Подпорные стены к югу и востоку от комплекса Западной базилики вв.) Оборонительные сооружения Куртина 1 и 2 (ранняя) (вторая четверть – середина VI в.) 13 куртина и новая башня XII (V–VI вв.) Пояс утолщения башни XVI (V–VI вв.) Протехисма перед 16, 17, 19 куртинами (V–VI вв.) Строительные работы дукса Феагена на юго-восточном участке оборонительных стен в првление Юстина II и Софии (565–575 гг.) Обновление куртины 17 (VI в.) Повышение высоты 19 куртины (VI в.) Четвертое утолщение 20 куртины (VI в.) Башня XVII восточной оконечности 20 куртины (VI в.) Второе утолщение башни XVII (VI в.) Обновление и повышение высоты протехисмы на участке 16–19 куртин (VI в.) Куртины 22–27 и башни XXI–XXIII (конец VI – начало VII вв.) Второе утолщение куртины 1 (VII–VIII вв.) Прямоугольная башня I a (VII–VIII вв.) Восстановление башни XVII 1 (VIII в.) Куртины 2–4 и башни II–III (IX–X вв.) Новая линия протехисмы на участке 5–6 куртин и ров перед ней (IX– X вв.) Ров напротив куртины 1 (вторая половина IX – начало X вв.) Обновление башни XII (IX–X вв.) Перестройка полукруглой башни XIII (IX–X вв.) Обновление 14–15 куртин (IX–X вв.) Возведение куртин 16, 17, 19, 20 на новом повышенном уровне (IX–X вв.) Возведение нового оборонительного рубежа по линии куртины 21 вв.) Боевые калитки у башен XVI–XVII и по середине куртины 19 (IX–X вв.) Новая линия протехисмы с вылазными калитками перед куртинами 16, 17, 19 вв.) Башни XV и XV 1, а также ворота и подьемные мосты в периболе между ними (IX–X вв.) Третий пояс утолщения башни XVII (IX–X вв.) Башня XVIII вв.) Перестройка куртины 18 (IX–X вв.) Третье утолщение куртины 1, устройство башни I и малых ворот рядом с ней (не ранее X в.) Новая линия протехисмы от башни III к морю (X в.) Перестройка западной оконечности куртины 16 и новая прямоугольная башня XIV (X в.) Сводчатая калитка в куртине 16 около башни XIV (X в.) 1427 Перечень составлен на основе анализа как письменных (агиографических, эпиграфических), так и археологических источников. В скобках указаны предполагаемые датировки строительных объектов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Напрестольный серебряный крест (табл. VI, 1): мера 0,38 х 0,19 м. На нем горельефное изображение распятого И. Христа с предстоящими и со Св. благоверным князем Владимиром, представленным в высоком шлем, с крестом и простертой дланью. Крест в руке и простертая длань, в обычном иконографическом порядке, составляют атрибуты мучеников. Но в данном случае они указывают не на мученичество, а на открытое исповедание христианства (длань) и просвещение России светом Евангелия, подобно тому, как изображались с теми же атрибутами равноапостольные Константин и Елена. Что касается шлема, то он составляет также модернизацию, недопустимую в древности ни на молебных иконах ни на крестах. Мастер был западник. На обратной стороне креста (табл. VI, 4) в особых надписях показаны Св. мощи: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Архидиакона Стефана, Пантелеймона, Евстафия, Плакиды и Евстратия. Здесь же «летопись»: сей животворящий крест построил в соборную церковь Пресв. Троицы во град Псков преосвященный Маркелл первый митрополит псковский и изборский лета 7191 (1683) месяца мая в 7 день. 2 . Серебряный крест (0,32х0,15м) с накладными фигурами – распятого И. Христа с Адамовою главою (внизу), предстоящих – Богоматери и Иоанна Богослова (бюсты), двух ангелов и Св. Духа (вверху). Лицевая сторона (табл. VI, 2) украшена превосходною филигранью и жемчугами; на