пространную хронику, которая в дальнейшем была изменена Макарием посредством новых прибавок. Это мнение впоследствии принял и Пападопулос: Papadopulos J.B. Über «Maius» und «Minus» des Georgios Phrantzes und iiber die Randnoten des angeblichen Pachomios//BZ 38 (1938). S. 323–331. См. тж.: Дёльгер: Ibid. S. 489–491. Напротив, В. Грюмель (ЕО 36 (1937). Р. 88–89) и А. Грегуар (Byz 12 (1937). Р. 388–391) придерживались мнения, что скорее пространная хроника является подлинным сочинением Сфрандзи, а краткая – составленным в позднейшее время ее сокращением. К этому мнению поначалу также склонялся Моравчик ( Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I1. S. 152). Между тем тезис о неподлинности пространной хроники получил основательную поддержку со стороны Р. Лёнерца ( Loenertz R.J. La date de la lettre θ de Manuel Paléologue et l " inauthenticité du «Chronicon Maius» de Georges Phrantzes//EO 39 (1940). P. 91 ff. и ос. Autour du Chronicon Maius attribué à Georges Phrantzes//Miscellanea G. Mercati. Vol. III. 1946. P. 273 sq.). Согласно Лёнерцу, пространная хроника является компиляцией, сделанной Макарием Мелиссином из подлинной краткой хроники Сфрандзи, и прежде всего из Халкокондила и хроники Дорофея Монемвасийского. Доказательства основываются на весомых, по сути неотразимых аргументах. Их неопровержимость подтверждается дальнейшими исследованиями, так что ныне этот вопрос может считаться разрешенным. Мнению Лёнерца теперь следует и Моравчик ( Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I 2 . S. 287 ff.). См. тж. заметку Дёльгера: BZ 43 (1950). S. 63. 1078 См.: Черноусов Е.А. Дука, один из историков конца Византии//ВВ 21 (1914). С. 171–221; Miller W . The Historians Doukas and Phrantzes//JHS 46 (1926). P. 63–71; Grecu V . Pour une meilleure connaissance de Thistorien Doukas//Memorial L. Petit. Paris, 1948. P. 128 sv; Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I 2 . S. 250 ff. 1079 FHG. T. V. 1870. P. 40–161. Английский перевод: Riggs Ch.T. History of Mehmed the Conqueror by Kritovoulos. Princeton, 1954; издание: Grecu V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако слово «натура» в данном случае представляется уместным, ибо в современном русском языке оно, отличаясь от слова «природа», более соответствует тому смыслу, который вкладывает Секст в слово fЪsij. Разумеется, в текстах догматического содержания fЪsij должно переводиться как «природа» или «естество». 93 Ср.: Василий Великий. Письма. 2.5 (Migne J. — P. PG. XXXII. 229C). 94 Ср.: 139. 95 Сходные мысли у Климента Александрийского (Стром. VII.82.l. приписываются последователям гностика Василида. Климент ссылается на их священную книгу «Предания», содержащую якобы изречения апостола Матфия. 96 Ср.: Рим 2: 24.  Чедвику это изречение представляется «христианской версией» 396 афоризма. 97 Ср.: 94, 3 89а. Чедвик указывает, что этот афоризм встречается в нескольких византийских сборниках. 98 Ср.: Мф 7:1–2. 99 Ср.: 152. 100 Несколько туманное изречение, но, исходя из сопоставления с 165 а–в и другими афоризмами, можно приблизиться к его правильному пониманию. По–видимому, Секст предостерегает от стремления победить словесно во что бы то ни стало, с одной стороны, и от огорчения, если тебя кто–то «переспорил», — с другой. Ср. тж.: 408. 101 Ср.: 65; t:ma тХ pismXj e_nai di¦ тоа e_nai Руфин переводит как fidelis esse magis quam videri stude, то есть сближает с 64 афоризмом. 102 Ср.: 450; Клим. Алекс. Стром. VII.16.5; 29.4; 64.6. 103 Ср.: Сенека. Письма. 80.9. 104 Богатящемуся — ploumoanma. Выбор архаизирующего слова продиктован церковнославянским переводом Лк 1:53 (см. тж. Синодальный перевод. Ср.: Мк 10:23. 105 Ср.: 214, 229, 259. 106 Ср.: 21. 107 Ср.: 215. 108 Ср.: 131. 109 Ср.: 433. 110 Ср.: 333. 111 Cp.: Epicm. Dissert. I.24. 1.  Чедвик отмечает, что это общестоическая тема. 112 Ср.: 216; 1 Петр 4:6. 113 Ср.: изречение Солона у Диогена Лаэртского (I.59). 114 Точнее, «не взойдет» — оЩк Ср.:  209.  По мысли Климента Александрийского, как отмечает Чедвик, различие между языческой и христианской этикой состоит в следующем: греческие философы учат, что влечение должно быть подавлено, а христианство — что оно не должно ощущаться вообще (Стром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

