльского Собора издали свое правило и предписали, чтобы эти соборы непременно собирались, как определено это правилами (Ап. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; Антиох. 20). Однако, в виду «набегов варваров», которые часто наступали в VII веке и особенно после появления мухаммеданства, равно и других случайных обстоятельств, могущих воспрепятствовать епископам в их путешествии к местам соборных заседаний, отцы этого собора отменили прежние канонические предписания о собирании соборов два раза в год и предписали, чтобы соборы каждой митрополичьей области собирались раз в году, притом в период времени между Пасхою и до конца октября и в том месте, которое назначает митрополит. На епископов, которые не прибудут на собор без достаточных оснований, отцы налагают такое же наказание, какое предписано было и отцами IV Всел. Собора (19 прав.), а именно – выговор. Определение этого правила повторено было и на VII Всел. Соборе (6 пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

Правило 16 Первого Вселенского Собора, Никейского Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и церковнаго правила не зная, удалятся от собственной церкви: таковые отнюдь не должны быти приемлемы в другой церкви; и надлежит всякое понуждение противу них употребити, да возвратятся в свои приходы; или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быти общения. Такожде, аще кто дерзнет принадлежащаго ведомству другаго восхитити, и в своей церкви рукоположити, без согласия собственнаго епископа, от котораго уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение . ( Ап. 14 , 15 , 16 ; I Всел. 15 ; IV Всел. 5 , 10 , 20 , 23 ; Трул. 17 , 18 , 20 ; Антиох. 3 , 21 ; Сердик. 1 , 2 , 13 , 15 , 16 ; Карф. 54 , 80 , 90 ) . В греческом оригинале этого правила для обозначения лиц, находящихся на службе в церкви, так же как в 17-м и 19-м правилах этого собора, употреблено выражение ο εν τ καννι ξεταζμενοι (qui in canone recensentur), что мы перевели словом «клирики» (в русском синодальном издании: к клиру причисленные), следуя толкованию Зонары 17-го правила, где говорится, что это равносильно словам: ν κλρψ τεταγμνοι (in clerum cooptati), т.е. причисленные к клиру 457 . Словом κανν, кроме многого другого, обозначался также список клириков, находящихся при церкви, вследствие чего и все посвященные лица назывались κανονικο (Василия Вел. 6 пр.), а на западе canonici. Зонара, объясняя 6-е правило Василия Великого , говорит: « κανονικος называет всех, причисленных к клиру ( ν τ καννι εξεταζομνους, qui in canone enumerantur), т.е. клириков, монахов, монахинь и дев, давших обет девства» 458 . В 15-м правиле Лаодикийского Собора правильно поставленных, постоянных певцов в церкви, также называют κανονικο ψλται (canonici cantores), в отличие от остальных мирян, поющих в церкви. Это правило находится в тесной связи с предыдущим. Из последних слов предыдущего (15) правила видно, что каждый епископ, пресвитер и диакон бывает рукоположен к той церкви, к которой назначен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010