левой сторон и по бокам та же филигрань XVII в. Табл. VI. Кресты Троицкого собора в Пскове 3 . Крест новый (0,21х0,40м) с эмалевыми изображениями распятия с предстоящими и Господа Саваофа (вверху). На главе распятого И. Христа металлический нимб и терновый венок, XVIII века. (Табл. VI, 3) Наперсный крест (табл. VI) небольшой (0,09х0,16 м), западный. Терновый венок: тело И. Х. обвисло; над главою И. Х. латинское титло I.N.R.I. Панагии Троицкого собора Верхняя группа таблицы VII-й. 1 . Панагии (табл. VII, 1) серебряная позолоченная большая (0,15 м.), в виде восьмиугольной звезды. Основа её – серебряная пластинка, на которую наложен ажурный орнамент и четыре альмандина. В средине изображен «чин» – 1. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела, писанные на меди под кабошоном. На ушке бирюза – выцветшая. Цепь серебряная позолоченная кольчатая. Левая сторона гладкая, обновленная, с надписью «Серебряков». Панагия эта относится ко второй половине XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

39. Гавриил Кременецкий хирот. 17 сент. 1749 из архим. Новоспасских, а 29 окт. 1755 перев. в Казань. 40. Порфирий Крайский 9 окт. 1755 перев. из Суздаля, а 29 окт. 1763 – в Белгород. 41. Феодосий Михайловский хирот. 28 дек. 1763 из архим. Солотчинского монастыря; † 30 янв. 1787. V. Епископы Коломенские и Тульские 42. Феофилакт Горский 6 мая 1788 перев. из Переяславль-Залесской епархия и 12 сент. †. 48. Афанасий Иванов 12 нояб. 1788 хирот. из архим. Заиконоспасских; 10 апр. 1799 перев. в Воронеж, а 16 окт. упразднена и епархия. Епархия Сарская или Крутицкая Сарская или Крутицкая епархия учреждена в 1261 г., упразднена в 1788 г. I. Епископы Сарайские и Сарские и Подонские 1. Митрофан хирот. 1261, оставил епархию 1269. 2. Феогност хирот. 1269; упом. до 1291. 3. Измаил упом. 1296, а 1312 отлучён. 4. Варсонофий хирот. 1312; упом. 1330. 5. Софония , около 1350. 6. Афанасий , до 1356. 7. Иоанн хирот. 1356. 8. Матфей , около 1365. 9. Савва хирот. 1382; † 9 июля 1403. 10. Тимофей хирот. 20 июля 1404, из игум. Борисоглебских; упом. 22 мар. 1416. 11. Иов , на соборе 1441. 12. Вассиан упом. с 1458; † 8 апр. 1466. С половины XV века владыки Сарайские начали постоянно жить в Москве на Крутицах, и именовались иногда «Крутицкий и Подрельский». (Карамз., VI, прим. 219, 326). 13. Прохор хирот. 11 мар. 1471, а в дек. 1492 отошёл на покой в Московский Богоявленский мнтрь; тогда ему дан был Звенигород со всеми пошлинами. 14. Сильван хирот. 4 мая 1493, из игум. Угрешского монастыря; в исх. 1496 оставил епархию. 15. Евфимий Подрез хирот. 18 дек. 1496, из иноков Троице-Сергиевских; † 12 июня 1499. Погребён на Крутицах. 16. Трифон Дубина хирот. 14 июля 1499, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † в 1507. Погребён на Крутицах. 17. Досифей Забела хирот. 23 янв. 1508; † 2 февр. 1544. Погребён в Крутицах. 18. Савва Черный хирот. 24 февр. 1544 из архим. Симонова монастыря; † в февр. 1554. Погребён на Крутицах. 19. Нифонт Кормилицын хирот. 