[v]1. Shepherd of tender youth, [v]Guiding in love and truth [v]Through devious ways; [v]Christ, our triumphant King, [v]We come Thy name to sing; [v]Hither our children bring [v]To shout Thy praise! [v]2. Thou art our Holy Lord, [v]The all–subduing Word, [v]Healer of strife! [v]Thou didst Thyself abase, [v]That from sin " s deep disgrace [v]Thou mightest save our race, [v]And give us life. [v]3. Thou art the great High Priest; [v]Thou hast prepared the feast [v]Of heavenly love; [v]While in our mortal pain [v]None calls on Thee in vain; [v]Help Thou dost not disdain [v]Help from above. [v]4. Ever be Thou our Guide, [v]Our Shepherd and our Pride, [v]Our Staff and Song! [v]Jesus, Thou Christ of God [v]By Thy perennial Word [v]Lead us where Thou hast trod, [v]Make our faith strong. [v]5. So now, and till we die, [v]Sound we Thy praises high, [v]And joyful sing: [v]Infants, and the glad throng [v]Who to Thy church belong, [v]Unite to swell the song [v]To Christ our King! §67. О «тайном учении». Disciplina Arcani Richard Rothe: De Disciplinae Arcani, quae dicitur, in Ecclesia Christ. Origine. Heidelb. 1841; и его статья на эту тему в первом издании Herzog (vol. I. 469–477). С. A. Gerh. von Zezschwitz: System der christl. kirchlichen Katechetik. Leipz. 1863, vol. I, p. 154–227. См. тж. его статью во втором издании Herzog, I. 637–645 (сокр. в Schaffs «Rel. Enc.»). G. Nath. Bonwetsch (из Дорпата): Wesen, Entstehung und Fortgang der Arkandisciplin, in Kahnis» «Zeitschrift für hist. Theol.» 1873, pp. 203 sqq. J. P. Lundy: Monumental Christianity. N. York 1876, p. 62–86. См. тж. A. W. Haddan in Smith & Cheetham, I. 564–566; Wandinger, in Wetzer & Welte, new ed. vol. I. (1882), 1234–1238. Более старые диссертации на эту тему: Schelstrate (1678), Meier (1679), Tenzell (1863), Scholliner (1756), Lienhardt (1829), Toklot (1836), Frommann (1833), Siegel (1836,1. 506 sqq.). Публичное богослужение начиная с середины II и до конца V века делилось на поклонение катехуменов (новообращенных) 423 и поклонение верующих 424 . Первое включало в себя чтение Писания, проповедь, молитву и пение, оно было доступно для некрещеных и кающихся. Второе состояло из святого причастия с сопровождающей его литургией; на нем могли присутствовать только собственно члены церкви. Перед его началом новообращенные и неверующие покидали собрание по приказу диакона 425 , и двери закрывались или охранялись.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1045 См.: Loenertz R.-J. Notes d " histoire et de chronologie byzantines//REB 20 (1962). P. 171–180. 1048 Мы придерживаемся традиционной хронологии, которая опирается на данные Морейской хроники, поскольку критика Драгумиса ( Δραγομης Σ. Χρονικν Μορως τοπωνυμικ, τοπογραφικ, ιστορικ. Αθναι, 1921) и Закитиноса ( Zakythinos . Despotat. Vol. I. P. 41 sv.) не привела к какому-либо удовлетворительному результату. Хронологии Морейской хроники следует также Лоньон ( Longnon . Empire latin. P. 232–233). 1050 См.: Gay J. Notes sur le second royaume français de Sicile//Mélanges Jorga. Paris, 1933. P. 309 sv. 1053 Подробное описание восточной политики Григория X с особым вниманием к его планам крестовых походов предлагает Лоран: Laurent V . La croisade et la question d " Orient sous le pontificat de Grégoire X//RHSEE 22 (1945). P. 105–137. См. тж.: Его же . Grégoire X et un projet de ligue antiturque//EO 37 (1938). P. 257 sv. и Le rapport de Georges le Metochite, apocrisiaire de Michel VIII Paléologue auprès du pape Grégoire X (1275–1276)//RHSEE 23 (1946). P. 233 sv. Статья: Fliche A . Le problème oriental au second concile oecuménique de Lyon (1274)//OCP 13 (1947). P. 475–485 – с содержательной точки зрения не привносит ничего нового. 1054 Бенегиевич В.Н. Описание греческих рукописей св. Екатерины на Синае. Т. 1. СПб., 1911. С. 542 сл. 1055 Pachym. I. P. 318–319. Простагма Михаила VIII от 8 ноября 1272 г.: Heisenberg . Palaiologenzeit. S. 37 ff. (с подробным комментарием). Dölger . Reg. 1994,1995. 1056 См.: Успенский Ф.И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках//ВВ 24 (1923–1926). С. 1–16; Вернадский Г. Золотая Орда, Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога//SK 1 (1927). С. 73 сл. 1057 См.: Lane-Poole St . A History of Egypt in the Middle Ages. London, 1901. P. 242 ff.; Poliak A . Le caractère colonial de l " Etat Mamelouk dans ses rapports avec la Horde d " Or//Revue des études islamiques 9 (1935). P. 231 sv. 1059 Хронологические зацепки в источниках крайне скудны. См.: Dölger . Reg. 1969,1976,1977. Избранная здесь хронология получает свое основание путем сопоставления описанных событий: союз с Ногаем не может быть датирован ранее весны 1272 г., поскольку ему предшествуют, с одной стороны, татарский набег, вызванный Иоанном Фессалийским, который случился самое раннее в 1271 г., а с другой – болгарско-византийская война, которая едва ли могла начаться ранее начала 1272 г., поскольку между нею и случившейся, вероятно, ок. 1270 г. Смертью царицы Ирины Ласкарины находится еще свадьба царя с племянницей императора Марией и рождение сына от этого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1396 См.: Crichton G. Н. Romanesque Sculpture in Italy. London, 1954. Fig.53; Dyggve E. Sepulcrum domini (Form und Einrichtung)//Festschrift Friedrich Gerke. Kunsthis- torische Studien. Baden-Baden, 1962. Abb. 3, 4; Corpus des Inscriptions de la France Medievale. t. 14. Paris, 1989. Fig. XV, 31; Cook W. W. У The Earliest Painted Panels of Catalonia (VI)//Art Bulletin. V. X (4). 1928. Fig. 52–53; Enamels of Limoges: 1100–1350. NY, 1996, p. 165, реликварий Животворящего Креста 1178–1198 гг. из собора Сент- Сернин в Тулузе; р. 253, табернакль 1200–1210 гг. из музея Метрополитен. Ср. тж. многие современные рельефы: архитрава фасада Сен-Жиль-дю-Гар (Франция, сер. XII в.) (ÓMeara C. F. The Iconography of the Facades of Saint-Gilles-du-Gard. NY, 1977. Fig. 51); капитель поел. четв. XII в. в ц. Санта Мария ла Реал (Агвилар де Кампо, Испания, поел. четв. XII в.) (The Art of Medieval Spain: A.D. 500–1200. New York, 1993, 97b). Ср. край савана и четыре чётких круговых отверстия в стенке саркофага витража собора св. Петра в Пуатье, XII в. (Male Е. Religious Art in France. The XII th century. Princeton, 1976. Fig. 118). 1397 Планы: Omamenta Ecclesiae: Kunst und Kunstler der Romanik. Koln, 1985. Bd. 3. H. 4. 3; Nebenzahl K. Maps ofthe Holy Land. N.Y., 1986. Fig. 5. Pl. 9, идр. Сводку публикаций по печатям сделал Биддл (Biddle М. The Tomb of Christ. Stroud, 1999, p. 86). См.: Blanchet A., Chalandon F., Schlumberger G. Sigillographie de l’Orient latin. Paris, 1943, p. 73–74, 1–8, Pis. I (8), V (9), XX (2:4); Mayer H. E. Das Siegelwesen in den Kreuzfahrerstaaten. Munich, 1978. Taf. I (7); Sabine C. J. Numismatic iconography of the Tower of David and the Holy Sepulchre: an emergency coinage struck during the siege of Jerusalem, 1187//Numismatic Chronicle, V. 139. London, 1979. PI. 17 (4:5); Schlumberger G. Neufsceauxde l’Orient latin//Revue de l’Orient latin, 2, 1894, p. 177, pl. 11. Монеты с изображением условной Эдикулы с тремя точками на боковой стороне см.: Metcalf D. М. Coinage of the Crusades and the Latin East in the Ashmolean Museum, Oxford. London, 1995, p. 253–286. Паломнические ампулы XII–XIII вв. см.: Kotzche L. Zvei Jerusalemer Pilgerampullen aus der Kreuzfahrerzeit//Zeitschrift fur Kunstgeschichte 51 (1988), Abb. 1/10; Kotzche L. Das Heilige Grab in Jerusalem und seine Nachfolge//Akten des XII. Internationale Kongresses fur christliche Archaologie. 