11 мар. 1554 из архим. Новоспасского монастыря; † 1558. Погребён на Крутицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рафаил в 1637 перев. из Нижегородского Печерского по 1643. (Не опять ли туда-же?) Макарий в 1643 (упом. в июле) перев. из Снетогорского, а 4 нояб. 1649 хирот. в архиепископа Псковского. Митрофан в 1650 перев. из Спасо-Мирожского; упом. в мае (sic) 1653; до 1656? Зосима , 1656–63, уволен; упом. в июле (sic) 1664. Герасим , 1663–69. Паисий , 1669–82. Иоасаф , 1682–86. Паисий 12 авг. 1686 перев. из Крестного; по 1699. Корнилий в 1699 перев. из Спасо-Мирожского. Аарон , 1 февр. 1705–1708. Феодосий , 1711–24. Маркелл Родышевский , из флотских иеромонахов, в 1724–25, 27 сент. перев. в Новгородский Юрьев. Филарет , в 1726–29; † ... Вениамин Сахновский в 1730 перев. из Снетогорского, а 25 июля 1731 хирот. в еписк. Коломенского. Кирилл Иерусалимита (упом. 27 авг.) 1731–32, 10 апр. перев. в Донской. Игнатий Расковский произведён 11 июня 1732; † в 1745 ... Геннадий Андреевский в 1746 перев. из Велико-Пустынского,. а 16 апр. 1753 хирот. в еписк. Костромского. Иосиф , 1753–85; † … Варлаам Головин в 1785 перев. из Снетогорского, а 13 апр. 1792 – в Новый Иерусалим. Пётр Можайский в 1792 перев. из Смоленского Авраамиева, а в 1800 – в Бизюков. Венедикт Постников в 1800 перев. из Мирожского; по 1833; († ...?) Антоний Шокотев , с 1833, а 2 апр. 1850 хирот. в еписк. Волгского (викария Саратовского). Никон , 1850–59. Аполлос , 1860–62. Феогност Лебедев , архиепископ Псковский и Порховский, управлял с 9 мар. 1864; † 22 апр. 1869. 2 Спасо-Елиазаров, от Пскова в 25 верстах, основан св. Евфросином в половине XV века. Ныне второклассный. [IV, 84; III, 512; VI, 999] Игумены Св. Евфросин † 15 мая 1481. Харалампий , ученик его. Игнатий , 1481. Филофей . Памфилий , 1505. Нифонт , 1514. Феодосий , 1547. Геннадий Медков 1554 перев. в Юрьев. Нил . Никон , 1587 и 88. Иоасаф , 1601. Савватий , 1605. Феодосий , 1623. Иосиф , 1630 (sic), 1636, 39. Евфимий , в февр., мар. 1649. Матфей , 1670–79. Тарасий , 1682. Мисаил , 1684–89. Симеон , 1692. Парфений , 1694 и 95. Сампсон , в мар. 1721. Виссарион , около 1730. После архим. Александровский Свирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон , 5 февр. 1714. 11 Карачунский, Сретения Богородицы, в Задонском уезде, упразднён в 1764 г. [IV, 343.] Игум. Никон . – Феодосий , 1629, 32. Строит. Леонид , в дек. 1640; паки определён 22 июня (sic) 1654. – Авраамий , 1645. Игум. Леонид , в мар. 1653. Строит. Филарет , 1667. – Митрофан , 1673. – Феодосий , 1681. 2 окт. 1683 мнтрь приписан к Воронежскому архиерейскому дому. Строит. Савватий , 1702–4. 12 Покровский, в Воронеже, 3-го класса, основан в 1623 г. [V, 561.] Игуменьи Марфа , строит-ца, 1623–27. София , строит-ца, 1636. Евникея , строит-ца, в янв. 1658. Агафия , в дек. 1665. Иулиана , строит-ца 1672, иг-нья в апр. 1673–88. Вера , 1686. Ирина , 1700–6. Прокла , 1765–71. Неонила , 1772 и 73. Магдалина , 1773–76. Тавифа , 1777–80. Смарагда , с 1845; † 6 мая 1866. 13 Толшевский Спасо-Преображенский, Константиновская пустынь, от Воронежа в 40 верстах, основан в половине XVII века. С 1764г. заштатный. [VI, 404.] Строители Иосиф , 1646. Авраамий , в мар. 1674, 1677–84. Антоний , 1684–86. Феодосий , 1690–94. Антоний , 1694–96. Симеон , 1698. Антоний , 1700–1704, 11. Тихон , 1722. Никифор , 1730. Игумены Иосиф , архим., 1731. Варсонофий , архим., 1733. Евфимий , 1759. Серафим , 1764. Иосиф , 1802. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 и перев. в Павлов Обнорский. 14 Задонского Богородицкого [IV, 128]: Архимандриты Евфимий , игум., 1736–41. Варсонофий , 1751–1758. Гавриил , 1764. Корнилий , 1766.–66 261 Нифонт , 1766–74. Феодосий , 1775–77. Самуил , игум., 1777–84. Тимофей , игум., 1791–98, архим. с 10 сент. 1798; 31 авг. 1805 уволен, а в 1808 определён в Виленский Святодухов. Иннокентий произведён из иеромонахов 15 сент. 1805; † 3 сент. 1807. Евграф перев. из Арзамасского Спасского 11 нояб. 1807; 4 июня 1814 перев. в Тюменский Троицкий. Самуил , из строит. Коротоякских, 15 нояб. 1814; † 11 дек. 1833. Иларий 1834 перев. из Солотчинского, а 8 мар. 1836 – в Соловецкий. Досифей Немчинов 8 мар. 1836 перев. из Соловецкого, а 7 окт. 1840 уволен на покой и † 1 мар. 1845, в Симонове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наше знание права и системы управления ранневизантийского времени прежде всего основывается на Кодексе Феодосия (Codex Theodosianus) 67 и великом законодательном труде Юстиниана, из которого для византиноведов особенно важны Кодекс Юстиниана и новеллы 68 . О чиновной структуре ранневизантийского государства сообщают возникшие в первой половине V в. Notitia dignitatum 69 и составленная в середине VI в. книга о магистратах Иоанна Лида 70 . Только во фрагментах сохранились сочинения Петра Патрикия , который с 539 по 565 г. занимал пост магистра оффиций (magister officiorum) 71 . Особенно важны составленные им описания порядка венчания на царство в V и VI вв., которые Константин VII Багрянородный включил в свой трактат о церемониях (кн. I, гл. 84–95). К концу VI или началу VII в. относится знаменитый военный справочник, сохранившийся под названием «Стратегикон Маврикия» (или Псевдо-Маврикия). Он важен не только для истории военного искусства византийцев, но и особенно для истории других народов (персов, тюрков, аваров, славян и антов, франков и лангобардов), о способе ведения войны которых, а также и о прочих обычаях здесь приводятся чрезвычайно ценные сведения 72 . Что касается нумизматического и сигиллографического материала, назовем здесь в качестве основных публикаций (в том числе и для последующих разделов) следующие: Sabatier J. Description générate des monnaies byzantines. Paris, 1862. 2 vol. (репринт: 1930); Wroth W. Catalogue of the Imperial Byzantine Coins in the British Museum. London, 1908. 2 vol.; Толстой И.И. Византийские монеты (Monnaies byzantines). СПб., 1912–1914. Вып. 1–9 [Вып. 10: Барнаул, 1991]; Goodacre N. Handbook of the Coinage of the Byzantine Empire. London, 1928–1933.3 vol.; Schlumberger G. La sigillographie byzantine. Paris, 1884; Панченко Б. А. Каталог моливдовулов коллекции Русского Археологического Института в Константинополе//И РАИ К 8 (1903). С. 199–246; 9 (1904). С. 342–396; 13 (1908). С. 78–151; K ωνσταντινπουλος Κ. Βυζαντιακ μολυβδβουλλα. A θναι , 1917; Laurent V. Documents de sigillographie byzantinë La collection С Orghidan. Paris, 1952. О рассеянных в специальной литературе отдельных публикациях монет и печатей, количество которых в последнее время быстро возрастает, см. приведенные на с. 15 (прим. 1) обзоры В. Лорана. 1. Христианизированная Римская империя

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как предрекли пророки, жившие прежде, Христос грядет, чтобы собрать народы, Ибо есть Он свет миру всему... Если же хотите тьму грехов отвергнуть И мира этого тлен отмести, Если хотите обрести жизнь райскую И избежать огня пылающего — Внемлите ныне разумом своим. И в завершение подумаем над тем, что значат для нас катастрофы и кризисы. Само слово «кризис» (κρσις) по-гречески означает «суд» и является в некотором смысле предвестием Страшного Суда. Господь испытывает нашу веру, наказует наши прегрешения и призывает нас к покаянию. И нам надлежит столь же чутко и мудро отвечать на наши кризисы, как это делал св. князь Борис Болгарский. Рейтинг: 9.8 Голосов: 87 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Продолжатель Феофана . Жизнеописания византийских царей/Введение, перевод, комментарии Я.