1991, Bonn. Teil 1. Munster, 1995. (Jahrbuch fur Antike und Christentum, 20:1). S. 283, Taf. 30, a–b.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можем ли мы вкладывать в слова апостола иной смысл, нежели тот, что хотел донести он? 878 См.: «Помощь для понимания Библии», с. 1620, 1621, англ., «Понимание Писаний», т. II, с. 1134, 1135, англ., или другие библейские справочники. (В Синодальном переводе они названы «детоводителями», что является буквальным переводом греческого слова ( ) от которого происходит русское слово «педагог». – прим. перев.) 922 Матфея 5:14–16 . Греческое слово ( ) переведенное как «дела», не несет в себе мысли о какой–либо организованной деятельности. Предшествующие и последующие высказывания Христа показывают, что он говорил об обычных делах, которыми занимались его слушатели, и об их повседневных отношениях с друг с другом. 931 Греческое слово ( ) одна из форм которого переведена в 2 Тимофею 4:5 как «бдительность» (НМ) или «здравомыслие и уравновешенность» (перевод Филлипса, англ .), буквально означает «быть трезвым», избегать (алкогольного) опьянения. В переносном смысле это слово приобрело значение «быть рассудительным, бдительным, сдержанным» (Греческо–русский словарь Alpha). «Трезвость в суждениях была важна как в частной, так и в общественной жизни» (См. TheologicalDictionary of the New Testament , краткое издание, с. 633, 634, тж. Вейсман А. Д. Греческо–русский словарь. – Спб., 1899). 933 Например, в 1 Тимофею 1:8–11, апостол перечисляет ряд неправильных поступков и склонностей (включая убийство, обман, лжесвидетельство, безнравственность, гомосексуализм), а затем говорит о том, что подобное поведение «противостоит [противоречит, СЖ ] здравому учению » благой вести. Ср. также 1 Тимофею 4:1–6. 944 Ср. с высказываниями из книг, по которым Свидетели Иеговы проводят «изучения Библии», «Истина, ведущая к вечной жизни», с. 16; «Ты можешь жить вечно в раю на земле», с. 23, 24. 945 Хотя на момент смерти мужа она уже перестала посещать встречи собрания, похороны, на которых присутствовало много друзей и коллег покойного по работе (не являвшихся Свидетелями Иеговы), для нее провел местный старейшина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

[vii] О понятии «синайской» духовности см. I. Hausherr, SJ, LaMéthoded " OraisonHésychaste ( OrientaliaChristiana , ix, 2 Rome 1927), pp. 118-29, 134-42, в особенности с.125.  Идея «синайской духовности» настойчиво проводится в ‘Un Moine de l’Église d’Orient’, LaPrièredeJésus (3rd ed.: Chevetogne 1959), pp. 24-57, где устами безымянного монаха, высказывается мысль, что Григорий Синаит знаменует собой «конец синайской фазы и начало афонской фазы» (с.44). Однако, автор ошибается, когда пишет, что Григорий познакомился с Арсением на Синае ( ibid ). Позднее о. Хаусхерр отверг или пересмотрел многое из того, что написал о синайской духовности в 1927 г. – см. ‘Un Moine de l’Église d’Orient’, La Prière de Jésus (3rd ed.: Chevetogne 1959), pp. 24-57. [x] О Никифоре Афонском (Исихасте) см. Gregory Palamas, Triads in Defence of the Holy Hesychasts, I, 2, 12 (ed. J. Meyendorff [Louvain 1959], 99,5-11) and II, 2, 2-3 (321,10-323, 22). Из свидетельства Паламы можно заключить, что Никифор был известным духовным руководителем, который оставил после себя пользовавшихся влиянием последователей; из «Жития» свт. Каллиста трудно сделать подобный