Н. Любарского. СПб., 1992. С. 73.   Златарски В . История на Българската държава през средните векове. Т. I. Ч.2. София, 1971. С. 57.  Продолжатель Георгия Монаха//Грецки Извори на Българската История. Т. VI. 137. (Далее ГИБИ).  Иосиф Генесий//ГИБИ. IV. С. 334-335; Житие патриарха Игнатия//ГИБИ. IV. С. 131; Бертинские анналы//Латински Извори на Българската История. II. С.287-288; Продолжатель Феофана. С. 72; Продължителят на Георгия монаха//ГИБИ VI. С. 137; Георги Кедрин – Йоан Скилица//Там же. С. 237-238; Согласно одному староболгарскому рассказу о крещении Болгарии, составленному в XIV в. на основании более ранних византийских хроник, «в то время по всей болгарской стране распространилась смертоносная болезнь проказа» (Христоматия по история на България. Т. I. Ранносредновековие VII – XII. София, 1978. С. 200–201).  Возможно, это был Мернептах, годы правления которого: 1250–1240 до Р.Х.   Петрухин В.Я . Христианство на Руси во второй половине X – первой половине XI в.//Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 87. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии mila toll 6 июня 2015, 07:01 низкий поклон отче Владимир очень хочется увидать такую икону Страшного Суда

http://pravoslavie.ru/79331.html

В Крещении заблистал свет (nuhra) от воды. В смерти Его солнце затмилось на тверди. В страсти Его зашли с ним звезды. В явлении явились с ним звезды . Данное предание глубоко отразилось в сирийской традиции. Вот молитва на освящение воды в одном сирийском крещальном чине V века: «Возсияй на водах сих, Спасе, якоже возсиял еси на Иордане» . Сходные места можно найти в гомилиях Нарсая (рубеж V–VI века), а также в гомилиях свт. Прокла Константинопольского: для него Христос — «огонь, в воде Крещаемый» (pur en udati baptizomenon Procl) . Однако, в памятниках VIII–IX века мы уже не находим следов подобного предания. Из этого экскурса можно сделать следующие выводы: 1. Предание о том, что во время Крещения Христа на Иордане был виден огонь (или свет, что в принципе равнозначно), появилось в церковной письменности очень рано — не позднее первой половины II века. Оно присутствует в Диатессароне, Сивиллионых оракулах, Проповеди Петра, откуда распространяется по христианскому миру. Вероятно, это предание типологически связано с Пятидесятницей — с видением огненных языков, сошедших на апостолов. 2. Возможно, в Богоявленский канон это предание попало из сирийской традиции, для которой оно было весьма актуально в IV–VI веке. Однако вероятно и то, что оно является палестинским и является лишь продолжением той исходной традиции, которая дошла как до Запада, так и до Востока. 3. Этот величественный образ отражает духовное переживание той благодати, которая некогда осенила Иордан и всякий раз пронизывает воды при их освящении, свидетельствуя об огненном крещении, даруемом во Христе всему человечеству. Рейтинг: 9.2 Голосов: 52 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Μυστηριον παραδοξον η Βαβυλωνος εδειξε καμινος πηγασασα δροσον, οτι ρειθροις εμελλεν αυλον πυρ εισδεχεσθαι ο Ιωρδανης και στεγειν σαρκι βαπτιζομενον τον Κτιστην ον ευλογουσιν οι λαοι και υπερυψουσιν εις παντας τους αιωνας Mεναια εν Ρωμη. 1888.Τ.III. Σ. 168.  В оригинале слав. перевода стоял Dativus pluralis: ρειθροιςи. Соответственно, ο Ιωρδανης. Однако в большинстве греч. кодексов, в том числе древнейшем греческом палимпсесте ПБ греч. 7 стоит ρειθρον Nominativus.