вывод. [xiv] Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22 (изд. А. Пападопуло-Керамевса, Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21-26). Ср. Meyendorff, Introduction & l’étudedeGrégoirePalamas , p. 54: « В этом мы видим еще одну характерную черту, присущую исихазму XIII и XIV вв., одним из подвижников которого был св. Феолипт Филадельфийский: монашество понимается как пророческое служение в мире и ради мира, а не только как средство личного спасения». [xv] Patriarch Philotheos, Encomium S. Gregorii Thessalonicensis (MPG cli, cols 573B-574B). C р. Текст в Philokalia, vol. v (Athens 1963), pp. 107-12; тж. Igumen Chariton of Valamo, The Art of Prayer, translated by E. Kadloubovsky and E. M. Palmer (London 1966), pp. 87-88. [xviii] О влиянии Григория Синаита на монашество в славянских землях см. A.-A. N. Tachiaos, Epidraseis tou Hesychasmou eis tin Ekklisiastikin Politikin en Rosia 1328-1406(Thessalonika 1962), особенно pp. 65-68; D. Obolensky, The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500-1453 (London 1971), pp. 301-5 and p. 404 (bibliography).

http://bogoslov.ru/article/2839188

Не существует никакого сомнения в том, что славяне приняли чрезвычайно важное участие в обновлении Византийской державы в VII в., но не потому, что они – как это следует из построенной на целой цепочке ложных умозаключений теории – привнесли в Византию некое якобы специфически славянское общинное устройство, но потому, что они наполнили дряхлую Империю новыми силами: ведь как оседлые стратиоты, так и свободные крестьяне в византийских фемах, несомненно, в значительной мере происходили из вторгшейся в Империю славянской массы. Значение славян в развитии Византии особенно подчеркивается византиноведами Советского Союза (см. прежде всего: Липщиц . Византийское крестьянство); Лемерль ( Lemerle . Histoire agraire. 219. P. 63 sv.) также подчеркивает понятие «демографический переворот» (bouleversement démographique), случившийся в Империи с появлением славян в VII в. С другой стороны, от теории о привнесенном в Византию славянском общинном устройстве все более отказывается и советское византиноведение, которое поначалу ее разделяло. Ср. уже в: Левченко . Материалы. С. 28 ел., 37, а особенно: Сюзюмов М.Я. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии//Византийские очерки. М., 1961. С. 41–42. См., однако: Удальцова З.В., Каждан А.П. Некоторые нерешенные проблемы социально-экономической истории Византии//Вопросы истории. 1958. 10. С. 83–96 – и, по моему мнению, веские возражения М.Я. Сюзюмова (Некоторые проблемы истории Византии//ВИ. 1959. 3. С. 101–108). 306 На родство соответствующих положений «Земледельческого закона» (§ 19) и института аллиленгия указывает тж. Липшиц (Византийское крестьянство. С. 104), в то время как Каждан (Город и деревня. С. 169 ел.; К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII-X вв.//ВВ 10 (1956). С. 63–65) отрицает его. 307 Vita Johannis V, cap. 2 и Vita Cononis, cap. 3. Ср.: Hartmann . Byzantinische Verwaltung. S. 90,171; Stein . Vom Altertum. S. 150, 152. 308 Ostrogorsky G. Das Steuersystem im byzantinischen Altertum und Mittelalter//Byz 6 (1931).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 61–121 (см. тж. приведенную выше, с. 140–141, литературу по истории арабского нашествия); Златарски. История. Т. 1/1; Мутафчиев . История. Т. I; Runciman . Bulgarian Empire; Diehl Ch. L " empereur au nez coupe//Choses et gens de Byzance. Paris, 1926. P. 174–211; Ostrogorsky G. Das byzantinische Kaiserreich in seiner inneren Struktur//Historia Mundi. Bd. VI. Bern, 1958. S. 445–473. После смерти Константа II на престол Константинополя взошел его юный сын Константин IV (668–685). Началось одно из наиболее значительных с всемирно-исторической точки зрения правлений в византийской истории: правление, события которого решающим образом повлияли на ход византийско-арабской борьбы. Пока Констант II еще находился на Западе, Муавия, ликвидировав смуту в халифате, возобновил борьбу с Византией. В 663 г. арабы вновь появились в Малой Азии и с тех пор повторяли свои набеги ежегодно 265 : страна опустошалась, а население угонялось в плен. Порой арабы доходили до самого Халкидона, а зачастую оставались на территории Империи даже на зиму. Впрочем, решающее сражение, сражение за Константинополь и за само существование Византийской державы, разыгралось на море. Реализацию плана захвата города, который халиф Муавия разработал еще будучи наместником Сирии, он начал с того пункта, на котором был вынужден прервать его десятилетием ранее. После того как линия захваченных островов Кипр – Родос – Кос была дополнена Хиосом, военачальник Муавии захватил в 670 г. полуостров Кизик в непосредственной близости от византийской столицы. Тем самым был создан надежный плацдарм для захвата Константинополя. Но перед тем как обрушить удар на государственный центр Византии, эскадра халифа в 672 г. заняла Смирну, в то время как другая напала на киликийское побережье. Весной 674 г. началась главная операция: мощная эскадра появилась ввиду стен Константинополя. Сражения продолжались все лето, осенью арабский флот отошел к Кизику. Весной следующего года он появился опять, чтобы снова все лето держать в осаде византийскую столицу; то же самое повторялось и в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчинение врагов Поклонение братьев Скимен Восходящий росток Пробуждение Князь и вождь Сберегаемое для Него Чаяние народов Обе темы, как видно, рисуют картину мессианских ожиданий, причем завершение фрагмента с точки зрения композиции может быть отнесено к трем лицам – самому патриарху Иуде, упомянутому князю или вождю, и некоему отдаленному потомку Иуды 1439 . Все три вероятности не противоречат друг другу, поскольку речь идет о том, что «чаяние народов» 1440 будет относиться к роду Иуды, а значит, косвенно это чаяние возлагается на самого Иуду и всех его наследников 1441 . Первым претендентом на роль непосредственного предмета пророчества является, конечно, царь Давид: образы восходящего ростка и поднимающегося скимна (молодого льва) указывают на его молодость и постепенное овладение царством; поклонение старших братьев позволяет провести параллель между ним и Иосифом (ср. тж. Пс 151 ). Однако Давид не стал «чаянием народов», а потому то, что «сберегается для него», должно было быть понято как отложенное на неопределенное будущее (ср. слав. 1442 . Вопрос «кто поднимет его?» может указывать на отдаленность исполнения эсхатологических обетовании, которые как бы «спят» до времени, и запрет приближать их человеческими усилиями 1443 . Позднее отголоски этого «сна», вероятно, зазвучат в новозаветной христологии, а именно – мотиве положения во гроб Иисуса Христа, истинного «льва от колена Иудина» ( Откр 5:5 ). Ожидаемого народами Спасителя Септуагинта, безусловно, называет «князем», так как слова «не оскудеет... пока не наступит» выражают не условие оскудения, а уверенность в том, что благословенный род никогда не прервется до наступления обещанного, которое, таким образом, тоже относится к носителю титула. ANATOΛH Слово νατολ имеет в Септуагинте, согласно Юнгерову, два значения: «восход солнца и всход растений, т.е. отрасль» 1444 . Они оба могут относиться ко Христу, поскольку для описаний Мессии характерна как солнечная символика, так и растительная 1445 . Лучшим доказательством сознательности ото ждествления этих категорий может служить апеллирующая к ветхозаветному преданию апостольская фраза: «Ибо известно, что Господь наш воссиял (νατταλκεν) из колена Иудина...» ( Евр 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010