http://pravoslavie.ru/67824.html

Он дошел до такого результата: " 1) В древнейшей церкви не существовало никакого особенного кодекса правил. 2) Многие из так называемых апостольских правил по своему содержанию действительно весьма древни и даже совпадают со временами апостольскими, но повод к изданию их был гораздо позже, и только малая часть, заимствованная из апостольских постановлений, могла принадлежать к доникейскому времени. Другие же из них появились в IV и V веках и были не что иное, как только повторение и изменение того, что постановил Антиохийский собор, бывший в 341 году. Некоторые же (напр. 29, 81, 83) были еще позднее Халкидонского собора (541 г.), который мог даже служить для них источником. 3) Из таких источников правил составились два собрания, из которых одно, в числе 50 правил, появилось в половине V века, а другое, содержавшее в себе 35 последних, в начале VI века " 1. Нам могут заметить, что в Восточной церкви апостольские правила не всегда были свободны от сомнений. Так, могут указать на предисловие к номоканону Фотия, Константинопольского Патриарха, где апостольские правила называются только глаголемыми (εοε) и еще сомнительными (ου ου εοεου οο [οε] ε ε υου οου и проч.). Правда, в этом предисловии, которое можно читать и в нашей Славянской Кормчей книге, действительно так говорится. Но в нем так сказано не об одних только апостольских правилах, но и о соборе Карфагенском выражено так, как будто бы правила его в первый раз вносились в кодекс и притом не как утвержденные всею церковью, но как поместные и только в некоторых отношениях полезные для всей церкви; наконец, и правила святых Отцов принимаются не вполне как канонические, а только как руководственные (неким образом устав даровати могуща - Слав. Кормч.). И хотя Бинер и другие не сомневаются приписать такое предисловие самому Патриарху Фотию (см. Biener. Collect. Graec. P.25), однако же оно не может быть достоверно приписано Фотию, потому что подобные рассуждения весьма странно было бы слышать от такого ученого мужа, каков был Фотий, особенно после того, когда VI Трулльский собор подтвердил апостольское происхождение рассматриваемых нами правил. Иначе необъяснимо, по какому поводу или с какою целью Фотий издал такой сборник в явном противоречии с действующим правом церкви. Гораздо вероятнее предположить, что при составлении номоканона в руках Фотия был какой-либо старый сборник, изданный еще прежде Трулльского собора, с этим именно предисловием, и что Фотий оставил, дополнил и обработал в новом виде этот старый сборник, оставив в нем это прежнее его предисловие как указание источника, как старый камень в фундаменте нового здания. Да если бы и действительно так рассуждал патриарх Фотий об апостольских правилах, то само собою разумеется, что мнение одного лица нисколько не подрывает мнения всей церкви. См. Архим. Иоанн. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т.1. С.93.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

– времени рукописи Oxon. Bodl. Baroc. gr. 15 варианта CJP 2) 233 , представляется все же маловероятной. Тем самым мы остаёмся, по-видимому, в рамках VII-VIII вв., с возможным опущением нижней планки до VI в., и оснований для более точной и однозначной датировки первой половиной VI в. не имеем, пока не будут доказаны тождество Петра Трусливого с Петром Валяльщиком и невозможность приложения данного эпитета к константинопольскому патриарху Петру 234 . Русский перевод анонимного толкования сделан В. Г. Патриным 235 под редакцией А. Г. Дунаева, комментарии (за исключением указаний на разночтения) составлены В. Г. Патриным. Анонимное догматическое толкование на молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» (редакция 1) Молитва «Господи Иисусе Христе, Боже на 236 1, помилуй нас. Аминь» была нам передана для произнесения во всякое время не просто так или случайно, без рассуждения и исследования. Ибо, хотя этот стих короток 237 , он ни в коем случае не лишён догматического содержания 238 , напротив, с рассуждением и большим попечением, при содействии Святого Духа, он был составлен святыми отцами для уничтожения всех ересей и исполнения заповедей 239 Господа. Ведь в нем каждое слово исполнено догматическим смыслом, Господними заповедями и богочестием 240 . Ибо одни еретики говорили, что Христос – простой человек, но не Сын Божий; другие же, что Он, будучи только Богом, не был также совершенным человеком, лишь по видимости приняв человеческое [естество]; иные же, исповедуя [Его] Богом и человеком, не две природы сводили в одну ипостась, но говорили, как о двух природах, так и двух ипостасях и двух сынах; а другие, признавая, что две природы сходятся в одной ипостаси, учили, что сами эти природы смешались и слились в одну 241 , и утверждали, что из двух природ возникла одна особая природа. Но этот стих 242 через слово «Господи», которое указывает на божественную природу, отвергает Ария и его единомышленников, говорящих, что Он – простой человек, но не Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010